Ван Гог, "Ботинки" ("Башмаки"): история и описание картины. Ботинки картина
описание, анализ и фото картины
Сюжет произведения, на первый взгляд, достаточно прост: пара изрядно стоптанных башмаков на мрачноватом фоне. Кажется, их совсем недавно поставили на пол после долгой прогулки под дождем. На картине Ван Гога «Ботинки» больше нет никаких деталей и персонажей — очевидно, что обувь является главным героем полотна. Художник как будто предлагает отгадать загадку: зритель невольно задумывается о судьбе хозяина башмаков, пытаясь определить род его занятий, возраст, черты характера.
Винсент часто находил вдохновение, наблюдая за суровой жизнью простых людей: крестьян, рабочих. Их тяжелый быт, повседневные заботы и мимолетный отдых не раз становились сюжетами для его произведений. Серия работ, посвященных обуви, служит продолжением этой темы, впервые поднятой живописцем еще в «голландский период». Однако картина Ван Гога «Ботинки» или, как ее еще называют, "Башмаки" необычна именно тем, что ее герои практически оживают, сообщая зрителю подробности своей нелегкой жизни. Они выглядят не менее уставшими и разбитыми, чем, вероятно, сбросивший их владелец. Художник не пытался приукрасить действительность, правдиво и честно изображая грязные старые башмаки. Колорит полотна, довольно монотонный и однообразный, подчеркивает этот эффект.
Ван Гогу, как и многим его современникам, был свойственен символизм. Различные символы широко использовались импрессионистами и постимпрессионистами как реакция на реализм и натурализм в искусстве. Для Винсента было особенно важно выразить свои эмоции через произведение, воззвать к чувствам зрителя. На картине Ван Гога «Ботинки» изображенные предметы символизируют тяжкий труд и беспросветное существование, однако у самого мастера они, возможно, ассоциировались с его собственной жизнью.
Примечательно, что, выбирая «модель» для этой работы, художник приобрел поношенную обувь на рынке. Поскольку ботинки были слишком чистыми, Ван Гог надел их и долго гулял по улице, пока они не приобрели драматический и более соответствующий его идее вид. Таким образом, можно сказать, что на картине переплетаются сюжеты двух историй, прекрасно дополняющих друг друга.
artchive.ru
Ван Гог, "Ботинки" ("Башмаки"): история и описание картины
Живопись - это одно из наиболее влиятельных направлений искусства. Сила изображения способна перенести зрителя в абсолютно другое время, место или даже иную реальность. Любой художник стремится наиболее детально и правдоподобно передать образ, смысл или наоборот - показать его завуалированно, так, чтоб побудить человека думать, анализировать, а иногда и искать ответы в других сферах искусства.
Несколько слов о художнике
Винсент Ван Гог - уникальная личность, художник-новатор, создавший множество шедевров в различных стилях. Хотя при жизни он смог продать всего одну свою картину, сегодня автор является одним из наиболее популярных и обсуждаемых. Особенно примечательно то, что по сути Ван Гог был самоучкой. Конечно, частные уроки сыграли немаловажную роль в совершенствовании его мастерства, но большую часть знаний он подчерпнул, самостоятельно изучая учебную литературу, осваивая различные техники и стили живописи. Такое упорное стремление стать художником говорит о силе характера гения. Он стремился работать - работать жадно и быстро. В некоторые периоды Ван Гог писал по одной картине каждый день - именно поэтому сегодня мы имеем возможность видеть практически весь его путь, воплощенный на холстах.
Стили в работах мастера
Художник прошел долгий путь становления собственного почерка. Его обучение живописи начиналось с создания небольших эскизов, написанных простым карандашом. Ван Гог не считал, что картина - это только свободное проявление фантазии, поэтому тщательно изучал учебники, брал уроки и, конечно же, много практиковался. Этот начальный этап прошел под знаменем реализма. К этому периоду можно отнести “Ботинки” Ван Гога, его знаменитую картину “Едоки картофеля”, некоторые автопортреты. Одной из первых работ стала картина “Крыши” изображающая вид из окна комнаты художника. Многие сюжеты были навеяны крестьянской жизнью - так появляются полотна “Две женщины на вересковой пустоши”, “Домики”, “Женщины в дюнах за починкой сетей” и многие другие.
Мифы и правда о создании полотна
Историю "Ботинок" Ван Гога связывают с другой работой автора - “Едоки картофеля”. Последняя была создана за год до “Башмаков” - в 1885 г. На картине изображены пять крестьян за столом, идет обыкновенная вечерняя трапеза бедных рабочих. Ни у одного персонажа здесь не видны ноги - подразумевается, что обувь уже снята и ждет следующего трудового дня. И всем этим башмакам Ван Гог отвел по отдельному полотну. Некоторые искусствоведы даже объединяют эти 10 картин под одним общим названием - “Старая обувь”.
Иная гипотеза гласит, что ботинки, изображенные на одноименной картине, Ван Гог сам купил на блошином рынке у рабочего. Они были грубые, но вполне чистые и приличные. После первой прогулки под дождем обувь испачкалась и приобрела еще более интересный вид, который и решил запечатлеть художник. Так или иначе, картина “Ботинки” Винсента Ван Гога имеет вполне очевидный подтекст. Она передает образ бедной крестьянской жизни, притом делает это лучше, чем любое другое полотно, описывающее тяжелую работу.
Так или иначе, “Ботинки” Ван Гога - это реалистичное отражение действительности. Два старых башмака стоят, небрежно оставленные своим хозяином.
Техника и цвета
Винсент Ван Гог признавался, что не пользовался никакой системой или особой техников для нанесения краски на полотно. Даже в письме своему брату и близкому другу Тео он писал: "В моих мазках нет никакой системы, я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах".
Но, как это ни абсурдно, “Ботинки” Ван Гога едва ли можно назвать сюрреалистичной картиной, настолько проработанной и продуманной она кажется. Каждый изгиб прорисован с невероятной точностью, хотя, присмотревшись, можно действительно заметить только отдельные, порой несвязные мазки, которые удивительным образом объединяются в абсолютно цельное полотно.
Одна цветовая температура и серо-коричневые тона многие критики вполне логично объясняют тем, что ранняя палитра Ван Гога был достаточно скупой, ведь он начинал путь художника с создания небольших эскизов карандашом.
Несколько других работ из цикла “Старая обувь”
“Пара ботинок” Ван Гога рисует перед нами совершенно иное представление о хозяине изображенной обуви. Это уже не грязная крестьянская обувь, а, по видимому, башмаки рабочего с завода или другого “чистого” производства. Подошва одного ботинка щедро подбита гвоздями, которые уже успели отполироваться от постоянной ходьбы. Более того, они они будто наделены душой и даже говорят друг с другом! Всмотритесь в то, как заботливо склонен левый ботинок над упавшим правым. Как-будто он спрашивает своего друга, все ли с ним в порядке.
Психологизм картин
Изображение Ван Гогом старых ботинок может расцениваться по-разному. Первая точка зрения довольно проста для понимания, она гласит, что художник просто хотел отразить в своих работах тяжелую судьбу обычного крестьянина или рабочего. И картина старой, износившейся обуви как нельзя лучше передал бы эту мысль.
А вторая точка зрения предлагает нам размышление намного более глубокое и философское. Ботинки являются олицетворением души их хозяина. Глядя на их растоптанные и потрескавшиеся подошвы, мы видим, насколько трудна была жизнь человека, носившего их, сколько душевных ран он перенес, насколько он измучен своей жизнью в ее однообразии и тяжести.
Философ Хайдеггер написал о картинах цикла: "Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих ног во время работы в поле. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках".
Без сомнения, Ван Гог - гениальная личность. Он работал с невероятной самоотдачей, очень быстро и жадно. Именно поэтому сейчас мы имеем возможность увидеть так много его необычных работ. Любой его сюжет наполнен глубоким переживанием, философской мыслью, психологизмом или просто созерцанием прекрасного.
Большая часть подлинников хранится в Амстердаме, в музее Винсента Ван Гога. Там же представлены некоторые работы Моне, Гогена, Синьяка и Пикассо. Оригинал картины Ван Гога "Ботинки" сейчас тоже находится в этом музее.
fb.ru
ВСЕ БАШМАКИ ВАН ГОГА
160 лет тому назад, 30 марта 1853 года в небольшой деревушке Грот-Зюндерт, что в Нидерландах, недалеко от границы с Бельгией, в семье протестантского пастора родился всемирно известный голландский художник - постимпрессионист Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh).
Несколько слов об использовании мною термина «башмаки», объединяющего все виды обуви, нарисованных Ван Гогом. Это название чаще всего применяется для обозначения обуви. То ли это ботинки, то ли туфли или сабо, то ли деревянные кломпы. Старые, поношенные, грязные - все они башмаки. И картины с их изображением чаще тоже подписаны этим словом. Оно часто встречается и в русской литературе. А теперь переходим к рассматриванию всяких башмаков на полотнах художника.
&nbs p; &n bsp; ВСЕ БАШМАКИ ВАН ГОГА «Едоки картофеля». 1885. Музей Ван Гога. Амстердам. Не показал Винсент Виллем Ван Гог на своей известной картине «Едоки картофеля», что надето на ногах этих едоков, сидящих по сторонам сколоченного из грубых необтёсанных досок то ли стола, то ли ящика. Так как колени мужчин и женщин по правую и левую стороны прижаты к этому столу-ящику и не видны вовсе. Да и низок этот стол, чуть повыше стульев. Едоки сосредоточены на еде, размеренном и основательном ритуале поедания её. Крестьяне, уставшие и севшие к столу после краткой молитвы, бережно достают, кто вилкой, кто ложкой, а кто руками, ещё горячие под восходящим паром, картофелины из общего блюда, заправленного салом, и медленно их пережёвывают. Надо насытиться, восстановить и набрать новые силы перед завтрашним выходом в поле. Из кувшина в белые чашки льётся коричневая жидкость, по-видимому, кофе. Коптит керосиновая или масляная лампа над столом. Тихая вечерняя скудная трапеза... Едоки, скорее всего, босы, либо в чулках, так как, сняв обувь, дали отдохнуть своим натруженным за день ногам. Они ещё не обмыли их. Возможно, если хватит сил, это произойдёт перед сном. А пахнувшие потом и телом каждого из них ботинки уже сушатся, тоже отдыхают и разносят своё крестьянское и индивидуальное амбре вокруг того места, куда их поставили до завтра... Но художник не забыл об этих ботинках. Он нарисовал их на отдельных холстах. Все пять пар, по числу едоков картофеля. И даже больше - десять картин. Я их отыскал в Интернете, присмотрелся и предположил, что это, возможно, не только и не столько просто рисунки обуви, а отражение более глубокого замысла художника и он вложил в них внутренний смысл их изображения. И в этом предположении я остался не одинок. Попробуем вникнуть и понять эти не столь популярные и мало известные картины великого голландского художника Винсента ван Гога. В этой серии полотен, изображающих ботинки, туфли и сабо (деревянные кломпы) бедняков, что, по словам Ван Гога, есть «говорящая» натура. Мастер как бы закрепил интимные символы верности себе и своим убеждениям, привычкам, манерам носить обувь и засвидетельствовал свою приверженность чисто голландскому бережному отношению к вещам, свойственным человеческой природе. Труд и пот, а также отражение времени, погоды, даже отпечатки формы стоп в результате их длительного ношения с анатомическими особенностями каждого, теми или иными отклонениями в фалангах пальцев, выраженности высоты свода стопы, возможными признаками плоскостопия владельцев обуви - всё оставило на этих ботинках свои следы. «Если от картины, изображающей крестьян, пахнет салом, дымом, картофелем, отлично! Все это только на пользу. Если в хлеву пахнет навозом, прекрасно! Если в полях стоит запах спелых хлебов или картофеля, гуано или навоза, это только на пользу... Картина, изображающая крестьян, ни в коем случае не должна пахнуть духами». Так писал Винсент ван Гог в одном из своих многочисленных писем брату Тео. Самой популярной и знаменитой картиной с нарисованной обувью, отнюдь не относящейся к числу общепризнанных шедевров художника, является полотно под названием «Башмаки» (Иногда под этой картиной пишут название «Ботинки»). Натурой, якобы, послужила купленная Ван Гогом на парижском блошином рынке в 1886 году пара изношенных ботинок. В одних источниках - это крестьянская обувь, по другим - приобретена у работяги. Цель их приобретения тоже разниться. То ли они были куплены по - случаю, то ли специально для задуманного полотна. Известность этой картины возникла по разным причинам. Первая состоит в том, что изображение обуви, вообще довольно эксклюзивный проект, вызвало несколько дискуссионных статей с анализом рисунка и вторичным искусствоведческим и философским анализом предполагаемого замысла автора. Вторая причина, более современная - это коммерческая сторона вопроса после того, как картина была выставлена на продажу на аукционе. Надо отметить, что не так давно (в 2007 г.) состоялась мини выставка с экспозицией только этой одной картины: «Башмаки» Ван Гога» в Кёльнском Музее Вальрафа - Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum). И ещё. Этой картине несколько поэтов посвятили стихотворные строки. Так что рост популярности полотна, можно предположить, ещё не завершён... Франсуа Гози, бывший учеником в парижском ателье Кормона в 1886-1887 гг., написал о том, как Ван Гог, в своей парижской мастерской, показал ему картину, изображающую пару башмаков. Тогда работа над ней близилась к завершению. Гози писал о Ван Гоге: «На блошином рынке он приобрел пару старых башмаков, башмаков возчика (charretier). Они были тяжелыми и толстыми, но чистыми и начищенными до блеска. Это были забавные башмаки (croquenots riches). В одно дождливое утро он, якобы, надел их и пошел прогуляться. Заляпанные грязью, они стали еще интереснее... Винсент правдиво изобразил их на картине». А вот и последняя сенсация, сделавшая это полотно ещё более знаменитым уже для русского ценителя творчества Ван Гога: EchoMSK 28 апреля 2012, 22:03 в ГМИИ им. Пушкина в рамках программы Ксении Басилашвили «Хранители» (совместно с компанией «Сетевизор») для пользователей сайта "Эхо Москвы" состоялся эксклюзивный показ картины Винсента ван Гога «Башмаки», привезённой из Амстердама для выставки «Воображаемый музей». Презентация была транслирована по видео - репортажу на сетевизоре...
& ; ; Картина «БАШМАКИ» (нидерл. Ein Paar Schuhe). Винсент ван Гог. Музей Винсента ван Гога, Амстердам.
Картина написана летом 1886 года в Париже. Эта картина, якобы, была продана на одном из аукционов «Сотбис» в Лондоне 7 ноября 2006, за $8,976,000. На картине Ван Гога «Ботинки» изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём кажущиеся, что оба с левой ноги, в то же время равные друг другу в своей принадлежности одному хозяину. Австралийский поэт Джон Ловетт (John Lovett из города Кума (Австралия) в 1953), посмотрев этот рисунок, в стихотворении «Портрет ботинка» написал такие стихи: Смотрю на стоптанный башмак: Один, второй. Как будто левых? Крестьянский труд - нутра их мрак, Тяжёлых дух гнездится в чревах. Неведом им ухода воск; Без формы - плачут ортопеды. Вервей закрученных полос, Жевали будто шнуркоеды. Они ещё вместят в себя, Узлами скрученные пальцы. И погребут, судьбу терпя, Сквозь жизни ад - неандертальцы.
Башмаки как сироты жмутся посреди свободного пространства, где, казалось бы, достаточно места для менее тесного их расположения. Но они привыкли топтать землю, пашню, пол мастерской, всегда, будучи рядом, «впряженными» в тело и в работу одного человека, надетыми на его обе неразлучные ноги - труженицы. Их истерзанные насилием шнурования и стягивания, уплотнённые шнурки - верёвки, возможно, уже были заменены, не выдержав испытания временем, выглядят весьма плачевно и нечисто, как и сами ботинки. На картине нет даже земли, налипшей на башмаки в поле или по дороге с поля, а эта приставшая к башмакам земля могла бы, по крайней мере, указать на их применение. Нет частиц опилок или мелкой стружки, которые могли бы рассказать о работе их хозяина в мастерской, где выстругивали кломпы. Нет и мучной пыли на них или шелухи с зерён, попавших на мельнице. Просто стоят крестьянские башмаки, и, кроме них, нет ничего. Такова была задумка художника... Некоторые исследователи творчества Ван Гога находили разные причины, вызвавшие у художника идею натюрмортов с ботинками. К одной из них относят описание Флобером, которого Ван Гог весьма ценил, своих старых башмаков в письме к Луизе Коле: - «В обычной старой паре башмаков есть что-то очень грустное. Когда ты думаешь обо всех шагах, которые ты сделал в этой обуви, Бог знает где, обо всей траве, которую вытоптал, обо всей грязи, которую собрал, о треснувшей коже, которая щерится, то, как бы хочется сказать, остолоп, купи себе новую пару башмаков из блестящей, поскрипывающей кожи. - И она однажды станет похожей на меня, на тебя, после того, как ты несколько раз запятнаешь верх и промочишь носок». Поскольку это письмо с датой «13 декабря 1846 г.» было опубликовано в 1887 г., оно могло быть прочитано художником. Идея нарисовать свои башмаки могла зародиться у Ван Гога и после того, как он увидел набросок, воспроизведенный в книге Сансье (Sensier) о художнике Милле. Книга эта называется «Художник и крестьянин», она была напечатана в 1864 г. На Ван Гога эта книга произвела глубокое впечатление, о чём он не раз ссылался на нее в своих письмах. Сравнение наброска Милле, изображающего его башмаки с деревянными подошвами с картиной Ван Гога, подтверждает предположение о возможном желании написать свой вариант ботинок. Майер Шапиро предполагает, что немногие осмелились бы посвятить целое полотно собственным башмакам, обращенное к образованной публике. Вряд ли это сделали бы Мане, Сезанн, Ренуар или Милле. И никто из них не изобразил бы башмаки так, как это сделал Ван Гог.
«Пара ботинок». Париж, 1887. Балтиморский музей изобразительных искусств. Коллекция Кона. На этом более позднем этюде, тяжелые, подбитые гвоздями ботинки, по-видимому, рабочего человека, занятого на «чистом» производстве стоят словно близнецы - братья, один из которых небрежно скинутый с уставшей ноги, перевернулся подошвой кверху. Они всё же оказались рядом, как и первая пара, тесно прижавшаяся друг к другу, и один, робко трогая другого развязанным шнурком - пальцем, как бы вопрошает: - «Не ушибся ли ты при падении? Ты ОК?» Ван Гог, рисуя ботинки, создаёт их живой портрет, описывает вещь, а не какую-то абстракцию предмета с натуры, отражает как бы взаимоотношения ботинок между собой, показывает их живое соприкосновение друг с другом. Для этой связи в каждой паре (а он рисует только пары ботинок) он оживляет шнурки, как некие образы рук, одухотворяет их, заставляет их прикасаться ко второму ботинку, как бы передавая сотоварищу свои мысли и переживания. Некоторые исследователи пишут о «психологии», навеваемой картинами и даже проводят аналогии с переживаниями самого художника. Возможно, права искусствовед А. Шиманска, утверждающая, что подобные работы являют собой «потрясающий символ замученного человека, который осознает себя через вещь, через настроение усталости от своего существования». А Ван Гог всю свою беспокойную жизнь был усталым, надломленным человеком с неустойчивой психикой. Трудно сказать, какую из картин с единственной парой башмаков друг Ван Гога Гоген видел в Арли. Он описал об этом несколькими годами позже и с некоторыми литературными преувеличениями: «....Видишь ли, эти башмаки стойко перенесли все трудности дороги». Эта строка из его рассказа подтверждает ключевой факт, состоящий в том, что для Ван Гога принадлежавшие ему башмаки были памятной частицей его жизни, священной реликвией. Майер Шапиро в своей статье «Натюрморт как личный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге» (1968), Топос, № 2-3 (5), приводит абзац из романа Кнута Гамсуна «Голод», написанного в 1880-е 2001 гг., где герой описывает свою обувь и своё к ней отношение. Шапиро считает, что описание обуви у Гамсуна отражает подобное отношение Ван Гога к изображаемым ботинкам, как «частица его самого ».
Винсент Ван Гог. «Обувь». Музей Метрополитен.
Присмотришься к этим поношенным, растоптанным, повидавшим всё и хлебнувшим вдоволь лиха обувкам - ботинкам, отдалённо напоминающим нам поношенные современные кеды или кроссовки, и тогда прочувствуешь сам или увидишь целую гамму отраженного в них бытия вплоть до момента снятия их с усталых крестьянских ног. После этого обоюдного облегчения они уже только и способны, молча отдыхать и не двигаясь, поведать и передать зрителю свои чувства, ощущения и переживания в их оригинальном и неповторимом художественном воплощении на холсте. Рассматривая картину, мы не можем даже сказать, где стоят эти башмаки. Вокруг них нет ничего, к чему они могли бы относиться, есть только неопределенное пространство. Художник предусмотрительно создал пустой фон, не отвлекающий смотрящего на посторонние предметы, чтобы он получше рассмотрел главный его объект - поношенные ботинки.
«Три пары ботинок». Кембридж, Массачусетс, Музей искусств.
Вот перед нами целая шеренга ботинок-горемык, которые просят не мешать им отдыхать и в то же время безнадежно-привычно демонстрируют свою разящую изношенность, нищету и усталость, слегка лениво и незаметно для нас, передвигая шнурки-руки, но не сплетая их, лишь в изнеможении опущенных и уложенных расслаблено вразброс. Особенно жалок крайний слева - вконец растоптанный с вывернутыми голенищами и загнутым навечно передним концом, а в перевёрнутом другом ботинке видна намечающаяся дыра в подошве, треснувшей на сгибе. Н.А.Дмитриева в своей моногрфии о Винсенте Ван Гоге "Человек и художник" (М. Художник, 1980), касаясь изображённых на холстах ботинок, пишет: - «Они словно говорят: на нас еще никто никогда как следует не смотрел - так посмотрите же! И мы смотрим и неожиданно для себя видим многое: долгие, долгие дороги, исхоженные упорным путником, покрытые угольной пылью, снегом и лужами, дороги с колдобинами и булыжниками, колючками и комьями земли; видим внутренним зрением и самого путника, который, подобно этим ботинкам, изрядно поизносился, побит и помят, но не потерял способность идти дальше - подметки сделаны на диво прочно и только отполировались от странствий, даже и шнурки не порвались, хоть и расшнуровались наполовину, а язычки башмаков вывалились и повисли набок, как язык у тяжело дышащей усталой собаки.»
Ещё одно изображение ботинок без обнаруженного названия. На этом, предпоследнем в этой серии картин, второй ботинок тоже повёрнут кверху подошвой. Ван Гог явно хотел этим показать, до чего же они изношены, так как состояние подошвы говорит о скором соприкосновении стопы с матушкой - землёй через будущую, уже начинающую протираться дыру в ней. Хотя каблук, судя по его мало скошенным, местами ровным краям и сохранившемуся узору головок сапожных гвоздей ещё не стоптался, а может и был наново подбит деревенским сапожником. Выпирающие, участки кожи ботинка, после того как хозяин почистил их, сняв с ноги, отблескивают среди потёртостей чёрным цветом и отображают слепок натруженных мозолистых, огрубевших пальцев и неровности самой стопы... Пришло время показать и безымянную пару старых ботинок, стоящих на выщербленных досках, причём один из них уже даже без шнурка. Но кант подмёток ещё вроде не отстаёт и они ещё «каши не просят»... Всё же они кажутся уже сношенными.
Ван Гогу не прощали новаторства в его склонности к мастерству, не ограниченному в выборе натуры. Его изображения возвышенного и прекрасного, которое пробивалось через понимание внутренней сути предметов и явлений: от ничтожных, рваных башмаков, до золотистых подсолнухов или фиолетовых ирисов, разноцветных букетов, ярко зелёных полей, ураганных ветров и мрачных заброшенных строений, вызывали непонимание у собратьев по цеху. Умение изображать, порой совершенно несопоставимые в художественном масштабе контрасты, поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи, стать «попутчиком импрессионистов». Он умел концентрировать своё внимание на, казалось бы, мелочах, превратив, к примеру, персонажи с картины «Едоки картофеля» в символ «униженных и оскорблённых», и заставить стоптанные, рваные ботинки кричать о мучениках нищеты. Если бы авторы закрытия оконных проёмов дома в Нюэнене фрагментами картины «Едоки картофеля», добавили «такую мелочь», как все пять холстов с ботинками, как бы снятыми с ног этих едоков, вместо окон на обратной стороне фасада, то композиция в тематическом оформлении дома могла завершиться ещё более оригинально. Тогда и туристы обходили бы весь дом по окружности, а не проходили только вдоль его фасада. Пока Ван Гог жил, или как пишут, прозябал в голландской провинции, он любил тихую грусть этой страны и вдохновенно там творил... Рассказывают, что однажды в Эйндховене, сравнительно крупном промышленном городе, расположенном неподалеку от Нюэнена, и славившемся текстильными изделиями, шляпами и кружевами, местный торговец красками свел его с художником любителем - кожевником Керссемакерсом. В Эйндховене Винсент смотрел работы Керссемакерса, одобрил их, а тот нанес ему ответный визит в Нюэнен, где в ту пору проживал художник. Картины Винсента, развешанные и разбросанные где попало в неприбранной мастерской, показались кожевнику грубыми и аляповатыми. Они настолько отличались от всего, что он до сей поры привык понимать под живописью, что он простился с Винсентом довольно холодно и даже не пообещал зайти в другой раз. Винсент понимал, что его тяга к изображению быта и вещей бедняков не является популярной темой продаваемых и покупаемых полотен и их рыночная стоимость невелика, но взгляды на коммерческую выгоду никогда не довлели над Ван Гогом. Он был и умер нищим. Возможно, что его ботинки имели такой же вид, как и изображённые им на его пяти холстах. Знаете, сколько сотен миллионов долларов теперь стоят эти ботинки на картине? Не самая дорогая, но, безусловно, интересная работа недавней коллекции аукциона Кристи - «Пара ботинок» (38х42; 1886-1887; 8-12 млн. долл.) кисти Винсента Ван Гога. Четыре из пяти картин серии находятся в разных музеях мира, лишь одна - у частного коллекционера, который и выставил ее не так давно на продажу. Менее известны ещё пять картин Вансента Ван Гога, на которых изображена обувь. На одной он нарисовал кожаные сабо. А на другой - полусапожки...
"ПАРА КОЖАНЫХ САБО". Арль, март 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам. Кожаные начищенные сабо никакого отношения к крестьянским или рабочим ботинкам не имеют. Это обувь другого класса людей, другой социальной группы. Они нарядны, не стоптаны, смазаны ваксой и готовы к воскресному выхода их хозяина на прогулку в парк, приходу в гости, приёму приглашённых гостей дома.
Наименования и место экспозиции этих полусапожек определить мне не удалось. Обувь, по-видимому, кожаная, далеко не новая, возможно женская. Думаю, что она не крестьянская, а городского владельца, работника какой-нибудь мастерской или фабрики. Возможно, домохозяйки. Сброшены небрежно, так как стоят перепутано по стороне ног, на грубо крашенном полу. Ещё на трёх натюрмортах художник нарисовал деревянные кломпы рядом с овощами, кухонной посудой, бутылками с вином и хлебом....
Натюрморт с капустой и деревянными башмаками".1881. Музей Ван Гога. Амстредам.В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), ван Гог создает свою одну из двух первых живописных работ : «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками». Это один из ранних натюрмортов Ван Гога, выполненный во время обучения у Антона Мауве в Гааге. Потемневший кочан капусты, лежащие рядом клубни картофеля, либо свёкла с морковью, соседствуют почему-то с парой деревянных кломпов, то ли на полке с неплотно пригнанными досками, то ли на полу сарая или кухни...
"Натюрморт с сабо и горшками". Нюэнен, ноябрь 1884. Центральный музей, Нидерланды.
В сентябре 1855 он пишет «Натюрморт с глиняной посудой, бутылью и двумя деревянными башмаками». Это одна из самых ярких картин по применённым краскам
Натюрморт с глиняным горшком, бутылкой и сабо. Оттерло. Музей Кроллер-Мюллер. На этих картинах деревянная обувь не выписана, а просто как бы является показателем крестьянского быта, наряду с утварью и другими атрибутами его. Поэтому и я не стал останавливать внимание читателя на деталях полотен. Просто на них изображена деревянная обувь кломпы (кломпены) или сабо, распространённая прежде в Фламандии, Фландрии и Скандинавии. Закончить своё эссе о «ботинках» Ван Гога мне бы хотелось словами крупного немецкого философа Мартина Хайдеггера, который в своём трактате «Истоки художественного творения» (1935/36) писал об этих картинах следующее: «Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих ног во время работы в поле. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одних и тех же борозд, над которыми стоит пронизывающий, резкий ветер. На этой коже осталась сытая серость почвы. Одиночество забралось под подошвы этих башмаков, одинокий путь возвращения с поля домой вечерней порой. Немотствующий зов земли отдается в этих башмаках, земли, щедро дарящей зрелость зерна, земли с необъяснимой самоотверженностью ее пустынных полей в глухое зимнее время. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках...». Лучше не скажешь. И Винсент Ван Гог всё это показал на своих десяти холстах с разнообразными башмаками... На посошок, позвольте привести неожиданное для меня стихотворение, посвящённое башмакам Ван Гога: Арсений ТАРКОВСКИЙ
Пускай меня простит Винсент Ван Гог За то, что я помочь ему не мог, За то, что я травы ему под ноги Не постелил на выжженной дороге, За то, что я не развязал шнурков Его крестьянских пыльных башмаков, За то, что в зной не дал ему напиться, Не помешал в больнице застрелиться. Стою себе, а надо мной навис Закрученный, как пламя, кипарис. Лимонный крон и темно-голубое, - Без них не стал бы я самим собою; Унизил бы я собственную речь, Когда б чужую ношу сбросил с плеч. А эта грубость ангела, с какою Он свой мазок роднит с моей строкою, Ведет и вас через его зрачок Туда, где дышит звездами Ван Гог. 1958
www.andersval.nl
«Ботинки» Ван Гога
16.11.2013Не показал Винсент Виллем Ван Гог на своей известной картине «Едоки картофеля», что надето на ногах этих едоков, сидящих по сторонам сколоченного из грубых необтёсанных досок то ли стола, то ли ящика. Так как колени мужчин и женщин по правую и левую стороны прижаты к этому столу-ящику и не видны вовсе. Да и низок этот стол, чуть повыше стульев. Едоки сосредоточены на еде, размеренном и основательном ритуале поедания её.
«Едоки картофеля». 1885. Музей Ван Гога. Амстердам.
Крестьяне, уставшие и севшие к столу после краткой молитвы, бережно достают, кто вилкой, кто ложкой, а кто руками, картофелины из общего блюда. Тихая вечерняя скудная трапеза. А пахнувшие потом и телом каждого из них ботинки уже сушатся, тоже отдыхают и разносят своё крестьянское и индивидуальное амбре вокруг того места, куда их поставили до завтра. Но художник не забыл об этих ботинках. Он нарисовал их на отдельных холстах. Все пять пар, по числу едоков картофеля. И даже больше – десять картин. В этой серии полотен, изображающих ботинки, туфли и сабо (деревянные кломпы) бедняков, что, по словам Ван Гога, есть «говорящая» натура. Труд и пот, а также отражение времени, погоды, даже отпечатки формы стоп в результате их длительного ношения с анатомическими особенностями каждого, теми или иными отклонениями в фалангах пальцев, выраженности высоты свода стопы, возможными признаками плоскостопия владельцев обуви - всё оставило на этих ботинках свои следы. Самой популярной и знаменитой картиной с нарисованной обувью, отнюдь не относящейся к числу общепризнанных шедевров художника, является полотно под названием «Башмаки» (Иногда под этой картиной пишут название «Ботинки»). Натурой, якобы, послужила купленная Ван Гогом на парижском блошином рынке в 1886 году пара изношенных ботинок. В одних источниках – это крестьянская обувь, по другим - приобретена у работяги. Цель их приобретения тоже разниться. То ли они были куплены по - случаю, то ли специально для задуманного полотна. Известность этой картины возникла по разным причинам. Первая состоит в том, что изображение обуви, вообще довольно эксклюзивный проект, вызвало несколько дискуссионных статей с анализом рисунка и вторичным искусствоведческим и философским анализом предполагаемого замысла автора. Вторая причина, более современная – это коммерческая сторона вопроса после того, как картина была выставлена на продажу на аукционе. Надо отметить, что не так давно (в 2007 г.) состоялась мини выставка с экспозицией только этой одной картины: «Башмаки» Ван Гога» в Кёльнском Музее Вальрафа - Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum). Франсуа Гози, бывший учеником в парижском ателье Кормона в 1886-1887 гг., написал о том, как Ван Гог, в своей парижской мастерской, показал ему картину, изображающую пару башмаков. Тогда работа над ней близилась к завершению. Гози писал о Ван Гоге: «На блошином рынке он приобрел пару старых башмаков, башмаков возчика (charretier). Они были тяжелыми и толстыми, но чистыми и начищенными до блеска. Это были забавные башмаки (croquenots riches). В одно дождливое утро он, якобы, надел их и пошел прогуляться. Заляпанные грязью, они стали еще интереснее... Винсент правдиво изобразил их на картине».
Картина «БАШМАКИ» (нидерл. Ein Paar Schuhe) — картина Винсента ван Гога. Она была написана летом 1886 года в Париже. Холст, масло. Музей Винсента ван Гога, Амстердам. Эта картина, якобы, была продана на одном из аукционов «Сотбис» в Лондоне 7 ноября 2006, за $8,976,000.
Заказать репродукцию картины Ван Гога - Башмаки!
На картине Ван Гога «Ботинки» изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём кажущиеся, что оба с левой ноги, в то же время равные друг другу в своей принадлежности одному хозяину. Они как сироты жмутся посреди свободного пространства, где, казалось бы, достаточно места для менее тесного их расположения. Но они привыкли топтать землю, пашню, пол мастерской, всегда, будучи рядом, «впряженными» в тело и в работу одного человека, надетыми на его обе неразлучные ноги - труженицы. Их истерзанные насилием шнурования и стягивания, уплотнённые шнурки – верёвки, возможно, уже были заменены, не выдержав испытания временем, выглядят весьма плачевно и нечисто, как и сами ботинки. На картине нет даже земли, налипшей на башмаки в поле или по дороге с поля, а эта приставшая к башмакам земля могла бы, по крайней мере, указать на их применение. Нет частиц опилок или мелкой стружки, которые могли бы рассказать о работе их хозяина в мастерской, где выстругивали кломпы. Нет и мучной пыли на них или шелухи с зерён, попавших на мельнице. Просто стоят крестьянские башмаки, и, кроме них, нет ничего. Такова была задумка художника…Некоторые исследователи творче ства Ван Гога находили разные причины, вызвавшие у художника идею натюрмортов с ботинками. К одной из них относят описание Флобером, которого Ван Гог весьма ценил, своих старых башмаков в письме к Луизе Коле: - «В обычной старой паре башмаков есть что-то очень грустное. Когда ты думаешь обо всех шагах, которые ты сделал в этой обуви, Бог знает где, обо всей траве, которую вытоптал, обо всей грязи, которую собрал, о треснувшей коже, которая щерится, то как бы хочется сказать: - Остолоп, купи себе новую пару башмаков из блестящей, поскрипывающей кожи. - И она однажды станет похожей на меня, на тебя, после того, как ты несколько раз запятнаешь верх и промочишь носок». Поскольку это письмо с датой «13 декабря 1846 г.» было опубликовано в 1887 г., оно могло быть прочитано художником. Идея нарисовать свои башмаки могла зародиться у Ван Гога и после того, как он увидел набросок, воспроизведенный в книге Сансье (Sensier) о художнике Милле. Книга эта называется «Художник и крестьянин», она была напечатана в 1864 г. На Ван Гога эта книга произвела глубокое впечатление, о чём он не раз ссылался на нее в своих письмах. Сравнение наброска Милле, изображающего его башмаки с деревянными подошвами с картиной Ван Гога, подтверждает предположение о возможном желании написать свой вариант ботинок.Майер Шапиро предполагает, что немногие осмелились бы посвятить целое полотно собственным башмакам, обращенное к образованной публике. Вряд ли это сделали бы Мане, Сезанн, Ренуар или Милле.
И никто из них не изобразил бы башмаки так, как это сделал Ван Гог.
«Пара ботинок». Париж, 1887. Холст, масло, 34х41Балтимор. Балтиморский музей изобразительных искусств. Коллекция Кона
Заказать "Пара ботинок"!
На этом полотне, более позднем этюде, тяжелые, подбитые гвоздями ботинки, по-видимому, рабочего человека, занятого на «чистом» производстве стоят словно близнецы - братья, один из которых небрежно скинутый с уставшей ноги, перевернулся подошвой кверху. А Ван Гог всю свою беспокойную жизнь был усталым, надломленным человеком с неустойчивой психикой. Трудно сказать, какую из картин с единственной парой башмаков друг Ван Гога Гоген видел в Арле. Он описал об этом несколькими годами позже и с некоторыми литературными преувеличениями: «....Видишь ли, эти башмаки стойко перенесли все трудности дороги».
Заказать картину "Обувь"!
Присмотришься к этим поношенным, растоптанным, повидавшим всё и хлебнувшим вдоволь лиха обувкам – ботинкам, и тогда прочувствуешь сам или увидишь целую гамму отраженного в них бытия вплоть до момента снятия их с усталых крестьянских ног. После этого обоюдного облегчения они уже только и способны, молча отдыхать и не двигаясь, поведать и передать зрителю свои чувства, ощущения и переживания в их оригинальном и неповторимом художественном воплощении на холсте. Рассматривая картину, мы не можем даже сказать, где стоят эти башмаки. Вокруг них нет ничего, к чему они могли бы относиться, есть только неопределенное пространство. Художник предусмотрительно создал пустой фон, не отвлекающий смотрящего на посторонние предметы, чтобы он получше рассмотрел главный его объект – поношенные ботинки.
Менее известны ещё пять картин Вансента Ван Гога, на которых изображена обувь. На одной он нарисовал кожаные сабо.
Пара кожаных сабо. Арль, март 1888Холст, масло. 32.5 x 40.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Заказать копию картины "Пара кожаных сабо"!
Семён Талейсник
8-poster.ru
Dr. Martens выпустил коллекцию обуви с живописью Уильяма Блейка
Две пары классических ботинок Dr. Martens получили новое прочтение, за счет оформления верха обуви принтами из отрывков картин Уильяма Блейка, британского художника, который черпал вдохновение в политике, мистике и оккультизме, - пишет Footwearnews.
С точки зрения представителей бренда, картины загадочного живописца Уильяма Блейка созвучны духу Dr. Martens. Они отвечают настроению тех, кто выбирает для себя обувь бренда, так как им, как и Блейку, присущи такие качества как бунтарство, свободолюбие и жажда творчества.
Лимитированная коллекция бренда стала частью партнерства Dr. Martens с британской художественной галереей Тейт, бренд использовал отрывки из картин Блейка, которые хранятся в музее. Капсульная коллекция помимо двух пар обуви также включает сумку, рюкзак и две футболки.
Известные восьмиглазые ботинки Dr. Martens украшены отрывком из знаменитой картины Блейка «Дьявол поражающий Иова проказой» (1826 г.). Цена в рознице данной пары - $150. Трехглазые оксфорды Dr. Martens представляют отрывок из картины Блейка «Дом смерти» (1795 г.), розничная цена этой пары - $130.
Цены на кожаную сумку, рюкзак и футболки лимитированной коллекции колеблются от $50 до $270. Вся коллекция представлена в магазинах и на сайте бренда.
Капсульная коллекция с картинами Уильяма Блейка – это один из проектов, который запущен в рамках сотрудничества Dr. Martens с британской художественной галереей Тейт.
Две пары классических ботинок Dr. Martens получили новое прочтение, за счет оформления верха обуви принтами из отрывков картин Уильяма Блейка, британского художника, который черпал вдохновение в…
www.shoes-report.ru
обувь Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#40513253 - Making shoes manual. Leather sandals
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45559414 - canvas sneaker shoe in a footwear factory line
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51480405 - Woman trying on shoes.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#52756088 - Colorful shoes and bags with woman sitting on the sofa.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39544814 - little girl fashionista in her mothers big pink heeled shoes
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40933130 - Sunglasses jeans handbag and old shoes. Toned image.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48859952 - red and black high heel female shoes isolated on white background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35741400 - sneaker shoe making in footwear industry
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41900149 - Infant child baby girl lying happy searching new shoes isolated..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35075269 - Runners and a bottle of water on grey background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48083060 - Woman lacing running and sport shoes. Sporty footwear close up...
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51683242 - Industrial boot icon isolated on grey. Vector illustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40282001 - Shoes in a shoe store
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37063375 - Shoe care accessories on a wooden table
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38363805 - Running shoe and shoelaces run sign on a wooden floor background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45169952 - luxury clothing store
Похожие изображения
ru.123rf.com
Пара ботинок, 1887 | Искусство Ван Гога
Творчество знаменитого художника Ван Гога многими людьми воспринимается неоднозначно, но редко кого оставляет равнодушным. Практически любая его картина вызывает вокруг себя многочисленные споры, во время которых мнения порой разделяются на прямо противоположные. Не стала исключением и довольно известная картина Ван Гога "Пара ботинок", которая была написана в 1887 году в Париже.
Эта картина является одним из шести сюжетов целой серии под названием "Старая обувь". Сюжет этой серии до сих пор кажется странным и непонятным, и есть мнение, что он представляет собой продолжение одного из известнейших полотен Ван Гога под названием "Едоки Картофеля"", на котором изображена группа крестьян во время ужина. Примечательным в данной картине является то, что ни у одного из её персонажей не видны ноги и, в частности, их обувь, что возможно побудило художника написать серию полотен посвящённую старой обуви, которая может быть отражением жизненного пути её владельца.
Сюжет картины "Пара ботинок" незамысловат и сама картина заставляет скорее вдумчиво всматриваться в неё, нежели любоваться ею. На полотне изображена пара достаточно тяжёлых мужских ботинок, изрядно поношенных, но ещё довольно крепких, подбитых двумя рядами блестящих гвоздей. Судя по внешнему виду обуви её хозяином является рабочий человек не имеющий большого достатка, не смотря на то, что вынужден тяжело трудиться. О тяжёлой усталости владельца ботинок можно судить по тому, с какой небрежностью они стоят, словно их скинул с ног человек, для которого каждое движение является болезненно - мучительным. Небрежно разбросанные шнурки, перевёрнутый подошвой кверху один из ботинков - всё это говорит о том, что человек снявший их со своих усталых ног изнурён и, возможно, подавлен.
Кто-то глядя на это полотно может увидеть жизнь владельца этой обуви - жизнь полную изнурительного физического труда и лишений, в которой единственной радостью является снять вечером с натруженных и гудящих ног ботинки и забыться до утра, уйдя от реалий окружающей действительности в мир грёз и сновидений . Кому-то сюжет картины может навеять мысли о нужде хозяина ботинок, которая выражается в необходимости экономии на всём, в том числе и на обуви, донашивая её до самой последней возможности. В то же время не смотря на потрёпанный вид ботинки выглядят достаточно крепкими и это говорит в пользу того, что их хозяин привык покупать обувь из расчёта длительной носки, ставя перед собой цель экономии средств.
Кто-то может подумать о тех дорогах, по которым ходил владелец обуви. Судя по блестящим гвоздям походил он немало и, возможно, также немало повидал. А быть может попросту в силу необходимости он вынужден регулярно проходить длинный путь, чтоб оказаться дома, в постели.
Возможно кто-то не увидит на картине ничего, кроме старых потрёпанных ботинок, и тоже по своему будет прав. Ведь о том, какую цель преследовал сам автор в процессе написания этого полотна можно только догадываться, и каждый человек имеет право на своё мнение, но в любом случае ничьё мнение не сможет ни в коей мере умалить гениальность Ван Гога.
vangogh-art.ru