7 шедевров живописи, изображающих Вознесение Господне. Картина вознесение


7 шедевров живописи, изображающих Вознесение Господне

13 июня православный мир отмечает один из главных церковных праздников – Вознесение Господне.

Согласно преданию, на сороковой день после Воскресения, перед тем, как войти в небесный храм Отца своего, Иисус Христос в последний раз явился своим апостолам. Спаситель пообещал ученикам скорое ниспослание Святого Духа, вывел их из Иерусалима на Елеонскую гору и, благословив, поднялся в небо. На этом земное служение Иисуса Христа завершилось - он стал защитником и заступником человечества на Небесах, в Царстве Божием.

Знаменательное событие стало одним из основных сюжетов для картин художников различных эпох. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку наиболее интересных произведений искусства, посвящённых теме Вознесения Господня.

1. Рельеф на деревянных дверях церкви Санта-Сабина в Риме был сделан около 430 года н.э. По оценкам исследователей, это самое раннее изображение сцены Вознесения Господня. Стоящий Христос со свитком в руке окружён символами Евангелистов в медальонах. Внизу изображена Богоматерь, над ней – два апостола, которые держат крест в круге.

2. Падуанскую капеллу Скровеньи украшает фреска "Вознесения Христа" Джотто, сделанная им в 1304-1306 гг. Художник строго следует библейским канонам: Иисус, изображённый в профиль, как бы самостоятельно восходит на небеса. Воздетые руки спасителя – деталь из рассказа апостола Луки, а отделяющее Христа от земли облако упоминается в Деяниях. На небе Господа приветствует хор из двадцати четырёх ангелов.

3. Известный русский иконописец Андрей Рублёв написал "Вознесение Господне" в 1408 году в селе Владимиро-Александровское. Икона была сделана в темпере на липовой доске. В настоящее время творение Рублёва находится в Государственной Третьяковской Галерее.

4. В кафедральной церкви святого Лаврентия в Генуе (Италия), вблизи амвона в стену вделана большая картина "Вознесение Господне". Автор произведения неизвестен, однако некоторые исследователи приписывают её Леонардо да Винчи. По свидетельствам историка Михаила Верна, картина была украдена из Генуэзского собора, увезена в Испанию и продана в один из местных монастырей. Там её увидел и узнал беглый итальянский каторжник, после чего вернулся на родину и смело предстал перед судом, объявив место, где находится похищенная реликвия. Картину тотчас вернули в Геную, а нашедшего осудили за бегство на казнь, однако наказание не было исполнено. О геройском поступке каторжника узнал король и освободил из-под стражи, сделав сторожем иконы при Генуэзском соборе.

5. Картина "Вознесение Христово" Рембрандта была выполнена по заказу принца Фредерика Хендрика Оранского. Эта работа входит в цикл картин "Страсти Христа", над которым художник трудился с 1636 по 1939 гг. Харменс ван Рейн Рембрандт закончил "Вознесение»"зимой 1636 года, в это же время от лихорадки умер его первенец. Художник ничего не сказал о своей трагедии заказчику, лишь изобразил в облаках порхающих ангелочков, символизирующих души  ушедших детей.

6. Знаменитый художник-портретист, мастер монументально-декоративного искусства Андрей Матвеев в 1728-1733 гг. украсил стены Петропавловского собора. Впервые в храме были не фрески, а огромные станковые картины, написанные маслом на холстах. Одна из работ рассказывала о Вознесении Господня. К сожалению, картина была уничтожена пожаром в 1756 году.

7. Исторический, религиозный живописец Тимофей Нефф в 1850-х годах написал "Вознесение Господне" для Исаакиевского собора. Сегодня этот храм украшают мозаичное переложение оригинальной картины Неффа, сделанные в 1900-е годы мозаической мастерской Академии художеств. Согласно подсчетам искусствоведов, чтобы передать все цветовое богатство работы Неффа мозаичисты использовали смальту более 12 000 цветовых оттенков. На создание мозаики площадью один квадратный метр у художников уходил год напряженной и кропотливой работы.

Читайте еще: Вознесение Господне: Небо становится ближе

amp.vm.ru

Рубенс — «Вознесение Богоматери» | Великие художники

Ноябрь 27, 2012

Рубенс Вознесение Богоматери

Вознесение Богоматери

1611-1614; 458х297 смМузей истории искусств, Вена

Рубенс написал три картины на сюжет Вознесения Богоматери. Первая, представленная здесь, была написана в 1611-1614 годах по заказу эрцгерцога Альберта для оформления церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе, судьба второй, законченной в 1616 году, не известна, а третья, созданная в период с 1624 по 1627 годы, была предназначена для украшения главного алтаря кафедрального собора Антверпена.

Во всех трех картинах художник прибегает к одному и тому же типу композиции. Эжен Фромантен обращает внимание на то, что творчество Рубенса «в принципе лишено этих поразительных метаморфоз, которые у большинства мастеров определяют переход от одного периода творчества к другому и называются разновидностями стиля».

Художник слишком рано нашел свой собственный стиль и слишком неожиданно умер, чтобы в его искусстве могли проявиться наивность молодого мастера или упадок творческих сил, присущий мастерам зрелым. Собственно, по той же причине Рубенс не был замечен ни в каких художественных поисках: найденные еще в молодости композиционные и технические приемы раз и навсегда становятся главными элементами его искусства.

Когда Рубенс впервые обращается к теме Вознесения Богоматери (а это случилось всего через несколько лет после возвращения из Италии), — скорее всего, у него перед глазами стояла столь поразившая его картина Тициана на ту же тему. Подобно тициановской, Мадонна Рубенса возносится в небеса, поддерживаемая сонмом ангелов, а жест правой руки и взгляд, обращенный к небу, вообще кажутся скопированными фламандским художником с работы его итальянского коллеги.

На обеих картинах фигура святого Иоанна чрезвычайно важна с точки зрения композиционной целостности: его воздетые к Богоматери руки соединяют нижнюю и верхнюю части композиции. Однако если на картине Тициана можно обнаружить целый спектр оттенков и бесконечную растяжку желтого, то на картине Рубенса, как нетрудно заметить, преобладают оттенки синего.

Рубенс Голова святой Аполлонии

Голова святой Аполлонии

рисунокГалерея Уффици, Флоренция

Техническое замечание

Великий живописец был также великим рисовальщиком. Портреты, зарисовки, подготовительные этюды голов, фигур, которые потом переносились на большой холст, — всего сохранилось около 300 рисунков Рубенса.

Набросок композиции он, чаще всего, делал пером, бистром. Любил рисовать также углем с подцветкой сангиной, мелом, белилами.

Созданию картины у него обычно предшествовало построение композиции — сначала в рисунке пером или в более поздний период — кистью на загрунтованной доске. Затем он исправлял и завершал основное распределение масс и цвета в эскизе. В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогали его ученики.

Картины Рубенса, описание

картина рубенса «снятие с креста»Снятие с Крестакартина рубенса «похищение дочерей Левкиппа»Похищение дочерей Левкиппакартина рубенса «Охота на львов»Охота на львовкартина рубенса «Крестьянская свадьба»Крестьянская свадьбакартина рубенса «Пейзаж с замком»Пейзаж с замкомкартина рубенса «Суд Париса»Суд Париса

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Икона "Вознесение Господне" - гимн соединения человека с Богом

Одна из наиболее известных в православии икона «Вознесение Господне» являет в своём сюжете важнейшее событие Нового Завета. Иисус Христос, сочетая в Себе Божественную сущность с человеческой природой, совершает в Своём Лице вознесение и обожение человеческого естества, прежде повреждённого первородным грехом и обречённого смерти. Эта икона несёт в себе наглядное обетование всем праведникам предстать у Престола Божия и унаследовать вечную жизнь.

Икона Вознесение Господне

Связь Новозаветного сюжета с иудейским законом

Событие, в память которого написана икона «Вознесение Господне», празднуется в христианском мире на сороковой день после Пасхи. Это соответствует Библейскому повествованию, так как, по свидетельству апостолов, именно сорок дней пребывал с ними Господь после Своего Воскресения, прежде чем вознестись к Престолу Отца Своего.

Следует отметить, что количество дней ― сорок, указано неслучайно. Оно вытекает из иудейской традиции. Согласно Закону Моисея, каждый младенец по истечении сорока дней от рождения должен был быть принесён в храм к Господу. Так как Воскресение Иисуса из мёртвых олицетворяет рождение к новой жизни, то в полном соответствии с Законом именно на сороковой день Он и вступает в Небесный Храм Своего Отца.

Значение праздника

Чем же особенно дорога нам икона «Вознесение Господне»? Значение её прежде всего в том, что она посвящена празднику, который можно в полной мере назвать «праздником Неба». Но не материального, а духовного Неба ― Царствия Божия, которое было затворено от нас грехопадением прародителей наших ― Адама и Евы. С тех пор тяжесть греха довлела над всеми людьми, обрекая их на земную жизнь с её страданиями, тленностью и смертью. Икона «Вознесение Господне» представляет именно открытие людям Неба как когда-то потерянного и вновь обретённого Вечного Дома.

Древнее установление праздника

Икона Вознесение Господне, значение

Праздник, посвящённый этому важнейшему событию, был установлен ещё в период раннего христианства. Об этом известно в первую очередь из апостольских постановлений, предписывающих отмечать его на сороковой день после Пасхи. Кроме того, очень важны в этом плане свидетельства выдающихся отцов церкви, таких как Иоанн Златоуст и Блаженный Августин.

Авторами же священных текстов к богослужениям этого дня были столь почитаемые во все века христианства авторитеты, как Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнопевец. Нельзя не вспомнить и широко известные дневники западноевропейской паломницы Эгерии, посетившей Святую Землю в конце IV века и оставившей подробный рассказ о праздновании дня Вознесения Господня. Единственной отличительной чертой было то, что в те годы этот праздник отмечали одновременно с праздником Пятидесятницы.

Тема Вознесения в искусстве

Тема этого праздника нашла широкое отражение в изобразительном искусстве. Следует заметить, что иконография образа в настоящее время представлена в двух вариантах. Первый ― станковая иконопись, сложившаяся на самой заре христианства и получившая своё развитие сначала в работах византийских мастеров, а позднее и российских иконописцев. Второй же вариант представляет собой монументальную храмовую живопись. Вознесение Господне часто является в нём основным сюжетом росписи купола. Наиболее яркие его образцы относятся к XI-XIV векам.

Икона Вознесение Господне из янтаря

Для того чтобы ясно представить, каким образом сформировался сюжетно-композиционный принцип, на основании которого написана практически каждая известная икона «Вознесение Господне», следует обратиться к самым ранним из дошедших до нас изображений. Среди них в первую очередь нужно упомянуть резную композицию на деревянных дверях римской церкви Санта-Сабина.

Ранние из известных ныне изображений Вознесения

Композиция представляет возносящегося Спасителя, изображённого в круглом медальоне, окружённом четырьмя символами евангелистов. Ниже изображён небесный свод со светилами, а под ним фигуры двух апостолов, держащих крест над головой женщины, в которой без труда угадывается Пресвятая Богородица.

Другое раннее изображение данного сюжета представлено на одном из сосудов VI-VII веков из сокровищницы собора в Монце. На нём фигура Христа в момент вознесения представлена в мандроле (вертикальный овал), и сама композиция дополнена изображениями ангелов, двенадцати апостолов и Богоматери Оранты (фигура с молитвенно воздетыми руками). Подобная трактовка и легла в основу последующих композиций.

Господь во славе Своей

На всех существующих иконах «Вознесение», Спаситель изображён в ореоле славы и торжества и являет Собой образ Того Судии, который по обетованию придёт воздать «каждому по делам его». Такой иконографический тип изображения Иисуса Христа носит название Пантекратор, то есть Вседержитель. Державность Царя Небесного, ведущего всех верных своих в мир горний, ― вот главное чувство, которое рождает икона «Вознесение Господне».

Икона Вознесение Господне, хромолитография

Из янтаря и бронзы, из серебра и слоновьей кости выполняли мастера предметы церковной утвари с изображением этой сцены. Среди них встречаются подлинные произведения искусства. Их образцы можно видеть в крупнейших музеях мира. И это неслучайно, ведь едва ли можно найти в христианском искусстве более известный и узнаваемый сюжет, чем икона «Вознесение Господне». Хромолитография, начиная с тех времён, когда на основе её технологии стали тиражировать народные лубочные картинки, позволила этим изображениям войти в дом каждой православной семьи, независимо от её достатка, что, несомненно, послужило ещё большей популяризации сюжета.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта