Образ Пугачева в повести "Капитанская дочка" Пушкина. Картины пугачев
Алла Пугачева уже давно увлекается живописью и пишет картины
За плечами певицы уже десятки нарисованных необычных картин. Окружающие знаменитости предлагают ей выставить рисунки на продажу. По словам Галкина, уже на стадии проектирования дома, он специально оставил помещение под мастерскую для жены.
Оказывается, Алла Пугачева увлекается живописью и в свободное от выступлений время занимается живописью. Знакомые Примадонны рассказывают, что она отлично владеет сразу несколькими техниками и уже много лет пишет картины. Друзья и знакомые всегда с интересом обсуждают ее работы. Они имеют свой стиль и шарм, поэтому даже бывшие мужья, спустя много лет легко узнают почерк художника, только взглянув на рисунки.
Третий супруг Примадонны Евгений Болдин вспоминает, что не раз видел свою бывшую жену за работой. Четвертому мужу Пугачевой Филиппу Киркорову тоже навсегда запомнился стиль Аллы. По словам Киркорова, у Аллы есть работы, достойные выставок. Максим Галкин готов часами говорить о творчестве супруги, зная все работы любимой жены. На пятом этаже Галкин создал студию. К тому же, он лично выбирает для Пугачевой холосты, кисти и краски.
Гарри и Лиза Галкины«#пасха #кулич #дети», подписал фото Максим.
«Я видел ее за мольбертом, он у нас стоит на пятом этаже. Она на стене очень красиво нарисовала недавно, в комнате. Получился автопортрет в стиле художника Зверева», – поведал Галкин в эфире программы «Ты не поверишь» на НТВ.
Кристина Орбакайте рассказала, что увлечение мамы настолько серьезное, что она уже перешла на новый уровень. Алла Борисовна учит рисовать подрастающее поколение. В ее доме есть отдельная комната, где она проводит мастер-классы для детей. Сама Алла Борисовна относилась к своему таланту художника как к хобби. Примадонна никогда не отправляла картины на выставки и не хвасталась работами. Если гостю дома нравился рисунок, она его с радостью дарила.
Близкие уверены, что Пугачева хочет заняться новым бизнесом и начать продавать свои картины. К тому же, по мнению семьи, певица могла бы заработать на этом миллионы. Профессиональные художники уверены, искусство надо не продавать, а показывать. Никас Сафронов, который сам рисовал певицу и знаком с ее работами, советует ей представлять работы на выставках.
z-aya.ru
Художник Пугачёв Юрий Владимирович
Страна проживания: РоссияГород: Санкт-Петербург
Родился 16 мая 1933 года в г. Новосибирске. Никогда не видел отца, а мать долго скрывала даже имя его. То было тяжёлое время сталинских репрессий. Мама, простая полуграмотная женщина, прожившая очень трудную жизнь, будучи сама человеком неординарным, вкладывала всё, что не дала ей судьба, в сына, которого любила безмерно, всячески поощряя детскую страсть к рисованию. Уже в шесть лет Юрий решил стать художником. После окончания школы уехал в Ленинград. В 1959 году окончил факультет монументально-декоративной живописи Ленинградского Высшего Художественно-промышленного Училища им. В. Мухиной. В это время страстью для него был балет. Его влекли балетные образы, и он проработал некоторое время учителем изобразительного искусства в балетном училище им. Вагановой. В эти годы им было написано множество портретов балерин, ставших впоследствии известными и не очень. Любовь к балету он пронёс через всю жизнь. Многогранный талант позволил ему работать в разных художественных жанрах. Он делал всё: фрески, мозаики, витражи, скульптуру и памятники, портреты, картины, графику станковую и книжную, занимался прикладным искусством, выполнял интерьеры кораблей, кафе и ресторанов, расписывал храмы, оформлял кинофильмы и театральные постановки. Член Союза художников России с 1972 года. Многие частные коллекции и галлереи содержат работы Ю. Пугачёва. Есть они в Германии, Японии, Финляндии, Франции, Венгрии, Польше, Италии, Великобритании, Сирии, Швеции и в США. Скончался Ю. Пугачёв после тяжёлой болезни в 1998 году.
1961 г. / 41x59 см
75 000 Руб
1988 г. / 73x104 см
800 000 Руб
1988 г. / 34x51 см
75 000 Руб
1986 г. / 33x51 см
45 000 Руб
1986 г. / 59x49 см
75 000 Руб
1950 г. / 58x45 см
80 000 Руб
1973 г. / 79x94 см
900 000 Руб
1987 г. / 34x50 см
50 000 Руб
www.picture-russia.ru
Суд Пугачева - Виртуальный Pусский музей
Смерть Петра III породила множество легенд и спровоцировала появление самозванцев. Наибольшую известность из них получил Е. И. Пугачев, предводитель Крестьянской войны (1773–1775). В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Перов поставил перед собой сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, совершил поездки в Поволжье, Оренбургскую губернию, Уральскую область, где в конце XVIII столетия полыхало восстание. Из задуманного художник смог осуществить только третью часть. Зловеще-мрачная сцена суда трактуется живописцем как народная трагедия, где каждый присутствующий является носителем своей правды. Пугачев предстает на картине свирепым тираном, которому противостоят или которому подчиняются остальные герои. Их образы вызывают в памяти персонажей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачеву, — предателя Алексея Швабрина). Одноименный первоначальный вариант картины 1875 г. находится в ГИМ, два эскиза к нему — в ГТГ.
Емельян Иванович Пугачев (1740/42–1775) — выходец из донского казачества. С 17 лет принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Несколько раз выступал в роли челобитчика от казаков и крестьян, за что был брошен в тюрьму и вскоре бежал на Урал (1773). В сентябре того же года перед 80 яицкими казаками объявил себя императором Петром III и, собрав более чем двадцатитысячную армию, начал беспощадную войну против дворянства. Пугачев проявил выдающиеся военные и организаторские способности, однако, в сентябре 1774 был обменян своими приближенными на помилование от правительства и 10/21 января 1775 казнен на Болотной площади в Москве.
rusmuseumvrm.ru
Пугачёв Юрий Владимирович
(1933-1998)
Советский живописец. Член Союза художников СССР (1972). Родился в 1933 году в Новосибирске. В 1959 году окончил факультет монументально-декоративной живописи Ленинградского Высшего Художественно-промышленного Училища им. В. Мухиной. Некоторое время работал учителем изобразительного искусства в балетном училище им. Вагановой. В эти годы им было написано множество портретов балерин. Любовь к балету пронёс через всю жизнь. Многогранный талант позволил ему работать в разных художественных жанрах. Создавал фрески, мозаики, витражи, скульптуру и памятники, портреты, картины, графику станковую и книжную, занимался прикладным искусством, выполнял интерьеры кораблей, кафе и ресторанов, расписывал храмы, оформлял кинофильмы и театральные постановки.
Работы находятся в частных коллекциях в Германии, Японии, Финляндии, Франции, Венгрии, Польше, Италии, Великобритании, Сирии, Швеции и в США.
Название: ФонтанкаТехника: бумага, акварельРазмер: 21,5 х 15.5 смГод: 1961Цена: 25 000 руб.kupitkartinu.ru
Несостоявшийся Пугачёв | Искусство
За четверть века атрибуционной работы мне удалось вернуть имена более чем двум сотням портретов из разных музеев и частных коллекций. Но время от времени коллеги всё-таки спрашивают: а точно ли историко-предметный метод универсален, его логическая основа — строго научна, а выводы — достоверны?
Журнал: Дилетант №15, — март 2017 годаРубрика: ОпознаниеАвтор: Александр Кибовский
Могу привести много примеров того, как мои атрибуции получали подтверждение из других источников: со временем обнаруживались старые подписи на обороте или подрамнике картин, упоминания в инвентарях фамильного имущества, в актах периода национализации, в каталогах старых выставок и списках работ художников. Появлялись другие портреты установленного лица, не оставлявшие сомнений в его идентичности, а также копии с определённого произведения. Аннотированные снимки портрета оказывались в старых журналах и фототеках. Удавалось даже рассмотреть портрет на фотографиях дворцовых или усадебных интерьеров. Но ещё ни разу такой «привет из прошлого» не опровёрг добросовестной атрибуции, сделанной с помощью историко-предметного метода.Едва ли не самый неожиданный случай произошёл с портретом кисти Василия Ивановича Сурикова из собрания Тверской областной картинной галереи. Сейчас он украшает один из залов музея в прекрасном императорском дворце в Твери, долгая реставрация которого практически завершена.Портрет, согласно авторской подписи, был выполнен художником в 1909 году и имеет свою интересную историю. В самом начале 20-го века, одновременно с созданием знаменитого полотна «Степан Разин». Суриков работал над замыслом картины «Емельян Пугачёв». «Хочется мне, — говорил художник, — Пугачёва нарисовать. И он должен быть непременно в клетке! Один!». Об этой творческой идее можно судить по хранящемуся в Государственной Третьяковской галерее графическому эскизу. На нем Пугачёв показан уже арестованным, закованным в кандалы, за толстыми прутьями клетки. Но общее выражение его фигуры и пристальный прямой взгляд показывают несломленный гордый характер. Вообще тема казачьей удали и вольности всегда привлекала Сурикова. Сам потомок красноярских казаков, он не раз воспевал земляков в своих произведениях. Недаром Максимилиан Волошин после близкого знакомства с художником заметил: «Эта неудержимая и буйная кровь, не потерявшая своего казацкого хмеля со времён Ермака, текла в жилах Василия Ивановича». Для такой картины особую важность имел яркий образ Пугачёва. Ведь именно на нём держалась вся композиция. Упомянутый эскиз имеет подпись Сурикова с датой — 1911 год — и отметкой, что сделан он в Ростове Ярославском. Через пять лет друг и почитатель художника Яков Тепин опубликовал мемориальную статью, в которой говорилось: «В 1906 году попутно с «Разиным» был задуман «Пугачёв». В Ростове Великом, в харчевне. Суриков встретил человека, похожего на Пугачёва и приковавшего художника к этой теме. Но «Пугачёв» не был написан, и только этюды и эскизы свидетельствуют об этом замысле».В 1925 году Тепин на страницах «Красной Нивы» изложил рассказ самого Сурикова: «Зашёл я однажды в Ростове пообедать в подвальную харчевню и только что я начал есть, как подошёл к моему столику мужик с мальчиком и велел мне его угостить. Я тотчас заказал на его долю обед и поразился, как этот мужик страшно похож на Пугачёва — рост, плечи, борода, волосы, а главное — лицо, выражение воли в лице. Я подумал: как это он сразу велел угостить себя, и я, нисколько не удивившись его дерзости, исполнил его волю. Я жадно смотрел на него и хотел позвать к себе, чтобы сделать его портрет, но когда я подошёл к выходу, то он встал в дверях и преградил мне дорогу. Я подумал, что он хочет меня ограбить и, рассердившись, крикнул ему: «Уйди прочь с дороги!» — и пошёл на него. Тогда мужик посторонился и пропустил меня. Выйдя на улицу, я удивился: как это он пропустил меня. Я не хотел больше писать лже-Пугачёва. Настоящий Пугачёв меня бы не пропустил».Судя по этому рассказу, встреча с мужиком являлась лишь бытовым эпизодом, и прототип Пугачёва надо искать дальше. Тем более, что тот же Тепин в статье 1916 года пишет: «Улица в «Боярыне Морозовой» почти целиком перенесена из Красноярска, оттуда же взяты типы стрельцов. Суворова, Разина. Пугачёва». Да и сам художник рассказывал Максимилиану Волошину в январе 1913 года: «И Пугачёва я знал: у одного казацкого офицера такое лицо».Эти слова полностью подтвердились, когда в 1939 году Тверская (тогда Калининская) областная картинная галерея приобрела портрет казачьего офицера кисти Сурикова. Прямое сходство между ним и эскизом Пугачёва было очевидным. Даже ракурс в точности такой, как на рисунке. Изменена лишь причёска и немного форма бороды и усов. При этом дата портрета — 1909 год — свидетельствует, что сама композиция и образ Пугачёва сложились у художника ещё за два года до графического эскиза. Так где же жил прототип Емельяна Ивановича, в Ростове или Красноярске?Через полвека с этим решил разобраться Владимир Кеменов, занимавший в разные годы высокие посты: директор Третьяковской галереи, учёный секретарь комитета по Сталинским премиям, заместитель министра культуры СССР, первый постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО, вице-президент Академии художеств СССР. Что важнее, он был выдающимся искусствоведом, а главной его темой стало творчество Сурикова. Кеменов первый соотнес тверской портрет с эскизом Пугачёва и, видя нестыковки рассказа Тепина, решил выяснить все у самого Якова Алексеевича.Однако Тепин, ссылаясь на своё личное общение с Суриковым, снова подтвердил «ростовскую» версию о его встрече с колоритным мужиком, который «своим дерзким поведением возмутил художника, и Суриков, оскорблённый его разбойничеством, оставил идею Пугачёва, которого он представлял не разбойником, а революционером. Так он и не вернулся к этой теме». Последнее утверждение явно противоречило тому, что Суриков делал эскизы к Пугачёву и через три, и через пять лет после заявленной встречи в Ростове. Да и сам Тепин признавался Кеменову, что, не создав картину о Пугачёве. Суриков «до самой смерти жалел об этом».В 1962 году Кеменов опубликовал собранные данные в журнале «Искусство». Тепин к тому времени уже умер. Поскольку логически связать его «ростовскую» версию с тверским портретом так и не удалось, Кеменов аккуратно обошёл этот вопрос. Но благодаря ему связь тверского портрета с эскизом Пугачёва получила официальное признание. В 1998 году именно как этюд для Пугачёва портрет присутствовал в Москве на юбилейной выставке работ Сурикова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Но кто именно изображён на картине, по-прежнему оставалось неизвестным.В 2005 году учёный секретарь Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Елена Ким, сведя все данные, мнения и версии, кристаллизовала намеченную ещё Кеменовым мысль о том, что Суриков дважды приступал к образу Пугачёва. Первый — в 1906 году, с ростовским мужиком, а второй — уже в 1909-1911 годах, с казачьим есаулом (по эполетам без звёздочек Кеменов верно установил чин офицера). При этом она признала, что портрет мог быть создан в 1909 году не только в Ростове, но и в Красноярске, и в Москве. В случае принятия «ростовской» версии персонажем портрета предлагалось считать есаула 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка Никандра Ефремовича Сизова, находившегося с полусотней казаков в Ростове для поддержания порядка. В свою очередь профессор Л. В. Бело-винский в популярном и не раз переизданном учебном пособии «История русской материальной культуры» определил офицера как есаула Забайкальской казачьей артиллерии.Однако эти интересные предположения всё-таки являются неверными. Жёлтые выпушки мундира и серебряные эполеты с буквой «К» однозначно свидетельствуют, что перед нами не донской офицер, и не забайкальский артиллерист, а есаул Красноярской казачьей сотни. Оно и неудивительно. Ведь если о пребывании Сурикова в Ростове в 1909 году ничего не известно, то в Красноярск он точно приехал в июне и прожил здесь до октября, проведя месяц на озере Шира в Минусинском округе.В это время в Красноярской сотне служили лишь два есаула — Михаил Семёнович Каргополов и Иннокентий Митрофанович Белоусов. Последний был близким другом семьи Су-риковых. Брат художника Александр Иванович служил под его началом и даже крестил 21 октября 1907 года дочь Белоусова Александру. Суриков хорошо знал не только самого есаула, но и его жену Варвару Матвеевну, урожденную Ножину. В письме брату 16 марта 1915 года он просил: «Поклонись В. М. Белоусовой и поздравь [с Пасхой]». То, что на этюде Пугачёва изображён именно Иннокентий Митрофанович, подтвердила фотография есаула, сделанная в 1896-1902 годах. Сегодня она хранится у его внука. Сергея Павловича Лобазова, который не так давно опубликовал её на сайте Красноярского общества «Мемориал».Завершив атрибуцию, я сообщил о ней коллегам в Твери. Директор картинной галереи Татьяна Куюкина с большим интересом отнеслась к моему открытию. Профессиональный искусствовед, она уже полвека работает в музее, так что прекрасно знает каждый экспонат. И вдруг в разговоре она припоминает:— А ведь была давным-давно какая-то история с этим портретом. В самом начале моей работы один из посетителей действительно что-то говорил про есаула и Красноярскую сотню. И мы вроде даже записали его рассказ.Я так и замер.— Татьяна Савватеевна, дорогая, а как же это проверить? Сохранилась ли та запись? Ведь она может полностью все подтвердить или опровергнуть!— Дело, конечно, непростое. Если записка сохранилась, то найти её сможет Владимир Николаевич Биберин. Правда, сейчас у него масса работы — сами понимаете, готовим экспозицию в отреставрированном дворце.— Очень прошу. Всё-таки Суриков! Пугачёв!Приглашённый к разговору Владимир Николаевич внимательно всё выслушал. Как настоящий музейщик, преданный своему делу, он согласился посвятить вечера поиску заветной записки в учетных документах галереи.— Быстро не обещаю. Но надо же в этом вопросе поставить точку. Главное только, чтобы записка уцелела. Всё-таки полвека прошло.Несколько недель длилось томительное ожидание. Внутренне я уже приготовился к тому, что столь неожиданно возникшая ниточка оборвется. Мыслимое ли дело — столько времени наспех сделанная записка должна пролежать где-то под спудом и через 50 лет дождаться своего часа. Но недаром Пётр Великий говорил, что «небывалое бывает». Когда уже надежда исчезла, раздался звонок, и в телефоне я услышал весёлый голос Владимира Николаевича:— Ну что же, поздравляю! Ай да Татьяна Савватеевна! Вот это память! Ведь и правда нашлась записка, аж 1967 года! И точно, в ней указано: красноярский есаул Белоусов. Да вы сами прочтите, высылаю на почту.И вот я смотрю на заветную записку, привет из далёкого 17 марта 1967 года. На маленьком, пожелтевшем от времени листочке кто-то из музейных сотрудников записал I всего 17 строк. Но для моей атрибуции каждая из них драгоценна: «На этюде изображён офицер казачьего войска есаул Белоусов Фёдор Митрофанович (Иннокентьевич?). Изображённого человека на этюде узнал профессор-ихтиолог Мухомедьяров Феттах Бакирович, уроженец г. Красноярска, ныне живущий в Ленинграде. Записано со слов Г.П. Смирнягина, отставного военного, проживающего в г. Калинине». Хотя имя и отчество Иннокентия Митрофановича профессор назвал неточно, это не отменяет самого главного — прямого свидетельства, что персонажем портрета является его красноярский земляк Белоусов. Многое об этом есауле мне рассказали документы Российского государственного военно-исторического архива. Потомственный казак Иннокентий родился 9 февраля 1867 года и с 20 лет начал военную службу. В 1893 году он окончил по 1-му разряду Иркутское юнкерское училище и в дальнейшем практически не расставался со своей Красноярской казачьей сотней. Лишь в 1900-1901 годах из-за боксёрского восстания в Китае он долго находился в командировке для охраны границ империи, за что получил орден Св. Станислава 3-й степени. Когда началась Русско-японская война, Красноярскую сотню развернули в дивизион. Белоусов принял командование 1-й сотней, но вместо японцев ему пришлось усмирять «врагов унутренних». В июле 1904 года сотню отправили в Томск для охраны общественного порядка, где 18 января 1905 года казаки участвовали в разгоне революционной демонстрации, вооружённой револьверами, ломами, палицами и молотками. Произошёл настоящий бой с ранеными, убитыми и множеством арестованных.После возвращения в Красноярск в декабре 1905 года и расформирования дивизиона Белоусов следующие четыре года служил помощником командира Красноярской казачьей сотни. Наконец, 13 марта 1910 года его назначили сотенным командиром. Но из-за тяжёлой болезни почек уже 7 декабря есаул написал прошение об отставке. Это был его последний рапорт: на следующий день он умер от тяжёлого приступа выхода почечных камней.После смерти Белоусова брат художника, бездетный Александр Суриков, предложил его вдове с тремя детьми перебраться к нему во флигель. Варвара Матвеевна с радостью приняла приглашение, поскольку их недостроенный каменный двухэтажный дом № 90 по Набережной улице был заложен в Нижегородско-Самарском банке за 10000 рублей, и после смерти Иннокентия Митрофановича его пришлось продать. Во флигеле Белоусовы, их родственники и потомки жили ещё несколько десятилетий. Когда в 1930 году умер Александр Иванович Суриков, дочери художника Ольга и Елена решили подарить главный дом усадьбы городу для создания музея. Все соответствующие бумаги по доверенности Ольги оформлял сын есаула Серафим. Флигель же был расселён, отремонтирован и передан Музею-усадьбе В.И. Сурикова только в 1978 году.
bagira.guru
Образ Пугачева в повести "Капитанская дочка" Пушкина :: SYL.ru
«Капитанская дочка» - венец прозы А. С. Пушкина. Это последнее законченное произведение писателя. Пушкин стремится воссоздать «истину историческую». Это в свое время родило такие шедевры, как «Борис Годунов», «Полтава» или «Арап Петра Великого». Однако повесть «Капитанская дочка» - это совершенно иной уровень.
"Капитанская дочка" - образец исторической прозы А. С. Пушкина
Резко усилившиеся крестьянские восстания не оставили Пушкина в стороне – так и родилась идея написать произведение, реагирующее на острую социальную проблему того времени. Изначально Пушкин хотел реализовать тему крестьянского бунта в «Истории села Горюхина», особое место занимает она в «Дубровском». Но полного раскрытия достигла в «Капитанской дочке».
Что отличает эту повесть от остальных исторических произведений Пушкина? Дело в том, что предыдущие творения писателя основывались на уже имеющихся исторических трудах. При написании же повести о Пугачевском восстании Пушкин соединяет в себе блестящего художника-прозаика и добросовестного исследователя-историка. Писатель не просто работает с архивными документами, изучает их – он едет по местам, которые планирует изображать в повести. Пушкин посещает Поволжье и Оренбургские степи, знакомится с природными условиями, особенностями быта людей, посещает поля сражений, разговаривает с живыми очевидцами, знакомится с преданиями о Пугачеве. Итогом этой кропотливой работы является научный труд писателя «История Пугачева» (по требованию цензуры название поменялось на «Историю Пугачевского бунта»). Работа над «Капитанской дочкой» начинается после публикации. Наверное, поэтому у Пушкина получился столь многоплановый бунтарский образ. Емельян Пугачев в повести «Капитанская дочка» - не резко отрицательный персонаж, каким его пытались изобразить до Пушкина.
Пугачев: каким он был показан до Пушкина
В литературной традиции до Пушкина Пугачев показывался с резко негативной стороны. Возьмем, например, стихи Сумарокова, где бунтарь предстает настоящим исчадием зла, «бешеным псом», «извергом естества». В этих эпитетах отразился испуг и всепоглощающая ненависть дворян-крепостников к предводителю крестьянского бунта. Именно поэтому многими критиками не был принят образ Пугачева, показанный Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта». Он или не был принят вообще, либо же писателя осуждали за отсутствие в нем неких байроновских традиций: речь шла о том, что образ Пугачева недостаточно романтизирован и приподнят. Но задачей Пушкина, как мы помним, была «истина историческая», поэтому этот персонаж не имеет резко негативной окраски и не идеализирован. Если говорить о сочинении «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» - план будет сводиться к анализу эпизодов, где он появляется в произведении.
Композиционные особенности раскрытия образа Пугачева
Интересна композиция повести. Рассказ ведет находящийся в преклонных годах Петр Андреевич Гринев. Он описывает события 1772-1774 годов, в которых принимал участие, будучи 17-летним юношей. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показывается эпизодически через четыре встречи с Петрушей Гриневым. Но каждый эпизод глубинно раскрывает читателю предводителя бунта таким образом, что он становится вторым основным героем. Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» выявляется и через знание им народных песен и легенд (вспомним бурлацкую песню, которую поет он, или знаменитую народную сказку об орле и вороне).
Пугачева, народного вождя, образ народного идеала справедливого правителя Пушкин противопоставляет бездарным царским генералам (вспомним военные советы в Оренбурге и Белгородской крепости).
Встреча 1: заячий тулупчик
Итак, как мы уже сказали выше, образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показан через встречи его с другим героем, Гриневым. Первая встреча персонажей происходит в буран. Петр и Савельич (его воспитатель с детства) заблудились. На счастье, им встречается человек, который выводит к постоялому двору. Примечательно, что при первой встрече мы не знаем, что это Пугачев. Получается, что читатель смотрит на него со стороны, видит в естественной обстановке. Что же подмечает Петруша? Гринева поражают «сметливость его и тонкость ума». Дорогу к постоялому двору вожатый (Пугачев) находит по звездам и запаху дыма. Также читателю в глаза бросается крепкое здоровье Пугачева: в лютый мороз он идет по заснеженной степи в тонком армячишке.
В благодарность от Петруши Пугачев получает стакан вина, полтину на водку и заячий тулупчик. «Ввек не забуду» - говорит Емельян и остается верен своим словам до конца повести.
Нельзя не обратить внимание на отличное владение Пугачева иносказательным языком, знанием народных поговорок. Так завуалировано он общается с хозяином постоялого двора о формировании войска яицких казаков для участия в крестьянской войне 1772 года.
Встреча 2: "Казнить так казнить, миловать так миловать"
Вторая встреча героев происходит после взятия бунтовщиками Белгородской крепости. Тут перед читателем предстает совершенно другой Пугачев. Он въезжает в крепость на коне, в ярком кафтане. Объявив себя императором, он требует подчинения и присяги. Тех, кто ослушается – убивает без жалости. Эта же судьба ждет и Петра Гринева. Но что же мы видим? Пугачев милует Петрушу, этим нарушив свой принцип. Чтобы не упасть в глазах окружающих, бунтарь идет на хитрость, проявляет доброту и деликатность. Он оправдывает отказавшегося присягнуть Петрушу тем, что «его благородие одурел от милости». Пугачев прекрасно понимает, что Петруша никогда ему не присягнет и все равно будет воевать против. Тем не менее отпускает его, дав в придачу лошадь, шубу и полтину денег.
Мы узнаем от яицких казаков, какой он – Пугачев. Опять же подчеркивается его здоровье: хороший аппетит и слишком горячая парная.
На военном совете образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается с новой стороны: со своими казаками он ведет себя, как равный, ему «не оказывали никакого особого предпочтения».
Встреча 3: "Кто смеет обижать сироту"
Третья встреча происходит после второго пленения Петра Гринева. Здесь еще глубже раскрывается Пугачев (образ). Капитанская дочка, Маша, оставшись сиротой, заточена в Белогорской крепости. Петр едет туда, чтобы защитить ее. Он объясняет эти обстоятельства Пугачеву. На что Емельян негодует, с засверкавшими глазами от гнева он требует назвать обидчика. «Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ» - говорит Пугачев. Соратники Емельяна требуют повесить Петрушу, но Пугачев в очередной раз отпускает его, «помня стакан вина и заячий тулуп».
Во время этой же встречи Пугачев рассказывает Гриневу старинную калмыцкую сказку об орле и вороне. Суть ее в том, что миг свободной яркой жизни гораздо лучше жалкого существования. Сказка становится пророческой, равно как и бурлацкая песня, которую Емельян поет со своими соратниками. Примечательно, что эту же песню поет и караульщик из отряда Дубровского в одноименной повести.
Встреча 4: казнь
Последняя, четвертая встреча Самозванца Емельяна и Гринева происходит на последних страницах повести. Петр находится среди очевидцев на казни Пугачева. В последнем взгляде Емельяна на Гринева нет ни капли жалости, просьбы сострадания и сочувствия, наоборот, Пугачев дерзок и горд. Не случайно таким показан образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка», вернее, его отрубленная окровавленная голова. Этим писатель хотел показать, что Емельян-бунтарь – далеко не романтический герой: он настоящий.
Основные выводы
Делая основные выводы, скажем, что образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» неоднозначен.
Он показан во всей своей социально-исторической реальности: с одной стороны, он не терпит жалости к своим классовым врагам, но с другой – справедлив (вступается за слабых и обездоленных), умеет помнить и ценить добро (его отношение к Гриневу).
Именно таким Пугачев остался в памяти народа. Пушкин подчеркивает смелость и смышленость Пугачева – качества, которые сам ценил в русском народе, считал уникальными.
www.syl.ru
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина
События, описанные Александром Сергеевичем Пушкиным в одном из самых известных его произведений, - это история масштабного восстания крестьян (1773-1774). Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» вызвал множество споров и возмущения на тот момент. Ведь впервые предводитель восстания предстал перед взглядом читателя не в роли кровожадного убийцы, каким изображали его историки той эпохи, а храбрым, талантливым вождём народа.
Предводитель
Смекалка, ум, неиссякаемая энергия и выдающиеся способности личности предводителя позволили ему возглавить одно из самых ярких крестьянских восстаний. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» - это образ человека, которому удалось собрать вокруг себя людей со всей страны. Среди них присутствовали и башкиры, и белогорские казаки, и чуваши, и татары, и труженики с уральских заводов.
Пугачев же жестоко расправлялся со всеми, кто, по его мнению, угнетал простых людей, крестьян. В лице дворян он видел исключительно врагов, а хороших представителей власти и помещиков для него вовсе не существовало. Именно по этой причине он настолько жесток по отношению к капитану Миронову, а также его подчинённым.
Человек, который помнит добро
Тем не менее образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» - это человек, который не забывает о добре, когда-либо сделанном для него. Так, он сохраняет жизнь Гриневу за чарку водки и заячий тулупчик, которыми тот некогда поделился с «вождём» во время бурана. Петр Гринев трижды испытывал судьбу, и все три раза Пугачев миловал его. О великодушии предводителя восстания говорит и тот факт, что именно он вызволил Машу из рук Швабрина, невзирая на то, что она является дочерью капитана, и именно он отпустил Гринева вместе с ней. При этом Швабрина он наказывает.
Взгляд со стороны
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается и через призму восприятия самого Петра Гринева. Он неоднократно имел возможность убедиться в том, что этот человек вовсе не так ужасен, каким обрисовали его царские власти.
Во время первой их встречи Пугачев выступает в роли «вожатого». Гринева на тот момент чрезвычайно впечатлили хладнокровие и расчетливость нового знакомца. «Вожатый» оставляет впечатление простого человека, внешний облик которого, невзирая ни на что, кажется замечательным. Худощавое сложение, широкие плечи, средний рост, чёрная борода с проседью и большие живые глаза – вот те черты, которые привлекли внимание Гринева. Как сам он описывает внешность героя, «… лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
Простой казак
Описание Пугачева в «Капитанской дочке» - это не только образ предводителя восстания, но и личина простого казака. В речи Емельяна присутствуют народные пословицы, поговорки, присказки, разнообразные иносказания, которые для людей из иной среды кажутся непонятными. Так, он заставляет величать себя «царем-батюшкой», объясняя это тем, что на Руси всегда жила и будет жить «вера в доброго царя». Его отношения с подчинёнными построены на демократизме, в них отсутствует какое-либо чинопочитание, и каждый человек имеет полное право не согласиться с мнением своего «государя».
Ближе к финалу произведения Пугачев начинает остро ощущать, что является лишь самозванцем, становится лицом к лицу с ощущением обречённости и продолжает жить лишь надеждой на светлое будущее. «При первой неудаче они [подчиненные и соратники] свою шею выкупят моею головою,» - такие слова срываются с его губ в минуту откровенности.
Быть орлом и умереть достойно
Однако главными особенностями образа Пугачева остаются его героизм и величие. Это находит отображение и в символичной сказке о вороне и орле. Герой полагает, будто лучше прожить короткую, но достойную жизнь, нежели влачить существование долгие годы и «питаться падалью». Себя Пугачев сопоставляет с орлом, что живет лишь 33 года, однако «пьёт живую кровь».
Повесть «Капитанская дочка», образ Пугачева в которой является одним из основных, позволила взглянуть на историческую фигуру с совершенно необычного ракурса. Выделяя в своем герое ум, смекалку, героизм и храбрость, Пушкин делает его собирательным образом всего русского народа и лучших его качеств.
Тем не менее сам автор придерживается мнения, что реформы всегда лучше, нежели кровопролитная революция, и не раз напоминает об этом в своём произведении. В частности, именно в «Капитанской дочке» встречаются слова, ставшие впоследствии широко известными – «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Однако Пушкин не задавался целью изобразить Пугачева и его соратников как злодеев и преступников. Он стремился отобразить в своём повествовании историю восстания и личность крестьянского вождя. И удалось ему это поистине мастерски.
fb.ru