Описание картины Яна Вермеера «Урок музыки». Картина урок


Конспект урока по ИЗО "Картина

Урок 2 9. Картина-портрет

Цели: рассказать об особенностях жанра «портрет»; дать пред« ставление о жанре портрета и автопортрета; познакомить с ра¬ботами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с терми¬ном «маринист».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания

о жанре «портрета»; научатся использовать новую лексику в рас-| сказах; попробуют рисовать портреты.

Оборудование: образцы портретов разных видов и историче¬ских эпох, бумага, карандаши, краски, фломастеры.

Ключевые слова и понятия: маринист, группой портрет, инди-видуальный портрет.

Примечание. Для пояснения темы «Портрет» можно подгото- М*и> компьютерную презентацию. Для поисков нужного компо- ■Ииионного решения желательно приготовить образцы детских шиПит с правильным и неправильным решением.

Ход урока

I Организационный момент

■ (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II Вводное слово

■ С каким жанром изобразительного искусства вы познако-

I мились на прошлом уроке?

Что изображается на картине в жанре пейзажа?

- Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы изображения, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)

- Каких художников-пейзажистов вы знаете?

■ Еще одним знаменитым во всем мире русским художником- нпйзажистом был Иван Константинович Айвазовский.

■ - Посмотрите на его картины, что их все объединяет? (Изо¬

бражение моря.)

Художника, который рисует на своих пейзажах море, назы- ; ипют «маринист». Повторите это слово и запомните его. Айва- № не кий — один из самых выдающихся художников-маринистов [ и мире, он создал около 1000 полотен с изображением морской г I ихии. Ведь это очень сложно — рисовать море. Если, к примеру, им рисуете с натуры дерево или пейзаж, то можете над ним рабо- Iпть сколько вам угодно, ведь они не двинутся с места. Но море — предмет постоянно изменчивый, меняющийся на глазах каждое мгновенье. Чтобы рисовать его, надо иметь необыкновенную па-мять. Вот такая память была у художника И. Айвазовского, по- тгому его картины поражают своей подлинностью, а еще — уди- иительным мастерством. Талант Айвазовского можно сравнить с одаренностью композитора Моцарта, с такой легкостью создавал художник свои полотна. Большую картину он мог написать всего ш несколько дней, и при этом она восхищает техникой ее созда¬ния и выразительностью.

Запомните название самой известной картины И. Айвазов-ского — «Девятый вал».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине нарисованы моряки, которые спасаются после кораблекрушения. На них идет громадная волна - тот самый

девятый вал, но художник вселяет в нас уверенность, что л ищи победят разгневанную СТИХИЮ И спасутся. Потому что наверх в небе, солнце раздвигает своими лучами тучи, предвосхищая ки нец шторма и спасение людей.

— Как называют художника, который рисует море?

— Назовите фамилию самого знаменитого художника-мари

ниста. Ш

— Какая картина Айвазовского является самой известно!!'1

— По каким признакам можно догадаться, что перед нами картина Айвазовского?

— Что утверждает эта картина?

У поэта С. Михалкова есть стихотворение «Рисунок». Послу шайте его начало и определите жанр картины, которую рисошш юный художник.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним — корову.

Налево — дом, направо — сад,

В саду - двенадцать точек,

Как будто яблоки висят,

А дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой — дорогу,

Потом над ними облака Дорисовал немного.

И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом.

— Какой жанр изобразительного искусства получился на ри-сунке у художника? (Пейзаж.)

На прошлом уроке вы получили задание — найти картину- пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода. Есть ли ребята,! которые выполнили это домашнее задание и готовы выступить в ролях экскурсоводов? (Ответы школьников.)

Эти ребята добросовестно отнеслись к выполнению домаш¬него задания, так интересно нам рассказали о понравившихся им картинах. Конечно, все они получают за свой труд высокие оценки.

III. Беседа по теме урока

— Посмотрите на репродукции новых картин и расскажите, что в них общего. (Все они являются изображениями людей.)

Такой жанр изобразительного искусства называется «порт- I» I • Повторите все вместе это слово и запомните его.

Откройте учебники на с. 120—121, рассмотрите портреты, рас-

I кажите, что вы видите на них.

Кто изображен на портрете?

I - Как одет этот человек?

- В каком он настроении и как это передано художником?

Жанр портрета появился в глубокой древности, люди пере¬кипали облик человека, рисуя на скале, вырезая его в дереве, вы¬пиливая из глины.

- Из каких материалов можно делать объемные скульптурные портреты? {Из гипса, мрамора, бронзы.)

Различают портрет парадный, когда человек изображен в тор- | сственной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окру- /кение подчеркивает уют и комфорт.

— Сравните два портрета и скажите, какой из них является парадным, а какой — домашним.

(Демонстрация репродукций картин «Всадница» К. Брюллова и любого портрета кисти В. Тропинина.)

Когда изображен один человек, такие портреты называют «ин- /шнидуальные». Повторите это слово и запомните его. Индивиду-альные портреты делались и делаются чаше, чем все остальные.

— Сколько человек может быть изображено на портретах, ко¬торые называются «парные»? {Два человека — пара.)

Самые крупные портреты — групповые, когда перед нами — несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.

Рассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы ви¬дите перед собой.

(Демонстрация репродукций картин с групповыми портрета¬ми «Заседание Государственного Совета» И. Репина и «Ночной дозор» Рембрандта.)

Ноя еще раз подчеркну, что такие портреты — с большим ко-личеством людей — редкость, чаще всего на картине присутствует один человек.

Иногда портреты создают для украшения парадных залов, для восхваления определенных персон и для увековечивания памя¬ти тех, чей портрет создается. Например, в санкт-петербургском музее Эрмитаж есть целая галерея портретов военных — героев Отечественной войны 1812 года. Там есть портреты полководца Кутузова, офицеров Раевского, Багратиона, Барклая де Толли,

Ермолова, Давыдова. Каждый из них, защищая Родину, сопор шил военные подвиги, поэтому их портреты навечно высташк ми в картинной галерее Эрмитажа.

— Итак, портретом называется картина, на которой изобраЖш кто? (Человек.)

— Какие портреты создаются художниками чаще всего им дивидуальные, парные или групповые? (Индивидуальные|

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Кар тина-портрет». Запишите также определение этого жанра изобрн зительного искусства.

Портрет— это жанр изобразительного искусства, посвящен ный изображению человека.

Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в этом жанре.

V. Пояснение темы урока

Особенности жанра под названием «портрет» заключаете»! в том, что портрет — отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Это художник показывает, прорисовы¬вая детали, присущие только этому человеку. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил. Это также происходит за счет отдельных деталей, кото¬рые имеются на портретах, — одежды, обстановки, декоративных частей оформления.

— По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет во-енного? (Военная форма, ордена, особая выпрямленная осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд.)

— А чем будет отличаться портрет ребенка? (Детским обликом.)

А еще, наверно, особой теплотой изображения, с которой

обычно художники рисуют детей, непосредственностью, добро¬той, нежностью.

Представьте, что каждый из вас художник, который рисует иллюстрации к известным книгам.

. — Что вам захочется нарисовать в первую очередь? (Портреты

героев книги.)

Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внеш¬ние особенности человека, которого художник стремится изо¬бразить. В первую очередь — его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже если вы рисуете близнецов.

Для примера посмотрите портреты разных эпох, которые со¬четали мастера прошлого и настоящего. Это специально сде- /Iпиная подборка женских портретов XIX—XX вв. Рассматривая портреты, обратите внимание на то, как менялось изображение руюкой женщины.

(Демонстрация женских портретов кисти художников В. Тро- иинина, Ф. Рокотова, В. Серова, 3. Серебряковой, А. Шилова,

II Глазунова.)

Вглядываясь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выглядел внешне. Еще мы можем узнать о характере, на-

• I роении человека, и художник передает — нахмурился человек Или улыбается, сердитый он или, напротив, смотрит открыто.

I ще можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоваться его прической, одеждой, украшениями.

Эти важные детали вы также можете использовать при выпол-нении самостоятельной работы над портретом.

- Что менялось в женском облике на протяжении XIX—XX вв.?

- Какой из портретов вам понравился больше остальных, можете ли вы рассказать о стиле художника, который его нарисовал?

VI. Самостоятельная работа

Для начала подумайте о том, кого вы хотите нарисовать, а по¬том о размере портрета. Ведь вовсе необязательно крупно рисовать одну только голову. Портрет может быть погрудным — когда изо-бражаются также плечи, поясным — когда художник также рисует и руки, или поколенным. Как вы хотите запечатлеть героя порт¬рета — одного или в соседстве с другими людьми? Что еще будет изображено на портрете? Какие-то вещи, домашняя обстановка или уголок природы?

От ваших ответов на эти вопросы будет зависеть расположение вашего листка для рисования. Давайте договоримся, чтобы все расположили листок одинаково — вертикально.

Теперь следует продумать композицию рисунка.

- Что такое композиция? (Расположение предметов в про-странстве картины.)

Разместите изображение человека, которого вы будете рисо¬вать, в центре. Определите, где будет низ и верх рисунка. А еще — какого размера будет изображение, которое вы нарисуете.

Посмотрите, у меня есть несколько детских работ с правиль¬ными и неправильными композиционными решениями. Найдите работы, в которых есть ошибки.

(Педагог демонстрирует работы учащихся с разными комки зиционными решениями, школьники анализируют работы.)

Наметьте на листе, где будет располагаться основная фигу ра; каким будет ваш портрет — плечевым, поясным, поколенным или полным. Герой вашего портрета будет просто смотреть на мне с картины или вы хотите его изобразить в какой-то другой по ю в повороте, в движении?

Начните рисовать портрет с головы. Голова человека имеет овальную форму, но этот овал — не совсем точный. Чаще вест вверху голова бывает шире, книзу сужается. Черты лица вы буде і е рисовать после раскрашивания лица, поэтому прорисуйте покп детали прически, плеч, рук.

(Школьники приступают к самостоятельной работе.)

VII. Физкультминутка

Проведем физкультминутку, которая называется «Знаком ство».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро-ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.) Давай с тобой попрыгаем,

Раз, два, три!

(Выполняют легкие прыжки на месте двумя ногами.) И ножками подрыгаем,

Раз, два, три!

(Выполняются прыжки поочередно на правой и левой ноге.)

И ручками похлопаем,

Раз, два, три!

(Одновременно с прыжками, хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Раз, два, три!

(Выполняют притопы ногами, руки держат на поясе.) Давай с тобой покружимся,

Раз, два, три!

(Медленно кружатся на месте, руки на поясе.)

И мы с тобой подружимся,

Раз, два, три!

(Протягиваютруки вперед.)

VIII. Поиски колорита для раскрашивания

После того как вы нарисовали портрет, его необходимо рас-красить. А самым сложным здесь является поиск оттенка для лица. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка - те-лесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получе- кия I юдходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько пипов — желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный мГгенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.

— Какие детали надо нарисовать на лице? (Глаза, брови, нос, губы.)

— Какие детали будут парными? (Глаза и брови.)

При рисовании парных деталей помните, что они должны по- лучиться как можно больше похожими друг на друга. То есть левая чисть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.

— Какая кисточка понадобится для рисования эти деталей? (Тонкая.)

Ваши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.

IX. Актуализация понятия

Откройте учебник на с. 122—123. Какой из этих портретов можно назвать парадным, а какой — домашним? Найдите сре- ди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, поясной, полный. На прошлом уроке вы составляли рассказ о по-нравившейся картине.

— Как называется профессия человека, который в музеях рас-сказывает посетителям о картинах и других произведениях искусства? (Экскурсовод.)

Выберите понравившийся вам портрет, вообразите себя экс-курсоводом и сделайте сообщение об этой картине.

Все портреты, представленные в учебнике, являются зна-менитыми. Но, пожалуй, особенным среди них можно назвать «Портрет А.П. Струйской», который принадлежит кисти худож¬ника Ф. Рокотова. Это был совершенно удивительный мастер портретных изображений, и для каждого знатного его современ¬ника было честью заказать портрет у Ф. Рокотова. Причем сам художник удивлял своих знакомых тем, что он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. Один из его друзей вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые он доводил до совершенства.

— Чем вам нравится портрет Александры Петровны Струй¬ской? (В этом портрете художник уделил много внимания глазам красавицы. Она смотрит вперед, и ее глаза расположе¬ны так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться, что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд.)

В XX в. поэт Н. Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет».

(Педагог читает отрывок из стихотворения.)

Я помню, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Обратите внимание на то, что поэт подчеркнул важную вещь; в тяжелую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствии духа, может обратиться к выдающемуся произведению искуссти,!. и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свои ство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зри стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» заканчивается такими словами:

Когда потемки настигают Иль надвигается гроза,

Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Когда надвигается трудный час, жизненная усталость, бес« силие, надо непременно вспоминать прекрасные произведения искусства, и любая беда не покажется уже такой страшной, а че-ловек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.

— К какому жанру относится эта картина?

— Чей портрет изобразил художник?

— Какой художник нарисовал эту картину?

Картина «Портрет А.П. Струйской» находится в Третьяков¬ской галерее. Поэтому, если вы попадете в этот выставочный зал,; то сможете им там полюбоваться.

— Каким важным свойством обладают все произведения ис-кусства, которые называются шедеврами?

X. Рефлексия

— Что такое портрет?

— По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?

— Каких людей изображают художники?

— Какими видами работы вы занимались на уроке?

— С чего вы начинали рисовать портрет?

— Какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?

— Какому портрету посвящены стихи, в которых есть слова «ее глаза — как два тумана»?

— В чем заключается сила художественных шедевров?

Вам понравилось быть экскурсоводом, рассказывая про портреты?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании картины в жанре портрета?

А теперь сочиним синквейн на тему «Портрет».

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу-

11 иций урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Л также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину- портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

infourok.ru

Открытый урок на тему: "Картина - пейзаж"

Тема: Картина-пейзаж.

Цель: познакомить учащихся с жанром изобразительного искусства «пейзаж», разнообразием видов и пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; рассмотреть особенности построения композиции пейзажа.

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение , память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : репродукции с картин А. К. Саврасова, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.И. Куинджи, презентация « Картина-пейзаж » ,музыка А.Вивальди «Времена года», бумага, краски, кисти.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

-Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!- Желаю удачи!

Приветствуют учителя.

Садятся на места.

Улыбаются.

Р. Осуществляют самоконтроль.

К. Контролируют свои действия в классе.

2.Мотивация учебной деятельности.

Звучит тихая музыка  А.Вивальди "Времена года".

Учитель :  Пришла весна на место встречи,

Накинув бережно на плечи

Платок в сиреневых цветах

Дорога детства так знакома:

Сиренью улицы цветут,

И тороплюсь к родному дому,

Где так тепло, когда там ждут.

(Н.Веденеева) УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ! ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -

ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ, В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.

(А.С.Пушкин)

В: - Ребята, о чём эти стихотворения?

-Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах.

- Обратите внимание на доску, что здесь лишнее? (Необходимо убрать натюрморт, портрет)

       

       

О:- О природе.

Учащиеся по желанию выходят к доске и убирают не нужные репродукции.

Л. Проявляют интерес к изучению материала.

К. Слушать и понимать речь других;

Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

3.Постановка учебной задачи

- Ребята, давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Если видишь на картине,

 Нарисована река,

              Живописные долины

          И дремучие леса,

          Белокурые березки

          Или старый крепкий дуб,

          Или вьюга, или ливень,

          Или солнечный денёк.

          Нарисованный быть может

          Или север, или юг.

          И любое время года  

          Мы в картине разглядим.

          Не задумываясь, скажем:

          Называется пейзажем! - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой?

- Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с жанром «пейзаж», с художниками -пейзажистами .

О:- Познакомится с творчеством художников- пейзажистов;

Научится выполнять пейзаж различными живописными материалами.

Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;

П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

4.Изучение нового материала.

В: - Итак, что такое пейзаж?

-  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

В: - Ребята, кто может назвать художников этого времени?

-  Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

В: - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

В: - А как меняется? Что вы наблюдали?

-  Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.

-  Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие виды делится жанр пейзажа ( см. презентацию)

  • Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

  • Городской  (изображение различных улиц, видов города, домов.)

  • морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты. - Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

О: - Пейзаж- это изображение природы.

О :- Левитан, Шишкин, Саврасов, Васильев и др.

О: - Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

П. обобщают информацию о жанре пейзажа и о его видах; определяют роль и место пейзажа в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения.

К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.

Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Физкультминутка

Учитель показывает движениями.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше!

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений

5.Творческая практическая деятельность учащихся

- Как правильно построить пейзаж?

Этапы построения.

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры  или по  представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

  Законы перспективы. 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.  

5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.

6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.

Учащиеся выполняют пейзаж по настроению. Используют живописные материалы

Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Л. Самоопределение

6. Итог урока. Рефлексия.

Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

В: - Что мы изучали на уроке?

Учитель предлагает закончить предложение:

•«За этот урок я понял, что…».

•«Мне понравилось…».

•«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

•«Главным для меня было...».

• «Урок дал мне для жизни…».

Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока изобразительного искусства на тему" Искусство иллюстрации. Слово и изображение."

План-конспект урока

Тема: «Искусство иллюстрации. Слово и изображение.»

Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.

Задачи:

  • Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации;

  • Развивать наблюдательность и творческие способности учащихся;

  • Пробудить интерес к наследию русской культуры;

  • Формировать бережное отношение к книгам;

  • Формировать усидчивость и аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»;

для учащихся: альбом, краски, кисть, карандаш, ластик.

План урока

  1. Оргмомент.

  2. Повторение пройденного материала

  3. Знакомство с новым материалом

  4. Практическая работа

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Оргмомент .

Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы рассмотрели с вами тему «Место и роль картины в искусстве ХХ века.»

Учитель: О каком художнике XX века мы говорила на прошлом уроке?

Ученики: Эдвард Мунк и его картине «Крик»

Учитель: Что изображено на этой картине?

Ученики: кричащий человек

Учитель: какие эмоции передает эта картина?

Ученики: Здесь грустные мысли, одиночество.

Учитель: А как с помощью компоновки главной фигуры Мунк добился ощущения одиночества?

Ученики: Ответы

  1. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы с вами поговорим об искусстве иллюстрации. Я приготовила для вас три варианта толкования слово иллюстрация. Давайте посмотрим и скажем, что же такое иллюстрация ?

Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства  изобразительное истолкование литературного и научного произведения. 

Иллюстрация (illustration) – это графическое отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. В дело вступают образы, и человек получает более полную информацию об объекте.

Учитель: Итак, с толкованием слова иллюстрация мы познакомились. Теперь хотелось бы услышать ваше мнение что такое иллюстрация?

Ученики: Ответы.

Иллюстрациями к книгам являются рисунки, фотографии, диаграммы, схемы и другие графические изображения. Они помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста, полнее представить героев произведения. Конечно, иллюстрации бывают не только в книгах, но и в журналах, газетах, рекламках и других полиграфических изданиях. В некоторых книгах, например, комиксах, детских, сувенирных художественных выпусках иллюстраций больше, чем текста.Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученики: Так как иллюстрация дает возможность творчески мыслить читателя и понять без слов, что художник хотел передать данным изображением.

Много художников- иллюстраторов работали над литературными произведениями, и творчество некоторых художников мы сегодня с вами рассмотрим.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор.

Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга).

Он иллюстрировал народные сказки,

сказки Льва Толстого, Петра Ершова,

Самуила Маршака, Виталия Бианки

и других классиков русской литературы.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.            С 1930 годов  иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.

            Основные работы Владимира Конашевича: - иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;- сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;- «Старик-годовик» В. И. Даля;- произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.            Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

4.Практическая работа. А теперь я вам предлагаю побыть художником-иллюстратором и изобразить в своем альбоме иллюстрацию к любимому литературно-художественному произведению.

5.Подведение итогов урока. Итак, мы закончили нашу работу на сегодня. Дежурный соберёт и вывесит работы на доску. А мы вспомним, для чего нам нужна иллюстрация? Чем она отличается от обычного рисунка?

6.Домашнее задание. Дома предлагаю вам придумать небольшую сказку и нарисовать к этой сказке иллюстрацию.

infourok.ru

"Картина - особый мир. Картина-пейзаж"

Этапы урока

Организационный момент

Целеполагание и мотивация

Актуализация знаний

Физкультминутка под музыку.

«Открытие» нового знания

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Рефлексия

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД-

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, контролируют свои действия в классе.

Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения

к учению, осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД

–постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, определение цели, способов взаимодействия.

Познавательные УУД

– формулирование познавательной цели,

- умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

- волевая саморегуляция, целеполагание, планирование прогнозирование.

Познавательные УУД

- актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД

- проявляют интерес к изучению нового материала.

 

Коммуникативные УУД

- сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

– расширение представлений о средствах художественной выразительности. .

- умение структурировать знания.

Познавательные УУД

Умение закреплять полученные знания.

Познавательные УУД

-умение применять полученные знания на практике.

Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

-развитие самостоятельности, эстетических чувств.

Регулятивные УУД оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании работы товарища.

- контролировать качество своей работы.

Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.

Личностные УУД

- нравственно- этическое оценивание материала урока и своей деятельности.

Регулятивные УУД

-самооценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД ориентация в среде обучения.

Познавательные УУД

выводы, обобщения и оценочные суждения.

Деятельность учителя

Организация местоположения каждого ученика.

Учитель:

-Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!

(звуки весёлой музыки, под которую входит Мастер изображения, в костюме художника) Приложение 5, 11

Учитель:

-К нам на урок сегодня пришёл

Мастер изображения. Он будет помогать вам на уроке, и наблюдать за вашей работой.

(Роль Мастера изображения играет старшеклассник)

-Мастер изображения:

Создаёт проблемную ситуацию

Ребята!

- Кто знает игру? «Третий лишний»?

На слайде зрительный ряд. (Обучающимся предлагается 5 слайдов с репродукциями . В каждом слайде 3 картины , 2 картины с изображением пейзажа, но одна из них в слайде лишняя - другого жанра.)

Приложение 1

Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы.

-Почему вы оставили эти картины?

Учитель:

- Как можно назвать все эти картины с изображением природы?

На доске карточка со словом «пейзаж» Приложение 2

Учитель:

Итак, пейзаж – это изображение природы.

-  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

Беседа учителя сопровождается наглядностью (слайд-презентация)

Приложение 3

-А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

Учитель:

- На экране вы видите репродукции картин этих художников-пейзажистов.

- Посмотрите, как с помощью цвета художники передавали настроение природы в своих пейзажах. - Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

Описание картин для нас приготовили ваши одноклассники, попросим их зачитать своё небольшое сообщение, которое они подготовили дома.

Учитель:

Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.

Учитель:

-Каково назначение картин-пейзажей?

Учитель:

- А вы наблюдали за природой?

-Замечали ее красоту и настроение?

Учитель:

- А как меняется природа? Что вы наблюдали?

Учитель:

Как вы думаете, такую красивую природу надо беречь?

Учитель:

Совершенно верно!

Русский писатель Михаил Пришвин говорил: «Беречь природу – значит любить Родину»      

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

-Кто услышал тему нашего урока?

Учитель уточняет:

- Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок лишь одному времени года, которое мы с вами проживаем сейчас. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать весну.

Учитель:

Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д.

Учитель:

- А как можно выразить настроение в пейзаже?

Учитель: Приведите примеры.

Учитель ставит задачу:

-Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.)

Мастер изображения:- А теперь, ребята, немного отдохнём. Сделаем небольшую разминку.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Учитель: Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы.

Презентация Приложение 4

«Этапы работы над пейзажем»

Учитель:

Работу начнём с наброска простым карандашом, используя 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

1. Отступив от нижнего края листа вверх небольшое расстояние, изобразите стволы берез.

2. Проводим линию горизонта, так мы получим изображение неба и земли. Нарисуем небольшую речку, параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта.

3. Нарисуйте бревно, которое перекинуто через реку. Затем изобразите ствол дерева, которое расположено вдали, обрати внимание, Чем дальше от нас находится дерево, тем оно, кажется меньше. Изобрази куст вербы, растущей на берегу.

4. Пририсуйте деревьям ветки. Нарисуйте маленькую елочку, растущую около берез. Изобразите очертания деревьев на горизонте. Чем ближе деревья изображены, тем больше подробностей; при удалении деревья заметны меньше, особенно это заметно на горизонте.

5. Нарисуйте на вербе ростки, а также проталины на земле. Изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше. Все ближние предметы изображаются подробно, а удаленные – обобщенно.

6. Обведите набросок карандашом. Изображения, находящиеся на первом плане располагаются ближе к нижнему краю листа. Изображения, находящиеся на дальнем плане располагаются выше от нижнего края листа.

7. Сильно разбавленной водой синей краской закрасьте небо. Изумрудно-зеленой краской раскрасьте деревья. на горизонте.

8. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше предметы, тем больше они размытые и нечёткие.

9. Раскрасьте речку голубой краской, а там, где лежит бревно – коричневой.

10. Раскрасьте елку темно-зеленой краской, а проталины – светло-зеленой и светло-коричневой. Сугробы немного закрасьте сильно разбавленной водой синей краской;

11. Раскрасьте вербные ветки коричневой и желтой краской.

12. Дождитесь полного высыхания рисунка. Весенний пейзаж готов. Такую картину можно раскрасить не только акварелью, но и цветными карандашами или же фломастерами.

Учитель:

- послушаем в исполнении ваших одноклассников стихотворение-загадку А. Кушнера «Если видишь на картине…» и назовём отгадку.

Учитель:

Так что же мы называем пейзажем?

Учитель: Весна – одно из самых чарующих времен года. Весна радует людей теплой погодой, яркими солнечными днями.

- При выполнении самостоятельной работы будьте внимательны и соблюдайте этапы построения пейзажа. (этапы на экране) –

Возьмите в руки карандаш и приступайте к созданию картины-пейзажа.

Мастер изображения:

- А я буду наблюдать за вашей работой. (Во время самостоятельной работы проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися)

Учитель: Возьмите в руки карандаш и оцените работу своего соседа по парте.

Учитель:

- Проводится игра.

Учитель предлагает закончить предложение:

«Сегодня на уроке я узнал …».

«Сегодня на уроке я научился…».

«За этот урок я понял, что…».

«Мне понравилось…».

«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

Учитель предлагает организовать выставку работ.

Мастер изображения:

- Как вы красиво изобразили природу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники-пейзажисты!

Домашнее задание. Найти в журналах репродукции натюрмортов, принести на урок.

Деятельность обучающегося

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Ответ: Все!

- Обучающиеся по желанию выходят к доске и удаляют на слайде лишние репродукции.

Обучающиеся вступают в диалог

Ответы:

- На слайде мы видим, что большая часть репродукций посвящена изображению природы.

Ответы:

-Картины с изображением природы мы назовём - пейзажи.

Обучающиеся внимательно рассматривают репродукции, эстетически оценивают разнообразие и красоту природы.

Обучающиеся слушают учителя и сообщения одноклассников.

Обучающиеся созерцают и эстетически оценивают картины. Приложение 9

Лена А. «А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье. На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов».

Серёжа М. «И.Левитан «Март» Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!»

Ответ:

-Картины-пейзажи оставляют очень радостное впечатление в душе человека, заставляют гордиться своей Родиной, где существует такая красота, или, наоборот, успокаивают человека, вносят в его жизнь мир и покой. Картины –пейзажи украшают наше жилище.

Ответ:

Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

Ответ: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое

Ответ:

Родную природу надо любить и беречь.

Обучающиеся называют тему.

- Мы будем рисовать картину-пейзаж.

Ответ: Настроение в пейзаже можно выразить цветом.

Ответ:

Например: - Тёплыми и звонкими цветами можно нарисовать радостный и весёлый пейзаж, лирический и нежный пейзаж – глухими цветами. Холодными цветами можно изобразить тревожное, грустное и тоскливое настроение.

Обучающиеся выполняют все движения разминки под весёлую музыку.

Приложение 6

Просмотр обучающимися презентации «Этапы работы над пейзажем»

Стихотворение- загадку читают заранее подготовленные обучающиеся. Приложение 10

Петя В. - .Если видишь на картине,

Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Саша Н. - Нарисованным, быть может Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Ответ: Пейзажем называется картина с изображением природы.

Обучающиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.

Обучающиеся изображают пейзаж под музыку Вивальди «Времена года». Весна.

Приложение 7

Работа в парах. По окончанию самостоятельной работы обучающиеся проверяют работу друг у друга.

Предполагаемые ответы:

- Сегодня на уроке я узнал, что такое пейзаж .

- Сегодня на уроке я научился рисовать пейзаж .

- Сегодня на уроке я узнал фамилии художников-пейзажистов.

-За этот урок я понял, что природа

нашей Родины очень красивая.

-Мне понравилось рисовать гуашью.

-«Я не напрасно провел этот урок, потому что я узнал много нового».

Выставка работ обучающихся. Все показывают друг другу выполненные работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

kopilkaurokov.ru

КАРТИНА НА УРОКЕ ИСТОРИИ | Социальная сеть работников образования

Класс: 7 (История России)

Урок  с применением технологи обучения на образно-эмоциональной основе

Тема урока: Пётр I. Россия на рубеже веков.

Цель урока: изучить события, связанные с приходом Петра к власти, первые реформы царя.

Планируемые результаты:

  •  личностные (определение своей позиции, осмысления опыта предшествующих поколений, эстетическое развитие)
  •  предметные( освоение работы с различными источниками, умение систематизировать и обобщать историческую информацию, знание фактов, событий)
  •  метапредметные ( сознательная организация и регуляция своей деятельности)

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедиа, репродукции картин русских художников, карточки с заданиями, учебник А.А.Данилова «История России конец  XVI – XVIII в»,§ 13

Ход урока:

1 этап: Создание образно-эмоциональной ситуации 76469_340x340.jpg

Обращение учителя к иллюстрации памятника Петру I «Царь-плотник» + цитата А.Пушкина «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

Проблемный вопрос: О ком идет речь? Возможно ли было, чтобы царь был плотником, академиком…? При каких обстоятельствах? Что можно сказать о правителе, которому стоит памятник и написано такое стихотворение?

2 этап: Введение теоретических знаний

Образный, эмоциональный рассказ учителя, создание схемы на доске, листе, экране + обращение к портретам  личностей, их краткая характеристика, подробности жизни, вызывающие отклик у ребят.

bf57547783cf1a977896be0647d39b01.jpg 73758860_0000000000.jpg original.jpgp.gif93829591_3646910_0nat_kiril_narishkina.jpg

Схема урока (на доске и в тетради учащихся):

Алексей Михайлович (ум.1676)

Мария Ильинична                                                                                             Наталья Кирилловна

Милославская                                                                                                           Нарышкина

  •  Фёдор (1676-1682)                                                                                        * Пётр I (1682-1725)
  •  Софья (1682-1689)                                                                                         * Наталья (1673-1716) 
  •  Иван V (1682-1696)                                                                                        * Феодора (1674-1677)
  1. –  ДВОЕВЛАСТИЕ

Пётр I                  ______+____________            Иван V    __________+______                   Cофья

      10 лет                                                                           15 лет                                                        регентша

патриарх  Иоаким                                             бояре Милославские                                     СТРЕЛЬЦЫ!!!

Бояре Нарышкины                                                                                                                          Хованщина

Пётр в 1682-1689

Пётр   с 1689 года

с. Преображенское,              

поездки в Немецкую Слободу,

потешная крепость Пресбург,

Лефорт, Брант, Гордон,

потешные полки:

Семеновский, Преображенский

заговоры царевны Софьи

1693,1694 – поездки в Архангельск

1695-96 – Азовские походы

1697-1698 – ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО

3 этап: Организация исследовательской деятельности

Разделение учащихся на 3 группы, каждая группа получает задание на карточке, репродукцию картины. В ходе работы – записывают материал в тетрадь.

1 группа: Отрочество Петра (1682-1689)

  1. Работа с учебником, поиск ответа на проблемный вопрос:  Что интересовало Петра в это время?  Докажите с помощью фактов. К чему в будущем могут привести такие интересы правителя?  
  2. Работа с картиной НЕВРЕВА Н. «Пётр I в иноземном наряде» НЕВРЕВ Николай - Пётр I в иноземном наряде.jpg

Вопросы по картине:

  •  Кто, что изображено на картине? Что они делают?
  •  опишите их эмоции, позы
  •  оживите картину, придумайте диалог между героями
  •  проявите наблюдательность: какие детали картины говорят о том, что это Россия конца XVI века?
  •  Что хотел сказать художник?

2 группа: Пётр с 1689 года: мечта о море

  1. Работа с учебником, поиск ответов на вопросы:  Каковы цели Азовских походов, в чем причины неудачи первого похода, итоги походов?
  2. 2. Работа с картиной  КУШЕВСКОГО Ю. «Спуск галеры 'Принципиум' на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.» Ю.Кушевский.-Спуск галеры 'Принципиум' на воронежской верфи 3 апреля 1696 г. Фрагмент. (Пётр I и корабельный мастер Осип Щека)..jpg

Вопросы по картине:

  •  что чувствуешь, когда смотришь на картину?
  •  какие фигуры выделяются, о чем они говорят?
  •  почему многие улыбаются?
  •  общее настроение картины?
  •  куда указует Пётр и что это значит для России?
  •  что хотел сказать художник?

3 группа:  Пётр с 1689 года: Великое посольство, спор с Софьей

  1. Работа с учебником, поиск ответов на вопросы: Каковы особенности стрелецкого бунта 1689 года, бунта 1698 года, почему Пётр был особенно зол на стрельцов в 1698 году, как поездка в Великое посольство иллюстрирует памятник «Царь-плотник»?
  2. Работа с картиной  СУРИКОВА В. «Утро стрелецкой казни»

Вопросы по картине:СУРИКОВ Василий - Утро стрелецкой казни.jpg

  1.  какой исторический момент запечатлен на картине?
  2.  каково психологическое состояние людей (облик, действия, эмоции, чувства)?
  3.  какие две фигуры выделяются из толпы? Почему?
  4.  Какие эмоции и чувства они испытывают?
  5.  что хотел сказать художник?

4 этап: Итоги, домашнее задание

Подготовьте речь о первых делах Петра I

а) от имени Ф.Лефорта

б) от имени царевны Софьи

в) от имени крымского хана

Или: составьте рассказ от лица одного из участников картины «Утро стрелецкой казни»

(эта картина есть в учебнике)

 

nsportal.ru

Урок на тему "Картина -портрет"

Тема урока «Картина – портрет». 3 класс.

Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.

Тип урока -  учебный диалог.

Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Цели урока:

 образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

воспитательные: формировать  эстетическое отношение к действительности;  укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;

развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.

Формы работы на уроке. Фронтальная. Работа в группах. Самостоятельная.

Ресурсы урока: интерактивная доска

  • экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки,  фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;

Развёрнутый план-конспект урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: -  Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

  1. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Саша: - Это музеи.

Дети: - Это здание Эрмитажа...

Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве.

Дети: - Русского музея...

Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района!

Учитель: - У кого какие еще мнения?

Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.

( Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).

Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?

Дети: - Нет!

Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...

(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").

Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей!

Дети: - Разных людей.

Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол.

Дети: - Разный рост. Высокие и низкие.

Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена...  

Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные.

Дети: - Настроение разное и профессия!

Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька - твой сосед.

Обязательно картина 

Называется портрет.

Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?

Дети: - Человек!

Витя: - Портрет!

Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет.

Учитель: - Молодцы!

(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).

3.Работа по теме урока.

Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

 

Портрет графини О. Орловой.

Портрет императора Николая II.

Портрет В. Мамонтовой.

Девочка с персиками.

Портрет М.Я . Симонович.

Девушка, освещенная солнцем.

Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.

(На экране портреты В.А.Серова; портрет В.А. Серова «Мика Морозов» (1901 г.))

И среди них этот портрет мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям.

Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?

Дети  - …

Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

Дети  - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!

Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?

Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!

У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет!

Мика весёлый, звонкоголосый, любознательный, забавный.

Учитель – Ребята, а что делает Мика сейчас?

Дети – Он сидит в кресле.

Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?

Дети – Да! Трудно!

 Учитель – Почему вы так решили? 

Дети - …

Учитель  - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

Автопортрет. А.Кастеев

И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам!

Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.

Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…

Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.

 (На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?

Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».  

Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно!

Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.

Учитель -  Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

 Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым  300, 400, 500 и более лет.

А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портретах.

( На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.

  • Художник, живописец, портретист.

  • Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.

  • Полотно, холст, картина, портрет.

  • Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).

(Группы намечают построение текста.

Класс слушает «экскурсоводов»).

Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

4.Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся. 

Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.  

Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. (Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)

5. При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.

kopilkaurokov.ru

Описание картины Яна Вермеера «Урок музыки»

Описание картины Яна Вермеера «Урок музыки»

Картина “Урок музыки” принадлежит кисти голландского художника. Полотно написано между 1662 и 1665 годом. При его создании было использовано полотно и масло. С 1696 года картина входила в Королевскую коллекцию Великобритании. В результате допущенной ошибки при дешифровке подписи, право авторства приписывалось Францу ван Мирису Старшему. Настоящий автор картины был установлен лишь в 1866 году.

Все действия на полотне происходят в большой комнате, тускло освещаемой сквозь мозаичные витражи окон.

Центральное место на картине занимает пианино, за которым спиной к зрителю стоит девушка. Рядом с ней расположился пожилой учитель, готовый в любой момент подбодрить ученицу и дать дельный совет. На пианино покоится огромное зеркало, отражающее лицо и часть туловища девушки. С правой стороны от пианино, за спиной учителя виднеется большая картина. Изображенный на ней сюжет, остается для зрителя неведом. У ног девушки виднеется струнный музыкальный инструмент – контрабас, или домра.

Первый план картины занимает большой стол покрытый тяжелой скатертью, концы которой спускаются до самого пола. Единственным предметом, расположенным на столе, является белый кувшин. Он же, по всей видимости, является источником света, поскольку выделяется на полотне более всего.

Особое внимание уделяет художник одежде персонажей. Учитель одет в строгий черный костюм с белыми манжетами. Судя по перетягивающей его телу перевязи и трости, на которую опирается мужчина, он принадлежит к высшему сословию. Скорее всего, девушка на полотне является его племянницей или дочерью. Девушка одета в длинное платье, по обычаям того времени состоящее из нескольких юбок. Верхняя юбка черная, нижняя – красная. Верх платья – белый. Девушка также не принадлежит к низшему сословию, скорее она воспитанница пансиона.

Несмотря на присутствие окон, белых стен и некоей игры света, созданной при помощи кувшина и зеркала, в целом картина достаточно мрачная.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта