Джон Рёскин. Рескин картины


Джон Рёскин - Биография художника, известные произведения, выставки

Джон Рёскин (также Ра́скин, англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон — 20 января 1900, Брентвуд) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт.[2] Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран. Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения. Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий». Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art, 1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (англ. The Art of England), «Современные художники» (англ. Modern Painters, 1843—1860), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic, 1853) знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей. Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника Джона Эверетта Милле. Поводом для развода послужило то, что супруги не вступали в супружеские отношения. Этой истории посвящён канадский фильм «Страсть Джона Рёскина» (англ. The Passion of John Ruskin).

artchive.ru

Страсть и судьбы прерафаэлитов - Все интересное в искусстве и не только.

                     

Прерафаэлитов, наверно, знают все. В этом посте будет больше рисунков, хотя, рассказывая хотя бы один эпизод из жизни братства, невозможно обойтись без полотен.

               

                                         

В 1853 году основатель прерафаэлитов Джон Милле провел свое лето в Шотландии с Джоном Рескином. Милле тогда написал знаменитый портрет Раскина, на котором четко видны следы переживаний и внутренней драмы. Причина была весьма не простая – отношения с женой, Эффи Грей.

                                     

                                                                                        Сэр Джон Эверетт Милле, портрет Джона Рескина

Эфимия (Эффи) Грей родилась 7 мая 1828 году в Перте в доме, который ее отец перекупил у отца Джона Рескина. Между юношей и 12-ти летней девочкой возникала дружба. Для Эффи Джон Рескин написал фантастический роман «Король Золотой Реки». Когда Эффи исполнилось 20, они поженились. И была первая брачная ночь, в которую Рескин не смог выполнить свой супружеский долг. Эффи оставалась девственницей на протяжении всего их брака.

                               

                                                                                          Эффи Грей, портрет работы Томаса Ричмонда.

Эффи пыталась подтолкнуть мужа к нормальной семейной жизни и хотела ребенка, но он находил разные причины для отказа от постели. Например, он говорил, что ненавидит детей и не предназначен воспитывать их, что беременность и роды могут изуродовать тело жены, что плотская связь – это грех и т. п.

Но все внешние приличия были соблюдены, и их брак внешне выглядел успешным. Сама Эффи продолжала восхищаться мужем и считала, что не сможет полюбить никого другого. Ошибалась.В то время Джон Рескин был расположен к Джону Эверетту Миллесу, которого считал наиболее одаренным из братства. В один прекрасный день он представил Миллеса своей жене, а тот уговорил ее позировать для картины «Приказ об освобождении».

                               

                                                                                  Джон Эверетт Милле, Хайленд Shelter, 1853

Видимо, Милле начал влюбляться в Эффи уже во время работы над картиной. А потом Рескин пригласил молодого художника сопровождать их семью в поездке по Шотландии.

Отношения, сулившие счастье, стали формироваться, и тогда Эффи решила рассказать о своей кошмарной шестилетней семейной жизни родителям.

                                                                                 

                                                                                              Джордж Грей, отец Эффи, гр. 1865

Родители пришли в ужас. Мистер Грей начал процесс по аннулированию брака дочери с Рескиным. Были приглашены врачи, засвидетельствовавшие то, что она продолжала оставаться девственницей. В 1854 году Эффи получила развод, а в июле 1855 года вышла замуж за Милесса.

Вся эта история вызвала публичный скандал. Родители Рескина распространяли порочащие слухи о Эффи и ее семье, а он сам иногда достаточно жестко критиковал некоторые из новых работ Милесса.

                                           

                                                             

Но, как часто в жизни бывает, это не конец истории.

«Развод препятствовал Эффи во многих общественных функциях. Ей не разрешено было находиться в присутствии королевы Виктории, поэтому если где-либо ожидалось появление королевы, Эффи туда не приглашалась. До развода она жила активной общественной жизнью, отстранение от которой её угнетало. В конечном итоге, когда Милле находился при смерти, королева смягчилась, позволив Эффи принимать участие в официальных событиях».

В этой ситутации, почти невозможной для тех времен, как в чистом зеркале, отражается  не вся, но одна из важнейших сторон жизни женщины в викторианскую эпоху. Развестись можно было с большими сложностями, причину развода надо было доказать и часто она становилась поводом для общественного скандала. Эффи повезло – за нее горой стоял отец, не побоявшийся пересудов, она владела своим имуществом, отписанным ей родителями – вообще редчайший случай в те времена, ведь деньги жены сразу и навсегда переходили мужу.

Положение жены тогда было чем-то вроде положения бесправной домоправительницы. Но Эффи была шотландкой, возможно, этот факт сыграл свою положительную роль.

Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета в 1885. В 1896 его избрали президентом Королевской Академии. А ведь прерафаэлиты начинали именно с разрыва с академизмом!Миллес умер в 1896 году и был похоронен в соборе Святого Павла. Большая честь для художника, некогда шокировавшего публику своими ранними работами.Эффи ненадолго, всего на несколько месяцев пережила мужа и умерла в 1897 году.

                                                                NPG x12958; John Ruskin

                                                                  Портрет молодого Рескина - ведущего критка прерафаэлитов

И для Рескина это был еще не конец событий. Только, если последствия для Эффи били исключением ее из общественной жизни – как же, как же, посмела развестись, то для Рескина они гораздо драматичнее. Много позже, когда ему исполнилось 51, он попытался жениться второй раз, на Розе Ла Туш, в которую влюбился без памяти.

Вообще, в его влюбленностях есть что-то непонятное. Эффи была на 9 лет моложе, и влюбился он в нее когда она была ребенком. В первую брачную ночь, увидев перед собой взрослое развитое тело, он ничего не смог…

                                                                                 

Теперь Роза… Маленький ребенок, впервые увиденный им: «шла как маленькая белая статуя сквозь сумеречный лес, серьёзно разговаривая». Рёскин предложил ей выйти за него в семнадцать. Ему тогда было пятьдесят. Роза не отказала, но её родители воспротивились свадьбе. Их беспокоил скандальный развод Рескина с Эффи. Они обратились к ней за советом. То, что они узнали, укрепило их позицию: Рескину отказать.

                                           

                                   

Роза умерла в дублинской частной лечебнице в 1875 в возрасте 27 лет. Её смерть была как результат безумия, анорексии, разбитого сердца, религиозной мании или истерии, или комбинации этих причин.

В любом случае, смерть Розы была трагической, и именно её обычно называют причиной, повлёкшей за собой начало приступов безумия у Рёскина около 1877 года.

Он убедил себя, что художник эпохи Ренессанса Витторе Карпаччо включил портреты Розы в свой цикл картин о жизни святой Урсулы. Он также искал утешение в спиритуализме, пытаясь войти в контакт с духом Розы.

                                                                         

Розу называют главной любовью Рескина. Судя по глубинному, неотвратимому влиянию этой любви на его жизнь и психику, это так.

История любви Розы и Рёскина упоминается в романе Набокова «Лолита». Согласно Вольфгангу Кемпу, «вся работа пронизана аллюзиями и прямыми ссылками на Ла Туш».

                                       

                                                    Портрет Фанни Холман Хант Уильям Холман Хант

Милле не был единственным художником, у которого личная жизнь стала темой для пересудов,  можно рассказать еще несколько историй - как, например, о жизни и творчестве Уильяма Холмана Ханта. Это будет в следующий раз.

                                                                                           

                                                                                Уильям Холман Хант, Эдит Холман Хант, 1876                                                            Актриса Дороти Дене или натурщица Мэри Ллойд, часто позировавшая для прерафаэлитов. Фредерик Лейтон

Братство было тесным сообществом, в котором многие переплетались судьбы…. Интресна судьба Лейтона, Россети и его бесчисленных муз…. В общем, страсть, как эмоциональный накал, зажигала таланты художников и освещала на века красоту женщин, любимых,скромных или роковых, счастливых или несчастных спутниц прерафаэлитов.

tanjand.livejournal.com

Джон Рёскин,Эффи Грей и Джон Миллес....

08:09 pm - Джон Рёскин,Эффи Грей и Джон Миллес....Давно хотела рассказать интересную историю о...о любовном треугольнике...Ну об очень странном треугольнике)

Д. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей

Был такой прославленный деятель викторианской эпохи Джон Рёскин (англ. John Ruskin;1819 — 1900) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт,оказавший большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.

Эфимия (Эффи) Грей родилась 7 мая 1828 году в Перте в доме, который ее отец перекупил у отца Джона Рескина. Их семь поддерживали неплохие отношения, поэтому Рескин мог наблюдать за тем, как взрослеет и расцветает Эффи. Между ними была разница в 9 лет. Возникала и взаимная симпатия. Для Эффи Джон Рескин написал фантастический роман «Король Золотой Реки». Связь между ними поощрял отец Эффии, да и родителям Рескина девушка показалась подходящей будущей женой для сына.  (526x700, 43Kb)Дж. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей

Джон Рёскин два года ухаживал за Эфимией Грей. Дело закончилось свадьбой. Ей было девятнадцать, ему -- двадцать девять. На брачном ложе Джон осторожно стащил платье с плеч жены-красавицы и обнаружил, к своему ужасу и потрясению, волосы на лобке.Джон был возмущен, решив, что тело возлюбленной "не создано для наслаждения страстью". Он обнял жену, повернулся на другой бок и уснул. Эффи ощутила себя отвергнутой.За первой брачной ночью последовал шестилетний период целомудрия, во время которого Джон искусно выдумывал все новые и новые причины своему отказу исполнять супружеский долг. Например, говорил, что ненавидит детей и не желает дополнительной обузы в виде беременной или кормящей Эффи. Шок от тела Эффи был для Рёскина первым свидетельством того, что он совершенно не приспособлен для плотских отношений. Его странное детство, лишенное игрушек и общения со сверстниками, помешало подготовиться к реальности взрослой жизни. Рёскины выработали определенный стиль поведения, который внешне устраивал обоих, хотя Эффи никогда не отказывалась от мечты завести детей (после ее замужества мать Эффи забеременела уже тринадцатым ребенком). Супруга Рёскина вскоре завоевала репутацию очаровательной, умной и остроумной гостьи. Она заботилась о поддержании своего целомудрия, не давая повода для обвинений в прелюбодеянии.Она восхищалась своим мужем: "Я никогда не смогу полюбить кого-то еще в этом мире, кроме Джона". Но Рёскин наконец-то стал открыто признавать, что их брак был ошибкой. Он заявил, что никогда не станет исполнять супружеский долг, что "греховно было бы вступать в такую связь, и в случае появления детей ответственность слишком велика, ведь я совершенно не гожусь для их воспитания".

В то время Джон Рескин, уже ставший человеком, способным диктовать публике художественный вкус, взял под свое покровительство Братство Прерафаэлитов. Особенно же он был расположен к Джону Эверетту Миллесу, которого считал наиболее одаренным из них. Он представил Миллеса своей жене, а тот уговорил ее позировать для картины «Приказ об освобождении».

 (472x700, 69Kb)На картине изображена жена шотландского солдата, арестованного после якобитского восстания 1745 года. Она держит на руках ребенка и протягивает стражнику приказ об освобождении мужа, пока тот прижимается к ней.Видимо, Миллес начал влюбляться в Эффи уже во время работы над картиной. А потом Рескин пригласил молодого художника сопровождать их семью в поездке по Шотландии. Тогда же Миллес написал знаменитый портрет Рескина, начинающего понимать, что между его женой и подопечным возникли чувства.  (588x700, 94Kb)Треугольник мог остаться треугольником, но .....В 1854 году Эффи наконец решилась и рассказала о своем положении подруге леди Истлейк, жене сэра Чарльза Истлейка, президента Королевской академии. "Расскажи своим родителям, -- посоветовала та, -- в законе есть статьи, которые помогут в твоей ситуации". Греи и их дочь наняли адвокатов и пригласили двух врачей осмотреть Эффи. Оба заявили, что она девственница (один был буквально ошарашен этим).Лондонское общество ополчилось на Джона, поскольку брак без секса считался таким же неслыханным делом, как и секс до брака.Суд в конце концов аннулировал брак на основании того, что "Джон Рёскин не способен исполнять супружеский долг по причине неизлечимой импотенции".  (497x698, 136Kb)Дж. Э. Миллес. Автопортрет Спустя год Эффи вышла за художника Джона Эверетта Миллеса. Бедняжке пришлось во второй раз пережить необычную брачную ночь, поскольку Миллес ударился в слезы и признался, что, как и Джон, ничего не знает о женщинах и сексе. Эффи утешила и подбодрила его. А спустя два месяца была беременна первым из своих восьми детей.

Миллес впоследствии стал самым высокооплачиваемым художником за всю историю английского искусства. В 1885 году получил титул барона, а за месяц до смерти стал президентом Королевской академии. (593x700, 47Kb)Дж. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей Миллес

Sophie Gray 1857На этой картине изображена младшая сестра Эффи-София, которой в пору написания полотна было 12 лет..Миллес умер в 1896 году и был похоронен в соборе Святого Павла. Большая честь для художника, некогда шокировавшего публику своими ранними работами.Эффи ненадолго пережила мужа и умерла в 1897 году. Ее похоронили на церковном кладбище в Киннуоле. Кстати, именно это кладбище Миллес когда-то изобразил на своей картине «Долина отдыха» (700x442, 83Kb)

После развода с Эффи, Рескин возвратился к родителям. Он оставался целомудренным, но влюблялся в маленьких девочек, находящихся "на первом проблеске их рассвета", теряя к ним интерес, как только они вступали в фазу полового созревания.

Впрочем, с нимфеткой Розой Лятуш все вышло по-иному. Джон вознамерился жениться на ней, несмотря на несколько десятков лет разницы. File:Portrait of Rose La Touche 1861 2.jpgМать Розы обеспокоилась, обратилась к Эффи, и та раскрыла ей все интимные детали своей жизни с Джоном -- вернее, полное их отсутствие. Родители Розы отказали Рёскину.Через три года Роза от неизвестных причин умерла. История этой любви не раз упоминается в «Лолите» Набокова, о ней снят фильм «Страсть Джона Рёскина» (англ. The Passion of John Ruskin) В 1870-х у Рёскина на этой почве участились приступы психической болезни, в 1885 он уединился в своем имении, которое уже не покидал до самой смерти.Джон так и умер девственником. Картинка 1 из 166

материалы отсюда, и к сожалению- пост собирался долго- еще из двух источников, ссылки на которые я не сохранила.

pheonae.livejournal.com

"Дагеротип побивает меня немилосердно". Джон Рёскин о фотографии

В дополнение к недавнему посту про рисунки Рёскина.

In_the_Pass_of_Killiecrankie1857.jpg

"Мне довольно повезло: напросился в гости один бедняга, француз, и с какой тоской он говорил о красивых дагерротипах дворцов, о тех самых, которые я пытался изобразить, и спору нет, дагерротипы этих зданий, полученные посредством солнечного света, вещицы, ничего не скажешь, славные. Заполучить их - почти то же самое, что заиметь сами дворцы: каждый камень, и каждая трещинка, и каждое пятнышко на камне - вот они, тут, и, разумеется, никаких ошибок в передаче пропорций. Это изобретение - благородно, что ни говори, и всяк сможет с ним работать, не надо обманываться, только пройти через ученическое лепетание, вот как я потратил четыре дня на болтовню, зато потом то, что я тщательно пытался изобразить, убив на эти потуги уйму времени, получилось в сверхсовершенном и безупречном виде за полминуты, и больше мучится нужды нет"Письмо отцу, 7 октября 1845 г.

"Моим зарисовкам свойственна буквальная правдивость - слишком буквальная, быть может, как считает мой отец, но все же далеко не дагеротипическая - дагеротип побивает меня немилосердно. Я слился с дагеротипом, так как ничего лучше не бывало, и потому увожу из Флоренции воспоминания, драгоценные и при этом зафиксированные. Ничего не скажешь, самое громадное изобретение мы получили - по-моему, как раз вовремя. Что же до искусства, то мне бы хотелось, чтобы оно так и оставалось нераскрытым и неразгаданным и навсегда представлялось слишком трудным тому глазу, который согласен довольствоваться неким упрощенным толкованием"Письмо У.Харрисону, 12 августа 1846 г.

"Позвольте мне заверить вас раз и навсегда в том, что фотография нимало не превосходит изящные искусства ни качествами, ни полезностью, потому, что по определению искусство есть "человеческий труд, руководимый человеческим намерением"*. И в этом намерении очевиден ум, осуществляющий выбор и выстраивающий распределение, что составляет существенную часть произведения; и еще: пока вы не воспримите его (это произведение), вы не воспримете никакого искусства; но с того момента, когда вы воспримете его правильно, вы воспримете также и то, что не заменит никакой механизм. К тому же, фотографии не дадут вам ничего сверх того, ради обретения чего вы приложили усилия. Им, конечно, цены нет, если нужно зарегистрировать известные действия, и данные фотографий большие мастера могут использовать в своих замыслах и произведениях; но ни в фотографических сценах, ни в фотографических изображениях вы не обнаружите никакой иной красоты, кроме красоты самих сфотографированных вещей, да и ту вы заметите, благодаря вашим собственным усилиям, благодаря полноте вашего внимания, но не благодаря фотографии. А стоит вам отдать должное собственному вашему вниманию, как вы сразу же утратите интерес к фотографиям пейзажей. Они не правдивы, хотя и представляются таковыми. Фотография - это всего лишь разоблаченная, лишенная образа природа. Если вы не находите того, что ищете в рисунках, сделанных людьми, то все же красоты в любой дорожной обочине куда больше, чем во всех тех бумажках, написанных солнцем, которые вы можете насобирать за всю вашу жизнь""Лекции об искусстве", 1870

Мы видим, как эволюционировало отношение Рёскина к фотографии за четверть века: от восторженного к пренебрежительному. Во многом, это можно объяснить тем, что сама фотография за это время перестала быть техническим чудом, и стала обыденностью, по крайней мере, для "продвинутых" людей в передовых странах (к каковым, несомненно, относился Рёскин и Великобритания, соответственно). Но есть и другой уровень: за это время изменилось восприятие искусства. До появления фотографии дотошное копирование реальности не считалось делом постыдным, недостойным художника. Да, спор между "идеалистами" и "натуралистами" шел еще со времен античности, но касался он, в основном таких вопросов, как: нужно ли изображать реальность такой, какая она есть, или надо убирать неприглядные и "непристойные" детали? следует ли художнику быть излишне "мелочным", или надо обобщать, сосредотачиваться на главном? нужно ли изображать "низменные" темы, и какое место должны они занимать в иерархии жанров (и нужна ли вообще эта иерархия)? Т.е., переводя в современные реалии, это спор между сторонниками и противниками фотошопа. Сам Рёскин, ратовал за "верность натуре", а его друзья-прерафаэлиты обвинялись в излишнем натурализме (той самой мелочности и изображению неприглядных вещей, по крайней мере, на раннем этапе) и не брезговали пользоваться фотографией.Впрочем, очень многие из художников не брезговали ей пользоваться и в то время, и много позднее, вплоть до наших дней, но говорить об этом вслух считалось неприличным. Помню, каких-то 15 лет назад, на одной конференции, в которой я участвовал, возник вопрос: можно ли считать фотографию искусством? Конференция была по Павлу Флоренскому, он-то фотографию искусством не считал, как и его друг Фаворский.Сам Рескин в конце второго фрагмента говорит, искусство должно оставаться "нераскрытым и неразгаданным" "Ушами не услышать, мозгами не понять", почему-то вспомнилось, а в третьем фрагменте нудно и путано объясняет, почему фотография не искусство.Спустя какое-то "протокольное" воспроизведение натуры перестает считаться уделом художника, да и сам художник начинает мыслиться как художник с большой буквы "Х", а не просто как ремесленник. Появляется мнение, что рисовать с буквалистской точностью может любой дурак. На самом деле не любой: нужно много лет учится, да и после не у всех получается. Но достаточно ли этого умения, чтобы считаться не только Художником, но и просто добротным ремесленником?

*Интересно, почему фотография под это определение не подходит?

tito0107.livejournal.com

Кто такие прерафаэлиты? Загадка и красота | Культура

Художник нарушил сразу несколько канонов. Картина выглядела слишком по-земному, слишком реалистично. Дева Мария испугана, она отшатывается от ангела, который сообщает ей о том, что ей предстоит. Основным цветом на картине был белый, в то время как было принято цветом Богородицы считать голубой цвет.

Еще одна картина, «Христос в плотницкой мастерской», нарисованная Милле, подбросила новые поленья в костер протестующих критиков. Наглые художники, претенциозный реализм, кощунство — таковы были обвинения. Кстати, одним из обвинителей был Чарльз Диккенс. А все из-за того, что художник изобразил эпизод из детства Иисуса Христа совсем не в возвышенных тонах, а как картинку из реальной жизни. Святое семейство предстало перед зрителями, как обыкновенные труженики. Более того, образцом обстановки комнаты для Милле послужила настоящая плотницкая мастерская, а портретом плотника Иосифа был портрет его отца.

Джон Эверетт Милле, «Христос в родительском доме», 1850 г.Джон Эверетт Милле, «Христос в родительском доме», 1850 г.Фото: ru.wikipedia.org

Картина вызвала такие споры, что они дошли до королевы Виктории. Она попросила представить картину в Букингемском дворце, чтобы она сама могла составить о ней представление.

Скандал? Скандал! Тем лучше!

Юных бунтарей-художников все же не растерзали. На их защиту стал весьма влиятельный, хотя и молодой критик Джон Рёскин (John Ruskin; 1819 — 1900). Он отметил, что художники — совсем не безграмотные мазилки, а обладают и мастерством, и необычным взглядом на мир. Эта оригинальность художественного взгляда очень важна. Важна не менее, чем уверенный профессионализм. По мнению Дж. Рёскина, прерафаэлиты заложили в Англии основы самой благородной художественной школы, которая являлась миру за последние три сотни лет.

Кроме того, Рёскин купил несколько картин Данте Габриэля Россетти, что было для того немалой материальной поддержкой. Он же взял под опеку Милле, которого сразу же оценил как выдающийся талант.

Благодаря высокой оценке и поддержке Рёскина, к прерафаэлитам пришло признание. Они вошли в моду, их стали покупать. Их охотно выставляют в Королевской академии и даже на Всемирной выставке 1855 года в Париже.

Но признание братства прерафаэлитов стало началом его конца. Постепенно дороги троицы расходятся. В 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств. Холман Хант уехал на Ближний Восток. Россетти начал много и интересно иллюстрировать Шекспира и Данте.

Кружок распался, но новые веяния в английском искусстве подхватили другие художники. В первую очередь, прерафаэлизм оказал влияние на прикладное искусство. Появились интересные образцы мебели, архитектуры, декоративного искусства. В стиле прерафаэлизма, характеризующегося четкостью рисунка и яркой красочностью, стали оформляться книги и выполняться иллюстрации. Повлияли идеи прерафаэлизма и на английскую архитектуру. Джон Уильям Уотерхаус, «Леди из Шалот», 1888 г.Джон Уильям Уотерхаус, «Леди из Шалот», 1888 г.Фото: Depositphotos

Картины прерафаэлитов и их последователей нравятся и сейчас, спустя полтора века. Нравятся они и людям взыскательным, и простым дилетантам. Чем привлекают прерафаэлиты? Многокрасочностью, тонкостью прорисовки деталей, замечательным контрастным, но не кричащим, сочетанием цветов. И еще загадочностью сюжетов. Каждая картина требует разгадки. Без энциклопедии, или хотя бы без Википедии, не обойтись.

Особенно запоминаются женские портреты, выполненные прерафаэлитами и их последователями. Я, например, впервые узнал о прерафаэлитах, увидев роскошную картину, считающуюся лучшей в творчестве художника Фредерика Лейтона (Frederic Leighton; 1830 — 1896) — «Пылающий июнь» («Flaming June»). И хотя Лейтон считается представителем академической живописи, но влияние на него искусства прерафаэлитов несомненно.

Более того, прерафаэлизм считается первым течением в британском искусстве, которое смогло достигнуть мировой славы. Фредерик Лейтон, «Пылающий июнь», 1895 г.Фредерик Лейтон, «Пылающий июнь», 1895 г.Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

Художник Гюстав Курбе. Как приструнили бунтаря-художника?Что погубило Элизабет Сиддал, музу прерафаэлитов? Часть 2Чьи ноги запечатлел художник-баталист? Скандал на выставке

shkolazhizni.ru

Джон Рёскин | Циркуль

Джон Рёскин (или Раскин) отличался многими талантами. Он был видным теоретиком искусства, художником, литературным критиком, поэтом и писателем, в чью прозу был влюблен даже Марсель Пруст. Всего Рёскин написал пятьдесят книг и семьсот статей и лекций, большинство из которых посвящено искусству в целом и архитектуре в частности.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Дед его торговал ситцем, а отец, бывший совладельцем фирмы по импорту хереса, вполне успешно этот продукт и продавал. Несмотря на приземленное занятие, отец Джона любил искусство, что, несомненно, повлияло и на сына, как и строгое религиозное воспитание, благодаря которому у Джона выработалось религиозно-этическое понимание жизни.

Когда Джону исполнилось тринадцать, семья начала активно путешествовать по Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Во время путешествий Рёскин вел путевой дневник, в котором обязательно описывал геологические образования в странах, которые посещал. Намного позже, став лектором в Оксфордском университете, в котором сам и учился, он настаивал на том, что будущие пейзажисты обязательно должны изучать биологию и геологию, а так же практиковаться в научном рисовании: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».

Сам Рёскин рисунку учился у художников Копли Филдинга и Хардинга и под их руководством стал искусным рисовальщиком, правда, увлекала его в основном архитектура, особенно готическая. Что до Оксфордского университета, то обучение геологии у Бакланда Рёскину пришлось прервать из-за подозрений на туберкулез. Впрочем, опасения врачей не повлияли на другие увлечения. Еще до этого эпизода в «Архитектурном журнале» появляется первая публикация Рёскина «Поэзия архитектуры»; в 1839 году Рёскин получает Ньюдигейсткую премию за лучшую поэму на английском языке. В конце тридцатых годов Рёскин на щедрое содержание, выделенное отцом, начинает собирать картины Уильяма Тёрнера, творчеством которого увлечен довольно давно. В семнадцать лет Рёскин даже написал сочинение в защиту Тёрнера, которое годами позже вылилось в многотомный труд «Современные художники» — первый том вышел в 1843 году. Сам Тёрнер, говорят, едва ли улавливал смысл хвалебных речей своего горячего поклонника и даже не поддержал публикации первой из статей о себе, которую отец Рёскина послал художнику.

В 1845 году Рёскин отправляется в путешествие по Швейцарии и Италии, где приходит в восторг от религиозной живописи Фра Анджелико и Тинторетто. Этот восторг вылился во второй том «Современных художников», вышедший в 1846 году. Через три года Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.

Рёскин, по настоянию отца, продолжает писать труд «Современные художники», читает лекции «Политическая экономия в искусстве» в Манчестерском университете, пишет на эту тему книгу «Последнему, что и первому». Он поддерживает реформы образования, особенно в сфере ремесел, ратует за всеобщую занятость и помощь инвалидам и старикам. В 1871 году он начинает издавать ежемесячное издание для рабочих Великобритании «Fors Clavigera», в котором рассказывает об учреждении Компании св. Георгия, которая должна была создавать мастерские, где бы применялся исключительно ручной труд, открывать рабочим красоту ремесленничества, а также свести на нет последствия промышленной революции. 

Джон Рёскин за работой в Брентвуде, 1881. Автор: У. Коллинвуд

В 1851 году в Академии состоялась выставка прерафаэлитов, которую приняли довольно враждебно. Рёскин встал на их защиту, написал статью «Прерафаэлитизм» и подружился с  самым ярким представителем течения Джоном Эвереттом Миллесом, к которому впоследствии ушла жена Рёскина Эффи Грей. При этом в пятидесятые-шестидесятые годы Рёскин переживает влюбленность в Розу Ла Туш, которой на момент знакомства было всего десять лет. Когда девушке исполнилось 18, Рёскин делает ей предложение, но получает отказ. В 1872 году он пробует снова, и опять получает отказ, на этот раз окончательный. Через три года по неизвестной причине Роза умирает, и у Рёскина на этой почве приступы психической болезни, начавшиеся еще в шестидесятые, становятся чаще, в 1885 году он уединяется в своем имении, которое не покидает до самой смерти в 1900 году.

cirkul.info

Рескин Джон - это... Что такое Рескин Джон?

  • Рескин, Джон — Джон Рёскин Джон Рёскин (англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон 20 января 1900, Брентвуд) английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй… …   Википедия

  • Рескин Джон — Джон Рёскин Джон Рёскин (англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон 20 января 1900, Брентвуд) английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй… …   Википедия

  • Рескин Джон — (Ruskin) Рёскин, Джон (Ruskin, John) (1819 1900) Английский писатель, художественный критик, публицист, теоретик и историк искусства, моралист, художник (рисовальщик, акварелист). Родился 8 февраля 1819 в Лондоне. 1839 окончил Оксфордский… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РЕСКИН Джон — (Ruskin, John) ДЖОН РЕСКИН (1819 1900), английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. Родился 8 февраля 1819 в Лондоне. Родителями Рескина были Д.Дж.Рескин, один из совладельцев фирмы по импорту хереса, и Маргарет Кок,… …   Энциклопедия Кольера

  • Рескин Джон — Рескин, Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон, ‒ 20.1.1900, Брентвуд, Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк, публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). Будучи последователем Т. Карлейля, в своих трудах… …   Большая советская энциклопедия

  • Рескин, Джон — (Ruskin) (1819 1900) знаменитый английский историк и теоретик искусства, создатель оригинального эстетического учения. Рескин стремился ввести элементы красоты в повседневную будничную жизнь человека, в его труд и производство. Эти стремления… …   Исторический справочник русского марксиста

  • РЕСКИН Джон — РЕСКИН, Раскин (Ruskin) Джон (1819—1900), английский писатель, теоретик иск ва. Кн. о культуре «Сезам и лилии» (1865, расшир. изд. 1871), «Королева эфира» (1869). Искусствоведч. иссл. «Современные художники» (т. 1—5, 1843—60),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Рескин Джон — (1819 1900) английский писатель, историк, искусствовед, публицист …   Словарь литературных типов

  • Джон Рескин — Джон Рёскин Джон Рёскин (англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон 20 января 1900, Брентвуд) английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй… …   Википедия

  • Рескин — Джон Рёскин Джон Рёскин (англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон 20 января 1900, Брентвуд) английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй… …   Википедия

  • dic.academic.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта