Смерти русских императоров XVIII века в искусстве. Картины императоров
Русские императоры в живописи: igorinna
Александр МАКОВСКИЙ (1869-1924). Император Николай II. 1907. Холст, масло
Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет Петра I. 1770. Холст, масло.
Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет Петра III. 1762. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет императора Николая I. Холст, масло
Неизвестный художник. Портрет императора Николая I. Холст, масло
Николай АРГУНОВ (1771-после 1829). Портрет императора Павла I. Холст, масло
Николай ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Великий князь Сергей Александрович, царевич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском Селе. 1880
Николай ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Портрет императора Александра III. 1896. Холст, масло.
Николай ЛАВРОВ (1820-1875). Портрет императора Александра II. 1873. Холст, масло
Николай СВЕРЧКОВ (1817-1898). Александр III. 1881. Холст, масло
Николай СВЕРЧКОВ (1817-1898). Портрет Александра II. Холст, масло.
Николай ШИЛЬДЕР (1828-1898).Портрет Александра III. Холст, масло.
Сальватор ТОНЧИ (в России 1797-1844). Портрет императора Павла I. 1801. Холст, масло.
Сергей ЕГОРНОВ (1860-1920). Цесаревич Алексей Николаевич. Холст, масло
Степан ЩУКИН (1762-1828). Портрет Александра I. Холст, масло.
Степан ЩУКИН (1762-1828). Портрет императора Павла I. Холст, масло
Степан ЩУКИН (1762-1828). Портрет Павла I. Холст, масло.
Стефано ТОРЕЛЛИ (1712-1780). Портрет Павла Петровича с арапчонком. Холст, масло
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ (1818-1903). Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году. 1884. Холст, масло.
Фёдор РОКОТОВ (1735-1808). Портрет Петра III. Холст, масло.
Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет цесаревича Александра Николаевича. Холст, масло
Эрнест ЛИПГАРТ (1847-1932). Император Николай II. 1914. Холст, масло.
Эрнест ЛИПГАРТ (1847-1932). Портрет императора Николая II. 1900г.
Борис КУСТОДИЕВ (1878-1927). Император Николай II. 1915. Холст, масло.
Валентин СЕРОВ (1865-1911). Миропомазание императора Николая Александровича. Холст, масло.
Валентин СЕРОВ (1865-1911). Портрет Николая II. 1900
Василий ГОЛИКЕ (1802-1848). Николай I. 1843. Холст, масло
Василий ГОЛИКЕ (1802-1848). Портрет великого князя Николая Павловича. 1820-е. Холст, масло.
Василий ТИММ (1820-1895). Портрет императора Николая I на коне. 1840. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет Александра I. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801. Холст, масло.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло.
Владимир КУЗНЕЦОВ (1878-1960). Император Николай II. 1914. Холст, масло
Генрих МАНИЗЕР (1847-1925). Император Николая II с орденом святого Владимира. 1905
Георг ГРООТ (в России 1743-1747). Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е. Холст, масло.
Джордж ДОУ (в России 1819-1829). Портрет императора Александра I. Холст, масло
Егор БОТМАН (-1891). Император Александр II. 1875. Холст, масло
Егор БОТМАН (-1891). Портрет императора Николая I. 1849. Холст, масло
Егор БОТМАН (-1891). Портрет императора Николая I. 1856. Холст, масло.
Жан Марк НАТЬЕ (1685-1766). Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Холст, масло.
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет Александра III. 1886. Холст, масло.
Иван НИКИТИН (1680-е — не ранее 1742). Петр I на смертном ложе. 1725. Холст, масло. 37х54 см
Иван ТЮРИН (1824-1904). Александр II. 1881. Холст, масло
Илья РЕПИН (1844-1930). Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны. 1894. Холст, масло
Илья РЕПИН (1844-1930). Николай II. 1895. Холст, масло.
Илья РЕПИН (1844-1930). Портрет императора Николая II. 1896
Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет Антона фон Ульриха. Холст, масло
Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет Петра II. Холст, масло
Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет царя Михаила Фёдоровича. 1728. Холст, масло
Иоганн ЛЮДДЕН (-1739). Портрет Петра II. Холст, масло
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет Александра II. 1881. Холст, масло.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёва-Амурского. 1863. Холст, масло.
Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882. Холст, масло.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
igorinna.livejournal.com
Смерти русских императоров XVIII века в искусстве: philologist
В прошлый раз смотрели про 19 век (бонусом Николай II), теперь взглянем на 18-й и углубимся подальше в историю.От Павла I до Петра I -- картины и рисунки об их спокойной или наоборот весьма кровожадной кончине.В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).
ПАВЕЛ I
Хотя этот император скончался в 1801 году, но стилистически его смерть явно относится к предшествующему столетию -- эпохе дворцовых переворотов.Группа заговорщиков ворвалась в его дворец -- куча пьяных злобных офицеров.Считается, что ему врезали тяжелой золотой табакеркой в висок, а потом додушили шарфом от мундира.Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара (инсульта).
Иллюстрация некого современного художника
Сразу возникла милая шутка, что «Павел I умер от апоплексического удара табакеркой в висок».
Мило и тонко шутил и современник событий Наполеон.Как-то император Александр выразил свое негодование тем, что французские власти похитили герцога Эгиенского (члена свергнутой королевской фамилии) -- похитили на нейтральной территории, привезли под Париж и расстреляли во рву Венсенского замка.Наполеон ответил, будто не зная подтекста: "Если бы вы узнали, что в соседней стране близ границы находятся убийцы вашего отца, то, уверен, поступили бы с ними так же".
Французская гравюра со сценой убийства Павла I, 1880-е
Картин про это убийство нет, при царизме информация о нем была запрещена. При советской власти тема никого особо уже не интересовала.
Зато сохранились изображения похорон императора, сделанные современниками.
Вот стража у гроба
Погребальная процессия (увы, фиговенькая качеством)
И убранство в Петропавловском соборе над катафалком (рисунок Кваренги)
Углубляемся дальше в века.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
Императрица умерла в 67-летнем возрасте, от апоплексического удара (инсульта).
Неизвестный художник. Портрет Екатерины II
16 ноября утром она выпила кофе и отправилась в уборную. Она так долго не выходила, что ее камердинер Захар Зотов осмелился войти в комнату и увидел лежавшее на полу тело. Поднять грузное тело государыни на постель было очень тяжело, тем более, что при падении она подвернула ногу. Умирала она очень долго: последний вздох произошел 17 ноября в 10 часов.
Как выглядела уборная комната Екатерины -- неизвестно.Вот поздний рисунок 19 века, с изображением другой комнате в Эрмитаже для интимных целей -- "Туалетная комната Павла I", худ. Э. Гау. 1877.Ватерклозета тут, впрочем, нет -- комната предназначалась для церемонии одевания, напудривания и т.п.Э. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877. Тут нечто более привычное нашему глазу.Э. Гау. Ванная великой княгини Марии Александровны. 1850-е.
Смерть "на унитазе" -- это известная тема, служащая принижению образа политика (недаром Дж. Мартин наделил ею своего Тайвина Ланнистера. Да, кстати, один из слухов о причине смерти Екатерины, очень глупый, гласил, что в подаренном врагами-поляками переносном туалете прятался карлик, который и пронзил ее снизу копьем. Другой глупый слух -- про коня, сами понимаете, не хочу углубляться в тему).
Про ватерклозет, тем не менее, относительно достоверно.Похабник Пушкин много лет спустя, в 1824 году, не пропустил шанса пригвоздить данное событие эпиграммою.
…В аллеях Сарского села…Старушка милая жилаПриятно и немного блудно,Вольтеру первый друг была,Наказ писала, флоты жгла,И умерла, садясь на судно. (целиком, с комментариями)
Наверно, хорошо, что сцен с изображением смерти Екатерины нет, даже карикатур у ненавидевших ее англичан и французов. Или есть? Кому-нибудь попадалось?
UPD: нашлась карикатура Крукшенка, tnx Иван Лапшин
По поводу смерти Екатерины вообще нет никаких примеров иконографии, аналогичной той, что мы видели про императоров 19 века (сцена прощания, посмертный портрет, изображение в гробу). Это потому что тех хоронила любящая семья и преданный наследник, которые таким образом отдавали им дань. А Екатерину хоронил сын, который, как известно, ее ненавидел, и пытался ее память изничтожать. Поэтому и иллюстраций достойных про это нет.
Винченцо Бренна. Проект катафалка Екатерины II. 1796.
Из похорон матери он тоже сделал цирк, но об этом мы поговорим в следующем разделе.
ПЕТР III
Муж Екатерины и отец Павла, император Петр III умер, проведя несколько месяцев на престоле. Жена его свергла и отправила сидеть взаперти в уединенном дворце вместе с преданными ей гвардейцами. Там он быстренько скончался, по официальной версии -- «от геморроидальных колик». Говорят, от удушения. Ничего не доказано.
Павел, которому мать-узурпаторша не дала унаследовать трон, всю жизнь комплексовал, ждал ее смерти, подозревал в убийстве отца. Отсюда он и "Русский Гамлет". Когда Екатерина умерла (см. выше), новый император приказал выкопать тело отца, тридцать лет назад похороненного не в почетном Петропавловском соборе, а во "второсортной" Александро-Невской лавре (потому что он не был коронован).
Эксгумация тела Петра III. Обратите внимание на открытый гроб, и как покойник ручку тянет.
Приказал выкопать -- чтобы торжественно перезахоронить.Одновременно с матерью.Их гробы, со свежим трупом, и со скелетиком, поставили рядом в Петропавловском соборе.
Потом Павел собственноручно короновал тело отца (боже, какая некрофилия, какой символизм!)
Сохранилось изображение торжественной процессии перезахоронения.Поскольку Павел отца уважал, его-то похороны придворные художники изобразили.Изображение это представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м.
Вот фрагменты.Фигура "рыцаря света" в позолоченных латах, означающая вечную память об усопшем, которая должна была всегда быть утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком "печальный рыцарь" в черных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур
Императорские регалии покойника по приказу Павла (человека с оригинальным, как мы видим, чувством юмора), несли подозреваемые в убийстве его отца -- граф А. Ф. Орлов, князь П. Б. Барятинский и П. Б. Пассек.Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином.Рядом с ней идет император с маршальским жезлом и тростью, следом императрица Мария Федоровна с дочерьми и свитой
Ссылка на свиток целиком (огромный, длинный, порассматривать). А вот отдельными кусками.Спасибо за репродукции свитка babs71
На могилах Екатерины и Петра написали одну дату (дня захоронения/перезахоронения), как будто они жили долго и умерли в один день.
ИОАНН АНТОНОВИЧ
Да, по пути я что-то потеряла несчастного младенца Иоанна Антоновича (Ивана VI), свергнутого еще Елизаветой Петровной и все ее царствование спокойно просидевшего под замком. Екатерина Великая взошла на престол в 1762 году, тогда же придушили ее мужа (то есть в какой-то момент 1762 года в России были живыми 3 шт. императоров).
Иоанн Антонович прожил два года после восцарения Екатерины Великой. -- в Шлиссельбургской крепости. Ему было 23 года в момент смерти.
Смерти насильственной, тут споров нет: офицер Мирович, служивший в крепости, решил поднять мятеж и провозгласить законного императора законным-таки императором.Но у охранников была четкая инструкция, и когда Мирович стал слишком настойчивым, они отказались сдаваться и убили Иоанна Антоновича.
"Мирович перед телом Ивана VI". Картина Ивана Творожникова (1884)Мировича потом казнили, разумеется.
Существует совершенно уморительная книга Леопольда фон Захер-Мазоха "Новеллы русского двора", где в подробностях, с мехами и туманами, описывается, как императрица Екатерина Великая соблазняет этого самого Мировича, чтобы спровоцировать смерть конкурента. Она обещает его спасти, но обманывает, и он умирает на плахе с улыбкой на устах. Что-то такое, идиотское, в общем, рекомендую поржать. У того же автора есть еще "Шахиня", про двор Елизаветы Петровны.
Похоронен был несчастный Иоанн тайно, где -- никому не известно.
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
Заонная дщерь Петра Великого, свергшая этого самого Иоанна Антоновича с престола (действительно, кто он такой вообще, что за 7-я вода на киселе?), она приходилась Петру III родной тетушкой. Елизавета умерла в 52 года естественной смертью.
Племянник Петр III очень ждал кончины любимой тетушки (примерно также, как его сын будет ждать кончины матушки). Петр планировал быстренько заточить жену Екатерину, змеюку в монастырь, и жениться на некрасивой русской любовнице. Но Екатерина сыграла на опережение, причем начала операцию по пиару, пока Елизавета еще остывала в гробу.
Екатерина II у тела императрицы Елизаветы Петровны. Немецкая гравюра XVIII в.
Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась. Лицемерка!
Именно этому моменту посвящена картина Николая Ге.
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.
Здесь фигура Петра выделяется на заднем плане неуместным на похоронах белым камзолом.Дашкова описывала, что император пришел ко гробу не для того, чтобы оплакивать тетушку, но «чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».
Костюм Екатерины на этой картине скопирован с портрета того времени, где будущая императрица-самодержица предстает действительно в глубоком трауре по "тетушке".
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины. 1762Любопытная деталь: на портрете Эриксена орденская лента на Екатерине — голубая, ордена святого Андрея Первозванного. Носить ее мог только самодержец, следовательно, портрет написан уже после переворота и свержения Петра III. А на картине Ге траурное платье то же самое, а вот лента, как и положено, красная — ордена святой Екатерины. Его жаловали супругам императоров. «Императорскую» же голубую ленту можно разглядеть пока еще на Петре III.
***
До Елизаветы и Иоанна Антоновича еще правили Анна Иоанновна, Петр II и Екатерина I. Однако их кончина не оставила в истории русского искусства ощутимого следа.Зато вот человек, кончина которого потрясла страну.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ
Император умер всего в 52 года.По легенде, он увидел севший в штормовую погоду на мель бот с женщинами и детьми и начал их спасать, в ледяной воде простудился и затем проболел вплоть до своей кончины.Но говорят, что это всего лишь легенда, а скончался Петр на самом деле от уремии, острой почечной недостаточности -- что вполне правдоподобно, учитывая, какой нездоровый образ жизни он вел с самой юности, читайте А.Толстого "Петр Первый", причем в правильной версии без купюр, а то есть варианты для школьников, и там "мужика с поротой задницей" вырезали, ибо неприлично.
При вскрытии нашли «затвердение в шейке мочевого пузыря и антонов огонь» (воспаление).
Смерть титана повергла в шок современников, никто и не ждал, что дурдом когда-нибудь закончится.
Иллюстрация Бориса Чорикова
Сохранилось много портретов, запечатлевших этот момент. Как мы видели, это не повторится до эпохи Николая I.
Итак, Петр Первый на смертном одре.
С этого боку - худ. Иван Никитин.
Как для паспорта - худ. Луи Каравак
И с этого бока Иван Никтин (а может, и Таннауэр).
и такой.
В общем, "он точно умер".
Сняли посмертную маску (фото мое)и посмертную лапку (фото мое)
Тело положили в красиво отделанной залеНу, а как процессии они рисовали, вы уже в курсе.
А похоронили Петра в Петропавловском соборе, который он сам же и построил.
- Книга для чтения: Борис Нахапетов. Врачебные тайны дома Романовых
На этом мы сегодняшний выпуск закончим, в следующую среду будет самое кровавое -- про царей и великих князей московских и проч.
philologist.livejournal.com
Портреты фаворитов российских императоров: shakko_kitsune
Дамы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них — и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние.Василий Голицын
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ПОРТРЕТ ВАСИЛИЯ ГОЛИЦЫНА. XVII ВЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Фаворит царевны Софьи Алексеевны — регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I. Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.
Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям — в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, — вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.
Мария Кантемир
ИВАН НИКИТИН. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, ПОРТРЕТ МАРИИ КАНТЕМИР. 1710–20-Е. ГМЗ «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она — фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.
Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным — первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.
Эрнст Бирон
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК XIX ВЕКА (С ОРИГИНАЛА ЛУИ КАРАВАКА, 1730). ПОРТРЕТ ЭРНСТА БИРОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет — бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.
Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) — самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.
Иван Шувалов
ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ ИВАНА ШУВАЛОВА. 1760. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки — вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.
Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову — по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.
Елизавета Воронцова
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ВОРОНЦОВОЙ. 1762. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.
Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет — знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно — во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы — редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.
Платон Зубов
ИОГАНН-БАПТИСТ ЛАМПИ СТАРШИЙ. ПОРТРЕТ ПЛАТОНА ЗУБОВА. 1793. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова — последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.
Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).
Екатерина Нелидова
ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ НЕЛИДОВОЙ. 1793. РУССКИЙ МУЗЕЙ
Фаворитка императора Павла I, который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла — рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй — императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.
Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки — кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.
Мария Нарышкина
САЛЬВАТОРЕ ТОНЧИ. ПОРТРЕТ МАРИИ НАРЫШКИНОЙ. 1-Я ПОЛОВИНА XIX ВЕКА. ГМЗ «ПАВЛОВСК»
Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I. Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным, от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.
На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир — никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.
***
На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается — император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки — фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.
shakko-kitsune.livejournal.com
Портреты византийских императоров. Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями]
Портреты византийских императоров
В 1261 году Византийская (Ромейская) империя была восстановлена после взятия Константинополя Никейским императором Михаилом VIII Палеологом (ок. 1224–82), императором с 1259 в Никее, с 1261 по 1282 в Константинополе.
Якобы Михаил VIII Палеолог.
Якобы Иоанн VI Кантакузин.
В книге С. Дашкова «Императоры Византии» находим книжную миниатюру XIV–XV века, якобы представляющую портрет этого императора. Однако довольно трудно представить, чтобы победителя крестоносцев изобразили в таком затрапезном виде!
Мы видим здесь человека не в короне или диадеме, а в явно пририсованной позднее легкомысленной шляпе. Надпись же над головой вообще не может быть свидетельством.
Полагаю также, что портреты Андроника II, Иоанна VI Кантакузина, Мануила II больше напоминают портреты не императоров, а константинопольских патриархов.
В таком случае, где же искать изображения действительных императоров Византийской империи XIV–XV веков?
Гай Юлий Цезарь = Михаил VIII Палеолог, император Византии до 1282 года.
Октавиан Август = Андроник II Палеолог, император Византии в 1282–1328 годах.
Тиберий = Михаил IX Палеолог, соправитель в 1295–1320 годах.
Моя гипотеза: скульптурные изображения владык Рима от Юлия Цезаря и Октавиана Августа до Антонина Пия — суть портреты византийских императоров династий Палеологов и Кантакузенов, правивших в XIV–XV веках.
Это произведения одних и тех же линий. Так, по линии № 6 находятся и «Древняя Греция» IV века до н. э., и Рим I и III века н. э. (по «римской» волне), и «возрождение» XIV века. Причем параллели находят не только искусствоведы, но и историки. Анализируя современную ему литературу о Византии, М. Бибиков пишет:
«Утверждается, что вся система общественных ценностей не претерпела изменений со времени античной Греции, что критерии полуторатысячной давности применялись как шаблон византийскими авторами без существенной трансформации».
Портреты Юлия Цезаря из музея Торлониа и Ватикана изображают мужчину средних лет. Это соответствует времени, когда Михаил VIII (родился около 1224 года) вторично короновался в Константинополе. В 1261 году ему было около 40 лет.
Известные портреты Октавиана Августа показывают молодого человека до тридцати — тридцати пяти лет, хотя датированы с разницей в 40 лет.
Портретное сходство между Цезарем и Октавианом значительно (широкие скулы, длинный нос, высокий лоб), хотя Октавиан — приемный сын Цезаря и ему не родственник.
Калигула = Андроник III Палеолог, император с 1325 по 1341 год.
Веспасиан = Иоанн V Палеолог, император в 1341–76 и 1379–91 годах.
Нерон = Матфей Кантакузин, император в 1353–57.
Статуя Тиберия из Ватикана — мужчины лет тридцати (хотя по истории в 14 году, когда Тиберий якобы стал императором, ему было семьдесят два года). Ее следует датировать около 1305 года. Михаил IX родился в 1277 году, был императором в 1295–1320 годах.
Тит = Андроник IV Палеолог (1348–85), император в 1376–79 годах.
Клавдий = Иоанн VI Кантакузин, император в 1341–54 годах.
Траян = Иоанн VII Палеолог, император в 1390, регент в 1399–1403.
Адриан = Мануил II Палеолог, соправитель с 1371, император с 1391 года.
Антонин Пий = Константин XI Палеолог, император с 1449 до 1453 года.
Обратите внимание на нестыковку в традиционной истории: скульптурное изображение молодого человека приписывают старцу.
Андроник II родился ок. 1260 года, поэтому датировка его портрета (как Октавиана) 1280–90 годы. Андроник III родился в 1297 году, император с 1325 года; бюсты Калигулы изображают человека лет двадцати пяти — тридцати.
На портрете императора Клавдия в образе Юпитера мы видим человека лет 40 или больше. Иоанн VI родился ок. 1295 года, императором стал в 1341 году, в возрасте 45 лет.
Между Клавдием и Нероном значительное сходство (широкий нос, характерные губы, глубоко посаженные глаза), хотя Клавдий Тиберий НЕРОН — не его сын, а ребенок последний жены КЛАВДИЯ Тиберия Нерона. Портрет Нерона изображает человека до тридцати лет. Его следует датировать 1350–55 годами. Матфей Кантакузин, с которого, скорее всего, и ваяли этот бюст, стал императором в 28 лет.
На портрете Веспасиана из Рима мы видим пожилого человека, располневшего, облысевшего, с морщинистым лбом. На вид ему около 60 лет, в каковом возрасте он и стал императором. Его прообраз, Иоанн V родился в 1332 году, императором становился дважды, закончил карьеру в возрасте 59 лет.
Андроник IV родился в 1348 году, императором стал в 1376 в возрасте 28 лет. Тит на портрете из Ватикана представляется грузным человеком лет тридцати. Он еще не успел облысеть, лицо гладкое; похож на Тита Домициана, более моложавого и стройного, но и на Веспасиана тоже похож. Статую Тита, видимо, следует датировать 1378–85 годами (Андроник IV умер в 1385).
Причем в наших построениях надо учитывать: не исключено, что ТИТ Флавий Веспасиан (сын), и Тит Флавий ВЕСПАСИАН (отец) — одно и то же лицо!
Иоанн VII родился около 1370 года (внук Иоанна V, сын Андроника IV). В двадцать лет возглавил империю и правил до 1408 года, причем, что любопытно, с 1399 до 1403 был регентом, потому что в это время Мануил II, его соправитель (с 1371 года) ездил в Европу. На портрете, приписанном Траяну, мы видим Иоанна VII, и этот бюст следует датировать 1400–03 годами.
Нельзя не отметить отдаленное портретное сходство между Траяном и Адрианом, хотя Адриан был родственником не Траяна, а его жены. Мануил II Палеолог, 1350 года рождения, соправитель с 1371, император с 1391 года — оригинал Адриана, а последний византийский император Константин XI — оригинал Антонина Пия.
Кстати, с некоторым сомнением впечатал я «номер» последнего Константина. Дело в том, что по «Всемирной истории» издания АН СССР 1958 года он был одиннадцатым. Но к 1996 году стал двенадцатым! Так утверждается в книге С. Дашкова «Императоры Византии».
Такова традиционная история. Нам, сторонникам истории многовариантной, все время указывают на полную достоверность и окончательность истории, которая требует лишь мелких лессировок. Но вот, спустя 543 года после того, как пропали в нетях византийские императоры, обнаружился еще один. Сходны также Волкаций Миропн, Марк Аврелий и Марк Аврелий Коммод (смотри главу «Постройка вслепую»), но все их портреты, думаю, это изображения султана Мехмеда II.
Моя передатировка хороша тем, что время создания портретов и возраст портретируемых лиц совпадают с годами жизни и, главным образом, правления императоров. Правивший молодым и на портрете молод, а тот, кто дожил до старости, и на портрете в возрасте, чего не показывает скалигеровская датировка.
Становятся более понятными заявления разнообразных царей средневековья об их происхождении «от римских императоров». Эти заявления, в рамках официальной истории, выглядят не то что чистым враньем ЦАРЕЙ (!), а попросту глупостью оных. Насколько же надо не уважать своих предков, чтобы выставлять их дураками!
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Романовская галерея Зимнего дворца. Список портретов. часть 1.
Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда "Подробный словарь русских гравированных портретов". Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Я воспроизводить только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении. Ошибки возможны и любые дополнения, уточнения и исправления приветствуются.Романовская галерея Зимнего дворца:
01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).Отец царя Михаила Федоровича.
№ 6684 размер: 20x16Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.Гатчинский дворец-музей.
02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).Мать царя Михаила Федоровича.
№5334 размер: 21,5х16Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.Сейчас в частной коллекции.
03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.
№5336 размер: 19,5х13,5Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.Местонахождение неизвестно.
04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).Вторая супруга царя Михаила Федоровича.
№6685 размер: 20х16Копия художника Т.Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.Государственный Русский музей. СПб
05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).Сын царя Михаила Федоровича.
№5339 размер: 28,25х21,25Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года ( в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.Государственный Русский музей. СПб
06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).Вторая супруга царя Алексея Михайловича.
№5343 размер: 28,25х21,33Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .Государственный Русский музей. СПб
№5337 размер: 13х10,5Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна. Государственный Русский Музей. СПб.
07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).дочь царя Алексея Михайловича.
№6687 размер: 22х16,5дочь царя Алексея Михайловича.Копия сделанная художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).Сын царя Алексея Михайловича.
№6686 размер: 21,5х16,5Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб –единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.Местонахождение неизвестно.Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).Сын царя Алексея Михайловича.
№6688 размер: 28х22,5Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).Государственный Эрмитаж. СПб.
10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).Вторая супруга царя Федора Алексеевича.
№6694 размер: 22х16,5Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.Государственный Русский музей. СПб
11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)дочь царя Алексея Михайловича.
№ 4396 размер: 26,5x23По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).Государственный Эрмитаж. СПб.
12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).дочь царя Алексея Михайловича.
№ 5342 размер: 23x16Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина.(Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).Сын царя Алексея Михайловича.
№ 5348 размер: 28,6x22,5Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).Государственный Русский музей. СПб
14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).Сын царя Алексея Михайловича.
№6689 размер: 54х31,5.Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.Государственный Эрмитаж. Спб.
№5350 размер: 18,13х13,6Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.Государственная Третьяковская гелерея Москва.
№5390 размер: 32х30Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И.Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdfГсударственный музей-заповедник «Царское Село».
№5355 размер: 19,75х16,5Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С.С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А.К.Разумовского. Васильчиков пишет : "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.
№6671 размер: 14х11,5Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у Васильчикова : «Петр изображен в фас, с Андреевской цепью, в порфире (мантии – baronet65), под которой виден шитый серебром супервест. Портрет весь перемалеван и притом так невежественно, что на нем написана совсем не та цепь, какую носили при Петре Андреевские кавалеры. Тем не менее из-под подмалевки видна кисть Каравака и заметно сходство с гравюрой Субейрана, картиной Амикони и предыдущим портретом (копии с портрета Каравака из Царскосельского дворца – baronet65).»Изображение - гравюра Субейрана с портрета Каравака (придворного художника нескольких императоров), который, видимо, послужил оригиналом для этого портрета.Местонахождение неизвестно.
15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).Первая супруга царя Петра Алексеевича.
№ 5340 размер: 19x13,6Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.Государственный Русский музей. СПб
16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).Вторая супруга царя Петра Алексеевича.
№5391 размер: 32х30. НаттьеПортрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).Государственный Эрмитаж. СПб.
№5392 размер: 18х13,5 Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.Государственный Русский музей. СПб
№5356 размер: 18,13х13,75Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.
№5387 размер: 58,75х44,75Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).Государственный Русский музей. СПб
Продолжение следует...
Использованная литература:
01. Д. Ровинский "Подробный словарь русских гравированных портретов" т. 1-4 1889 г.02. Барон Кене "Галерея портретов Дома Романовых. Фотографические снимки с подлинных картин, находящихся в Зимнем дворце в С.-Петербурге, изд. акад. Акад. художеств А. Клиндером". СПб 1866 г.03. В.Стасов "Галерея Петра Великого" СПб 1903 г.04. А.Васильчиков "О портретах Петра Великого" М 1872 г.05. Растопчин Соловьева "Лица российской истории. Коллекция портретов. Т. 1-3. М. 2009-2010.06. Государственный Русский музей: Живопись XVIII-XX века. Каталог в 15 томах. Том 1. XVIII век СПб 199807. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII-XX века. М. 1984.08. В.Кадочникова. К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа. в сборнике: Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2013). Выпуск XXIV09.«Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1-2 М. издание Сытина. 1913 г.10. «300 лет дома Романовых» изд. Лапина СПб 1913 г.
baronet65.livejournal.com
Валентин Серов «Портрет императора Николая II». Описание картины
Облик последнего русского царя, изображенный Серовым на картине «Портрет императора Николая II», трудно ассоциируется с личностью, наделенной монаршей властью. На зрителя смотрит, скорее, высокообразованный штабной военачальник, несколько уставший, слегка «мягковатый» по характеру, и чем-то немного встревоженный. Перед художником не стояла цель изобразить властелина могущественной империи, и здесь Серову, не смущенному высоким положением модели, удалось не хуже самых дотошных биографов раскрыть характер Николая II.
Заказ на портрет был вызван желанием государя сделать подарок супруге Александре Федоровне. С самого начала работа у художника не заладилась, и он уже готов был отказаться от нее. Несколько расстроенный Николай II присел за стол, и в этот момент его облик принял такое выражение, за которым и «гонялся» Серов.
Правы историки, утверждавшие, что царь знал о пророчествах, касающихся трагической судьбы и его, и всей России; Серов отлично передал не обычный человеческий страх, а тревогу государственного мужа, переживающего за свое отечество. Художественными средствами мастер сосредотачивает внимание зрителя на глазах героя, в которых читается внутреннее состояние будущего мученика.
Рваный контур, разделяющий фигуру и фон, усиливает общую тревожность, слегка присутствующую во взгляде. Современные ценители искусства, также как и специалисты, едины во мнении, что этот портрет – лучшее изображение Николая II.
1900 г. Холст, масло.
www.hudojnik-impressionist.ru
Картины про свадьбы российских императоров
shakko_kitsune — 17.01.2018 Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше -- у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории -- давайте оценим детали.
Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.
От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени. Есть только вот такая штука на память -- рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной. Новобрачные изображены стоящими на земле. (Подробно здесь, в тексте про Петра в "русской одежде")
А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры.И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике.
Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.
Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.Рекомендую смотреть при увеличении -- тогда видно много деталей, например, что дамы все с модными высокими прическами-фонтанжами. Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья).
Фрагмент гравюры«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф.М. Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П. Гагарин.
Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.
Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример.
Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ
Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.
Петр III и Екатерина Великая
Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.
Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.
Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ
В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.
Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.Зато!Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.
Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны)
Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным
Неизв. худ. Ок. 1758
Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали (фото мое).
Ой, извините, есть еще такая картинка по теме -- школа гравёров оставалась крепкой.
Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ
А это на родине невесты был праздник.
Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной
Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.
Это -- собственноручный мой коллаж из анонима и Рокотова.
Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять.
Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ
В полнощи светлый юг сияет,Течет живее в сердце кровь,И осень, как весна, вливаетНаталье с Павлом в грудь любовь.(Державин)
Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.
Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ
Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г.Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).
Александр I и Елизавета Алексеевна
Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую.И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод -- переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.
Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ. Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.
Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей
Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.
Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.
В копилку ссылок: онлайн журнал бракосочетания Александра I.
Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.
А тут памятная медаль на бракосочетание великой княжны Анны Павловны с наследным принцем Оранским Виллемом
Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот момент отнюдь не наследник, тоже -- пробел. (По картинкам пробел; в документах, разумеется, свидетельств по всем свадьбам сохранилось намного больше). Любителям истории интересная ссылка: Акт бракосочетания великого князя Константина с графиней Грудзинской (подлинник).
Александр II и Мария Александровна
Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали цесаревича Александра (II) в 1840 и Марию Александровну -- не понимаю.
Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.
Раз все такое черно-белое и бедное пока, берем венчания великих князей и княжон, на безрыбье.Ну и тоже интересно.
Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской. 1857.Журнальная (?) иллюстрация. Кажется, это самое раннее изображение непосредственно церемонии, которое мне удалось найти.
Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих иллюстрациях, происходит в дворцовой церкви Зимнего дворца.
Александр III и ДагмарОни женились еще при жизни отца-императора.
Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.
Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ
В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания.
Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович – герцог Лейхтенбергский.
Фрагменты
В центральной части листа Александр II и императрица Мария Александровна.
Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены Синода, хор певчих-мальчиков. В честь невесты и ее датских родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой (отличительный знак датской формы).
А вот другая картинка, попроще, из "История царствования императора Александра II в картинах".
Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.
Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.
Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой невесты.
Самые скучные в моей подборки чб рисунки -- это на самом деле cover-story 19 века.
«Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299). Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной. Царский кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К. Брожа Они же, на неск. минут пораньше.
Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали цветное.
Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874.С английским принцем было сначала православное венчание. Потом англиканское
Картина того же автора маслом про них же.
Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы Елизаветы Маврикиевны. 1884.
Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в 1889 в Петергофе.Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно.
Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году
Вот это кстати написал Афанасий Фет:
"На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны"
Не воспевай, не славословьВеликокняжеской порфиры, —Поведай первую любовьИ возвести струнами лиры:
Кто сердце девы молодойВпервые трепетать заставил?Не ты ли, витязь удалой,Красавец, царский конник, Павел? (и далее)
Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.
деталь
К.О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж(подготовительный к созданию журнальной иллюстрации)
Никки и Аликс
Они женились, когда Николай уже стал императором.
Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны». 1894. ГРМ
Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.
Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ Слева направо - король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.
Фрагмент
Кстати, напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает нам фильм "Матильда", венчание Николая на царство и венчание его с невестой происходило не одновременно (и без обмороков). Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.
В британской королевской коллекции есть повторение картины Туксена (потому что Виктория -- бабушка невесты). Рядом открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для комплекта).
А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке...
А потом все кончилось.
yablor.ru