Картины Н.К.Рериха, ч.1 Горные пейзажи. "Путь". Картины н


Картины Н.К.Рериха - горные пейзажи, "Путь"

Духовный Свет

Лет двадцать назад к нам в Ригу привезли из Москвы большую выставку картин Н.К.Рериха. Конечно, мы с друзьями отправились на эту выставку. Я обошла весь огромный зал, неспешно осмотрела картины. И направилась к выходу.

Около двери я обернулась… И вдруг увидела, что со всех картин льется свет! Словно из распахнутых окон! Я замерла в изумлении. Другая женщина, заметив мой взгляд, тоже остановилась… Так собралась небольшая группа людей. Мы все в восторге смотрели на эти картины, стоя у дверей – и воочию видели, как с них изливался удивительный, неземной свет!

В «Гранях Агни-Йоги» говорится о том, что картины Н.К.Рериха (Гуру) излучают духовный Свет:

«Каждое полотно — это кристаллы сгущённого Света, собранного в определённых сочетаниях в форме картин... Таким образом, значение выставки картин Гуру имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но всё же чувствуют нечто необъяснимое, не поддающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени». («Грани Агни-Йоги», 1964, V том, 516)

Чтобы заметить этот Свет, на картины Н.К.Рериха надо смотреть именно с большого расстояния. Вот что сказано об одной из картин:

«Её надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а ещё лучше из коридора, и тогда красоты её оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании». («Грани Агни-Йоги», 1960, I том. Окт. 30)

Горные пейзажи

Вспомним легенду о происхождении гор, данную в Учении Живой Этики:

«Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота".

И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут их на смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением". Так различаются люди на равнинных и горных». («Космические легенды Востока» из Учения Живой Этики)

В творчестве Н.К.Рериха особое место занимают горные пейзажи. Путешествуя, он создал огромное количество картин, которые несут в себе духовный свет горных высот. В Учении сказано:

«На высотах условия мысли иные. Даже сотня метров имеет значение. Даже подвал отличается от верхнего этажа. Имеет значение всё. Чем выше, тем характер мышления становится более утонченным. Нельзя представить себе, что на высоте трехсот километров мышление останется прежним. Как это ни странно, но космическое мышление станет много доступнее, когда человек фактически оторвется от Земли. Можно оторваться и в мыслях, но не всякое сознание способно к полетам мысли. Мешает нагрузка земная». («Грани Агни-Йоги», 1962, том III, 285)

Фантастическими кажутся эти яркие синие, лиловые, розовые тона. Но именно так и выглядят горы на самом деле:

 

Тибет (Утро) (1933)

Рерих Тибет (Утро)

 

Гора Пяти Сокровищ (1933)

Рерих Гора пяти сокровищ

 

Канченджанга (1938)

Рерих Канченджанга

 

Тибет (Вечерний свет) (1944)

Рерих Тибет (Вечерний свет)

 

В Учении Живой Этики духовный путь человека сравнивается с подъемом на горную вершину:

«Истинно, нужно принять символ Вершины, как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к Миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о Вершине восхождения». (Агни Йога, "Мир Огненный". ч.3, 22)

"Путь"

Основатели мировых религий, святые и духовные учителя были посланниками Иерархии Светлых Сил, которые воплотились на Земле для того, чтобы нести человечеству Свет Истины. Невероятно трудной и полной страданий была их земная жизнь. Елена Ивановна Рерих писала:

«Если исторически мы проследим появления Великих Учителей, то увидим, что ко времени Их появления все бывшие до них Учения совершенно утратили свою первоначальную чистоту и были искажены до полной неузнаваемости.

К сожалению, наше сознание не может вместить все значение подвигов Сынов Света на плане земном и в Мирах надземных. Но на протяжении бесконечных тысячелетий в самоотверженном служении Общему Благу отказывались Они от высших радостей в Мире Огненном и в кровавом поту стояли на дозоре, принимая терновые венцы и испивая чаши яда из рук облагодетельствованного Ими человечества!» (Письма Е.И.Рерих, 18.11.1935)

 

Путь (1936)

Рерих Путь

Учение Живой Этики упоминает о многих Учителях Света под зашифрованными именами. Иисус Христос назван Великим Путником. На картине Н.К.Рериха «Путь» мы видим человека, уходящего вдаль по острым камням узенькой горной тропинки. И понимаем, что это Великий Путник. Путь Его опасен и труден – между скалой и обрывом. Руки подняты, как напоминание о распятии.

Этот не тот Иисус Христос, который проповедует или служит объектом поклонения. Он идет вперед – и нам как бы предстоит следовать за Ним по тропинке. Принцип следования ученика за Духовным Учителем – основополагающий в Учении Живой Этики. Не поклонение и не обращение с просьбами о жизненных благах, а применение Заветов Учителя на трудном пути духовного восхождения.

Глядя на эту картину, мы вспоминаем слова из Учения:

Спросят: как перейти жизнь?

Отвечайте: как по струне бездну –

Красиво, бережно и стремительно.

(«Листы сада Мории», ч.1, Зов)

 

strelnikova.lv

Картины Н.К.Рериха, ч.3 - "Ведущая"

"Ведущая"

Заснеженные горные вершины, стремящиеся ввысь. Прекрасная одухотворенная женщина в белоснежном одеянии увлекает за собой земного юношу на вершину горы. Легко, словно взлетая, Носительница Света поднимается на гору. Восхищенный ее красотой (лицо женщины не прорисовано – это некий идеальный образ), юноша упорно карабкается по заледеневшим камням, устремляясь вслед за ней всё выше и выше. Н.К.Рерих писал об этой картине:

«И как апофеоз... духовного стремления, мне хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам». (Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам»)

Ведущая (1944)

рерих Ведущая

На юбилейных торжествах в 1974 году, посвященных 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха, Святослав Николаевич Рерих сказал:

«Я хочу вам сказать, что Николай Константинович был не только великим художником, учёным, путешественником, писателем, поэтом. Он был замечательным человеком. И в этом он был не один. С ним всегда была его верная сотрудница, моя матушка, Елена Ивановна. Вместе они провели всю свою жизнь, и с самого начала их судьбы слились в один прекрасный общий подвиг. Ибо, действительно, трудно описать их жизнь лучшим словом, как великий подвиг. С одной стороны, Елена Ивановна изучала философии мира, и она их знала досконально. С другой — она всячески способствовала и помогала Николаю Константиновичу в его творческой работе. Её знание философии было очень необходимо Николаю Константиновичу, потому что она могла как бы развёртывать на его пути многие, очень для него нужные доктрины. Во всех путешествиях, во всех его начинаниях Елена Ивановна всегда играла главную, первенствующую роль. И можно сказать, что он как бы олицетворил это в своей картине «Ведущая», которую вы увидите в Академии.

Я привёз с собой серию картин Николая Константиновича. Они никогда не выставлялись в Советском Союзе, также как и в других странах. Поэтому эти полотна представляют особый интерес. Среди этих картин вы найдёте одну, которая называется «Ведущая», на ней женщина через отроги скал ведёт мужчину на вершину горы. Николай Константинович посвятил многие свои труды Елене Ивановне, и он всегда и во всём заботился о том, чтобы она могла бы совершать свою работу как можно легче, как можно лучше. Елена Ивановна была автором многих книг. По философии, по буддизму. И до конца своих дней, я бы сказал, до самого последнего дня, она работала, не прерывая своего замечательного подвига».

В Учении Живой Этики сказано о духовной роли женщины в Новую Эпоху. Е.И.Рерих писала:

«Еще сказано: “Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину”. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н.К. (Н.К.Рериха) “Та, которая ведет”. Так женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы. И не есть ли это величайшая задача – одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте». (Е.Рерих. Письма. Том II. 17.8.1934)

strelnikova.lv

Художник Дубовской Н.Н. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Николай Никанорович Дубовской родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске. Его отец был потомственным казаком, поэтому мальчику изначально была выбрана судьба военного. Однако уже в раннем детстве ребенок начал проявлять способности в искусстве рисования. В 1870 году Дубовской становится кадетом  Владимирской Киевской военной гимназии.

За время обучения в гимназии он не теряет интереса к живописи, а окончив ее, просит у отца разрешения для поступления в Академию художеств. Там Дубовской учится под руководством М.К. Клодта. Однако закончить Академию ему не удалось, так как Дубовской отказался писать выпускную работу на выбранную Академией тему. В итоге художник лишается поездки за границу и вообще поддержки Академии.

С этого момента он свободен. Дубовской пишет природу окрестностей Петербурга. В этот период появляются работы «После дождя», «Перед грозой». Художник представляет свои картины на передвижных выставках. Особенный успех ему принесла картина «Зима», ставшая новым явлением в пейзажной живописи. Она поразила публику удивительными цветовыми эффектами на основе традиционного простого пейзажа. Полотно «Зима» отличалось небывалой эмоциональностью художника.

Дубовской становится постоянным участником выставок, проводящихся Товариществом передвижных художественных выставок. Новым успехом художника стала картина «Ранняя весна».  Впоследствии он переходит от красочных пейзажей к картинам, отвечающим тенденциям современности. Одной из таких работ стала картина «Притихло», которая, по свидетельствам исследователей, отражает обстановку в стране. Пейзажная техника оттачивается с годами, тематика остается разнообразной.

Среди основных тем появляется красота водной стихии. Характерная черта манеры Дубовского – изображение жизни природы вкупе с эмоциями и переживаниями человека. Его пейзаж прост и лаконичен, он дышит оптимизмом. Главные компоненты его работ — пространство, воздух, свет. С годами романтические черты картин Дубовского усиливаются. Примерами подобных работ могут служить полотна «Дождь прошел», «Ураган в степи». Характерные черты работ Дубовского стали основой нового метода живописи – «пейзажа настроения». Это направление художник создает вместе с И.И. Левитаном

Дубовский много путешествует по Европе, делая зарисовки и наброски. С 1897 года он много работает и как педагог. Он также становится членом Мюнхенского Сецессиона, постоянным участником выставок.

Начало первой мировой войны стало для Дубовского тяжелым временем перемен. Он умер 28 февраля 1918 года. Причиной смерти стал паралич сердца.

 

Лучшие картины Дубовского Н.Н.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Персональный сайт - Описание картины Н.К.Рериха "Оттуда"

Описание картины Н.К. Рериха «Оттуда»

Картина Н.К.Рериха «Оттуда», написанная в 1936-1937 годах, относится к Алтайскому циклу картин художника. За время пребывания на алтайской земле Рерихом было создано немало работ, однако, многие из них были в стадии эскизов, этюдов и лишь гораздо позже художник заканчивал их. Так было и с вышеназванной картиной. Н.К.Рерих с экспедицией прибыл в с.Верхний Уймон в августе 1926 г. и пробыл там около месяца. Уймонские старожилы рассказывали, что Рерих ежедневно выезжал на лошади в горы, на этюды; он никогда не расставался с мольбертом, рисовал и на выездах, и дома; в его комнате в доме Атамановых все стены были увешаны картинами и этюдами окрестных гор.

Картина «Оттуда» не сразу понятна неискушённому зрителю : на переднем плане изображён быстрый, бурный горный поток воды, через который перекинут даже не мостик, а просто узкая доска. По ней , из глубины гор, идёт высокая женщина в светлых одеждах. На ближнем берегу её ожидает молодая алтайская девушка. Сюжетом для картины послужила легенда о Беловодье, очень известная на Алтае. На картине изображена «беловодская женщина». Жители Верхнего Уймона рассказывали Н.К.Рериху: «Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. «Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор –по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицо темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан». «Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу – помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны». Подобные легенды Н.К.Рерих слышал не один раз. Ещё до посещения им Алтая караванщики Хотана рассказывали ему: «Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран.Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю…Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле». Далее Николай Константинович пишет: «Я спросил их, можем ли мы тоже увидеть таких людей. И они ответили: «Да, если ваши мысли высоки и общаются с этими святыми людьми, потому что на земле только грешники, а чистые и мужественные уходят к чему-то более прекрасному». Так, в данной картине художник , знакомя нас с философской легендой, отобразил надежды на обновление мира, отобразил душу алтайского народа, живущего в суровых условиях выживания. Сам Н.К.Рерих писал: «Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полётов мысли. Мысль кристаллизуется в видимые плотные формы.»

Обратим теперь внимание на цвет и оттенки гор. Почти половину по высоте картины занимают горы коричнево-красноватого оттенка, символизирующие земные, материальные мысли и действия; а вот на дальнем, более высоком плане горы имеют чистые синевато-голубоватые тона. Там чистота, возвышенность, божественность, благодать. Туда устремляются мыслями такие же встревоженные, озирающиеся люди, как эта молодая ждущая алтайская девушка. Неисповедимыми путями распространяется Учение…

Многие знают, что картины Н.К.Рериха имеют целебное свойство. Некоторые доктора вешают их в комнаты своих пациентов. И как же может быть иначе, когда концепция их поднимает дух зрителя, а гармония красок действует успокаивающе на нервную систему, что уже является залогом исцеления, не говоря уже о тех эманациях чистого духовного устремления творца, которые наполняют их. Художник Н.К.Рерих в своих картинах использует новую ступень – ступень синтеза, сочетая чисто художественные задачи с творческой мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение людей, созерцающих картины, соответственно расширяется, вмещая искусство во всей его полноте. Н.К.Рерих стремится овладеть шкалой света , комбинируя цвета спектра в видимых формах. Чтобы их воспроизвести и изобразить, надо удержать вибрации света в третьем глазу, усмотреть и удержать, чтобы потом воспроизвести.

Каждая картина, созданная художником, и в том числе картина «Оттуда» представляет собою комбинацию известных красок, или их гармоническое сочетание, т.е. синтез. Чем краски гармоничнее, тем совершеннее их синтез. И, когда эта гармония достигает высокой степени совершенства, краски начинают светиться, или сиять. Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на всё время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени. В настоящее время оригинал картины хранится в Музее Николая Рериха , в Нью-Йорке. Использованная литература: «Рерих Н.К. Описание картин» , составитель Карбовская Т.Ф.

tambovrerich.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта