Покров пресвятой богородицы: история и значение иконы. Покров картина
Икона Покров Пресвятой Богородицы: значение образа
Знаменитая православная святыня икона Покров Пресвятой Богородицы значение которой для христианского мира невозможно переоценить. Великая Заступница за людей перед Богом никогда не оставляет нуждающихся, просящих о помощи уже более двух тысяч лет.
Истинное величие и уникальность образа заключается в том, что Пресвятая Богородица – единственный человек, когда-то живший в мире среди обычных людей, который смиренно, кротко прошел свой нелегкий путь и получил право неустанно обращаться к Господу с просьбами о спасении грешных. Появление Пречистой Божьей Матери было предопределенным, предсказанным событием. Ветхозаветная Библия содержит повествования о том, как проходили детские и отроческие годы девочки, которой суждено было стать Матерью Господа. Божественное провидение вело ее по жизни к исполнению Великой Миссии.
Явление Покрова Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому
X век был неспокойным временем истории Византийской империи. Государство нередко подвергалось нападениям со стороны варварских народов. Во время одного из таких набегов враги подошли к стенам Константинополя. Все горожане собрались вместе, заполнили христианский храм Пресвятой Богоматери во Влахернах, вознося молитвы к образу Богородицы, слезно просили защитить город от разрушения и поругания.
Среди всех на всенощной коленопреклоненно слезно молился отрок Андрей, который принял аскетический подвиг юродства, терпеливо перенося унижения и насмешки от окружающих. Под конец службы он увидел свечение, в котором явилась Богоматерь, окруженная святыми и ангелами. Пречистая Дева выслушала молитву, затем сняла плат (мафорий) со своей головы и покрыла им всех молящихся, которые были в церкви. Даже не видевшие светлый лик люди в этот момент ощутили необыкновенную радость и благодать. Таким образом, Богородица защитила христиан, скрыла их от вражеских посяганий. Вскоре после чудесного видения неприятельское войско отступило. С того времени Христианская Церковь почитает икону Покрова Пресвятой Богородицы.
Сборник Великие Четьи-Минеи, описывая это событие, не упоминает конкретную дату или какой-либо день недели. Видение снизошло Андрею Юродивому во Влахернском храме при всенощном бдении в четвертом часу. Святая Дева по воздуху прошла через Царские врата. Рядом с ней были Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча. Святые поддерживали Божию Матерь с обеих сторон. Здесь же находились многие другие святые в белых одеждах. Одни шли перед Богородицей, другие следовали за нею. Все пели духовные песнопения. Перед алтарем возле амвона процессия остановилась. Царица Небесная сняла сияющий омофор, протянула руки, раскинув его над молящимися в храме людьми. Затем Великая Заступница со святыми удалилась, оставив людям благодать.
Исследователи не могут точно определить, когда случилось описанное событие. Свидетельство о нем есть в житии Андрея Юродивого. Но его годы жизни установлены предположительно. Одни склоняются к дате 910 год, другие источники указывают на 926.
Интересна версия, почему праздник и иконы Покрова Пресвятой Богородицы имеют большое значение, особенно почитаются жителями России. Некоторые историки считают, что нападавшими на Константинополь были именно русские князья, имена которых Аскольд и Дир. Произошедшее чудо настолько впечатлило их, что они захотели принять истинную христианскую веру.
Празднование Покрова Пресвятой Заступницы
Чудесное спасение Константинополя Покровом Пресвятой Божией Матери стало причиной для появления великого православного непереходящего праздника (который не входит в число великих «двунадесятых»). Русская Православная Церковь традиционно отмечает его 1 (14) октября, начиная с 1164 года. Наш народ издревле любит праздник Покрова – он является днем первого крещения русских людей. Посвященные святому событию храмы возводятся зодчими уже почти девять веков.
Иконография образа Покрова Пресвятой Богородицы
Традиции изображения образа Богоматери сформировались на Руси около XIII-XIV века. Датируемые этим временем росписи найдены на стенах псковского монастыря, а также в соборе города Суздаль.
В православной традиции различают два основных типа изображения Покрова Пресвятой Богородицы:
- Новгородский. Божия Матерь стоит над закрытыми Царскими вратами, подняв руки в молитве. Святой омофор держат ангелы. На хранимой музеем города Новгород иконе (XIV века) за Приснодевой виден храм с 5 куполами.
- Суздальский. Пресвятая Богородица остановилась перед храмом, руками держит покрывало над молящимися. Ниже Святой Девы на амвоне изображен святой Роман со свитком в руках. На втором плане находятся округлые церковные купола, базилики, природа, напоминающая виды Византии. Такой храмовый образ был обнаружен в монастыре города Суздаль, а сейчас он хранится в сокровищнице Третьяковского музея.
На различных иконах, выполненных позднее, описанные выше композиции могли объединяться, дополнятся новыми символами, несущими определенный смысл. Среди молящихся в храме изображались новые святые (Лев Мудрый, патриарх Тарасия, др.). Омофор или плат Богородицы мог быть красного или белого цвета (как на иконах XVI века). Обязательной на образе Покрова Богородицы является только фигура самой Заступницы. На современных полотнах Покрова Пресвятой Богородицы Пречистая чаще предстоит одна в полный рост, воздев кверху руки в молитве, а омофор парит над нею. В других вариантах Святая Мария обеими руками удерживает плат, обратившись взором к молящимся.
XVII век изменил позу Пречистой на образах Покрова. Святую Деву изображают повернутой на три четверти с приподнятой головой. Так передается ее молитва-обращение к Иисусу Христу, лик которого находится выше. Это напоминает композицию на древней росписи суздальских врат. Такой сюжет можно увидеть на памятниках XVII века. Например, образ Покровы, хранящийся в Государственном Русском музее.
Икона Покров Пресвятой Богородицы в доме православных
Пречистая Богородица – главная защитница людей. Она помогает справляться с любыми проблемами, преодолеть трудности и невзгоды. Перед иконой следует искренне молиться, чтобы слова шли от самого сердца. Богоматерь приходит на помощь людям, которые уже потеряли надежду, отчаялись. Заступница облегчает страдания, помогает очистить душу.
Образ Покровы должен быть в каждой православной семье для защиты и утешения. Выберите для святой иконы правильное место. Лик Богородицы можно вешать над входной дверью или напротив нее. Также хорошо поместить икону в специальном уголке дома (квартиры). Выбирайте удобную для вас восточную стену или угол.
О чем молить Пресвятую Богородицу
Обращаться верующим к иконе Покров Богоматери можно для помощи в трудных ситуациях, защиты от неприятных внешних воздействий, злых людей, обид. В молитве православные просят укрыть их Покровом защиты, заступиться перед Божьим Сыном, защитить от гнева Всевышнего. Богородица поможет даже грешникам, которые искренне раскаялись, даст силы справиться с вредными привычками, избежать тяжелых последствий, необдуманных поступков.
Особая помощь дается тем, кто прилежно молится. Обращение к Заступнице в праздник Покрова Пресвятой Божией Матери дарует защиту на целый следующий год. Молиться о покровительстве Чистой Девы можно если:
- Кто-то необоснованно или даже обоснованно (при раскаянии) вас в чем-то обвиняет. В случаях наговоров, неприязни, клеветы, вражды, которые могут вам навредить.
- Богородица – святая защитница и покровительница семейного очага. Поэтому икону можно использовать для молитв и просьб о восстановлении покоя, мира в доме, сохранении семьи от ссор, непонимания, бед, напастей.
- Девушки обращаются к Пресвятой Богородице с молитвами об удачном замужестве.
- Образ Покровы поможет женщинам, молящимся о благополучной беременности, о легком родоразрешении.
- Для защиты домочадцев от болезней и людской злобы.
- Отпуская свое дите в дорогу, родители просят перед образом Богородицы, чтобы та покрыла их своей небесной защитой, уберегла от зла и болезней.
- Икона Покров Пресвятой Богородицы издавна считается покровительницей воинов, защитников Отечества. Обращение к святыне помогает стать сильными, неуязвимыми, одержать нужную победу над неприятелем.
Молиться образу могут не только люди, непосредственно находящиеся на службе, но и их близкие, знакомые, родственники. Матерь Божья защищает как от внешних проблем, так и от внутренних переживаний. Молитва поможет в трудное время укрепить веру, в сложной ситуации принять единственно правильное решение, уберечь душу от искушений и соблазнов.
obikonah.ru
Покров Пресвятой Богородицы: история иконы, что означает
Дева Мария — один из центральных образов христианской веры. Божья Матерь страдала за человеческий род практически так же, как Спаситель. Она сознательно отдала своего сына на муки, доверяя Господу.Для христиан Пресвятая Богородица — защитница, покровительница, наставница. Мы — её дети, которых она оберегает, воспитывает и наставляет на путь истинный.Икона «Покров Пресвятой Богородицы» — один из самых почитаемых православными христианами образов. Существует несколько вариантов, на которых Дева Мария изображена по-разному.Чтобы понять, что означает икона «Покров Пресвятой Богородицы», нужно знать историю её создания. Она уходит глубоко в века.
История иконы: «зрю и ужасаюсь»
История покрова началась во Влахернском храме, Константинополе. Жители собрались на ночное богослужение. Они просили Господа о спасении от болгарских племен, осаждавших в это время город. Среди них был Андрей, который и увековечил эту историю. В ходе неустанной молитвы он поднял голову и увидел, как с неба спустилась Дева Мария, встала на колени перед алтарем и начала молиться вместе с прихожанами. Потом она поднялась, сняла омофор и символически покрыла им всех присутствующих. Андрей, не веря своим глазам, спросил у своего ученика, блаженного Епифания, видит ли он это, на что тот ответил: «Да, святой отче, зрю и ужасаюсь». Божья Матерь вышла в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. У всех прихожан на душе появилось чувство легкости, уверенности, защищенности.На следующее утро захватчики отступили. Доподлинно неизвестно, какая сила их победила — был ли это вихрь, который размел всех недоброжелателей, или так описал летописец отчаянную битву воодушевленных Девой Марией солдат.
Образ покрова почитается на Руси по сегодняшний день. В каждом городе есть посвященный ему храм. Празднуется событие только славянами. Существует версия, что подобная любовь народа не случайна: Константинополь атаковали Аскольд и Дир. Захватчиков настолько впечатлило произошедшее чудо, что они приняли христианство. Конечно, крещение Руси произошло через несколько столетий после этого события, но, возможно, именно оно дало первый толчок к распространению веры.
Типы иконы
Икона Покрова Божией Матери изображается двумя основными способами:
- Новгородским. Омофор держат ангелы, а Дева Мария изображена с воздетыми в молитве руками. Она стоит над закрытыми Царскими вратами. Позади множества фигур видна церковь с пятью куполами. Одна из старейших икон этого типа хранится в новгородском музее.
- Суздальским. Божья Матерь стоит перед церковью, держит омофор в руках, над молящимися людьми. Снизу изображен святой Роман, в руках которого виден свиток. На заднем фоне — базилики, золотые купола храмов. Икона обнаружена в суздальском монастыре, от которого и получила свое название. Она сохранилась до наших дней и сегодня находится среди экспонатов Третьяковской галереи.
Со временем оба типа изменялись, на них появлялись другие действующие лица. На разных списках можно увидеть Тарасия, Льва Мудрого. Чаще всего омофор, которым Дева Мария покрывает молящихся, — красный. На образах XVI века этот символ патриаршей власти иногда окрашен в белый цвет.На современных иконах Пресвятая Богородица часто изображается одна с воздетыми к небу руками. Омофор парит над ней.
Символизм святыни
Икона создана в честь описанных выше событий. Она символизирует признание христианами важности небесного заступничества, благодарность за явленое в Константинополе чудо. Для нас это не просто разовая помощь в защите от захватчиков — это свидетельство того, что Господь слышит молитвы своих детей и откликается на них.
Символичны некоторые способы изображения святой. Например, часто её одежда окрашена в красный и коричневый цвета. Они напоминают, что Дева Мария позаимствовала свою плоть и кровь Божьему Сыну, чтобы он пришел на землю.
Праздник Покрова
К 14 октября люди начинали зимовать — дрова уже заготовлены, поля засеяны, чуланы полны припасами, сани заготовлены и смазаны. Работы становилось в разы меньше, а на улице было относительно тепло, поэтому можно было погулять. В народе день называют «свадебник», «первое зазимье». Люди устраивали гулянья с песнями, застольем и гульбой до утра, ходили друг к другу в гости. Молоды играли свадьбы. Постепенно праздник Покрова объединился с первым зазимьем, перенял у него традиции и вложил свои. Например, на Покрову невесты молились перед иконой Девы Марии об удачном замужестве.Вот несколько интересных фактов, как проходила Покрова в древности:
- Фата, обязательный атрибут свадьбы, раньше символизировала покров Божией Матери. Она была очень длиной — девушка была полностью обернута, когда выходила к алтарю. После венчания молодым дарили икону Заступницы.
- На этот праздник начинали топить печи, но не дровами, а засохшими ветками яблони.
- Коров переставали выгонять в поля, а 14 октября скармливали особый стог овса и переводили на зимний рацион.
