Как разоблачают подделку картин. Подделки картин
Подделки на рынке живописи
Целая индустрия по изготовлению подделок художественных произведений непрерывно развивается и совершенствуется вместе с антикварным рынком. Есть в ней свои ремесленники и свои творцы...
Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальсификатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн.Полотно изначально считалось подделкой, когда его нашли в 1947 году;
Картина была признана шедевром неизвестного мастера XVII века после экспертиз в 2008-2009 годах;
В 2011 году холст вновь признан подделкой, но уже приобрел знаменитого автора, ценность авторства которого сравнима с именами великих художников.
Около 2 млн фунтов стерлингов получит русский миллиардер Виктор Вексельберг от аукционного дома «Кристиз». Эти деньги были заплачены олигархом на аукционе за картину Бориса Кустодиева «Одалиска», которую позже признали подделкой. Аукционный дом отказался вернуть деньги добровольно, поэтому добиться отмены сделки Вексельбергу удалось только через суд в Лондоне.Инвестиционный фонд «Аврора», подконтрольный Виктору Вексельбергу, приобрел «Одалиску» в 2005 году. На торгах за нее уплатили рекордную для полотен Бориса Кустодиева сумму в 1,7 млн фунтов стерлингов. Уже в России эксперты определили, что картина поддельная, однако аукционный дом отказался признать эти заключения.
На небольшом полотне изображена обнаженная женщина «в интерьере». На суде российские эксперты указали, что манера письма не соответствует «фирменному» стилю художника. «В целом картина похожа, Кустодиев и Кустодиев», — рассказал РИА Новости Владимир Петров, принимавший участие в одной из экспертиз. Несоответствия, по его словам, стали всплывать при детальном осмотре картины.
Характер мазков у Кустодиева экспрессивный, создает цветовую игру, а здесь цвета прорисованы примитивно и будто отделены друг от друга. Интерьер тоже рисовали не так: в нем смещены пропорции, не хватает характерных для мастера деталей и легкости. Претензии вызвала и подпись художника. Она была выполнена пигментом с содержанием алюминия, которого при жизни Кустодиева не было.
Эксперты со стороны ответчика оправдывались. Небрежность в написании возникла потому, что Кустодиев писал картину в спешке. Он уже был прикован к инвалидной коляске и остро нуждался в деньгах. Что касается подписи, то «алюминиевая» краска уже существовала, хотя и использовалась редко.
Судья принял сторону россиян. Впрочем, при оглашении вердикта уточнил, что определить с полной уверенностью, чьей рукой написана «Одалиска», он не может. Просто доводы истцов показались ему более убедительными.Кошки-мышки
Ситуация с полотном Кустодиева наглядно демонстрирует, как сложно отличить подлинник от подделки. На вооружении экспертов новейшие методики, но даже они срабатывают далеко не всегда.
Рентген, химический анализ, инфракрасные лучи и ультрафиолет — все эти исследования позволяют «просканировать» картину. Рентген считывает слои краски. После этого становится понятно, как художник добивался того или иного оттенка, и можно говорить об авторской манере письма.
Ультрафиолет и инфракрасные лучи выявляют места, дописанные позже. С их помощью определяют, например, когда поверх подписей одних художников ставят автографы других. Так произошло во французском Гренобле, когда выявили подделку картины Густава Курбе, живописца XIX века. Под его именем стояла подпись «Кутюр». Фальсификатор закрасил последние три буквы, чтобы исправить подпись и таким образом увеличить стоимость картины.
Химический анализ определяет состав краски. Это позволяет экспертам говорить о дате написания полотна. Так в Лондонской национальной галерее в 1965 году обнаружили подделку Гойи. Оказалось, что при создании картины использовали краски, которыми стали пользоваться позже.
Наконец, существует методика, изучающая характер трещин на холстах. Она делает вывод, появились трещины в результате естественного старения или же были сделаны специально — скальпелем или иглой.
Однако как быть, если, например, именем известного художника подписывают безымянное полотно того же времени? Или когда новую картину пишут красками, которые соскоблили со старых холстов? Именно так в 2008 году Третьяковская галерея объяснила ошибки своих экспертов. «Краски те же. Работы одного года. Никакой химик здесь ничего не докажет», — заявил представитель Третьяковки в интервью Интерфаксу.
«Есть и еще один момент: беспристрастность самих экспертов, — говорит собеседник "Руси", имеющий отношение к закупкам предметов искусства на аукционах. — Нередко в спорных вопросах появляются два совершенно противоположных мнения экспертов. И тогда приходится выяснять, какие силы стоят за каждым. Не имели ли место теневые сделки между продавцом и оценщиком».
Мастера жанра
Самым известным изготовителем подделок считают голландца Хана ван Меегерена, жившего в первой половине XX века. На его счету десятки поддельных картин Вермеера Дельфтского, Питера де Хоха и других голландских живописцев XVII века.
В 1937 году Меегерен продал свое полотно «Христос в Эммаусе» за 2 млн долларов. Он выдал картину за раннего Вермеера, сообщив, что приобрел ее во время поездки в Италию у одной обедневшей семьи. И критики поверили.
Обман раскрыл сам Меегерен спустя десять лет. В Голландии его арестовали за связи с нацистами. Во время войны он продал очередную картину под Вермеера, выдав ее за оригинал, фашистскому лидеру Герману Герингу. Чтобы избежать тюрьмы, ему пришлось сознаться, что полотно было поддельным. Меегерен заявил: он специально продал подделку Герингу, чтобы навредить нацистам.
Для подтверждения этих сведений фальсификатора на шесть недель посадили под домашний арест. За это время он в присутствии наблюдателей создал еще одну подделку, масштабное полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме».
Французский живописец XIX века Жан Батист Камиль Коро и сам был не против подделок. В его студии собирались подражатели, которые писали, имитируя манеру Коро. Шутки ради мастер нередко ставил на этих картинах свою подпись, чем основательно запутал искусствоведов.
Целая артель фальсификаторов под руководством француза Фернана Легро изготавливала в 60-е годы подделки под Пикассо, Матисса и Модильяни. Легро вез картины в Штаты, где на таможне их проверяли эксперты, как правило, не очень дотошные. Они выписывали ему сертификаты подлинности, что в тысячи раз увеличивало стоимость работ.
Методики исследования предметов искусства совершенствуются. Это привело к тому, что крупные аукционные дома объявляют «срок годности» на проданные лоты. Аукцион гарантирует подлинность, но эта гарантия длится всего лишь два-три года. Этим аукцион страхуется от того, что с развитием методик проданные им сегодня подлинники могут позже объявить фальшивками.
В истории подделок есть и истории-перевертыши. Так, в 2009 году полотно под названием «Сводня», которое раньше считали работой имитатора Меегерена, признали подлинником ван Бабюрена, живописца XVII века.
Источник: rusplt.ru
rupo.ru
10 гениальных обманов в искусстве
Самые дерзкие подделки картин и скульптур.
В середине сентября в США завершился процесс над арт-дилером Глафирой Розалес, которой удалось продать под видом подлинников 60 фальшивых предметов искусства на общую сумму $30 млн. Теперь Розалес ждет 20 лет тюрьмы, но в течение нескольких лет — с 1994 по 2009 год — ее махинации проходили незамеченными. Картины приобретали крупные нью-йоркские галереи.- Стоимость покупки: $17 млн
Подделка скульптур Джакометти
«Христос в Эммаусе», Ян Вермеер
- Стоимость покупки: $6 млн
«Одалиска», Борис Кустодиев
- Стоимость покупки: $6 млн
«Пейзаж с ручьем», Иван Шишкин
- Стоимость покупки: $1,1 млн
«Лес», Макс Эрнст
http://worldartdalia.blogspot.com/2013/09/10_1336.html- Cтоимость покупки: $7 млн
«Сиреневая скатерть», Марк Шагал
http://worldartdalia.blogspot.com/2013/09/10_1336.html- Стоимость покупки: $500 тысяч
«Буксир и баржа в Самоа», Поль Синьяк
После обнаружения подделки картин далеко не всегда уничтожаются. На западе существует практика передачи таких картин в художественные или исторические университеты, чтобы на примере удачных или неудачных фальшивок обучать студентов. В последнее время все более популярными становятся выставки подделок, которые организуют подобные университеты. Одна из самых популярных прошла в штате Огайо в 2012 году. На ней показали «Пикассо», «Синьяка», «Каррена» кисти Марка Ланди, который нарисовал за свою жизнь не меньше 60 подделок. Несмотря на то, что деятельность Ланди ФБР раскрыло еще в 2008 году, никаких обвинений ему выдвинуто не было, так как свои картины он не продавал, а дарил музеям. Но строго говоря, финансовый урон музеи (а их оказалось не меньше 30) все-таки понесли — в первую очередь, тратя сейчас деньги на проверку работ, которые Ланди принес им в дар. Зачастую представляясь вымышленным именем и действуя от имени религиозной общины, Ланди дарил поддельную картину, якобы в память о родственнике, который имел отношение к музею или его дирекции. Однажды он посетил директора музея университета Хиллиард в городе Лафайетт, штат Луизиана, и подарил ему картину американского художника Чарльза Каррена. Эксперт, проверяя картину, обнаружил, что маслом рисовали не по холсту, а по отпечатанной репродукции картины. Ввиду того, что экспертное сообщество — тесный круг людей, которые хорошо знают друг друга, вскоре выяснилось, что незадолго до прокола с «Карреном», Марк Ланди пожертвовал музею Оклахомы «Поля Синьяка» (подлинник работы висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге). При чем такого же «Синьяка» в то же время он подарил и музею в Джорджии. Везде под маслом проступали пиксели отпечатанной репродукции.«Модильяни» от Эльмира де Хори
Об Эльмире де Хори пишут книги и снимают кино. За свою жизнь он создал тысячи подделок самых известных и дорогих художников — от импрессионистов до модернистов. Чтобы убедить в истинном происхождении картин, де Хори покупал старые каталоги с картиной нужного художника, затем аккуратно вырезал ее оттуда, рисовал своего «Матисса» или «Пикассо», фотографировал картину и вставлял иллюстрацию обратно в каталог. У покупателя в таком случае не оставалось никакого сомнения, что перед ним оригинал. Обман раскрылся после того, как в 1960-х годах техасский нефтяной магнат Алгур Медауз купил большую коллекцию картин — «Модильяни», «Пикассо», «Матисс» и других — у арт-дилера Фернана Легро, который сотрудничал с де Хори. После того, как Медауз подал в суд, де Хори предпочел остаться в Испании. Там он продолжил рисовать, но уже подписывался своим именем. В 1980-х годах, уже после смерти художника, крупные аукционные дома — Sotheby’s и Christie’s стали продавать его работы под его же именем — цена начиналась от нескольких сотен фунтов и доходила до нескольких тысяч. Однако в начале 1990-х эксперты обратили внимание на то, что качество работ не всегда было одинаково хорошим, и заподозрили, что самого де Хори тоже кто-то подделывает. Торги работами художника решили прекратить.«Дега» от Тома Китинга
Британец Том Китинг, как и многие другие художники, рисовавшие подделки, не собирался зарабатывать на жизнь столь неприглядным способом. Однако художника по фамилии Китинг покупать не хотели. Первую подделку он нарисовал, когда работал реставратором — это была работа в стиле британского художника Фрэнка Мосса Бэннета. Напарник Китинга отнес картину, не спросив разрешения у художника, в соседнюю галерею, где ее случайно обнаружил сам Китинг по пути на работу. Сам он считал себя последователем Эдгара Дега. Он говорил, что знаменитый художник был учителем учителя его раннего учителя. Затем, правда, Китинг утверждал, что в нем проснулся Эль Греко. Всего за свою жизнь он нарисовал около двух тысяч картин, которые сейчас продаются на аукционах под именем Китинга. В 1980-х, когда обман художника раскрыли, никто не интересовался ими, но спустя десять лет картины Тома Китинга продавались за тысячи фунтов и, по мнению экспертов, в будущем будут только дорожать. adme.ruworldartdalia.blogspot.com
Сплошной фейк: интервью эксперта о рынке поддельных картин в России
Есть только один нелегальный бизнес сравнимый с торговлей оружием и наркотиками — махинации с предметами искусства, которые ежегодно приносят преступникам миллиарды долларов. Как мошенники наводнили рынок фальшивками и научились подделывать не только картины, но и самих художников в интервью «360» рассказал искусствовед Михаил Золотоносов.
Живопись одно из важнейших видов искусства — выставки известных художников собирают целые толпы поклонников, люди часами стоят, чтобы прикоснуться к прекрасному. Те, кто может себе это позволить, устраивают галереи у себя дома. Такие коллекционеры тратят месяцы и даже годы на поиск неизвестных шедевров и редких картин великих мастеров.
В обоих случаях есть большой шанс нарваться на подделку: по самым консервативным оценкам, каждая вторая картина на рынке — фальшивка. Кто-то называет еще более ошеломляющие цифры — 70 и более процентов.
Даже опытные коллекционеры становятся жертвами мошенников. Один из самых громких случаев — история картины импрессиониста Бориса Григорьева «В ресторане». Она была продана в частную коллекцию за 250 тысяч долларов после заключения авторитетного эксперта Елены Баснер о подлинности. Когда выяснилось, что Григорьев ее не рисовал, владелец подал в суд. Итогом долгого процесса стало оправдание эксперта, но четверть миллиона «зеленых» так и канули в неизвестность вместе с продавцом фальшивки.
Как мир живописи превратился в мир бизнеса на прекрасном, в интервью «360» рассказал историк искусств и культуролог, автор книги «Охота на Баснер» Михаил Золотоносов.
— Можно ли назвать рынок поддельных картин «черным»?
— Так можно назвать рынок контрабандных сигарет в послевоенном Берлине, тут просто юридически неоформленные отношения между покупателем и продавцом. Я могу продать вам картину, вы заплатите деньги, и мы разойдемся довольные друг другом. Продавец может и не знать, что продал подделку — элемент криминала появляется в действиях мошенников, которые ее сделали.
— Какой процент фальшивых картин на рынке искусства?
— На суде по делу Баснер выступал глава отдела научно-технологической экспертизы Эрмитажа Косолапов. Уже после выступления, он довольно эмоционально обратился к потерпевшему — мол, если считаете себя опытным коллекционером, почему хлоп и отдали деньги, зная, что на рынке русского авангарда 90% подделок.
Я не являюсь узким специалистом в этом вопросе и не могу назвать цифры, тем более кто может подсчитать все подделки? Можно сказать, что их точно много, скорее всего, больше половины (от всех картин на рынке — прим. «360»). Тот же Косолапов сказал, что все картины приобретенные или подаренные Эрмитажу обязательно проходят экспертизу.
Когда крупный музей получает картину, то начинается химический и искусствоведческий анализ: повторяется ли стиль автора, насколько все правдоподобно изображено и многое другое. Это сложно. Видимо, сейчас появились мастера, которые используют соответствующие мнимым годам создания краски, грунт, холст, картон…чем дальше продвигаются исследования всех компонентов картин, тем изощреннее становится те, кто их подделывает.
— Бывает такое, что фальшивка так и остается не обнаруженной?
— Теоретически, такое возможно в провинциальном музее. Есть такое понятие как «эталонный образец» заведомо принадлежащий кисти, карандашу, перу данного художника. Когда крупный музей в Москве или Петербурге организует большую выставку, на нее со всей страны присылают картины и, грубо говоря, они все висят на одной стенке — специалисты могут заметить, что тут оригинал, а здесь копия, попытка сымитировать.
Такие разговоры между собой бывают, как правило, они остаются за кадром, ведь никто не хочет скандала. Музейная среда вообще сложно устроена, музейные работники не всегда огорчают владельцев картин, если есть подозрение на подделку. Никто просто так не будет проводить исследования — для этого нужна поручительная документация, деньги, время. Поэтому часто пошушукаются и снова развозят картины по местам постоянного хранения.
РИА «Новости» / Сергей Пятаков
— Правда, что чаще подделывают художников второго ряда, а не того же Леонардо да Винчи?
— Картины очень известных художников имеют свои каталоги-резоне, в них перечислены их картины вместе с провенансом — историей происхождения. Внедрится туда с ложной историей крайне сложно. Если вы, условно говоря, найдете на чердаке у своей бабушки новую картину Леонардо да Винчи, то придется сочинить мощнейшую историю: рассказать как она туда попала, кто ей владел до этого… это практически немыслимо.
Проще подделать менее известного художника, либо много писавшего. У Айвазовского уйма разных картин, поэтому будет не так заметно, если у него вдруг «появится» новый морской пейзаж.
Есть другой прием, о котором мне рассказывали, когда находят некого советского художника, от которого осталось одна-две картины, сочиняют ему биографию, пишут еще сто работ в его стиле и начинают фактически выдуманного художника с выдуманной биографией и творчеством систематически раскручивать на рынке. Такие случаи имеют место — искусствоведы с весьма солидными репутациями замечены во внедрении таких картин сначала на выставку, а потом в каталог, после чего подделка обретает жизнь. Те, кто мне рассказывал о таких случаях, просил не называть никаких фамилий, потому что еще хотят жить.
— Как бороться с оборотом поддельных картин и можно ли уберечься от подделки?
— С одной стороны речь идет о самонадеянности искусствоведов — в конце своих заключений они должны писать, что на глаз картина выглядит так-то и так, но еще необходимо провести технологическую экспертизу. Это Третьяков покупал работу у художников прямо в мастерской, сейчас ту же живопись русского авангарда у авторов не купишь, поэтому не помешает проявлять осторожность.
Второй аспект, что центры изготовления подделок могут выявить только спецслужбы с их методами вроде внедрения агентов — также как выявляют центры производства наркотиков. Без серьезной разведывательной деятельности источники подделок раскопать не получится.
Рецепт как обезопасить себя от подделки простой: либо покупать картину с подписанием договора, либо покупать картины в аукционных домах — там цены конечно дороже, но есть гарантия на год и деньги вернут хотя бы ради своей репутации. В случае любого сомнения надо провести все необходимые проверки — они стоят денег, но это накладные расходы. Не все тесты можно сделать в Петербурге, в Москве в ГосНИИР(научно-исследовательский институт реставрации) и музее Церетели есть все необходимое оборудование.
Вообще, всех губит самонадеянность — и искусствоведов, дающих безапелляционные заключения, и коллекционеров, которые сами себе эксперты.
360tv.ru
Настоящая подделка. - Занимательный Израиль
Тема подделки всегда интересовала человеческое сообщество. Чем больше мы углубляемся в эту тему, тем больше мы понимаем, что и это искусство, искусство обмана, существующее уже как минимум 2500 лет. Именно подделкам посвящена замечательная выставка "Подделка?", проходящая сейчас в Тель-авивском художественном музее.Куратор - создатель выставки д-р Дорон Лурье.Подделки (фальсификации) можно встретить в самых разных областях нашей жизни: это и искусство, и археологические артефакты, и потребительские товары, и деньги, и документы, и документальная фотография и многое, многое другое.
Начнем с искусства.
Богатый человек, американский коллекционер покупает картину Тициана в Италии, отправляет ее на экспертизу, подтверждают, что это Тициан. Он хочет ее купить, но современное законодательство не позволяет вывезти такую картину столь известного автора из Италии, потому что это национальное достояние. Тогда коллекционер просит итальянского художника написать поверх Тициана какой-то пейзаж, чтобы вывезти картину как современную. Привезя картину в Америку, коллекционер отдает ее знакомому реставратору, чтобы он снял верхний слой и открыл Тициана. Через некоторое время коллекционер получает звонок от реставратора: " Я снял этот пейзаж, снял заодно и Тициана, обнаружил потрет Муссолини. Продолжать или прекратить?"Анекдот.
Вот яркая иллюстрация к этому анекдоту: эта картина написанная поверх другой картины. Для подделки старинной картины важно, чтобы сам холст был старинный, того времени, на которое претендует картина. Здесь мы видим верхнюю картину 17 века, которая написана поверх картины 16 века. А на самом деле, это подделка 19 века выполненная художником-реставратором Lattanzio Quarena :)
Поддельная картина в стиле ренессанс, конец 15 века.
"Портрет Честерского епископа", неизвестный художник, 1560г. В 19 веке картину выдавали за потрет Генриха Восьмого. Более известную модель тоже можно продать дороже.
Желательно подделывать известных художников, громкие имена.
"Иисус и 12 коэнов в Храме", написана поверх мужского портрета. Приписывалась Рембранту, но выяснилось, что написана через 30 лет после смерти художника.
"Святой Иероним", приписывалась А.Дюреру.
Тут понятно сразу, что речь идет о А.Модильяни. Слева - подделка, а справа картина, автором которой предположительно является А.Модильяни.
А это копия или подделка, даже и не знаю.Вы видите, тут два почти одинаковых портрета со своей интересной историей, произошедшей еще в 1916 году.Б. Шац был основателем Бецалель. В Академии Бецалель имелся автопортрет художника Й. Исраэльса. Однажды там появился турецкий чиновник, проверявший оплату налогов (в это время Эрец-Исраэль еще была частью Турецкой\Османской империи). Он видит этот портрет, и говорит, что желает завтра представить эту картину паше, правителю Иерусалима. Б.Шац очень испугался и за одну ночь создает точную копию портрета, чтобы отдать ее чиновнику. На утро чиновник не приходит и копия Исраэльса остается в семье Шаца. При этом семья Шаца уверена, что у них в доме подлинный Исраэльс. Уже в наше время дочь Шаца решила продать их "домашнего Исраэльса" через Сотбис и тут выяснилось, что в доме Шаца висела картина Шаца, копия Исраэльс, а подлинник висел в академии Бецалель.На моей фотографии справа - подлинник, слева - копия.
Коро написал 1000 картин, из них 2000 находится в США.Еще один анекдот.
Королем подделки живописи, безусловно, можно назвать Хана ван Мегерена, который добавил к 34 признанным картинам Я.Вермеера Дельфтского еще множество "картин Вермеера" !!!
"Автопортрет", Хан ван Мегерен
Сам ван Мегерен считал, что как художник он был не достаточно признан и решил прославиться с помощью подделок, ну и заработать заодно. Сначала ван Мегерен продал "картину Вермеера" роттердамскому музею Бойманса.Руководство роттердамского музея Бойманса проверяет картину «Христос в Эммаусе» и решает ее купить, 1937г.
"Христос в Эммаусе" был опознан искусствоведом Брёдиусом как произведение Вермеера Дельфтского, и притом одно из лучших. Брёдиус посчитал, что якобы Вермеер в момент написания этой картины находился под влиянием итальянских мастеров, в частности Караваджо.
Вот эта картина слева, справа такой же поддельный Вермеер, "Христос и грешница".
Как известно, Г. Геринг "собирал произведения искусства" и хотел создать грандиозный художественный музей. Особенно много произведений в этот музей попадало из "брошенного еврейского имущества". В 1943г. Герингу позвонил некто по имени Хан ван Мегерен и сообщил, что у него есть картины Вермеера, которые еще никто никогда не видел. Они обнаружены в тайнике, они безусловно подлинные, об этом есть заключение специалиста и Геринг купил "Христос и судьи" Вермеера за баснословные деньги. На самом деле эти картины написал сам Хан ван Мегерен. До продажи "Вермеера" Герингу ван Мегерен пытался продать эту картину музеям в своей стране, но у музеев не было достаточно денег для этого.
"Ицхак благословляет Якова", еще один поддельный Вермеер работы ван Мегерена.
После войны ван Мегерена судили, так как считали, что он коллаборационист, продавший национальное достояние Голландии врагу. Ему грозит смертная казнь. Тогда он вынужден был признаться, что он продал Герингу поддельного Вермеера и сам написал эти картины. Ему не поверили. Тогда он попросил, чтобы в тюрьме ему дали холст, кисти и краски. Ему предложили повторить одну из тех картин, которые попали к Герингу, но он отказался и написал "нового Вермеера", что бы доказать, что он это может. Его оправдали по этому делу, но за подделку произведений искусства он был осужден и был приговорён к одному году тюремного заключения. В тюрьме он скончался от сердечного приступа.
Для "достоверности" своих картин ван Мегерен использовал старинные холсты и соответствующие пигменты. На выставке представлены их реплики.
После всей этой истории, Роттердамский музей купил картины ван Мегерена и выставил их уже как "подделки". Дорон Лурье, куратор выставки, сумел получить некоторые из этих картин для выставки. Обычно эти картины можно увидеть только в Роттердаме.
Честно говоря, я так и не поняла, как можно было признать "вермееров" ван Мегерена подлинными, мне непонятно... Вермеер все-таки, очень характерен...
"Девушка, читающая письмо у открытого окна", Я. ВермеерАвтор: Johannes Vermeer - The Yorck Project: 10.000 Meisterwerke der Malerei. DVD-ROM, 2002. ISBN 3936122202. Distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH., Общественное достояние, Ссылка
Еще один знаменитый фальсификатор, представленный на выставке, это Мозес Шапира.Автор: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/he/0/00/MosesShapira.jpg [dead link], Общественное достояние, Ссылка
Он до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов.
11 мая 1884 года в маленьком номере заштатной гостиницы в Роттердаме был найден труп 54летнего Мозеса Шапира, коллекционера и торговца антиквариатом. Шапира застрелился. Причиной самоубийства Шапира была отмена его грандиозной сделки с Британским музеем по продаже так называемых "моавских идолов".
"Голова мужчины", сделана в каменотесной мастерской в Иерусалиме по заказу Шапира.
Мовитянские археологические древности появились после того, как была найдена знаменитая Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень»). Шапира обвинялся в том, что моавитянские древности были подделкой.Шапира также обвиняли в продаже поддельных древних рукописей, якобы найденных в районе Мертвого моря. К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.
Семисвечник, базальт, якобы сделан в 5-6 веке нашей эры, на самом деле в 20 веке, в Сирии.
Эта скульптура - неправильная копия "Дискобола" Мирона специально представлена на выставке, чтобы проверить наше внимание к деталям. Мало кто из посетителей может найти ее отличие от ...
...правильной скульптуры.Автор: Livioandronico2013 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, Ссылка
Копии - не подделки.В Тель-авивском художественном музее есть большое количество копий разнообразных знаменитых скульптурных изображений. Этот музей с самого своего основания стремился показать роль евреев в создании мировой цивилизации и поэтому собирал изображения в виде копий знаменитых евреев (Моше, Давида и др...) работы знаменитых авторов (Микеланджело, Бернини и пр). Он не один такой музей в мире, достаточно вспомнить Музей им. Пушкина в Москве или Музей-Академия в Венеции или Музей Виктории и Альберта в Лондоне и др. В Тель-авивском художественном музее эта идея не получила развития, и сейчас мы имеем то, что имеем.
Набор обычной серебряной посуды, Германия, 18в.. На сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку для этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бОльшие деньги.Настоящие коробочки для хранения этрогов, специально сделанные для этой цели, можно посмотреть в моем рассказе к Суккоту.
Многие думают, что фальсификации фотографий появились только с появлением фотошопа, но на самом деле подделки появились с появлением самой фотографии как вида человеческой деятельности.
Вот яркий пример, как из 4х человек получился один... В зависимости от политики. Кроме Сталина, я опознала только Кирова. Если можете опознать остальных - пишите.
Знаменитая фотография, которую знает каждый израильский школьник: встреча Т.Герцля и кайзера Вильгельма.Встреча в произошла Микве-Исраэль в 1898г..На самом деле, это фотомонтаж!
Фотографировал Д. Вольфсон, но снимок не удался. Было 2 снимка.
Герцль, один, без кайзера.
Кайзер один, без Герцля.
Пришлось сделать фотомонтаж из двух фотографий без фотошопа и соединить обоих.
"Смерть республиканца", знаменитый снимок Роберта Капы, сделанный в 1936 году во время Гражданской войны в Испании, может быть самый знаменитый снимок той войны... В наше время говорят, что он был постановочным.
Подделки для благородной цели. Есть и такой вид подделки.Обычно само слово "подделка" понимается нами как отрицательное. Но есть и обратные примеры.Яркий пример такой подделки для важных целей - это подделки Мосада, для которого фальсифицируются разнообразные документы во множестве. На выставке представлены некоторые документы и предметы, использованные в операции по поимке Эйхмана. Поимка Эйхмана проходила в Аргентине в 1960 году. Эйхман был ответственным за массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. После окончания войны он сбежал в Аргентину, где был обнаружен Мосадом в 1957 году, пойман и переправлен в Израиль для суда над ним. Это была одна из сложнейших операций Мосада, с учетом огромного расстояния от Израиля до Аргентины.
Вот удостоверение работника Эль-Аля для тогдашнего главы Мосада Исара Арэля, сделанное в 1959 году к операции по поимке нацистского преступника Эйхмана в Аргентине. Арэль лично участвовал в операции. Известно, что каждый, кто делает поддельные документы, совершает ошибки и только вопрос времени, когда такая ошибка будет обнаружена. В удостоверении написано, что инженер Хаим Бен-Дрор родился в Афуле в 1910 году. Проблема в том, что Афула была основана в 1925 году... Хорошо, что аргентинцы не интересовались историей этих мест.
В витрине представлены поддельные номера машины, на которой был увезен Эйхман...
...и фальшивый знак остановки автобуса - такого номера в тех местах не существовало.Помните, я рассказывала о художнике Йосефе Бау, который с помощью своих подделок документов спас множество жизней во время Второй мировой войны, а затем также работал на Мосад...
Мы не всегда ценим оригиналы. Известный факт из биографии Чарли Чаплина. В 1940 году он инкогнито останавливается в Монте-Карло. Как раз в это время в городе проходил конкурс двойников Чарли Чаплина. Он решает поучаствовать в этом конкурсе и занимает... всего лишь третье место. Были те, кто оказался достовернее.
Поделки окружают нас повсюду - любая потребительская вещь, имеющая фирменный знак, может быть подделана.
Подделка алкогольных брендов - очень распространенная подделка, не менее распространенная чем подделка искусства. Подделка может быть разной, от самой простой, когда одну бутылку напитка разливают в две, добавляя другой жидкости, или же весьма сложная с изготовлением этикеток дорогих напитков и наливанием в бутылки чего-то более простого, но того же цвета...С подделкой брендов потребительских товаров этим мы сталкиваемся практически постоянно. Особенно часто это связано с модными брендовыми изделиями, которые стоят очень дорого. И когда представляется возможность купить практически тоже самое за меньшие деньги, ну кто из нас устоит?
Только ленивый не подделывает деньги. Подделка денег, что может быть распространеннее?Самая подделываемая израильская монета - 10 шекелей. И у меня есть несколько фальшивых экземпляров для выставки:)
200 шекелей и 50 шекелей активно подделывают. Самая защищенная израильская купюра - 20 шекелей. Об израильских деньгах я писала тут.
Фальшивые 100 долларов, на купюре написано на иврите "подделка".
Информация для посетителей выставки:
выставка работает до 22.04.2017
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00.
Страница выставки на сайте музея http://www.tamuseum.org.il/he/about-the-exhibition/fake-
На выставку очень советую брать аудио-гид, правда, не знаю на каких языках он есть.
Реальная история из жизни музея о подготовке к выставке в США колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн.Для дальней поездки комнаты были тщательно упакованы. Вез выставку в США тот же самый Дорон Лурье, куратор выставки "Подделка". Помощь в упаковке Дорону оказывали студентки, будущие искусствоведы.Упаковка для выставки - очень сложная работа. Крошечные предметы пакуются каждый отдельно. В каталоге тщательно переписаны и описаны все предметы из каждой комнаты. Эти крошечные вещи не только тщательно запакованы, они также и подробно описаны в каталоге, с указанием материала.Накануне отъезда, когда уже все как бы готово и есть билеты на самолет, приходит указание из американского органа (таможня?), который занимается ввозом и вывозом в США предметов, изготовленных из природных материалов, которые в сегодняшнем мире запрещено производить. Например, предметы из слоновой кости, из черепаховых панцирей, т.к. ради этих предметов было уничтожено много животных. Оказалось, что в уже упакованных домиках есть предметы из запрещенных материалов, крошечные вазочки, рамочки, тарелочки.... Во времена изготовления домиков современных законов не существовало, а закон США ханжески забывает о тех произведениях искусства, которые были изготовлены в прошлом.И ночью перед вылетом собираются все девочки-студентки помощницы Дорона. Они распаковывают все ящики, вынимают все микро-изделия из слоновой кости, и делают им замену из картона, так как просто изъять нельзя. Они перепечатывать каталог и печатают его по-новой ночью в типографии. Дело происходит в те времена, когда все было еще на бумаге.Так что на выставке в США были представлены фальшивки-подделки, вместо слоновой кости был картон.Выставку колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн можно посмотреть в музее на -1 этаже, в разделе "Старые мастера", а не на выставке, о которой речь идет выше.
Тут стоит сказать о создателе выставки, д-ре Дороне Лурье. Он по образованию реставратор, и как действующий реставратор наталкивается на подделки регулярно. Именно реставратор снимает на поддельной картине слой за слоем...Дорон также является создателем и хранителем музейного отдела "Старых мастеров", также главным реставратором музея и создателем замечательных выставок в музее. Я писала о двух его выставках: Делфтский фарфор из израильских коллекций и "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина"К моему большому сожалению, до меня дошли слухи, что Дорона "ушли" на пенсию. Музей, оказывается, не заинтересован в таких людях. Так что скоро ходить в этот музей будет не для чего... Сам-то д-р Д. Лурье не пропадет, он человек с международной известностью, просто мы не увидим его новые замечательные выставки, которые могли бы быть.
На выставку "Подделка" я попала с экскурсией, организованной экскурсоводом Инной Чернявской.
Основная экспозиция Тель-Авивского художественного музея
Еще одна прогулка по этому музею
Погулять вокруг музея
На выходе из музея на встречали вот такие неподдельные кошки, которым тут, видимо, неплохо живется при искусстве.
all-israel.livejournal.com
10 гениальных обманов в искусстве | Мир современного искусства
Самые дерзкие подделки картин и скульптур.
В середине сентября в США завершился процесс над арт-дилером Глафирой Розалес, которой удалось продать под видом подлинников 60 фальшивых предметов искусства на общую сумму $30 млн. Теперь Розалес ждет 20 лет тюрьмы, но в течение нескольких лет — с 1994 по 2009 год — ее махинации проходили незамеченными. Картины приобретали крупные нью-йоркские галереи.
«Джексон Поллок», проданный Глафирой Розалес галерее Knoedler & Company.
- Стоимость покупки: $17 млн
Это далеко не первый случай, когда мошенникам удалось обвести вокруг пальца экспертов. Аукционные дома не всегда проводят тщательную экспертизу холста или красок, дилеры при желании подделывают сертификаты подлинности и придумывают убедительный провенанс — родословную — картины. В результате обманываются не только покупатели-новички, но и эксперты, искусствоведы и даже родственники художников. Как правило, сами фальсификаторы — талантливые художники, чьи картины никакого ажиотажа ни на торгах, ни в галереях, ни даже на вернисажах не вызывали.
AdMe.ru предлагает вам посмотреть на самые дерзкие подделки в мире искусства, которые оставили искусствоведов не у дел.
Подделка скульптур Джакометти
Специалист показывает якобы неизвестную ранее скульптуру Джакометти.
Альберто Джакометти — известнейший скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров XX века. А подделывал его работы голландский художник Роберт Драйссен, один из самых известных фальсификаторов. Как и у большинства его «коллег», творческая судьба Драйссена сложилась плохо — он попросту никому не был нужен!
Свои первые фальшивки он сделал в 80-х годах. Тогда Драйссен познакомился с крупными авторитетами черного арт-рынка. Среди его первых покупателей, например, был Майкл Ван Райн, один из самых успешных дилеров на нелегальном рынке искусств.
В конце 90-х стал Драйссен начал копировать стиль Джакометти. Скульптор за свою жизни создал немного работ, следы некоторых потерялись. Поэтому была придумана история о том, что брат Джакометти, Диего, по ночам делал копии со скульптур и прятал их в кладовке. Копии расходились по миру за миллионы евро, пока посредник Драйссена не был арестован, а сам фальсификатор не бежал в Таиланд. Успел ведь! Не всем так повезло!
Cам же Драйссен в интервью немецкому журналу Der Spiegel сказал, что ни о чем не жалеет, и что люди, которые готовы платить десятки тысяч евро за настоящего Джакометти, заслуживают того, чтобы их обманули. Самая дорогая работа Альберто Джакометти, кстати, была продана на аукционе Sotheby’s в 2010 году за $104 млн.
«Христос в Эммаусе», Ян Вермеер
- Стоимость покупки: $6 млн
Голландский художник Хан ван Меегерен, родившийся в конце XIX века, прославился работой над фальшивками в стиле Яна Вермеера. Богатство ему принесла картина «Христос в Эммаусе». Свою работу Меегерен, работавший арт-дилером, в 1937 году продал под видом холста Вермеера.
После этой сделки художник купил дом в Ницце, где нарисовал еще несколько картин в стиле Вермеера, одну из которых — «Христос и грешница» — потом продал соратнику Гитлера Герману Герингу. После окончания Второй мировой войны полицейские принесли картину домой Меегерену с тем, чтобы арт-дилер помог вернуть работу. Меегерен отказался говорить, у кого он «купил» «Вермеера», за что был обвинен в измене. Художнику грозил пожизненный срок. В суде Меегерен признался в том, что рисовал подделки, но ему не верили, даже когда он возмущался: «Да как вы могли предположить, что я продал Герингу настоящего Вермеера! Я продал ему подделку!», ведь в свое время критики единогласно признали авторство Вермеера. Чтобы доказать свое мастерство Меегерен нарисовал еще одного «Вермеера» и был приговорен к одному году тюрьмы.
«Одалиска», Борис Кустодиев
- Стоимость покупки: $6 млн
Продажа картины «Одалиска», выставленной на аукционе Christie’s в 2005 году как работа Бориса Кустодиева, поставила под сомнение репутацию этого аукционного дома (вместе с Sotheby’s на него приходится большая часть всех аукционных торгов мирового рынка).
Картину за $2,9 млн (рекордная цена для Кустодиева) купил Виктор Вексельберг. Аукционный дом, по всем правилам, выдал покупателю гарантию на 5 лет. Однако уже через некоторое время после покупки специалисты фонда Aurora Fine Art (чьим основным владельцем является Вексельберг) заявили, что сомневаются в подлинности картины. Ведущие российские специалисты сказали, что автором картины был не Кустодиев, а другой художник, который рисовал в стиле русского художника, при чем копировал элементы его других картин.
Обычно аукционные дома стараются решить подобные ситуации быстро и без публичной огласки, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу расторгнуть сделку и вернуть деньги.
«Пейзаж с ручьем», Иван Шишкин
- Стоимость покупки: $1,1 млн
В 2004 году аукционный дом Sotheby’s выставил на торги, проходившие в рамках «Русской недели», картину Шишкина «Пейзаж с ручьем» с эстимейтом в 700 тысяч фунтов стерлингов ($1,1 млн). Однако незадолго до проведения аукциона, британская газета Guardian опубликовала статью, в которой продемонстрировала, что пейзаж очень похож на картину малоизвестного голландского художника Мариуса Куккука. Отличались картины только тем, что на картине голландца есть люди, а на пейзаже «Шишкина» их нет, хотя в углу картины стояла подпись художника.
В Sotheby’s уверяли, что подпись Шишкина была проверена на подлинность, а схожесть картин может объясняться тем, что она была написана в тот период, когда русский художник находился под влиянием дюссельдорфской школы живописи.Эстимейт Sotheby’s оказался в 140 раз выше того, по которому выставлял картину Куккука аукционный дом Bukowskis в Стокгольме годом раньше. В статье Guardian одна из сотрудниц дома рассказала, что картина была продана за $64 тысячи, что немало удивило ее и коллег.
«Лес», Макс Эрнст
- Cтоимость покупки: $7 млн
Немец Вольфган Белтраччи нарисовал первую подделку в 1965 году, когда ему было 14 лет. Это был Пикассо «голубого периода». Однако основной его «специализацией» стали немецкие художники, среди которых чаще всего встречались работы, сделанные под экспрессиониста Генриха Кампендонка. На них Белтраччи и его жена Элен заработали первый капитал, а затем переключились на более «дорогие» имена — Фернана Лежера, Жоржа Брака и Макса Эрнста. Супруги придумали историю о том, что Элен Белтраччи унаследовала коллекцию картин этих художников от своего деда, которому картины, в свою очередь, продал почти даром известный еврейский коллекционер Альфред Флехтайм (вскоре после этого к власти в Германии пришли фашисты, и Флехтайм сбежал во Францию).
В начале 2000-х Белтраччи нарисовал «Эрнста», в подлинности которого не усомнился даже Вернес Спайс, бывший директор Центра Помпиду в Париже, считающийся одним из главных специалистов по Максу Эрнсту. А вдова художника, увидев работу «Лес», сказала, что это лучшее, что когда-либо создавал Эрнст. В результате «Лес» был продан швейцарской фирме за $2,3 млн, а спустя какое-то время картина оказалась у известного коллекционера сюрреалистов — французского издателя Даниэля Филипаччи, который заплатил за нее $7 млн.
После этого удача стала изменять Белтраччи. Один из старейших аукционных домов — немецкий Lempertz — продал картину Кампедонка мальтийскому фонду, который усомнился в подлинности работы и начал проводить экспертизу. В результате обман всплыл на поверхность. Суд приговорил Вольфгана Белтраччи к 6 годам тюрьмы, а его жену — к 4.
«Сиреневая скатерть», Марк Шагал
- Стоимость покупки: $500 тысяч
Одна из самых дерзких схем по продаже подделок принадлежит американскому арт-дилеру иранского происхождения Эли Сахаю. Он продавал и оригинал, и подделку, написанную с оригинала. При этом подделка, как правило, сопровождалась сертификатом, который арт-дилер получал при покупке оригинала.Например, картину Марка Шагала «Сиреневая скатерть», Сахай купил в 1990 году на аукционе Christie’s за $312 тысяч. Копию с этой работы он затем продал японскому коллекционеру более, чем за $500 тысяч, а оригинал перепродал на том же Christie’s через восемь лет за $626 тысяч.
На деятельность Сахая обратило внимание ФБР после того, как в 2000 году два главных аукционных дома Christie’s и Sotheby’s одновременно выставили на торги две одинаковые картины — «Ваза с лилиями» Поля Гогена. Подделку намеревался продать ни о чем не подозревающий японский коллекционер, который совсем недавно приобрел картину у Сахая. А сам Сахай решил продать уже настоящего Гогена через конкурирующую организацию.
Большинство подделок Эли Сахай продавал в Азии, а оригиналы уходили с молотков аукционных домов в Лондоне или Нью-Йорке. Японские коллекционеры не всегда сами могли отличить истинного Шагала от подделки, а приглашать эксперта из Европы имело смысл, когда на кону стояла картина с ценником от миллиона долларов, а Сахай столь дорогими картинами не торговал.
«Буксир и баржа в Самоа», Поль Синьяк
После обнаружения подделки картин далеко не всегда уничтожаются. На западе существует практика передачи таких картин в художественные или исторические университеты, чтобы на примере удачных или неудачных фальшивок обучать студентов. В последнее время все более популярными становятся выставки подделок, которые организуют подобные университеты. Одна из самых популярных прошла в штате Огайо в 2012 году. На ней показали «Пикассо», «Синьяка», «Каррена» кисти Марка Ланди, который нарисовал за свою жизнь не меньше 60 подделок.
Несмотря на то, что деятельность Ланди ФБР раскрыло еще в 2008 году, никаких обвинений ему выдвинуто не было, так как свои картины он не продавал, а дарил музеям. Но строго говоря, финансовый урон музеи (а их оказалось не меньше 30) все-таки понесли — в первую очередь, тратя сейчас деньги на проверку работ, которые Ланди принес им в дар.
Зачастую представляясь вымышленным именем и действуя от имени религиозной общины, Ланди дарил поддельную картину, якобы в память о родственнике, который имел отношение к музею или его дирекции. Однажды он посетил директора музея университета Хиллиард в городе Лафайетт, штат Луизиана, и подарил ему картину американского художника Чарльза Каррена. Эксперт, проверяя картину, обнаружил, что маслом рисовали не по холсту, а по отпечатанной репродукции картины. Ввиду того, что экспертное сообщество — тесный круг людей, которые хорошо знают друг друга, вскоре выяснилось, что незадолго до прокола с «Карреном», Марк Ланди пожертвовал музею Оклахомы «Поля Синьяка» (подлинник работы висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге). При чем такого же «Синьяка» в то же время он подарил и музею в Джорджии. Везде под маслом проступали пиксели отпечатанной репродукции.
«Модильяни» от Эльмира де Хори
Об Эльмире де Хори пишут книги и снимают кино. За свою жизнь он создал тысячи подделок самых известных и дорогих художников — от импрессионистов до модернистов. Чтобы убедить в истинном происхождении картин, де Хори покупал старые каталоги с картиной нужного художника, затем аккуратно вырезал ее оттуда, рисовал своего «Матисса» или «Пикассо», фотографировал картину и вставлял иллюстрацию обратно в каталог. У покупателя в таком случае не оставалось никакого сомнения, что перед ним оригинал.
Обман раскрылся после того, как в 1960-х годах техасский нефтяной магнат Алгур Медауз купил большую коллекцию картин — «Модильяни», «Пикассо», «Матисс» и других — у арт-дилера Фернана Легро, который сотрудничал с де Хори. После того, как Медауз подал в суд, де Хори предпочел остаться в Испании. Там он продолжил рисовать, но уже подписывался своим именем. В 1980-х годах, уже после смерти художника, крупные аукционные дома — Sotheby’s и Christie’s стали продавать его работы под его же именем — цена начиналась от нескольких сотен фунтов и доходила до нескольких тысяч. Однако в начале 1990-х эксперты обратили внимание на то, что качество работ не всегда было одинаково хорошим, и заподозрили, что самого де Хори тоже кто-то подделывает. Торги работами художника решили прекратить.
«Дега» от Тома Китинга
Британец Том Китинг, как и многие другие художники, рисовавшие подделки, не собирался зарабатывать на жизнь столь неприглядным способом. Однако художника по фамилии Китинг покупать не хотели. Первую подделку он нарисовал, когда работал реставратором — это была работа в стиле британского художника Фрэнка Мосса Бэннета. Напарник Китинга отнес картину, не спросив разрешения у художника, в соседнюю галерею, где ее случайно обнаружил сам Китинг по пути на работу.
Сам он считал себя последователем Эдгара Дега. Он говорил, что знаменитый художник был учителем учителя его раннего учителя. Затем, правда, Китинг утверждал, что в нем проснулся Эль Греко. Всего за свою жизнь он нарисовал около двух тысяч картин, которые сейчас продаются на аукционах под именем Китинга. В 1980-х, когда обман художника раскрыли, никто не интересовался ими, но спустя десять лет картины Тома Китинга продавались за тысячи фунтов и, по мнению экспертов, в будущем будут только дорожать.
Источник: Forbes
anti-gorod.com
Как разоблачают подделку картин: tiina
Спектрометр, рентген, микроскоп и другие друзья искусствоведаПроизведения известных художников на аукционах иногда стоят тысячи и миллионы, причём не рублей. Естественно, что у мошенников возникает искушение: холст и краски сами по себе стоят недорого — нужно лишь выдать полотно за произведение старого мастера и можно сделать миллионы практически из ничего. Однако в наше время мошенникам нужно обмануть не только чутье искусствоведов, но и приборы, которые выдают всю подноготную фальшивки, даже ту, что скрыта под слоями краски и не видна невооружённым глазом
Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, — "Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова" (НИНЭ). "Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50-60% оказываются не подлинными", — рассказал Александр Попов, директор компании. Самый простой способ подделки картин — перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают её именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского — кто из его коллег и современников не рисовал море?
Демонтаж картины "Чёрное море" (1881 г.), представленной на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Другой тип подделок — те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново. Третий тип — работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. "В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времён прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто её специально не подделывал, это просто ошибка", — объяснил Попов.
Как обнаружить подделку
Когда картина попадает на экспертизу, сначала её осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается. Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины — кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.
Кракелюр на "Моне Лизе". Фото: Wikipedia
Увидеть "подноготную" картины, не испортив её, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации. Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустёртые надписи карандашом.
Картина Айвазовского в инфракрасном диапазоне. Фото: "Чердак"
"Важная часть исследования — сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные", — рассказал Попов. Если картина поддельная, исследование слоёв, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне, которая попала на экспертизу в НИНЭ.
Картина, приписываемая Маревне. Фото: "Чердак"
Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи "Мир. Труд. Май" и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.
Рентгенограммы картины, приписываемой Маревне. Фото: "Чердак"
Из чего состоят краски
Подделку также можно определить по составу красок. Есть справочники, в которых указано, когда какую краску выпускали. Благодаря этому можно хотя бы примерно определить, когда была написана картина. "Есть любопытная история, которая помогла нам датировать несколько картин. В 1921 году прекратили выпускать краску, которая называется "индийская жёлтая". Получали её из мочи коров, которых откармливали манговыми листьями. Для коров они ядовиты, и в конце концов её выпуск был запрещён как слишком жестокий", — рассказал Александр Попов. Определить, какими красками написана картина, можно с помощью спектроскопии. Например, можно узнать перечень всех химических элементов, из которых состоит образец, но без указания их количества.
"Пусть наш образец состоит из титана (Ti) и кислорода (O). Но если вы знаете только список элементов, "составить" из них реальное вещество практически невозможно", — объяснила Ирина Балахнина, сотрудник Лаборатории лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия физического факультета МГУ. Можно с помощью спектроскопии выяснить, в каком количестве содержатся элементы в образце. "Пусть у нас один Ti и два О. Получилось TiO2. Это вещество — диоксид титана IV. А мог бы получиться Ti2O5 — оксид титана V. Но даже этого недостаточно (особенно если элементов много). Нужно знать, как эти элементы связаны между собой. То есть понять, какие там связи есть и как они расположены между собой", — рассказала учёный.
Наконец, можно получить информацию о структурах молекул и связях атомов внутри них. Исследуемый образец (TiO2) может оказаться в одной из трёх кристаллических структур: рутил, анатаз или брукит. Состав у них одинаков, но связь Ti — O может быть по-разному расположена в пространстве. Поэтому их спектры будут сильно отличаться друг от друга. "Благодаря этому мы без труда определим, что за вещество перед нами. Например, получился рутил. Что это нам может дать? Оксид титана — это титановые белила, часто встречающаяся белая краска. Известно, что до 1940-х годов титановые белила выпускались в кристаллической модификации — анатаз. А потом в основном в форме рутила. Можно определить подделку, если мы взяли образец с картины, которая „должна быть XVIII века“", — объяснила Балахнина.
При анализе художественных произведений используется колебательная спектроскопия. "Для получения данных о колебаниях есть два основных метода, основанных на разных физических эффектах, — спектроскопия комбинационного рассеяния и инфракрасная спектроскопия. Мы в лаборатории занимаемся обеими", — рассказала исследователь. Кроме экспертизы искусства, у колебательной спектроскопии есть огромное количество применений. Так, использование данных инфракрасной спектроскопии при наблюдениях за звездами позволяет устанавливать скорость их движения, удалённость и химический состав. На орбитальном модуле TGO проекта "Экзомарс" ИК-спектрометры предназначены для исследования химического состава атмосферы Марса. На Земле колебательная спектроскопия также часто используется в криминалистике, так как позволяет выявлять наркотики, взрывчатку, биологические жидкости и другие вещества даже в микроскопических количествах.
В НИНЭ для анализа состава красок используют рентгенфлуоресцентный анализатор, который позволяет за минуты определить состав красок на картине. Фото: «Чердак»
"Существуют тысячи баз данных колебательных спектров различных веществ. Сопоставив спектр образца со спектрами из базы, можно определить состав любой краски. Кроме пигмента — порошка — в краску входит связующая основа. В акварели это вода, в масляных красках — масло: от растительного до синтетического. Спектр краски состоит из спектра пигмента и спектра масла. Каждое масло тоже имеет свой спектр", — рассказала Балахнина. При высыхании молекулярный состав масла меняется, поэтому спектр тоже меняется, но, к сожалению, определить по спектру, давно ли масло сохнет, и таким образом точно датировать картину нельзя. Сотрудники лаборатории проанализировали ИК-спектры цинковых белил в более чем двухстах картинах, написанных в разное время, подлинность которых не вызывала сомнений. Однако оказалось, что построить кривую зависимости спектра от возраста картины нельзя, потому что на высыхание влияет не только время, но и условия хранения картин (температура, влажность и прочее).
Откуда берутся подделки
"Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке", — объяснил Попов. На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, её принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах — это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку. "Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны ещё при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе", — рассказал Попов.
Государственная Третьяковская галерея. Хранилище произведений живописи XIX века. Фото: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС
Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: "Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо", музей не может из чисто человеческих соображений. "Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Всё это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания", — объяснил Попов.
источник: Как разоблачают подделку картин○ Екатерина Боровикова Чердак 2 декабря 2016
tiina.livejournal.com
В Швейцарии раскрыто крупное дело о подделке картин
Подделка картин
В период с 2005 по 2008 год преступная группировка фальсифицировала произведения искусства и распространяла фальшивки под видом работ известных художников...В кантоне Во раскрыто крупное дело о подделках произведений искусства. Четверо задержанных швейцарцев создали и реализовали более 80 картин, которые выдавали за работы знаменитых мастеров.
Поддельный Брак был конфискован валезанской полицией
Полиция кантона Во сообщила о раскрытии наиболее крупного в Швейцарии дела о подделках произведений искусства, описанные факты происходили в период с 2005 по 2008 год.В 2008 году четверо подозреваемых были арестованы и вскоре признались, что именно они наполняли рынок фальшивыми картинами. Один из них был художником, второй — экспертом, выдававшим заключения о подлинности работ (оба до настоящего момента находятся в предварительном заключении), и наконец, двое сообщников занимались их коммерциализацией. Интересно, что покупателями подделок становились в большинстве случаев профессионалы из мира искусства: владельцы галерей и коллекционеры. В общей сложности бизнес принес мошенникам около 400 тысяч франков.
Внук Боссара не узнал кисти своего деда
Во время обысков в доме художника было обнаружено и конфисковано более сотни картин. Среди них — подлинники, например, несколько работ Родольфа-Теофиля Боссара. Большинство же полотен, порядка 80, оказалось фальшивками, хотя на них стояли подписи валезанского художника Эдмонда Билля (1878-1959 и женевца Эдуарда Валлета (1876-1929). Все эти авторы, наделенные характерным стилем, высоко ценятся в Швейцарии и довольно хорошо продаются. А кроме того, подделывали мошенники и Жоржа Брака, одного из основоположников фовизма Кееса ван Донген, или Мориса де Вламинка.Все началось в янвале 2007 года с ограбления жительницы Лозанны. Принадлежащая ей подлинная статуэтка Джованни Джакометти, оценивающаяся в 180 тысяч франков, была заменена копией. Дело это было связано с недавней историей о поддельных Джакометти, наводнивших Европу, след которого тоже тянется в Швейцарию.
Затем, в ноябре 2007 года, на ежегодном Антикварном салоне во Дворце Болье в Лозанне к экспертам попали картины, носящие подпись «Р.-Т. Боссар». «Я сразу заметил, что эти полотна, на которых стояло имя моего деда, не были нарисованы его рукой», - заявил Даниэль Боссар, хранитель музея в Пайерне и внук швейцарского художника.
Родольф-Теофиль Боссар — один из наиболее значительных швейцарских художников первой половины 20 века. Он родился в 1889 году в Морже и умер в 1960 году в Шардонне. Окончив женевскую Художественную школу, в юности Боссар жил и работал в Париже, где органично влился в артистическую жизнь творцов начала 20 века, дружил с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным и другими художниками, выставлялся в Музее современного искусства Парижа. В творчестве Боссар близок к экспрессионизму. В период с 1926 à 1944 годы художник жил в Рийё, в доме, предоставленном в его распоряжение женевским банкиром Рене Хентчем, в обмен на полотна художника. Написанное им в те годы и стало основой большой коллекции работ кисти Боссара.
Поддельный Кеес ван Донген
Как расскал Алан, выступавший в роли эксперта, на нечестность его подтолкнули …любовь к искусству и, как нетрудно догадаться, отсутствие денег. «Я жил благодаря полученному наследству. Страсть к коллекционированию произведений искусства быстро стала причиной моего разорения: дорого покупая картины известных мастеров, мне приходилось перепродавать их с убытком, так как рынок искусства был слишком заполнен». В 2005 году, вместе с другом-антикваром, также разорившимся, он и создал новый «бизнес», требовавший, впрочем, как немалых артистических способностей и связей в мире торговли произведениями искусства, так и знаний.Во время следствия, шедшего почти 4 года, уголовная полиция кантона Во прибегала к помощи Высшей школы криминологии университета Лозанны. Основная сложность заключалась в том, что поддельные работы можно условно разделить на три категории:
- «полностью фальшивые», написанные современным художником и снабженные подписью «мастера»;
- «частично фальшивые» - это работы, принадлежащие менее знаменимым художникам эпохи, но имеющие при этом определенную художественную ценность. С них убиралась подпись настоящего автора и ставилась подпись знаменитости;
- и наконец, «подлинные фальшивки» - картины, найденные после смерти художника в его мастерской или у его друзей, но не имеющие подписи мастера — к ним мошенники добавляли росчерк его кисти, чтобы увеличить их стоимость.
Большую часть поддельных работ удалось найти и убедить владельцев не выставлять «плагиат», однако часть картин до сих пор хранится в руках неизвестных покупателей.
Интересно, что эксперта Алана называют настоящим знатоком творчества водуазского художника Боссара. Как сам он рассказал в полиции: «Я сохранил хорошие отношения с внучкой моего любимого художника, и она заверила меня, что если в будущем у нее возникнут сомнения в том, принадлежит ли та или иная картина ее деду, она обратится за экспертизой именно ко мне».
Источник: Наша газета
rupo.ru