История Руси в картинах. Часть I. Полюдье картина
История Руси в картинах. Часть I
Картины русских художников на тему отечественной истории, созданные мастерами живописи в основном в самый модерновый период в истории русской живописи – 1880-1914 годы. Под каждой картиной даётся описание, чтобы было интересно разглядывать.
Николай РерихСлавяне на Днепре1905
Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.
Виктор ВаснецовБой скифов со славянами1881
На картине изображено сражение русских витязей с кочевниками. Как отличить русских от степняков? У русских металлические шлемы и кольчуги, да и оружие выковано или обито металлом – мечи и тяжёлая булава. И ещё у русичей были красные щиты, заострённые книзу. У кочевников железных доспехов не было, да и когда им металл добывать, выплавлять и ковать, если они всё время в пути? У скотоводов и одежда по большей части была из кожи, которую они ярко окрашивали. Волосы красили хной, и все казались рыжими. Степняки предпочитали вести бой короткими копьями с металлическими наконечниками: кололи ими врага или метали на небольшое расстояние. И, конечно, пользовались луками.Славяне вели осёдлый образ жизни, а кочевники пасли скот и жили разбоем. Разграбят и ускачут в бескрайнюю степь.Этот бой произошёл на границе. В стычке, судя по всему, побеждают русские воины, хотя их и меньше. На заднем плане русский воин рубит мечом щит, за которым спрятались двое. Вот-вот кожаный щит разлетится на куски. Что делать? Побыстрее бы убежать от границ Руси.По историческим представлениям начала XX века, художник назвал кочевников скифами. Сегодня уже известно, что славяне со скифами на историческом пространстве не пересекались.
На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли!Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.
Генрих СемирадскийПохороны знатного руса
Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него.На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.
Клавдий ЛебедевНочь на Ивана Купалу
У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа.Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.
Виктор ВаснецовВаряги1909
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.
Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Неизвестный художникУбиение Аскольда и Дира Олегом
Из древних летописей известно, что ильменские словене (новгородцы) и финно-угорские народы говорили так: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет", - а потому пригласили править ими князя Рюрика. Пока Рюрик с двумя братьями наводили порядок в северных землях, двое его дружинников, варяги Аскольд и Дир, отправились на юг, в поход на Царьград. Тогда в Киеве не было правителя, и киевляне решили: пусть ими правят варяги.Бездетными умерли братья Рюрика. Оставив наследником Игоря, умер и сам князь Рюрик. Игорь был ещё мальчиком и не мог править самостоятельно, приглядывать за ним и помогать ему Рюрик попросил Олега.В 882 году Новгородский князь Олег собрал войско и пошёл водным путём на юг, заняв Смоленск и Любеч, спустился к Киеву. Согласно летописи, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что власть над Киевом они присвоили незаконно, потому что не принадлежали к призванному варяжскому роду. Аскольд и Дир были убиты.До сих пор в Киеве есть памятник – Аскольдова могила.А в Киеве сначала правил Олег, а когда Игорь подрос, власть перешла к нему. Так возникло государство Киевская Русь.
Николай РерихКняжья охота. Утро.1901
Николай РерихКняжья охота. Вечер.1901
Люди охотились с древнейших времён. Не только для добычи пищи: охота считалась лучшей школой воспитания воинов. Все великие князья, а потом и цари из рода Рюриковичей были заядлыми охотниками.Первым из князей, кто упоминался как охотник, был Игорь Рюрикович. Не только воином, но и охотником был его сын Святослав. Из двенадцати сыновей Владимира Святославича двое были страстными охотниками.Ярослав Владимирович Мудрый описал как, на кого и с чем охотился. Если восточные владыки предпочитали стрелять в жертву из лука, то русские князья встречались со зверем один на один. Один князь уравновешивал шансы на победу в борьбе со зверем с помощью меча, другой предпочитал длинные охотничьи ножи, третьи выходили на медведя или кабана с рогатиной.Владимир Мономах не считал охоту жестокой забавой. Он писал: “Всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье”. Да и живности в те времена в наших лесах и полях водилось множество, а в реках рыбы было столько, что лови, сколько хочешь, меньше её не станет.Охота разделялась на псовую и соколиную. На картине показана псовая охота – с собаками, которые почуяли лося.
Николай БодаревскийКнязь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда
В центре картины изображён воин в латах – это Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом. Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города. Когда византийцы увидели корабли, они испугались невиданного зрелища, тут же предложили Олегу заключить мирный договор и выплатить дань. Князь получил по 12 гривен за корабль и уклады на русские города, в которых сидели Олеговы мужи. А для того, чтобы византийцы не забыли о своём обещании, Олег приказал прибить над входом в Царьград щит.
Виктор ВаснецовПрощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”1899
На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.Распрощались они, и князь отправился в боевой поход на другом коне. Много лет он воевал, часто побеждал в сражениях, а когда вернулся с богатой добычей домой, то поинтересовался, жив ли его боевой товарищ. “Уже несколько лет, как умер”, - ответили конюхи.“Обманул меня волхв, - вздохнул князь, - я мог бы ещё долго не расставаться со своим конём. Где лежат его кости?” – спросил он конюхов.Пошёл за ними Олег и увидел белые кости. Наступил он на череп коня, а оттуда выползла ядовитая змея и ужалила Олега. Вскоре князь умер.Свершилось предсказание волхва: Олег принял смерть от своего коня.
Виктор ВаснецовБаян. Тризна.1910
В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна. Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.
Виктор ВаснецовГусляры1899
Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров.Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.
Василий СазоновПервая встреча князя Игоря с Ольгой
Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.
Клавдий ЛебедевПолюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года1903
Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани. После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.
Андрей ИвановПодвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.Около 1810
Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения.Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.
Иван АкимовВеликий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.1773
Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.
Клавдий ЛебедевСвидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.
Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией.На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.
Андрей РябушкинПир богатырей у ласкового князя Владимира1888
На пиру богатырей, устроенном великим князем Владимиром Святославичем, они с княгиней сидят в правом углу, а в левой части картины мы видим сказителя с гуслями. Он кланяется князю, благодарит за угощение и, похоже, готов исполнить былину о подвигах героев.Писатель Константин Аксаков говорил: “Великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окружённый гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон Русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, - живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим “Красное Солнце”, эпитетом, в котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира”.К этому нужно добавить, что пир – это не только застолье, но и древний, тщательно разработанный ритуал, в котором не было мелочей. Нужно было твёрдо знать, в какие дни можно устраивать пиры, сколько они должны длиться, а главное, как правильно рассадить гостей. Хозяин должен был знать, какие кушанья и в каком порядке подавать на стол… Малейшая ошибка могла смертельно оскорбить гостя.Ритуал русских застолий был отменён введенными Петром I ассамблеями, на которых были иные порядки, не имеющие корней в русской культуре.
Виктор ВаснецовБогатыри1898
На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород.Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.
Виктор ВаснецовВитязь на распутье1882
Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли.Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.
Евграф СорокинЯн Усмовец, удерживающий быка1849
Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец.В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.
Василий ПеровПервые христиане в Киеве1880
Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога.Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.
Клавдий ЛебедевУбиение двух варягов1903
Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном.Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.
ХромолитографияНестор-летописецВиктор ВаснецовКнягиня Ольга1885-1896
Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства.Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней.
lemur59.ru
Полюдье» Художник К
«Полюдье»Художник К.В.Лебедев
* На картине изображен сбор князем дани. На берегу широко реки собрались местные общинники-смерды. Они принесли медвежьи, куньи, лисьи, беличьи меха, зерно, мед, воск и масло в кадушках, ведрах, горшках. Княжеский тиун-данщик с биркой в руках принимает и считает принесенную дань. Потом ее перевезут к лодкам, причаленным к берегу. На картине мы видим также князя и дружинников. Дружинники, вооруженные копьями, мечами, секирами и луками со стрелами и одетые в кольчужную броню, наблюдают за ходом сбора дани. Сзади стоят оседланные кони.
Князь не только собирал дань, он в то же время разбирал жалобы и тяжбы смердов. К главной избе верви (общины) вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги князю. Князь сменил дорожную одежду на богатое корзно (плащ) и шапку с плоским верхом. Свой меч он снял с богатого пояса и передал меченоше, который держит его вместе со щитом как знаки княжеской власти. За спиной князя стоит старый, опытный в судебных делах дружинник, который помогает князю разбирать дела. Здесь же находится истец, рядом с ним склонился ответчик и стоят свидетели, которых привел истец. Выслушав стороны и показания свидетелей, князь по установившемуся обычаю произносит приговор.
Когда закончится сбор дани и судебные дела, князь с дружинной переедет в другую вервь.
Аналитическая беседа по учебной картине
- Кто собирает дань?
- В какое время года князь выезжает в полюдье?
- Чем он занимался во время объезда подвластного населения?
- Кто и почему платил дань?
- Какие продукты и ценности составляли дань?
- Кто принимал дань?
- Как вели учет собираемой дани?
- Кто сопровождал князя во время сбора дани?
- Как повезут дань?
11) Как происходил княжеский суд?
12) Какие детали на картине указывают на то, что в IX в. в Киевской Руси уже существовало государство?*
_______________
*Короткова М.В. История России. IX – XVIIII века. 6-7 кл.: Учебно-методич. пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил. – (Дидактические материалы).
www.birmaga.ru
Полюдье — WiKi
Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Продолжалось с ноября по апрель.
Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию[1].
Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать[2].
Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:
поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу![3]
Также известно о силах участников полюдья:
Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся[4].
При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.
В 945 году, когда полюдье возглавлял великий князь Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах[5]. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).
О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:
Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год[6].
Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.
Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.
На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске — даже в XIX в.).
Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах)[7]. Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение»[8][9], позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.
ru-wiki.org
Полюдье - это... Что такое Полюдье?
Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.
История
Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.
Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам.
Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию[1]Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать[2]
Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:
поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу![3]
Также известно о силах участников полюдья:
Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся[4]
Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.
В походах 882—943 годов силы северных племенных союзов регулярно упоминаются летописью, силы южных — в случайном сочетании. Уже в 941 году, во время первого похода Игоря на Константинополь, летопись не расшифровывает племенной состав его войск, как не делает это и после налоговой реформы княгини Ольги, по приказу которой северные владения Руси были охвачены системой погостов, в которых сбор дани производили княжеские чиновники - тиуны. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).
О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:
Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год[5]
Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.
Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.
Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).
Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности[6].
Примечания
Источники
- Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М., РОССПЭН, 2009. — 791 с.
- Рыбаков Б. А. Рождение Руси
dic.academic.ru
Полюдье в Древней Руси - это вид налога
Все, кто изучают историю восточных славян, сталкивались с термином "полюдье". Что же это такое? И как можно охарактеризовать данный процесс? Читайте об этом в нашей статье.
Признаки ранней государственности
Как вы думаете, полюдье в Древней Руси - это что? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на земле, занимаемой племенами восточных славян, уже образовались сильные межплеменные союзы. Они долгое время соперничали друг с другом за главенство. Как показала история, серьезное влияние на другие племена оказал союз полян. С годами они подчинили большую часть славян.
Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:
- единый вождь;
- суд;
- закон;
- войско;
- система сбора налогов.
А мы с вами переходим к обвыяснению того, каково определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Подобная система распространялась по всем европейским государствам в период их зарождения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась одной и той же – пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова "полюдье".
Система налогов русских (восточных) славян
Как вы догадались, на Руси налоги тоже собирали. В принципе поборы, которые выражались в обязательных сборах, были частью устройства государственной системы. Ввиду того что князь собирал с людей золото, он перед ними нес определенные обязательства. Одно из них заключалось в том, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой для своих подданных. Иными словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На протекцию каждого русича требовались средства.
Значит, для славянина полюдье в Древней Руси – это откуп или все-таки налог? Современным аналогом полюдья служит подоходный налог. Их разница заключается лишь в объеме и ресурсах. Например, однажды поляне отбили у хазар несколько славянских племен. За это они обложили их сборами в свою пользу. Однако эти поборы отличались гуманностью. Теперь славяне могли вносить плату не только золотом, а продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот вам еще одно определение полюдья.
Скрытая опасность
Идет время. Крестьяне выращивают зерновые культуры и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена между собой торгуют. Дружина охраняет границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, а государство укрепляется. Однако система полюдья далека от совершенства, но она применялась ещё долгое время.
В осенний период князь вместе с дружиной начинал сбор дани. Полюдье в Древней Руси – это буквально означает ходить по людям, то есть ходить по дворам и собирать налог. Князь ходил до тех пор, пока не объедет все свои владения. Это было еще одно значение слова "полюдье".
Народ, помимо этой дани, платил ещё некоторую сумму для того, чтобы князь мог содержать дружину. Несправедливость царила повсюду, а всё потому, что отсутствовала конкретная сумма налога.
Жадность Игоря сгубила
Как оказалось, полюдье в Древней Руси – это не только налог, но и причина гибели одного из князей. В одном из таких походов князь Игорь поделил полюдье древлян с дружиной и посчитал, что налог оказался недостаточным. Вместе они решили, что нужно взять с них выплату ещё раз. Дружина вновь вторглась на территорию древлян и потребовала повторной выплаты! Естественно, древляне были возмущены. Итогом повторного побора стало убийство дружины и самого князя.
Смерть князя грозила распадом государства. Но его мудрая и дальновидная супруга – княгиня Ольга - быстро осознала, что это серьезный повод изменить систему налогообложения. Так она решила установить точную сумму для платежей. Ольга быстрыми и решительными мерами успокоила взволнованные племена, а также восстановила единство среди племен на Руси.
Реформа княжны
Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы налогосбора. Первое, что она сделала, – это установила точную сумму. Как показала практика, данная мера позволила избежать злоупотреблений, а процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям – это опасность для будущего великого князя, поэтому очередным указом было утверждено решение, что ресурсы будут свозиться в определенное место, указанное из столицы. Так появилось явление погоста на Руси. Оттуда собранные средства переходили в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для сборщиков.
Таким образом, реформы княжны еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.
Другими словами, полюдье – это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как реформы княжны Ольги были введены вовремя. Эти меры не позволили развалиться молодому государству на отдельные враждующие племена.
fb.ru
Внутренняя политика первых русских князей – кратко
Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, – внешняя торговля – направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней политикой первых русских князей. Читая Начальную летопись, мы встречаем ряд полуисторических, полусказочных преданий о князьях киевских IX и X вв. Олеге, Игоре, Святославе, Владимире. Вслушиваясь в эти предания, можно уловить основные побуждения, которые направляли политику этих князей.
Утвердившись в Киеве, князья с 882 г. постепенно покорили славянские племена равнины и начали устанавливать в подвластной стране государственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов. В подчиненных областях они сажали своих наместников, посадников, которыми были либо их дружинники, либо собственные сыновья и родственники. Эти наместники имели свои дружины, вооруженные отряды, действовали довольно независимо, стояли в слабой связи с государственным центром, с Киевом, были такими же варяжскими конунгами, как и князь киевский, который считался только старшим между ними и в этом смысле назывался великим князем русским. В договоре Олега с греками 912 г. они прямо так и зовутся «светлыми князьями», подручными Олегу. Некоторые из этих наместников, покорив то или другое племя, получали его от великого князя в управление с правом собирать с него дань в свою пользу: Игорев воевода Свенельд, победив славянское племя улучей, обитавшее по Нижнему Днепру, получал в свою пользу дань не только с этого племени, но и с древлян, так что его дружина, отроки, жила богаче дружины самого Игоря. Главной целью внутренней политики первых русских князей был сбор налогов. Олег, как только утвердился в Киеве, стал хлопотать об установлении дани с подвластных племен. Ольга объезжала подвластные земли и также вводила «уставы и оброки, дани и погосты», т.е. учреждала сельские судебно-податные округа. Дань получалась двумя способами: или подвластные племена привозили ее в Киев, или князья сами ездили за нею по племенам. Первый способ сбора назывался повозом, второй полюдьем. Полюдье – это административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Она была главной часть внутренней политики первых русских правителей.
Дань обыкновенно собиралась натурою, преимущественно мехами. Впрочем, есть известие, что вятичи в X в. платили дань хазарам шлягами (шиллинг), т.е. звонкой монетой; под этим немецким названием, вероятно, разумелись всякие иноземные металлические деньги, обращавшиеся тогда на Руси, преимущественно арабские серебряные дирхемы, которые путем торговли во множестве приливали тогда на Русь. Император византийский Константин Багрянородный, писавший в половине X в., в своем сочинении об управлении империей рисует нам изобразительную картину полюдья первых русских князей. В начале ноября, когда, следовательно, устанавливался зимний путь, князь «со всею Русью», т.е. с дружиной, выходил из Киева на полюдье, о котором ему говорили его славяно-русские рассказчики. Князь отправлялся для сбора дани к северянам, древлянам, кривичам и другим славянским племенам, платившим дань Руси, и в этом объезде проводил всю зиму. Между тем как князь с дружиной блуждал по подвластным землям, племена, платившие дань Руси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки и весною, в апреле, спускали их по рекам и озерам к Киеву, вытаскивали их здесь на берег и дожидались возвращения руси. В том же апреле по полой воде с данью, собранной зимой, русь возвращалась в Киев, покупала эти лодки, оснащивала и грузила их и сплавляла по Днепру в Константинополь, прихватив с собою торговые лодки русских купцов из Смоленска, Новгорода и других городов.
Князь Игорь собирает полюлье с древлян в 945 году. Картина К. Лебедева, 1901-1908
Читая этот рассказ, легко понять, какими товарами нагружали первые русские князья свои торговые караваны лодок, сплавлявшихся летом к Царьграду: это была дань натурой, собранная князем и дружиной во время зимнего объезда, К торговому каравану и княжескому и боярскому примыкали лодки и простых русских купцов, чтобы под защитой княжеской дружины дойти до Царьграда. В договоре Игоря с греками между прочим читаем, что великий князь русский и его бояре ежегодно могут присылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько захотят, с послами и гостями, т. е. со своими собственными приказчиками и с вольными русскими купцами. Этот рассказ византийского императора наглядно указывает на тесную связь между ежегодным оборотом внутриполитической и экономической жизни Руси. Дань, которую собирал киевский князь как правитель, служила ему в то же время средством и для торговых оборотов; став государем, как конунг, он, как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом. В том же рассказе Константина живо обрисовывается и централизующее значение Киева, как средоточия внутренней политики первых русских князей и хозяйственной жизни Руси.
Так устраивалась внутренняя политическая жизнь в Киевском княжестве IX и X вв. Легко заметить основной интерес, руководивший этой внутренней политикой. Дань, шедшая князю, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же основной общественный интерес направлял и внешнюю политику первых русских князей.
По материалам произведений В. О. Ключевского
rushist.com
Принятие полюдья на Руси
Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9 – 12 веках. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.
Понятие полюдья
Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких вот «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры на тему того, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно также захватывали территории и взимали дань.
Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и расширением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов путем продажи на рынке в Византии полученных в ходе сбора дани товаров.
Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.
История полюдья
Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях относится к 10 веку. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения упоминается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и также относится ко второй половине 10 века. Это позволяет судить, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10 века.
В данном трактате полюдье описывается таким образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию для того, чтобы там на рынке сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и другие товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.
Считается, что помимо взимания дани активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели. Однако, когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили самого Игоря.
После подавления восстания древлян княгиня Ольга проводит налоговую реформу и вводит новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался непосредственно князю в Киев. Поездки дружинников по территориям прекратились, а вместе с ними и кормления.
studfiles.net