Униженные и оскорбленные на картинах и рисунках Василия Перова. Картина осиротели
Художник Касаткин Н.А. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Николай Алексеевич Касаткин родился 13 декабря 1859 года в Москве. Его отцом был известный гравер А.А. Касаткин. В 1873 году Касаткин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И.М. Прянишников и В.Г. Перов. Картина «Нищие на церковной паперти» принесла начинающему художнику большую серебряную медаль. В 1883 году Касаткин окончил училище.
Уже в начале творческого пути художник отдавал предпочтение демократическому искусству. С 1891 года он становится активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок.
И.Д. Сытин приглашает его на работу в издательство. Здесь художник проработает более тридцати лет.
В становлении художника огромную роль играли другие члены Товарищества, а также Л.Н. Толстой. С писателем Касаткин состоял в дружеских отношениях, их объединяла общность мировоззрения. Не случайно в своих работах художник обращается именно к изображению жизни простых рабочих. Эта тема стала центральной в творчестве Касаткина. Он создает полотна «Семья рабочего», «В коридоре окружного суда», «Арестантки на свидании». Главные герои этих картин – люди из народа.
Жанровые картины («Соперницы», «Осиротели», «Шутка») очень реалистично и ярко изображают детали народного быта. Поездка на Донбасс произвела на художника неизгладимое впечатление, результатом этого посещения стал цикл картин, посвященных труду шахтеров: «Сбор угля бедными на выработанной шахте», «Шахтерка». Самой значимой работой этого периода стала картина «Углекопы – смена».
С 1894 года Касаткин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогической деятельностью художник будет заниматься до 1917 года. Его учениками стали В.В. Мешков, Б.В. Иогансон.
Касаткин, всегда отличающийся вниманием к проблемам народа, не мог остаться в стороне от событий 1905 года. Он откликнулся, создав полотна «Атака завода работницами», «Рабочий боевик», «9 января».
После революции 1917 года Касаткин активно работал над созданием новых образов. Ему удалось связать традиции русского реализма 19 века с искусством советского времени. Появляется целая галерея революционеров-пролетариев, рабочих. Художественную работу Касаткин совмещает с активной общественной деятельностью. Он становится членом Ассоциации художников революционной России, участвует в организации музеев.
Смерть настигла художника в тот момент, когда он давал пояснения к картине «Карийская трагедия» в Музее революции. Касаткин умер 17 декабря 1930 года.
Лучшие картины Касаткина Н.А.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Касаткин Н.А. «Кто?». Описание картины.. Художники-передвижники
1897 г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Касаткина Н.А. «Кто?»
На своей картине «Кто!» Касаткин Н.А. изображает бедную крестьянскую семью. Между персонажами картины происходит бытовая ссора. Муж сомневается в верности своей жены. В центре небольшой обветшалой комнатёнки стоит пустой деревянный стол.
Оперев сверху две руки, над ним стоит мужчина в длинном сером плаще. Его пристальный взгляд, обращённый на жену, говорит о том, что он очень напряжён и зол. Позади мужчины лежит упавший стул с его фуражкой. Возможно, когда он в порыве гнева резко встал, стул опрокинулся. За столом сидит его жена на стуле. Её голову покрывает белая простая косынка, под которую аккуратно завёрнуты тёмные волосы. На ней надето светлое платье без каких-либо украшений. Вся её склонённая поза и слегка опущенная голова показывает, что она чувствует вину перед мужем. Глаза женщина тоже опустила в пол, и не смеет взглянуть на мужа.
Прижавшись к ногам матери, и положив голову ей на колени, словно ища защиты, стоит её маленький сын. На нём голубенькая, подпоясанная толстой нитью сорочка. Мальчик имеет кудрявые светлые волосы. Мать рукой слегка поддерживает сына. Рядом на полу возле малыша лежит опрокинутая маленькая коричневая скамеечка. Тут же, возле нее мы видим и детскую разноцветную книжку. Видимо, когда родители стали ссориться, мальчик, разглядывавший картинки в книжке, испугался, и резко встав со свой скамеечки, случайно перевернул её, обронив книжку.
Повсюду в комнатке чувствуется нищета. Вокруг разбросан мусор и тряпки. Только лишь один самовар, словно насмехаясь, гордо отсвечивает позолотой.
Лучшие картины Касаткина Н.А.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Униженные и оскорбленные на картинах и рисунках Василия Перова — EA Culture
Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник-передвижник, чьи картины на социальную тематику оказались в центре общественных дискуссий середины и второй половины 60-х годов XIX века наряду с романами Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», вышедшими в эти же годы.
Начав с сатирического живописного жанра, Перов по возвращении в Москву после нескольких лет учебы в Германии и Париже, решил писать картины, героями которых стали простые люди, ведущие убогое существование, страдающие от холода, голода, болезней и непосильного труда, но терпеливо сносящие невзгоды до самой смерти. Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Эти произведения наряду с картинами, показывающими горе матерей, теряющих детей, и семей, потерявших кормильца, вошли в классику русской живописи, а созданные Перовым образы остаются узнаваемыми и через полтора столетия.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Очередная у бассейна. 1865. Холст, масло. 49,5х61 см. Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Проводы покойника. 1865. Холст, масло. 45,3х57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Утопленница. 1867. Холст, масло. 68х106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Последний кабак у заставы. 1868. Холст, масло. 51,1х65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Спящие дети. 1870. Холст, масло. 53х61 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Ночью в избе. Эскиз к картине «Спящие дети». Бумага на картоне, масло. 14,4х20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дедушка и внучек. 1871. Холст, масло. 78х62 см. Центральный художественный музей, Ташкент.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Старики-родители на могиле сына. 1874. Холст, масло. 42х37,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879. Холст, масло. 56,5х41,7 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мать с больным ребенком. 1878. Рисунок. 29,9х22,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х. Картон, масло. 36х56,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
eaculture.ru
Осиротевшие - Мясоедов Григорий Григорий
художник
Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма.Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.
Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма. Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.
произведение
Картина «Осиротевшие» написана Григорием Мясоедовым в тот период, когда его творческая активность пошла на спад, и он проживал в имении Павленки под Полтавой. Большой усадебный парк в его украинском имении, возможно, и послужил «фоном» для этой сюжетной картины. Известно, что нижнетагильская картина, написанная в 1903 году, стала авторским вариантом произведения «Осиротели» 1899 года, хранящейся в Харьковском художественном музее. Не установлено, кто изображен на картине, но первый вариант работы был написан именно в тот год, когда умерла от туберкулеза Ксения Иванова - молодая художница, вторая жена Мясоедова, мать его единственного сына. Может быть, смерть этой женщины навеяла воспоминания, и её портретный образ лег в картину.
детали
В обеих вариантах картины художник выделяет женскую фигуру своеобразным «ореолом» света вокруг головы.Почти с натуралистической точностью художник воспроизводит на первом плане сине-сиреневые колокольчики и различные травы - в этом не только любовь автора к «мелочам», но и страстное увлечение цветами, которые он выращивал в своем имении и даже написал брошюру по цветоводству. После создания харьковской картины, где образ женщины экзальтирован, прошло четыре года, и в тагильском варианте художник пишет совсем иной образ, придавая ему задумчиво-меланхолическое настроение. Дополняя одежду героини аксессуарами – маленький черный ридикюль, золотая цепочка с часами, Мясоедов украшает изображение. В тагильском варианте картины почти исчез трагизм повествования, сюжет приобрел характер «красивости», столь свойственный салонной живописи.
Лидия Хайдукова, искусствовед
в других музеях
www.histories.artmnt.ru
Живопись. Картина. Осиротели. 1891 г. Художник Касаткин. Открытка 1959 год. (155)
Параметры:
Тематика : Живопись
СОСТОЯНИЕ НА ФОТО.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАПРОСУ.
Обратная сторона открытки чистая в хорошем состоянии. На некоторых открытках в результате сканирования меняется цвет. Для примера прилагаю фото. При необходимости уточняйте состояние.
Тип сделки:
Предоплата
Способы оплаты:
Банковский перевод
Доставка:
Почта России
newauction.ru
Осиротевшие - Мясоедов Григорий Григорий
художник
Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма.Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.
произведение
Картина «Осиротевшие» написана Григорием Мясоедовым в тот период, когда его творческая активность пошла на спад, и он проживал в имении Павленки под Полтавой. Большой усадебный парк в его украинском имении, возможно, и послужил «фоном» для этой сюжетной картины. Известно, что нижнетагильская картина, написанная в 1903 году, стала авторским вариантом произведения «Осиротели» 1899 года, хранящейся в Харьковском художественном музее. Не установлено, кто изображен на картине, но первый вариант работы был написан именно в тот год, когда умерла от туберкулеза Ксения Иванова - молодая художница, вторая жена Мясоедова, мать его единственного сына. Может быть, смерть этой женщины навеяла воспоминания, и её портретный образ лег в картину.
детали
В обеих вариантах картины художник выделяет женскую фигуру своеобразным «ореолом» света вокруг головы.Почти с натуралистической точностью художник воспроизводит на первом плане сине-сиреневые колокольчики и различные травы - в этом не только любовь автора к «мелочам», но и страстное увлечение цветами, которые он выращивал в своем имении и даже написал брошюру по цветоводству. После создания харьковской картины, где образ женщины экзальтирован, прошло четыре года, и в тагильском варианте художник пишет совсем иной образ, придавая ему задумчиво-меланхолическое настроение. Дополняя одежду героини аксессуарами – маленький черный ридикюль, золотая цепочка с часами, Мясоедов украшает изображение. В тагильском варианте картины почти исчез трагизм повествования, сюжет приобрел характер «красивости», столь свойственный салонной живописи.
Лидия Хайдукова, искусствовед
в других музеях
www.histories.artmnt.ru
Русская живопись. Русские художники.: Художник Николай Алексеевич Касаткин
В замечательном созвездии русских художников-реалистов, творчество которых было тесно связано с жизнью и лучшими чаяниями своего народа, значительное и вместе с тем особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин — представитель младшего поколения передвижников.
Касаткин был первым художником, разработавшим в русском искусстве глубоко, остро и многосторонне тему быта народа. Касаткин родился в Москве в декабре 1859 года.
Детство его протекало в одном из районов города, заселенном бедным, трудовым людом, который позже становится основным героем произведений художника.
Получив дома хорошую профессиональную подготовку у отца, известного в то время гравера, Касаткин, четырнадцатилетний мальчик, в 1873 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где успешно занимается под руководством известных художников В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, получая неоднократные награды за представленные работы.
Имея звание классного художника, Касаткин занимался и преподавательской деятельностью.
Следуя заветам художников-демократов, Касаткин уже ранние произведения, написанные преимущественно на темы из жизни русского крестьянства, наполняет большим общественным звучанием и тем самым продолжает, а затем и развивает лучшие традиции русского идейного реализма.
Касаткину не удалось осуществить свои планы — поступить в Академию художеств для продолжения образования. В связи с болезнью отца и повседневными заботами о семье он вынужден был постоянно думать о заработке, что лишало его возможности в течение нескольких лет серьезно заниматься живописью.
Только в 1890 году на XVIII Передвижной выставке появляется его небольшая жанровая картина «Перекупка», успех которой ободряет художника и вдохновляет его на дальнейшее плодотворное творчество.
Через год он участвует на очередной выставке уже тремя картинами. Одна из них — «Соперницы», отличающаяся глубоким знанием жизни, тонкостью психологических характеристик женских образов, свежестью колорита в передаче широкой заснеженной улицы и свинцово-синего неба, приобретается П. М. Третьяковым для Галереи.
Товарищество передвижных выставок откликнулось на это необычное по сюжету и по живописным достоинствам произведение зачислением молодого художника в состав его членов.
В лице Н. А. Касаткина Товарищество приобрело активного, последовательного и верного до конца своего существования деятеля.
Это событие открыло новый, исключительно важный этап в жизни и творчестве Касаткина. Он писал: «Я получил веру, что мой труд найдет себе оценку и место».
И, действительно, уже в первые три года в результате творческого подъема и напряженной работы на очередных передвижных выставках одно за другим появляются интересные жанровые картины: в 1892 году — «Шутка» (приобретается П. М. Третьяковым), «Осиротели», «Семья»; в 1893 году — «Девушка у изгороди», «Тяжело», «Перед разлукой»: в 1894 году — «Трамвай пришел». «Девушка у изгороди» —произведение, запечатлевшее светлый образ простой девушки, полной грации и духовной красоты, также нашло свое место в экспозиции Галереи П. М. Третьякова.
В картине «Осиротели», близкой по идейному замыслу и эмоциональному строю к произведению Перова «Проводы покойника» художник лаконичным, выразительным живописным языком повествует о печальной участи одиноких детей в современной ему пореформенной деревне.
Касаткин предстает здесь проникновенным пейзажистом. Ясный, весенний день, особая тишина, разлитая в природе, не нарушают печального, сосредоточенного состояния сирот, пришедших на погост.
Как ни значительны и интересны произведения Касаткина на сюжеты из крестьянского быта, однако совершенно исключительное общественное и художественное звучание имели созданные им портретные этюды и картины из жизни рабочих, появлявшиеся с 1895 года на передвижных выставках: «Шахтерка», «Углекопы. Смена» и др.
Цикл этих произведений явился результатом поездок Касаткина с 1892 года в Донецкий угольный бассейн. Там, в годы подъема рабочего движения в России, художник пристально изучал рабские условия труда шахтеров, наблюдал рост классового самосознания пролетариата и первый создал ряд глубоко правдивых эмоциональных образов представителей рабочего класса.
Тем самым Касаткин вписал новую замечательную страницу в историю русской живописи, выступив подлинным новатором.
Картина «Углекопы. Смена» — самое монументальное по замыслу полотно Касаткина.
Не случайно, что появление картины и ценнейший этюд к ней на XXIV Передвижной выставке, а затем в залах Третьяковской галереи было воспринято передовыми представителями русского общества, как большое явление в русской живописи и общественной жизни.
Стасов отмечал, что в этих выдающихся произведениях «столько правды, столько энергии и правдивости кисти...», что они «много говорят уму и чувству».
Касаткин показал момент перед спуском в шахту.
В темном, сыром, мрачном помещении изображена группа шахтеров утренней смены вокруг шахтной клети в ожидании спуска. Из общей массы на мрачном фоне выделяется пожилой шахтер на переднем плане.
В изображенной фигуре чувствуется энергия, суровость и сознание своей силы. Скудностью освещения, своеобразным снаряжением людей с лопатами в руках, выбором момента перед спуском, спящими тут же на голом грязном полу подростками, не успевшими отдохнуть от непосильной работы, и темным холодным колоритом Касаткин убедительно, образно вскрывает тяжелые и мрачные условия труда шахтеров.
ruspainting.blogspot.com