Современная научная картина мира как результат эволюции научного знания. Научная картина


Научная картина мира

Количество просмотров публикации Научная картина мира - 1037

Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Современная научная картина мира оказывает огромное влияние на формирование личности. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми человек знакомится в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.

Научная картина мира (НКМ) - ϶ᴛᴏ совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой оснований науки, называются научными революциями. В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к изменению НКМ.

I. Аристотелœевская КМ (VI – IV вв. до н.э.): представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем). Мир объяснялся умозрительно (так как у древних не было сложных приборов для измерений).

II. Ньютоновская КМ (XVI – XVIII вв): переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был подготовлен исследованиями и открытиями Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиями и сформулировал базовые принципы новой НКМ. Были выделœены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука стала ориентироваться на эксперимент. Основой для объяснения законов мира стала механика. Эту НКМ можно назвать механистической: убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить всœе явления природы.

III. Эйнштейновская КМ (рубеж XIX – XX вв.): ей характерен анти-механицизм: Вселœенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Сами механические взаимодействия являются следствиями или проявлениями других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (электромагнитных, гравитационных и др.). Основой новой НКМ стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика. Данная НКМ отказалась от всякого центризма. Вселœенная безгранична и особого центра у нее нет. Все наши представления и вся НКМ релятивны или относительны.

Современная НКМ - ϶ᴛᴏ результат предшествующего развития науки и глобальной смены научных картин мира. Основные принципы современной НКМ - ϶ᴛᴏ глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации и другие.

Читайте также

  • - Философское учение о материи и современная научная картина мира.

      Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции. Учения, объясняющие... [читать подробнее].

  • - И современная научная картина мира

    Одйо из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизм ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм опирается на идею о единстве мироз­дания. Выйдя из недр естественных... [читать подробнее].

  • - Научная картина мира

    – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких... [читать подробнее].

  • - Научная картина мира и ее исторические формы.

    Огромное практическое значение науки в XX в. привело к тому, что слово ее стало настолько весомо, что рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности. Однако не надо забывать, что наука – развивающаяся и подвижная система знаний,... [читать подробнее].

  • - Религиозная, философская и научная картина мира

    Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей. Религиозная картина мира такова: в христианской религии Бог творит мир из Ничего,... [читать подробнее].

  • - Естественнонаучная картина мира

    Лекция №2 Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных... [читать подробнее].

  • - Естественнонаучная картина мира

    Человек, познавая окружающий Мир, стремится создать в своем сознании его определенную модель или, как говорят, картину Мира. На каждом этапе своего развития человечество по-разному представляет Мир, в котором живет, т. е. понятие «картина Мира» не застывшее понятие, оно... [читать подробнее].

  • - Научные революции XX века и современная естественнонаучная картина мира

      Можно выделить следующие открытия в естествознании, которые привели к научным революциям XX века: Астрономия: Модель большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. Геология: Тектоника литосферных плит. Теория неомобилизма и связанные с ней теории происхождения... [читать подробнее].

  • - Научные революции XX века и современная естественнонаучная картина мира

      Можно выделить следующие открытия в естествознании, которые привели к научным революциям XX века: Астрономия: Модель большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. Геология: Тектоника литосферных плит. Теория неомобилизма и связанные с ней теории происхождения... [читать подробнее].

  • - Научная картина мира

    Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. В основе научной картины мира лежит фундаментальная научная теория, в нашем случае – классическая... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    сущность, функции и исторические формы.

    Научная картина мира (Степин) – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Это особая форма научно-теорического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. Научная картина мира является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоции относятся к объекту изучения и т.д.

    Структура научной картины мира:

    1) концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в научной картине мира через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук.

    2) чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы. Образы выступают в виде системы и благодаря этому, обеспечивается их понимание научной картины мира широким кругом ученых, независимо от их специализации.

    Формы научной картины мира:

    1) по степени общности научная картина мира выступает в следующих формах:

    - общенаучная картина мира, т.е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социально-гуманитарных знаниях.

    - ественно-научная картина мира (природа) и научная картина социально-исторической действительности (картина общества). Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира.

    - специальная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология) (например: физический мир, биологический мир). Каждая из специальных картин мира может быть представлена как набор неких теоречиских конструктов, образная модель изучаемой области.

    2) с точки зрения историческо-культурологической принадлежности: НКМ в основном выступает как ественго-научная картина мира, поэтому в своей последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантовореляционая картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

    Функции научной картины мира:

    1) систематизация знаний;

    2) обеспечение связи с опытом и к-рой соответствующей эпохи;

    3) быть исследовательской программой, которая целенаправляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.

    Операциональные оснавания научной картины мира:

    Специальные картины мира служат материалом, на базе которого сначала складываются картины природы и общества, затем общенаучные картины мира.

    Сначала осуществляются переход, т.е. движение от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки. Такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их сложный синтез, в процессе которого лидирующую роль играют картины реальности основных на данный момент научных дисциплин. В понятийном каркасе этих дисциплин вычляется общенаучные понятия, которые и становятся ядром сначала ественно-научной и социально-исторической картин, а потом и общенаучной картиной мира. Вокруг этого ядра организуются фундаментальные понятия специальных наук, включаемые в картину мира второго уровня, а потом и в общенаучную картину. Получаемая в итоге картина мира, не просто систематизирует знания о природе и обществе, но и формируется как исследовательская программа, которая дает видение связей между предметами различных наук и определяет стратегию переноса стратегий из одной науки в другую.

    Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

    Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

    1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

    2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

    Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

    Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

    Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

    Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

    В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

    3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

    psyvision.ru

    Научная картина мира

    Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщённые схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира. Термин «мир» применяется здесь в специфическом смысле – как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке («мир физики», «мир биологии» и т. п.). Чтобы избежать терминологических дискуссий, имеет смысл пользоваться иным названием – картина исследуемой реальности. Наиболее изученным её образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания.

    Обобщённая характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно‑временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины. Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира.

    Переход от механической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантово‑релятивистской картине физической реальности (первая половина XX в.) сопровождался изменением системы онтологических принципов физики. Особенно радикальным он был в период становления квантово‑релятивистской физики (пересмотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства – времени, лапласовской детерминации физических процессов).

    По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины реальности в других науках (химии, биологии, астрономии и т. д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира, что обнаруживается при анализе истории науки. Например, принятый химиками во времена Лавуазье образ мира химических процессов был мало похож на современный. В качестве фундаментальных объектов полагались лишь некоторые из известных ныне химических элементов. К ним приплюсовывался ряд сложных соединений (например, извести), которые в то время относили к «простым химическим субстанциям». После работ Лавуазье флогистон был исключён из числа таких субстанций, но теплород ещё числился в этом ряду. Считалось, что взаимодействие всех этих «простых субстанций» и элементов, развёртывающееся в абсолютном пространстве и времени, порождает все известные типы сложных химических соединений.

    Такого рода картина исследуемой реальности на определённом этапе истории науки казалась истинной большинству химиков. Она целенаправляла как поиск новых фактов, так и построение теоретических моделей, объясняющих эти факты.

    Каждая из конкретно‑исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности (например, развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает в качестве «истинной» физической картины мира (примерами могут служить борьба Ньютоновой и Декартовой концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира, а также конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира – программы Ампера – Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея – Максвелла, с другой).

    Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.

    Связь картины мира с ситуациями реального опыта особенно отчётливо проявляется тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых ещё не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами. Одной из типичных ситуаций может служить роль электродинамической картины мира в экспериментальном изучении катодных лучей. Случайное обнаружение их в эксперименте ставило вопрос о природе открытого физического агента. Электродинамическая картина мира требовала все процессы природы рассматривать как взаимодействие «лучистой материи» (колебаний эфира) и частиц вещества, которые могут быть электрически заряженными или электрически нейтральными. Отсюда возникали гипотезы о природе катодных лучей: одна из них предполагала, что новые физические агенты представляют собой поток частиц, другая рассматривала эти агенты как разновидность излучения. Соответственно этим гипотезам ставились экспериментальные задачи и вырабатывались планы экспериментов, посредством которых была выяснена природа катодных и рентгеновских лучей. Физическая картина мира целенаправляла эти эксперименты, последние же, в свою очередь, оказывали обратное воздействие на картину мира, стимулируя её уточнение и развитие (например, выяснение природы катодных лучей в опытах Крукса, Перрена, Томсона было одним из оснований, благодаря которому в электродинамическую картину мира было введено представление об электронах как «атомах электричества», не сводимых к «атомам вещества»).

    Кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основания теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы.

    Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий.

    Во‑первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. Например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона – Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера – Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца.

    Во‑вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты). Так, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством таких абстракций, как: «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел», «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Что же касается теоретической схемы, лежащей в основании ньютоновской механики (взятой в её эйлеровском изложении), то в ней сущность механических процессов характеризуется посредством иных абстракций таких как, «материальная точка», «сила», «инерциальная пространственно‑временная система отсчёта».

    Аналогичным образом можно выявить различие между конструктами теоретических схем и конструктами картины мира, обращаясь к современным образцам теоретического знания. Так, в рамках фундаментальной теоретической схемы квантовой механики процессы микромира характеризуются в терминах отношений вектора состояния частицы к вектору состояния прибора. Но эти же процессы могут быть описаны «менее строгим» образом, например в терминах корпускулярно‑волновых свойств частиц, взаимодействия частиц с измерительными приборами определённого типа, корреляций свойств микрообъектов к макроусловиям и т. д. И это уже не собственно язык теоретического описания, а дополняющий его и связанный с ним язык физической картины мира.

    Идеальные объекты, образующие картину мира, и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему, имеют разный статус. Последние представляют собой идеализации, и их нетождественность реальным объектам очевидна. Любой физик понимает, что «материальная точка» не существует в самой природе, ибо в природе нет тел, лишённых размеров. Но последователь Ньютона, принявший механическую картину мира, считал неделимые атомы реально существующими «первокирпичиками» материи. Он отождествлял с природой упрощающие её и схематизирующие абстракции, в системе которых создаётся физическая картина мира. В каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности – это исследователь выясняет чаще всего лишь тогда, когда его наука вступает в полосу ломки старой картины мира и замены её новой.

    Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории.

    Благодаря связи с картиной мира происходит объективизация теоретических схем. Составляющая их система абстрактных объектов предстаёт как выражение сущности изучаемых процессов «в чистом виде». Важность этой процедуры можно проиллюстрировать на конкретном примере. Когда в механике Герца вводится теоретическая схема механических процессов, в рамках которой они изображаются только как изменение во времени конфигурации материальных точек, а сила представлена как вспомогательное понятие, характеризующее тип такой конфигурации, то все это воспринимается вначале как весьма искусственный образ механического движения. Но в механике Герца содержится разъяснение, что все тела природы взаимодействуют через мировой эфир, а передача сил представляет собой изменение пространственных отношений между частицами эфира. В результате теоретическая схема, лежащая в основании механики Герца, предстаёт уже как выражение глубинной сущности природных процессов.

    Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершённой форме.

    Картины реальности, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированными друг от друга. Они взаимодействуют между собой. В этой связи возникает вопрос: существуют ли более широкие горизонты систематизации знаний, формы их систематизации, интегративные по отношению к специальным картинам реальности (дисциплинарным онтологиям)? В методологических исследованиях такие формы уже зафиксированы и описаны. К ним относится общая научная картина мира, которая выступает особой формой теоретического знания. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т. д. Вначале они развиваются как фундаментальные идеи и представления соответствующих дисциплинарных онтологий, а затем включаются в общую научную картину мира.

    И если дисциплинарные онтологии (специальные научные картины мира) репрезентируют предметы каждой отдельной науки (физики, биологии, социальных наук и т. д.), то в общей научной картине мира представлены наиболее важные системно‑структурные характеристики предметной области научного познания как целого, взятого на определённой стадии его исторического развития.

    Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии и т. д.), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественно‑научной и общенаучной картин мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности. Однако связь между изменениями в картинах реальности и кардинальной перестройкой естественно‑научной и общенаучной картин мира не однозначна. Нужно учитывать, что новые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы. Гипотетическая картина проходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом её принципов, но и благодаря тому, что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.

    Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.

    Картина мира строится коррелятивно схеме метода, выражаемого в идеалах и нормах науки. В наибольшей мере это относится к идеалам и нормам объяснения, в соответствии с которыми вводятся онтологические постулаты науки. Выражаемый в них способ объяснения и описания включает в снятом виде все те социальные детерминации, которые определяют возникновение и функционирование соответствующих идеалов и норм научности. Вместе с тем постулаты научной картины мира испытывают и непосредственное влияние мировоззренческих установок, доминирующих в культуре некоторой эпохи.

    Возьмём, например, представления об абсолютном пространстве механической картины мира. Они возникали на базе идеи однородности пространства. Напомним, что эта идея одновременно послужила и одной из предпосылок становления идеала экспериментального обоснования научного знания, поскольку позволяла утвердиться принципу воспроизводимости эксперимента. Формирование же этой идеи и её утверждение в науке было исторически связано с преобразованием мировоззренческих смыслов категории пространства на переломе от Средневековья к Новому времени. Перестройка всех этих смыслов, начавшаяся в эпоху Возрождения, была сопряжена с новым пониманием человека, его места в мире и его отношения к природе. Причём модернизация смыслов категории пространства происходила не только в науке, но и в самых различных сферах культуры. В этом отношении показательно, что становление концепции гомогенного, евклидова пространства в физике резонировало с процессами формирования новых идей в изобразительном искусстве эпохи Возрождения, когда живопись стала использовать линейную перспективу евклидова пространства, воспринимаемую как реальную чувственную достоверность природы.

    Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определённое воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определённой исторической эпохи.

    Нетрудно, например, обнаружить, что представления об электрическом флюиде и теплороде, включённые в механическую картину мира в XVIII в., складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и производства соответствующей эпохи. Здравому смыслу XVIII столетия легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических, например, представляя поток тепла как поток невесомой жидкости – теплорода, падающего наподобие водяной струи с одного уровня на другой и производящего за счёт этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Но вместе с тем введение в механическую картину мира представлений о различных субстанциях – носителях сил – содержало и момент объективного знания. Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Оно способствовало формированию особых, отличных от механического, представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействия.

    Формирование картин исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими областями культуры.

    Вместе с тем, поскольку картина реальности должна выразить главные сущностные характеристики исследуемой предметной области, постольку она складывается и развивается под непосредственным воздействием фактов и специальных теоретических моделей науки, объясняющих факты. Благодаря этому в ней постоянно возникают новые элементы содержания, которые могут потребовать даже коренного пересмотра ранее принятых онтологических принципов. Развитая наука даёт множество свидетельств именно таких, преимущественно внутринаучных, импульсов эволюции картины мира. Представления об античастицах, кварках, нестационарной Вселенной и т. п. выступили результатом совершенно неожиданных интерпретаций математических выводов физических теорий и затем включались в качестве фундаментальных представлений в научную картину мира.

    studfiles.net

    Научная картина мира и её эволюция

    С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.

    Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и

    фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

    Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

    Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения универсума. Накладывая определенные ограничения на характер допущений "разумных" новых гипотез научная картина мира, тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Поэтому можно говорить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира, создающей общетеоретический фон исследования и координирующей ориентиры научного поиска.

    Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической картине мира (о чем шла уже речь). Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца прошлого столетия. Она претендовала на привилегию обладания истинным знанием. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картинамира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. В ней четко соблюдалась ориентация на "онтос", т.е. то, что есть в его фрагментарности и изолированности. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.

    Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. Она укрепляла претензии научной рациональности на обнаружение некоего общего правила или единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. Естественнонаучной базой данной модели была Ньютонова Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Лишенные значимости атомарные события не оказывали никакого воздействия на субстанционально незыблемый пространственно-временной континуум.Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они сугубо имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор - роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии - "закону среднего". Отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Историческая магистраль все с той же линейной направленностью проторивает пространственно-временной континуум, однако поведение индивида в выборе траектории его деятельностной активности может быть вариабельно. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием "статистическая закономерность". Неклассическое сознание постоянно наталкивалось на ситуации погруженности в действительность. Оно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно льстило себя надеждами на участие в формировании "созвездия" возможностей.

    Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. "Постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами" [1].

    1 Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992. С. 15.

    Следовательно, включенность последних становится новым императивом постнеклассики.

    В постнеклассической методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность. Они наделяются категориальным статусом и используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, организмических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.

    В условиях, далеких от равновесия, действуют бифуркационные механизмы. Они предполагают наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития. Результаты их действия труднопредсказуемы. По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы; Н. Моисеев утверждает, что "каждое состояние социальной системы является бифуркационным".

    Флуктуации в общем случае означают возмущения и подразделяются на два больших класса: создаваемых внешней средой и воспроизводимых самой системой. Возможны случаи, когда флуктуации будут столь сильны, что овладеют системой полностью, придав ей свои колебания, и по сути изменят режим ее существования. Они выведут систему из свойственного ей "типа порядка", но обязательно ли к хаосу или к упорядоченности иного уровня - это вопрос особый.

    Система, по которой рассеиваются возмущения, называется диссипативной. По существу, это характеристика поведения системы при флуктуациях, которые охватили ее полностью. Основное свойство диссипативной системы - необычайная чувствительность к всевозможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновесность. Ученые выделяют такую структуру, как аттракторы - притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы. К примеру, когда скапливается большая толпа народа, то отдельный человек, двигающийся в собственном направлении, не в состоянии пройти мимо, не отреагировав на нее. Изгиб

    его траекторий осуществится в сторону образовавшейся массы. В обыденной жизни это часто называют любопытством. В теории самоорганизации подобный процесс получил название "сползание в точку скопления". Аттракторы стягивают и концентрируют вокруг себя стохастические элементы, тем самым структурируя среду и выступая участниками созидания порядка. В постнеклассической картине мира упорядоченность, структурность, равно как и хаосомность, стохастичность, признаны объективными, универсальными характеристиками действительности. Они обнаруживают себя на всех структурных уровнях развития. Проблема иррегулярного поведения неравновесных систем находится в центре внимания синергетики - теории самоорганизации, сделавшей своим предметом выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Она включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтер-нативности развития, идею возникновения порядка из хаоса. Попытки осмысления понятий порядка и хаоса, создания теории направленного беспорядка опираются на обширные классификации и типологии хаоса. Последний может быть простым, сложным, детерминированным, перемежаемым, узкополосным, крупномасштабным, динамичным и пр. Самый простой вид хаоса - "маломерный" - встречается в науке и технике и поддается описанию с помощь детерминированных, систем. Он отличается сложным временным, но весьма простым пространственным поведением. "Многомерный" хаос сопровождает нерегулярное поведение нелинейных сред. В турбулентном режиме сложными, не поддающимися координации, будут и временные, и пространственные параметры. Под понятием "детерминированый хаос" подразумевают поведение нелинейных систем, которое описывается уравнениями без стохастических источников, с регулярными начальными и граничными условиями.

    mirznanii.com

    Научная картина мира

    Окружающий нас мир настолько привычен, настолько естественной кажется идея о том, что он не только существует, но и является таким, каким мы его видим (воспринимаем), что подвергнуть это сомнению кажется нелепым. Однако основания для этого есть. Аргументом в пользу существование является существование реального Маугли –человеческого ребенка, воспитанного животными. Вновь попав к людям в возрасте нескольких лет, такой ребенок оказывается неспособным вести человеческий образ жизни, не говоря уже об освоении речи. Его способ отбора и обработки сигналов из окружающего мира настолько радикально отличается от человеческого, что установить с ним контакт оказывается невозможно.

    Таким образом, правила восприятия, а затем правила поведения, а затем правила общения передаются человеку в процессе его воспитания прямо с момента рождения. Все мы проходим через это и в результате воспринимаем мир примерно одинаково. Примерно –потому, что на примере людей искусства мы можем обнаружить различия в восприятии. Итак, существует некая резидентная программа восприятия, вводимая в сознание человека в процессе его обучения. При вводе какой-либо иной программы мы могли бы увидеть иной мир. Будем называть это первым уровнем отражения –бытовым. Попытка описать воспринимаемый мир требует введения имен, терминов, а затем и языка, подчиняющегося некоторым общим правилам. Стремление с одной стороны обобщить, а с другой –максимально упростить (формализовать) эти правила приводит к введению формального языка описания внешнего мира. Всевозможные проявления этого мира пытаются формулировать в виде законов, чаще всего, выраженных с помощью формул. Это –второй уровень отражения, уже вполне осознаваемый. И именно в этом случае говорят о картине мира. Для построения непротиворечивого описания необходимо иметь общий фундамент, и это –та или иная концепция, лежащая в основе такого описания.

    Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизации картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель человека на том или ином этапе ее исторического развития.

    Создание общей картины мира –задача всех областей знания: религии, науки, философии, искусства и т.д. Создаваемая картина мира основывается принципами, выражающими общие закономерности процесса познания. В них находятся сложившиеся идеалы и нормы познавательной деятельности.

    Естественные науки образуют естественнонаучную картину мира, а общественные –социально-историческую картину действительности. Научная картина мира –это совокупность взглядов ученых на познаваемый универсум, дающие внутренне не противоречивое целостное знание об окружающем мире. Научная картина мира –целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, выработанные на конкретном этапе развития науки. Она вводит также представление об общенаучном на данном этапе предмете исследования посредством обозначения фундаментальных объектов изучения и особенностей их взаимодействий. Формирование научной картины мира носит не только внутринаучный характер. Оно осуществляется благодаря взаимодействию с другими областями культуры.

    В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя –в зависимости от предмета познания –может быть физической, астрономической, химической, биологической. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

    При описании картины мира сущностные его связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание. В научной картине мира идеалы познания соответствующей эпохи конкретизируются соответственно специфике научного исследования и предстают в виде идеалов объяснения, доказательности, обоснованности знания и идеалов его организации.

    Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласия и организации в новую целостность, то есть в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечения синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

    Если, пользуясь метким выражением Ю.М. Лотмана определить культуру как “ненаследственную память коллектива”, то науку, безусловно, можно рассматривать как её часть, или, точнее –подсистему, обладающую некоторой автономией. Но, рассматривая науку в контексте культуры, мы не должны забывать, что, несмотря на свой почтенный возраст, во временных масштабов цивилизации наука возникла не так давно, а её заметное влияние на общество –это уже достижение последних полутора столетий. Всякое знание, в том числе и научное, необходимо рассматривать как отображение природы и общественного бытия. Объектом научного познания могут быть все без исключения процессия природы и общественной жизни. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, мораль, правовая идеология, где отображаются только общественные отношения. Отсюда, научная картина мира –это многогранное общественное явление, это система знаний о мире.

    Наука дает знание не только об отдельных сторонах предметов и внешних связей между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Специфика науки в том, что она является высшим обобщением практики, способным охватить все явления действительности, дает истинное знание сущности явлений и процессов, законов природы и общества, в абстрактно –логической форме. История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что столь амбициозная программа близка к завершению: перед взором ученых открывался фундаментальный уровень, исходя из которого можно было вывести все остальные свойства материи.

    Научная картина мира на пересечении внутренне научного знания: эмпирический материал, теоретические схемы, математический формализм, и внешним общим знанием человечества: общей картиной мира, философскими основаниями науки и идеалами познавательной деятельности. Обе структуры наложены одна на другую. Важно подчеркнуть, что любые изменения в каком-то элементе структур неизбежно влекут изменения во всей схеме.

    С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение. Ядро научной картины мира – это представления:

    1) о фундаментальных объектах (первоначалах, первоосновах), из которых полагаются построенными все другие объекты;

    2) о пространственно –временной структуре реальности.

    3) о свойствах изучаемых объектов;

    4) об общих закономерностях взаимодействия, функционирования и развития;

    Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменятся, адаптируясь к аномалиям.

    Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения универсума. Накладывая определенные ограничения на характер допущений «разумных» новых гипотез научная картина мира, тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обуславливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Поэтому можно говорить о нормативной функции научной картины мира, создающей общетеоретический фон исследования и координирующей ориентиры научного поиска. Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

    В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы –образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний.

    Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (прежде всего физическая) картина строилась с начала на базе классической механики, затем электродинамики, потом –квантовой механики и теории относительности, а сегодня –на основе синергетики.

    Переход от механической к электродинамической, а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности сопровождался изменением системы онтологических принципов физики. Особенно радикальным он был в период становления квантово-релятивистской физики (пересмотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства –времени, лапласовской детерминации физических процессов).

    Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности. Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает в качестве истинной физической картины мира.

    Одной из типичных ситуаций может служить роль электродинамической картины мира в экспериментальном изучении катодных лучей. Случайное обнаружение их в эксперименте ставило вопрос о природе открытого физического агента. Электродинамическая картина мира требовала все процессы природы рассматривать как взаимодействие лучистой материи (колебаний эфира) и частиц вещества, которые могут быть электрически заряженными или электрически нейтральными. Отсюда возникали гипотезы о природе катодных лучей: одна из них предполагала, что новые физические агенты представляют собой поток частиц, другая рассматривала эти агенты как разновидность излучения. Соответственно этим гипотезам ставились экспериментальные задачи и вырабатывались планы экспериментов, посредством которых была выяснена природа катодных и рентгеновских лучей.

    Научная картина мира направляла эти эксперименты, последние же, в свою очередь, оказывали обратное воздействие на картину мира, стимулируя ее уточнение и развитие. Кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основания теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы. Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности.

    Картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты). Так, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством таких абстракций, как: неделимая корпускула, тело, взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел, абсолютное пространство и абсолютное время. Что же касается теоретической схемы, лежащей в основании ньютоновской механики, то в ней сущность механических процессов характеризуется посредством иных абстракций таких как, материальная точка, сила, инерциальная пространственно-временная система отсчета.

    Аналогичным образом можно выявить различие между конструктами теоретических схем и конструктами картины мира, обращаясь к современным образцам теоретического знания. Так, в рамках фундаментальной теоретической схемы квантовой механики процессы микромира характеризуются в терминах отношений вектора состояния частицы к вектору состояния прибора. Но эти же процессы могут быть описаны менее строгим образом, например, в терминах корпускулярно-волновых свойств частиц, взаимодействия частиц с измерительными приборами определенного типа, корреляций свойств микрообъектов к макроусловиям. И это уже не собственно язык теоретического описания, а дополняющий его и связанный с ним язык физической картины мира.

    Идеальные объекты, образующие картину мира, и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему, имеют разный статус. Последние представляют собой идеализации, и их нетождественность реальным объектам очевидна. Любой физик понимает, что материальная точка не существует в самой природе, ибо в природе нет тел, лишенных размеров. В каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности –это исследователь выясняет чаще всего лишь тогда, когда его наука вступает в полосу домки старой картины мира и замены ее новой. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории.

    Благодаря связи с картиной мира происходит объективизация теоретических схем. Составляющая их система абстрактных объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов в чистом виде. Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.

    Картины мира, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированными друг от друга. Они взаимодействуют между собой, образуя общую научную картина мира, которая выступает особой формой теоретического знания. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук –это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях. Вначале они развиваются как фундаментальные идеи и представления соответствующих дисциплинарных онтологии, а затем включаются в общую научную картину мира.

    И если дисциплинарные онтологии (специальные научные картины мира) репрезентируют предметы каждой отдельной науки (физики, биологии, социальных наук), то в общей научной картине мира представлены наиболее важные системно-структурные характеристики предметной области научного познания как целого, взятого на определенной стадии его исторического развития.

    Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественно-научной и общенаучной картин мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности. Однако связь между изменениями в картинах реальности и кардинальной перестройкой естественнонаучной и общенаучной картин мира не однозначна. Нужно учитывать, что новые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы. Гипотетическая картина проходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому, что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.

     Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.

    Картина мира строится коррелятивно схеме метода, выражаемого в идеалах и нормах науки. В наибольшей мере это относится к идеалам и нормам объяснения, в соответствии с которыми вводятся онтологические постулаты науки. Выражаемый в них способ объяснения и описания включает в снятом виде все те социальные детерминации, которые определяют возникновение и функционирование соответствующих идеалов и норм научности. Вместе с тем постулаты научной картины мира испытывают и непосредственное влияние мировоззренческих установок, доминирующих в культуре некоторой эпохи.

    Возьмем, например, представления об абсолютном пространстве механической картины мира. Они возникали на базе идеи однородности пространства. Напомним, что эта идея одновременно послужила и одной из предпосылок становления идеала экспериментального обоснования научного знания, поскольку позволяла утвердиться принципу воспроизводимости эксперимента. Формирование же этой идеи и ее утверждение в науке было исторически связано с преобразованием мировоззренческих смыслов категории пространства на переломе от Средневековья к Новому времени.

    Перестройка всех этих смыслов, начавшаяся в эпоху Возрождения, была сопряжена с новым пониманием человека, его места в мире и его отношения к природе. Причем модернизация смыслов категории пространства происходила не только в науке, но и в самых различных сферах культуры. В этом отношении показательно, что становление концепции гомогенного, евклидова пространства в физике резонировало с процессами формирования новых идей в изобразительном искусстве эпохи Возрождения, когда живопись стала использовать линейную перспективу евклидова пространства, воспринимаемую как реальную чувственную достоверность природы.

    Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определенной исторической эпохи.

    Нетрудно, например, обнаружить, что представления об электрическом флюиде и теплороде, включенные в механическую картину мира в XVII веке, складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и производства соответствующей эпохи. Здравому смыслу XVII столетия легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических. Например, представляя поток тепла как поток невесомой жидкости –теплорода, падающего наподобие водяной струи с одного уровня на другой и производящего за счет этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Но вместе с тем введение в механическую картину мира представлений о различных субстанциях –носителях сил –содержало и момент объективного знания. Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Оно способствовало формированию особых, отличных от механического, представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействия.

    Формирование картин исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими областями культуры.

    Вместе с тем, поскольку картина реальности должна выразить главные сущностные характеристики исследуемой предметной области, постольку она складывается и развивается под непосредственным воздействием фактов и специальных теоретических моделей науки, объясняющих факты.

    Благодаря этому в ней постоянно возникают новые элементы содержания, которые могут потребовать даже коренного пересмотра ранее принятых онтологических принципов. Развитая наука дает множество свидетельств внутренних импульсов эволюции картины мира. Представления об античастицах, кварках, нестационарной Вселенной выступили результатом совершенно неожиданных интерпретаций математических выводов физических теорий и затем включались в качестве фундаментальных представлений в научную картину мира.

     Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Но тогда необходимо проследить, опираясь на уже введенные представления о структуре науки, как в ходе ее эволюции возникают все новые связи и отношения между ее компонентами, связи, которые меняют стратегию научного поиска.

    ifilosofia.ru

    Современная научная картина мира как результат эволюции научного знания

    Современная научная картина мира – это всего лишь одна из возможных, которые могут присутствовать в человеческом сознании и определять его. Сосуществуя со всеми другими картинами – теологической, мифологической, философской, она в чем-то схожа с ними, содержит в себе общее, свойственное другим картинам, но и включает ряд принципиальных особенностей своего проявления и воздействия на сознание и мировоззрение человека.

    В основе современной научной парадигмы мира лежит естественно научная картина мира, содержащая в себе основные представления людей о пространстве, времени, природе, человеке и его месте в этом всем. Собственно все эти проблемы присутствуют и в других картинах мира, поэтому самым важным представляется наша способность выделить эту самую «научность», чтобы правильно идентифицировать свои познавательные мотивы и интересы.

    Проблема только изначально, кажется, достаточно простой, потому что все мы еще со школьной скамьи ознакомлены с основными положениями, которые содержит современная модель мира. Однако до сих пор философия и методология науки не смогли дать однозначного и окончательного ответа на вопрос, что же является наукой, а что нет.

    Одни философы, представители позитивистской и неопозитивистской школ, утверждали, что современная научная картина мира отделяется от ненаучной неким маркирующим знаком. Такими знаками последовательно выступали принципы верификации и фальсификации факта.

    Другие философские школы (софисты, схоласты) основное отличие находили в методе мышления, третьи – в использовании или неиспользовании математических методов исследования. Но какой бы способ дифференциации не применялся бы, в конце концов, становилось очевидным, что они не дают четкого ответа. Например, всем известно, что во вненаучных сферах вполне уместно используются методы научного анализа и интерпретации фактов и наоборот, многие научные явления до сих пор не находят ни доказательств ни опровержений, достигнутых при помощи научной методологии. Таким образом, стало очевидным, что признаками науки является некоторая целостность, система свойств, присутствующих в тех или иных сочетаниях и пропорциях и в других сферах, лежащих далеко от любой отрасли научного знания.

    Наука, как цельная система знаний и представлений о наиболее общих признаках, свойствах и закономерностях мироздания, сформировалась как результат классификации и обобщения некоторых естественнонаучных понятий. Классическая научная картина мира сложилась на основе междисциплинарных концепций, которые пытались дать ответы на сущностные вопросы о мире. Подавляющее большинство этих концепций включало представления о субстанции (материи) и формах ее движения и развития, о пространстве и времени, о причинности, закономерностях и взаимодействиях, представления о Космосе.

    В результате синтеза отдельных, «отраслевых» картин мира – гео- и гелиоцентристской, электрической и механистической, атомной и космологической, эволюционным путем оформилась современная научная картина мира. Она основывается на достижениях современного естествознания и обладает рядом признаков, отличающих ее от господствовавших ранее. В числе основных таких признаков можно назвать системность, способность к самоорганизации и самовоспроизводству, глобальный эволюционизм и историчность. Эти признаки одновременно выступают и в качестве принципов построения модели научной картины, потому что они отражают фундаментальные закономерности бытия природы.

    Эти сущностные характеристики современного понимания мироустройства в основных своих чертах соответствуют достигнутому на данный момент уровню научных знаний.

    fb.ru

    Первая часть

    Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира

    Любой ученый находится под влиянием определенного мировозэрения, потом что он — человек своей эпохи, своего исторического времени. Так, ученые средни веков находились под влиянием мировозэрения, составной частью которого явился геоцентризм. В ХУI — ХУII вв. в мировоззрение ученых внедряется гелиоцентризм. Мировозэрение это совокупность взглядов человека на мир, на свое место Е этом мире. В состав мировоззрения входят: 1. Знания о природе, об обществе, о культуре, о самом человеке. Эти знания исторически развиваются. 2. Идеалы и ценности. Это те предметы (материальные или духовные), н которые ориентируется человек в своей жизни, к достижению которых он стремится. 3. Убеждения людей и их вера. Различаются религиозная вера (вера Е сверхъестественное) и научная вера (вера в прогресс научного знания). для просвещенного человека, то есть человека, который оценивает мир н основе достоверных знаний, ядром мировоззрения является наука и научная картина мира. Научная картина мира — это упорядоченная система знаний, которая обобщаеп результаты естественных, технических и социальных наук на том или ином отрезк исторического времени. Научная картина мира, в отличие от ненаучной картины мира, опирается н достоверные знания, т.е. на такие знания, которые подтверждены практикой достоверные знания можно воспроизвести неоднократно, опытно подтвердить их. Основная функция и предназначение научной картины мира —обеспечениЕ синтеза, интеграции научных знаний. Она выполняет задачу упорядочивания систематизации научных знаний. В содержание научной картины мира входят не все наличные научные знания, лишь те научные знания, которые имеют наиболее важный и принципиальный характер на данном этапе научного развития. Очень часто в научной картине мира законы природы формулируются Е образной форме. Это делается для того, чтобы научная картина мира была понятн не только узкому кругу ученых, но и широкой просвещенной публике. Нередко законь природы выражаются в форме отрицания. Выражение (<‘Нельзя создать вечныi двигатель.)) формулирует закон сохранения энергии. Научная картина мира не остается неизменной. Она эволюционирует и в связи ( этим можно выделить три основные исторические формы научной картины мира: 1. Кгiассическая научная картина мира 2. Неклассическая научная картина мира 3. Постнеклассическая научная картина мира Кгiассическая научная картина мира господствует в ХУII-ХIХ вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явилисi: Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Эталоном объяснения мира здесь считается однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое изначально определяеп настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что вс состояния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоног познания считалась объекi-ивность, то есть независимость научных знаний оп субъекта, от наблюдателя. Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже ХIХ — ХХ вв. Н возникновение этой картины мира повлияли достижения в области термодинамики открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В данной научной картине мира случайностi считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих событий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания причинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значительное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используемые приборы. Постнеклассическая научная картина мира начинает формироваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние оказали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непредопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее развитие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определяется каким-то незначительным фактором. достаточно небольшого укола» и система перестраивается, выбирает иное направление развития. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изменения в мире и в развитии системы. Функции научной картины мира: 1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний. 2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.

    aspirantfilosov.narod.ru


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта