Леди Годива в искусстве. Картина леди
История леди Годивы. "Леди Годива", картина Джона Кольера :: SYL.ru
До сих пор на территории Великобритании превозносят поступок леди Годивы. Заключался он в том, что прекрасная женщина проехалась обнаженной на коне через весь город, чтобы снизить налоги для обычных людей.
В этой древней истории переплелись раннее христианство и уходящее язычество. Кем была смелая всадница? Как память о ней сохранилась до наших дней? Что заставляет сомневаться в устоявшейся легенде о благодетельной леди? В статье попытаемся ответить на эти вопросы.
Легенда о графине
По сказанию, доброта леди Годивы была настолько сильной, что она не смогла вынести страданий простых жителей Ковентри. Графом этого города был ее муж, который в очередной раз решил увеличить налоги. Графиня стала молить мужа изменить свое решение. В очередном разговоре граф Леофрик высказался, что выполнит ее просьбу, только если увидит, как супруга проедется на коне обнаженной через весь Ковентри.
Легенда о леди Годиве гласит, что героиня ухватилась за возможность помочь людям и решилась принять предложение мужа. В назначенный день и час она проехалась верхом, прикрывая свое тело только роскошными золотыми волосами. Горожане в это время находились в своих домах с закрытыми ставнями.
Граф вынужден был исполнить свое обещание и снизил налоги для людей Ковентри.
Реальная историческая личность
Поступок леди Годивы, воспетый в легенде, связывают с реальной личностью. Предполагается, что жена графа жила в XI веке. Ее муж был одним из влиятельнейших людей Англии и владел не только Ковентри, но и обширными территориями в Ноттингемшире, Уорикшире, Глостершире.
Граф вместе с супругой возвел в своем городе большой бенедиктинский монастырь, отдав ему более 20 деревень и множество драгоценностей. После смерти мужа женщина отдала все владения графа церкви.
Что касается описанного в легенде поступка, о нем нет упоминаний в источниках XI века. Умалчивает об обнаженной всаднице англосаксонская хроника, а также «Книга Страшного суда» В. Завоевателя. Леди Годива, история которой вызывает множество споров, упоминается со своим подвигом в 1236 году в записях английского монаха. В источнике, который был написан спустя 2 века после смерти героини, указана дата ее благородного поступка, а именно 10 июля 1040 года. Помимо такого несоответствия в письменных источниках, существует ряд других противоречий, которые стоит рассмотреть отдельно.
Противоречия в легенде
История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу.
Основные противоречия в легенде:
- жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
- горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
- леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.
Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке узнать всю правду попробовал английский король Эдуард Первый. В современное время этим вопросом занимался английский профессор Даниэль Донахью. Он утверждает, что легенда переполнена языческими обрядами, к тому же именно жители Ковентри с древних времен поклонялись языческой богине, представляемой в обнаженном виде на коне.
Представители христианской церкви, скорее всего, заменили языческую богиню на реальную женщину со схожим именем и дополнили ее благочестивый образ историей про налоги.
Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее.
Память о леди из Ковентри
В городе Ковентри, безусловно, помнят и чтут легенду о своей леди. Здесь расположен памятник с обнаженной всадницей, а также проходят ежегодные торжества, начиная с 1678 года. Легенда прославила город, поэтому местные жители поддерживают ее и в день почитания своей покровительницы наряжаются в костюмы XI века. У памятника выбирается лучшая «леди Годива», у которой обязательно должны быть длинные золотые волосы.
Образ благородной всадницы в искусстве:
- «Леди Годива» - картина Джона Кольера;
- «Леди Годива из Ковентри» - художественный фильм Артура Любина;
- «Молитва леди Годивы» - картина Э. Лендсиер;
- стихотворение Осипа Мандельштама;
- одна из песен Фредди Меркьюри.
www.syl.ru
Джон Кольер Леди Годива: Описание произведения
«Леди Годива» - полотно кисти Джона Кольера и самая известная его работа. Обнаженная женщина верхом на лошади — сюжет, который заставляет остановиться и удивиться яркости и необычности происходящего.Одна из красивейших легенд старой Англии поможет понять почему художник изобразил женщину именно так, и что за этим кроется.