- Мужчины уходили в город, чтобы заработать денег в сезон ярмарок.
- Детей выводили во двор и обливали холодной водой сквозь решето. Считалось, что это защитит их болезней зимой.
Народные приметы на праздник Покрова
Народные приметы иногда могут сказать больше, чем современные метеорологические центры. За века люди заметили множество закономерностей, которые передавали через поколения. Вот некоторые из них:
- журавлиный клин — к ранней зиме;
- какая погода в этот день, такой и будет зима;
- если деревья полностью оголились до Покрова, зима будет короткой, теплой.
О чем молятся перед образом
Божья Матерь готова помочь в любой беде. Главное, чтобы просьба была искренней, шла от чистого сердца. Так как образ Покрова — символ защиты, покровительства, чаще всего перед ним просят о следующем:
- Защиты от врагов, недоброжелателей. Это может быть как просьба за свою семью, так и за целую страну.
- Наставление на истинный духовный путь, возвращение веры. У каждого бывают моменты, когда он сомневается в своей вере — мы все грешники, и подобные проступки не чужды нам. Божия Матерь поможет развеять сомнения, спасет душу от неблагочестивых помыслов.
- Помощи при несправедливом осуждении.
- Избавления от уныния и гнева.
- Исцеления.
В молитве помните, что вы молитесь не иконе, а Деве Марии, просите, чтобы она заступилась за вас, передала молитвы Господу.
obikonah.ru
история и значение, чем помогает, молитвы пред иконой
Более 9 веков Русская Православная Церковь чтит праздник Покрова Божией Матери. Причиной его установления считается видение, посетившее византийского святого Андрея Юродивого. Событие произошло около 9 века в церкви г. Влахерны (ныне пригород Стамбула). По сюжету картины, открывшейся перед Св. Андреем и его учеником Епифанием, русскими иконописцами была создана икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Видение блаженного Андрея
В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.
Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.
Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» — прошептал верный друг и ученик святого.
Андрей ЮродивыйВидение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.
Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение, сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.
Влахернская церковь существует и сейчас. Практически это новое здание на месте старого, расположенное на окраине Стамбула. Стены украшены сценами андреева видения. Однако праздник Покрова не чествуется здесь так пышно, как в России.
Почитание чудесного события на Руси
Прочитав житие Андрея Юродивого, русский князь Андрей Боголюбский верно заметил, что «негоже такому событию оставаться без памяти». Это послужило началом празднования Покрова на русской земле.
На берегу р. Нерли, по распоряжению князя, был освящен первый Покровский храм. С тех пор стали появляться и изображения этого события на фресках. Древнейшее из них находится на Золотых Суздальских вратах и датируется началом 13 в.: Божия Матерь стоит в профиль и молится благословляющему Ее Христу, окружающие Ангелы держат парящее покрывало.
Свято-Покровский храм на НерлиМестонахождение первых икон Покрова
Самые древние из сохранившихся икон относятся к 14 в. и хранятся:
- в Третьяковской галерее — из Суздальского Покровского монастыря, 14 в.
- в Национальном художественном музее Украины — из Восточной Галиции
- в Новгородском музее — из Зверина монастыря
В начале 16 века на стене храма Ферапонтова монастыря появилась монументальная картина Покрова, написанная Дионисием. По сравнению с лаконичным изображением на Суздальских вратах, в дионисиевской фреске были изображены все подробности андреева видения и связанные с ним предания.
Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.Изображения и символы на иконе
Важно. Иконы Покрова Пресвятой Богородицы разнообразны по сюжету. На «новгородских» покрывало над народом держат Ангелы, на «суздальских» — Сама Богородица. На древней галицкой иконе Божия Матерь изображена с Младенцем Христом.С двух сторон от Богородицы стоят Ангелы, иногда святые Богослов и Предтеча. На поздних иконах внизу изображается сонм святых во главе с Андреем Юродивым, указывающим на видение. В центре появляется архидьякон влахернской церкви Роман Сладкопевец. В руках у него развернутый свиток с написанной им песнью Рождеству Христову.
Икона «Покров Божией Матери»В один день с Покровом вспоминают преподобного Романа Сладкопевца, получившего от Божией Матери дар красивого певческого голоса и сочинительства песнопений.
На иконе конца 16 века из Горицкого монастыря (Череповец) изображены сонмы святых, расположенных группами: апостолы, святители, преподобные, мученики, благоверные цари. В центре — явление Богородицы спящему Роману Сладкопевцу. Над всем святым собранием восседает Господь на небесном троне. Ангелы держат ярко-красный плат, «подобный молнии», по свидетельству св. Андрея. Сама Пресвятая Дева также держит «покров», но в виде принадлежности архиерейского облачения — белого с крестами мафория.
Интересно. Иконы, написанные в 19 в. и позже могут изображать одну Богородицу с покровом, без святых и ангелов. В любом случае значение иконы одно: заступничество Божией Матери за человеческий род, защита от грозящих ему несчастий.Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Из Зверина монастыря в Новгороде. 1399 г.Молитвы перед иконой
Народные обычаи
Праздник Покрова, назначенный в России на день языческого праздника, долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот. Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний. Как отзвуки «народного» восприятия церковного праздника, остались обычаи молиться перед иконой Покрова о удачном замужестве, здоровье детей, о делах, связанных с семьёй и хозяйством.
Христианские традиции
Церковь не запрещает такие молитвы, однако призывает помнить, что христианство наполняет древние обычаи новым содержанием. Господь показал Св. Андрею славное видение не ради здоровья скота или исправности домашнего хозяйства. Оно напоминает верующим о верном оружии, о единственном средстве защиты от духовного врага — молитве Богородицы. Оградившись от греха, приобретя мир в душе, человек получает и остальное, необходимое для житейских потребностей.
Малороссийская икона «Покрова Пресвятой богородицы» начала XVII века с изображением казаковЗначение молитв, посвященных иконе Покрова
Для исполнения правильных, христианских традиций следует вдуматься в смысл произносимых молитв.
- Тропарь праздника объясняет, для чего христиане собираются в церкви в этот день, испрашивает у Богородицы избавления от любого зла и указывает на единственный Источник благодеяний — Христа Бога.
- Кондак описывает видение Св. Андрея, указывает на торжественность события и причину всеобщей радости — моление Божией Матери Богу за людей.
- Акафист в подробностях возвещает историю влахернского чуда и восхваляет Божию Матерь, призывая Её защиту для всех молящихся.
- В молитве, читаемой после Акафиста, содержатся все прошения, какие могут быть адресованы Господу христианином. Начинается она с прославления Божией Матери, продолжается просьбами о помиловании и прощении грехов, которое подает Господь по молитвам Богородицы. После этого следует перечисление насущных потребностей, начиная с помощи в трудах духовенству и «градоправителям» и заканчивая «послушанием для чад». В конце молитвы собравшиеся испрашивают упокоение усопшим и предаются воле Божией.
О чем молятся перед образом
- Перед иконой Покрова молятся о даровании красивого голоса, вспоминая чудесное явление Богородицы св. Роману Сладкопевцу.
- Моряки не раз получали помощь от молитвы перед иконой, избегая гибели в шторме.
- Считается, что «Покров» оберегает детей, защищает от пожара или нападения на поля вредителей.
Почитание иконы в настоящее время
В честь Покрова освящено множество церквей и источников. Ежегодные крестные ходы проходят на праздник в Нижнекамске, Покровске (Энгельсе), Кунгуре. В 2015 г. был организован крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск (2500км), главной святыней которого была икона Покрова Божией Матери.
Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск в 2015 г.Крестный ход о сохранении мира с этой же святыней 18 февраля проходит по железнодорожным вокзалам Москвы. Каждый год, собираясь в церкви на праздник Покрова, верующие молитвенно переживают события, отдаленные от них множеством веков. Искренняя молитва в этот день обязательно будет услышана Святой Заступницей человеческого рода.
Посмотрите видео об Акафисте Покрову Пресвятой Богородице
molitva-info.ru
Покров Пресвятой Богородицы. Иконы, история праздника
Покров Пресвятой Богородицы - православный праздник, установленный Андреем Боголюбским в 1164 году и отмечаемый 14 октября по новому стилю.
Андрей Боголюбский встретил рассказ о Покрове Богоматери, читая житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке. В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами и Константинополю угрожала опасность. Чудесное явление Божией Матери произошло во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в пятом веке. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, обливаясь слезами. Потом, подойдя к престолу, продолжала свою молитву, закончив которую, она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Богоматерь сияла небесной славой, а покров в руках ее блистал ярче лучей солнечных. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Потом Богоматерь и покрывало перестали быть видимы, но благодать находящимся в храме людям осталась. После этого сарацины были побеждены.Когда святой Андрей оказался в Раю, ангел стал водить его по обителям Рая. Андрей увидел многих святых, но нигде не могу увидеть Богоматерь. Когда он спросил у ангела, где она, тот ответил: "Ее нет здесь. Владычица отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных".
Покров Пресвятой Богородицы над землёю Русской
Михаил Нестеров. Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы. Новгородская икона, первая четверть 15 века
Покров Пресвятой Богородицы. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской
Покров Пресвятой Богородицы. Новгородская икона, 14 век.
С 18-го века, помимо традиционной иконографии Покрова Пресвятой Богородицы, в православии появился вариант изображения, где Покров Богородицы - это её мантия, которой она укрывает людей. Такой мотив появился в православии под влиянием католических изображений Мадонны Милосердия.
Покров Пресвятой Богородицы. Украинская икона, 17 век.
Покров Пресвятой Богородицы. Украинская икона.
Покрый нас кровом крылу Твоею. Русская икона. 18 век.
Болгарский иконописец Никита Образописов. Покров Пресвятой Богородицы. 19 век.
top-antropos.com
Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса
Икона Покров Пресвятой Богородицы – древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).
Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы
История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.
Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.
Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.
Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.
К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена[1]. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.
Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник
Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.
Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.
Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.
Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник
Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).
На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.
Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).
Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.
Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник
Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.
Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.
Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей
В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.
На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.
Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение
Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.
Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей
Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.
В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.
Светлана Липатова, Православие.ru
Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина
Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.
Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области
Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века
Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская
Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)
Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы:
Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также:
Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать
Покровительство Покрова
Русский праздник Покров
Владимирская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
www.pravmir.ru
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября н. ст.)
Страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 16 | 17 | 18 |
С Покровом Пресвятой Богородицы!
Коды открытки
Поздравляю всех с Покровом,Пусть хранит вас Матерь БожьяОт всего дурного, злого,От беды и бездорожья.Пусть за веру и терпеньеВас одарит благодатьюИ возьмет в благословеньеПод покров Свой Божья Матерь.
Коды открытки
Желаем вам на Покрова
Побольше счастья и добра,
Благословения Марии.
Пусть берегут вас все Святые!
Покров Пресвятой Богородицы!
Коды открытки
На день Покрова чудотворныйХочу Вам счастья пожелать.Работать в радость, плодотворно,И никогда не унывать.
Пусть Богородица закроетВас от болезней и беды.А всё нечистое, плохоеРастает просто, словно дым.
Пусть святой Покров Богородицы хранит тебя, твоих родных и близких
Коды открытки
Богородицы Покров –Величайший праздник,Пусть принесет он всем мир, добро, Здоровье, счастье и любовь,Много благ прекрасных.Пусть Cвятая благодатьС неба разольется,Причин не будет уныватьИ всем легко живется!
Богоматерь покрывало сняла,Распростёрла священный полог,И на праздник Святой ПокроваРусь укрыла от бед и тревог.
Хлопьев снега рассыпала смехВ колокольно-свадебный звон.И с зазимьем поздравила всех,И с молитвой вошла в каждый дом.
В праздник Покрова Святой БогородицыВсем поздравление искренне шлём!Благами пусть закрома ваши полнятся,Полною чашей пусть будет ваш дом!
Счастья, здоровья, любви, ну и радостиХочется также сегодня желать,Пусть принесёт этот день только сладости,Чтоб никогда не пришлось унывать!
Тебя воспеть певца безсильно слово !Твоей любви сравненья в мире нет !О Матерь Божья ! Под Твоим ПокровомИмеем мы прибежище от бед. Незримый взору, он простерт над нами.Тепло мы всюду чувствуем его :На ложе сна, в пути и в Божьем храмеХранит нас ткань Покрова Твоего. Любой брони и стали он прочнее,От пуль спасает воина в бою,И над младенца колыбелью вея,Он дарит нежность и любовь Твою. За звездами и дальними мирами,Там, где любви безсмертной торжество,И день и ночь, простертая над нами,Хранит нас ткань Покрова Твоего !
Покров – старинный русский праздник,Что почитается давно!Несет он свет традиций разных,Нам их исполнить суждено.
С Покровом вас я поздравляю,Хочу успеха пожелать,Любить и верить, бед не зная,И веру в Бога не терять!
Покров Владычицы Небесной,Встречайте с радостью в душе,Пусть Он вам силою чудесной,Укажет верный путь в судьбе!От слез, недугов и печали,Пусть Матерь Божья защититИ все о чем вы лишь мечтали,В счастливой жизни воплотит!
Коды открытки
Осень встретилась с зимою,Мы встречаем Покрова,Я желаю всем здоровья,Я желаю всем добра!
Легкий иней землю спрячет,Как невесту под фатой,Покрова — начало свадеб,Помни это, холостой!
С Покровом Пресвятой Богородицы! http://super-flash4.ru/s-pokrovom-presvyatoj-bogorodicy-2/
Коды открытки
Чудесной музыкой Вселенского добра,Над миром льется колокольный звон.С великим праздником я поздравляю Вас,С Покровом Богородицы Святой!Пусть этот день Вам счастье принесет,Наполнит жизнь спасительным теплом.Пусть Богородица по жизни Вас ведет,С любовью, миром, верой и добром!
С Покровом! http://super-flash4.ru/s-pokrovom-presvyatoj-bogorodicy/
Коды открытки
Страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 16 | 17 | 18 |
cliparti.jimdo.com
Покров Пресвятой Богородицы: исключительный русский праздник
Покров Пресвятой Богородицы: исключительный русский праздник
От редакции "РН": 14 октября — Покрова Богородицы — один из самых почитаемых и необычных праздников, многое объясняющий в нашем национальном характере и исключительном культе Богородицы на Руси. Во-первых, праздник Покровы сугубо русский, шире Русского мира — даже на Балканы он пришел от нас. Удивительно и то, что в его основу легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из внутренней византийской — чудесного избавления Константинополя от сарацин.
Свидетелем этого чуда Защиты города Божией Матерью, кстати был славянин, проданный в рабство в Константинополь — юродивый Андрей. Как пишет А.Десницкий: "На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова.
Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь "день воинской славы" — день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них
заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ". Вообще, чудесными заступничествами Богоматери, защищающей русскую землю от вражеских нашествий, просто пестрят наши летописи.
Характерно, например чудесное избавление Пскова в 1581 году. Тогда во время осады города войсками польского короля Стефана Батория "за несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии — как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров".
Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери (1, 2)
Также "самый известный посвященный этому празднику храм в Москве стоит на Красной Площади, и все обычно называют его именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года".
Ниже представляем подробный рассказ об этом Празднике Покрова, как он стал русским, как обогатил культуру нашего народа — рассказ признанного специалиста, крупного искусствоведа, исследователя феномена иконописи — Ирины Языковой.
***
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября (1 октября старого стиля) — самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золото и багрянец — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложиться первый снег, убеляя багряное, очищая землю, покрывая ее "светом, яко ризою".
В основу праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников), и даже не из русской, а из византийской.
Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.
Князь Андрей Боголюбский
Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.
Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.
Император Лев VI пред Христом. Фрагмент мозаики из храма св. Софии в Константинополе. Императора называли не только Мудрым, или Философом, но и Миротворцем
Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается "Взбранной воеводой".
И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.
Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: "Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы". Это происходило с регулярностью и потому получило название "обычного чуда".
Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацын (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.
В житии Андрея читаем: "Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными.
И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Он же ответил: "Да, отец мой духовный". И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей.
И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию".
Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.
Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме. На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.
Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.). Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской: в молитве, в полуоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба, а над ней в виде паруса — покров.
Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в., например, икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).
В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и северный (новгородский). Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале
(ныне в ГТГ) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея. Сам он всегда изобажается в нижней правой части иконы вместе с юношей Епифанием.
Покров Богоматери, конец XV века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник
В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Композиция соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.).
Подобное изображение мы находим и в "софийских таблетках" (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: "Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ...".
Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а выше изображен благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые
— Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается в иконах не только новгородского, но и псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).
Покров Богоматери. Около 1399 г. Храмовая икона церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде
В XVII веке нередко объединяли в одной иконе несколько иконографических изводов, желая как можно подробней рассказать о Влахернском чуде. Напротив,
в ХIХ веке иконография как бы минимизируется, и на иконах мы видим изображение одной только Богородицы, держащей в руках покров. И если в ранних иконах этот покров красного цвета, то в поздних он превратился в белую ленту.
Покров. 1751 г. Белоруссия
На многих иконах Покрова на амвоне изображается Роман Сладкопевец. Казалось бы: какое отношение к влахернскому чуду, произошедшему в Х веке, имеет Роман, живший в V в.? Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы.
К тому же изначально Роман служил диаконом именно во Влахернской церкви. Житие его повествует, что поначалу он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой Деве. Как-то, под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: "возьми, выпей (!) ее". Роман так и сделал, и почувствовал великое вдохновение и желание прославить Богородицу. Он взошел на амвон и воспел: "Дева днесь Пресущественного рождает…" Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца.
После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть диаконом в Св. Софии — главном храме Константинополя. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова — 1 (14) октября.
Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу-Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором.
Храм, который обычно изображается на иконах Покрова новгородского извода как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей. На суздальском изводе мы видим храмы Константинополя, которые впрочем, на Руси воспринимались как образ Святой Земли.
Покров. М.В.Нестеров, апсида Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова:
"мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери.
Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии... Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений..."
***
ИКОНОГРАФИЯ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ОБРАЗА РУССКОЙ ИКОНЫ
Покров Богоматери. XII-XIII в. Эта пластинка т.н. Златых врат собора Рождества Богородицы в Суздале – древнейшее из точно датированных изображений Покрова
*
Покров Богоматери. Икона 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале. В собрании Гос. Третьяковской галереи. Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура св. Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком "среднерусского" варианта иконографии Покрова
*
Покров Богоматери с Деисусом и избранными святыми. Конец XIV века. Шитая пелена из собрания Гос. Исторического музея. Возможно, происходит из Покровского монастыря в Суздале
*
Покров Богоматери. Около 1399 г. Храмовая икона церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде. Собрание Новгородского музея-заповедника. Изображение плата, несомого ангелами, над Богородицей, считается признаком "новгородского" варианта иконографии праздника. Также для ранних образцов этого извода свойственны изображения службы святителей в средней части композиции и изображение Христа над платом Богородицы
*
Покров Богоматери. Новгородская икона рубежа XIV-XV вв. из собрания Гос. Третьяковской галереи
*
Покров Богоматери. Псковская икона XV века из собрания Гос. Эрмитажа
*
Покров Богоматери, конец XV века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник
*
Покров Богоматери. Икона-"таблетка" из серии святцев Софии Новгородской. Рубеж XV-XVI вв. Собрание Новгородского музея-заповедника. Здесь "новгородский" и "среднерусский" изводы композиции до некоторой степени соединяются: от первого остается Покров над Богородицей, но утрачивается подчеркнутая ярусность композиции, от второго появляется изображение св. Романа Сладкопевца
*
Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.
*
Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Рождества Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. Собрание Вологодского музея-заповедника. Иконография этого памятника в точности повроряет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале
*
Покров Богоматери. Новгородская икона середины – второй половины XVI века из собрания Гос. Русского музея
*
Покров Богоматери со сценами Ее земной жизни. Икона середины XVI века из собора Рождества Богородицы в Устюжне. Устюженский краеведческий музей
*
Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции – фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы. В XVI веке древнерусские по своему происхождению иконографии Покрова и "О Тебе радуется" переносится на Балканы
*
Покров Богоматери. Третья четверть XVI века. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. Собрание Череповецкого музея. Эта икона уникальна изображением Явления Богоматери св. Роману Сладкопевцу в центре композиции. Редкой особенностью также является двойное изображение плата Богоматери – и в Ее руках (причем белого (!) цвета), и над Ней. Святые распределены по чинам святости: пророки, апостолы, святители, преподобные, праведные мужи и преподобные жены собраны в отдельные группы, почти так же, как в иконах "О Тебе радуется"
*
Покров Богоматери. Конец XVI века. Собрание музея-заповедника "Коломенское". Здесь Явление Богоматери Роману сладкопевцу изображено слева, а справа, видимо для симметрии, повторен его образ уже в дьяконском облачении
*
Покров Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века. Из Покровской церкви села Анхимово Вологодской области. Собрание Гос. Русского музея. Здесь иконография Покрова претерпевает изменения, видимо, подвергшись влиянию иконографии "Богоматери Боголюбской"
*
Покров Богоматери. Последняя четверть XVII века. Мастера Оружейной палаты
*
В XVIII – XIX веках в целом, скорее, наличествуют повторения и лишь незначительные вариации сложившихся ранее иконографических схем
*
Покров Богоматери. Середина XIX века. Частное собрание, Германия
*
*
*
*
Покров Богоматери. М.В.Нестеров. Для Марфо-Мариинской обители в Москве
*
Покров Пресвятой Богородицы над Русскою землей. Современная икона. Хр. св. Николая в Клениках
***
Источник: 1, 2, 3
rossiyanavsegda.ru