В.Маяковский. "Детям" (худ.А.Пахомов, В.Лебедев, Н.Цейтлин, Ю.Коровин). Картина маяковского


Маяковский-художник

В своей автобиографии В. В. Маяковский напишет: «Хочу делать революцию в искусстве» - и эту революцию он начинает с живописи. Талантливый человек, как правило, проявляет свои способности во многих отраслях искусства. Не был исключением и величайший русский поэт Владимир Маяковский. Картины его мало известны широкой публике (все знают в основном только лишь о его творчестве в РОСТе). Но именно этот талант стал проявляться у Володи с детских и юношеских лет, ранее всех последующих. Семейная преемственность Отец поэта, Владимир Константинович, с удовольствием рисовал. По его эскизам даже была сооружена некоторая мебель в доме. А мать и сестры увлекались живописью. Сестра поэта, Людмила, даже проходила подготовку для поступления в Строгановское художественное училище у одного профессионального художника, С. Краснухи. Она показала ему ранние рисунки и картины Маяковского. Краснуха и стал первым учителем живописи будущего поэта (который стихи в ту пору еще и писать не начинал). Стать профессиональным художником! Эта мысль не покидала Владимира и после смерти отца, когда семья переехала в столицу. Жили бедно. Питались скудно. Всей семьей порой выжигали шкатулки и разрисовывали пасхальные яйца. Владимир много рисовал, чаще всего - портреты карандашом. Картины Маяковского данного периода мало сохранились. Известен карандашный портрет революционера Морчадзе, который некоторое время проживал в семье. 
 2.jpg

В 14 лет молодой человек вступает в компартию. Занимается активной политической деятельностью. За что трижды подвергается арестам. В тюрьме начинает писать стихи, но желание стать художником не покидает поэта. После 1910 г. он обучается в Училище Ваяния и Зодчества, где постигает азы профессионального образования. Картины Маяковского 1912-1915 годов: 

 «Женский портрет» 

Женский портрет

 «Натурщица» 

Натурщица

 «Рулетка» 

Рулетка

 и некоторые другие. Использовались различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь. Когда не было материалов, поэт мог обходиться подручными средствами. В ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах. Поэт любил изображать жирафов, собак, зебр, крокодилов. А любимым его занятием было рисовать дружеские шаржи на некоторых знакомых (Репина и Чуковского, например). 

6.jpg 7.jpg

 Лиля Брик 

8.jpg

 Шарж на И. Репина 

9.jpg

И все эти работы означают лишь одно, то что Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере. 

Читайте подробнее на FB.ru: 

http://arcticaoy.ru/fb.ru/article/178103/kartinyi-mayakovskogo-maloizvestnyie-grani-talanta.html#image709540 http://365mag.ru/culture/vladimir-mayakovskij-ya-srazu-smazal-kartu-budnya-plesnuvshi-krasku-iz-stakana

majakovsky.kkult.gov.spb.ru

Маяковский В. "Детям" (илл. Ювеналия Коровина): kid_book_museum

Какая жалость, что сейчас дети практически НЕ ЗНАЮТ стихов Владимира Маяковского!!!Я их так просто ОБОЖАЮ с детства!Конечно, НЕКОТОРЫЕ из них - не совсем миролюбивые, что ли... и они меня оставляют холодной...

Возьмём винтовки новые,На штык флажки!И с песнею в стрелковыеПойдём кружки...

Когда война-метелицаПридёт опять,-Должны уметь мы целиться,Уметь стрелять...

А НЕКОТОРЫЕ образы у Маяковского, так и вовсе вызывают отторжение:

Это - церковь, божий храм,Сюда старухи приходят по утрам.Сделали картинку, назвали - "Бог"И ждут, чтоб этот Бог помог.Глупые тоже - картинка им никак не поможет.

Это - дом комсомольцев.Они - умные: НИКОГДА НЕ МОЛЯТСЯ.Когда подрастёте, станете с усами,На Бога не надейтесь, РАБОТАЙТЕ САМИ...

ПОСЫЛ, в-общем-то ПРАВИЛЬНЫЙ (старая русская пословица - На Бога надейся, а сам не плошай!), но вот ФОРМА... ...ЭПОХА была такая - РЕВОЛЮЦИОННАЯ (шоп её!)... но время всё расставило по своим местам:БОГ на месте, чего не скажешь про комсомольцев... И ГДЕ ОНИ??? А-У-У-У!!!!!

Но за исключением вот этих ПАРЫ строф, я стихи Владимира Маяковского ЛЮБЛЮ ВСЕМ СЕРДЦЕМ!Как же мне нравится РИТМ! Как нравятся всякие "выражансы"!!!

Это - собачка.Запачканы лапки и хвост запачкан.Собака бывает разная,Эта собака нехорошая, грязная.

НЕ НАДОЕЛО ВАМ ЕЩЁ? Я о Маяковском могу говорить ЧАСАМИ! Ну ладно, ЗАКРУГЛЯЮСЬ...:-))) Как же долго я ждала ЭТУ ВОТ, заказанную книгу!

Владимир Маяковский "Детям"

    

Издательство - Детская литератураГод - 1967Обложка - твёрдая тканевая + суперобложкаБумага - офсетнаяФормат – энциклопедическийСтраниц - 128Тираж - 100 000 экземпляров

Художник - Ювеналий  КОРОВИН

СОДЕРЖАНИЕ:- Что такое хорошо, и что такое плохо.- Майская песенка.- Что ни страница, - то слон, то львица.- Тучкины штучки.- Гуляем.- Возьмём винтовки новые.- Конь-огонь.- Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?- Эта книжечка моя про моря и про маяк.- Кем быть?

... НЕ МОГУ УДЕРЖАТЬСЯ, чтоб ещё не процитировать Маяковского...В стихотворении "Гуляем" мы видим Дом Советов, и читаем:

Это - Московский Совет.Сюда дяди приходят чуть свет.СИДИТ ДЯДЯ, В БУМАГУ ГЛЯДЯ (!!!).Заботятся дяди этиО том, чтоб СЧАСТЛИВО ЖИЛИ ДЕТИ!

...конец цитаты... НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ С ТОГО ВРЕМЕНИ... дяди всё продолжают ПРОСИЖИВАТЬ ШТАНЫ, "в бумагу глядя", шоп наши дети жили СЧАСТЛИВО!...

Выбрана именно ЭТА книга из книг Маяковского была мною из-за художника.НЕ МЕНЬШЕ, чем стихи автора люблю я рисунки Ювеналия Коровина.

kid-book-museum.livejournal.com

«Маяковский – художник» | МВО «Манеж»

Режим работы: среда - воскресенье 12:00 - 20:00, четверг 13:00 - 21:00, понедельник, вторник - выходной

 

Выставка «Маяковский – художник» станет важным событием в культурной жизни столицы, поскольку Государственный музей В.В. Маяковского является обладателем самого полного наследия поэта в области изобразительного искусства. Тем более что персональных выставок Маяковского-художника не было с середины 70-х годов прошлого века.

 

На выставке будут показаны 43 работы, в числе которых живопись и графика, созданные до 1921 года. Эта выставка – особая, авторская. 

 

Представляют интерес два полотна молодого Маяковского, воспитанника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, датированные 1911–1912 годами. Одно из них, «Женщина в синей шубке», демонстрируется широкой публике впервые. Созданное позже, в 1915 году, для футуристической выставки полотно “Chemin de fer” («Рулетка») является одним из немногих образцов русского футуризма, ярким представителем которого был В.В. Маяковский.

Как художник Маяковский проявил себя в разных областях: графика, плакат, лубок, театральная декорация, книжная иллюстрация. Графика Маяковского хорошо известна специалистам, но не широкой публике. На выставке будет представлена вся «Жирафья серия» (1913) – графические работы, переданные в музей Верой Шехтель, дочерью великого русского архитектора Федора Шехтеля.

 

Будучи максималистом, Маяковский занимал активную жизненную позицию и всегда откликался творчеством на злободневные события своего времени. В августе 1914 года молодые художники, среди которых были К. Малевич, Д. Бурлюк, И. Машков, А. Лентулов и, конечно, В. Маяковский, откликнулись на начало Первой мировой войны созданием удивительного проекта под названием «Сегодняшний лубок», в основе которого лежала попытка объединения народной картинки, лубка и злободневной карикатуры. По мотивам лубков печатали в типографии и открытки, которые потом отсылали на фронт, раздавали в общественных местах. Лубки и открытки, ныне являющиеся библиографической редкостью, также можно увидеть на выставке.

 

В 1919 году пришло время Окон РОСТА (Российского телеграфного агентства) – многорисуночных плакатов, создававшихся вручную, при помощи трафаретов.

 

Весьма интересен Маяковский-портретист. На выставке представлены графические портреты людей, окружавших поэта в разные годы: Корнея Чуковского, Илья Репина, Вадима Баяна, Исидора Морчадзе и других. 

 

Путь Маяковского-художника тот же, что и путь Маяковского-поэта: неуклонная борьба с академизмом, эстетической скукой, буржуазной красивостью за искусство активное, правдивое и нужное людям. И сейчас, спустя сотню лет, работы Маяковского, как поэтические, так и живописные, не перестают привлекать наше внимание своей яркостью, оригинальностью, удивительным мастерством, всем тем, что характеризует гения.

 

moscowmanege.ru

Маяковский от А до Я • Arzamas

«Морковь», «таз», «собака», а также «непонятность» и «урбанизм» — 28 слов, по одному на букву алфавита, из которых вырисовывается портрет Маяковского

  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж
  • з
  • и
  • к
  • л
  • м
  • н
  • о
  • п
  • р
  • с
  • т
  • у
  • ф
  • х
  • ц
  • ч
  • ш
  • щ
  • э
  • ю
  • я

 

А

Азбука. Точнее, «Советская азбука» (1919), сочиненная Маяковским в соавтор­стве с известным лингвистом Романом Якобсоном и их общим приятелем Яковом Гурьяном, помимо прочего, замечательна тем, что построена по прин­ципу «делать неприличное приличным». Ее источник — непечатные, похабные азбуки, популярные в среде гимназистов. Маяковский и его соавторы не только вдохновлялись этим источником, но и не стеснялись заимствовать оттуда об­ра­зы и даже целые словесные формулы, например: «Шалит фантазия во сне. / Штаны мешают при …» — «Шумел Колчак, что пароход. / Шалишь, верховный! Задний ход»; «Юпитер был женат на Гере. / Юнцу нужна … на …» — «Юнцы охочи зря приврать. / Юденич хочет Питер брать». Эта генеалогия была настолько очевидна современникам, что маши­нистка в издательстве отказалась пере­печатывать текст «Советской азбуки».

 

Б

Багдати. Малая родина поэта, ныне город, а в конце XIX века — село в западной части Грузии, в 1940–90-х годах называлось Маяковский. «Я — дедом казак, другим — сечевик, а по рождению — грузин», — говорил о себе поэт (его мать была родом с Украины). Хотя сам он прожил в Багдати лишь с рождения до 1900 года (то есть 7 лет), впоследствии сетовал в стихах, что «багдадские небеса» еще не воспеты им наряду с «бродвейской лампионией» и «вишнями Японии».

 

В

Венок. Во время похорон Маяковского процессию сопровождал единственный венок, сделанный из металлолома, болтов и гаек, на венке была лента с над­писью: «Железному поэту — железный венок». Эта леденящая душу идея (совре­менники вспоминали, как зловеще катафалк с железным венком громы­хал по московским мостовым) принадлежала знаменитому другу поэта — худож­нику Владимиру Татлину, одному из родоначальников конструктивизма в архитектуре.

 

Г

Громила. 8 декабря 1920 года Маяковский написал несколько стихотворных экспромтов (которые, к слову, очень любил сочинять) в альбом Корнею Чу­ковскому. Первый из них такой:

Что ж ты в лекциях поешь, будто бы громила я, отношение мое ж самое премилое.

Поставленное в рифменную пару (с характерной для поэта составной рифмой) противопоставление «„громила я“ — „премилое“» как нельзя лучше иллюстри­рует ключевое противоречие, начинающееся с «Облака в штанах»: с одной сто­роны, Маяковский — бронзовый, большой и даже грубый (именно таков его канонизированный образ), с другой — ранимый и сентиментальный (см. Облик).

Отрывок варианта стихотворения «А вы могли бы?». Автограф © Российский государственный архив литературы и искусства

 

Д

Детские стихи. То, с чем Маяковский приходит к каждому из нас вслед за Пушкиным. «Крошка сын к отцу пришел…» и «…Я б в рабочие пошел, пусть меня научат» — такая же школьная хрестоматия, как «Сказка о рыбаке и рыб­ке». На самом деле к детской литературе обращались многие совре­менные Маяковскому литераторы, например Юрий Олеша, Алексей Толстой и Даниил Хармс, попадание же детских стихов Маяковского в канон связано не столько с литературными (хотя стихи сами по себе, конечно, замечатель­ные), сколько с политическими причинами (см. Эпоха).

 

Е

Есенинщина. Так Маяковский называл упадочное настроение среди моло­дежи, распространившееся после самоубийства Есенина. Противостояние двух поэтов, нашедшее свое отражение не только в творчестве обоих, но и в город­ском фольклоре, парадоксальным образом оказалось завязанным на суици­дальной теме. О «точке пули в своем конце» Маяковский заговорил уже во «Флейте-позвоночнике» — одной из своих ранних поэм. Подробному разбору создания стихотворения «Сергею Есенину» посвящена важнейшая программная статья Маяковского «Как делать стихи?». Там, в частности, говорится о том, что «вырванное из сложной социальной и психологической обстановки самоубийство… угнетает фальшивостью». Впоследствии в соб­ственной предсмертной записке Маяковский скажет: «…это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет».

 

Ж

Жребий. Лиля Брик вспоминает, что известные строки из письма Онегина к Татьяне  Я знаю: век уж мой измерен; Но, чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я… всю жизнь соответствовали душевному состоянию Маяковского. Он любил повторять их вслух в таком виде:

Я знаю: жребий мой измерен; Но, чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я…

Маяковский часто переделывал чужие стихи: ему не нравилось, как звучит «век уж» [в’э́куш], поэтому он читал эти строки по-своему — неспроста именно они перефразированы в «Юбилейном»:

— Дескать,                  муж у вас                                   дурак                                              и старый мерин, я люблю вас,                      будьте обязательно моя, я сейчас же                     утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

Владимир Маяковский в Праге. 1927 год © ТАСС

 

З

Заграница. Хотя железный занавес в 1920-е годы еще только опускался, проблемы с выездом за рубеж у советских граждан начались практически с приходом новой власти: границы были закрыты, временный выезд из страны позволялся только лояльным лицам с разрешения органов государственной безопасности, а невозвращение рассматривалось как серьезное преступление. К этому стоит прибавить первую волну эмиграции, пришедшуюся на годы Гражданской войны и захватившую видных поэтов, философов и других деятелей культуры (многие из них были хорошими знакомыми Маяковского, как, например, Давид Бурлюк или Роман Якобсон). Маяковский практически всегда был выездным (что, несомненно, являлось привилегией) и путешествовал довольно много. Первая поездка за рубеж была предпринята поэтом в мае 1922 года в Ригу, где он должен был прочитать публичную лекцию, которую, однако, запретили. На случившееся Маяковский отреагировал сатирическим стихотворением «Как работает республика демократическая?».

Два главных для поэта заграничных топоса — Америка и Париж. Первому посвящен цикл стихов и очерк «Мое открытие Америки», интересные большим количеством ценных заметок, но, к сожалению, не избежавшие чрезмерной идеологизации (см. Урбанизм). В 1926 году у русской эмигрантки Элли Джонс в Нью-Йорке родилась дочь Маяковского — Элен-Патриция (с ней единствен­ный раз он увидится в 1928 году в Ницце). У всех на слуху знаменитые строки:

Я хотел бы                   жить                           и умереть в Париже, если б не было                          такой земли —                                                   Москва.

Именно из Парижа Маяковский привез автомобиль «рено» в подарок Лиле Брик, сделав ее одной из первых женщин-москвичек за рулем. В один из клю­че­вых моментов романа Маяковского с русской эмигранткой Татьяной Яков­левой (поэт сам собирался приехать за своей возлюбленной, настаивая на ее переезде в Советскую Россию) ему неожиданно было отказано в визе.

 

И

Извозчик. В узком кругу Лиля Брик позволяла себе высказывания о Маяков­ском такого рода: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управ­ляет лошадью, другой — рифмой». Так, важный для Маяковского образ стихо­творца как полководца, управляющего словами и рифмами:

…застыла                 кавалерия острот, поднявши рифм                              отточенные пики, —

помимо высокого литературного происхождения (достаточно вспомнить пушкинский «Домик в Коломне», автор которого не позволяет своим стихам брести в сторону, как «войску, в пух рассыпанному боем», см. Жребий), имеет более сниженное, домашне-бытовое.

Владимир Маяковский. Фотография Александра Родченко. 1924 год © Государственный музей В. В. Маяковского

 

К

Канарейка. По воспоминаниям матери поэта, «в окне комнаты, где занимался Володя, висела клетка с канарейкой. Володя с грустью посматривал на нее, так как до этого видел только свободно летающих птиц». Впоследствии канарейка появилась и в квартире Лили Брик в Водопьяном переулке: маленькая птичка была подарком Маяковского, примерно в то же время (конец 1920 — начало 1921 года) сочинившего стихотворение «О дряни», в финале которого гротеск­но оживший портрет Маркса призывает:

Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!

Поэт в жизни, конечно, не равен поэту в поэзии, однако впоследствии в докла­де «Даешь изящную жизнь!» (14 января 1927 года) Маяковский постарался ней­трализовать это противопоставление: «Я за канареек… Старые канарейки были съедены в 19-м году, теперь канарейка приобретается не из-за „изящной жиз­ни“, она покупается за пение, покупается населением сознательно».

 

Л

Лесенка. Ступенчатое расположение стихотворной строки стало настоящей визитной карточкой Маяковского. Прием, закрепляющий важное для автора ритмическое членение строки, встречается уже в таких классических вещах, как «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» и «Медный всадник» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Балет» и «Современники» Некрасова. Среди поэтов ХХ века первым, кто последовательно начал отказываться от записи стихов традиционными неделимыми строками и располагать их сначала столбиком, а затем и лесенкой, был, по всей видимости, Андрей Белый. Обращение Маяковского к лесенке (с которой он впоследствии так и не расстался) может быть датировано с точностью до месяца: сохранились две беловые рукописи поэмы «Про это»: в первой текст записан столбиком, большая часть второй (она датирована 11 февраля 1923 года) — лесенкой. Можно сказать, что если для Белого найденная им лесенка служила графическим приемом оформления текста, то у Маяковского она действительно превратилась в основополагающий поэтический принцип, сформулированный в статье «Как делать стихи?»: «…ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытискивать отдельные слова».

 

М

Морковь. Одно из самых оригинальных поэтических переложений расхожей фразы «любовь-морковь» находим в лирической части поэмы «Хорошо!», по­вествующей о голоде во время Гражданской войны:

Не домой,                 не на суп, а к любимой                       в гости, две      морковинки                          несу за зеленый хвостик. Я  много дарил                       конфект да букетов, но больше                   всех                         дорогих даров я помню               морковь драгоценную эту и пол-           полена                      березовых дров.

Такая забота поэта о простом быте («надо, чтоб поэт и в жизни был мастак») интересно соотносится с другим «морковным» эпизодом истории русской литературы. Поэт Анатолий Найман, вспоминая о своем знакомстве с Ахма­товой, говорит, что обратил внимание на блюдечко, где «лежала одинокая вареная морковка, неаккуратно очищенная и уже немного подсохлая. Может быть, такова была диета, может быть, просто желание Ахматовой или след­ствие запущенного хозяйства, но для меня в этой морковке выразилось в ту минуту ее бесконечное равнодушие — к еде, к быту, чуть ли не аскетичность».

Владимир Маяковский. Фотография конца 1920-х годов © The New York Public Library

 

Н

Непонятность. Одна из ключевых тем раннего Маяковского, можно сказать, его поэтическое кредо — непонятность другим. Ярким примером служит стихотворение, озаглавленное «Ничего не понимают» (см. Собака). По воспо­минаниям переводчика и литературоведа Владимира Ильича Нейштадта, 1 мая 1918 года на Кузнецком Мосту проходил поэтический вечер, где читался якоб­соновский перевод этого стихотворения на старославянский язык (см. Якобсон). Слушатели «кричали, свистели, топали», но тут перед ними выросла «надежная фигура Маяковского. Он поднял руку, и зал успокоился.

— Не понимаете? — спросил Маяковский.

— Не понимаем, — ответили в зале.

— Я тоже не понимаю. <…>. Читаю эти стихи, как они написаны мною: на великолепном русском языке. <…>

<…>

— Понятно? — спросил Маяковский.

— Понятно! (Ответили дружно.)

— А говорят, Маяковский непонятен. Есть вещи куда непонятнее».

Так поэту удалось перехитрить слушателя-обывателя. Надо сказать, такая поэтическая маска характерна только для раннего Маяковского — после революции он все чаще настаивал на широкой доступности своего творчества, желая «каплей литься с массами» и «быть понят моей страной» (см. Штык).

 

О

Облик. Высокорослый, большеглазый, с худыми скулами и большими руками, двигавшийся размашисто и в то же время элегантный до неуклюжести, но всегда в «свежевымытой сорочке», отутюженном костюме и гладко выбритый (максимум вольностей — дымить папиросой), Гулливер или даже былинный богатырь — таким запомнили Маяковского современники, таким же он изображал себя и на плакатах, и в стихах (и именно в таком образе был канонизирован как «первый советский поэт», см. Эпоха). Лишь некоторые из оставивших воспоминания о Маяковском людей под наружной монумен­тальностью подмечали, что улыбался он по-мальчишески застенчиво, подчас был способен на трогательные, даже сентиментальные поступки и, к примеру, не переносил вида крови (см. Громила).

Плакат «Окно сатиры РОСТА № 70». Рисунки и текст Владимира Маяковского. 1920 год © Российский государственный архив литературы и искусства

П

Пароход. Важный для Маяковского вид транспорта, неоднократно воспетый в его стихах — особенно в цикле об Америке, открывающемся стихотворением «Мелкая философия на глубоких местах», где плохая поэзия называется «водянистой». Вообще, Маяковский собирался в кругосветное путешествие, однако в Париже поэта обокрали — пришлось экономить деньги и ограничить­ся посещением Мексики и Соединенных Штатов (см. Заграница). Но самым известным пароходом из творчества Маяковского является не везший его через Атлантику «Эспань», а «Теодор Нетте», получивший имя советского диплома­тического курьера в Латвии, погибшего в 1926 году при защите дипломатичес­кой почты. После стихотворения Маяковского формула «человек и пароход» стала использоваться для именования успешных специалистов, известных, как правило, в узких кругах. Пароходные происшествия на этом не заканчиваются: 13 августа 1950 года в Риге, успевшей стать частью Советского Союза (см. За­граница), затонул прогулочный пароход «Маяковский» (см. Эпоха), эта траге­дия до сих пор является самой крупной водной катастрофой в Латвии.

 

Р

Реклама. Можно сказать, что Маяковский стоял у истоков советской рекламы. Созданные им плакаты, сопровождаемые меткими стихотворными репликами и сегодня у всех на слуху, как, например, ставшее очень популярным «Нигде, кроме как в Моссельпроме» (Лиля Брик впоследствии писала, что Маяковский искренне «не только других агитировал, он и сам не хотел покупать у частни­ков»). Принадлежит Маяковскому многочисленная реклама папирос, макарон, печенья «Зебра» или такая формула: «Любую одежу заказывайте Москво­швею…», при этом одежду для себя и наряды для возлюбленной он сам пред­почитал привозить из-за границы (среди сохранившихся личных вещей поэ­та — австрийская шляпа, английская кепка, шотландское пальто, французская трость).

© Calmann & King Ltd / Bridgeman Images / Fotodom

 

С

Собака. Не только любимый зверь (см. Канарейка), но и одно из самых частых самоотождествлений Маяковского (в финале «Облака в штанах» образ пса приобретает просто-таки космические очертания). Выразительнее всего прояв­ляется в стихотворении «Вот так я сделался собакой», следом за которым в сбор­нике «Простое, как мычание» идут знаменитые строки: «Вошел к парик­махеру, сказал — спокойный: / „Будьте добры, причешите мне уши“» (см. Не­понятность»). Маяковский (в основном в письмах к Лиле Брик) часто рисовал собственные автопортреты в виде вислоухой собаки — как раз такой, которой должно причесать уши. Домашним прозвищем Маяковского, употреблявшимся при общении с Лилей Брик, было Щен (Щеник, Щенок). Брик писала, что собачьи клички перешли к Маяковскому от щенка, подобранного летом 1920 года:

«Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, больше­головые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца».

 

Т

Таз. Среди личных вещей Маяковского был большой складной таз. По воспоминаниям его антрепренера Павла Ильича Лавута, поселившись в Сочи в гостинице, поэт тотчас достал этот таз из чемодана и потребовал у горничной горячей воды. Девушка искренне удивилась: кругом море, а «они баню устраивают!». Маяковский ответил: «Не понимает девушка, что в море основательно помыться невозможно. Грязь может долипнуть еще». Другие мемуаристы указывают на то, что Маяковский мог попросить в ресторане, чтобы фрукты, овощи и даже бокалы были специально перемыты кипяченой водой, в компаниях ставил свой бокал повыше на шкаф, чтобы никто не мог до него дотянуться и отхлебнуть, а в кармане всегда носил маленькую мыльницу, чтобы быстро смывать последствия неприятных рукопожатий. Считается, что бактериофобия Маяковского была связана со смертью отца, умершего от инфекции после укола пальца булавкой при сшивании бумаг.

 

У

Урбанизм. И для футуристов, и впоследствии для участников ЛЕФа  ЛЕФ (Левый фронт искусств) — советское творческое объединение, существовавшее в 1922–1928 годах и частично наследовавшее объединению футуристов. Боролось за право называться главным выразителем револю­ционной эстетики. (а Мая­ковский был лидером обоих творческих объединений) образ города был одним из определяющих. Проститутки, городовые, «флейта водосточных труб» и про­чие атрибуты урбанистической культуры появляются уже в самых ранних стихах Маяковского и, можно сказать, в дальнейшем никуда оттуда не уходят. «Новый быт», в котором оказался Маяковский в новой стране (см. «Что делать?»), был непосредственным фактом городской культуры; значимо и противостояние Маяковского как городского поэта Есенину как «последнему поэту деревни» (см. Есенинщина) — отсюда осмысление поэзии как «той же добычи радия». Наконец, правильный индустриальный город будущего — мечта не только поэтов и художников-футуристов (а впоследствии и кон­структивистов), но и новой советской власти. В этом смысле поездка в Америку должна была стать для Маяковского весьма многообещающей (см. Заграница). Но что же произошло в действительности? Нью-Йорк — центр американской цивилизации — показался поэту городом на удивление неорганизованным, скорее напоминавшим гигантское нагромождение предметов (такова же на самом деле и Москва — безусловно, любимый город Маяковского, однако большевики как раз старались придать ей черты регулярности). Поразила Маяковского и привычка жителей Нью-Йорка ужинать при свечах — как такое возможно в городе, переливающемся тысячами электрических огней?

Владимир Маяковский с собакой Скотиком. Фотография Александра Родченко. Пушкино, 1924 год  © Государственный музей В. В. Маяковского

 

Ф

Формальная школа. Научное объединение лингвистов и литературоведов, революционизировавшее всю мировую традицию гуманитарного мышления. Можно сказать, что русские формалисты — такое же детище эпохи конца 1910‑х — начала 1920-х годов, как и творчество Маяковского, тесно связанного как с петербургским (знаменитый ОПОЯЗ — Общество изучения поэтического языка — вообще во многом ориентировался на творчество футуристов), так и с московским крылом формалистов (Маяковский до такой степени увлекся лингвистическим подходом к поэзии, что посещал собрания Московского лингвистического кружка и принимал активное участие в дискуссиях). Яркая и остроумная статья Маяковского «Два Чехова» была опубликована в том же 1914 году, что и брошюра Шкловского «Воскрешение слова», считающаяся первым манифестом русского формализма. Маяковский в столь же категорич­ной форме утверждал, что «писатель только выгибает искусную вазу, а влито в нее вино или помои — безразлично». Обоюдный интерес Маяковского и фор­малистов не ослабевал до 1930 года (например, название статьи «Как делать стихи?», очевидно, связано с важной работой Бориса Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя», см. Якобсон), на который приходится самоубийство Мая­ковского и покаянная публикация Шкловского «Памятник научной ошибке», ознаменовавшая принудительный конец формальной школы.

 

Х

*** (см. Азбука). Маяковский любил декламировать вслух как свои, так и чужие стихи (см. Жребий): по воспоминаниям Лили Брик, стихотворение Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…») Маяковский читал, переделывая очень смешно, но совсем непечатно.

 

Ц

Цилиндр. Как и желтая «кофта фата» — один из предметов одежды, призванный эпатировать публику в стиле футуристической «Пощечины общественному вкусу» (хорошо известны фотопортреты футуристов — Маяковский в цилиндре, с тростью и тлеющей сигаретой или Давид Бурлюк в пальто с массивным воротником и с пенсне в руке). Ставшую впоследствии легендарной кофту сшила мать поэта Александра Алексеевна. Цилиндр же брался Маяковским напрокат: в молодые годы поэт терпел чрезвычайную денежную нужду, которую переносил гордо, с видом любителя роскошной жизни (см. Реклама).

 

Ч

«Что делать?». Не только последняя книга, которую Маяковский читал перед смертью, но и одно из важнейших для поэта прозаических произведений. «Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей, — писала впоследствии Лиля Брик, — Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нем поддержку». Действительно, и образ эмансипированной героини Чернышевского, и присутствующий в романе любовный треугольник, в основе которого не плотские отношения, а общность интересов и жизненных ценностей, хорошо проецировались на отношения Бриков и Маяковского. То, что для Чернышевского было утопией, в двадцатые годы ХХ века (время «освобождения от всего», особенно от «буржуазной морали») стало ярким воплощением духа авангарда — как в сфере идеологии, так и эстетики.

Обложка книги Владимира Маяковского «О Курске, о комсомоле, о мае, о полете, о Чаплине, о Германии, о нефти, о 5-м Интернацио­нале и о проч.». 1924 год © The New York Public Library

 

Ш

Штык. Американские стихи и путевые заметки Маяковского (см. Заграница, Пароход) полны разнообразных интересных деталей и тонких замечаний, однако в целом подчинены тогда еще только набиравшей силу советской официальной идеологии: Америка предстает как населенное потребителями и эксплуататорами место, находящееся во власти денег. Чрезвычайно инте­ресно стихотворение «Домой!», завершающее цикл и подводящее итог пу­тешествия. Известные стихи, где появляется образ поэта как полко­водца — источник которого в равной степени находится и в литературной традиции, и в домашнем быту Маяковского (см. Извозчик):

Я хочу,            чтоб к штыку                                   приравняли перо. С чугуном чтоб                            и с выделкой стали о работе стихов,                             от Политбюро, чтобы делал                       доклады Сталин, —

первоначально выглядели совсем иначе (сейчас эти строки часто цитируются как отдельные, хотя в собрании сочинений поэта найти их можно только в разделе «Другие редакции и варианты»):

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят —                                  что ж, по родной стране                                пройду стороной, Как проходит                         косой дождь.

Лирические ноты Маяковского оказались пересилены патетическими (см. Непонимание).

 

Щ

Надсон, Семен Яковлевич, русский поэт (1862–1887).

Мне         при жизни                              с вами                                           сговориться б надо. Скоро вот                   и я                        умру                               и буду нем. После смерти                          нам                               стоять почти что рядом: вы на Пе,                  а я                       на эМ. Кто меж нами?                          С кем велите знаться?! Чересчур                страна моя                                    поэтами нища́. Между нами                        — вот беда —                                               позатесался На́дсон. Мы попросим,                          чтоб его                                         куда-нибудь                                                                на Ща!  «Юбилейное», 1924 год.

 

Э

Эпоха. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступ­ление». Эти категоричные слова Сталина в 1935 году дали толчок к стреми­тельному превращению Маяковского в главного советского поэта, представ­ляющего не только эпоху «ревущих двадцатых», с которой он был органически связан, но и воплощающего в себе как бы всю советскую довоенную поэзию. Маяковский и Горький (первый был передовым поэтом, второй — прозаиком) венчали советский литературный пантеон: их именами назывались пароходы (см. Пароход), улицы, площади, а то и целые города (Триумфальная площадь в Москве была переименована в площадь Маяковского в день публикации в «Правде» процитированных выше слов Сталина — 17 декабря 1935 года), их портреты строго смотрели со стен кабинета литературы в каждой советской школе. Канонизированный образ Маяковского как стального гиганта шел вразрез с его собственными представлениями о назначении поэта и поэзии. Можно даже сказать, что поэт стал заложником «хрестоматийного глянца» и «мраморной слизи», которых сам больше всего боялся (см. Юбилей), утверждая:

Мне бы              памятник при жизни                                                    полагается по чину. Заложил бы                      динамиту                                        — ну-ка,                                                       дрызнь! Ненавижу                   всяческую мертвечину! Обожаю                всяческую жизнь!

Проницательный Борис Пастернак заметил, что Маяковского уже во второй половине 1930-х годов «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине», и это стало его второй смертью, в которой он неповинен. При всех своих негативных последствиях одно из главных мест в советской литератур­ной иерархии позволило Маяковскому быть не обделенным вниманием исследователей, изучавших его не только как рупор революционной эпохи, но и, например, как новатора стиха и языка — что в несвободной от идео­логических оков науке было совсем не тривиально.

arzamas.academy

В.Маяковский. "Детям" (худ.А.Пахомов, В.Лебедев, Н.Цейтлин, Ю.Коровин): shaltay0boltay

Удивительная книга! Великолепное качество печати, замечательные художники!

Мне кажется, все стихи, входящие в сборник выходили отдельными книжечками в мягкой обложке.

Во всяком случае, большинство я видела.

Покупая эту, я была несколько смущена тем, что продавец уверял, что рисунки в ней В.Добера, и по моей просьбе прислал фото пары разворотов.

Я протерла глазки, озадачилась и переправила их Ирочке, на что она авторитетно заявила:

"Никакого Добера не знаю. Это ПАХОМОВ!"

Я скромно мяукнула, что тоже вижу Пахомова, но продавец мамой клянется, что написано В.Добер.

Всё оказалось более чем просто, в книге ОФОРМЛЕНИЕ В.Добера, а художники, рисовавшие иллюстрации к стихам, указаны в содержании :)

Когда заказ приехал, я сказала, что и моей худшей половине книга срочно НАДА, Ирочка вздохнула и проворчала:

"Говори название, лишайник!"

"Редкое, - говорю, - название - В.Маяковский "Детям". По нему сразу найдешь." :)

По доброй традиции вдвоём клянчим СУПЕРОБЛОЖКУ, если таковая у какой доброй души имеется! Пришлите, не сочтите за труд !!!

В.Маяковский. "ДЕТЯМ"("Детгиз", 1959 год, художники А.Пахомов, В.Лебедев, Н.Цейтлин, Ю.Коровин)

shaltay0boltay.livejournal.com

Урок литературы в 11-м классе "Содружество поэзии и живописи: В.В. Маяковский и кубофутуризм"

Разделы: Литература

Цели.

  1. Дать представление о раннем творчестве В.Маяковского; о влиянии живописи кубофутуристов на новаторский характер поэзии Маяковского.
  2. Формировать умения анализировать поэтическое произведение и читать произведения живописи.
  3. Развивать творческие способности учащихся и навыки поисково-исследовательской работы, приобщать к мировой культуре.

Оборудование:

  1. Мультимедиа.
  2. Фильм “Владимир Маяковский.
  3. Запись стихотворений в исполнении В.Маяковского.
  4. Репродукции с картин П.Пикассо, В. Маяковского, М. Шагала, Брака Ж.
  5. Сборники стихов В. Маяковского.

<Приложение>

Ход урока

План:

  1. Художники – кубисты; Художественные особенности творчества кубистов.
  2. Пикассо – …
  3. Роль живописи в становлении поэта – Маяковского. Стихотворение “Из улицы в улицу” – образец техники кубизма.
  4. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”
  5. Маяковский и поэты-футуристы. Случайно ли Маяковский примкнул к футуризму?. Просмотр учебного фильма “Ранний период творчества В.Маяковского”
  6. Биография Маяковского до октябрьской революции (сообщение учащегося).
  7. Работа в группах: анализ стихотворений “Послушайте”, “Нате”, “Вам”, “Скрипка и немножко нервно”.
  8. Художественный мир раннего Маяковского.
  9. Творческая работа.
  10. Подведение итогов.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Учитель ИЗО: Готовясь к сегодняшнему уроку, я вдруг вспомнила об этом удивительном предмете: кубик Рубика. Смотрю, вас посетила та же самая мысль.

Учитель литературы: Я думаю, что Вы правы. Давайте узнаем мнение ребят.

? Как вы считаете, что символизирует кубик Рубика и что общего между этим предметом и темой сегодняшнего урока.

Предположительные ответы: мир также ярок, как и кубик Рубика, также трансформируется, один учебный предмет интегрирует в другой, объединяет темы двух предметов: МХК и литературы.

? О каком направлении в искусстве пойдет речь? Первая часть слова находится в руках, а вторую вы можете установить, задавая наводящие вопросы.

Учитель литературы: Тема урока: Содружество поэзии и живописи: В.В.Маяковский и кубофутуризм.

? Какие задачи мы должны решить за время нашего урока. (формулировка задач урока)

Беседа по картине Жоржа Брака “Скрипка и кувшин”:

– Какое впечатление?

– Что особенного в картине?

Анализ художественного произведения:

  1. Вид изобразительного искусства.
  2. Жанр
  3. Композиция: выбор формата холста и размер изображения; точка зрения; композиционный центр (величина фигуры, цветовой контраст, проработка деталей, равновесие картины, контрасты и нюансы, светотень и цвет, ритм композиции (статичная, динамичная), колористическая целостность, перспектива (глубина и плоскость).

2. Сведения о Браке (сообщение учащегося).

(1882–1963 гг.), французский живописец, вместе с Пикассо ставший основателем кубизма. Вначале, так же, как и отец, работал маляром. С 1900 г. стал заниматься живописью. В 1907 г. открыл для себя творчество Сезанна и стал писать в геометрическо-аналитической манере. В том же году познакомился с Пикассо, и вплоть до начала Первой мировой войны они тесно сотрудничали. Во время войны Брак был тяжело ранен. После войны творческие пути Брака и Пикассо разошлись. Стиль Брака стал менее угловатым, на полотнах появились изящные изогнутые линии. Брак рисовал главным образом натюрморты в едва уловимых приглушённых тонах, смешивая иногда краску с песком. Иллюстрировал книги, создавал декорации и костюмы для театра.

3. Понятие “Кубизм” – модернистское течение в живописи 1-й четверти ХХ века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо "Авиньонские девицы", на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака – конструирование объемной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907–1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объем (Пикассо "Три женщины", 1909 г.). Следующий период (1910–1912 гг.) называют "аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха", 1912 г.). В последнем, известном как "синтетический" Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913–1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм.

4. Беседа по картинам Пикассо.

? Вопрос на перспективу: Рассмотреть автопортрет В Маяковского.

Кто изображен на картине? Как вы думаете, кто ее нарисовал?

Записать ответ на вопрос: “Что вы ждете от встречи с творчеством В. Маяковского?”

5. “Из улицы в улицу” (1913): Чтение Стихотворения:

? Какое впечатление произвело стихотворение?

? Что сближает стихотворение с картинами художников-кубистов?

Маяковский был кубистом в живописи, и техника изобразительной разбивки, разложения плоскости холста была испробована им на белом листе бумаги. А. Крученых в том же 1913 году в книге “Слово как таковое” сформулировал это так: “Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их”.

У Маяковского внешний облик города неотделим от физиологии слов. Картины и образы города – это события самого языка (ведь поэт, по Пушкину, “дорожит одними звуками”).

? Какие образы рисует поэт?

? О чем стихотворение?

Слова об урбанистическом, механизированном, технически оснащенном чреве города, его утробе – препарируются, вытягиваются, как кишки, и оживают в простейших, природных, натуральных и натуралистических составляющих. Механическое и органическое противостояние культуры и цивилизации, природы и автомата – не стерты, а подчеркнуты, в разматывании словесного клубка они – равноправны. Страстной муке одинаково подвержены механизмы и природные явления. “Мы завоеваны!” – это вопль людской, живых существ, которые завоеваны машинами. Но и сами механизмы претерпевают человеческое страдание – оно перенесено на неодушевленные предметы, они им заражены.

В названии стихотворения – основной принцип стихотворной конструкции, который сродни только самому городу, – это непрерывное движение, из улицы в улицу , встречное, туда и обратно, пересечения, возвраты. Улица – не пустой коридор, по обе стороны закрытый дверьми домов, а людская толща, каменная порода, сквозь которую герой, как рудокоп, прокладывает путь. Герои здесь – средства передвижения (трамвай, конь, лифт). Повсюду царит перенос (транспорт): пере-, через, сквозь, вперед-назад, вверх-вниз.

В бег пускаются сами дома (обычный эффект для едущего), а через тройку коней прыгает утроенное бегом кубическое отражение, вылетевшее из окон этих бегущих домов (и из отражения самого слова: “ кон ей”/“о кон ”. Силки, сети городских проводов (трамвая, электричества, телефона, телеграфа) разлинованы и переплетены вокруг самовращающегося слова “колокольный”: “Лебеди шей колокольных, / гнитесь в силках проводов!” “Гнитесь” содержит те “ нити ”, что рисуют сети, графят, шьют шеи жирафьи и лебедей неба. “В небе жирафий рисунок готов...”, и в этом жирафьем рисунке подготовлен Граф и раскинувшихся телеграфных проводов, и самого письма Маяковского. Наступает очередь “радужной форели”, самое изысканное “блюдо” стихотворения – разбитая рифма “фо-рель, сын” – “рельсы”. Действия фокусника целиком зависят от оптической фокусировки, построены по законам живописной перспективы. Но автор разыгрывает этот каламбур, чтобы тут же нарушить какую бы то ни было зрительную перспективу, отдаваемую на съедение ненасытному трамваю. Рельсы вдалеке сходятся в одну точку – в “пасть трамвая”. “Пасть” тут же расщепляется значением глагола “пасть” – в смысле “прекратить сопротивление”, “сдать крепость”. Отсюда – “Мы завоеваны!” Сколок с “завоеваны ” дает “ванны”, водные “души” дают человеческие “души”, “лифт” – “лиф”, “жгут” (жечь) – “жгут”. Но есть и подспудные преобразования – “циферблат башни”. Циферблат, часы, английское “ clock ” – исходят дымом городских крыш: “ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок ”. Ср. в стихотворении Мандельштама: “Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты / И стклянки с кислотой, часы хрипят и бьют...”; а также хлебниковское: “Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени ” (IV, 51). Ноги “кривоколенных” улочек и переулков Москвы содержат анаграмму “чулок”.Причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)”. Маяковский кромсает и дробит слова.

У Маяковского высвобождается ножка. Ночная улица – черный чулок, который снимает старый сладострастник – лысый фонарь. Поэт хотел лишь сказать, что фонарь своим светом снимает с улицы покров темноты, освещает ее, а вышла целая символическая сцена соблазнения. Что дает рифма “улица” – “лицо”? Как предметы они не имеют ничего общего. Связываются слова, которые созвучны. Но рифма улицы и лица становится законом видения этой общности в реальной действительности, но не наоборот. У улицы появляется физиогномический объем, а у лица – движение, как в лабиринтах городских улиц. На уровне творения нет закона, но это сотворено – и тогда становится необходимым. В рифме слова в буквальном смысле слова случились, и теперь это стало законосообразным. Необычные образы, необычная форма, необычная графика стиха, скрежечущая зукопись, экспрессивные, запоминающиеся образы .Маяковский пошел таким языковым путем не потому, что это истинно, а это стало истиной, потому что Маяковский так пошел.

6. Прослушать стихотворение“А вы могли бы?” в исполнении В. Маяковского.

? К какому литературному направлению можно отнести стихотворение? Подтвердите примерами свои ответы.

? Что вы можете вспомнить о футуризме?

Ответы учащихся:

  • Отрицание наследия предшествующих литературных эпох;
  • Поэзия футуризма – начало всех новых путей раскрепощенного слова;
  • Слог, звук могли выступать в ранее неведомых комбинациях, в которых подразумевается потаенный смысл;
  • Мечтали о неслыханной и невиданной модели искусства, призванной изменить дряхлеющий мир.
  • Футуризм – это урбанистическое направление поэзии, ритмы которой – это ритмы города с его часто огрубелой лексикой;
  • Стремление вынести искусство на улицы, в народ;
  • Протест против укоренившихся буржуазных стереотипов?
  • Важна линия и цвет.

? Что можно сказать, прослушав стихотворение, о поэте, личности, мировосприятии?

– Революционер, по-особому ярко видит и воспринимает окружающее, создает смелые, необычные художественные образы. Он совершенный художник: он видит и слышит.

? Посмотрите словарь стихотворения: местоимения, существительные, глаголы, предлоги.

? На какие 2 группы членится вся именная часть стихотворения?

Слова со значением яркости, необычности: краски, океан, ноктюрн; другая – бытовая вещественная. Обиходная: блюдо студня, чешуя жестяной рыбы, водосточные трубы.

За каждой из этих групп стоит традиционно осмысленное в свете литературной антитезы: поэтическое – непоэтическое. Напрашивается интерпретация этого противопоставления:

Я ВЫ

ПОЭЗИЯ БЫТ ЯРКОСТЬ ПОШЛОСТЬ

? Противопоставляет ли эти понятия? Какова роль глаголов? Глаголы контакта: прочесть, показать. Они раскрывают для “Я” поэтическое значение не во вне, а в толще бытовых значений. Сам быт – это предметы, которые не упоминаются в традиционной поэзии, это предметы натюрмрта “сезанновской школы” не случайно быт соединяется с чисто живописными глаголами: смазать, плеснуть краску. Студень и океан – текстуальные синонимы.

? Как вы считаете, случайно ли В Маяковский примкнул к поэтам – футуристам? Подтверждение своим ответам найдите во фрагменте фильма “В Маяковский” (просмотр фрагмента, обсуждение).

III. Самостоятельная работа в группах, обобщение материала.

  1. Анализ стихотворений “Послушайте”, “Нате”, “Вам”, “Скрипка и немножко нервно”. При самостоятельной работе использовать опорные вопросы, схему анализа поэтического текста, словарь литературоведческих терминов.
  2. Менее подготовленная группа для самостоятельного анализа текста читают страницы по учебнику 329–335. Отметить художественные особенности поэзии раннего В Маяковского.
  3. Защита подготовленных ответов.
  4. Коллективное заполнение таблицы “Художественный мир раннего Маяковского”
Произведения, написанные в ранний период Основные мотивы Художественные особенности
  1. Поэма “Облако в штанах”
  2. Первая книга избранного “Простое как мычание”
  3. Поэма “Флейта позвоночника”
  4. Пьеса “Владимир Маяковский”
Душевная мука. Мотивы бунта, ниспровержения. Мир и лирический герой, поэт. Урбанизация
  • возобновил грандиозный образ (соединение высокого и низкого)
  • необычная рифма, составная (лет до ста расти нам без старости)
  • звукопись
  • необычные метафоры
  • размер и ритм подчинили себе пунктуацию: деление на подстрочия (подсказывает интонацию).
  • ритм – основная энергия стиха.
  • тоническая система стихосложения

5. Творческая работа: создание картины в манере художников – кубистов.

! Особенности художников- кубистов нашли широкое применение в современном дизайне.

– Написать стихотворение в манере поэта- футуриста.

– Продолжить фразу: “Футуризм Маяковского – это….(опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества)”.

IV. Подведение итогов.

  1. Какие параллели можно провести между кубиком-рубиком и поэтами, художниками кубофутуристами?
  2. Что дала вам первая встреча с Маяковским и художниками-футуристами?
  3. Комментарий к оценкам за урок.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о Малевиче. 2. Индивидуальные задания:

  • Тема любви в творчестве Маяковского и адресаты;
  • Тема революции в творчестве Маяковского;
  • Тема поэта и поэзии. Маяковский и революция.

<Приложение>

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Маяковский — художник». Выставочный проект музея В. В. Маяковского в Домике Чехова / Москва

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013г.

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

     Выставочный проект «Маяковский — художник» представляет, несомненно, больший интерес, поскольку Государственный музей В. В. Маяковского является единственным в мире хранилищем живописи, а также всего разнообразного творчества художника в области изобразительного искусства. На выставке будут представлены 43 картины, в числе которых живопись и графика, написанные до 1920г. Также в фондах музея имеются работы, созданные в соавторстве известными художниками и другими знаменитостями. Эти картины зрители увидят в рамках другой выставки в нынешнем, юбилейном, году. А эта выставка — особая, авторская.

     Впервые будет выставлена работа молодого Маяковского, воспитанника подготовительного класса Строгановского училища, датированная 1910 г. Это — портрет женщины, очевидно, модели, в учебном классе. Картина большая, в человеческий рост. И кто на ней изображен – загадка. Поисками прекрасной незнакомки занимаются сотрудники музея В. В. Маяковского. Рядом с этим полотном — картина, известная всему миру — «Рулетка». В рамках выставки, посвященной истории европейского футуризма и проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина, итальянские музейщики-кураторы настояли на её экпонировании. Дело в том, что в отличие от авангардной живописи Запада, ориентированной на рынок, русский авангард начала двадцатого века ставил целью не столько создание новых форм в живописи, сколько создание нового мира, в котором главенствующая роль была бы отдана художнику. Для русских авангардистов эксперимент в искусстве стал чем-то вроде религии.    Как художник Маяковский проявил себя в разных областях: графика, плакат, лубок, театральная декорация, книжная иллюстрация. Кстати, графика Маяковского также хорошо известна. Но скорее специалистам, чем широкой публике. Из знаменитой «Жирафьей» серии будет показано более 10 работ. Маяковский любил рисовать это животное и частенько машинально делал его наброски в альбомах, может быть поэтому, а может быть из-за внешнего сходства – длинный, чуть нескладный, немного флегматичный и настроенный на философский лад – знакомые Маяковского дразнили его «жирафом». А тот не возражал.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

А вообще у Маяковского часто так бывало: что-то рисует и одновременно сочиняет стихи. После эти два занятия слились в одно, воплотившись в ОКНА РОСТа. На выставке будут показаны его работы 1920-1921 гг. Переехав в марте 1919 г. в Москву, он включается в коллектив советских поэтов и художников, работавших в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА) — рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). Плакаты, нарисованные Маяковским, чем-то похожи на его стихи: такие же прямолинейные, яркие и даже шокирующие. Как и многие художники-плакатисты того времени, Маяковский рисовал плакаты, основываясь на трех базовых цветах: красном, черном и белом.

Владимир Маяковский. Лубок. Эх ты немец, при да при же. 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

     Маяковский занимал активную жизненную позицию и всегда откликался своим творчеством на злободневные события своего времени. Он старается это делать понятным для народа языком и выразительной картинкой типа «лубок». Особое место, безусловно, занимала тема Первой мировой войны. По его рисункам печатали в типографии открытки, которые потом отвозили на фронт, раздавали в общественных местах. Открытки, подчас, раскрашивали вручную. Вы их тоже увидите на выставке.Путь Маяковского-художника тот же, что и путь его как поэта: неуклонная борьба с академизмом, эстетическим трафаретом, с буржуазной красивостью, за искусство активное, правдивое и нужное людям. Сегодня мы сказали бы, что искусство должно «зажигать». И сейчас, спустя сотню лет, работы Маяковского, как поэтические, так и живописные, не перестают задевать нас за живое не только благодаря своему гигантскому таланту, но и благодаря своей обескураживающей искренности.

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

Информация предоставлена пресс-службой Государственного музея В. В. Маяковского и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru

____________________________

chernov-vlad.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта