Царь Итаки Одиссей. Мифология Древней Греции. Одиссей картины


ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОДИССЕЯ в изобразительном искусстве. Часть 1: ЛОТОФАГИ И ПОЛИФЕМ

    Если "ИЛЛИАДА" - поэма о войне, то "ОДИССЕЯ" - поэма об авантюрных приключениях, бесстрашии и верности. В ней "божественному Ахиллу" противопоставляется ОДИССЕЙ, славный "многообразием хитроумных измышлений", изворотливый, хитрый, коварный, отважный и, в то же время, необычайно человечный.        Однако главным героем поэмы, кроме самого Одиссея, является и море, которое герой со своимим товарищами переплывает во время опасного путешествия, растянувшегося на целых десять лет, для того, чтобы, наконец, вернуться домой.

    ОДИССЕЙ У ПОЖИРАТЕЛЕЙ ЛОТОСА

    Отплытие греков из Трои было омрачено отчаянным спором между Одиссеем и Менелаем, не поделившими добычу. В результате Одиссей присоединился к флоту Агамемнона, но внезапный шторм разъединил их корабли, и он со своими людьми поплыл на юг.    Яростный ветер пригнал их корабли к острову КИФЕРА. Проведя на Кифере два дня, путники вновь вышли в открытое море и достигли берегов ЛИВИИ, где обитали ЛОТОФАГИ ("пожиратели лотоса"). Одиссей выслал нескольких товарищей на разведку.Мореходы получили теплый прием от местных жителей, предложивших им отведать вкуснейшие плоды лотоса.    Плоды оказались волшебными - они обладали свойством давать забвение прошлого и избавлять от ностальгии и желания вернуться домой. Лишь силой Одиссей, благоразумно отказавшийся вкусить сладкие фрукты, заставил своих людей, утративших память, сесть на корабли и отплыть вновь.

"Одиссей на острове лотофагов"(французская гравюра неизвестного автора, XVIII в.)

    ОДИССЕЙ В СТРАНЕ ЦИКЛОПОВ

    Отплыв из Ливии, герои оказались у некого острова, который обычно отождествляют с СИЦИЛИЕЙ, где обитало множество коз. Решив запастись козьим мясом как провизией, они высадились на остров, не подозревая, что попали в край ЦИКЛОПОВ (киклопов), одноглазых великанов    Исполины пасли овечьи стада и, хотя по некоторым мифам, они принимали участие в укреплении различных греческих городов (отсюда термин "киклопические стены", то есть, стены, выложенные из гигантских блоков), сами по себе не были способны к сооружению каких-либо зданий или к организации общественной жизни. Уродливые существа предпочитали обитать в отдаленных и неудобных пещерах, питаясь сырым мясом, включая человеческое.    Одиссей со спутниками, попав в одну из таких пещер, в обиталище великана ПОЛИФЕМА, захватил богатую добычу в виде овец и сыров.

Иоганн Гейнрих Вильгельм Тишбейн"Полифем"

    Часть мореходов торопливо вернулась к кораблям, а другая часть, вместе с Одиссеем, осталась в пещере, беспечно разведя костер. Внезапно вернувшийся Полифем завалил вход в Пещеру огромным камнем и сожрал двух спутников Одиссея. Рассерженный великан, без сомнения, собирался съесть и остальных. Тогда Одиссей предложил ему крепкого вина, напитка, неизвесного циклопам.

Джон Флаксман"Одиссей и Полифем"(иллюстрация к поэме Гомера)

  Отведав вина, Полифем несколько смягчился и попросил Одиссея назвать свое имя. Одиссей находчиво ответил "Удис", что по-гречески означает "Никто", а по звучанию было похоже на его собственное имя в латинском варианте - "Улисс". Полифем пообещал Одиссею, что в благодарность за вино съест его самым последним и, написвшись допьяна, заснул. Тогда Одиссей и его спутники вытащили горящее бревно из костра и вонзили его в глаз Полифема.

"Ослепление Полифема"(античная чернофигурная керамика)

Пеллегрино Тибальди"Ослекпление Полифема"

Пеллегрино Тибальди"Полифем" (фрагмент)

На крик изувеченного циклопа сбежались его соплеменники, но на вопрос о том, кто виновник этого насилия, Полифем ответил:"Никто". Циклопы решили, что он попросту сошел с ума и удалились.

Одилон Редон"Циклоп"

Утром Полифем уселся у входа в пещеру и, выпуская на пастбище стадо, принялся ощупывать спину каждого животного с тем, чтобы Одиссей и его товарищи не сбежали. Однако Одиссей привязал спутников под брюхо овец и сам уцепился за густую шерсть барана, и ему с его людьми удалось спастись.Якоб Йорданс"Одиссей в пещере Полифема"

Анибалле Карраччи"Циклоп Полифем"

  Когда корабли отплыли от  берегов острова циклопов, Одиссей не мог отказать себе в удовольствии и прокричал ослепшему Полифему свое настоящее имя. Так циклоп узнал, что сбылось древнее пророчество об его ослеплении от рук Одиссея.

Александр Данилов"Полифем"

  Отец Полифема, бог ПОСЕЙДОН, оскорбленный его увечьем, долго преследовал Одиссея со спутниками, максимально препятствуя их возвращению на родину.

"Посейдон"(античная мозаика)

    Продолжение следует.

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОДИССЕЯ в изобразительном искусстве. Часть 3: ЧАРЫ СИРЕН; СЦИЛЛА И ХАРИБДА.

    ЧАРЫ СИРЕН

    Покинув Цирцею, Одиссей направился по направлению к современному Неаполитанскому заливу. Курс мореходов лежал рядом с островом, где обитали СИРЕНЫ (древние полагали, что этим островом являлся Капри). Коварные островитянки, полуптицы - полуженщины, были дочерьми речного бога АХЕЛОЯ и музы МЕЛЬПОМЕНЫ (по другим мифам: Ахелоя и СТЕРОПЫ, дочери калидонского царя).

"Ахелой"(деталь римской мозаики "Эрос и Психея")

   Волшебное пение сирен завораживало мореплавателей, они причаливали к берегу, где соблазнительницы их убивали и пожирали.

   Одиссей был заранее предупрежден Цирцеей о певуньях-людоедках и попросил спутников покрепче привязать его к мачте корабля: так он мог слушать пение сирен, не поддаваясь их чарам.

    Своим людям он приказал залить уши воском и не обращать внимания на его просьбы до тех пор, пока они не покинут берега опасного острова.    Едва лишь первые звуки сладострастного пения достигли ушей Одиссея, он обезумел от желания быть вместе с этими созданиями. Однако товарищи кормчего игнорировали все его крики и угрозы.

Эдвард Армитаж"Сирена"

Джон Уильям Уотерхаус"Одиссей и сирены"

Изображение на античной вазе

Античная мозаика

Античный краснофигурный рисунок

Виктор Моттес"Одиссей и сирены"

Джеймс Герберт Дрейперт"Улисс и сирены"

Леон Огюст Адольф Белли"Улисс и сирены"

  Когда опасность миновала, и корабль Одиссея покинул воды коварного острова, сирены с досады бросились в море и превратились в рифы.

    СЦИЛЛА и ХАРИБДА

    Продолжая путь на юг, Одиссей и его спутники по встречались с ужасными чудовищами СЦИЛЛОЙ (Скиллой) и ХАРИБДОЙ, обивавшими у пролива между Италией и Сицилией (современный Мессинский пролив).

    Эти чудовища первоначально имели обычный женский облик, но опрометчиво вызвали гнев богов.    Сцилла, жившая на материковой стороне пролива, была превращена в монстра Цирцеей, которая приревновала славного беотийского рыбака ГЛАВКА к этой девушке.

Бартоломеус Спрангер"Главк и Сцилла"

Жак Дюмон"Сцилла и Главк"

Петер Пауль Рубенс"Сцилла и Главк"

    Колдунья вылила зелье в источник, где Сцилла обычно купалась: ее нижняя часть превратилась в шесть туловищ собак, в то время как верхняя часть осталась прежней. Потрясенная собственным уродством, Сцилла удалилась в пещеру, где жила вдали от людских глаз. Она не могла совладать со своей нижней, собачьей частью, и поэтому нападала на путешественников, проплывавших слишком близко от ее пещеры и пожирала их.

    Напртив Сциллы, на островной стороне пролива, жило чудовище Харибда. Она была дочерью хтонической богини ГЕИ и ПОСЕЙДОНА и обладала необыкновенным аппетитом. Когда ГЕРАКЛ вел мимо жилья девушки стада Гериона, она похитила несколько коров и тут же съела их. Возмущенный такой жадностью, Зевс поразил ее молнией. Девушка упала в морские воды и превратилась в чудовище.Богиня Земли - Гея

  Трижды в день Харибда заглатывала огромное количество морских вод вместе со всем, что в них находилось. Затем она извергала воду, питаясь несчастными созданиями, застревавшими у нее в зубах, в том числе и мореплавателями.

  Цирцея предупредила Одиссея об опасностях у Мессинского пролива, поведав, что никто, даже боги, не могут противостоять Харибде, и поэтому Одиссею следовало держаться как можно ближе к италийским берегам, где жила менее опасная Сцилла.    И в самом деле, Харибда была способна проглотить целый флот, в то время как собачья половина Сциллы удовлетворилась лишь шестью схваченными ею спутниками Одиссея.Иоганн Генрих Фюссли"Одиссей между Сциллой и Харибдой"

Средневековая гравюра

  Потеряв товарищей, корабль греков, тем не менее, проплыл с попутным ветром через пролив. С тех пор выражение "быть между Сциллой и Харибдой" означает пребывание в опасности, грозящей с двух разных сторон.

    Продолжение следует.

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Пинтуриккио Возвращение Одиссея (Пенелопа с женихами): Описание произведения

«Возвращение Одиссея» – один из немногих сохранившихся фрагментов росписи сиенского Палаццо дель Маньифико. Построенный по заказу амбициозного и тщеславного политика Пандольфо Петруччи, Великолепный дворец (а именно так переводится с итальянского его название), был задуман как резиденция для будущей семейной династии правителей Сиены, начало которой мечтал положить сам Петруччи.

Получив единоличный контроль над Сиенской республикой в конце XV века, занимавший должность «капитана народа» (главнокомандующего вооруженными силами) Пандольфо заручился поддержкой торговых элит, благодаря чему ему удалось править вплоть до самой своей смерти в 1512 году. А за четыре года до того он созвал в Сиену лучших живописцев региона для работы над росписью стен и потолков своего дворца. В результате над фресками в Палаццо дель Маньифико трудились Пинтуриккио, Лука Синьорелли и Джироламо Дженга.

По замыслу Петруччи, монументальные сцены из античных мифов должны были символизировать вехи истории его семьи. Так, «Возвращение Одиссея» кисти Пинтуриккио – отсылка к многолетнему периоду жизни в изгнании сначала самого Пандольфо, а потом и его сына Боргезе. А, к примеру, фреска «Бегство Энея из Трои», написанная учеником Луки Синьорелли Джироламо Дженгой, символически изображает сразу три поколения семьи Петруччи. Согласно «Энеиде» Вергилия, легендарный герой покинул полыхающий в огне город, захватив с собой жену Креусу (но она, к сожалению, отстала и погибла), а также сына Юла. И даже вынес на собственных плечах старого отца Анхиса – благородный поступок Энея настолько поразил греков, что те выпустили его из города.

Но, несмотря на далеко идущие планы Петруччи в отношении семейной преемственности, его амбициям не было суждено воплотиться в жизнь. Сын Боргезе, перенявший бразды правления Сиенской республикой после смерти отца, не смог удержаться в этой ипостаси, и уже три года спустя его подсидел племянник Пандольфо, кардинал Рафаэло Петруччи. После его кончины в 1522 году снова забрезжила надежда на восстановление династии, ведь синьором Сиены стал уже младший сын Пандольфо, Фабио. Но всего два года спустя вследствие восстания он был изгнан из города, а в Сиене восстановилось республиканское правление.

«Великолепный дворец» ожидала более завидная судьба, чем его хозяев. В настоящее время Палаццо дель Маньифико – одна из облюбованных туристами достопримечательностей Сиены, а росписям из него была уготована честь обосноваться в лучших художественных галереях мира. В 40-х годах 19 века большая часть фресок была переведена с дерева на холст. Некоторые из них остались дома, в Национальной пинакотеке Сиены («Бегство Энея из Трои» – в их числе), часть находится в музее Метрополитен Нью-Йорка. А остальные приобрела лондонская Национальная галерея, где они и хранятся до сих пор.

Среди них и «Возвращение Одиссея» Пинтуриккио. Сцена, изображенная на фреске, знакома нам благодаря эпической поэме Гомера, названной по имени главного героя. Спустя долгие годы странствий Одиссей узнает, что вот уже три года его жену Пенелопу осаждают женихи, буквально не дающие красавице прохода. Богиня Афина превращает Одиссея в дряхлого безобразного старца, чтобы он мог проникнуть в свой дом неузнанным, ведь жаждущие царского венца женихи могли его убить. Чтобы отбиться от их притязаний, Пенелопа пошла на хитрость: пообещала выйти замуж, как только закончит ткать погребальное полотно для Лаэрта, отца Одиссея. Каждую ночь она распускала полотно, что позволяло бесконечно долго тянуть время.

«Возвращение» написано в свойственной Пинтуриккио легковесной манере: от трагичности и величественности гомеровского эпоса не осталось и следа. Вместо лысого дряхлого старца в рваном и грязном хитоне, каким его сделала Афина, Одиссей предстает молодым и даже симпатичным златовласым юношей – мы можем узнать его лишь по посоху в руках.

Вся композиция проникнута атмосферой беззаботности и неги: через распахнутое окно видно покачивающийся на волнах корабль Одиссея, на ткацкий станок уселась залетевшая птичка, а у ног Пенелопы играет с клубком ниток котенок.

Пинтуриккио облачил всех присутствующих в одежды своей эпохи и о том, что речь идет о событиях из древнегреческого мифа, напоминает лишь остров Ээя, виднеющийся за окном. Там волшебница Цирцея обращает путешествующих в свиней, а сирены у его берегов сладкоголосым пением затягивают на морское дно неосторожных мореходов.

Автор: Наталья Азаренко

artchive.ru

Одиссей и Навсикая (картина Розы) — википедия фото

«Одиссей и Навсикая» («Улисс и Навзикая») — картина итальянского художника Сальватора Розы из собрания Государственного Эрмитажа, вариант картины хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Картина иллюстрирует эпизод из «Одиссеи» Гомера (VI, 12–322): потерпевший кораблекрушение Одиссей на берегу встречает дочь царя Алкиноя и царицы Ареты Навсикаю со служанками. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец…

Картина датируется 1663—1664 годами. В 1868 году переведена на новый холст реставратором Сидоровым. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 238 (Большой итальянский просвет)[1].

Вариант картины из собрания Музея искусств округа Лос-Анджелес. Ок. 1655 г. Холст, масло, 161,3 x 127 см

В Музее искусств округа Лос-Анджелес находится другой вариант этой картины, несколько меньших размеров (161,3 x 127 см), датируемый около 1655 года и поступивший туда из коллекции Уильяма Рэндольфа Херста[2]. В Эрмитаже эту картину считают авторским повторением, а музейную датировку — ошибочной.

В Эрмитаже картина считается бесспорной работой Сальватора Розы. Однако некоторые исследователи не признают его авторства. Сомнения в подлинности картины высказывал Петторелли, видевший картину только на фотографиях[3]. В свою очередь Фосс, лично видевший картину включил её в список собственноручных произведений Розы[4]. Салерно в 1963 году назвал полотно из Лос-Анджелеса копией эрмитажной картины работы неизвестного художника[5], но в 1975 году изменил своё мнение на прямо противоположное[6]. В 1979 году, во время проходившей в Эрмитаже выставке «Картины итальянских мастеров из музеев США», был проведён сравнительный анализ обеих полотен и все убедились что эрмитажная картина превосходит картину из Лос-Анджелеса. Рентгенографическое исследование подтвердило идентичность живописной манеры эрмитажного варианта «Одиссея и Навсикаи» с другой работой Розы, сомнений в авторстве которой никогда не возникало, — «Демокрит и Протагор»[7].

Салерно в своей книге 1963 года цитирует фрагмент из рукописи Гецци, где упоминается «un quadro grande bisalto con una Istoria di Ulisse di Salvator Rosa» («большая картина двойной высоты с историей Улисса Сальватора Розы»), находившаяся в собственности графини Ночети в Риме в 1704. Он предположил, что упомянутую Гецци картину можно идентифицировать с полотном, приведенным в книге леди Морган и принадлежавшим тогда семье д’Аркур в Нюнхем Картни, Оксфордшир[8] и ныне находящимся в Музее искусств округа Лос-Анджелес[9]. Но употреблённое Гецци определение «bisalto» гораздо больше подходит вытянутой в высоту картине Эрмитажа, нежели варианту из Лос-Анджелеса и в Эрмитаже считают что упоминание в книге леди Морган скорее всего относится к их варианту.

Долгое время в Эрмитаже ошибочно считалось, что другая картина Розы «Демокрит и Протагор» составляет с этой картиной пару, поскольку они обе имеют сходные размеры и якобы происходят из собрания Уолпола. Но в результате исследований Артемьевой установлено что картина «Одиссей и Навзикая» происходит из другой британской коллекции — в первом рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1773 году, отмечено что она принадлежала шотландцу Джону Удни и была куплена в 1779 году[10].

org-wikipediya.ru

Описание картины Джона Уотерхауса «Одиссей и сирены»

Описание картины Джона Уотерхауса «Одиссей и сирены»

Дж.У. Уотерхаус создал несколько сотен картин на мифологическую тематику. В этом его интересы схожи с прерафаэлитами, хотя формально он к этой группе не относился. Сюжет для полотна «Одиссей и сирены» взят из классической древнегреческой мифологии – легенды о десятилетнем возвращении хитроумного Одиссея в Итаку.

Кораблю Одиссея плывет мимо острова, на котором обитают сирены. В воображении художника они выбрали вид наполовину женщин, наполовину птиц. Стоит отметить, что в ряде картин они изображаются в виде полурыб. Выбор того или иного варианта зависит от того, какой миф об их происхождении выбирает художник. В другой картине, написанной десятилетие спустя («The Siren») сирена лишена крыльев, но имеет рыбий хвост.

Сирены поют. Каждый, кто слышит их голос, теряет память и плывет к острову. Где и умирает. Из всех людей, изображенных на картине, пение сирен слушает лишь Одиссей, потому он и привязан к мачте. Остальным он приказал залепить уши воском и грести.

На картине видно, что эти полуптицы могут летать, могут даже перелететь на корабль и петь свои песни там. Но больше они ничего сделать не могут – ни развязать Одиссея, ни раскрыть уши гребцам, ни помешать монотонному движению корабля.

Впереди – узкий проход между двумя огромными утесами, за которым – относительно спокойное море, сирены дальше не полетят. Но здесь еще надо пройти.

От большинства работ на данный сюжет картину Уотерхауса отличает красочность и проработанность деталей. Одиссей не просто привязан к мачте, он слушает и пытается освободиться. Гребцы – не просто гребут, они видят сирен и не знают, чего от них можно ожидать.

Сегодня это – одна из самых известных работ в творчестве английского художника, используемая в качестве иллюстрации к данному мифу. Уникальность Уотерхауса – в умении передать текущей ситуации.

opisanie-kartin.com

Царь Итаки Одиссей. Мифология Древней Греции

Сегодня мы познакомимся с таким интересным персонажем, как Одиссей (иногда его называют также Уллисом). Это царь острова Итака. Одиссей - сын Лаэрта и Антиклеи. Согласно некоторым вариантам мифа, он является сыном Сисифа. Сисиф якобы соблазнил Антиклею до того, как она вышла замуж за Лаэрта. Автолик, отец Антиклеи (согласно Гомеру - "великий клятвопреступник и вор"), был сыном Гермеса, которому он помогал в его хитростях. Отсюда наследственные качества Одиссея, идущие от Гермеса, - ловкость, практицизм, ум. Среди других следует отметить хитрость. Одиссей, характеристика которого нас интересует, в творчестве Гомера приобрел новые черты. Что же он внес в его образ? Давайте разберемся.

одиссей мифология

Новаторство Одиссея в изображении Гомера

Первоначально биография этого героя не была связана с Троянской войной. Одиссей, история о котором была достоянием лишь авантюрно-сказочных сюжетов, до Гомера не изображался так рельефно. Он был представлен в следующих фольклорных мотивах: ежечасно грозящее гибелью дальнее морское путешествие, пребывание персонажа в "ином мире", а также возвращение мужа именно в тот момент, когда его супруге грозит необходимость заключения нового брака. Эти мотивы были преображены эпосом Гомера о Троянской войне. Поэт внес в них целый ряд важных идей: самоотверженная любовь Одиссея к родному очагу, возвращение на родину, страдание испытавшего гнев богов героя. Отметим, что само имя "Одиссей" происходит от греческого слова, означающего "гневаюсь". То есть его можно перевести как "человек божеского гнева", "ненавистный богам".

Что же пишет Гомер о таком интересном герое, как Одиссей? Мифология Древней Греции предлагает нам множество любопытных сюжетов, однако Троянская война заслуживает особого внимания. То, что Гомер включил этого героя в число вождей, сражавшихся с Троей, привело к тому, что были сформированы представления о его воинских подвигах, о его решающей роли во взятии города (мотив деревянного коня, придуманного Одиссеем). С этого момента фольклорный хитрец, являющийся "разрушителем городов", героизирован. Перед нами предстает отважный Одиссей. Мифология пополняется множеством интересных сюжетов о нем.

Образ Одиссея

Одиссей - это наиболее яркая фигура ионийской ступени эпоса. Царь Итаки является носителем неустанной энергии, практической разумности, способности ориентироваться в непростых жизненных обстоятельствах, умения убедительно и красноречиво говорить, обходиться с людьми. В его изображении, по сравнению с героями других мифов, более ранних (например, таких, как Аякс Теламонид, Диомед или Ахилл), заметна явная новизна. Одиссей побеждает не только лишь оружием, но также и умом и словом. Он отправляется к лагерю троянцев вместе с Диомедом. Однако, приводя соблазненных Терситом воинов к покорности, он не только бьет Терсита и выставляет его на посмешище, но и произносит пламенную, вдохновенную речь, которой возбуждает боевой пыл войск. Одиссей еще более соответствует героике гомеровской "Илиады" тогда, когда отправляется к Ахиллу одним из послов или же во время выступления в совете. Здесь он произносит слова, с которыми не в силах состязаться ни один смертный. Вот какого героя прославил в своем произведении Гомер.

Одиссей "велик душой и сердцем", "славен копьем". Только Филоктет превосходил его в стрельбе из лука. Это отмечает Гомер. Одиссей в его изображении "безупречен". Тем не менее сам герой признается Алкиною в том, что среди людей он славится своими хитрыми измышлениями. Афина подтверждает, что в коварстве и хитрости с ним трудно соревноваться даже богу. Таков Одиссей. Мифология Древней Греции знакомит нас с множеством историй, связанных с ним. Расскажем вкратце о самых известных.

Как проявил себя Одиссей до начала Троянской войны

Одиссей сумел проявить себя еще до начала Троянской войны. Он был среди множества женихов прекрасной царицы Елены, однако предпочел Пенелопу, ее двоюродную сестру, племянницу Тиндарея, которая стала его супругой.

корабль одиссея

После того как Парис похитил Елену, этот герой должен участвовать в походе на Трою. Одиссей, не желая оставить жену и новорожденного сына Телемаха, притворяется безумным. Однако Паламед изобличает его в притворстве (Одиссей его впоследствии погубил за это), испытав героя на его отеческой любви. Одиссей отправляется под Трою с 12-ю кораблями. Он помогает грекам определить местонахождение Ахилла, которого Фетида спрятала на о. Скирос, а также обнаружить его среди служанок дочери царя Ликомеда (Деидамии). После этого Одиссей вызывается доставить Ифигению в Авлиду. Она была обречена на заклание Артемиде. Греки по его совету оставляют раненого Филоктета на о. Лемнос. Впоследствии он привезет его на 10-м году войны под Трою.

Одиссей до начала войны направляется с Менелаем в Трою, тщетно пытаясь миром уладить дело. Во время осады он мстит Паламеду, которого считает врагом. Одиссей в последний год войны берет в плен Долона, троянского разведчика, и совершает вылазку вместе с Диомедом против царя Реса, который только что прибыл троянцам на помощь. После смерти Ахилла интересующему нас герою были вручены его доспехи, на которые также претендовал Аякс Теламонид. Одиссей, захватив Гелена (троянского прорицателя), узнает от него о том, что для победы необходимо завладеть статуей Афины Паллады, которая находится в Трое в храме этой богини. Царь Итаки под видом нищего пробирается в осажденный город. Он похищает статую. Кроме того, Одиссею, по одной из версий, принадлежит мысль о создании деревянного коня.

Противопоставление двух миров

В биографии Одиссея авантюрно-сказочные сюжеты пронизаны мотивом страдания. Этот герой при своем постоянном благочестии попадает в ситуации, в которых либо им самим, либо спутниками его оно нарушается. Это ведет к новым смертям и страданиям. Суровость и жестокость Одиссея является достоянием архаической героики. Все это отступает на второй план, давая место интеллектуальному героизму. Герою покровительствует Афина. В "Одиссее" характерно противопоставляются страшный древний мир, в котором царят колдуны, людоеды, магия, Посейдон с Полифемом, и богатая замыслами, умная Афина, которая ведет героя на родину, несмотря на все препятствия. Одиссей благодаря ей спасается из мира опасных чудес, увлекающих его.

Не только олимпийцы помогают этому герою. Он заставляет служить себе и Кирку, обращая злое чародейство во благо. Одиссей бесстрашно отправляется в Аид с осознанием своего будущего. Недаром боги боятся, что если они не вернут его домой, Одиссей, "вопреки судьбе", возвратится сам. Поэтому они покровительствуют этому герою.

Как начинается возвращение Одиссея на родину

Одиссей, родина которого - Итака, долгое время пытался вернуться домой. 10 лет заняло его возвращение, которое начинается с падения Трои. Буря забросила его корабли на землю киконов, где ему пришлось вступить в противоборство с ними. Одиссей разорил г. Исмар, однако затем вынужден был отступить под натиском противника, понеся большие потери. Через 9 дней он попал к лотофагам, а после этого - в страну циклопов.

Одиссей у циклопов

Здесь, вместе с 12-ю спутниками, он стал пленником одноглазого Полифема, людоеда-великана. Потеряв 6 товарищей, он споил великана фракийским вином.

сын лаэрта

Когда Полифем уснул, Одиссей выколол ему глаз заостренным колом. Герой вместе со своими спутниками выбрался из пещеры следующим образом: вцепившись руками в шерсть баранов, которых великан выпускал каждое утро на пастбище. Одиссей, находясь на корабле, назвал себя ослепленному Полифему. Тот призвал на него проклятия Посейдона, своего отца. Гнев его будет преследовать Одиссея в дальнейшем, вплоть до его возвращения на родину.

Одиссей на о-ве Эола

Одиссей, миф о возвращении которого мы описываем, оказывается затем на острове Эола, бога ветров. Здесь в качестве подарка он получает мех с завязанными в нем противными ветрами. Эти ветры должны облегчить путникам возвращение. Они приближают к Итаке флот Одиссея, однако здесь спутники его решают развязать мех просто из любопытства. Ветры, вырвавшиеся на свободу, вновь прибивают флот к о. Эола. Тот отказывает герою в дальнейшей помощи.

У волшебницы Кирки

После того как на флот Одиссея нападают велканы-людоеды лестригоны, лишь корабль Одиссея спасается из 12-ти кораблей. Он пристает к о. Эя, где правит волшебница Кирка. Она превращает половину спутников героя, которых он отправил на разведку, в свиней. Эта же участь грозит и самому Одиссею. Однако Гермес снабдил его чудодейственным корнем "моли", который отвращает действие волшебства. Герой вынуждает Кирку возвратить его пострадавшим товарищам человеческий облик. На этом острове они проводят год.

Одиссей и сирены

одиссей история

Одиссей по совету Кирки посещает подземное царство. Он узнает от тени Тиресия, умершего прорицателя, об опасностях, которые грозят ему по пути на родину, а также в его собственном доме, находящемся в Итаке. Корабль Одиссея, покинув остров, проплывает мимо побережья. Здесь мореплавателей завлекают на прибрежные острые скалы сладкоголосые сирены. Одиссей затыкает уши воском своим спутникам, благодаря чему ему удается избежать опасности. Сам же он слушает их пение, привязанный к мачте. Кораблю героя удается благополучно миновать скалы, плавающие в море, а также пройти через узкий пролив, находящийся между Сциллой и Харибдой. Сцилла, шестиголовое чудовище, успевает стащить с корабля и съесть шестерых его товарищей.

одиссей родина

Священные коровы Гелиоса и гнев Зевса

На о. Тринакия Одиссея ожидает новое испытание. Здесь пасутся священные коровы Гелиоса. Одиссей, предупрежденный Тиресием, говорит товарищам о том, что не следует покушаться на этих животных. Однако они голодают и решают его ослушаться. Товарищи, воспользовавшись тем, что Одиссей уснул, убивают коров и едят их мясо, несмотря на сопровождающие трапезу дурные предзнаменования. Зевс в наказание за это богохульство бросает молнию в корабль Одиссея, вышедший в море. Все его спутники гибнут, а самому ему удается спастись на обвалившейся мачте. Через несколько дней Одиссея прибивает к о. Огигия. Нимфа Калипсо, живущая здесь, удерживает героя у себя 7 лет, до тех пор, пока по настоянию Афины боги не приказывают отпустить его на родину.

Как попадает на родину Одиссей

Путешествия его заканчиваются следующим образом. Одиссей сооружает плот, на котором отправляется в плавание. Через 17 дней он видит сушу. Но вот Посейдон обнаруживает его и обрушивает на плот бурю, поэтому Одиссей вынужден прибегнуть к последнему средству - он решает воспользоваться волшебным покрывалом Левкофеи. Герой вплавь достигает о-ва Схерия. Здесь обитает народ феаков. Одиссей с помощью Навсикаи (царевны) находит путь к дворцу Алкиноя, феакийского царя. Он участвует в пире, где сказитель Демодок поет песню о взятии Трои.

одиссей характеристика

Одиссей из-за нахлынувших воспоминаний не может сдержать слез. Он называет себя и начинает рассказ о том, что он пережил за минувшие годы. Народ феаков собирает для него богатые дары. С их помощью на быстроходном корабле попадает домой Одиссей.

гомер одиссей

Родина, однако, встречает героя не очень-то гостеприимно.

Убийство женихов

Одиссея не узнают, так как Афина преображает его. Он наблюдает за бесчинствами женихов, которые вынуждают Пенелопу взять себе нового мужа. Царь Итаки вступает в борьбу с Иром. Он испытывает всевозможные издевательства со стороны потенциальных женихов. Одиссей в беседе с Пенелопой выдает себя за критянина, который когда-то встретил ее мужа. Он старается внушить женщине уверенность в том, что супруг ее вернется. Между тем нянька Эвриклея, которой жена Одиссея поручает вымыть ему ноги, узнает его по шраму, однако хранит тайну под страхом наказания. По внушению Афины Пенелопа устраивает состязание в стрельбе из лука, который принадлежит Одиссею. Никто из претендентов не может даже натянуть тетиву. Тогда Одиссей берет лук и с помощью Афины вместе с Телемахом убивает своих оскорбителей. Лаэрту и Пенелопе, которые потеряли было надежду на его возвращение, он дает себя знать по приметам, известным лишь им. Афина с согласия Зевса устанавливает мир между царем Итаки и родственниками убитых женихов. После этого Одиссей мирно царствует.

Версии последних лет жизни Одиссея

Телегон (сын Кирки и Одиссея) во время одной из его отлучек прибывает на Итаку. Его послала мать отыскать Одиссея. Между прибывшим и царем Итаки происходит сражение. Телегон в поединке смертельно ранит отца, которого не узнает. После запоздалого опознания, согласно одной из версий, он забирает его тело для погребения к Кирке. Согласно другим версиям, царь Итаки мирно умирает в Эпире или Этолии, где его чтили как героя, обладающего даром посмертного прорицания. Вероятно, местный культ Одиссея существовал издавна. Через некоторое время он распространился по Италии.

Большую популярность приобрел Одиссей. Мифология Древней Греции в наши дни получила большую известность. Древнегреческие мифы знают и любят люди по всему миру.

fb.ru

Одиссей и Навсикая (картина Розы) — WiKi

«Одиссей и Навсикая» («Улисс и Навзикая») — картина итальянского художника Сальватора Розы из собрания Государственного Эрмитажа, вариант картины хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Картина иллюстрирует эпизод из «Одиссеи» Гомера (VI, 12–322): потерпевший кораблекрушение Одиссей на берегу встречает дочь царя Алкиноя и царицы Ареты Навсикаю со служанками. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец…

Картина датируется 1663—1664 годами. В 1868 году переведена на новый холст реставратором Сидоровым. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 238 (Большой итальянский просвет)[1].

Вариант картины из собрания Музея искусств округа Лос-Анджелес. Ок. 1655 г. Холст, масло, 161,3 x 127 см

В Музее искусств округа Лос-Анджелес находится другой вариант этой картины, несколько меньших размеров (161,3 x 127 см), датируемый около 1655 года и поступивший туда из коллекции Уильяма Рэндольфа Херста[2]. В Эрмитаже эту картину считают авторским повторением, а музейную датировку — ошибочной.

В Эрмитаже картина считается бесспорной работой Сальватора Розы. Однако некоторые исследователи не признают его авторства. Сомнения в подлинности картины высказывал Петторелли, видевший картину только на фотографиях[3]. В свою очередь Фосс, лично видевший картину включил её в список собственноручных произведений Розы[4]. Салерно в 1963 году назвал полотно из Лос-Анджелеса копией эрмитажной картины работы неизвестного художника[5], но в 1975 году изменил своё мнение на прямо противоположное[6]. В 1979 году, во время проходившей в Эрмитаже выставке «Картины итальянских мастеров из музеев США», был проведён сравнительный анализ обеих полотен и все убедились что эрмитажная картина превосходит картину из Лос-Анджелеса. Рентгенографическое исследование подтвердило идентичность живописной манеры эрмитажного варианта «Одиссея и Навсикаи» с другой работой Розы, сомнений в авторстве которой никогда не возникало, — «Демокрит и Протагор»[7].

Салерно в своей книге 1963 года цитирует фрагмент из рукописи Гецци, где упоминается «un quadro grande bisalto con una Istoria di Ulisse di Salvator Rosa» («большая картина двойной высоты с историей Улисса Сальватора Розы»), находившаяся в собственности графини Ночети в Риме в 1704. Он предположил, что упомянутую Гецци картину можно идентифицировать с полотном, приведенным в книге леди Морган и принадлежавшим тогда семье д’Аркур в Нюнхем Картни, Оксфордшир[8] и ныне находящимся в Музее искусств округа Лос-Анджелес[9]. Но употреблённое Гецци определение «bisalto» гораздо больше подходит вытянутой в высоту картине Эрмитажа, нежели варианту из Лос-Анджелеса и в Эрмитаже считают что упоминание в книге леди Морган скорее всего относится к их варианту.

Долгое время в Эрмитаже ошибочно считалось, что другая картина Розы «Демокрит и Протагор» составляет с этой картиной пару, поскольку они обе имеют сходные размеры и якобы происходят из собрания Уолпола. Но в результате исследований Артемьевой установлено что картина «Одиссей и Навзикая» происходит из другой британской коллекции — в первом рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1773 году, отмечено что она принадлежала шотландцу Джону Удни и была куплена в 1779 году[10].

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта