Эдвард Мунк. Жизнь и творчество. Картина мунк
Эдвард Мунк. Жизнь и творчество. — Artrue
Описание знаковых работ знаменитого мастера.
Эдвард Мунк (1863–1944)
Вклад в искусство модерна
Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Каждое из них так или иначе связано с югендстилем, появившемся в Германии в конце XIX века. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения.
Германские влияния
Вернувшись в Париж, художник какое-то время посещает студию Леона Бонна (1833–1922). Работы Мунка уже появляются в немецких и французских художественных журналах. В 1892 году Союз берлинских художников (Verdin Berliner Kimstlef) пригласил Эдварда Мунка участвовать в ноябрьской выставке объединения. Однако произведения художника, сложные для понимания и по содержанию, и по форме, были встречены недоброжелательно; тогда в знак протеста против вкусов обывателей возникла группа «Одиннадцать», которая поддержала Мунка.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) и Рихард Демель (1863–1920). Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Крик
КрикВлияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. На переднем плане Мунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Она одновременно является и частью пейзажа, и отторгнута от него. По направлению к женщине движутся две фигуры, и это еще более подчеркивает ее одиночество.
По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Хотя перспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души.
Героини Мунка
МадоннаВ 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он пишет картину Мадонна (около 1894–1895). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадая на плечи, струятся до пояса. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
В картине Три возраста женщины (Сфинкс) (1893–1895) Мунк объединил юность героини Переходного возраста и эротизм Мадонны. Здесь художник представил три женские фигуры, и каждая из них символизирует определенный возраст от детства до старости. Стоит отметить, что тема трех возрастов также фигурирует в одноименной работе Климта.
Три возраста женщины Мунка
artrue.ru
Творчество и биография Эдварда Мунка. Норвежский художник Эдвард Мунк
Сегодня мы поговорим о норвежском живописце и графике, теоретике искусства и театральном художнике Эдварде Мунке. Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых. Его творчество оказывает большое влияние на современников по сей день. Его картины изобилуют темами одиночества и смерти, а также жаждой жизни. Этот человек создавал уникальные захватывающие картины, которые буквально затягивали зрителя в иной, странный и страшный мир. Э. Мунк – это настоящий талант и мастер своего дела. Он писал картины только тогда, когда чувства и эмоции переполняли его: ведь настоящие творцы создают шедевры именно в таком состоянии.
Детство
Художник Эдвард Мунк, дата рождения которого приходится на 1863 год, родился в многодетной семье. Его отец, Кристиан, был военным врачом. У Мунка была старшая сестра, Юханна София, брат Андреас и две младшие сестрички, Лаура и Ингер. Семья жила довольно скромно, можно даже сказать бедно. Но Мунки были образованными и культурными людьми, поэтому стойко переносили свое временное положение. Их культурные корни были довольно глубоки: дальний родственник был знаменитым художником-неоклассицистом, учеником самого Жака-Луи Давида. Отец Кристиана Мунка был проповедником, которого многие знали и любили, а его брат, Петер Андреас Мунк – отличным историком.
В течение всего детства Эдварда его семья часто переезжала с места на место. Это происходило из-за долга службы отца, а также из-за того, что недостаток денежных средств регулярно принуждал семью искать более дешевое жилье. Чаще всего семья находилась в Христиании, Норвегия (ныне Осло). Биография Эдварда Мунка с детства имеет темные пятна: в 5 лет он потерял свою мать, которая умерла от туберкулеза. И ровно через 10 лет от этого же заболевания умерла старшая сестра Софи. В своих воспоминаниях Э. Мунк говорил о том, что отец всегда был добр, но большим минусом была его религиозность, которая переходила все границы здравого рассудка. Маленького Эдварда часто мучили страшные видения об аде, из-за этого он рос довольно тревожным ребенком. Намного позже родственники вспоминали о том, что талант рисования проявился у мальчика в очень раннем возрасте.
Как уже было сказано ранее, от туберкулеза умерла сестра Эдварда, Софи. Это стало для него очередным ударом, так как они были очень близки. Многие исследователи жизни и творчества живописца говорят о том, что это был переломный момент разочарования в религии. Сам норвежский художник Эдвард Мунк вспоминал, что в тот день отец беспокойно метался по комнате, сложив руки в молитве, но ничем не мог помочь бедной девушке. В дальнейшем эти воспоминания легли в основу картины «Больная девочка».
Становление
Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки. Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. Вскоре молодой человек принимает самостоятельное решение покинуть колледж, чтобы стать художником. В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. Они быстро нашли общий язык, и Мунк часто ощущал на себе влияние этого человека. В 1883 году случился публичный дебют Эдварда – он презентовал картину «Этюд головы». В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию. В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Неприятие смутило Мунка, и следующие его картины были консервативны.
Париж
Картины Мунка все так же участвовали в выставках. А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Он много экспериментировал с художественными стилями, особенно часто пробовал импрессионизм и пуантилизм. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца, и это известие наносит ему сильный удар. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию. Эдвард Мунк, творчество которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин - «Ночь в Сен-Клу».
«Фриз жизни»
В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики. Вскоре он едет отдохнуть в Ниццу, и видит здесь картины Ван Гога и Гогена, которыми чуть позже будет восхищаться. В это время окончательно формируется стиль Мунка – четкие линии, символичные сюжеты и простые формы. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Через некоторое время он знакомится с А. Норманом, который в восхищении от творчества Эдварда. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. Картины художника получают множество положительных отзывов, он впервые чувствует настоящее признание. В это время у Мунка завязывается роман с богатой норвежкой, который не закончился ничем, кроме психологических травм.
Болезнь
Из-за нервного романа Мунк начинает чувствовать себя неладно, но не придает этому особого значения. Вскоре у него завязываются еще одни отношения с виолончелисткой. Но и этот роман заканчивается трудным расставанием из-за странного поведения Мунка. Он начинает все чаще проявлять агрессивность и подозрительность. Все большое количество людей замечают, что Эдвард становится вспыльчивым и сам напрашивается на ссоры. В 1908 его помещают в психиатрическую лечебницу в Копенгагене с диагнозом душевное расстройство. Он проводит там полгода, активно занимаясь творчеством.
Поздние годы
Эдвард Мунк, интересные факты о котором не так многочисленны, все же может кое-что рассказать. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. В последние годы творчества его картины приобрели более грубые черты, но более мирные сюжеты. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. В 1930 у него случились проблемы со зрением, из-за чего он почти прекратил писать. Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия.
«Крик»
Эдвард Мунк – импрессионист, который получил огромную популярность благодаря своей картине «Крик». Всего есть 4 ее варианта, которые были написаны в период 1893-1910 годов. Изначально автор назвал её «Отчаяние». Человек, охваченный ужасом на картине, быстро стал одним из самых узнаваемых персонажей в искусстве. Один вариант картины находится в руках независимого коллекционера. Продажа картины на аукционе сделала «Крик» самым дорогим произведением искусства.
Похищение картин
Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам. Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. Преступники плохо продумали кражу, поэтому через пару месяцев картина была возращена. Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. При этом обе картины были повреждены. После возвращения полотен в Музей на них были обнаружены царапины, следы влаги, потёртости и ободранные края. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны.
fb.ru
Современное Искусство :: Эдвард Мунк
Самый знаменитый норвежский живописец, представитель символизма и экспрессионизма, театральный художник и искусствовед. Оказал основополагающее влияние на развитие современного искусства.Начало пути
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Под безумием стоит понимать не только болезнь Лауры, но и поведение отца, с горя впавшего в мистицизм и круглые сутки молящегося в своей комнате.В 1879 году Мунк поступил на инженера в Высшую техническую школу в Осло, затем довольно стремительно перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Но всего пару лет спустя молодой живописец вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой живописец выставил неоконченную работу. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет.В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. В Германии Мунк сдружился с семейством Пшибышевских: писателем Станиславом и его супругой Дагни. Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника.Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. Работы Мунка вызвали скандал, и выставку закрыли досрочно. Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны.Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Крик природы
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника, и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. «Я почувствовал крик Природы»). В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление. Картина хранится в Национальной галерее в Осло, и была похищена несколько раз. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Поиски заняли целых два года. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна.
Иконография Мунка
Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то совершенно схематично. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Но больше всего его раздражали пальцы. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.Интересно, что Мунк был совершенно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна, и всегда писал её полной. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна! Разве вы не знаете, что луна круглая?». Мунк также верил, что когда-то лун было две.
XX век
В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. Художник страдал бессонницей и паранойей. Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов; выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка! Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества.В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bull’s Eye. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Алкоголик и наркоман, он, среди прочего, страдал от маниакально-депрессивного психоза, но не стремился излечиться. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий.В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Здесь он проживёт остаток жизни. Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Эти перемены нашли отражение и в живописи: палитра стала светлее, чёрный цвет вытеснил тёмно-синий, ритм сделался спокойнее; вдобавок художник стал часто писать пейзажи.Когда Мунк был недоволен результатом, он выставлял картину на улицу и оставлял там. Он называл это «лошадиным лечением». Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Получается лучшая гармония красок. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Поэтому я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Немного грязи и дыр – это им только на пользу».Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии, изготовлял гравюры на дереве. При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах.Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга.
Память и отражение в мировой культуре
Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Мунк заинтересовался кинематографом и частенько ходил на американские и европейские фильмы.Он умер 23 января 1944 года сидя в кресле; возле тела нашли томик Достоевского – «Бесы».Мунк завещал родному Осло (Христиания была переименована ещё при жизни художника) около 1000 полотен, 15499 графических работ, 4500 акварелей и бесчисленное количество писем, дневниковых записей и литературных заметок. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены.Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка; русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже.После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Она называлась «Дорога никуда». Грин позаимствовал наименование для своего романа. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу.Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
sovremennoe-iskusstvo.ru