Леди Годива: история и легенда
Леди Годива, или как по-саксонски ее звали Godgyfu — это жена Леофрика, графа Мерсии, жившего в английском городе Ковентри в XI веке. Это были времена правления одного из могущественных королей Англии — Эдуарда Исповедника, известного также своими непомерными налогами, которыми он облагал граждан. Леофрик также обладал правом взимать подать с жителей своего города. Не раз разоренные горожане обращались с просьбой к графу облегчить их положение, но это не давало никакого результата. Супруга его — леди Годива отличалась щедростью и благочестием и тоже нередко упрашивала мужа быть милосерднее и снизить плату, но и ее мольбы не достигали цели. На очередную просьбу жены разгневанный граф пообещал снизить налоги, если она совершит безумнейший шаг:
«Ступайте, - молвил граф, -По городу нагая - и налогиЯ отменю», - насмешливо кивнул ейИ зашагал среди собак из залы.
Так описал это действие Альфред Теннисон в 1842 году. Для графини бедствия народа оказались важнее ханжества и ложного стыда, поэтому она поступила именно так, как сказал ей муж. Жители города, в свою очередь, проявили благородство и в знак искренней благодарности закрыли ставни, двери и ни одна живая душа не видела прекрасную обнаженную Годиву на своем коне, объезжающую город в тот день. Однако, все же один нерадивый портной попытался взглянуть на женщину сквозь щель в ставни, но тут же «у него глаза оделись мраком и вытекли». Поступок жены поразил графа, и он отменил налоги.
Граф Леофрик и Леди Годива — реальные исторические персонажи, но вот удостовериться в действительности красивой легенды пока нет возможности. Но поэма Теннисона помогла оформить эту историю, придать ей ясные и в то же время поэтическо-романтичные очертания. Благодаря его строкам этот сюжет стал популярен среди художников и скульпторов XIX века.
Эстетика и нравственность в картине Кольера «Леди Годива»
Все убранство женщины — ее роскошные золотисто-каштановые волосы, которыми она прикрывает грудь. Годива скромно опустила голову, но в этом жесте нет унизительного стыда или страха — только мягкость и решительность одновременно. Лошадь, шагающая по пустынному средневековому городу вдоль готических сводов, резко контрастирует с нагой всадницей — на ней королевская, вышитая золотом попона и богатое седло.
Многие художники передавали этот значимый и самый привлекательный момент всей истории, но Кольер в своей композиции отразил не только захватывающий сюжет, но и атмосферу происходящего:
И замер,Едва дыша от страха, даже воздухВ тех улицах, где ехала она.
Основную часть холста занимает всадница, но становится очевидна и практически ощутима та тишина и пустота, окутавшая едва видный зрителю Ковентри. Кольер, в отличии от других живописцев и скульпторов, изобразил Годиву наиболее силуэтно, избегая подробностей в изображении ее тела. Во многом это достигнуто благодаря ракурсу в полный профиль. Художник даже сажает свою героиню в седло по мужскому типу, чтобы не позволить видеть лишнего. Очертания графини напоминают готические s-образные фигуры с их изяществом и гибкостью.
Леди Годива — это не просто историко-мифологический сюжет. Обнаженная, молодая, стройная женщина верхом на коне — это концентрация всех идей прерафаэлитов. Это стремление к красоте, сдержанности и близости к природе (а что может быть ближе к первозданности, чем нагота?). Особую роль играет содержательность сюжета: жертвенность графини, ее нравственная чистота перед самой собой и всем народом, невзирая на самодурство и жестокость супруга. Смирение и красота надломили бесчувственность — вот основная идея этого полотна.
Абсолютная нагота — это абсолютная нравственность в понимании Кольером этого сюжета, символ «голой правды», которая заставила графа вздрогнуть и сдаться, а горожан опустить глаза и закрыть ставни. То, что в глазах лицемеров выглядит как грех и соблазн, то для чистого человека будет движущей силой. Рассуждая так, можно предположить, что это самое нравственное и нравоучительное в лучшем смысле слова произведение Джона Кольера.
Картина находится в Художественной галерее Герберта (Herbert Art Gallery) в Конвентри.
Автор: Людмила Лебедева
artchive.ru
Леди Годива - laila50
Леди Годива: Эдмунд Блэр Лейтон изобразил момент принятия решения (1892)Согласно легенде,леди Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам города Ковентри в Великобритании.
Adam van NoortHerbert(Адам ван Хоорт) 1586 годСогласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.
Гравюра Леди Годива.Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.
Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.
Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.
Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.
Сальвадор Дали.Леди Годива.В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы — в костюмы Евы.Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. Крис Ролинс В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…
Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)
Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)
Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»
Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».
Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы.
Образ воссоздан , на гобелене, на полотнах живописцев.
Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о ле- ди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на РождествоШоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.
Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B0
laila50.livejournal.com
Обнаженная всадница леди Годива | Исторические сюжеты
Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…Легенда о благородной спасительнице Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.
Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.
Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.
Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)
Небесная кара была мгновенной – он ослеп.Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.
Реальная женщина и исторические несоответствия Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.
Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.
В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.
Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.
Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.
На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г. В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории. Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.
Памятник Годиве в центре города Ковентри. Древняя богиня До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.
Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.
Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.
Христианизация языческого праздника Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды.
Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.
Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.
Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.
Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.
Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.
Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.
Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.
Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.
Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан , на гобелене, на полотнах живописцев. Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива. Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.
Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.
Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива. Сальвадор Дали.Леди Годива.
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…
Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)
Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)
Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»
Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».
Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.
Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.
В статье использованы материалы Марины УДЕНЦОВОЙstoryfiles.blogspot.com
Леди Годива | Великие художники
Джон Кольер «Леди Годива», 1898
Художественная галерея Герберта, Ковентри
Прерафаэлитизм
Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы. Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.
Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной – он ослеп. Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. О событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.
Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри — монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году; согласно его словам, события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри, хотя и на 17 лет позже, начиная с 1057 года налог действительно не взимался. В том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался. Однако, как связаны эти события и связаны ли они вообще — не понятно.
greatartists.ru
Обнаженная Леди Годива | Тайны мира и человека
2 614
Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…
Легенда о благородной спасительнице
Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.
Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.
Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.
Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)
Небесная кара была мгновенной – он ослеп.Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.
Реальная женщина и исторические несоответствия
Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.
Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.
В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.
Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.
Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.
На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.
В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.
Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.
Памятник Годиве в центре города Ковентри.
Древняя богиня
До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.
Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.
Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.
Христианизация языческого праздника
Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.
Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.
Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.
Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.
Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.
Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.
Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.
Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.
Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан , на гобелене, на полотнах живописцев.
Эдвард Генри Корбулд (1815 — 1904) Леди Годива.
Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.
Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.
Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.
Сальвадор Дали.Леди Годива.
clip_image012[1]clip_image012[2]Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…
Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)
Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)
Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»
Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».
Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на РождествоШоколад «Godiva» официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.
Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.
via
Это интересно
taynikrus.ru
Леди Годива в искусстве: philologist
Попалась сегодня одна картинка, и сразу вспомнилась прекрасная легенда о леди Годиве. Согласно легенде (в версии Википедии), Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги. Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.Вот и подумалось мне - раньше-то были леди Годивы, а сейчас одни леди Гаги :(
Джон Кольер. Леди Годива, 1898
Эдмунд Лейтон. Леди Годива, 1892
Адам ван Ноорт. Леди Годива, 1586
Сатирическая картина «In Lady Godina’s Rout», Джеймс Гилрей, (1796) — легенда леди Годивы обыгрывается применительно к моде того времени
Памятник леди Годива в центре Ковентри
Постер америнского фильма о леди Годиве 1955 года
Начал делать свой обзор и натолкнулся еще на один:http://lazar-n-cane.livejournal.com/445712.html
philologist.livejournal.com