Художник Василий Шульженко. Социальная ирония от знатока русской души. Шульженко картины
Художник Василий Шульженко. Социальная ирония от знатока русской души
Творчество Василия Шульженко не оставляет равнодушным никого, но мнения о нем самые полярные: его или любят, или ненавидят, считают глубоким знатоком русской души и русского народа – и обвиняют в ненависти к этому народу, к своей стране. Часто художника клеймят популярным нынче словечком «русофоб».
Родился Василий в Москве в 1949 году. В 1973 году окончил Московский полиграфический институт. Член живописной секции МСХ с 1978 года. Свой жанр художник определяет как «Фигуративная живопись в жанре свободной фантазии». Работы его находятся в Государственной Третьяковской галерее и других музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. Живет и работает в Москве.
За границей отношение к картинам Василия Шульженко тоже не совсем однозначно: большинство видят в их героях «русских дикарей», достойных, в лучшем случае, презрительной жалости. На фоне такого дикарства столь приятно гордиться достижениями западной цивилизации и культуры. Американские критики, правда, пеняли Василию Шульженко, что, дескать, персонажи его картин часто изображаются курящими - это противоречит идее здорового образа жизни и показывает дурной пример (Все остальное, надо думать, хороший пример... И вообще, будто героев картин Шульженко можно представить без цигарки в зубах.)
«Да и что за темы берет художник?! – воскликнет, пожалуй, любитель России идиллической, «правильной», такой, какой обычно ХОТЯТ ее видеть, какой она часто предстает на полотнах многих популярных ныне художников. – Сплошная пьянь, грязь, вплоть до похабства, вплоть до изображения тошнотворного сортира в провинциальном городишке. Уродливые, гротескные лица и фигуры, скабрезные позы, иногда вообще – "сюр", но, опять-таки, обязательно с "грязнотцой", неприглядный, неприятный...»
Но если внимательно вглядеться в картины Шульженко, в глаза его героев, то поймешь, что художник совсем даже не презирает и не ненавидит их и страну, плотью от плоти которой они являются. Он ЛЮБИТ этих людей – любит, но видит трезво, не сквозь «розовые очки», а такими, какие они есть. Сквозь неприглядную внешнюю оболочку он видит и ценит их силу, жизнестойкость, самобытность и – глубоко скрытую ВНУТРЕННЮЮ красоту. Он БОЛЕЕТ за них, хочет, чтобы они жили лучшей, достойной жизнью. Иногда – лишь иногда! - художник «скатывается» до своего рода карикатуры, видно, когда уж слишком «достают» внешние неприглядности...
«"Пятачок" в Измайлово»
«Cветское общество в Парке Горького»
«Амур»
«Атланты»
«Бабушка»
«Барин»
«Беседа»
«В бурных волнах моря житейского»
«Верхом на кентавре»
«Вечер в городе»
«Грибной сезон»
«Гроссмейстер»
«Гулливер»
«Диоген»
«Драка пастухов»
«Друзья-приятели»
«Дудочка»
«Купальщицы»
«Лев Толстой»
«Ленин и крестьяне»
«Матрос и его девушки»
«Мечты солдата»
«Мойка»
«Морская душа»
«Наполеон овладевает Россией»
«Ночь на вокзале»
«Оргия»
«Пастух»
«Седе Адам прямо Рая...»
«Сквер»
«Завтрак на траве»
«Изгнание из Рая»
«Цыпленок»
«Упавший»
«Три сына»
«Сусанна и старцы (вариант)»
«Сусанна и старцы»
«Стремящийся»
«Старый дом»
«Спящий»
«Сортир»
«Сон»
«Скотный двор»
«Скорая помощ»
«Сеть»
«Семья»
«Ряженые»
«Распятие»
«Пушкин»
«Пугачев»
«Продавцы картофеля»
«Прогулки с отцом по ночной Москве»
«Прогулки с бабушкой по Москве-реке»
«Провинция»
«Призыв»
«Портрет художника»
«Похороны»
«Полет»
«Погорельцы»
«По проселочной дороге»
«Пивная»
«Песчаная коса»
«Пасхальный трезвон»
«Пастырь и стадо»
«Направляющий»
«Наполеон в Москве на Садовой-Каретной»
«Над пропастью»
«Кутузов и Наполеон»
«Клоун»
«Конькобежец»
«Конькобежец2»
«Заблудившийся на карнавале»
«Деревня»
«Дедушка, поедим домой!»
«Видение Кольки Рыбина»
«Гамлет»
«Фавн»
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Русский сортир. Василий Шульженко: sheeyan
Этот художник не любит русских. В открытую говорит: "А за что нас любить?" На первый взгляд его картины - карикатура. На второй - чернушная карикатура. И только вникнув в творчество Василия Шульженко, понимаешь, что его картины - безжалостная правда, как свидетельство о вскрытии. С его полотен маленькими пьяными гноящимися глазками смотрит Несвятая Русь."Упавший""Полет"
Русский Антей, по пьянке завалившийся на землю-матушку, и русский Икар, истошно орущий от страха высоты, полета, оторванности от родной грязи. В картине "Полет" то ли белая горячка, то ли насмешка Бога отправила этого мужика в небесное пространство над поистине левитановским пейзажем. И мужику там еще хуже, чем на земле, где душа просилась куда-то, то ли в даль светлую, то ли по нужде.А "Упавший" лежит во всю Россию и не собирается подниматься.
"Драка пастухов" "Скотный двор"
Царь-скотник в золотом одеянии кнутом и крепким словом благословляет мощные совокупления среди навоза и весны. Стране нужно новое мясо. Эта штука посильнее Оруэлла с его по-европейски интеллигентным "Скотным двором".
"Гонки""Ряженые" "Ленин и народ"Живой мертвец пришел в деревню. Картина горько смешная и холодно страшная, как осознание того, что ничего хорошего этих мужиков уже точно не ждет.
"Матрос и его девушки" "Видение Кольки Рыбина"Матрос перед дилеммой, как перед выбором между пышным сдобным ангелом и изящным хитроглазым бесом. А скорее всего братишка будет трахать обеих. До самого конца отпуска.Колька Рыбин - куртуазный парень, эрекция которого рвет постылые путы синих трусов. Вокруг клубится вакханалия в лучших традициях далианского "Искушения св. Антония" и лирики Венички Ерофеева. А декламирует Колька, наверное, Есенина. Любим Сережа народом под водочку, чего уж там."Песчаная коса"Женские тела продолжают сиять с картин бесстыжими глазами и непотребными позами. И горизонт по Фрейду всколыхнут топографически невозможным венериным бугорком.
"Оргия""Пятачок в Измайлово""Сквер" "Дедушка, поедем домой..."Старость у Шульженко - еще один человеческий порок. Наверное потому, что чем старше, тем больше на тебе греха. Его старики уродливы и безумны. Но смерть практически отсутствует на картинах, художник оставляет своих героев умирать каждый день давно закончившейся жизни без избавления."Продавцы картофеля"Беззубый сфинкс и его нога, потерянная и возродившаяся в девочке со странным носом, недетским взглядом и яблоком в руке. Целая история за этими людьми-обрубками. Целая история страны.
"Гамлет""Гроссмейстер""Прогулки с отцом по ночной Москве"
"Морская душа"
"Дудочка"
"Конькобежец"
Эта картина мне нравится особенно. Почти схематичный, будто созданный из темного льда по которому он скользит, конькобежец. Мчащийся в холодном пространстве демон времени. За ним остается сумрачный бедный пейзаж русской равнины. Время, которое проходит мимо России.
"Деревня"
Почти мамлеевские мотивы. Если Вы не заметили, Шульженко особо не копается в русской душе. Есть подозрение, что он отрицает ее наличие как таковой. "Да, скифы мы, да, азиаты мы..."
"Амур""Амур" - наиболее лютый шульженковский оверкилл. Но обратите внимание на следующие картины, которые неожиданно лиричны и трогательны.
"Пастух и стадо"
Добрый пастырь... Только добрый ли этот пастырь с кнутом, пасущий кучку уродов? Почему пес, поджав хвост, дрожит и скулит у ног хозяина? Бог ли это или бич Божий? И Богом ли вообще избрана Россия?.. А может Бог - он вот тот чудила, сидящий на пеньке в глубине картины, деревенский сумасшедший, разводящий руками, будто хочет обнять пьяный сброд блядей и нищих. Или будто играет на невидимой гармошке...Но если он Бог - почему он так далеко?
sheeyan.livejournal.com
Галерея Антигламура | Василий Шульженко, русская сермяжная живопись (41 картина) |
Шульженко Василий ВладимировичРодился в 1949 г. В 1973 г. окончил Московский полиграфический институт. Член МСХ (живописная секция) с 1978 г. Фигуративная живопись в жанре свободной фантазии. Работы находятся в частных и музейных коллекциях в России, США, Италии, Франции, Финляндии, Голландии, в Государственной Третьяковской галерее, Москва, в музее «М’АРС», Москва, в музее «КИССИ» в Оклахома Сити, США.Живёт и работает в Москве.
Из интервью:
— А что, «плохие русские лица» хорошо продаются на Западе?
— Большинство своих картин я действительно продаю в Америке, но, знаете, там как раз считают, что они просто пропитаны любовью к России! А здесь даже приятели говорят мне: «Не любишь ты русских, Вася!» Но я, как русский, имею полное право спросить: «А за что нас любить?» Да мы худшие люди в мире — злые, ленивые, завистливые! К примеру, американец скажет: «Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!» А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика. А миф о широкой русской душе? Широкой она становится лишь на время действия алкоголя.
www.anti-glamour.ru
Скандальные картины Василия Шульженко о россиянах и российской глубинке
Творчество Василия Шульженко из Москвы принято называть не иначе как скандальным. Одни ратуют за правду в его картинах, за умение передать те моменты, которые так или иначе знакомы каждому. Другие обвиняют художника за излишнее внимание к неприглядным сторонам жизни – как же так, искусство должно взращивать в душах зрителя высокое, прекрасное, а тут такие пьяные рожи и уродливые тела.
Ленин и крестьяне. Автор: Василий Шульженко.
Гонки. Автор: Василий Шульженко.
Видение Кольки Рыбина. Автор: Василий Шульженко.
“Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу”, – рассказывает о себе Василий Шульженко. Василий живет в Москве, однако большинство героев его картин – отчаявшиеся жители деревень, где кроме пьянства, развлечь себя особо и нечем. Как признается художник, сами образы таких вот героев берут свои истоки в его детстве, когда Василий проводил лето на даче под Касимовым. А рисовать их он стал значительно позже.
Продавцы картофеля. Автор: Василий Шульженко.
Сортир. Автор: Василий Шульженко.
Ночь на вокзале. Автор: Василий Шульженко.
Многие обвиняют Шульженко в том, что он не любит русских – почему бы не изображать великих людей, писаных красавиц, ну или хотя бы шикарную русскую природу, зачем же обращать внимание на явные пороки общества. “А за что нас любить? – говорит Шульженко. – Да мы худшие люди в мире – злые, ленивые, завистливые! К примеру, американец скажет: “Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!” А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика.”
По проселочной дороге. Автор: Василий Шульженко.
Драка пастухов. Автор: Василий Шульженко.
Пятачок в Измайлово. Автор: Василий Шульженко.
Шульженко уверяет, что разница между культурами проявляется не только в поведении по отношению к более успешным соседям, но и в том, как вопринимают американцы и сами русские его картины. Русские часто неприятно видеть “быдло”, им хочется не видеть такие сцены, как если бы их не существовало. Американцы же, видя его работы, начинают жалеть русских, мол, сколько им приходится пережить, в каких суровых условиях приходится выживать. “Как поэт Некрасов, который после роскошного обеда и партии в покер любил поглядеть на крестьян из окна своего особняка и пожалеть о горькой долюшке женской.”
Амур. Автор: Василий Шульженко.
Атланты. Автор: Василий Шульженко.
Картошечка. Автор: Василий Шульженко.
О том, насколько по-разному воспринимают его картины в разных странах, Шульженко знает не понаслышке – его картины выставлялись в одной из галерей Чикаго. Но, как рассказывает художник, даже хозяйка галереи спрашивала его, нельзя ли поменьше водки и сигарет, а то в современном обществе такие атрибуты непопулярны. “Да разве моих мужиков можно представить трезвыми, без папиросы в зубах?!” – восклицает художник.
Ночь в городе. Автор: Василий Шульженко.
Фавн. Автор: Василий Шульженко.
Диоген. Автор: Василий Шульженко.
Безусловно, картины Шульженко выделяются на фоне работ других художников своим эпатажем. Их можно по-разному оценивать, по-разному воспринимать, но надо признать – они действительно отличаются. В то же время сам художник уверен, что эпатаж – это не про него. “Да какой тут эпатаж! Вот художник Кулик, наложивший прилюдно кучу под картиной, – это да.”
Завтрак на траве. Автор: Василий Шульженко.
Направляющий. Автор: Василий Шульженко.
Пастырь и стадо. Автор: Василий Шульженко.
Друзья-приятели. Автор: Василий Шульженко.
pics.ru
Василий Шульженко, русская сермяжная живопись (29 фото)
Шульженко Василий ВладимировичРодился в 1949 г. В 1973 г. окончил Московский полиграфический институт. Член МСХ (живописная секция) с 1978 г. Фигуративная живопись в жанре свободной фантазии. Работы находятся в частных и музейных коллекциях в России, США, Италии, Франции, Финляндии, Голландии, в Государственной Третьяковской галерее, Москва, в музее «М'АРС», Москва, в музее «КИССИ» в Оклахома Сити, США.Живёт и работает в Москве.
Источник: www.anti-glamour.ru
Ссылки по теме:
fishki.net
Художник Василий Шульженко - почти как Шукшин...
Пивная."Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет!?.Творчество Василия Шульженко посетители его виртуальных экспозиций часто сравнивают с творчеством Шукшина.
Думаю, оба Василия открестились бы от таких сравнений...Но, тем не менее, по мнению их читателей и зрителей, что творчество первого, что творчество второго, развертывает перед нами некую Метафизику русской жизни, судьбы и морока, схваченных именно русским человеком, почувствовавшем в себе что-то важное, что обязательно нужно выплеснуть в пространство этого бытия.
Один Василий, автор "Сортира", "Пивной" и прочего, по его словам, всегда дистанцировался от той русскости, которая щедро хлещет из людских душ, проживающих за МКАДом.Другой - плоть от плоти русского Духа, но явно не русского душка, по мнению его читателей и зрителей, тех же самых заМКАДовских людей.
И, тем не менее, они созвучны.В их творчестве звучит гармония русских сфер.Как говорят знающие художники: если ты хочешь раскрыть какую-то тему, у тебя два пути.1. Ничего не зная о предмете, следуй велению своей души в его сочинении.2. Изучи предмет описания досконально, чтобы он сросся с твоей душой.Как видим, замКАДОвские наблюдатели творчества двух Василиев ставят их на одну чашу весов, располагая себя на противоположной их стороне, уравновешивая своим восприятием этих художников, их общую воплощенность в почве русскости, в Метафизике русского Бытия".(analitik_tomsk).
Пасхальный трезвон.Изгнание из Рая.
Распятие.
Гамлет.
Сортир.
Художник Василий Шульженко
Вася, который не любит русских.
Творчество художника Василия Шульженко не оставляет равнодушным никого. Его или любят, или ненавидят, превозносят за понимание русской души и обвиняют в ненависти к ней же. Каков он на самом деле, выясняла наш корреспондент.- Все эти жуткие пьяные физиономии, уродливые тела, скабрезные позы... Вас и впрямь трудно заподозрить в любви к народу!
- Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу.В детстве был маменькиным сынком, не знал ни армии, ни зоны.Мои персонажи для меня - вроде дикарей для Кука.Насмотрелся на них в детстве, когда жил на даче под Касимовым.Они меня и пугали, и завораживали.На полотна все это выплеснулось гораздо позже, с началом перестройки.
- А что, "плохие русские лица" хорошо продаются на Западе?
- Большинство своих картин я действительно продаю в Америке, но, знаете, там как раз считают, что они просто пропитаны любовью к России!А здесь даже приятели говорят мне: "Не любишь ты русских, Вася!" Но я, как русский, имею полное право спросить: "А за что нас любить?"Да мы худшие люди в мире - злые, ленивые, завистливые!К примеру, американец скажет: "Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!"А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика.А миф о широкой русской душе?Широкой она становится лишь на время действия алкоголя.
- А может, американцам просто нравится видеть русских таким быдлом?
- Наоборот, глядя на мои картины, они начинают нас жалеть: "Какие несчастные люди!"Как наши передвижники писали страдающий народ, помнишь?Или как поэт Некрасов, который после роскошного обеда и партии в покер любил поглядеть на крестьян из окна своего особняка и пожалеть о горькой долюшке женской.
- Кстати, о женщинах. Не жалко так уродовать нас на картинах?
- Жалко, потому и пишу вас нечасто.Вот мужиков не жалко. Недавно хозяйка галереи в Чикаго говорит мне: "Вася, у тебя на картинах все слишком много пьют и курят, в Америке это сейчас не популярно.Нельзя ли обойтись без этих сигарет и бутылок с водкой?"Да разве моих мужиков можно представить трезвыми, без папиросы в зубах?!
- А сами выпить любите?
- Люблю. Бывает, и за работой пью. Художнику это нужно для вдохновения.
- А что, любовь не вдохновляет? Вы женаты?
- Нет, так и не женился, и детей не завел, о чем теперь жалею. Хотя женщин в жизни было - не пересчитать, и сейчас есть.
- А почему ваши герои на картинах сексом не занимаются? Это добавило бы им колориту!
- Помню, был в Касимове случай - молодой деревенский парень прямо в поле поймал и изнасиловал бабку лет семидесяти пяти. Вот это была мысль изобразить.
- Эпатажа ради?
- Да какой тут эпатаж! Вот художник Кулик, наложивший прилюдно кучу под картиной, - это да. Сейчас ведь в живописи одно направление - заставить говорить о себе любым способом. Не прославиться в веках, а побольше захапать при жизни.
Пушкин.
- Но Пушкин, изображенный в виде обезьяны, или Толстой, висящий на турнике, - это разве не эпатаж?
Толстой.
- Меня другое удивило - ну кто в Америке знает Пушкина? И тем не менее его купили сразу. А вот Толстой, который там знаменит, так до сих пор и не продался...Анна Шин (http://www.s-info.ru/star/exclusive/1539/)Мой дом.
Прогулки с бабушкой по Москва-реке.
Прогулки с отцом по ночной Москве.
Мойка.
Пугачев.
Светское общество в Парке Горького.
Барин.
Наполеон овладевает Россией.
Наполеон в Москве на Садово-Каретной
Наполеон и Кутузов.
Грибной сезон.
Бабушка?!
Заблудившийся на карнавале.
Атланты.
Спящий
Цыпленок
Семья.
Сон.
Над пропастью
Вечер в городе
Клоун.
Гулливер.
В бурных волнах моря житейского.
Дудочка.
Картошечка.
Художник.
Сквер.
Верхом на кентавре.
Матрос и его девушки.
Призыв.
"Пятачок" в Измайлово.
Мечты солдата.
Продавцы картофеля.
Конькобежец.
Ленин и народ.
Сусанна и старцы.
Упавший.
Амур.
Гонки.
Сеть.
Стремящийся.
Песчаная коса.
Леший в гостях у крестьянина.
Скорая помощь.
Фавн.
Сусанна.
Седе Адам прямо Рая...
Диоген.
Гроссмейстер.
Ряженые.
Видение Кольки Рыбина.
Дедушка!Поедим домой!
Завтрак на траве.
Оргия.
Купальщицы.
Провинция.
Деревня.
Беседа.
Три сына.
Друзья-приятели.
На проселочной дороге.
Ночь на вокзале.
Пастырь и стадо.
Драка пастухов.
Пастух.
Полет.
Направляющий.
Морская душа.
Погорельцы.
Похороны.
http://www.liveinternet.ru/users/avistrix/post151367637/m-introduction.livejournal.com
Художник Шульженко: с любовью к России
В.Шульженко. Автопортрет
Художник Шульженко известен больше в Америке, где его работы ценят, любят и покупают.
В России его почти не знают: его не выставляют в Москве, как выставляют Шилова и Церетели, его больше ругают и относят к числу русофобов, нежели к патриотам и русофилам.
А если и относят, то к таким, какими были Чаадаев, Достоевский, Владимир Печёрин, Салтыков-Щедрин и Герцен.
Я отношу себя к числу поклонников Василия Шульженко, к числу почитателей его философии, очень точному и тонкому понимания России. Тем, кто впервые увидит его картины, это может показаться даже кощунственным.
Художник Василий Шульженко напоминает миллионам россиян, откуда они и я родом, ЧТО во мне главное: о моей матери, голодном детстве, искорёженных судьбах людей, окружавших меня в детстве, о бабке, спившейся и умершей где-то в кочегарке, о поселке, разбитом не по улицам, а по лагерным зонам: первую, вторую, пятую ишестую.
О пьянках, папиросах, холоде и голоде, о том, что старательно прячу в подсознании, тщательно забрасывая интеллигентской мишурой, благовоспитанностью, образованностью и социальными приличиями. На что закрываю глаза, чтобы не помнить, забыть, чтобы не было больно от сознания, в каком на самом деле я и мы состоянии.
В.Шульженко. Диоген
Но бегство в подсознание не помогает: стоит хотя бы мимоходом увидеть знакомые с детства лица и картины, будь то Балабановский «Груз-200», или стихи Михаила Анищенко, или картины Василия Шульженко как все всплывает. И понимаю, что от этого не убежишь: я не перестану быть русской, потому что это и есть настоящая Россия, нравится она кому-нибудь такая или нет.
И я вспоминаю в себе ту маленькую девочку, которая смотрит на меня с картины «Продавцы картофеля», а рядом - не лукаво улыбающийся безногий отец, а мать с такой же пьяной и извиняющейся улыбкой, радующейся, что еще живет, пусть и в такой нищете.
В.Шульженко. Продавцы картофеля
Меня, и не только меня, миллионы, таких как я, картины Шульженко задевают за живое, потаенное, непонятное и самим, потому под внешней мишурой во мне неистребимо живет та же бедная девочка, хорошо знающая спивающийся мир взрослых, от которого всю жизнь бегу, но не могу убежать.
Мир грубый, матерный, с запахами перегара и уличного сортира, грязными толчками и замерзшими зимой кучами дерьма, мир с грязными тараканами и вшами. Нам только кажется, что мы в него уже никогда не вернемся. Но он держит нас, держит не этим натурализмом, а чем-то более глубинным и жутким.
В.Шульженко. Сортир
Этот мир мне близок, он значительно чище, более открыт и естественен, хоть и пугающ. В нем есть своя тайна, завораживающая и отталкивающая одновременно. Этот мир зачаровывает и не отпускает, как бы и сколько ты из него не выпутывался и не силился преодолеть и убежать.
Я чувствую в себе его тягучую и темную материю, которую с такой правдивостью, пронзительностью и любовью передает по-настоящему русский художник и интеллигент Василий Шульженко, проникая под кожу и делая понятным многое в России и человеке.
Если бы Шульженко попытался выставляться в парижском салоне, как это делал когда-то Сезанн, его картины также бы не допускали до добропорядочных граждан, и также бы от его картин отворачивались.
В.Шульженко. Дворы моего детства
Глядя на творчество Василия Шульженко, понимаешь, что никуда русский мир и русский дух из тебя не ушел, хоть и сменил он свои одежды. Ты только силишься выбраться из-под его лохмотьев и нищеты, иногда (а сегодня все чаще) это удается, но до конца выбраться из него никогда по большому счету не удастся.
И пугаешься именно этой, своей настоящей, сути, которую с такой пронзительностью и любовью изображает Василий Шульженко. И он, и Михаил Анищенко, и я принадлежим к одному поколению - 1949-1950 годов рождения. Василий Шульженко вырос, как он говорит о себе в одном из редких интервью, в благополучном семействе, которое изобразил с такой щемящей нежностью и любовью в «Дворах моего детства».
В.Шульженко. Пастух
Но вокруг него были те, кого потом, в период перестройки, он стал писать и через кого выражать свое понимание России и свою философию человека. И сколько параллелей, знакомых сюжетов и цитат из разных художников, лица и фигуры которых пересажены на русскую почву.
Это и «Нарцисс», смотрящийся испитым лицом не в чистую воду со своим прелестным отражением, а в грязно- мутную лужу с соответствующим пейзажем.
В.Шульженко. Нарцисс
Это и «Завтрак на траве» не с гламурно-парижскими кавалерами и дамами, как у Эдуарда Мане, пусть даже обнаженными, но красивыми и богатыми, а с теми же русскими, всем знакомыми и понятными, лицами.
В.Шульженко. Завтрак на траве
Это и «Стон», так напоминающий «Крик» Эдварда Мунка, только в сто раз усиленный болью и безысходностью, от которой сводит руки и не в состоянии встать.
В. Шульженко. Стон
Это и «Пробуждение» после глубокого запоя, как у Мунка «На другой день».
Это и «Распятый», где до Него тоже никому нет дела, как и на картине Поля Гогена. И здесь люди занимаются своими обычными делами: пьют, едят и даже испражняются, не замечая боли и страданий Господа.
В.Шульженко. Распятие
И «Купальщицы», но не с тем прозрачно-голубым воздухом и бело-голубыми обнаженными телами, что у Сезанна, а с грязно-жуткой рекой и промышленным пейзажем.
И летящие по-шагаловски во сне и наяву фигуры («Полет», «Видение Кольки Рыбина», «Дворы моего детства» и др).
В.Шульженко. Полет
И за всеми этим Босхом проглядывает теплота, любовь и сострадание к русскому человеку, оказавшемуся в стране со слепыми вождями («Направляющий», «Пастух»), силящимися понять, куда вести народ, но от натуги только искажающими свои гримасы.
Ирония и юмор, но не сарказм и не издевательство, а глубокое сострадание, понимание человека и русского человека, в частности, со всеми его гнойниками, нечистотами и злом, но и добротой, принятием жизни такой, какая она случилась.
В.Шульженко. Напрвляющий
Есть у Василия Шульженко большой цикл работ на мифологические темы («Харон», «Диоген», «Нарцисс», «Кентавр», «Фавн»), написанный с юмором и улыбкой и с таким же узнаваемым российским пейзажем.
Художник своими средствами осмысливает историю советской России («Сквер», «Ленин и крестьяне») и России уже сегодняшнего дня, своим пониманием интеллигенции («Гроссмейстер», «Гамлет и тень отца», «Над пропастью»). И во всех картинах художника есть мысль и философское осмысление ситуации, человека, страны.
В.Шульженко. Ленин и крестьяне
Поэтому смотреть Василия Шульженко надо вдумчиво, стараясь понять, что стоит за каждой картиной, за каждой фигурой, за каждым сюжетом, кого он цитирует. А для этого надо знать больше, чем только Василия Шульженко, надо погрузиться в историю европейской культуры и мифологии.
Но сквозь всю грязь и пьянство везде или почти везде видны русские церквушки, то ли как знак святости, то ли как символ возрождения веры, которое тоже идет тем же причудливым образом, что и возрождение России. И кругом горизонты и полусферы, словно Вселенная раскрывает свои объятия и принимает в себя Россию, такой, какая она есть.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru