"Викторианская элегантность" картин Алана Мейли. Картины викторианские


Английская портретная живопись викторианской эпохи

Charles Edward Perugini (1839-1918) - британский художник Викторианской эпохи. Итальянские корни художника в Неаполе, жил и работал он в Англии. Обучался живописи в Италии у Giuseppe Bonolis и Giuseppe Mancinelli, а в Париже - у Ary Scheffer. Известный художник-прерафаэлит лорд Фредерик Лейтон покровительствовал Перуджини и в 1863 году пригласил его в Англию. В 1874 году художник женился на младшей дочери писателя Чарльза Диккенса. Perugini и его супруга вели активную общественную жизнь и были хорошо известны в художественных кругах Великобритании. Perugini писал портреты и жанровые картины, где явно прослеживается тяготение художника к классическим образцам античного искусства.

1

2

3

4

A Backward Glance

A Capri Girl

At Play

Castalia_Rosalind,_Countess_Granville_(1847-1938),_by_circle_of_Charles_Edward_Perugini

Charles_Edward_Perugini_-_Woman_with_a_Floral_Wreath_in_a_Leopard_Dress

Charles_Edward_Perugini_ak1

Dolce far niente

Dressing Up

Faithful

Girl Reading

He Loves Me, He Loves Me Not, by Charles Edward Perugini

John Forster

Katie Perugini, née Dickens

Labour of Love

LOVERS IN A GARDEN

Miss Helen Lindsay

Oh for the Touch of a Vanished Hand

Peonies

Perugini_ramparts

Playing at Work

Portrait of a Young Woman

Silvia_-_Charles_Edward_Perugini

Sophie-Grey

The goldfish bowl.

The Green Lizard

The Hop Picker

THE LADY IN THE YELLOW DRESS

religioznik.livejournal.com

​4 красавицы Викторианской эпохи, которые могут рассказать нам кое-что о тех временах

Как известно, Викторианская эпоха стала для истории Великобритании одной из самых значимых, так как в этот период происходило множество изменений во всех сферах жизни общества. Это были как технологические перевороты, так и социальные и мировоззренческие сдвиги.

Пуританский образ жизни и высокие нравственные ценности доминировали в обществе в тот период. Тем не менее, некоторые художники пытались идти наперекор сложившимся устоям, они приняли решение бросить вызов обществу, однако при создании своих картин им пришлось также позаботиться о том, чтобы не оскорбить тонкую моральную составляющую общества Викторианской эпохи.

Классическая обнаженная натура

«The Judgement of Paris» Solomon Joseph Solomon, 1891  

Отношение к живописи, на которой изображено обнаженное тело, в викторианском обществе было довольно спорным, поэтому художникам нужно было четко ощущать грань того, где заканчивается приемлемое и начинается провокация. В английской живописи не было традиции изображать обнаженное тело – предпочтительнее было писать портреты, пейзажи и натюрморты.

Однако в 1860-х годах многие британские художники перенесли на свои полотна традиции изображения классической обнаженной натуры в стиле Жана Огюста Доминика Энгра — безупречное, скульптурное и совершенное нагое тело. «Афродита» Соломона как раз таки и принадлежит к этой традиции. Эта картина, ко всему прочему, висела на стенах Королевской академии художеств, поскольку считалось, что в данном случае чистота и красота тела напрямую указывает на чистоту души, которой чужды плотские утехи.

 

Викторианцы в тогах

«A mouse in the work basket» John William Godward, 1893

Джон Уильям Говард, следуя по стопам Лоуренса Альма-Тадемы, также предпочитал «дразнить» своего зрителя. Здесь на картине изображена девушка, которая, увидев мышь, пришла в испуг, отчего взобралась на рядом стоящий стул и приподняла подол юбки. Героиня картины не только показывает обнаженную лодыжку, но также и красивый силуэт женского тела.

Подобная «щекотливая» сцена была принята обществом благодаря тому, что девушка облачена в классическую тогу, а не в современную викторианскую одежду.

  Восток

«Zenobia Captive» Sir Edward John Poynter, 1878

Сэр Эдвард Джон Пойнтер — один из величайших сторонников классицизма в викторианском искусстве, он был избран президентом Королевской академии художеств, а также занимал пост директора лондонской Национальной галереи.

На данном полотне он изобразил Зенобию — королеву Пальмиры, которая объявила независимость Рима, однако вскоре ее армия была разгромлена Аврелианом. После этого ее заковали в золотые цепи и провели через весь Рим во время триумфального шествия.

Пойнтер выбрал ее в качестве героини своей картины неспроста: в ее образе сосредоточено мужество, стойкость и сила, которые все в купе являются символами добродетели.

Но если взглянуть на это шире, художник как бы подготовил почву для размышлений и изменил вектор взгляда на «слабый пол», так как именно в этот период шла активная борьба женщин за свои права.

 

Изображения из греческой мифологии

«Proserpine» Dante Gabriel Rossetti, 1882

Братство Прерафаэлитов стало известно лондонскому обществу в 1848 году. Их деятельность была направлена то, чтобы бороться с пресным академизмом и классицизмом в живописи Викторианской эпохи.

«Прерафаэлитство» в прямом смысле означает духовное родство с живописцами эпохи раннего Возрождения, которые творили до Рафаэля и Микеланджело. К 1870 годам каждый из братства обрел свой личный стиль. Данте Габриэль Россетти был, возможно, одним из самых оригинальных и поэтичных живописцев того времени. На своих полотнах он изображал героических женщин прошлого, известных мифологических и литературных героев древности. Например, одним из его любимых образов была Прозерпина — царица Аида, которая обречена жить во мраке подземного мира.

Моделью для данного образа стала Джейн Моррис, с которой у Россетти был долгий 10-летний роман. Он был влюблен в свою красавицу, она была его вдохновением и музой для многих самых знаменитых работ художника.

Образ Прозерпины здесь совсем не случаен — это своеобразный намек на несчастливый брак Джейн с другом Россетти Уильямом Моррисом.

estetico.me

Викторианская эпоха в живописи и фотографии

Викторианская эпоха в живописи и фотографии. Городской и сельский пейзаж.

Миллес, Джон Эверетт (Millais, John Everett) 1829-1896 — джентельмен, художник, баронет и Хэверс, Алиса Мэри (Havers, Alice Mary) 1850 — 1890 — художница-иллюстратор Викторианской эпохи, Член Общества Художниц (Society of Lady Artists), а также Аллингем, Хелен Мари Элизабет (Allingham, Helen Mary Elizabeth) 1848 — 1926 — художница, сохранившая исчезнувшие сельские пейзажи Суррея и Кента столь достоверно, что ее акварели изучают архитекторы, все они оставили потомкам великолепное, историческое наследие, красочные иллюстрации Англии времён викторианства. Но не менее ценны для современников старинные фотографии Викторианской эпохи — городские и сельские пейзажи

  В 19 веке в Англии была создана глубоко самобытная и национальная по своему характеру живописная школа, которая между 1830-1850 годами пережила свой «золотой век». На первые десятилетия 19 в, приходится завершающий этап начавшегося в середине 18 в. расцвета английского искусства. В 19 на первое место выходит пейзажный жанр. Зародившийся в творчестве Гейнсборо лирический пейзаж получил свое развитие в конце 18 — начале 19 в. в искусстве художников реалистического направления

Далее 40 фотографий, сделанных викторианскими фотографами:

 

 

 .

 

Теперь о художниках викторианства подробнее

Среди художников того времени Джордж Хейтер, Джеймс Хейлер, Уильям Пауэл Фриз, Джон Ричи, Джон Клейтон Адамс, Данте Габриэль Россетти,  Джон Эверетт Миллес, Джон Уильм Уотерхаус, Эдуард Коли Берн-Джонс. Их работы – это портреты маслом, в том числе самой королевы Виктории разных лет, жанровые и исторические произведения. А также работы, выполненные акварелью, так как эта техника была очень популярна и любима английскими художниками.

Полотна таких художников XIX–XX вв., как Фредерик Гудалл (1822–1904), Фредерик Морган (1856–1927), Теодор фон Хольст (1810–1844), Вильям Генри Мэндер (1850–1922) заслуживают особого внимания.

Одна из наиболее известных картин ранней Викторианской эпохи – работа Фредерика Гудалла «Цветущее майское дерево» («Raising the maypole»). Гудалл — один из крупнейших английских художников XIX в на своих полотнах он чаще всего изображал пейзажи и сцены быта, также мастер увлекался египетскими мотивами.

Ещё известные Викторианские живописцы: Ричард Дэдд, Ричард Дойль Джон Констебл, Уильям Тёрнер и Уильям Меллор.

Если говорить о реалистическом пейзаже 19 века, то подлинным новатором в его создании был Джон Констебл (1776—1837). Демократизм и глубина чувств сочетаются в его творениях с поэтичностью и правдивостью. Он воспевал родную природу, словно наполняя светом и воздухом пространство картин и этюдов, передавая динамику неба, свежесть зеленой листвы деревьев и травы, неразрывную связь природы и человека.

Констебл родился в Суффолке в семье мельника. Живописные берега реки Стур, серебристые ивы, водяные мельницы были первыми сильными зрительными впечатлениями будущего художника, неоднократно возвращавшегося к ним впоследствии.

В то время как Констебл, верный жизненной правде, находил лишь отдельных ценителей своего искусства в Англии, другие художники, определявшие художественные вкусы буржуазной публики, пользовались широкой известностью. Официальное признание получили мастера условного, отвлеченного романтического направления.

.

Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Уильям Тернер (1775—1851), глубоко эмоциональное искусство которого намного опередило свое время. Вслед за Констеблом этот художник был, прежде всего, предан правде жизни. Но в его творчестве в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Его пейзажи, полные контрастов света и цвета, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами .

 Классическим викторианским художником сказочной тематики считается Ричард Дэдд. Он населил холсты существами из британской сказочной литературы и архетипов деревенского сказочного фольклора: миниатюрными созданиями, изображенными в натуралистичной обстановке с множеством деталей. 

Будучи студентом Королевской лондонской академии, Дэдд писал невыразительные пейзажи, морские и с животными; позднее он совершил путешествие на Ближний Восток, которое переменило всю его жизнь. По возвращении был заточен в Бедлам (сумасшедший дом) и там написал свои потрясающе детальные сказочные картины. Самая известная из них — «The Fairy Feller’s Master Stroke». Ричард («Дикки») Дойль, так же как и Ричард Дэдд, изображал Страну Фей как миниатюрный мир, где духи прячутся под опавшими листьями и под каждой травинкой. Лучше всего известны его книжные иллюстрации, однако Дойль также писал большие картины акварелью и маслом, обычно населенные сотнями тонко, тщательно выписанных фей.

Источники фото: http://www.rainfall.com/store/index.php?route=product/category&path=2649 и http://humus.livejournal.com/1794381.html. и отсюда  http://upyourpic.org/images/201312/pjpzb12nma.jpg.html

filov.mypage.ru

"Викторианская элегантность" картин Алана Мейли

Доброго времени суток всем посетителям сайта! Приглашаю ненадолго погрузиться в мир викторианской эпохи, которую так талантливо изобразил на своих картинах художник А.Мейли.

Художник Алан Мэйли (1931-1995) родился и вырос в Англии. Мейли происходил из артистической и талантливой семьи и всегда хотел быть художником. После обучения в Колледже Искусства Reigate он оказался перед выбором — поступить в престижную Королевскую академическую школу в Лондоне или войти в киноиндустрию в качестве ученика художника. Он выбрал блестящий мир кино и обучался как сценический художник, но эти занятия были приостановлены, когда молодой человек заболел полиомиелитом. Алан провел год, выздоравливая и учась заново ходить. Это время было также решающим поворотным моментом в его жизни, поскольку он понял, что физически будет не в состоянии писать большие картины. А.Мейли стал художником непрерывного кадра. Его талант был признан Уолтом Диснеем, который пригласил Алана в Америку. В 1971 году Мейли был награждён премией «Оскар» за визуальные эффекты в фильме Disney «Bedknobs and Broomsticks». Несмотря на большую востребованность в киноиндустрии, Алан Мейли находил время для занятий живописью. Большая любовь художника к 19 веку и обширные знания об этой эпохе проявляются в его работах. Его картины великолепно отображают дух времени и образы людей, живших в прекрасную и элегантную викторианскую эпоху.

Спасибо за внимание!

babiki.ru

Живопись - Викторианская эпоха

                                             КЛАССИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

    Английский художник конца викторианской эпохи - середины XX века - Charles Spencelayh (1865-1958)

 

Художник, мировоззрение и мастерство которого сформировалось на исходе викторианской эпохи, сохранил в своей душе то состояние неторопливости, размеренности жизни, свойственное XIX веку. Предметный мир его картин, где время как будто остановилось, его интерьеры, с разнообразными мелкими деталями, выписанными с такой любовью, а также замечательные портреты, тонко подмеченные характеры ... Живопись художника очень многое может нам рассказать о той эпохе. 

 

Вот комната эта - храни ее Бог - мой дом, мою крепость и волю.  Четыре стены, потолок и порог, и тень моя с хлебом и солью .  И в комнате этой ночною порой  я к жизни иной прикасаюсь .  Но в комнате этой, отнюдь не герой, я плачу, молюсь и спасаюсь.  

В ней все соразмерно желаньям моим - то облик берлоги, то храма,  В ней жизнь моя тает, густая как дым,  короткая как телеграмма.  Пока вы возносите небу хвалу, пока ускоряете время ,Меня приглашает фортуна к столу нести свое сладкое бремя.

Покуда по свету разносит молва, что будто я зло низвергаю,  Я просто слагаю слова и слова, и чувства свои излагаю .  Судьба и перо, по бумаге шурша, стараются, лезут из кожи.Растрачены силы, сгорает душа, а там, за окошком, все то же.

Булат Окуджава

Как парка, вяжет миссис Трот и звякают тихонько спицы...Коту мышонок, верно, снится, а время с тучами плывёт.Давно все страсти улеглись - привычно жить воспоминаньем,Так нескончаемо вязанье: в него дороги все вплелись -

И те,что не пройти теперь и те, что прошагали в прошлом...За занавескою в горошку скучает старенькая дверь.Мурлыкающий древний друг - кошак, как Нельсон, одноглазый,Он с Трот одной судьбою связан, её забота и досуг.

Отныне в памяти навек картинка эта сохранится -И кот, и миссис Трот, и спицы... Горит камин, не тает снег.

 

Наталия Черкашина

subscribe.ru

Викторианская сказочная живопись — WiKi

  Белый Рыцарь в «Алисе в Зазеркалье» — автопортрет Тенниелa

Большинство художников Fairy painting писали картины на сюжеты «сказочных» шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Буря», на фольклорные сюжеты и сюжеты волшебных сказок. Первоначально это направление было связано преимущественно со станковой живописью, позже — с книжной графикой[6][7].

Fairy painting в станковой живописи

По мнению искусствоведов, первым викторианским художником, создавшим подобные работы и получившим признание критики именно за свои сказочные картины, был Ричард Дадд (1817—1886). Картина «Спящая Титания» создана художником в 1841 году одновременно с другой картиной на сюжет «Сна в летнюю ночь» — «Пак». «Спящая Титания» неоднократно была представлена на выставках: 1841 год в Королевской Академии художеств в Лондоне (Летняя выставка, экспонат № 207, здесь картина имела широкий успех и привлекла к художнику внимание лорда Томаса Филиппса, который предоставил Дадду средства для путешествия на Ближний Восток и в Египет), в Манчестере (Художественные сокровища Соединенного Королевства, 1857, экспонат № 477), в Лондоне. В августе 1843 года, увидев в своём отце воплощение дьявола, Дадд убил его ножом (перерезав ему горло и добив ударом ножа в грудь) и направился в Париж; по пути он пытался убить ещё одного человека, был схвачен во Франции полицией. Современные исследователи предполагают, что он страдал от шизофрении (видимо, он был к ней предрасположен генетически — жертвами умственного расстройства стали все его братья), либо от биполярного расстройства. Дадда поместили в психиатрическую клинику Бедлам, а в 1864 году перевели в Бродмур (англ.)русск.. В лечебницах Дадд продолжал заниматься живописью, создал миниатюрные, тщательно выписанные, фантастические по сюжету, атмосфере и колориту полотна «Спор: Оберон и Титания» (1854—1858), «Мастерский замах сказочного дровосека» (1855—1864)[8].

Среди наиболее известных художников этого направления: Джозеф Ноэль Пэтон, Дэниэл Маклис, Джон Анстер Фицджеральд. Картинам Джона Анстера Фицджеральда свойственен зловещий и трагический характер. Искусствоведы объясняют это ирландской фольклорной традицией изображения волшебных персонажей злыми, а не добрыми, а также воздействием наркотиков, которые, вероятно, употреблял художник. Некоторые его картины — «Мистика снов» (англ. The stuff Dreams are Made, 1858), «Пленённая мечтательница» (англ. The Captive Dreamer, 1856), позволяют предположить знакомство с опием и лауданумом. В этих картинах появляются гоблиноподобные фигуры, разносящие прозрачные бокалы с загадочным напитком и склянки, в которых в викторианскую эпоху продавали в аптеках лауданум. Художнику принадлежит цикл о таинственных существах сказочного мира, в частности о конфликте сказочного мира и Малиновки (в русском языке иногда её переводят как имя собственное Робин, в английском языке она — символ Рождества с середины XIX века): «Малиновка, защищающая свое гнездо», «Пленённая Малиновка», а особенно — «Кто убил Малиновку?» (англ. Who killed Cock Robin?), «Похороны феи» (англ. The Fairy’s Funeral, 1864), «Корабль фей» (англ. The Fairies Barque, 1860). Искусствоведы отмечают тщательно выписанных птиц, цветы и насекомых, которым противостоят небрежно набросанные фигуры человекоподобных сказочных персонажей[9].

Джон Симмонс изображал обнажённую натуру (чаще всего — Титанию), которую он включал в фантастический пейзаж, служивший ей декоративным обрамлением, критики единодушно отмечали преднамеренный эротизм его полотен[10]. Большинство картин Симмонса просты по композиции и обычно изображают одну или две фигуры в обрамлении из листвы, причудливых цветов или зарослей вьюнка. Каталог аукциона Bonhams утверждает, что художник изображает «Королеву фей как стандарт викторианской женской красоты». Художник стирает границы между реальностью и мечтой, он создает поэтическое видение пьесы Шекспира. Каталог цитирует Шарлотту Гир, которая отмечает параллели творчества Симменса с ориентализмом и его сложные отношения со зрителем-вуайеристом[11]. Картины Симмонса на сказочные сюжеты дают сюрреалистический эффект от умелого использования света и реалистичных деталей, которые он использует для изображением животных и растений[12].

Отдельные работы в сказочном жанре создали прерафаэлиты: Джон Эверетт Милле («Фердинанд, зачарованный Ариэлем»), Артур Хьюз, Уильям Белл Скотт. Некоторые работы Джона Аткинсона Гримшоу и Джозефа Уильяма Тёрнера близки этому направлению[13].

Некоторые художники, как например Марк Ланселот Симонс, продолжали работать в рамках этого направления и позже. Картина Марка Ланселота Симонса «A Fairy Tale» основана на эпизоде из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». На картине, однако, изображены не королева фей в окружении её приближённых, как это должно следовать из сюжета, а маленькие обнажённые дети в лесу среди цветов, играющие друг с другом, не подозревая о грозящей им опасности и событиях, которые им ещё только предстоит пережить, и спящая среди них девочка. Симонс был глубоко религиозен, интерес к сказочной тематике и миру фей сочетался у него с широкой общественной религиозной деятельностью, он состоял в добровольной международной ассоциации римско-католической церкви Catholic Evidence Guild (англ.)русск., выступал в качестве её представителя на диспутах в Гайд-парке в Лондоне[14][15].

Сказочная живопись в викторианской книжной графике

К концу викторианской эпохи сказочная живопись сменила сферу своего существования, перейдя из станковой живописи в книжную графику, к подобным примерам обычно относят художников Артура Рэкема («Пак с холмов Пука» Редьярда Киплинга; совместная работа Рэкема и Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», 1867—1939), Эдмунда Дюлака (1882—1953), Генри Джастиса Форда (1860—1941)[6].

Наиболее ярким примером подобной графики некоторые искусствоведы считают творчество Луиса Уильяма Уэйна (1860—1939). Его специфическому увлечению антропоморфными кошками способствовали трагические события личной жизни. Его молодая супруга заболела раком и была прикована к кровати, семья испытывала серьёзные финансовые проблемы. Единственным утешением в ней стал котёнок, которого художник обучал носить очки, сидеть перед книгой, делая вид, что читает. Именно умирающая супруга убедила мужа предоставить рисунки для публикации. Кошки на рисунках носят человеческую одежду, широко улыбаются и используют человеческую мимику, музицируют, играют в карты, курят, загорают на пляже. Художник писал: «Я… просто рисую людей в их обычных позах, как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придаёт моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками»[16]. У художника, который всегда считался оригиналом, обнаружилось психическое расстройство, оно стремительно прогрессировало, Уэйн начал страдать от галлюцинаций. Последние годы жизни художник провёл в психиатрической лечебнице. Кошки в его последних работах теряют антропоморфные черты и превращаются в абстрактные узоры[17].

Первые издания сказок Льюиса Кэрролла проиллюстрировал художник Джон Тенниел. Работа над иллюстрациями к книгам Кэрролла проходила в постоянных спорах художника с писателем. Так, например, изображение Белого Рыцаря (шахматного коня), которого Кэрролл считал своим alter ego, в итоге превратилось в стилизованный автопортрет самого Тенниела. Лев и Единорог — шаржи на известных в то время политиков, премьер-министра консерватора Бенджамина Дизраэли и лидера либеральной партии Уильяма Гладстона. Современники восприняли иллюстрации с недоумением. Один из них писал: «Иллюстрации мистера Тенниела грубоваты, мрачны, неуклюжи, несмотря на то, что художник чрезвычайно изобретателен и, как всегда, почти величествен»[18][19].

Артур Рэкем — английский художник, который проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Ветер в ивах», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду»), а также «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Он неоднократно удостаивался золотых медалей на всемирных выставках. В 1914 году прошла его персональная выставка в Лувре. Рэкем был в первую очередь блестящим рисовальщиком, отдавая предпочтение прихотливо извивающимся линиям. Его мир населяют причудливые создания вроде гномов, эльфов и фей, в чертах некоторых угадывается портретное сходство с автором. Цвета же смягчены и играют подчинённую роль[20]

Карикатурист и иллюстратор Томас Майбанк активно работал над сказочными образами между 1898 и 1912 годами в станковой живописи, позже он переключился на книжную графику и создал иллюстрации к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь»[21]. Особую популярность приобрело издание «Приключений Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, опубликованное в 1907 году и иллюстрированное художником[22]. Он создал также иллюстрации для поэмы Майкла Дрейтона (англ.)русск. (1563—1631) «Нимфидия, или двор фей» (1627, англ. «Nymphidia, the Court of Fairy»)[23].

Книжная графика Фредерика Кейли Робинсона вдохновляется образами Мориса Метерлинка (с которым он был лично знаком), творчеством прерафаэлитов и образцами французского символизма, однако продолжает традиции викторианской сказочной живописи[24].

ru-wiki.org

Викторианская сказочная живопись — Википедия РУ

  Белый Рыцарь в «Алисе в Зазеркалье» — автопортрет Тенниелa

Большинство художников Fairy painting писали картины на сюжеты «сказочных» шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Буря», на фольклорные сюжеты и сюжеты волшебных сказок. Первоначально это направление было связано преимущественно со станковой живописью, позже — с книжной графикой[6][7].

Fairy painting в станковой живописи

По мнению искусствоведов, первым викторианским художником, создавшим подобные работы и получившим признание критики именно за свои сказочные картины, был Ричард Дадд (1817—1886). Картина «Спящая Титания» создана художником в 1841 году одновременно с другой картиной на сюжет «Сна в летнюю ночь» — «Пак». «Спящая Титания» неоднократно была представлена на выставках: 1841 год в Королевской Академии художеств в Лондоне (Летняя выставка, экспонат № 207, здесь картина имела широкий успех и привлекла к художнику внимание лорда Томаса Филиппса, который предоставил Дадду средства для путешествия на Ближний Восток и в Египет), в Манчестере (Художественные сокровища Соединенного Королевства, 1857, экспонат № 477), в Лондоне. В августе 1843 года, увидев в своём отце воплощение дьявола, Дадд убил его ножом (перерезав ему горло и добив ударом ножа в грудь) и направился в Париж; по пути он пытался убить ещё одного человека, был схвачен во Франции полицией. Современные исследователи предполагают, что он страдал от шизофрении (видимо, он был к ней предрасположен генетически — жертвами умственного расстройства стали все его братья), либо от биполярного расстройства. Дадда поместили в психиатрическую клинику Бедлам, а в 1864 году перевели в Бродмур (англ.)русск.. В лечебницах Дадд продолжал заниматься живописью, создал миниатюрные, тщательно выписанные, фантастические по сюжету, атмосфере и колориту полотна «Спор: Оберон и Титания» (1854—1858), «Мастерский замах сказочного дровосека» (1855—1864)[8].

Среди наиболее известных художников этого направления: Джозеф Ноэль Пэтон, Дэниэл Маклис, Джон Анстер Фицджеральд. Картинам Джона Анстера Фицджеральда свойственен зловещий и трагический характер. Искусствоведы объясняют это ирландской фольклорной традицией изображения волшебных персонажей злыми, а не добрыми, а также воздействием наркотиков, которые, вероятно, употреблял художник. Некоторые его картины — «Мистика снов» (англ. The stuff Dreams are Made, 1858), «Пленённая мечтательница» (англ. The Captive Dreamer, 1856), позволяют предположить знакомство с опием и лауданумом. В этих картинах появляются гоблиноподобные фигуры, разносящие прозрачные бокалы с загадочным напитком и склянки, в которых в викторианскую эпоху продавали в аптеках лауданум. Художнику принадлежит цикл о таинственных существах сказочного мира, в частности о конфликте сказочного мира и Малиновки (в русском языке иногда её переводят как имя собственное Робин, в английском языке она — символ Рождества с середины XIX века): «Малиновка, защищающая свое гнездо», «Пленённая Малиновка», а особенно — «Кто убил Малиновку?» (англ. Who killed Cock Robin?), «Похороны феи» (англ. The Fairy’s Funeral, 1864), «Корабль фей» (англ. The Fairies Barque, 1860). Искусствоведы отмечают тщательно выписанных птиц, цветы и насекомых, которым противостоят небрежно набросанные фигуры человекоподобных сказочных персонажей[9].

Джон Симмонс изображал обнажённую натуру (чаще всего — Титанию), которую он включал в фантастический пейзаж, служивший ей декоративным обрамлением, критики единодушно отмечали преднамеренный эротизм его полотен[10]. Большинство картин Симмонса просты по композиции и обычно изображают одну или две фигуры в обрамлении из листвы, причудливых цветов или зарослей вьюнка. Каталог аукциона Bonhams утверждает, что художник изображает «Королеву фей как стандарт викторианской женской красоты». Художник стирает границы между реальностью и мечтой, он создает поэтическое видение пьесы Шекспира. Каталог цитирует Шарлотту Гир, которая отмечает параллели творчества Симменса с ориентализмом и его сложные отношения со зрителем-вуайеристом[11]. Картины Симмонса на сказочные сюжеты дают сюрреалистический эффект от умелого использования света и реалистичных деталей, которые он использует для изображением животных и растений[12].

Отдельные работы в сказочном жанре создали прерафаэлиты: Джон Эверетт Милле («Фердинанд, зачарованный Ариэлем»), Артур Хьюз, Уильям Белл Скотт. Некоторые работы Джона Аткинсона Гримшоу и Джозефа Уильяма Тёрнера близки этому направлению[13].

Некоторые художники, как например Марк Ланселот Симонс, продолжали работать в рамках этого направления и позже. Картина Марка Ланселота Симонса «A Fairy Tale» основана на эпизоде из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». На картине, однако, изображены не королева фей в окружении её приближённых, как это должно следовать из сюжета, а маленькие обнажённые дети в лесу среди цветов, играющие друг с другом, не подозревая о грозящей им опасности и событиях, которые им ещё только предстоит пережить, и спящая среди них девочка. Симонс был глубоко религиозен, интерес к сказочной тематике и миру фей сочетался у него с широкой общественной религиозной деятельностью, он состоял в добровольной международной ассоциации римско-католической церкви Catholic Evidence Guild (англ.)русск., выступал в качестве её представителя на диспутах в Гайд-парке в Лондоне[14][15].

Сказочная живопись в викторианской книжной графике

К концу викторианской эпохи сказочная живопись сменила сферу своего существования, перейдя из станковой живописи в книжную графику, к подобным примерам обычно относят художников Артура Рэкема («Пак с холмов Пука» Редьярда Киплинга; совместная работа Рэкема и Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», 1867—1939), Эдмунда Дюлака (1882—1953), Генри Джастиса Форда (1860—1941)[6].

Наиболее ярким примером подобной графики некоторые искусствоведы считают творчество Луиса Уильяма Уэйна (1860—1939). Его специфическому увлечению антропоморфными кошками способствовали трагические события личной жизни. Его молодая супруга заболела раком и была прикована к кровати, семья испытывала серьёзные финансовые проблемы. Единственным утешением в ней стал котёнок, которого художник обучал носить очки, сидеть перед книгой, делая вид, что читает. Именно умирающая супруга убедила мужа предоставить рисунки для публикации. Кошки на рисунках носят человеческую одежду, широко улыбаются и используют человеческую мимику, музицируют, играют в карты, курят, загорают на пляже. Художник писал: «Я… просто рисую людей в их обычных позах, как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придаёт моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками»[16]. У художника, который всегда считался оригиналом, обнаружилось психическое расстройство, оно стремительно прогрессировало, Уэйн начал страдать от галлюцинаций. Последние годы жизни художник провёл в психиатрической лечебнице. Кошки в его последних работах теряют антропоморфные черты и превращаются в абстрактные узоры[17].

Первые издания сказок Льюиса Кэрролла проиллюстрировал художник Джон Тенниел. Работа над иллюстрациями к книгам Кэрролла проходила в постоянных спорах художника с писателем. Так, например, изображение Белого Рыцаря (шахматного коня), которого Кэрролл считал своим alter ego, в итоге превратилось в стилизованный автопортрет самого Тенниела. Лев и Единорог — шаржи на известных в то время политиков, премьер-министра консерватора Бенджамина Дизраэли и лидера либеральной партии Уильяма Гладстона. Современники восприняли иллюстрации с недоумением. Один из них писал: «Иллюстрации мистера Тенниела грубоваты, мрачны, неуклюжи, несмотря на то, что художник чрезвычайно изобретателен и, как всегда, почти величествен»[18][19].

Артур Рэкем — английский художник, который проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Ветер в ивах», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду»), а также «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Он неоднократно удостаивался золотых медалей на всемирных выставках. В 1914 году прошла его персональная выставка в Лувре. Рэкем был в первую очередь блестящим рисовальщиком, отдавая предпочтение прихотливо извивающимся линиям. Его мир населяют причудливые создания вроде гномов, эльфов и фей, в чертах некоторых угадывается портретное сходство с автором. Цвета же смягчены и играют подчинённую роль[20]

Карикатурист и иллюстратор Томас Майбанк активно работал над сказочными образами между 1898 и 1912 годами в станковой живописи, позже он переключился на книжную графику и создал иллюстрации к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь»[21]. Особую популярность приобрело издание «Приключений Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, опубликованное в 1907 году и иллюстрированное художником[22]. Он создал также иллюстрации для поэмы Майкла Дрейтона (англ.)русск. (1563—1631) «Нимфидия, или двор фей» (1627, англ. «Nymphidia, the Court of Fairy»)[23].

Книжная графика Фредерика Кейли Робинсона вдохновляется образами Мориса Метерлинка (с которым он был лично знаком), творчеством прерафаэлитов и образцами французского символизма, однако продолжает традиции викторианской сказочной живописи[24].

http-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта