Все ваши знания о Роксолане — сплошная ложь. Правда тут. Роксолана картина
Великолепный век украшений. Портреты | Каменный цветок
Хюррем
«Великолепный век» отметился очередной закруткой сюжета: бывший жених Лука пишет портрет Александры с новым возлюбленным – султаном. Недобрые восточные художники, малюющие прелестные миниатюры, с тихим возмущением относятся к портретной живописи – ислам запрещает изображать людей и животных. Вместе с тем, в музеях Турции сохранились прижизненные портреты правящей верхушки, начиная с завоевания Константинополя.
Сулейман и Хюррем позируют Луке в сериале «Великолепный век»
В восточной стране женщина столетиями была ограничена рамками гарема, то есть не публична. Но уникальную госпожу Хюррем интересовали не только дети и благотворительность, она была женой и соправительницей, вместе с нею Сулейман принимал иноземных послов, поручал милой умнице вести дипломатические беседы. Султанша — украшение дворцовых празднеств и посольских приёмов, владела помимо родного, польским, греческим, итальянским, французским, турецким, персидским, арабским языками. Ислам приняла искренне, но паранджу не носила и многие счастливчики могли лицезреть «русскую султаншу».
Кулёк на голове — привычный убор Роксоланы, но где украшения?
Хасеки вела переписку не только с иностранными государями и влиятельными вельможами, но и с философами, художниками. И они не решились увековечить её образ?
Портрет Роксоланы, венецианский художник, XVIII век
Сохранились записи венецианских послов, видевших султаншу воочию. С долей истинного уважения докладывалось: жена Сулеймана Великолепного — не самая ослепительная красавица, но при этом невероятно мила, изящна, элегантна. Стоит учесть, Хюррем в то время было за пятьдесят (для XVI века — возраст зрелый-перезрелый), она уже более тридцати лет прожила рядом с султаном.
Роксолана
В картинной галерее Флоренции проходила выставка портретов знати Османской империи.
Баязид II
Селим II
Рустем-паша Мекри
Сулейман II
Среди увенчанных тюрбанами падишахов и их царедворцев затесался единственный женский образ – Хюррем. Поговаривают, с разрешения Сулеймана Великолепного, его жена позировала живописцу из Венеции.
Тинторетто, Портрет женщины в восточном платье, около 1550 года
В венецианской делегации явно был художник, чьими набросками мог воспользоваться Тинторетто. Около 1560 года из-под кисти мастера вышел «Портрет женщины в восточном костюме», полагают той самой Роксоланы. Художник Якопо Робусти (1518/19–1594) по прозвищу Тинторетто – ученик Тициана, современник Хюррем, Италию никогда не покидал, а русская султанша провела замужние годы в пределах второй родины.
Прижизненный портрет Хюррем
Гарем был закрыт для художников, но посольские приёмы Хасеки посещала исправно. Живописцы в ту пору нередко входили в состав дипломатических делегаций, ведь фотоаппаратов и кинокамер ещё не изобрели. Султанша пребывала на государственных церемониях официально, не закрывая лица. Почему бы не родиться её портрету? И такое случилось. Известен прижизненный портрет Хюррем в графическом стиле. Авторство приписывают неведомому Мэтью Пагани (Mathio Pagani). Рядом такой же портрет Сулеймана Великолепного – одних рук дело. Но черно-белая гамма хранит тайну цвета волос Хасеки: рыжая или брюнетка?
Сулейман Великолепный и Хасеки
Автор «Турецких писем» австрийский посол Ожье Гиселин де Бусбек немало поведал о жизни Хюррем. С возглавляемой им делегацией в конце 1555-го года в Стамбул прибыл известный художник Мельхиор Лорк.
Роксолана
Мельхиор Лорк (Melchior Lorck) — датский художник и гравёр, архитектор, картограф и дипломат родился (1526/27) в аристократической семье во Фленсбурге. В 1543 году юный Лорк поступил в подмастерья к ювелиру в Любеке. Потом четыре года учился за границей, получая стипендию датского короля Кристиана III. В 1553 году, после работы на графа Палатинского, Лорк с дипломатической делегацией направлен императором Фердинандом I в Турцию, где провёл три с половиной года, делая зарисовки портретов и жанровых сценок. Рисунки созданные в Османской империи уцелели не все, большая часть работ доделана художником в Вене на основе ранних набросков. Портрет любимой жены Сулеймана Великолепного создан Лорком в 1581-ом, через двадцать три года после смерти Хюррем (1558). Но наброски к портрету художник очевидно делал с натуры. Мельхиор Лорк изобразил султаншу с розой в руке — символом королевской власти и роскошным головным убором, расшитым драгоценными камнями. Не забыл подписать: русская султанша.
Портрет Хюррем-султан, Мельхиор Лорк, 1581
Мельхиор участвовал в подготовке триумфальной коронации императора Максимилиана II, за что живописцу и трём его братьям пожаловано дворянство. В ноябре 1564 года художник получил звание «джентльмен императорского двора». Мельхиор Лорк умер в 1583 году, оставив неопубликованной книгу о Турции. Сокращённый вариант мемуаров издаст в Гамбурге Мишель Геринг в 1626-ом.
Франк Бернард Дикси
Гарем
На турецких миниатюрах позвякивают ожерелья и серьги, но более ёмкое представление об ювелирных вкусах османов дают картины западных художников, посещавших Стамбул. Им довелось лицезреть настоящие оттоманские ювелирные изделия (даже если живописцы не допускались в гарем).
Неизвестный художник, Роксолана, XVII век, Британская королевская коллекция
Роксолана
Мартин Элиас, Роксолана
Хюррем-султан стала источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Особенно в XVIII столетии.
Портрет украинки Насти Лисовской
Султаншу писали и после кончины. Кстати, значительно чаще, чем при жизни. Художники привлекали собственную фантазию и ничтоже сумняшеся разрешались вольным экспромтом, ничуть не заботясь о достоверности: что хочу, то и ворочу. Потому многочисленные роксоланы сильно разнятся и не монтируются в единый образ.
Современный портрет Хюррем и султана
Продолжение следует…
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.
kamencvet.kz
Роксолана и Сулейман Великолепный. Где их видел Тициан? | Культура
Джорджо Вазари, биограф знаменитых художников того времени, писал, что он видел в мастерской Тициана портрет шестнадцатилетней жены султана Сулеймана Великолепного:
«Ее заостренный головной убор, который традиционно носили в Османской империи, украшен сапфирами, жемчугом, бриллиантами и рубинами, и все это скреплено сапфиром надо лбом. Воротник из куницы с ожерельем на шее из драгоценных камней закреплен к ее браслету поводком, браслет инкрустирован теми же камнями, которыми украшен головной убор».
Это описание соответствует портрету в музее Ринглинга. Естественно, возникает вопрос: где был написан портрет? Видел ли Тициан Роксолану? Или это перерисовано с картин, написанных каким-то придворным художником?
Тициан, «Роксолана», 97×76 см, музей Ринглинг, Сарасота, СШАФото: ИсточникВстреча Тициана и Роксоланы была вполне вероятна и по пространству, и по времени. По времени: Роксолана жила с 1502 по 1558 год, Тициан — с 1490 по 1576 год. По географии это было возможно в двух случаях: либо Роксолана побывала в Италии, где встретилась с Тицианом, либо Тициан побывал в Константинополе и там написал ее портрет.
Первый вариант весьма сомнителен: нигде не упоминается о том, что султан куда-то выезжал вместе с женой. Второй — возможен, но для него нет доступных подтверждений.
По свидетельству Вазари, на этом портрете Роксолане 16 лет, то есть портрет написан в 1518 году. За год до этого Тициан получил титул первого художника Венецианской республики.
Как пишут историки о муже Роксоланы Сулеймане Великолепном:
«Тотчас после вступления на престол он завязал мирные переговоры с Венецией и заключил с ней в 1521 г. договор, признавший за венецианцами право торговли на турецкой территории и обещавший им охрану их безопасности; обе стороны обязались выдавать друг другу беглых преступников. С тех пор Венеция хотя и не держала в Константинополе постоянного посланника, но посольства из Венеции в Константинополь и обратно отправлялись более или менее регулярно».
У правителей того времени было принято отправлять своих придворных художников в государство, с которым существовали добрые отношения. Цель — удовлетворить запросы союзного государя. Как бы совершенно естественно, что один из запросов — портреты царствующих особ.
Таким образом, теоретически Тициан мог побывать в Константинополе и написать там портрет любимой жены Сулеймана Великолепного. Если это так, то свидетельство Вазари о том, что это портрет 16-летней Роксоланы, оказывается неточным: ей не меньше 19 лет.
Но есть еще несколько вопросов: портрет был один? Каким образом заказной портрет, который одновременно мог быть подарком Венеции Сулейману, оказался в Италии? Может быть, это заготовка или копия? Тогда вырисовывается такая последовательность событий: Тициан прибыл в Константинополь, написал портрет, сделал копию (или это был этюд), портрет остался в Константинополе, а копию Тициан увез в Венецию. Скорее всего, это был этюд: для парадного портрета он слишком мал.
Замечание по поводу. На тициановских портретах знатных дам нет богатых украшений, все относительно скромно по сравнению с Роксоланой. Возможно, именно ее портрет дал толчок развитию ювелирного искусства: украшения были как бы свидетельством могущества.
P. S. В Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США, есть картина Тициана «Портрет леди». Если поставить рядом портрет из музея Ринглинга, Сарасота, США, то можно предположить, что это — тоже Роксолана. И вероятно, что это тоже набросок, этюд: оба они были в мастерской Тициана в Венеции, а потом — разошлись по разным владельцам.
Парный портрет Сулеймана Великолепного (а он должен был быть написан: это был своего рода канон), скорее всего, хранится в одном из дворцов в Турции (хотя не исключено, что оба портрета — Сулеймана и Роксоланы — погибли по разным причинам).
shkolazhizni.ru
ПОРТРЕТ НАСТОЯЩЕЙ РОКСОЛАНЫ - Дети Роксоланы и Сулеймана
Роксоланы в Турции. Но история любви султана Сулеймана и Роксоланы особая. Роксолана и другие наложницы. Роксолана была француженка. Однако роксоланам, никогда не переводившимся в Украине, всегда не хватало здесь сулейманов — своих, патриотичных, волевых и мудрых.
И в самом деле он был околдован. Ибрагима, она набросилась на Роксолану с кулаками. Среди ученых нет единого мнения, какой из 9 известных портретов Роксоланы сегодня является достоверным», — рассказал историк Б.Гаврылив. Наиболее древним среди портретов Роксоланы считается тот, что представлен в экспозиции Львовского исторического музея и датируется 16в. На нем изображена молодая женщина в белом тюрбане.
Вероятно, что тогда же он написал и портрет любимой жены султана. За одной из версий, Сулейман – крайний слева, рядом с ним — молодая Роксолана. Согласно других данных, портрет Роксоланы висел в картинной галерее султанского дворца рядом с портретами других султанов. Этот портрет Роксоланы экспонируется в одном из залов художественного музея братьев Ринглингов в г. Сарасота, штат Флорида.
Султан был шокирован, но разрешил. Народ пребывал в восторге. Анастасии и султана. 1561 или 1563) и была погребена со всеми подобающими почестями. Старший сын Хюррем Мехмет был любимчиком Сулеймана. 4 сына и 5 дочерей. Это и стало именем для новорожденной.
Одиннадцатый султан Османской империи, правил в 1566-1574гг. Селим обрел престол во многом благодаря своей матери Роксоланы. Дона в Волгу, но не смогли этого сделать. Турции — в районе Азова и Астрахани. Жена Селима – Нурбану Султан. Последний сын Сулеймана и Хюррем. У него был горб и другие проблемы со здоровьем. Роксолана» и «Росса». Одесской области в Украине). Сулеймана, которых родили жены и наложницы.
1521 – поход в Венгрию, осада Белграда. Захват городов и сел в Далмации. 1540-1547 — бои в Венгрии. Сулейману Великолепному. Султан Сулейман был неплохим поэтом. 12 августа 1983 года в Касселе, Германия.
Хюррем, она бы предпочла не иметь с ней дела вообще. Вахиде Гюрдем исполняет роль Хюррем Султан в возрасте. Узерли вернуться в сериал. Солимана бежал в Персию. 1505-1561 гг.) Жена турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Из турецких архивных источников очевидно, что осенью 1520 г. Роксолана уже была в султанском гареме — а до того будто бы училась в специальной школе для наложниц
Из письма его дочери Юзефы Гумницкой к охраннику музея известно, что на деревянном полотне изображена султанша Роксолана. Хюррем была достаточно светской дамой, она не прятала своего лица, встречалась с приезжими философами, поэтами и художниками, принимала европейских послов.
Изображение Роксоланы можно увидеть на монументальной картине Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (размеры полотна впечатляют – больше 6м в высоту и 10м в ширину)
По другой версии, Сулейман – в высоком красном тюрбане, Роксолана – справа от него. А крайними слева изображены молодые, невестой Веронезе сделал венецианку Гвистиниану Барбаро. Хотя некоторые исследователи придерживаются мнения, что портрета Хюррем не существует, так как за мусульманскими законами нельзя рисовать живых существ.
Михаил Орлыч пишет, что «на этом портрете Роксоляна изображена уже зрелой женщиной среднего возраста, он отличается от портретов, представленных в музеях Стамбула, в палатах Топкапы». Мельхиор Лорх – германский художник, который был удостоен чести рисовать султана Сулеймана Великолепного.
Большинство гравюр Лорха хранятся в Британском музее (British Museum). В Британском музее все гравюры датируются 1581 годом, хотя известно, что Хюррем умерла в 1558, а Сулейман в 1566. В 1581г. правил султан Мурад III, внук Сулеймана, сын Селима Пьяницы.
Также художник изобразил султана Сулеймана на нескольких своих картинах, и их дочь Михримах (она предпложительно изображена на портрете под названием «Камерия»). С такой же историей, как у Турции, бывшей более шести веков, с 1299 по 1922 г., метрополией Османской империи, сюжетов хватит не на один Голливуд.
Как будто подтверждал отчет своего предшественника Бернардо Наваджеро: «Его величество настолько любит жену, что никогда еще не было в оттоманском дворце другой женщины, имевшей бы большую власть. Чем, действительно, могла взять султана дочь приходского священника с Украины Настя Лисовская — будущая султанша Хюррем?
Было устроено общее шествие. Ночью же все улицы были иллюминированы. Сулейман был суровым замкнутым человеком. Рустем-паша был обезглавлен. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Мехмета Сулейман готовил к престолу. Хюма-Шах Султан. Байязыт и Джихангир и проходила на площади Ипподрома.
Но в Европе она известна больше под именем Роксолана. И передать Селиму ІІ, их с Роксоланой сыну, империю в зените расцвета. По мнению дипломатов, Роксолана не была красавицей. Были задушены два младших сына Роксоланы. Пожалуй, одним из наиболее известных портретов Роксоланы считается портрет, нарисованный Тицианом.
Что еще написала Аманта:
- 4. Лучший настольный микрофон для компьютера Plantronics Audio 300 Топ 5 самых дешевых микрофонов для персональный компьютеров/ноутбуков. Взял этот для пробы и не прогадал - оказалось, лучший микрофон для компьютера. Качественные микрофоны с USB […]
- Причины электротравмы При получении электротравмы II-IV степеней пострадавший, после оказанной ему первой помощи, должен быть в обязательном порядке госпитализирован. Первая помощь при электротравме должна […]
- ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА СВЕКЛОЙ ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ РАСТЕНИЕ СВЕКЛА! Гиппократ в своих трудах признавал свеклу весьма полезной для больных и включал ее как составную часть в свои рецепты. Свекла помогает при всех недугах. […]
amanfertul.ru
Великолепный век украшений. И портреты
Портретная живопись вопреки устоям ислама всё-таки присутствует в мусульманском мире. Пренебрегая запретом Корана изображать человека, в музее Топкапы строго глядят со стен османские султаны и их сподвижники.Здесь же портрет Роксоланы – брюнетки с тонкими чертами лица. Да-да, брюнетки, а не рыжеволосой. Уверяют, изображение прижизненное: изящное лицо, одежда и головной убор щедро украшены жемчугом, драгоценными камнями, тонкие серьги-полумесяцы.
Портрет Хюррем из музея-дворца Топкапы
Обложку украинской книги о Роксолане украшает этот, всем знакомый портрет из дворца Топкапы. Но неожиданно авторство приписывается художнику В. Ерко. Не смешите, украинский маляр — оформитель издания, а не портретист (никого не хочу обидеть).
Сулейман и Хюррем, Антон Хикель, 1780
Давно ушли в небытие Сулейман и Хюррем, но незаурядная судьба славянской золушки османского пошиба будоражит воображение художников почти четыре столетия. В 1780-ом, через двести лет после кончины венценосной четы, немецкий художник Антон Хикель (Anton Hickel) представил на суд зрителей собственных персонажей — онемеченная Хюррем и ультра-османский падишах. Забавная пара.
Хатидже — сестра Сулеймана
Хатидже
Удивительно, в султанском дворце не считалось зазорным иметь портреты предков. Поговаривают, среди крючконосых падишахов в тюрбанах мелькали и женские лица. В музее Топкапы сохранился портрет Хатидже – сестры Сулеймана Великолепного. Что говорит нам, дамский портрет даже четыре столетия назад в мусульманской Турции — не экстраординарное событие.
Михримах-султан
Портрет Михримах-султан
Время сберегло несколько прижизненных портретов Михримах — единственной дочери Сулеймана, написанных вероятно в присутствии Хюррем. Говорят, они были очень похожи. Разница в возрасте у Хасеки с дочерью менее двадцати лет. Тут назойливо маячит тайна Тициана: его «Камерия» — вылитая Михримах. Остаётся загадкой, как художник, никогда не видевший Хюррем и Михримах, написал их портреты. Вероятно воспользовался эскизами живописцев, часто входивших в дипломатические делегации в качестве хронистов, зревших семью Сулеймана Великолепного собственными глазами.
Тициан, Камерия, предположительно портрет Михримах
Жизнь и возвышение Роксоланы очень волновали современников. Великий живописец Тициан (1490–1576) тоже написал портрет знаменитой жены Сулеймана в 1550-е годы — La Sultana Rossa, то есть, русская султанша.
Тициан, La Sultana Rossa (Русская султанша), 1550, Музей Ринглинга, Сарасота, США
Картина весьма напоминает другой шедевр Тициана «Портрет леди». Взгляните, одно лицо.
Тициан, Портрет леди
Поговаривают, Тициан старался не злоупотреблять украшениями, рисуя знатных дам. И только портрет, названный летописцем ХVI века Джорджио Вазари «Роксолана», нескромно показывает богатство костюма. Украшения всегда считались демонстрантами могущества и власти. В данном случае живописец на украшения не поскупился: высокий головной убор разукрашен цветными драгоценными камнями, надо лбом крупный сапфир. В ушах жемчужные серьги-капли, шею обвивает нитка перлов приличной величины. К драгоценному браслету золотой цепью прикована куница. Картина родилась и живёт в Италии. Сулейман и Хюррем никогда не видели шедевра, созданного на их веку. Если бы падишах знал о нём, то вряд ли отказал себе в радости приобрести портрет любимой.
Тициан, Автопортрет, 1550-1562, музей Стаатлих, Берлин, Германия
Тициан Вечеллио да Кадоре, фамильярно известный даже школьникам как просто Тициан, никогда не бывал в Турции, а Хюррем не путешествовала по Италии. Вопросов на тему, как появился портрет, больше чем ответов. Тициан писал Хюррем с натуры или воспользовался описанием, набросками венецианских послов? Образ вымышленный или такова в действительности Роксолана? Стоит учесть, небывалая судьба османской султанши настолько поражала современников, что кто только не брался за кисть, стараясь увековечить редкую женщину, а заодно попасть в историю. Вот только Тициан был уже достаточно знаменит и не нуждался в персональной рекламе.
Портрет художника Джентиле Беллини
В империи османов Тициану побывать не довелось, но его учитель Джентиле Беллини в 1479 году жил и работал при дворе султана Мехмеда II, куда прибыл с официальной миссией на торжества по случаю женитьбы наследника престола. Художник прожил в Константинополе около года. Времени даром не терял — создал профильный портрет султана Мехмеда II Завоевателя (прадеда Сулеймана Великолепного). В наши дни в Турции, это культовая картина, яркая национальная культурная фишка. Кстати, султан-завоеватель рассчитался за портрет с размахом: вручил художнику тяжёлую золотую цепь.
Джентиле Беллини, Портрет Мехмеда II, 1480, Лондон, Национальная галерея.
Беллини сделал немало для поддержания добрых отношений между Венецией и османами, удостоен звания рыцаря за заслуги на дипломатическом поприще. Можно предположить, художник привёз в Италию зарисовки к портретам. Только в те времена Сулеман Великолепный ещё не родился, не говоря о Хюррем. Версия о Беллини, поделившимся эскизами с Тицианом, отпадает. Возможно в дальнейшем кто-то из венецианцев (в посольском окружении) сделал набросок Хасеки, ведь она открыто появлялась на дипломатических приёмах, в отсутствие мужа проводила их сама.
Сулейман
Падишах Сулейман
Сулейман Великолепный
Те, кто в угоду исламу считает прижизненное изображение Сулеймана Великолепного грехом, обратите внимание на множественные портреты мусульманских падишахов, написанные при жизни оных. Изображение султана – такой же грех, как и изображение его жены. Следовательно, грехом больше, грехом меньше… Возможно правители считали, законы писаные для простых смертных, к ним и их близким отношения не имеют.
Роксолана
Продолжение следует…
Роксолана
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.
kamencvet.kz
Какой на самом деле была Роксолана-Хюррем
Одна из самых влиятельных женщин своей эпохи, супруга османского султана-завоевателя Сулеймана Великолепного (1494 — 1566 г.г.), удостоилась громкой славы лишь спустя почти шесть веков после смерти. О ней, правда, много говорили при жизни, причем в разных частях света.
В XIX веке она стала героиней ряда повестей, романов и даже поэм. Особенно старались украинские авторы, которые стремились связать имя Хюррем с историей своей страны. В 90-е годы прошлого века на украинском телевидении даже сняли сериал под названием «Роксолана», собрав все вымыслы о Хюррем и превратив их в историю о романтической любви прекрасной рабыни и не менее прекрасного правителя. Но все эти попытки прославить её прошли почти незамеченными.
Портрет Роксоланы неизвестного автора (1540—1550)
Сулейман Великолепный. Поздняя слава
Лишь когда на телевидении стартовал турецкий сериал «Великолепный век» и гаремные страсти XVI века буквально ворвались в каждый дом, многие с удивлением узнали: оказывается, даже в таком сугубо патриархальном, основанном на исламских традициях государстве, как Османская империя, была женщина, игравшая заметную роль в истории.
Однако достоверной можно признать лишь общую канву исторических событий, представленных в сериале. Что до подробностей гаремного быта, характеров и даже костюмов, являющих интересный симбиоз средневековой европейской моды, Возрождения и ампира, — все это можно отнести скорее к творческой фантазии сценаристов и художников.
Тайны переписки
Сохранилось мало документов, на которые могут опираться исследователи. Османский двор был структурой закрытой. Доступ в «святая святых» — гарем – имели лишь султан и его сыновья. Евнухи не писали мемуаров. Наложницам это и в голову не приходило. Так что об интимной жизни главы Османской империи мы узнаем лишь из переписки Сулеймана и Хюррем – переписки, которая действительно была очень нежной, что и отображено в сериале.
Какие-то отголоски событий в гареме доносят записки иностранных послов, собиравших сведения по крупицам, в том числе из сплетен, ходивших за пределами султанского дворца Топкапы. Эти сплетни и сформировали мировое «общественное мнение» о Хюррем как о ведьме, околдовавшей султана, и о злодейке, чужой кровью омывающей путь своих сыновей к трону.
Парадные покои дворца султанского дворца Топкапы в Стамбуле.
Пять имён Хюррем
С легкой руки автора «Турецких записок», посла Священной Римской империи в Стамбуле могущественная жена султана Сулеймана стала известна в Европе как Роксолана. Хотя это было только прозвище, которое турки давали рабыням-славянкам. На османских картах того времени часть Восточной Европы обозначалась как Роксолания.
В гареме же султаншу называли Хюррем (смеющаяся) — по имени, которое было присвоено ей после принятия ислама, – по некоторым сведениям, имя своей наложнице дал сам султан, что было невероятной честью.
Настоящее имя Хюррем, данное ей при крещении, так и осталось неизвестным. Предположительно на родине её звали Анастасия или Александра, она была дочерью священника родом с юга России или из Польши. Её происхождение – «попа дочь» — подтверждает в своих записях один из историков того времени. А вот что касается имени и фамилии, то, скорее всего Анастасию (или Александру) Гавриловну Лисовскую вместе с большей частью подробностей её биографии выдумали романисты XIX века.
Точно известно лишь то, что Хюррем была славянкой, похищенной из родных мест крымскими татарами, которые продали ее на невольничьем рынке в нынешней Феодосии перекупщикам из Османской империи. Вскоре она попала в гарем Сулеймана, который, возможно, тогда ещё не взошёл на престол, а был санджак-беем (правителем) Манисы.
Будущая фаворитка на тот момент была подростком, и между ее появлением в гареме и сближением с повелителем прошло несколько лет. Словом, события развивались не столь стремительно, как показано в сериале.
Танцы в гареме. Картина художника Джулио Розатти, XIX век.
Была ли Хюррем «кровавой султаншей»?
Героиня «Великолепного века» вмешивается в дела государства лишь для того, чтобы выжить и сохранить жизнь своим детям. Ради этого она коварным нашептыванием старается приблизить к султану одного визиря, отдалить другого, «заказывает» убийства неугодных ей сановников, плетет иногда сложные, иногда примитивные сети интриг.
Настоящая Хюррем в своих письмах демонстрирует государственный ум, образованность и широкие для того времени взгляды. Так что нет ничего удивительного в том, что правитель прислушивался к её советам.
Хюррем действительно влияла на назначения в совете визирей (диване), интересовалась международной политикой и даже принимала у себя иностранных послов – «с открытым лицом», как свидетельствуют авторы исторических записок. Хюррем занималась благотворительностью, на её средства строились приюты и мечети.
А вот слухи о политических интригах и злодействах султанши, на которых в сериале «Великолепный век» построены длинные сюжетные линии, возможно, несколько преувеличены. В частности, заговор, организованный Хюррем, чтобы привести к казни великого визиря Ибрагима-пашу, а затем и наследника престола шахзаде Мустафу, – это всего лишь легенда, не подтвержденная документально.
Хюррем не любили при дворе султана, она вызывала страх, зависть и ненависть, так как была первой женщиной в истории Турции, которая умудрилась превратить любовные узы в инструмент полноценной власти, распространившейся за пределы гарема.
Настоящая Хюррем создала «прецедент» и этим открыла эпоху, известную как «женский султанат». После неё султанши уже не стесняясь, открыто занимались государственными делами.
Какие священные традиции нарушила Хюррем
Кто-то даже пишет о том, что с правления Хюррем начался «закат» Османской империи. Крах Османской империи последовал лишь спустя несколько веков, но вины Хюррем в глазах консерваторов это не умаляет.
Чем же на самом деле провинилась султанша?
Во-первых, при правлении Хюррем была разрушена многовековая традиция, по которой правители никогда не женились на своих наложницах, хотя никакой закон этого официально не запрещал. Влюбленный Сулейман заключил никях (брак) со своей рабыней (наложницей), предварительно освободив её. Всё это вызвало скандал в высшем обществе османской знати.
Во-вторых, Хюррем родила султану пятерых сыновей — Мехмеда, Абдуллу, который в сериале не упоминается, потому, что умер в трехлетнем возрасте и никакой роли в истории сыграть не успел, а также Селима, Баязета и Джихангира.
Хотя, по обычаю, соблюдавшемуся в Османской империи, наложница могла родить султану лишь одного ребенка мужского пола. После этого она получала почётный статус султанши, но в то же время «отставку» от ложа правителя, и должна была заниматься исключительно сыном. Честь продолжения османского рода переходила к другим жительницам гарема.
В-третьих, священное право султана иметь детей от многих наложниц гарема долгое время было под угрозой, из-за того, что Хюррем правдами и неправдами, употребляя все своё влияние, препятствовала ему. Обычай, при котором султан мог иметь детей от многих наложниц, был обусловлен высокой детской смертностью и риском оставить трон без наследника.
Известно несколько случаев, когда наложниц, которые могли составить султанше Хюррем серьезную конкуренцию, удаляли из гарема. Причём делалось это по распоряжению султана и его матери – валиде-султан, которая якобы даже однажды извинились перед невесткой за то, что отправила к сыну одну из своих рабынь.
В-четвертых, традиция требовала, чтобы по достижении совершеннолетия принца (шахзаде) мать сопровождала его в санджак – выделенную ему провинцию, на которой наследник «оттачивал» свои навыки управления.
Хюррем не поехала ни за одним из своих сыновей, а оставалась в Стамбуле, со своим мужем, чем опять же вызывала многочисленные толки и пересуды.
И самое главное: Сулейман и Хюррем на протяжении многих лет демонстрировали нежные чувства и взаимную привязанность, которая совсем не вписывалась в обычаи султанского двора Османской империи. В глазах высшего света империи, правитель, подчинённый женщине, был не способен воплотить своё главное предназначение – завоевать новые земли для укрепления могущества империи.
Свою привязанность султан пронёс через всю жизнь. Когда Хюррем умерла – по разноречивым слухам, то ли от отравления, то ли от долгой болезни, супруг воздал ей невиданные доселе почести: похоронил в построенной по его приказу мечети Сулеймание, с тем, чтобы спустя несколько лет лечь навеки рядом с любимой женой.
По материалам статьи
Статьи по теме:
Both comments and pings are currently closed.
www.evpatori.ru
Все ваши знания о жене султана Роксолане — сплошная ложь. Правда тут — WAS
Миф седьмой о неземной красоте
Согласно популярной версии, любимой среди 300 наложниц султана Хюррем стала из-за невероятной красоты. Впрочем, современники были скромнее в эпитетах. Венецианские послы называют фаворитку милой и вспоминают о деликатности телосложения. Об этом свидетельствует и длина расшитых золотой нитью надбровных повязок-кашбашты султаны — 53 сантиметра.
В одном из писем к мужу Хюррем писала: «… Прикладываю свое некрасивое лицо к Вашим благословенных ног». Почему она себя так недооценивала? Возможно, потому что первой красавицей в гареме до того считали черноволосую черкеску Махидевран, мать старшего сына Сулеймана.
Сохранилось с десяток портретов султаны, среди которых полотна Тициана и Веронезе. На каждом она выглядит иначе, ведь рисовать с натуры запрещали нормы ислама. В лучшем случае, художники творили по словесным описаниям евнухов. Несмотря на несхожесть, портреты имеют общие черты: рыжие волосы, белую кожу лица, острый подбородок, светлые глаза и продолговатый нос с горбинкой. Глядя на них, возникают сомнения, что Сулеймана могла пленить одна лишь красота.
Турецкие ученые не могут понять, как женщина-чужеземка могла изучить сложнейший османский язык на таком уровне, чтобы писать любовные письма и украшать их стихами, которые по художественной ценности не уступают поэзии султана (имел литературный псевдоним Мухибби, то есть «влюбленный»):
О, утренний ветер, ты султану о грусти и муке передай, Без него она — как соловей в клетке, расскажи. В разлуке нет лекарства от душевной боли, Никто не в силах исцелить от страдания, расскажи. Десница грусти ее сердце ранит острою стрелой,Как флейта, она стонет в разлуке с тобой, передай.(Перевод Александры Шутко)
Сулейман большую часть жизни провел в военных походах. В письмах Хюррем сообщала ему о делах в столице, дворце и в семье. Из посланий понятно, что она прекрасно знала Коран, персидскую поэзию и древнегреческую мифологию. Османы, удивляясь любви султана, обвиняли украинку в колдовстве. Но, вероятно, чувство объяснялись не чарами, а умом и умением заинтересовать султана своими мыслями.
Государственный язык империи, сильно отличался от разговорного турецкого. Некоторые произведения содержат 80—90% слов арабского и персидского происхождения.
was.media
Роксолана (Хюррем султан) – биография, фото, личная жизнь, султан Сулейман, «Великолепный век»
Роксолана: биография
Украинская девушка Роксолана заняла свое место в истории Османской империи благодаря непростому пути. Девушка попала в плен, потом в гарем к султану Сулейману, добилась уважения, убрала с пути конкуренток и добилась благосклонности правителя. Роксолана приняла ислам и получила новое имя Хюррем.
Детство и юность
О детстве Роксоланы, будущей жены султана, достоверных сведений не сохранилось. Вокруг происхождения девушки ходит много слухов, но неизвестно, какие из них близки к правде. К примеру, посол Священной Римской империи всерьез говорил во время посещения Османской империи, что Роксолана родилась в Речи Посполитой. Благодаря этому девушка получила такое необычное имя. В те годы среди польских земель был город Роксолания.
Портрет РоксоланыВоспротивился этому другой посол, прибывший из Великого княжества Литовского. По его истории сказано, что Роксолана родом из села Рогатина, которое располагается в Ивано-Франковской области Украины. Посол выдвигал версию о том, что отцом девушки был местный священник.
Эта версия оказалась популярной в художественной литературе. По мнению писателей, жена султана носила имя Александра или Анастасия, родилась действительно в семье священнослужителя Гаврилы Лисовского.
Плен и гарем cултана
Набеги крымских татар совершались регулярно. Преступники захватывали золото, продукты и даже местных девушек. Так Роксолана оказалась в плену. Позже будущую жену султана перепродавали, после чего девушка оказалась в гареме Сулеймана. В те годы мужчина состоял на государственной службе в Манисе. На престол Османской империи султан пока не взошел.
По некоторым данным, Роксолану подарили Сулейману в честь восшествия на престол. После попадания в гарем девушка сменила имя на Хюррем, которое переводилось с персидского как «веселая». Историки подсчитали, что Роксолане было в это время не более 15 лет.
Роксолана в гареме султанаВнимание султана было приковано к новой наложнице, но это не нравилось другой девушке из гарема – Махидевран. Женщина родила Сулейману сына Мустафу. Наложница ревность проявляла разными способами. Однажды девушки подрались. У Хюррем появились раны на лице, клочки волос были вырваны, а платье разорвано.
Несмотря на это, Роксолану пригласили в покои к султану. Девушка отказывалась от визита, но Сулейман не стерпел такого отношения, поэтому избитая Хюррем предстала перед правителем. Мужчина выслушал рассказ и сделал пострадавшую девушку любимой наложницей.
Фаворитка
Хюррем стремилась не просто к рождению детей от султана. Роксолане было важно признание во дворце. Первым шагом в этом направлении стала борьба с соперницей Махидевран. Девушке помогла мать Сулеймана – Хафиса. Женщина сдерживала гнев наложницы, не позволяя нападать на молодую фаворитку сына.
Портрет РоксоланыВсе сыновья, кроме Мустафы, умирают в юном возрасте. В условиях высокой детской смертности это стало настоящей проблемой, так как в итоге Сулейману некому было бы передать престол. Для Хюррем стало делом чести рождение сыновей правителю. Девушка считала, что это поможет добиться поддержки во дворце. И не ошиблась. Роксолану нарекли фавориткой султана.
Валиде-султан Хафиса умирает, поэтому сдерживать гнев наложницы было некому. У Сулеймана не было другого выбора, как отправить Махидевран с совершеннолетним Мустафой в Манису. Русская девушка добилась укрепления власти во дворце.
Жена султана
Хюррем стала первой наложницей, которую султан взял в жены. Ранее такое развитие событий было невозможным. С этого дня девушка не просто фаворитка в гареме, а жена Сулеймана. Интересно, что традиции в Османской империи не подразумевали такого исхода. Свадьбу сыграли в соответствии с местными традициями. Специально для Роксоланы султан ввел новый титул в обиход – хасеки. Понятие подчеркивало уникальность девушки и ее положения. Ранее жену правителя называли хатун.
Роксолана и султанСулейман много времени проводил вне дворца, но оставался в курсе всех дел благодаря письмам от Хюррем. До наших дней дошли записки, которые возлюбленные писали друг другу. В них сохранилась неземная любовь, поселившаяся в сердцах султана и Роксоланы. Но не обходили стороной супруги и политические вопросы. Первое время за Хюррем послания составлял придворный писарь из-за плохого знания ею языка, но позже девушка выучила грамоту.
Письмо Роксоланы на турецком языкеВо дворце власть Роксоланы уважали все, даже мать Сулеймана. Однажды от санджак-беев в дар султану передали двух русских рабынь – одну матери, а вторую правителю. Валиде хотела передать свой подарок сыну, но потом увидела недовольство Хюррем, извинилась перед девушкой и забрала дар обратно. В итоге рабыня осталась у Хафисы, а вторую передали другому санджак-бею. Хасеки категорически не желала видеть во дворце рабынь.
Хаммам, построенный по распоряжению РоксоланыКорона на голове обязывала Хюррем встречаться с послами, отвечать на письма иностранных правителей. Умная девушка рожала детей султану, но не забывала о личном росте и развитии, поэтому общалась с влиятельными вельможами, художниками. Благодаря Роксолане в Стамбуле увеличилось число бань, мечетей и медресе.
Личная жизнь
В семье султана и Хюррем родилось шестеро детей: 5 сыновей и дочь. К счастью, среди них было кому унаследовать Османскую империю. Речь идет о Селиме. Мехмед скончался в 1543 году после продолжительной болезни. Это была оспа. У Джихангира не было богатырского здоровья, поэтому молодой человек скончался в молодом возрасте. Парень мог заболеть из-за тоски по брату Мустафе, которого казнили.
Памятник РоксоланеВокруг этой ситуации ходило немало слухов. Многие во дворце утверждали, что к казни старшего сына Сулеймана приложила руку Хюррем. Султан отдал приказ об убийстве Мустафы.
Баязид, четвертый сын правителя от Хюррем, люто возненавидел брата Селима. Парень собрал 12-тысячное войско и попытался убить родственника. Попытка провалилась, и Баязид вынужден был бежать в Персию. Сына Сулеймана окрестили предателем Османской империи. В те годы страны враждовали, но после заключения мира и оплаты в размере 400 тысяч золотых монет людей, поддерживающих, Баязида убили. Молодого человека и четырех его сыновей передали в руки султана. В 1561 году привели в исполнение смертный приговор, вынесенный Сулейманом.
Смерть
В биографии Хюррем много белых пятен, но описание смерти сохранилось до нашего времени. В течение продолжительного времени Роксолана находилась в Эдирне. После возвращения во дворец женщина умирает на руках у Султана. По некоторым данным, смерть наступила в результате отравления сильнодействующим ядом, но медицинского подтверждения этому нет.
Мавзолей РоксоланыЧерез год был создан специальный мавзолей, над которым работал архитектор Мимара Синана. Объект назвали в честь жены султана. Мавзолей задекорировали изникскими керамическими изразцами, на которых изображены райские сады, стихи. Усыпальница Роксоланы расположена в непосредственной близости от мавзолея Сулеймана, по левую сторону от мечети.
Комплекс «Сулеймание» включает в себя не только гробницу Хюррем и Султана, но и могилу Ханым - султан, дочери Хатидже -султан, сестры Сулеймана.
Образ в культуре
Образ Роксоланы активно используют в литературе, театре, музыке и киноискусстве. В 1835 году Нестор Кукольник создал поэму «Роксолана, драма в пяти актах в стихах». Позже увидела свет повесть «Роксолана, или Анастасия Лисовская». Автором произведения стал Михаил Орловский. Писатели пытались рассказать свою версию происхождения, жизни и смерти жены султана Османской империи. До сих пор эта тема не дает покоя литераторам и историкам.
Несколько раз на сценах украинских и даже французских театров ставили спектакли на тему жизни и правления Хюррем-султан. В 1761 году актеры исполнили пьесу «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» , позже в Украине дважды показывали спектакль «Роксолана».
По некоторым подсчетам, о жене Сулеймана написано около 20 музыкальных произведений, в том числе «63 Симфония» Йозефа Гайдна, опера Александра Костина «Сулейман и Роксолана, или Любовь в гареме», рок-опера «Я – Роксолана» производства Арнольда Святогорова и Степана Галябарда.
Многочисленные сериалы, снятые о жизни Хюррем-султан, меркнут перед работой турецких режиссеров. Речь идет о телесериале «Великолепный век». Роль Роксоланы сыграла прекрасная актриса Мерьем Узерли. Специалисты, работающие над картиной, сравнивали фото артистки и изображения с Хюррем и пришли к выводу, что девушки похожи.
Мерьем Узерли в роли Роксоланы в сериале «Великолепный век»Сценарист собрал воедино источники, в которых содержалась информация о жизни в Османской империи, Сулеймане, Роксолане, переработал и создал невероятный сериал, который покорил сердца миллионов телезрителей. Роскошные наряды, дорогие украшения, богатства дворца – это привлекает зрителей со всего мира. Интересные нарезки видео из телесериала разлетелись по Интернету.
В «Великолепном веке» Хюррем предстает могущественной молодой женщиной, поставившей себе цель, добивающейся желаемого, не обращая внимания на преграды. Роксолана сразу поняла, чего хочет. Желание было одно – стать женой султана, а не просто быть фавориткой, наложницей правителя.
Девушка убрала соперниц, добилась уважения матери Сулеймана и местного правительства. Хюррем сделала невозможное – из наложницы превратилась в жену и помощницу султана, родила наследников Османской империи, завоевала любовь Сулеймана.
Запомнился телезрителям турецкий сериал, по биографии жены султана сняли фильм «Роксолана: кровавый путь к трону». Историки окрестили ленту псевдодокументальной, так как слишком большое количество фактов, представленных как правда, не соответствовали действительности.
Фото
24smi.org