Сочинение по картине Фельдмана «Родина». Картина родина


Сочинение-описание по картине Фельдмана «Родина»

(233 слова) Я всегда с уважением относился к народной памяти, что сохранила воспоминания о Великой Отечественной Войне. Поэтому я не мог без трепета смотреть на картину Фельдмана «Родина». Она и есть частичка той памяти, которая жива в сердце каждого из нас, хоть мы и не застали тех страшных событий.

Картина Фельдмана "Родина"Художник нарисовал простой, но проникновенный сюжет: солдат вернулся домой. Он в поношенной одежде, с вещевым мешком за плечами. Мужчина средних лет лишен ярких черт: русые волосы, как у всех, чуть загоревшая кожа, прямые черты лица. Но с первого взгляда мы узнаем русского человека. По тому, как он нежно обнимает березу. По тому, как мечтательно оглядывает родные поля. По тому, как он тосковал по России, раз так обрадовался при встрече с ней. Он стоит на фоне ярко-голубого неба и желтых осенних полей. Прямо под пригорком, где он стоит, раскинулась деревня. Покосившиеся домики как будто встречают долгожданного хозяина. Солдат окружен тоненькими кривоватыми березками – символами русской земли. Под его ногами редкие осенние цветы и золотая листва. Вероятно, на дворе ранний сентябрь, самый разгар сельской работы. Автор намеренно возвращает деревенского парня именно в это время. Впереди у солдата мирный, но все же тяжелый труд – восстановить то, что разрушил враг.

Картина «Родина» передает всю глубину патриотического чувства русского человека. Солдат любит свою страну, поэтому и загляделся на мирное голубое небо, но завтра он выйдет в поле, и тяжелым трудом будет тянуть отечество вперед. Этот настрой нравится мне в «Родине» больше всего.

План сочинения по картине Фельдмана «Родина»:

  1. Вступление (В чем заключается ценность картины для русского народа?)
  2. Основная часть (Описание и основная идея «Родины»)
  3. Заключение (Что мне больше всего понравилось в произведении Фельдмана?)
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Описание картины В. Фельдмана «Родина»

В. Фельдман - знаменитый художник, который в своих работах очень часто затрагивал тему войны, применяя жанр военного искусства. И это неспроста, ведь он, как и многие другие творческие люди, которые своими глазами видели военные действия, слышали стоны и плач, не мог пройти мимо этой темы. Одной из таких работ, является картина Родина. Сегодня как раз мы с данным полотном познакомились на уроке и теперь предстоит написать сочинение описание картины Родина Фельдмана за 9 класс.

Сама картина была написана художником уже после военного времени. Произошло это в пятидесятых. И хотя война была уже позади, но воспоминания были очень свежи и еще долго будут иметь свои отголоски в произведениях художников и Фельдман был не исключением, о чем свидетельствует его картина.

Краткое описание картины

В описании картины Фельдмана Родина в кратком варианте сразу хочется остановиться на центральной фигуре. Это солдат, который после войны возвращается домой, на Родину. Скорее всего, он уже совсем рядом с той самой древней, где родился и откуда уходил на фронт. Вот только не сразу он вошел в деревню. Эмоции его настолько переполняют, что захотелось подойти к березе, которая растет недалеко от села. Скорее всего, это березовая роща, что раскинулась у деревни и где в свое время герой картины любил бывать со своими друзьями. Роща полностью не видна, всего лишь несколько молодых деревьев и одно постарше, к которому и прислонился солдат. На его лице отразились все тяготы войны. Теперь это не тот озорной юный мальчик, что шел на битву с врагом. Это уже повзрослевший мужчина, который увидел много на своем пути. Он узнал, что такое потеря друзей, что такое кровь, что такое война и как сладка победа.

Картина В. Фельдмана Родина

Солдат, которого автор изображает в шинели, за плечами несет вещмешок. В данный момент он погружен в воспоминания или же его тревожат мысли. Может ему немного страшно, ведь он боится на месте дома найти руины. Может поэтому он не идет дальше, не спешит увидеть родных и близких его сердцу людей? Но, судя по картине, над чьим описанием мы работаем, дома стоят целые и есть большая вероятность, что и дом солдата стоит, а его уже заждались родные.

Время, что изображает Фельдман - это осень, ведь трава уже пожелтела, береза успела сбросить свою листву. Небо еще голубое, но белоснежные облака говорят о том, что в любую минуту может пойти дождь.

Заканчивая свое описание картины Родина, хочется отметить те чувства, что вызывает картина. Они непередаваемые. Смотрю на полотно и хочется порадоваться за солдата. Ему удалось вернуться домой живым. Он один из тех, кто вернулся на Родину. Хочется радоваться и за его семью, ведь им повезло не меньше. Их мужчина - сын, муж, отец - вернется, он обнимет всех и заживут теперь вместе счастливо. В то же время полотно вызвало боль, ведь сразу в воображении возникли у меня и те солдаты, а их тысячи, которые остались на поле боя. Они уже не вернутся и останутся только в сердцах тех, кто будет помнить их вечно.

Оцените пожалуйста «Описание картины В. Фельдмана «Родина»», мы старались!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 4.5 из 5)

sochinyshka.ru

В. Фельдман – Родина (сочинение по картине)

     Передо мной полотно художника Фельдмана, картина посвящена военной тематике, здесь представлена история одного солдата, мимо которого не прошла война. Картина называется  «Родина». Родина занимает важное место в душе каждого из нас. Если мы куда-то надолго уезжаем, нас тянет назад, туда, где мы родились, прожили большую часть жизни. Вот и здесь представлена долгожданная встреча с ней.

     Я вижу солдата, который только что вернулся с войны, долгие годы он сражался за её свободу и вот, наконец, он с чистой совестью возвратился домой. Он не знает, как жили все эти годы его родные и близкие и вообще живы ли они. Как там его деревня, существует ли она до сих пор, или враги стерли её с лица земли. А что будет, когда он вернется? Как сложится  послевоенная жизнь? Все эти мысли сейчас в его голове.  Он решил остановиться около давно знакомой ему березы. Ощутить знакомый аромат. Посмотреть на мирное небо над головой, без вражеских самолетов, бомбежек. Он смотрит в него и не верит, что наконец-то это все закончилось. На его пути встретилась именно береза, символ России, грациозная, стройная, изящная. Солдат одет в военную форму,  за плечами у него вещевой мешок.  Он с радостью и грустью смотрит вдаль, он рад тому, что война закончилась, но какой ценой удалось это сделать! Он вспомнил погибших товарищей, разрушенные города, ни в чем не виновных жителей этих городов. 

     На втором плане видны молодые березки, где-то вдали дома, луга, поля. Привлекает чистое небо, на нем нет ни одной тучки, по нему плывет много перистых облаков. На земле лежит пожелтевшая трава, кое-где растут яркие полевые цветы.  При написании картины мастер не использует яркие цвета, все оттенки, используемые при написании картины, приглушенные.  На картине много темных оттенков, это и одежда солдата, и деревня, светлыми красками художник рисует небо и березы.

     Картина заставляет задуматься о судьбе этого солдата, вспомнить о великой отечественной войне.  Хочется надеяться, что когда солдат вернется домой,  все его родные будут живы и с радостью его встретят.

 

 ВТОРОЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ:

    План сочинения:1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.2. Толкование названия картины.3. Описание сюжета картины:    а) окружающая природа;    б) изображение деревни;    в) главный герой – солдат.4. Чувства, которое вызывает картина.

 

     Великая Отечественная война была страшной страницей истории России. Огромное количествочеловеческих жертв, разрушенные города и села, сломанные судьбы людей. Солдаты и командиры, весь народ проявил величайшее мужество и героизм в этой жестокой битве.9 мая 1945 года Советская армия одержала победу над фашистской Германией, которая принесла мир на территорию Европы. Тема войны и победы стала очень востребованной в творчестве писателей, поэтов, художников, которые воспевали подвиг Советского солдата.

     Автор картины «Родина» В. Фельдман воевал на фронте во время войны. Поэтому ему была очень близка данная тема творчества. Привлекает к себе название картины. Думаю, что художник хотел отразить сразу несколько значений слова родина. Это и родная страна, и место, где родился человек.

     Перед нами сюжет, который можно было часто увидеть после окончания войны. Солдат возвращается домой, где не был несколько лет.  Он прошел много верст, пережил много горя.И теперь стоит на земле, которая родила его и взрастила.

     После Победы не сразу вернулся боец. Художник описывает картину осенней природы. Под ногами – желтая высохшая и увянувшая трава, вдали – убранные поля, с деревьев опали листья.Цветовая гамма соответствует времени года: желтые, коричневые, бежевые краски. И только небо с белыми пушистыми облаками выделяется ярко голубым пятном. И белеют стволы березок.

     Уже близко он к дому, колотится от волнения сердце в груди.

     На пригорке остановился солдат у березки. В ней – частица родной земли! Изображение березы не случайно. С этим деревом во всем мире ассоциируется Россия, его вспоминают чаще всего те, кто находится вдали от родной земли. Наверное, в минуты затишья между боями солдат мечтал об том мгновении, когда сможет обнять березку.

     С пригорка хорошо видна его деревня со старыми избами и покосившимися заборами. Солдат с интересом вглядывается вдаль, пытается увидеть все, что сердцу дорого. Лицо бойца светится надеждой на долгожданную встречу с близкими людьми. Широко открыты глаза, губы немного растянуты в улыбке. Портрет героя отражает собирательное представление о русском солдате. Широкое лицо, с обветренной кожей, Пшеничного цвета волосы. Обнимающие березу руки работящего человека. Он одет в видавшую виды шинель, за плечами вещмешок. Для описания солдата художник использует оттенки желто – зеленых цветов.

     Вся картина наполнена ожиданием, надеждой на лучшее. Она оставляет в душе светлые чувства, гордость за свою землю и свой народ – победитель.

po-kartine.ru

Сочинение по картине Фельдмана «Родина»

Картина «Родина» — одно из полотен В.А. Фельдмана, которым автор попытался донести до каждого из нас всю значимость и глубину этого слова.

Главное место на полотне занимает солдат — молодой светловолосый парень в длинной шинели. Он прислонился к белому стволу берёзы и заворожено смотрит вдаль. Он долго был в чужом краю, истосковался по родному дому и наконец-то вернулся. Деревня совсем рядом, видны уже и дома, но солдат не торопится к ним.Картина «Родина» ФельдманаОн остановился на пригорке, поросшем пожелтевшей травой, погладил шершавой ладонью белоснежную кору и замер, любуясь неброской красотой родных мест. Золотистый ковёр под его ногами украшают последние осенние цветы, но солдат не замечает их. Он полной грудью вдыхает прохладный осенний воздух и не может надышаться. Воспоминания о чём-то близком и родном роем кружатся в голове парня. Лёгкая улыбка коснулась его губ. Быть может, он вспомнил, как ещё мальчишкой носился между этих берёз с друзьями или как здесь же, под этим деревом, впервые встретился с понравившейся девчонкой. Ведь память наша тщательно хранит все эти мелочи, которые делают жизнь яркой и неповторимой.

Так что же такое «Родина»? Это не только страна, в которой человек родился. Это простое и привычное слово хранит в себе так много дорогих сердцу, милых мелочей. Родина — это знакомый с детства дом, улица, по которой бегал с друзьями, речушка с прохладной и чистой водой, старые деревья в большом саду.

Иногда людям кажется, что где-то далеко есть места получше, чем то, где они родились. Но если доведётся долгое время не видеть родных мест, тогда смотришь на них по-другому. Вот и этот парень после долгих лет разлуки не может теперь насмотреться на, казалось бы, обычную картину. Он словно в первый раз увидел и эти берёзы, и бледно-голубое небо с белыми облаками.

На полотне практически нет ярких красок. Солдатская шинель по цвету сходна с полями вокруг деревни. Это создаёт ощущение единства человека и природы.

Фигура солдата занимает большую часть полотна, но автор назвал свою картину «Родина». Так кто же тогда главный герой на этом полотне — солдат или природа? В этом и есть особенность живописи, что каждый из нас может по своему усмотрению истолковать сюжет, изображённый кистью мастера. Мысли героя, его чувства, общее впечатление от картины — всё это каждый из нас ощущает по-своему. И для меня название картины только подчеркивает всю глубину чувств, испытанную солдатом при виде родных мест.

Меня особенно привлекает взгляд солдата. Он долго добирался домой, скорей всего, устал с дороги, но глаза его светятся радостью. С высоко поднятой головой парень смотрит вдаль с надеждой на то, всё теперь в его жизни будет хорошо. Создаётся впечатление, что разлука с родными и близкими сделала солдата сильным и целеустремлённым. Он сможет, он добьется того, чего сам захочет достичь.

Хотя на картине изображена осень, да ещё к тому же день не солнечный, всё же от нее веет какой-то теплотой, стремлением к чему-то новому. Хочется верить, что эта разлука была последней.

sochinyalka.ru

Описание картины Владимира Фельдмана «Родина» Картины художников

Описание картины Владимира Фельдмана «Родина»

На полотне изображен солдат, который прислонился к березе. Он так нежно ее обнимает, как свою девушку. Видно, что солдат давно не был на родине и береза олицетворяет родную русскую землю.

Вероятно, он долгое время находился в чужой стране и очень тосковал. Вокруг героя расположены березки, а внизу небольшая деревенька. Такой пейзаж свойственный России. Солдат одет в военную шинель, а за плечами мешок, его отросшие волосы треплет ветер. Взгляд парня отрешенный, как будто он погружен глубоко в свои мысли, а возможно в воспоминания.

Может он несколько лет назад именно отсюда ушел на фронт, на его лице отпечатаны все тяготы фронтовой жизни. Он уже не тот мальчишка, который с наивным взглядом отправлялся на борьбу с врагом. Он повзрослел и очень изменился. Только прислонившись к дереву, он может мысленно вернуться в то беззаботное время без войны.

Художник очень реалистично передал природу края. Пожелтевшая

трава и вспаханное поле говорит о том, что осень наступила. Живописец очень символично изобразил березу, к которой прислонился солдат, рядом с пнем. Пень совсем свежий, видимо дерево срубили недавно. Как будто есть вероятность гибели русского мужества, но, все же, другие березы стоят непоколебимо и у них есть поддержка.

Во взгляде солдата застыл вопрос о том, как он жил, как сейчас живут его близкие люди. Он предчувствует долгожданную встречу, но пока не решается покинуть такую знакомую и родную рощу. Осталось всего несколько шагов между прошлым и будущим, но сделать их солдату совсем непросто. Ему необходимо набраться сил, война его измотала, он морально истощен.

Возможно, кто-то его не дождался, а кто-то ждет с надеждой. Он придет и скажет, что живой, а душевные раны оставит себе. Обняв березу, солдат возвращает себе потерянное душевное равновесие и гармонию. Это так важно перед встречей с самыми дорогими. На картине изображено первое долгожданное свидание солдата, свидание с его родиной.

Прислал: Лебедева Мария . 2017-10-08 22:15:36

opisanie-kartin.iusite.ru

Родина (картина Дубовского) — WiKi

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (инв. Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Вол­ге» (1892, ГТГ), относят к круп­но­фор­мат­ным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

  А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, инв. 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, инв. Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[23][21][24].

  Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

  Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, инв. Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством Ии Тихомировой, в 1973 году — Валентиной Бекишевой, а в 1988 и 2012 годах — Натальей Минько[1].

Описание

  Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Отзывы

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 Л. А. Хайдукова. «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.

Литература

  • Давтян Л. Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Прохоров А. А. Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Спирина И. В. Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Юрова Т. В. Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / Н. Золотова. — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / И. Г. Девятьярова. — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

Ссылки

ru-wiki.org

Родина (картина Дубовского) Википедия

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[21][23][24].

Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «по» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством , в 1973 году — , а в 1988 и 2012 годах — [1].

Описание

Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Отзывы

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 . «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.

Литература

  •  Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / . — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / . — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта