Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки. Картины третьякова


Павел Третьяков

Чистыми руками

Отношения Третьякова с художниками складывались по-разному. С одними — как, например, с Аполлинарием Горавским, Василием Перовым или Александром Риццони — он дружил всю жизнь. С другими — как с Репиным или Крамским — сближался постепенно. С третьими — как с безусловно талантливым, но крайне непростым в быту Верещагиным — держал дистанцию. Трения, размолвки были в его деле неизбежны. Впрочем, Третьяков редко полагался исключительно на свой вкус и почти никогда не руководствовался личными симпатиями. Он неоднократно покупал работы, которые лично ему не нравились.

Что касается его репутации, она сделалась непререкаемой. С некоторых пор искушенная публика не сомневалась: если на картине висит табличка «куплена П. М. Третьяковым», можно не беспокоиться — картина в чистых и надежных руках.

Павел Третьяков жил размеренной и спокойной жизнью. Он был человеком традиции или, если хотите, привычки. Вставал ровно в шесть. Пил кофе. Каждое утро, прежде чем отправиться в контору, заходил в галерею — хотя бы полчаса побыть среди картин. Ровно в 12 завтракал. Ровно в шесть ужинал. Всю свою жизнь он носил двубортный сюртук с белым галстуком-бантом (делая исключения для фрака по особо торжественным случаям). Складывалось ощущение, что всю жизнь он проходил в одном и том же драповом пальто и одной фетровой шляпе. Даже домашние не представляли, сколько таких пальто и шляп пришлось заказать портным. К роскоши Павел Михайлович был равнодушен. По меркам людей его достатка, это был едва ли спартанский образ жизни.

Верно, отчасти Третьяков начал собирать картины русских художников, потому что не был уверен в своих силах. Однако была и другая, куда более веская причина. Практически с позднего младенчества он исповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу». Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат на Вере Мамонтовой — двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить к тетке в Париж. Раздосадованный Третьяков писал: «Что за блажь! Переписываться со мной нечего было, потому что… я не согласился бы… как только попадут в Париж, то непременно делаются покупки, которые меня постоянно раздражают. Говорят, что лучше и дешевле, а я говорю — платите за худшую вещь дороже да дома». Другой дочери — Александре — он как-то писал: «Мне, например, ужасно не понравилось у вас желание иметь американский инструмент, хотя я не жалел расходов на вашу обмеблировку и не буду жалеть, если у вас что-нибудь недоделано; можно желать иностранную вещь совсем у нас не производимую, но когда сотни тысяч богатых людей ездят в русских экипажах, и когда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют на русских инструментах, то одинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так и американские инструменты».

Павел Третьяков был несгибаемым патриотом. Кроме того, он искренне верил, что русское изобразительное искусство, как минимум, способно на равных конкурировать с западноевропейским. И заражал этой верой других.

artchive.ru

Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»

Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»

Репин сумел создать невероятно простой и при этом глубокий потрет. Мы видим Третьякова, который основал знаменитую галерею живописи. Художник передал глубину и одновременно сложность характера этого человека. В темных глазах Третьякова таится печаль. Борода его ухожена, нос идеально ровный. Именно таким должен быть настоящий философ, размышляющий о смысле жизни.

В качестве завершающей детали для своего полотна Репин выбирает интересный момент. На руке мецената блестит обручальное кольцо. Оно может рассказать о человеке многое. Репин написал эту руку с невероятным мастерством. Тонкие пальцы впечатляют.

Характерна и поза Третьякова. Он старается занимать совсем немного места. Это свидетельствует о его скромности. Он не может существовать без тех картин, которые ему удалось собрать. То дело, которое стало смыслом всей жизни этого великого человека, стало и его частью.

Картина не впечатляет живым колоритом или темпераментной кистью. Художник понимает, что Третьяков был от природы сдержанным и скромным. Именно поэтому его личность действительно плохо бы гармонировала с буйными красками и выразительной техникой. Вот почему Репин выбирает немного сухую и очень сдержанную манеру. Только так он мог передать сущность характера этого великого человека.

Мы видим Третьякова, который сидит на мягком стуле. Он немного облокотился на его спинку.

Павел Михайлович о чем-то задумался. Он полностью сосредоточен на своих мыслях. Кажется, что он не осознает, что происходит вокруг, настолько он погружен в себя. Нам кажется, что перед нами замкнутый человек. Лицо его еще молодо. Оно обрамлено бородкой рыжеватого цвета. Перед нами организованный, собранный человек.

Современники справедливо считали, что Репину удалось создать по-настоящему удачный портрет. Они видели внешнее и внутренне сходство с Третьяковым.

opisanie-kartin.com

Картины Третьяковской галереи. Известные художники.

Третьяковская галерея

Знаменитую галерею русского искусства в Москве создал купец Павел Михайлович Третьяков, с 1856 года коллекционировавший произведения отечественных художников. Вместе с братом Сергеем, собирателем западноевропейской живописи, занимался он и благотворительностью, поддерживая начинающих русских художников и скульпторов.В 1874 году коллекция была уже столь велика, что для неё рядом с домом Павла Третьякова в Замоскворечье выстроили двухэтажное здание по проекту Александра Каминского, а в 1881—м галерею мог посетить любой человек, независимо от рода и чина.В 1892 году, после смерти брата, Павел Третьяков передал свою коллекцию, в которую также входила западная живопись собранная Сергеем Михайловичем — Москве. 15 августа 1893 года состоялось открытие Московской городской галереи имени братьев Третьяковых. До сих пор Третьяковская галерея считается самым большим собранием художественных произведений и советской живописи российских мастеров.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

«Купание красного коня»

В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«. Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса.В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Но потом началась Первая мировая война, картина задержалась за рубежом, и лишь после Великой Отечественной войны пошли разговоры о возвращении её на родину.В 1950 году полотно Петрова—Водкина с десятком других его работ возвратилось на родину – к вдове Кузьмы Петрова—Водкина. Потом оно перешло в руки известной собирательницы Казимиры Басевич, позже в 1961 году она передала это полотно вместе с несколькими картинами других русских художников в  Третьяковскую галерею.

"Купание красного коня"

«Купание красного коня»

Портреты—картины Бориса Кустодиева

19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. Большинство из них придерживались в своих работах классических принципов и изображали свои модели в торжественных позах на фоне драпировок.В начале 20 века появился молодой художник Борис Кустодиев, создавший совершенно новую манеру – портрет—картину. В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером».Но Кустодиев был не только портретистом. Он создал целую серию полотен на темы праздничного крестьянского быта, мещанской и купеческой жизни. Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны.Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. Также в советской живописи в 20, 30, 40, 50, 70-е года был известен стиль соц-арт этот стиль был мощным инструментом пропаганды.

Кустодиев Борис (автопортрет)

Кустодиев Борис (автопортрет)

Похожее

yznaj-ka.ru

Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки • Фактрум

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

Фактрум публикует этот потрясающий материал для своего читателя.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.

Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное — это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин — Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.

Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий — за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.

Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой — сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни — эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой — он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.

Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно — были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.

Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра — бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Поделиться

Класснуть

www.factroom.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта