«Картина эпохи»: XVIII век в русской живописи. Картины 18


Русские художники 18 века. Лучшие картины 18 века русских художников

18-й век – это период, в который происходили колоссальные преобразования во всех сферах: политической, социальной, общественной. Европа вносит в русскую живопись новые жанры: пейзажный, исторический, бытовой. Реалистическое направление живописи становится преобладающим. Живой человек - герой и носитель эстетических идеалов того времени.

В историю искусств 18-й век вошел как время живописных портретов. Иметь свой собственный портрет хотели все: от царицы до обычного чиновника из провинции.

русские художники 18 века

Европейские веяния в русской живописи

Известные русские художники 18 века были вынуждены следовать западной моде по велению Петра I, который хотел европеизировать Россию. Он придавал большое значение развитию изобразительного искусства и даже планировал построить специализированное учебное заведение.

Русские художники 18 века осваивали новые приемы европейской живописи и изображали на своих полотнах не только царей, но и различных бояр, купцов, патриархов, которые старались не отставать от моды и часто поручали местным художникам нарисовать портрет. При этом художники того времени старались обогащать портреты предметами быта, элементами национального костюма, природой и прочее. Внимание акцентировалось на дорогой мебели, больших вазах, роскошных одеждах, интересных позах. Изображение людей того времени воспринимается сегодня как поэтический рассказ художниками о своем времени.

И все-таки ярким контрастом отличаются портреты русских художников 18 века от портретов приглашенных иностранных живописцев. Стоит упомянуть, что для обучения русских художников приглашались художники из других стран.

картины 18 века русских художников

Виды портретов

Начало 18-го века ознаменовано обращением художников-портретистов к полупарадным и камерным видам жанра портрета. Портреты живописцев второй половины 18 столетия дают начало таким видам, как парадный, полупарадный, камерный, интимный.

Парадный вид портрета отличается от других изображением человека в полный рост. Блеск роскоши - как в одежде, так и в предметах быта.

Полупарадный вид – это изображение модели по колено или по пояс.

Если человек изображен на нейтральном фоне по грудь или пояс – то этот вид портрета называется камерным.

Интимный вид портрета предполагает обращение к внутреннему миру героя картины, при этом фон игнорируется.

Портретные образы

Часто русские художники 18 века были вынуждены воплощать в портретном образе представление заказчика о самом себе, но никак не действительный образ. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке. Многие искусствоведы давно сделали вывод, что главным правилом того времени было изображение человека не столько таким, каким он являлся на самом деле, либо таким, каким бы он хотел быть, а таким, которым он мог быть в своем лучшем отражении. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал.

Первые художники

русские художники 18 19 векаРусские художники 18 века, список которых в общем-то невелик, - это, в частности, И. Н. Никитин, А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, И. П. Аргунов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий.

Среди первых живописцев 18 века Петровской эпохи - имена Никитина, Антропова, Аргунова. Роль этих первых русских художников 18 века была незначительна. Она сводилась лишь к написанию огромного количества царских изображений, портретов российских вельмож. Русские художники 18 века – мастера портретов. Хотя часто они просто помогали иностранным мастерам расписывать стены большого количества дворцов, изготавливать театральные декорации.

Имя живописца Ивана Никитича Никитина можно встретить в переписке Петра I со своей женой. Его кисти принадлежит портрет самого царя, канцлера Г. И. Головина. В его портрете напольного гетмана нет ничего искусственного. Внешность не изменена ни париком, ни придворной одеждой. Художник показал гетмана таким, как в жизни. Именно в жизненной правде заложено главное достоинство портретов Никитина.

Творчество Антропова сохранилось в образах Андреевского собора в Киеве и портретах в Синоде. Эти произведения отличает склонность художника к желтому, оливковому цветам, ведь он живописец, который обучался у мастера иконописи. Среди его известных работ - портреты Елизаветы Петровны, Петра I, княгини Трубецкой, атамана Ф. Краснощекова. Творчество Антропова соединило в себе традиции самобытной русской живописи 17-го века и каноны изобразительного искусства Петровской эпохи.

Иван Петрович Аргунов - известный крепостной портретист графа Шереметьева. Его портреты изящны, позы изображенных им людей свободны и подвижны, все в его творчестве точно и просто. Он творец камерного портрета, который впоследствии станет интимным. Значимые работы художника: портреты Екатерины II, четы Шереметьевых, П. Б. Шереметьева в детстве.

Не стоит думать, что в то время в России не существовало больше никаких жанров, но великие русские художники 18 века самые значительные произведения создавали все-таки в жанре портрета.

Вершиной жанра портрета 18-го века стало творчество Рокотова, Левицкого и Боровиковского. Человек в портретах художников достоин восхищения, внимания и уважения. Человечность чувств выступает отличительной чертой их портретов.

Портреты русских художников 18 века

Федор Степанович Рокотов (1735–1808 гг.)

Почти ничего не известно о Федоре Степановиче Рокотове, русском художнике 18-го века из крепостных князя И. Репнина. Портреты женщин этот художник пишет мягко и воздушно. Внутренняя красота прочувствована Рокотовым, и он находит средства воплощения ее на холсте. Даже овальная форма портретов только подчеркивает хрупкий и нарядный облик женщин.

Главный жанр его творчества – полупарадный портрет. Среди его работ – портреты Григория Орлова и Петра III, княжны Юсуповой и князя Павла Петровича.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)

Известный русский художник 18-го века - Дмитрий Григорьевич Левицкий, ученик А. Антропова, смог чутко уловить и воссоздать в своих картинах душевные состояния и особенности людей. Изображая богачей, он остается правдивым и непредвзятым, его портреты исключают угодливость и ложь. Его кисти принадлежит целая галерея портретов великих людей 18-го века. Именно в парадном портрете Левицкий раскрывается как мастер. Он находит выразительные позы, жесты, показывая знатных вельмож. Российская история в лицах – так часто называют творчество Левицкого.Картины, принадлежащие кисти художника: портреты М. А. Львовой, Е. И. Нелидовой, Н. И. Новикова, четы Митрофановых.

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825 гг.)

русские художники 18 века списокРусские художники 18-19 века отличаются обращением к так называемому сентиментальному портрету. Художник Владимир Лукич Боровиковский пишет задумчивых девушек, которые на его портретах изображены светлыми красками, они воздушны и невинны. Его героини - не только русские крестьянки в традиционных нарядах, но и уважаемые дамы высшего общества. Это портреты Нарышкиной, Лопухиной, княжны Суворовой, Арсеньевой. Картины несколько схожи, но забыть их невозможно. Эти портреты отличает удивительная тонкость передаваемых характеров, почти неуловимые особенности душевных переживаний и объединяющее все образы чувство нежности. В своих работах Боровиковский раскрывает всю красоту женщины того времени.

Наследие Боровиковского очень разнообразно и обширно. Есть в его творчестве как парадные портреты, так и миниатюрные, и интимные полотна. Среди работ Боровиковского наиболее известными стали портреты В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина и Павла I.

Картины русских художников

Картины 18 века русских художников написаны с любовью к человеку, его внутреннему миру и уважением к нравственным достоинствам. Стиль каждого художника, с одной стороны, очень индивидуален, с другой же – имеет несколько общих черт с другими. Этот момент определил тот самый стиль, который подчеркивает характер искусства России в 18-м веке.

Великие русские художники 18 векаНаиболее известные картины 18 века русских художников:

  1. «Юный живописец». Вторая половина 1760-х гг. Автор Иван Фирсов – самый загадочный художник 18-го века. На картине изображен мальчик в мундире, который пишет портрет маленькой красивой девочки.
  2. «Прощание Гектора с Андромахой», 1773 г. Автор Антон Павлович Лосенко. Последняя картина художника. На ней изображен сюжет из шестой песни «Илиады» Гомера.
  3. «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799-1801 гг. Автор Семен Федорович Щедрин. На картине изображен пейзажный вид.

И все-таки

Русские художники 18 века все же старались раскрыть правду и подлинные характеры людей, несмотря на условия крепостного права и желания богатых заказчиков. Жанр портрета в 18-м веке воплотил специфические черты русского народа.

известные русские художники 18 векаНесомненно, можно сказать, что, как бы художественное искусство 18-го века ни было подвержено влиянию европейской культуры, все-таки оно привело к развитию национальных русских традиций.

fb.ru

новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи.

После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами», иностранцы стали работать при дворе. Новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи — вспоминаем, как развивалась русская живопись в XVIII веке.

Европейские пенсионеры и иностранные учителя

гал 1

Иван Никитин. Портрет Петра I. 1720-ые гг. Русский музей, Санкт-Петербург

гал 1

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г. Русский музей, Санкт-Петербург

гал 1

Иван Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор. 1750 г. Русский музей, Санкт-Петербург

При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.

За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны.

В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей. Происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом.

Пока русские живописцы учились за рубежом, ко двору приглашали иностранных художников. Они писали полотна на заказ и набирали учеников «на местах». Одними из первых прибыли в Россию в начале XVIII века француз Луи Каравак и немец Иоганн Готфрид Таннауэр. Во времена Елизаветы важную роль в искусстве сыграли братья Гроот и итальянец Пьетро Ротари. Для обозначения работ иностранных художников в России XVIII века даже появился специальный термин — россика.

Новые жанры. От портрета — к городскому пейзажу

гал 2

Неизвестный художник. Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной, XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

гал 2

Теплов Григорий. Натюрморт. 1737 г. Государственный Эрмитаж, Санкт -Петербург

гал 2

Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 г. Третьяковская галерея, Москва

Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.

С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов. Аргунов стал одним из первых крепостных художников, добившихся славы живописца и сумевших основать художественную династию. Его двоюродный брат и оба сына стали архитекторами и художниками.

В XVIII веке развивался не только портретный жанр. Григорий Теплов написал первый натюрморт. Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре. Его начинания продолжили ученики — Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов. Бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова. Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв. Он был сыном конюха, окончил Академию художеств, учился в Париже. Кисти Ерменева принадлежала целая серия «Нищие».

Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается Семен Щедрин, а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.

Академия художеств и первые картинные галереи

гал 3

Федор Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 г. Третьяковская галерея, Москва

гал 3

Владимир Боровиковский. Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799 г. Третьяковская галерея, Москва

гал 3

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777 г. Третьяковская галерея, Москва

В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Работа художника становилась профессией. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Она была создана по примеру школ, уже существовавших в Болонье, Милане, Париже, Берлине и Вене. Изначально в Академии преподавали лишь иностранцы, поэтому воспитанникам приходилось учить языки своих наставников. Первыми выпускниками учебного заведения стали Федор Рокотов, Антон Лосенко, Василий Баженов, Иван Старов.

При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. И совершенно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Иностранных мастеров приглашали ко двору, картины скупали через российских дипломатов за рубежом. Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Именно на ее основе к концу века был сформирован один из богатейших фондов живописи в мире — будущий Эрмитаж.

www.culture.ru

Русские художники 18 века - картины и имена

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать

А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

А.П. Антропов  и  его картины                        

А.П.Антропов. Автопортрет

Автопортрет А.П.Антропов

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ живописца Антропова портреты:

  • Измайлова;
  • А.И. и П.А. Количевых;
  • Елизаветы Петровны;
  • Петра І;
  • Екатерины ІІ в профиль;
  • атамана Ф.Краснощекова;
  • портрет кн. Трубецкой

И.П. Аргунов — художник портретист 18 века

Автопортрет Аргунова

И.П.Аргунов «Автопортрет»

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

портрет неизвестной в крестьянском костюме

И.П.Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянском костюме»

Самыми значимыми в его творчестве были изображения:

  • Екатерины Алексеевны;
  • П.Б. Шереметева в детстве;
  • четы Шереметевых;
  • Екатерины ІІ;
  • Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской;
  • неизвестной в крестьянском костюме.

Ф.С. Рокотов — художник и картины

Новая фаза развития этого искусства связана с именем русского художника-портретиста — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Портрет неизвестного в треуголке

Ф.Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ — портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца.

Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на ¾, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип полотна, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»).

Портрет А.Струйской

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу   Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;
  • Неизвестной в розовом;
  • В.Е. Новосильцевой;
  • П.Н. Ланской;
  • Суровцевой;
  • А.И. и И.И. Воронцовых;
  • Екатерины ІІ.

Д.Г. Левицкий

Автопортрет Д.Левицкого

Д.Г.Левицкий Автопортрет

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы: портрет А.Ф. Кокоринова, цикл портретов «Смолянки», портреты Дьяковой и Маркеровского, портрет Агаши. Многие работы Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами.

Портрет А.Ф.Кокоринова

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф.Кокоринова»

Д.Г. Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров  XVIII века. Самые известные его работы — произведения:

  • Е. И. Нелидовой
  • М. А. Львовой
  • Н. И. Новикова
  • А. В. Храповицкого
  • четы Митрофановых
  • Бакуниной

 

В.Л. Боровиковский — мастер сентиментального портрета

потрет В.Л.Боровиковского

Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность отечественного мастера этого жанра В.Б. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета. Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские изображения обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что-то, держа в руках цветы или фрукты.

боровиковский портрет императора

В.Л.Боровиковский «Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена»

 

Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени. Перу художника принадлежат  портреты:

  • В.А. Жуковского;
  • «Лизанька и Дашенька»;
  • Г.Р. Державина;
  • Павла I;
  • А.Б. Куракина;
  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами.

Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Живопись 18 века

Восемнадцатый век стал апофеозом окончания эры феодализма, и перехода к капиталистическому обществу. В это время перемены ощущались особенно ярко. Преобразования шли во всех сферах жизни – политической, общественной, социальной.

В обществе происходило глобальные изменения. Появились политические партии, периодическая печать. Рос интерес к науке –  географии, археологии, истории, экономике, техническим дисциплинам.

Все это не могло не сказаться на особенностях живописи того времени.  Природа по-прежнему являлась глобальным источников вдохновения живописцев, но отношение к ней стало более упорядоченным. Предрассудки оставались в прошлом, научный подход ощущался и в творчестве живописцев.

Интерес к проблеме «личность – общество» по-прежнему ставился во главу угла. Художники передавали свое видение мира через изображение бытовых сцен, типичных ситуаций, повседневных образов.

Главенствующими стилями того времени являлись: барокко, которое впоследствии перешло в рококо, классицизм и реализм.

Рококо и барокко являлись отражением выбора аристократии. Отсюда пышность, парадность и приукрашивание, которые так часто критиковали представители прогрессивных масс.  

Живопись 18 век. Рококо   Реализм являлся олицетворением идеалов низших сословий – купцов, ремесленников, крестьян. Именно в этой части общества настроения того времени ощущались наиболее сильно. Художники реалисты стремились изобразить жизнь без прикрас, но для этого использовали иносказательные сюжеты – мифы, басни, легенды.  Они высмеивали надменность знати и лицемерие буржуазии.

Классицизм изначально был основан на обращении к идеалам античности. Однако позже, этот стиль стал официально признанным искусством знати, поэтому индивидуальность его стерлась, уступив место консервативности и формальности.

Чувства и философский подтекст по-прежнему являются идейной основой для создания множества выдающихся произведений живописи. Художники 18 века достигли совершенства в изображении человеческих переживаний – возбуждение,  насмешка, презрение, скептицизм. Все это отражено на портретах того времени, которые были одним из самых актуальных жанров.  

Жан-Жак Руссо  

Знаменитыми художниками 18 века стали Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Оноре Фрагонар, Симеон Шарден, Рубенс, Караваджо. Их творчество оказало большое влияние на дальнейшее становление живописи. Основы стилей, которые они создали, используются художниками и по сей день.

www.letopis.info

картинки для взрослых, 18-19 век

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии,

foto-history.livejournal.com

Картины. Русское искусство XVIII века

Картины. Русское искусство XVIII века

НАПОЛЬНЫЙ ГЕТМАН (МАЛОРОССИЯНИН) Иван Никитич Никитин. НАПОЛЬНЫЙ ГЕТМАН (МАЛОРОССИЯНИН). 1720-е гг. Холст, масло. 76 Х 60.

Государственный Русский музей.

Многие годы это изображение пожилого усталого человека с обветренным загорелым лицом, в кафтане, напоминающем одежду казаков, считалось портретом одного из гетманов петровского времени. Недавно возникла новая версия. Н. Н. Молева высказала предположение, что традиционное, идущее еще от Х века название ,,Напольный гетман” (что расшифровывалось как начальник полевых войск) произошло от строчки в старой описи: Гетман наполно неоконченный”, то есть незавершенный художником. Однако большинство специалистов не приняло эту версию. Но кто бы ни был изображен на портрете, это произведение И. Н. Никитина поражает широтой живописи, удивительным для русского искусства начала Х века психологизмом, простотой и значительностью. Перед нами одно из последних дошедших до нас произведений замечательного художника, который в темные времена бироновщины был осужден и сослан в Сибирь.

В 1762 году передан из Зимнего дворца в Академию художеств, а оттуда в Русский музей при его основании.

АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙАндрей Матвеевич Матвеев. АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ. 1729 г. Холст, масло, 75,5 Х 90,5.

Государственный Русский музей.

Хотя картина написана уже после смерти Петра I, но в ней чувствуется дух петровского времени, новое понимание значения человеческой личности. Перед нами первый автопортрет в русской живописи. Молодое, смелое, полное жизни и энергично вылепленное лицо художника А. М. Матвеева (1701—1739 гг.), пионера нового искусства, убеждает нас в том, что такому человеку было под силу руководить огромными монументальными работами в растущей на берегах Невы столице. Образ жены художника отличается лиризмом и мягкостью.

В композиции есть некоторая искусственность, но она искупается непосредственностью, простотой и чувством собственного достоинства этих первых представителей новой русской интеллигенции.

Живопись Матвеева широка и свободна (надо, правда, иметь в виду, что портрет неокончен), теплый тон теней обеспечивает согласованность всего колористического решения.

Поступил из Академии художеств в 1923 году; принадлежал сыну художника В. А. Матвееву; передан последним Академии художеств в 1808 году.

ПОРТРЕТ С. -Э. ФЕРМОРИван Яковлевич Вишняков. ПОРТРЕТ С. -Э. ФЕРМОР. Между 1745 и 1750 гг. Холст, масло. 138Х 114,5.

Государственный Русский музей.

Опытному художнику-декоратору И. И. Вишнякову (1699—после 1761 г.) в области станковой живописи лучше всего удавались детские образы. Оставаясь в рамках моды своего времени, не нарушая стилистики парадного портрета рококо, он умел наполнить изображения детей теплым чувством, показать непосредственность ребенка. Так и в этом лучшем его произведении мы встречаемся со всеми атрибутами рокайльного репрезентативного портрета. Однако занавес, парапет с колонной и огромный роброн у Вишнякова подчеркивают грациозность десятилетней девочки, а манерный светский жест воспринимается как ребяческое кокетство. Условный пейзаж с тонкими деревцами перекликается с изобретательно разработанным линейным цветочным узором на платье и вторит нежному и трогательному образу маленькой придворной ,,дамы”.

В Русском музее хранится и парное к нашему изображение мальчика в нарядном костюме. Эти дети — Сарра-Элеонора и Виллем — были хорошо знакомы художнику. Их отец, граф В. В. Фермор, генерал-аншеф и участник Семилетней войны, стал затем начальником Канцелярии от строений, где и работал ,,живописным мастером” Вишняков.

Приобретен для Русского музея из собрания Н. П. Альбрехта в 1907 году.

ПОРТРЕТ А. В. БУТУРЛИНОЙАлексей Петрович Антропов. ПОРТРЕТ А. В. БУТУРЛИНОЙ. 1763 г. Холст, масло. 60,3 х 47.

Государственная Третьяковская галерея.

В творческом наследии А. П. Антропова (1716—1795) наибольшей правдивостью и выразительностью отличаются портреты сановных и богатых русских барынь:

А. М. Измайловой, М. А. Румянцевой и А. В. Бутурлиной. Его дарованию, склонному к суровому реализму и чуждому льстивости, лучше всего отвечали не юные придворные красавицы, а острохарактерные лица пожилых женщин, проживших долгую и сложную жизнь. Портрет Бутурлиной отличается особым лаконизмом композиционного и колористического решения. Поместив свою модель в темной накидке на темном фоне, художник программно отказывается от всех атрибутов и украшений, которые могли бы отвлечь внимание от лица усталой и отягощенной нелегкими думами женщины. Складки у глаз и рта, обрюзгшие щеки, высоко, как будто удивленно поднятые брови уверенно прорисованы и написаны мастером.

Этот портрет с особой наглядностью показывает и связь Антропова с национальной традицией, я важность завоеваний в реалистической трактовке образа человека.

Поступил из Национального музейного фонда в 1920 году; до того был в собрании П. П. Рябушинского в имении Александровское.

ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙАнтон Павлович Лосенко. ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ. 1773 г. Холст, масло. 155,8Х211,5.

Государственная Третьяковская галерея.

для своей последней картины А. П. Лосенко (1737—1773) выбрал сюжет из шестой песни ,,Илиады” Гомера. Перед уходом на битву за родную Трою Гектор прощается со своей женой Андромахой и сыном. Эта тема не случайна для художника, стремившегося в живописи выражать высокие идеи гражданственности и патриотизма. долг побеждает любовь к близким, и Гектор, отвергая мольбы жены, просит у богов только мудрости, мужества и славы для своего маленького сына.

Лосенко тщательно разрабатывает композицию, проверяет каждый жест, каждое движение. Уроки классицизма помогли художнику ясно и величественно организовать большое полотно. Главные герои выделены светом и вписаны в классический треугольник, второстепенные персонажи размещены полукругом. Барельефность композиции не дает действию развиваться в глубину, основные события происходят на просцениуме и приковывают внимание зрителя. Современники Лосенко прекрасно понимали его искусство, о его картинах писали: ,,Видя одни черты только, мы угадывали чувствования их и слышали, кажется, разговоры”. К сожалению, Лосенко не смог закончить эту картину — работу над ней оборвала екоропостижная смерть.

Поступила из Ленинградского музейного фонда в 1924 году, до того была в собрании Академии художеств.

КАМЕННЫЙ МОСТ В ГАТЧИНЕ У ПЛОЩАДИ КОНЕТАБЛЯСемен Федорович Щедрин. КАМЕННЫЙ МОСТ В ГАТЧИНЕ У ПЛОЩАДИ КОНЕТАБЛЯ. 1799— 1801 гг. Холст, масло 256 Х 204.

Государственная Третьяковская галерея

Поздние гатчинские виды Семена Щедрина (1745 — 1804) — высшее достижение русской монументально декоративной пейзажной живописи. С большим колористическим мастерством они объединяются мягкой, тонко разработанной гаммой теплых тонов Крупные массы пушистых деревьев на первом плане определяют картинную плоскость и удачно подчеркивают вертикальность всей композиции Реальная архитектура, изображенная с не меньшим, чем в трактовке природы, лирическим чувством, сообщает этим декоративным пейзажам конкретность определенного уголка гатчинского парка. Фигурки всадников и прогуливающихся дам и кавалеров не только сюжетно оживляют полотно, но и служат необходимыми цветовыми акцентами. Спокойное, ясное мироощущение, идилличность пейзажа тоже гармонируют с декоративным назначением этих панно. Ц

Серию гатчинских видов, к которой относится и данный пейзаж, заказал Щедрину покровительствовавший ему Павел I, и она должна была украсить залы Михайловского замка.

Поступила из Дворца музея в Гапчине в 1931 году.

ЮННЫЙ ЖИВОПИСЕЦИван Фирсов. ЮННЫЙ ЖИВОПИСЕЦ. Вторая половина 1760-х гг. Холст, масло. 67 Х 55.

Государственная Третьяковская галерея.

П. М. Третьяков купил эту картину у коллекционера Н. Д. Быкова с подписью Лосенко. В дальнейшем было установлено, что подпись фальшивая, а картина написана одним из самых загадочных художников XVIII века Иваном Фирсовым (род. ок. 1733— ум. после 1784). Постепенно, в результате усилий нескольких поколений исследователей стал вырисовываться жизненный и творческий путь этого первого русского жанриста. Теперь с большой степенью вероятности можно предположить, что эта кар тина написана художником в Париже, где на него произвели глубокое впечатление жанры Шардена, Леписье, Перроно и Грёза.

Мальчик в мундире ученика Академии пишет портрет маленькой трогательной девочки в скромной небольшой комнате. Атмосфера серьезности, труда, моральной чистоты дорога Фирсову, и он с искренней теплотой передает интерьер, ясно и свободно располагает в нем своих персонажей и предметы, заполняет комнату мягким светом. Простой будничный мотив оказывается исполненным подлинной поэзии. Лиризм картины усиливается неяркой, но тонкой цветовой гаммой, где доминируют зеленовато серые и розовые тона. Возможно, что именно в такой обстановке жили и работали русские пенсионеры в Париже.

Приобретен П. М. Третьяковым у Н. Д. Быкова в 1883 году.

ПОРТРЕТ В. И. МАЙКОВАФедор Степанович Рокотов. ПОРТРЕТ В. И. МАЙКОВА. Ок. 1765 г. Холст, масло. 60 х 47,8.

Государственная Третьяковская галерея.

Это произведение Ф. С. Рокотова (1735/36—1808) иногда называют первым психологическим портретом в русской живописи. Острота и полнота характеристики, проникновение в духовную суть изображаемого человека, умение не ограничиться передачей внешнего сходства заметно выделяют этот шедевр раннего Рокотова среди портретов того времени.

В. И. Майков принадлежал к просвещенной московской дворянской интеллигенции, е которой сблизился молодой художник. Помощник московского губернатора, барин - эпикуреец, Майков был и способным литератором — его поэмы получили впоследствии высокую оценку Пушкина.

Скупыми средствами Рокотов дает убедительную характеристику этого яркого и многогранного человека. Темпераментно и в то же время, мягко вылепленное лицо дышит уверенностью и самодовольством. Ироническая улыбка трогает румяные губы сибарита и гурмана, проницательный взгляд светится умом.

Хотя живописная виртуозность здесь не является самоцелью, нельзя не восхищаться мастерством, с которым Рокотов сумел сгармонизировать дополнительные цвета зеленого кафтана и шитых золотом красных отворотов, использовав объединяющий золотистый тон просвечивающего подмалевка. В последующие годы характер творчества Рокотова изменился, и портрет Майкова остается его лучшим созданием 1760-х годов.

Приобретен Советом Третьяковской галереи у А. А. Майковой в Петербурге в 1907 году.

ПОРТРЕТ В. Н. СУРОВЦЕВОЙФедор Степанович Рокотов. ПОРТРЕТ В. Н. СУРОВЦЕВОЙ. Вторая половина 1780-х гг. Холст, масло. 67,5 х 52 (овал).

Государственный Русский музей.

Хранящиеся в Русском музее парные портреты В. ТТ. Суровцевой и ее мужа— прекрасный образец зрелого, изощренного живописного мастерства Ф. С. Рокотова. Художник подчиняет форме овала не только всю композицию, но и плавные, гибкие, круглящиеся движения кисти. Ему с удивительным благородством и тактом удается объединить в одно колористическое целое серебристые и пепельные тона прозрачной ткани, нежно-розовый цвет распустившегося цветка, фисташковые оттенки лент, теплые тона напудренных волос и лица молодой женщины.

Легкость, воздушность живописи дает возможность художнику создать атмосферу эадумчивости, тончайшие переливы цвета передают едва уловимые, но разнообразные и богатые нюансы чувств. Четкость характеристики, знакомая нам по портрету Майкова, здесь уступает место погруженности в душевный мир человека. Рокотов теперь не проницательный аналитик, а мечтатель, увлеченный духовной красотой и женственной прелестью своей модели. Недаром впоследствии возникло понятие рокотовского типа женского лица, включающее в себя глубину чувств, обаяние мягкости и доброты и то ощутимый, то ускользающий оттенок грусти.

В Русский музей поступил из собрания А. С. Танеева в 1917 году.

ПОРТРЕТ М.А. ДЬЯКОВОЙДмитрий Григорьевич Левицкий. ПОРТРЕТ М.А. ДЬЯКОВОЙ. 1778 г. Холст, масло. 61 Х 50.

Государственная Третьяковская галерея.

Самой привлекательной частью творческого наследия д. Г. Левицкого являются камерные портреты. Особенно ему удавались изображения людей, с которыми его объединяла духовная близость. М А. Дъякова была душой известного державинского кружка”, куда входили связанные с художником дружескими отношениями самые талантливые и передовые люди его времени. Умной, жизнерадостной и очаровательной девушке было посвящено немало стихов членами этого кружка. За одного из них — архитектора, поэта и теоретика Н. А. Львова — она тайно, против воли родителей вышла замуж, проявив незаурядную по тем временам смелость.

Характер модели побудил Левицкого написать этот портрет с особой свободой и темпераментом. Здесь все динамично, все в движении: и непринужденный поворот головы, и скользящие жемчужные тени, и быстрый мазок, то пастозный, то прозрачный, позволяющий почувствовать фактуру холста. Чистоте и живости девушки соответствует и светлый, праздничный колорит портрета, где в гармоничное целое сливаются зеленые, оливковые и розовые тона.

В Третьяковскую галерею поступил из Румянцевского музея в 1925 году.

ПОРТРЕТ П. А. ДЕМИДОВАДмитрий Григорьевич Левицкий. ПОРТРЕТ П. А. ДЕМИДОВА. 1773 г. Холст, масло. 222,6 Х 166.

Государственная Третьяковская галерея.

Владелец уральских заводов, баснословный богач Демидов был сложным и противоречивым человеком. Чудак и самодур, он в то же время считал себя последователем Руссо, зачитывался его Эмилем” и жертвовал огромные суммы на воспитание и образование молодого поколения. Этот портрет, в частности, написан для построенного на деньги Демидова воспитательного дома, который виден на заднем плане.

д. Г. Левицкий (1735 — 1822) с присущей ему проницательностью уловил своеобразие личности Демидова, парадоксальность натуры которого определила двойственный характер произведения. С одной стороны, это типичный для Х века парадный портрет, репрезентативный и театральный. Но обрюзгшая старческая фигура Демидова облачена в домашний халат, он опирается на простую садовую лейку, на столе рядом е каталогом растений лежат луковицы цветов. Торжественный жест руки указывает на горшки с цветами, а во взгляде усталых глаз и в слабой улыбке запавших губ явственно проступает горечь. Так парадный портрет у Левицкого приобретает психологическую глубину и интимность.

Поступил из Государственного Русского музея в 1930 году; до того был в собрании Коммерческого училища в Петербурге в 1917 году.

ПОРТРЕТ Е. Н. ХРУЩЕВОЙ И Е. Н. ХОВАНСКОЙДмитрий Григорьевич Левицкий. ПОРТРЕТ Е. Н. ХРУЩЕВОЙ И Е. Н. ХОВАНСКОЙ. 1773 г. Холст, масло. 164 Х127.

Государственный Русский музей.

С 1773 по 1776 год д. Г. Левицкий пишет серию больших, в рост, портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц. Эта серия превратилась в блестящий декоративный ансамбль, ставший важным событием в русском искусстве. Эффектная зрелищность — смольнянки представлены в театральных костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис — соединяется здесь с жизненностью и поэтичностью. Грациозность движений и поз, изысканность силуэтов, очерченных певучей линией, приобретают особую музыкальность благодаря бесконечной нюансировке колорита, выдержанного в характерной для декоративной живописи того времени серовато-розовой и оливковой гамме. Виртуозно передает художник цвет, фактуру и прозрачность кружев, шелка и парчи, любовно выписывает нежные девичьи лица и руки.

Вся серия под кистью Левицкого становится прославлением юности, но одновременно каждый портрет представляет собой и самостоятельное произведение, где эта основная тема решается индивидуально, в соответствии с характером модели. Хованская задумчива и мечтательна, нежность ее натуры находит отклик в непревзойденном по живописному богатству, тончайше разработанном цвете ее наряда. Одетая пастушком Хрущева живей, энергичней и веселей своей подруги. Сквозь театральное жеманство жестов пробивается непосредственная радость молодости.

Поступил из Петергофского дворца в 1917 году.

ПОРТРЕТ ПАВЛА IСтепан Семенович Щукин. ПОРТРЕТ ПАВЛА I. 1796 г. Холст, масло. 248 Х 163.

Государственная Третьяковская галерея.

Это классическое парадное изображение Павла I стало одним из самых глубоких психологических портретов в русской живописи XVIII века. Успех С. С. Щукина (1758 — 1828) тем ценнее, что характер Павла был крайне сложен и противоречив. Горделиво поднята голова в большой треуголке, полон властности жест руки, опирающейся на трость. И в то же время художнику удалось придать самовлюбленности и горделивости Павла ясно ощущаемый оттенок маниакальности; в узкоплечей его фигуре, несмотря на надменность позы, чувствуются болезненность и слабость, во взгляде видна глубоко запрятанная тоска человека, страдающего комплексом неполноценности и обязанного скрывать его под мнимой уверенностью и сумасбродством.

Великолепна живопись портрета, выдержанного в благородной серой гамме, скульптурно вылеплено лицо Павла. В июле 1797 года за эту картину, которую ему потом пришлось неоднократно повторять, Щукин был признан академиком.

Поступил из Ленинградского музейного фонда (собрание Академии художеств) в 1924 году.

ПОРТРЕТ М. И. ЛОПУХИНОЙВладимир Лукич Боровиковский. ПОРТРЕТ М. И. ЛОПУХИНОЙ. 1797 г. Холст, масло. 72Х53,5.

Государственная Третьяковская галерея.

Портрет М. И. Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием В. Л. Боровиковского (1757 — 1825). Можно, пожалуй, даже оценить его как высшее достижение сентиментализма в русской живописи. Присущие этому направлению культ естественности, нежных чувств, стремление слиться с природой выражены здесь с особой полнотой. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, непринужденная поза молодой женщины, простое платье, свободно облегающее ее стан, и, конечно, исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая, присущая русским женщинам. Столь же эмоциональна и прозрачна и живописная техника Боровиковского. Кисть легко касается холста, окутывая все воздушной дымкой, тонкие текучие слои краски, тем не менее, с большой пластичностью формируют объемы, распределение переходящих один в другой цветов подчиняется элегическому музыкальному ритму.

Приобретен П. М. Третьяковым между 1885 — 1890 годами.

shetihin.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта