Андрей Рублев: биография и творчество иконописца. Рублев картины
Андрей Рублев – биография, фото, личная жизнь, иконы
Андрей Рублев: биография
Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.
Иконописец Андрей РублевТворчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.
Детство и юность
Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.
Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».
Иконопись
Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.
Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.
Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.
В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».
В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».
Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.
Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.
Икона Андрея Рублева «Троица»Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.
Смерть и память
Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.
Памятник Андрею РублевуПохоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.
Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.
В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.
Иконы и фрески
- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- Вознесение Господне, 1408
- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
- Спас в силах, 1408
- Спас, 1410-е
- Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
- Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
- Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Предтеча, 1408
- Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Благовещение, 1405
- Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
- Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Фото
24smi.org
Великий художник Андрей Рублёв | Картины и Репродукции
АНДРЕЙ РУБЛЁВ
(ок. 1370–1430)
В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.
Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им — плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.
Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.
Андрей Рублёв родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.
Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами.
Вот первое, где говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон — «Преображение». Об этом пишет и В.Н. Лазарев: «Особенно хорошо «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. Надо видеть в оригинале эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, фисташковые и белые тона, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный колористический дар художника. Только прирожденный колорист мог так умело обыграть эти различные оттенки зеленого, образующие гамму редкой красоты».
По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства — «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке.
Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверюшек-букв — это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов.
Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото.
«Самая замечательная миниатюра «Евангелия Хитрово» — это изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея, — считает М.В. Алпатов. — В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублёва. Снова, как в иконе «Преображение», мотив круга имеет определяющее композиционное значение. Мастер превосходно решил трудную задачу — он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность».
Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.
Во втором сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».
Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 году, когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века.
Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублёву: в них ощущаются артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва.
М.В. Алпатов пишет: «Исключительное место в творчестве Рублёва, во всей древнерусской живописи занимает образ трубящего ангела, возвещающего близость Страшного суда. Сама фигура отличается изяществом и легкостью, она невесомо парит в пространстве. Лицо ангела решительно непохоже на принятый в церковной иконографии тип. Художник повернул его голову почти в профиль, и это придает ему необычный в практике церковной живописи облик. В нем есть и изящество, и возбуждение, и почти кокетливая улыбка на устах. Древнерусский мастер достигает здесь выражения той ступени самостоятельности человека, которая в то время была чем-то неслыханным. Недаром это единственный в своем роде образ в творчестве Рублёва».
Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека.
«Звенигородский чин» — это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами.
«Их создателем, — писал о звенигородских иконах И.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, — мог быть только Рублёв, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти».
Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».
«Несмотря на то что от «Спаса» дошли только лик и часть одежды, всякий испытывает силу воздействия его проницательного взгляда, — пишет И.А. Иванова. — Это произведение показывает нам, как представлял себе художник идеальный характер человека. Внешний и внутренний облик «Спаса» глубоко национален. Он полон энергии, внимания, благожелательности…
«Апостол Павел» дан художником как сосредоточенный философ-мыслитель. Широко и мягко очерчена его фигура. Полны сдержанного звучания серовато-сиреневые с голубым тона его одежд…
Совсем другой замысел лег в основу нежного образа «Архангела Михаила». В нем Рублёв воспел тихое, лирическое раздумье поэта. Мы забываем о том, что это ангел, то есть существо «бесплотное», «небесное», — так обаятельна в нем земная красота человека, переданная Рублёвым. Как плавны очертания задумчивой фигуры архангела, сколько юной прелести в округлости его лица, как тонко отражают розовые и голубые тона его одежд светлый мир его чувств!»
Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троицкий монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423–1424 годах белокаменный.
В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублёва относятся к 1425–1427 годам.
Рублёв написал главную икону монастыря — знаменитую «Троицу». Три ангела — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух — вписаны художником в треугольник и круг. Линии крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство равновесия и радостного покоя.
Особо поражает общая светозарность иконы. Художник нашел идеальные пропорции не только в решении фигур композиции. Совершенны также отношения светлых тонов, не вступающих в борьбу с контрастными темными цветами, а согласно и тихо поющих с ними гимн радости бытия.
Это мерцание цвета позволяет художнику достичь поистине симфонического звучания оркестра красок палитры. Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе.
Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов — все это вместе со сложной мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и величавую.
И только два черных квадрата на фоне — вход в дом Авраамов — возвращают нас к сюжету Ветхого завета. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми.
Вскоре после завершения работ в Св. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Эта церковь была возведена около 1426–1427 года. Вероятно, ее фрески были написаны в 1428–1430 годах.
Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 году, году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.
www.house-art.com.ua
Андрей Рублев - Биография художника, известные произведения, выставки
Вся жизнь Андрея Рублева — это несколько упоминаний в летописях, меньше десятка достоверно принадлежащих его авторству икон и фресок и сотни искусствоведческих версий, исторических легенд и научных гипотез разной степени правдоподобия и аргументированности. Можно было бы даже усомниться, существовал ли Андрей Рублев вообще или это собирательный поэтический образ святого художника, написавшего все самое непостижимое в древнерусском искусстве XV века. Как ни трудно пробираться к настоящему человеку Андрею Рублеву через каноничные жизнеописания его современников, через слои многовековых поновлений его икон, через пепел погоревших монастырей и храмов, он все-таки был уникальным художником, для своего времени и вот уже шесть веков после.Древнерусский иконописец не подписывал своих работ, не стремился к бессмертию через славу. Не интересовали его и поиски собственного стиля. Взгляд мог быть только один — как можно ближе к истине. Отсюда сложности с авторством и практически бесполезные попытки распознать, что в Успенском соборе Владимира писал сам Рублев, а что — его друг Даниил Черный, где сам Рублев, а где так называемая «рублевская школа», члены артели. Художника Андрея Рублева открыла миру безбожная советская власть, сразу после революции, а до того в монастырях и храмах написанные им иконы традиционно подкрашивали и покрывали олифой, а каждый второй купец был уверен, что у него дома в красном углу есть хоть одна икона гениального древнерусского иконописца. И даже причислили к лику преподобных святых Рублева только во времена Перестройки — в 1988 году.
Святой Андрей Рублев
Андрей Рублев — канонизированный русский художник. К его жизни не подступишься со стандартным биографическим алгоритмом: родители, учителя, признание, путешествия, друзья-враги, слабости и победы. Благочестие, образованность, смирение, художественный гений и ежедневный духовный подвиг — так правильней. Но даже те скудные записи, которые сохранились в летописях и житиях святых, дорисовывают каноничный образ Рублева одной важной живой чертой: он был невероятно светел и радостен.
В XIV веке фамилий на Руси почти не носили, только князья да бояре, а крестьяне дождутся такой привилегии только через 5 столетий, после отмены крепостного права. И сохранившаяся в истории фамилия Рублева открывает сразу несколько не прописанных летописями тайн. Первая: художник происходил из образованной, а возможно, и высокопоставленной семьи. Вторая: для монаха сохранившаяся во всех письменных упоминаниях фамилия — свидетельство его особого признания и почитания как мастера. Фамилии вместе с мирским именем терялись даже у святых отцов и старцев, часто менялись на прозвища с привязкой к месту подвижничества, а Рублеву современники фамилию сохранили.
Версия о Троице-Сергиевой лавре как месте пострига и первых лет послушания Андрея, очень поэтична и ложится в картину его духовной жизни идеальным паззлом. Если все так и было, Рублев мог застать живым самого Сергия Радонежского, собирателя Русской земли, проповедника единства, одного из главных вдохновителей и созидателей русской культуры. Но даже если свой монашеский путь художник начинал не здесь, он дышал этим воздухом, новым, дающим надежду на справедливость и всепобеждающую любовь.
Рублеву должно было быть около 20 лет, когда впервые объединенные силы русских княжеств выступили против татар и одержали победу. Его юную веру в человека и веру в единство растили и питали те люди, которые сражались рядом с Дмитрием Донским против татар, и их дети, которые гордились отцами. Это было время первого духовного подъема на Руси: языческие традиции только теперь отходят в прошлое, открывается больше сотни монастырей в одном Московском княжестве, обычное дело для русича — знание греческого языка и путешествия в Царьград, появляются русские писатели-профессионалы, русские художники, которые перестают быть безликими, имена которых запоминают.
А одной из особенностей, «характерных для эпохи интенсивного роста значения человеческой личности, была дружба, впервые особо отмечаемая книжностью» (Д. Лихачев). «Сопостник», друг, сотворец, возможный учитель и самый близкий человек для Рублева — художник Даниил Черный. Они всю жизнь будут вместе писать и рядом жить, вместе распишут стены Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря. А в дни больших праздников, когда нельзя работать, после праздничной церковной службы в Успенском соборе Кремля будут вдвоем усаживаться на высокие деревянные лавки и часы напролет рассматривать древнюю живопись византийцев на стенах храмов.
Теперь Москва совсем близко, потому что Андрей Рублев — инок Андроникова монастыря. Скорее всего, он перебрался поближе к Москве как к одному из набирающих мощь художественных центров. Здесь устраивает публичные живописания знаменитый Феофан Грек, здесь работают другие превосходные мастера-византийцы, возводятся и расписываются новые храмы, здесь князь, который выбирает лучших мастеров. И в росписи Благовещенского собора Кремля вместе с Феофаном Греком в 1405 году участвует уже Андрей Рублев.
Но в Троице-Сергиев монастырь художник еще вернется, прославленным мастером, чтобы «во славу Сергия» расписать белокаменный Троицкий собор, отстроенный на месте выжженного татарами старого деревянного храма. Именно здесь, для нового иконостаса, Рублев напишет непостижимую «Троицу».
Он умер в глубокой старости в Андрониковом монастыре и был похоронен у стен старой колокольни. Андрей умер раньше друга и, по легенде, перед смертью Даниила явился к нему, призывая в «вечное блаженство». Образ Рублева был светел и радостен.
Художник Андрей Рублев
Еще лет сто после смерти Рублева считали непреложным авторитетом, на Стоглавом соборе его фамилия единственная прозвучит в наставлении всем живописцам: «Писати иконописцам иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы». Место захоронения Рублева чтили и помнили до конца XVII века, а потом оно затерялось. Светские люди XVIII и XIX веков важности и близости художника уже почти не чувствовали. До тех самых пор, пока не настало время больших потрясений.
Комиссия по раскрытию и сохранению древнерусской живописи, созданная в 1918 году, была затеей изначально богохульной. Из иконостасов древних монастырей и храмов вынимали иконы, отправляли в Реставрационные мастерские, где с них снимались поздние слои краски и открывались самые древние, ценные для искусствознания подлинники. Иконостасы зияли дырами, иконы принадлежали государству, а монастыри становились музеями. Но странная штука, по прошествии сотни лет это святотатство уже видится самым мудрым и чудесным из возможных тогда решений: в мясорубке тотального уничтожения и разорения религиозных святынь Комиссии удалось сохранить самые ценные художественные памятники — с одной стороны, а с другой — открытые ею иконы стали чуть ли не единственным, запредельно мощным, проводником к церкви и к вере для советских людей.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
биография и творчество иконописца :: SYL.ru
Андрей Рублев - известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии, которую мы вам представим ниже. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, - «Троица».
Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
- 1360-е годы - родился в Радонеже в семье ремесленника.
- 1405 г. - участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).
- 1408 г. - работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.
- 1420 г. - создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.
- 1425 г. - участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).
- 1428 г. - смерть от чумы.
Детство, отрочество, монашество
Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим - в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).
Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.
Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.
Начало творческого пути
В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 - старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.
Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.
В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.
Росписи Владимирского Успенского собора
Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 1408 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.
Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.
Иконы в Звенигороде
В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.
Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.
Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.
В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.
Росписи собора Святой Троицы
В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.
Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.
История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.
К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».
Последняя работа
В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.
Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.
Фильм об Андрее Рублеве
В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.
Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.
www.syl.ru
Иконописец Андрей Рублев: биография, творчество
Русское искусство хранит в себе немало великих произведений, написанных мастерами кисти. Все это в полной мере можно отнести к личности русского иконописца, имя которого всем известно.
Много прекрасных произведений создал Андрей Рублев, биография его - яркое тому подтверждение.
Основные сведения о жизни: детство и годы возмужания
О жизни русского иконописца, причисленного уже в наше время к лику святых, сегодня известно очень немногое.
Его рождение обычно связывают с 1360 или, в некоторых источниках, 1370 годами.
Также не совсем понятно, кем были его родители. Возможно, они происходили из знатного сословия, а, возможно, были простыми земледельцами. Существует версия, что отец русского художника происходил из ремесленного сословия. Такой вывод делают по его фамилии, ведь рубель – это один из столярных инструментов. Хотя здесь возможны и иные версии.
Скорее всего, Андрей – это монашеское имя иконописца. Имя, данное ему при рождении, затерялось в веках.
Упоминания об этом монахе с чудесным Божьим даром относятся к 1405 и 1408 годам. Связаны они с росписями соборов, которые были отражены в летописных сводах.
Историческое время жизни А. Рублева
Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.
А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.
Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.
На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.
В этот же период жил великий русский святой Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.
И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.
Монах Андрей в Сергеевой Лавре
Уже через несколько столетий, когда имя Рублева вошло в русские книги, в них рассказывалось о том, что Андрей учился мастерству иконописца с ранней юности под руководством опытных художников из Троицко-Сергиевого монастыря. Было это при ученике преподобного Сергия Никоне, также прозванном Радонежским.
Во многом на развитие юноши оказал влияние монашеский и человеческий подвиг первого игумена этого монастыря. Безусловно, пример Сергия вдохновил юного Андрея на создание высоких и одухотворенных образов.
Иконы Рублева и, в первую очередь, его знаменитая «Троица», так и остались храниться в лавре, где их спустя сотни лет открыли искусствоведы, пораженные мастерством древнего художника.
Андроников монастырь
Далее путь жизни привел монаха Андрея в Андроников монастырь, основанный также учеником преподобного Сергия по имени Андроник. Талантливого живописца почитали знатные люди того времени. Так, известно, что один из сыновей Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил Андрея Рублева для росписи дворцовых покоев в самом Кремле.
Творчество Андрея Рублева стало постепенно привлекать и внимание современников. В летописи 1405 года говорится о том, что именно этот монах был привлечен к росписи Благовещенского собора в Москве вместе со знаменитым художником того времени Феофаном, прозванным Греком, и старцем Прохором. Однако росписи эти до сегодняшнего дня не сохранились в связи с грандиозной перестройкой этого собора.
Иконы из Благовещенского собора
Сам Благовещенский собор не сохранился, однако каким-то чудом до нашего времени дошли иконописные лики из этого храма. Всего это семь икон, которые приписывают кисти художника.
Иконы Рублева - это «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Сретение», Воскрешение Лазаря» и «Преображение».
Эти иконы, часть которых и сегодня хранится в музеях страны, таких как знаменитая Третьяковская галерея, поражают зрителей не только удачной композицией и особой как бы воздушностью изображенных на них образов, но и особым выражением, которое прописано на ликах. Это необыкновенная духовная чистота и глубокая вера.
Прекрасно подобранная палитра цветов только усиливает это ощущение.
Успенский собор в городе Владимире
Еще одной вехой творческой биографии Рублева, зафиксированной в скрупулезных летописных источниках, стала работа вместе с другими живописцами того времени над росписями Успенского Владимирского собора. Было это приблизительно в 1408 году.
Кроме росписи стен, мастера создали несколько иконописных ликов, часть из которых сегодня находится в музеях. Наследие русской живописи древней Руси хранит не только музей Андрея Рублева, но и Третьяковская галерея.
Именно в это время, по суждению искусствоведов, была написана знаменитая икона мастера под названием «Владимирская Богоматерь».
Вероятнее всего, в этом соборе монах Андрей работал уже вместе с учениками. Сегодня все желающие могут увидеть здесь часть его фресок, которые удивляют своей выразительностью и особой просветленной одухотворенностью.
Церковь Святой Троицы
Известно, что где-то в 20-х гг. 15 века монахи Даниил Черный и Андрей Рублев (годы эти приблизительные) трудились над росписями храма Святой Троицы, который был построен над местом погребения преподобного игумена Сергия.
Храм был заложен каменный (он сохранился до сих пор). Однако фрески этого собора не сохранились до наших дней, зато и сегодня можно увидеть настоящие иконы Рублева, созданные для этой церкви. Это «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и «Крещение». По манере письма и способам изображения фигур эти иконы очень близки к стилю знаменитой «Троицы». Музей Андрея Рублева хранит эти бесценные сокровища.
Судя по летописным источникам, товарищ Андрея Рублева - монах Даниил, прозванный Черным, скончался именно в Троицкой Лавре. Здесь он и был погребен. Отец Андрей же отправился в Андроников монастырь, чтобы создать там свои последние работы.
Последние работы иконописца
По мнению ученых, последней работой мастера стала роспись церкви Спаса, которую он закончил приблизительно в 1428 году.
Долгую творческую жизнь прожил Андрей Рублев, биография художника повествует нам и о дне, часе и месте его смерти.
Скончался знаменитый русский иконописец в январе 1430 года (скорее всего, 29 января). Погребен он был в Москве, в Андрониковом монастыре (к слову сказать, именно благодаря тому, что отец Андрей Рублев нашел здесь свое последнее пристанище, этот древний монастырь не был уничтожен в советские годы).
В 1989 году, спустя сотни лет, отец Андрей был причислен русской церковью к лику святых.
Творчество Андрея Рублева: знаменитые находки в Звенигороде
Имя русского художника Древней Руси так бы и осталось преданным забвению, если бы не удивительная находка, которую сделал Игорь Грабарь. Он случайно, в тихом подмосковном городке Звенигороде, около старинного храма обнаружил удивительные иконы, которые, как оказалось впоследствии, принадлежали кисти Андрея Рублева. Причем лежала эта находка в обыкновенном сарае!
Иконы назвали «Звенигородским чином», и только спустя время стало известно, что автором их был Андрей Рублев. Кратко рассмотрим все эти работы.
Самой известной из них является икона под названием «Спас», сохранившаяся лишь частично. Но глаза Христа, обращенные к смотрящим на него людям, поражают зрителей. Можно с уверенностью сказать, что с иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишенного греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.
Все проходящие мимо этой иконы (а хранится она в Третьяковской галерее) не могут не остановить на ней своего взгляда. Там же, в Третьяковке, хранится и подлинник «Троицы». Судьба этой иконы очень интересна.
Много божественного смысла вложил в свое творение Андрей Рублев. Биография художника не может раскрыть нам секрета того, как простой русский монах смог подняться на такую высоту духовного постижения Божьего мира. Возможно, прав был Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».
Долгие века эта икона висела в тяжелом и громоздком окладе, закрытая от всех этими драгоценностями, и только в начале прошлого века искусствоведы смогли открыть ее, очистить от наслоений многих веков и понять, что это истинный шедевр.
fb.ru
А.Рублев - феномен новаторства в иконописи
Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева — иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.
Опираясь на традиции византийского искусства, московской живописной школы XIV в. и наследие Феофана Грека, А.Рублев творил в контексте своего времени, но так, что его имя и его иконы приобрели славу на века.
Далеко не все из творческого наследия этого мастера дошло до нас — многие шедевры безвозвратно утеряны в жерновах времени. Но то, что сохранилось, дает повод полагать о величайшем таланте автора.
Самые знаменитые рублевские работы — список
Это:
А.Рублев. «Архангел Михаил»
- «Троица»,
- миниатюры из Евангелия Хитрово,
- владимирская икона «Богоматерь «Умиление»,
- иконы Звенигородского чина «Спас»,
- «Архангел Михаил»,
- «Апостол Павел»,
- фрески Владимирского Успенского собора («Страшный суд»).
Еще многим творениям приписывается его авторство , что теперь уже доказать или опровергнуть почти невозможно.
Византийская традиция и новаторство А.Рублева
Спас Вседержитель
Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку.
Не бояться Его, а любить всем сердцем учат людей произведения иконописца.
С точки зрения композиционного содержания, чувства ритма и формы иконы Рублева отвечают традициям греков.
Рождество Христово. А.Рублев
Гармония, ясность, пластическое совершенство звучит во всех изображениях.
Достигалось это благодаря:
- лаконичности и плавности контуров и силуэтов;
- невесомости фигур;
- тонким очертаниям складок одежды;
- световой насыщенности каждого цвета;
- замкнутым параболическим линиям, которые настраивают на восприятие.
Вход Господень в Иерусалим
Но и по-своему иконописец не всегда подчеркивает округлость форм, отступает и от анатомически верной передачи строения тела. Мягко он передает поворот фигуры святого и наклон его головы. Благодаря всему этому пространство кажется преображенным, а все изображение – одухотворенным Божественной энергией.Линии в работах художника не просто плавные, а певучие, одежда святых – воздушная, цвета – светлые и нежные.
Цвет в творчестве А.Рублева
Благовещение А.Рублев
Византийской живописи были присущи приглушенные тона, которые выражали раскаяние и смирение, работам Феофана Грека — сдержанно-насыщенные краски. Мастер заметно оживил свою палитру. Эмоциональность и утонченная красота икон художника достигается благодаря использованию легких нежных красок, которые гармонично сочетаются с более насыщенными темными тонами. Созвучие оттенков, их гармония, мерцание цветов делает образы светозарными, дышащими и даже, может, чудотворными. А самого мастера называют художником-колористом.
«Троица» А.Рублева
Если в ранних иконах использовались мягкие приглушенные полутона, то цвета в «Троице» у А.Рублева стали более насыщенными. Их пронизывает божественный свет. Для этого мастер использует и выделение центра, и контрастные сочетания цветов, и постепенность переходов. Цвета у него не противостоят, а дополняют и выделяют друг друга, усиливают символизм иконы и впечатление, которое возникает при ее созерцании. Голубое небо на золотистом фоне создает не только контраст холодных и теплых оттенков, но и усиливает всю композицию работы.
Все вместе: композиция, форма, цвет и сюжет его «Троицы» сплелись в единую небесную гармонию, при взгляде на которую даже через несколько столетий трепещут сердца.
Последней работой живописца считают его росписи в Спасском соборе Андроникова монастыря. Поздние иконы мастера становятся более сумрачными и приглушенными, в них проявляются устаревшие тенденции и звучат нотки драматизма («Апостол Павел»).
Сюжеты икон А.Рублева
Сюжетами для написания икон для художника стали картины из Святого Письма. Так, в «Троице» у иконописца изображено нерушимое единство: три ангела выражают согласие и мир, веру в доброго и справедливого Творца. Да и «Страшный суд» у него не такой уж и страшный. Это византийцы пытались напугать муками после смерти.
Сошествие во Ад
Суд в интерпретации А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.
И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.
Его творчество имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.
Крещение Господне
Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным «каноном».
В русской и мировой культуре его иконопись стала непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.
Новаторство творчества Рублева по своему лаконично-глубоко определил А.Кураев, сказав как-то, что если до этого иконописца главным в иконе было — «Господи, помилуй», то с Рублева в иконе основным становится — «Слава тебе, Господи»
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
velikayakultura.ru
Andrei Rublev. Biography, creativity. | Русские художники. Russian Artists
Andrei Rublev (Russian: Андре?й Рублёв, also transliterated Andrey Rublyov and other permutations, born in the 1360s, died 1427 or January 29, 1430) is considered to be the greatest medieval Russian painter of Orthodox icons and frescoes.
|
There is little information about his life. It is not known where he was born. Andrei Rublev probably lived in the Trinity-St. Sergius Lavra near Moscow under Nikon of Radonezh, who became hegumen after the death of Sergii Radonezhsky (1392).
The first mentioning of his name refers to 1405; the document says that for the decoration of the Annunciation Cathedral in Moscow Kremlin there were invited the famous Theophanes the Greek, master Prokhor and monk Andrei Rublev. This means that the painter had already changed the unknown to us name given on birth to the name of Andrei. His name was the last of the list of masters as the junior both by rank and by age. Theophanes was an important Byzantine master who moved to Russia, and is considered to have trained Rublev. Historians suppose that Rublev took his vows in the Troitsky (Trinity) monastery under abbot Nikon, pupil and successor of Sergei Radonezhsky. The decorations of the Annunciation Cathedral did not survive the turbulent time, but the Iconostasis still keeps 7 icons. They are evidence of his high skills and the following of the Byzantine tradition. It is difficult to tell with confidence what Rublev's brushes of icons and frescos belong. Quite probably that he has created "Transformation".
There is the second document, dated 1408, that Andrei Rublev and icon painter Danil (Daniil Tcherny) on May 25 started to decorate the Dormtion Cathedral in Vladimir. Those works are the only preserved murals by Andrei Rublev, which show his break/deviation from the Byzantine school, (for differences between the schools read….)
The Deesis Range. The Dormtion Cathedral, Vladimir. 1408. |
The Church Feasts Range.The Dormtion Cathedral, Vladimir. 1408.
|
To the 1410s art historians refer the 3 icons in Zvenigorod: Our Savior, Archangel Michael and Apostle Paul. In these icons, especially Our Savior, the new tradition is maturely embodied, marking the beginning of the Golden Age in Russian icon painting.
Probably at that time Rublev painted the Old Testament Trinity, the best of Russian icons. It is based upon an earlier icon known as the "Hospitality of Abraham". Rublev removed the figures of Abraham and Sarah from the scene, and through a subtle use of composition and symbolism changed the subject to focus on the Mystery of the Trinity.
Here he managed to create the mood of spiritual harmony of three souls, the Trinity is an ideal incarnation/embodiment of the complicated theological/divine theme. “The most individual element – and also the most distinctively Russian – is the color scale, which is brighter, more complex, and different in key from that of any Byzantine work. In the hands of a lesser master, such combinations as orange, vermilion, and turquoise might easily have a primitive garishness of the sort we often find in folk art. But here, the controlled intensity of these tones is an essential part of the composition” (History of Art. By H. W. Janson. Fifth Edition. Harry N. Abrams Inc., NY. 1995). Rublev’s Trinity became an example for multiple repetitions and imitations, but none of them reached the same level.
In the middle of the 1420s Rublev and Daniil Tcherny worked on decoration of The Trinity-Sergius Lavra (abbey). The murals have been ruined, only some icons were preserved.
The last work of Andrei Rublev – decoration of the Our Savior Cathedral of Spas-Andronnikov monastery in Moscow, where Andrei Rublev lived – were also ruined. According to the legend Andrei Rublev was a shy and calm person, was busy exclusively with divine service, icon painting and meditation. As all reformers Rublev was often criticized for deviation from the canons; his works were considered to be ‘very joyful’, ‘devoid of fear of the Lord’, ‘lacking splendor’ and much more.
In Rublev's art, two traditions are combined: the highest asceticism and the classic harmony of Byzantine mannerism. The characters of his paintings are always peaceful and calm. After some time his art came to be perceived as the ideal of Church painting and of Orthodox iconography.
The date of his death, 1430, is the only precise date of his life. He was respected during his life and after his death became a legend, symbol of high spiritual art. However for a long time his authority was based only on the legend, because nobody knew exactly, which works belonged to him for sure, and the most famous of his works, the Trinity, has changed so greatly during time that it's became next to impossible to judge about its merit. Only in the 20th century thanks to works of many researchers and art restorers our understanding and perception of Rublev as one of the geniuses of the world art has been filled with real meaning.
His work has influenced many different artists including Dionisy. At the Stoglavi Sobor (1551) Rublev's icon style was announced as a model for church painting. He was canonized a saint in 1988 by the Russian Orthodox Church. The church celebrates his feast day on January 29 and July 4.
Andrei Rublev is honored with a feast day on the liturgical of the Episcopal Church in the United States of America on January 29.
Since 1959 the Andrei Rublev Museum has been open at the Andronnikov Monastery, displaying the art of his works and his epoch.
www.tanais.info