Описание картины Тициана Вечеллио «Ассунта» (Вознесение Девы Марии). Вознесение картина


Описание картины Тициана Вечеллио «Ассунта» (Вознесение Девы Марии)

Описание картины Тициана Вечеллио «Ассунта» (Вознесение Девы Марии)

Полотно «Ассунта» принадлежит коллекции ранних работ итальянского художника Вечеллио Тициана, однако, именно она значительно прославила своего создателя. Картина создавалась на протяжении трех лет с 1516 года.

Предназначалась она для центрального алтаря венецианского собора. И после написания ее художник получает официальное общественное признание. Простой народ восхищается трудами Тициана, а титулованные знатные особы борются за право владеть ими. Объясняется этот триумф свежестью художественного мышления творца. Он преобразует характер алтарного лика, делает его наполненным интенсивными эмоциями и чувствами. Композиция религиозного полотна приобретает совершенно новое построение.

«Ассунта» проще и понятнее звучит как «Вознесение Марии». Она поражает истинностью и доказательностью содержания. Глядя на картину, не узнаешь место действия. Лишь маленькие клочки земной поверхности в самом низу дают некоторую опору для понимания. Все персонажи, цветовое и пространственное решение, игра света и тени служат единой цели – показать вознесение Богоматери.

Мария написана не в свободном полете, ее возносит облако в окружении хора ангелов. Все ее тело выражает понятные и легко читаемые душевные порывы: откинутая в восторге назад голова, панегирически вскинутые руки выражают упоение, ликование и воодушевление. Цветовая палитра картины согласуется с композиционным сюжетом: интенсивные и темные оттенки снизу, по мере перемещения наверх они светлеют градиентом, становятся невесомыми, шаг за шагом превращаясь в цвет золота у верхнего полукруга полотна.

Радостные переживания Мадонны, молодой и прекрасной, смотрящие на нее очарованные апостолы, сильные и такие же красивые – все в картине пронизано жизнеутверждающим оптимизмом и завораживающей духовной силой.

opisanie-kartin.com

иконы, фрески, мозаики / Православие.Ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Вознесение Господне. Икона. Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Икона. Третьяковская галерея

Вознесение Господне. Икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Вознесение Господне. Миниатюра. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон
vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Миниатюра. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

Вознесение Господне. Миниатюра. VI в. Кодекс Раввулы vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Миниатюра. VI в. Кодекс Раввулы

Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция

Вознесение Господне. Икона. Сер. XV в. Тверь vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Икона. Сер. XV в. Тверь

Вознесение Господне. Икона. XVI в. Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия
vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Икона. XVI в. Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия

Вознесение Господне. Икона. XV в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Икона. XV в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Вознесение Господне. Чеканка. XI в. Тбилиси, Грузия vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Чеканка. XI в. Тбилиси, Грузия

Вознесение Господне. Мозаика. XII в. Собор святого Марка. Венеция, Италия vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Мозаика. XII в. Собор святого Марка. Венеция, Италия

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия
vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия

Вознесение Господне. Фреска. XIV в. Церковь св. Георгия, Убиси, Грузия vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Фреска. XIV в. Церковь св. Георгия, Убиси, Грузия

Вознесение Господне. Фреска. XI в. Византия vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Фреска. XI в. Византия

Сретение, Воскресение Христово, Вознесение. Икона. XII в. Монастырь святой Екатерины на Синае
vk fb tw ok @ g+ lj

Сретение, Воскресение Христово, Вознесение. Икона. XII в. Монастырь святой Екатерины на Синае

Вознесение Господне. Фрагмент. Фреска. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Фрагмент. Фреска. XIV в.

Вознесение Господне. Фреска. XII в. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков vk fb tw ok @ g+ lj

Вознесение Господне. Фреска. XII в. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков

Православие.RuПравославие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

www.pravoslavie.ru

Троица, Вознесение и Духов день в русской живописи и поэзии

Ветхозаветная Троица.Мозаика по эскизу В. В. Беляева выполнена мастерской Фролова. 1887–1900 гг.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Академические приемы использовал В. В. Беляев в мозаике «Ветхозаветная Троица», расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет — гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников — ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова. Исаакиевский собор 

Троица. М.В.Нестеров. 1913-1914. Картон, гуашь. 21 x 9.Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15126 

Троица. Явление Христа на пути в Эммаус. Поясной деисусный чин с Христом-Эмманулом. Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1895 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, темпера, бронза. 18x32.Государственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4651

Троица Ветхозаветная.Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61х88.Костромской государственный объединенный художественный музей

Троица Ветхозаветная.М. В. Нестеров.Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова 

Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

В 1890 году Нестеров принял предложение В. М. Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров.

Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.

Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В «Византии» я увлекаюсь […] тем, что […] в неприкосновенности дошло до нас, – я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в ее будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».

Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти. Родон. 

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.Карл Павлович Брюллов. 1821 г. Холст, масло, 113х144.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.

Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16). 

Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.А. А. Иванов. 1850-е. 23,7х29,5.Государственная Третьяковская галерея, Москва 

«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия

Троица.Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г. 

Троицын день

Благость Божия незримоК миру дольнему сошла,И земля неизъяснимо –Благолепна, весела:Праздник светлый,     праздник новыйДивно зиждется на ней;Облеклась она в покровы –В зелень рощ, узор полей.Вся природа,     встретив лето,Гимны радости поет;Небо яхонтом одето,Жарко вызолочен свод.И на нем горит великий,Немерцающий алмаз,Будто вечного ВладыкиНеусыпно-бдящий глаз.Неба горния селеньяТоржеством озарены:Там, у трона Провиденья,Плещут светлые чины;Трисвятаго именуютИ поют пред высотой,Где, слиясь в одно, ликуютСын, Отец и Дух Святой.Перед сонмищем нетленнымРаспустился Божий сад,И жильцам присноблаженнымСпеет райский виноград.Вьются радостные кущиПод сиянием венцов:Их поставил ВсемогущийДля веселия духов.И ко смертным от эфираТоржество перенеслось,Эхом благости и мираНа земле отозвалось.И земля, пируя свято,Клонит Господу чело:Все мольбой      на ней объято,Благочестием светло.И залог небесной славы,Откровения печать,На Апостольские главыСходит Духа благодать…И постигли чин великийВдохновенные сердца,И влекут они языкиК разумению Творца!

1840Милькеев Евгений Лукич

Поэт-самоучка, родился и жил в Тобольске, служил мелким чиновником;в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому, который заинтересовался им,помог устроиться на службу в Петербурге, затем в Москве.Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,его стихи неумеренно хвалили, затем мода на него спала.

Вознесение

Божественный на Божием престоле;Христос на небо, высше всех светил,В свое отечество, туда, отколеСошел на землю, в славе воспарил.Своих же не покинул Он в неволе,Их не оставил в узах темных сил;Нет! Слабых их и трепетных дотолеНеколебимым сердцем одарил.И всех стремящихся к Его святыне,Горе на крыльях душ ему вослед,Он свыше укрепляет и поныне:Им песнь Эдема слышится средь бед,Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустынеИ так вещает: «Близок день побед!»

В. Кюхельбекер19 мая 1832 г. 

Вознесение.Иван Яковлевич Вишняков. 1755–1756 г. Холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вознесение Христа.По оригиналу Т. А. Неффа. Вторая половина 1800-х.Мозаика. Исполнили М. Зощенко, В. С. Болотнов, И. Вершинин.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Вознесение Христа.Павел Александрович Сведомский (1849-1904). ФрескаВладимирский собор, Киев

Вознесение.Мозаика иконостаса по эскизу М. В. Нестерова. 1897 г.Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербургhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14962 

Вознесение. Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1903 г. Фрагмент росписи свода церкви во имя благоверного князя Александра Невскогоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15188

Вознесение Господне.М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага. 48,1х32,3.Эскиз росписи церкви св. Александра Невского в Абастумани.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Вознесение Господне.М. В. Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш, лак. 40,4х51,2.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Вознесение Господне.Клавдий Васильевич Лебедев. 1888 г.Церковно-археологический кабинет МДА

На Вознесение Господне

Ты в славе, Бог Господь! свершитель Отчей воли,Вознесся к выспренним от смертныя юдоли;И дал ученикам веселие в сердца,Послать обетовав им Духа от Отца,Котораго Тебе Отец дает не в меру;И в них укоренил благословеньем веру,Что Ты, воистину, живаго Бога Сын,И всей вселенныя Спаситель, Властелин. —

Горе не разлучась Отеческаго лона,И долу с смертными пожив, как человек,Ты днесь торжественно, с вершины Елеона,Сладчайший Иисус! наш Бог и часть вовек!Вознесся с плотию в мир жизней безтелесных;И наше падшее земное естествоВознес — и спосадил Отцу на пренебесных.И там, где славою сияет Божество,Там человечество во свете несозданномСидящее узрев, сил ангельских чиныДивились в ужасе о чуде несказанном,Блажили жребий чад подсолнечной страны,И к ним Твою любовь превознесли хвалами.И мы Твоих щедрот не будем ли певцы?Мы, благости Твоей прикрытые крилами?Мы, горлицы Твоей чистейшия птенцы?Тебя, сошедший к нам от высоты безмерной!Тебя, вознесшийся на горняя от нас!Мы славим бренные от немощи усерднойИ пламенной мольбы к Тебе возносим глас:Ты в небо возносясь излил небесну радостьВ грудь Матери Твоей, в сердца учеников;И нам, для их молитв, излей их чувства сладость,И милость к нам Твою простри за край веков.

Ширинский-Шихматов Сергей Александрович(1783-1837)1823

На день Пятдесятницы

Небесный Царь царей! Утешитель словесных!Живитель всех существ, безплотных и телесных!Дух Божий, Дух Христов! Дух истинны Святый!Всех благ Сокровище! безвидный и простый!Присутствуяй везде, всеместно нераздельный!Вся исполняющий, и всюду безпредельный!Всесильный! прииди и в нас вселися Сам;И нашим во грехах сквернящимся сердцамСам даруй чистоту святыни благодатну;И гибель предвари душ наших невозвратнуТвоим, о Всеблагий! спасением от зла,И в нас спасаемых Твои венчай дела.

Придите, верные! и сонмом всесогласнымПадем пред Божеством живым, триипостасным,Всецелым в Троице и каждом в Ней Лице;Поклонимся Отцу, и Сыну во Отце,И с Духом Пресвятым, благим, животворящим.Отец, рождением, всяк ум превосходящим,Начала чуждое, безлетное СвоеДал Сыну Своему, Бог Богу, бытие,Родил совечнаго, совместнаго державой;И с Сыном Дух Святый, Ему тождествен славой,Который в Троице не вечновать не мог,Был присно во Отце, был с Богом, в Боге, Бог!В единстве существа и свойств пресовершенных,Едино Божество в трех Лицах не смешенных.Ему мы кланяясь воскликнем от сердец:О Боже Всесвятый! Ты, Сыном, всех Творец!

С Тобою вся творил и Дух Твой равночестный.О Крепкий Всесвятый! Тобою род словесныйОтца познал и чтит, и чтя — уже не сир;Тобою от Отца на дольний грешных мирНизшел и Дух Святый с дарами правды вечной,И жизни огнь возжег в их мертвости сердечной,Который во грехах, как в брении, потух.О Вечный, Всесвятый! Утешительный Дух!Ты вся созиждущий, держащий в стройном чине,Исходишь от Отца и почиваешь в Сыне,И верьх Твоих чудес — духовен человек.О Боже Троица! хвала Тебе вовек.

Ширинский-Шихматов Сергей Александрович(1783-1837)1823

Сошествие Св.Духа на Апостолов.Егоров Алексей Егорович. 1811 г.

Троицын день

Благость Божия незримоК миру дольнему сошла,И земля неизъяснимо –Благолепна, весела:Праздник светлый,праздник новыйДивно зиждется на ней;Облеклась она в покровы –В зелень рощ, узор полей.Вся природа,встретив лето,Гимны радости поет;Небо яхонтом одето,Жарко вызолочен свод.И на нем горит великий,Немерцающий алмаз,Будто вечного ВладыкиНеусыпно-бдящий глаз.Неба горния селеньяТоржеством озарены:Там, у трона Провиденья,Плещут светлые чины;Трисвятаго именуютИ поют пред высотой,Где, слиясь в одно, ликуютСын, Отец и Дух Святой.Перед сонмищем нетленнымРаспустился Божий сад,И жильцам присноблаженнымСпеет райский виноград.Вьются радостные кущиПод сиянием венцов:Их поставил ВсемогущийДля веселия духов.И ко смертным от эфираТоржество перенеслось,Эхом благости и мираНа земле отозвалось.И земля, пируя свято,Клонит Господу чело:Все мольбойна ней объято,Благочестием светло.И залог небесной славы,Откровения печать,На Апостольские главыСходит Духа благодать…И постигли чин великийВдохновенные сердца,И влекут они языкиК разумению Творца!

1840Милькеев Евгений Лукич

Поэт-самоучка,родился и жил в Тобольске,служил мелким чиновником;в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому,который заинтересовался им,помог устроиться на службу в Петербурге,затем в Москве.Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,его стихи неумеренно хвалили,затем мода на него спала.

Сошествие Святого Духа на апостолов.Т. А. Нефф. 1846–1848 г. Холст, масло.Живописная работа в нише юго-восточного пилона.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург 

Духов день

Как улей медных пчел,Звучат колокола:То Духов день, день огневой,Восходит над Москвой…

Не рои реют пчел —Жужжат колокола,И бьет в кимвал Большой Иван,Ведя зыбучий стан.

Что волн набатный звон —Медноязычный гамГудит, — и вдруг один,Прибоя властелин,Кидает полногласный стонК дрожащим берегам…

Как будто низошел,Коснувшися челаЗмеею молнийно-златой,На брата Дух Святой:

И он заговорилЯзыком дивным чуждых стран,Как сладкого винаБезумством обуян.Но Дух на всех главах почил,И речь всех уст пьяна!..

Как улей медных пчел,Гудят колокола,Как будто низошелНа верные челаВ соборном сонме Дух,И каждый грезит вслух,И ранний небосводЛьет медь и топит мед…

То Духов день, день огневой,Пылает над Москвой!

Вячеслав Иванов1911-1912

Сошествие Святого Духа на апостолов.М.А Врубель. 1885 г.Роспись в Кирилловской церкви, Киев

Сошествие Святого Духа на апостолов. Фрагмент.М.А Врубель. 1885 г. 

Сошествие Святого Духа на апостолов.М.А Врубель. 1887 г.

Сошествие Святого Духа на апостолов.В. В. Беляев. 1887–1900 гг.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург 

Сошествие Святого Духа.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

«Яко царствие Твое» или Новозаветная Троица.Мозаика по эскизу В. В. Беляева. 1887–1900 гг.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург 

Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в себя музеефицированную зону — место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В. В. Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя.

Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Исаакиевский собор 

***

Троица. В. Н. Чекрыгин. 1922 г. Троица. В. Н. Чекрыгин. 1922 г. Частное собрание

***

Послание на проповедь.Николай Шаховской. 1890-е гг.Эскиз оригинала для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови).Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Послание на проповедь.Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-ПетербургПо рис.Николая Шаховского. 1890-е гг. 

Спаситель посылает апостолов крестить народы.К. В. Лебедев

Наставление апостолам.Сергей Васильевич Беклемишев (1870-1920)http://www.museum.ru/N30078

www.ippo.ru

Описание иконы Андрея Рублева «Вознесение Господне»

Описание иконы Андрея Рублева «Вознесение Господне»

Успенский собор во Владимире славился своими фресками и иконами. Главными иконописцами, работающими над внутренним пространством здания, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно под внимательным взором Андрея Рублева и создали эти два мастера икону «Вознесение Господне».

На данной иконе изображен один из наиболее важных для православной церкви моментов из жизни Иисуса Христа – Вознесение. Согласно Новому завету Библии, после того, как Иисуса воскресили, он еще на протяжении сорока дней являлся своим апостолам. Он днями и ночами рассказывал своим последователям о великом Божьем Царстве. На сороковой день он попросил своих последователей не уходить из Иерусалима. Все вместе они поднялись на вершину горы. Икона показывает нам тот самый момент, когда Иисус возносится на небо к своему Отцу. Сын Девы Марии изображен в большом круглом облаке сине-черного цвета. Облако поднимают в небо два ангела. Иисус изображен в золотом одеянии, над головой – золотой нимб. Мужская фигура прорисована в сидячем положении, ноги слегка скрещены.

Под облаком мы видим скопление людей – это 12 апостолов, которые провожают Иисуса и ждут его возвращения обратно на землю. Данная икона также является пророчеством о том, что когда-нибудь будет второе пришествие Иисуса, он также спустится к людям на этом же облаке.

Икона была написана в 1408 году. Большая часть работы сильно повреждена и рассыпалась со временем. Но ясно одно, что художник использовал очень яркие, насыщенные цвета при прорисовке фигур людей и ангелов. Апостолы одеты в красные, зеленые, синие одеяния. Задний фон работы золотой, что подчеркивает важность изображенных на иконе фигур. Также стоить отметить, что на заднем фоне видны очертания стен города и крыш. Видимо, это Иерусалим – город, в котором проповедовал Иисус.

opisanie-kartin.com

Картина Эль Греко «Вознесение» (краткое описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Тема:

Вознесение Господне

Эль Греко. Вознесение. 1600—1605 гг. Прадо, Мадрид

На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он направился на гору Елеонскую. Там, благословив апосто­лов, он поднял руки и стал воз­носиться на небо, поднимаясь всё выше и выше над землёй, до самых облаков... В изумлении и глубокой печали застыли апо­столы, не в силах оторвать глаз от неба. Поклонившись Учите­лю, они вернулись в Иерусалим. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Интересное решение для пе­редачи этого сюжета находит художник Эль Греко в карти­не «Вознесение». Все художе­ственные средства подчинены воплощению абсолютного спо­койствия, величия и красоты образа возносящегося Христа. Невозможно забыть его лицо, исполненное любви и милосер­дия к людям. Ослепительный свет, исходящий от Спасителя, повергает в ужас апостолов и стражников, изображённых в нижней части картины. Нерв­ный ритм линий, контраст розо­вых, синих, серых и красных пятен, среди которых резко вы­деляется белое знамя в руках Христа, — всё призвано усилить драматизм и торжественность происходя­щего.

На этой странице материал по темам:
  • Смотреть картину вознесение иисуса рафаэля

  • Библейские сюжеты эль греко реферат

  • Библейские образы у эль греко

  • Подборка эль греко кратко библейские и мифологические темы кратко

  • Эль греко вознесение христа описание

Вопросы по этому материалу:
  • Какова библейская основа для художественного воплощения сюже­та Вознесения Христа?

  • Какое художественное воплощение получил сюжет Вознесения Христа в картине Эль Греко?

  • В чём особая сила эмоционального воздей­ствия на зрителей картины Эль Греко «Вознесение»?

worldofschool.ru

Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси

Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска церкви Святой Софии в Охриде
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска церкви Святой Софии в Охриде
Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня[1].

Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Бамбергский аворий. Начало V в. Слоновая кость. Мюнхен
Бамбергский аворий. Начало V в. Слоновая кость. Мюнхен
Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением юного безбородого Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая словно «втягивает» Спасителя на небо. Движение Христа достаточно порывисто: левая нога согнута, а правая далеко отставлена назад. Под ступенчатой горкой, по которой восходит Иисус, изображены фигуры двух людей, павших ниц. Описанная композиция по-разному трактовалась исследователями. Известнейший ученый-византинист Н.П. Кондаков считал, что она показывает не Вознесение, как это утверждал Н.В. Покровский, а сам момент Воскресения Христа[2]. Фигуры у подножия горы он понимал как изображения двух поверженных римских стражей, а не учеников Господа, так как последних должно было быть двенадцать. Стоит, однако, отметить, что в христианском искусстве изображение самого главного момента Евангельской истории – момента Воскресения – отсутствует, его не описывают святые евангелисты и о нем не говорят церковные песнопения. В свою очередь Н.В. Покровский убедительно трактовал изображенное на плакетке Вознесение как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33)[3]. В средневековом искусстве западнохристианского мира подобные изображения Вознесения встречаются достаточно часто, что, вероятно, связано еще и с тем, что на латыни слова «вознесение» и «восхождение» обозначаются одним словом – ascensus.
Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме
Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме
Другим древним примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V век). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова, где Господь говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына ничего не сообщается у евангелистов, однако Ее образ будет отныне центральным во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы. Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Это несоответствие исторической действительности не смущало художников, так как они создавали прежде всего символический образ Новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам.
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция
В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586 г.) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Так, стоящую в центре Богоматерь по сторонам фланкируют фигуры двух ангелов в белых одеждах. Десница ангела, возглавляющего правую группу апостолов, показана в жесте речи, тогда как ангел, изображенный слева, указывает на возносящегося во славе Христа. Это является прямой иллюстрацией текста Деяний святых апостолов: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1: 10–11). Эсхатологический смысл композиции подчеркивается и изображением под славой Христа тетраморфа с огненными колесами, описанного в текстах ветхозаветных пророчеств (см.: Иез. 1: 4–25) и Апокалипсисе (см.: Откр. 4: 7–8).

На одной из паломнических ампул, хранящихся в сокровищнице собора в Монце (VI–VII вв.), Христос, возносимый ангелами, представлен сидящим на престоле, тогда как в рассмотренных выше памятниках Он был изображен стоящим. В более позднее время Спаситель чаще всего показан сидящим на радуге.

Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове
В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху располагалось в своде купола. Профессор Д.В. Айналов считал, что древнейший образ праздника в интерьере храма находился в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной христолюбивым императором Константином Великим[4]. Документально зафиксированный древнейший образ Вознесения находился в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году. Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческую эпоху. В мозаиках и росписях византийских церквей IX–XI веков сцена Вознесения, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалось для купольной декорации. Она удовлетворяла не только формальным условиям средневизантийского декора (верхняя часть храма – небесная зона), но и имела естественный центр – образ возносящегося Господа в медальоне, вокруг которого, по замечательному сравнению О. Демуса, подобно спицам колеса, располагались ангелы. Их сложные позы создавали впечатление ритмичного движения, почти танца[5]. Всегда четное число ангелов могло быть различным: в Вознесении из церкви Святой Софии в Охриде (середина IX века) сферу со Спасителем возносят четыре ангела, в других памятниках их может быть шесть или даже восемь.

К древней, но более редкой традиции относится и размещение Вознесения в конхе алтарной апсиды, древнейший пример чему можно видеть в ротонде святого Георгия в Фессалониках (конец IX в.)[6].

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», – прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле[7].

Вознесение Господне. Конец XV в. Двухсторонняя икона-«таблетка» из Софийского собора в Новгороде. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вознесение Господне. Конец XV в. Двухсторонняя икона-«таблетка» из Софийского собора в Новгороде. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В русских высоких иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века (праздничный чин 1340–1341 гг. иконостаса церкви Святой Софии в Новгороде). Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в голубой славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлено фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками ладонями к зрителю. Апостолы изображаются в различных положениях, подчас довольно экспрессивных. На тверской иконе середины XV века из Государственной Третьяковской галереи ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами, как, например, на иконе-таблетке конца XV века из Новгородского Софийского собора. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.
Вознесение Господне. 1542 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Новое Вознесение в Пскове. Новгородский музей-заповедник
Вознесение Господне. 1542 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Новое Вознесение в Пскове. Новгородский музей-заповедник
Если рассматривать варианты изображения ангелов, то примечательной является икона из праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 г.). Ангелы, стоящие по сторонам Богоматери в нижней части иконы, показаны с опущенными руками и в темных одеждах, в отличие от всех приведенных выше примеров. Ангелы же, несущие славу, не парят по сторонам от нее так, что видны их летящие фигуры целиком, а изображены словно прижавшимися к мандорле с согнутыми в коленях ногами, уходящими за ее края. Их лики показаны не в профиль, а почти фронтально.

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа на горках под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Это напрямую отсылало молящихся к реликвии, хранящейся в часовне на месте Вознесения – Елеонской горе, а также к ветхозаветным пророчествам: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43: 7) и «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум 1: 15). Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (ныне в Новгородском музее) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (Государственный Русский музей). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (Государственный Русский музей) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (см.: Лк. 24: 51).

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

www.pravoslavie.ru

Картины, описание картин - Вознесение Марии, алтарный образ для Санта Мариа Глорьёза деи Фрари в Венеции. 1516-1518

Описани е картины Тициана Вечеллио: Ассунта (Вознесение Девы Марии)

Полотно «Ассунта» принадлежит коллекции ранних работ итальянского художника Вечеллио Тициана, однако, именно она значительно прославила своего создателя. Картина создавалась на протяжении трех лет с 1516 года.Предназначалась она для центрального алтаря венецианского собора. И после написания ее художник получает официальное общественное признание. Простой народ восхищается трудами Тициана, а титулованные знатные особы борются за право владеть ими. Объясняется этот триумф свежестью художественного мышления творца. Он преобразует характер алтарного лика, делает его наполненным интенсивными эмоциями и чувствами. Композиция религиозного полотна приобретает совершенно новое построение.«Ассунта» проще и понятнее звучит как «Вознесение Марии». Она поражает истинностью и доказательность ю содержания. Глядя на картину, не узнаешь место действия. Лишь маленькие клочки земной поверхности в самом низу дают некоторую опору для понимания. Все персонажи, цветовое и пространственно е решение, игра света и тени служат единой цели – показать вознесение Богоматери.Мария написана не в свободном полете, ее возносит облако в окружении хора ангелов. Все ее тело выражает понятные и легко читаемые душевные порывы: откинутая в восторге назад голова, панегирически вскинутые руки выражают упоение, ликование и воодушевление. Цветовая палитра картины согласуется с композиционным сюжетом: интенсивные и темные оттенки снизу, по мере перемещения наверх они светлеют градиентом, становятся невесомыми, шаг за шагом превращаясь в цвет золота у верхнего полукруга полотна.Радостные переживания Мадонны, молодой и прекрасной, смотрящие на нее очарованные апостолы, сильные и такие же красивые – все в картине пронизано жизнеутверждающ им оптимизмом и завораживающей духовной силой.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта