ПРОМЫВКА И РАСЧИСТКА КАРТИН. Реставрация картины
Реставрация картин
Картины стареют. Будь то картина Васнецова, картина Дали, картина Айвазовского или картина Пикассо - холсты со временем ветшают, краски тускнеют, основа провисает… Одним словом, реставрация картин такая же неотъемлемая часть жизни картины, как замена масла для двигателя внутреннего сгорания, простите за столь резкое сравнение.
Эта проблема может Вас затронуть, если Вы приобрели старинное полотно. Или Вам принадлежит семейная реликвия. Или Вы решили вложить деньги в небольшую коллекцию русских художников второго порядка, которые, кстати, идут вверх в цене... Реставрация картин - достаточно тонкий и трудоемкий технологический процесс, требующий специфических навыков и материалов. Мастерские, производящие реставрацию картин, должны быть оснащены специальным, довольно дорогостоящим оборудованием.
Старинное полотно, которое Вам удалось приобрести, со временем стало выглядеть тускло, деформировалось от влажности? Тогда стоит воспользоваться услугами по реставрации картин и полотен. При помощи специальных материалов и высокоточных приборов художники грамотно восстановят картину за короткий срок, вернут ей привлекательный вид и при этом не внесут изменений в ее старинный облик.
Классические реставрационные задачи, с которыми сталкиваются и борются специалисты:
- отслаивание красочного слоя
- прорывы холста
- провисание холста
- мелкие потери (сколы мазков)
- утраты/потери грунта
- потеря лаковой пленки
- загрязнения лаковой пленки
- провисание и фалды ("волны" по холсту)
- утраты/потери грунта
- перенос холста с картона на подрамник
- и многие другие мелкие и глобальные "болезни" картин.
Обратите внимание, что в нашей мастерской существуют следующие направления реставрации предметов изобразительного искусства:
- реставрация темперной живописи - подробнее реставрация икон
- реставрация масляной живописи - текущий раздел
- реставрация графики: восстановление гравюр, рисунков и тп художественных произведений на бумаге или картоне
Ниже представлены фотографии реставрации картины Н. Яковлева "Море". Также Вы можете ознакомится с кратким описанием этапов реставрационных работ.
Данная картина поступила в работу со следующими проблемами:
- Отслоение красочного (живописного) слоя - художник использовал технику фактурной масляной живописи, то есть картина характерна яркими толстыми мазками; в результате неправильного хранения красочный слой отслоился от холста и стал опадать
- Провисание холста - данная проблема почти всегда обусловлена двумя факторами: плохой подрамник и неизбежное старение
- Мелкие потери - потертости на краях красочного слоя
- Закостенелый холст - прежде всего естественный процесс старения и уж не раз упомянутое неправильное хранение (и, соответственно, не раз обруганное) повлекло затвердевание холста
Краткий хронологический список проведенных реставрационных работ:
- Укрепление красочного слоя. Общая проклейка осетровым клеем под слоем папиросной бумаги.
- Проклеевание местное. Крупные сколы и трещины проклеиваются дополнительно.
- Натягивание на рабочий подрамник. Данная операция растягивает холст и позволяет приступить к следующим этапам при постоянном натяжении холста
- Выравнивание холста. Укрепление повторное. После натягивания выявляются новые проблемные участки, требующие дополнительной проклейки.
- Приклеивание дублировочных кромок. Эти кромки будут держать холст на новом подрамнике. Старые кромки исхудали и порваны дырками от гвоздей.
- Снятие картины с рабочего подрамника
- Натяжка на новый подрамник. Новый подрамник обязательно должен иметь клинышки, чтобы при естественных процессах старения можно было "подтягивать" холст
- Дописывание потерь. Главное в данной операции точно попадать в тон. Еще важнее чтобы после этой операции дописанные области не бросались в глаза.
- Покрытие защитным художественным лаком. Данный этап консервирует холст.
Реставрация масляной живописи
Немного популярной теории реставрации, чтобы дать Вам возможность подробнее ознакомиться предметом обсуждения.
Какие только картины не попадают в реставрацию! Простреленные пулями и дробью. С рваными дырами - от того, что их роняли. Разрезанные на шесть-восемь частей - из-за того, что нелегально провозили через границу. Но главное, с чем приходится работать художникам-реставраторам, - просто старые картины, испорченные временем и плохим обращением. Итак, мы на экскурсии в мастерской реставрации масляной живописи при Государственном Русском музее. Наш гид - заведующая мастерской Ирина Корнякова.
С чего начинается реставрация
- Чтобы выявить все повреждения, картину, поступившую в реставрацию, первым делом фотографируют в косом свете, - говорит Ирина Николаевна.
В косом свете обнаруживаются дефекты, которые мало заметны в прямом свете: выпуклости и продавленности, деформация холста. Кстати, о холсте. На старой картине он "перегорает" от масла, содержащегося в грунте. И если степень "перегорания" высока - до ветхости, реставраторы наклеивают на авторский холст новый. Этот процесс называется дублированием - в том смысле, что холст становится двойным, но не заменяется на новый.
Однако, чтобы холст "перегорел", ему должно быть лет двести-триста. А начиная с двадцатого века, когда натуральный масляный грунт был заменен на синтетический, текстильный холст и вовсе получил шансы на долгую-долгую жизнь...
Для картины осетровый клей
Промывка и укрепление картины - еще одна стадия реставрации. Прямо в мастерской реставраторы варят рыбий клей - из плавательных пузырей осетровых пород рыбы.
Готовый осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному. Затем этот состав - еще теплый - кистью наносят на картину. А сверху на всю поверхность приклеивают папиросную бумагу. Реставратор берет в руки теплый утюг и гладит им по бумаге.
Под действием тепла рыбий клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам в лаковом и подлаковом слоях. Одновременно происходит укрепление и выравнивание красочного слоя и грунта в тех местах, где имеются деформации.
- Укрепление живописи рыбьим клеем и теплым утюгом - древний способ, - поясняет Ирина Корнякова, - его используют несколько веков.
А папиросную бумагу с поверхности картины реставратор удалит ватным тампоном, смоченным в теплой воде. Вместе с бумагой уйдет и часть загрязнений - то, что накопилось в трещинках картины.
Да будет свет!
Утюг - древнейшее орудие реставратора
Какие еще загрязнения остались на картине? Тут на помощь реставратору приходит специальная люминесцентная лампа. Свет от нее направляется на картину, и под ним проявляются темные пятна. На языке реставраторов эти пятна называются "записи". Это то, что пририсовано не авторской, а посторонней рукой. Например, в процессе домашнего хранения обшелушилась краска или образовалась трещинка, и владелец картины или горе-художник закрасили, замазали изъян краской. Вот от этих "записей" реставратору и предстоит очистить картину.
- А еще в свете люминесцентной лампы хорошо видна толщина слоя лака на картине, - рассказывает реставратор. - Ведь лак зачастую наносился неравномерно - с выпуклостями, сгустками. В таких местах высвечивается белесая пленка.
Между прочим, лаковый слой - важный свидетель. Он говорит исследователям, авторская подпись на картине или нет. Автор обычно расписывался под лаком, прямо по красочному слою. А если подпись нарисована по лаку, то имя художника сразу вызывает вопрос.
Тише!
Итак, толстый слой лака реставратор будет утончать, выравнивать. Как? При помощи специальной эмульсии, которая растворяет лак. Эмульсия-растворитель подбирается совместно с химиками, которые предварительно исследуют состав лака.
Рабочие инструменты реставратора на этом этапе - скальпель и ватный тампон. Сколько слоев лака надо снять реставратору? Чем старее картина - тем больше. Если картина хранилась в домашних условиях, то ее периодически "освежали" лаком. Даже не потрудившись перед этим протереть картину от пыли и печной копоти.
Вот эти межлаковые загрязнения и уйдут с картины вместе со старым, пожелтевшим лаком. А заодно с ними - "записи", более поздние подновления картины неавторской рукой.
Но до каких пор реставратор снимает лак? Где тот предел, у которого надо остановиться? Тут подсказчики - опыт и интуиция. А еще - звук. Реставратор слушает, как шуршит по лаку ватный тампон, смоченный в растворителе. Как только доходишь до "макушек" авторской живописи, звук меняется. Ведь одно дело - лак, и совсем другое - масляные краски, это две разные субстанции. Вот зачем реставратору тишина. И не случайно к ней призывают памятки, развешанные по стенам мастерской.
Хотя на практике по полного снятия лака дело, как правило, не доходит, реставраторы лишь утончают слой лака до авторского (первый слой лака автор обычно кладет своей рукой). Налет времени на предметах искусства всегда ценится выше, чем впечатление свежести и новизны. Картины, реставрация картин, восстановление масляной станковой живописи, худ картина реставрация, санкт петербург, москва, картины васнецова, Картины, реставрация картин, восстановление масляной станковой живописи, худ картина реставрация, санкт петербург, москва, картины васнецова, картины художников, художники, натюрморт, пейзажи, картины художников, художники, натюрморт, пейзажи.
Последние штрихи
На расчищенной от лака и "записей" картине открываются все повреждения - облупившаяся краска, грунт, которые кем-то когда-то были закрашены, чтоб картина выглядела "поприличнее".
В пределах этих утрат реставратор и начинает музейное восстановление красочного слоя. Там, где утрачен авторский грунт, накладывает грунт реставрационный. Состав грунта подбирается на основании микрохимического исследования химлаборатории.
А уже поверх грунта наносятся краски - строго в пределах утрат. И последняя точка - картина покрывается лаком. Все, реставрация закончена.
- Сколько времени уходит на реставрацию одной картины? Полгода, год. Реставратор обычно работает не только с реставрируемой картиной, он постоянно отвлекается на текущие дела - музейные выставки, семинары...
Одна из последних работ мастерской - картина "Василий Третий", написанная неизвестным художником во второй половине XVIII века.
В Русский музей "Василий Третий" попал из частной коллекции двадцать лет назад. Время написания картины датировали искусствоведы, а реставраторы дату подтвердили - при реставрации они обнаружили в составе красочного слоя аури-пигмент - краску на основе природного минерала из Персии. Эта краска известна в России с XII века, ее использовали до второй половины XIX века, пока не появился искусственный пигмент.
nuvo.spb.ru
Как отреставрировать картину? Описание пошагового процесса реставрации
За много лет искусство нам подарило множество картин таких известных художников, как Пикассо, Айвазовского или Рембрандта и других великих художников. Но со временем все теряет свой лоск, блеск и яркость. И приходит время реставрации картин.
Реставрация картин – это комплекс мер, направленных на сохранение произведения искусства. Это очень сложный и трудоемкий процесс, который требует определенных усилий и навыков. И если вы любите живопись и у вас имеются картины, то вы должны уметь за ними правильно ухаживать и вовремя реставрировать. Если вы решили самостоятельно реставрировать картину, то вам все равно необходимо будет обратиться к специалисту за консультацией и узнать технологию как реставрируют картину. Существуют такие виды реставрации: 1. Чистка. Перед новым покрытием лаком любая картина требует чистки. При помощи чистки будет устранена копоть, пыль, жир. Если вы решили провести чистку самостоятельно, то вам необходимо на краю картины проверить, как будет реагировать на краску выбранное вами средство. Необходимо вату намочить раствором и начать очищение всей картины, постоянно проверяя, как будет средство реагировать на краску, чтобы не испортить полотно. Если увидели на ватке следы краски, то следует сразу же прекратить, затем промыть картину водой. Самое главное при протирании не сильно надавливать на полотно. И чтобы ваша ватка была влажной, а не мокрой. Такую процедуру необходимо проделывать до тех пор, пока ватка не будет чистой. Если у вас есть места, где сильные загрязнения, то тогда вы можете использовать зубную щетку, но не жесткую, чтобы не навредить полотну. Для чистки чаще всего используются такие растворы: мыльный, терпентиновое масло, вода, сухая чистка и другие средства. Перед нанесением раствора обязательно следите, как он будет реагировать на краску. Не используйте керосин для чистки, так как он размягчает краски. 2. Лакирование. Лакирование — это важный процесс для полотна следует отметить, что это вторая кожа для картины. Так как лакирование защищает от загрязнения, чтобы картины не теряли яркость и лак. У каждого художника был свой секрет фиксации яркости и защиты от влажности и различных загрязнений. Но на сегодняшний день лучше всего лакирование. Лак необходимо наносить на сухую картину в теплой комнате. Лак наносится крест-накрест щеткой. По этим двум видам вы можете самостоятельно реставрировать картину, но если у вас старинная картина или икона, то лучше не рисковать, а обратиться к специалисту.
gogetart.art
Реставрация живописи
Картина поступила в реставрацию в связи с начавшимися сильными утратами красочного слоя и после падения рамы, которая утеряла часть орнаментов. Подобные произведения периодически реставрируются у меня, это произведения искусства начала 20вв., как правило, трофейные.
Особенностью этой картины является тонкий подход автора к изображению деталей, выполненных с миниатюрной точностью – оперение птиц, фактурные клешни рака, виноград. Поэтому имеющийся на картине очень темный желтый лак не только не позволял видеть истинный колорит картины, но и скрывал многие детали превосходной живописи.
На первом этапе работы было сделано пробное утоньшение лака на контрольных участках, которое позволило выбрать необходимую методику и подобрать рабочий состав. Оно показало, как сильно изменяет авторский колорит темная плотная пленка лака. На расчищенных участках появляются авторские цветовые отношения. Далее работа велась участками по выбранной методике и расчищалось, таким образом, в результате реставрации были удалены многочисленные поздние слои лака, создававшие желто-коричневый фильтр, удалены межлаковые записи, перегрутовки, утоньшен авторский лак . В местах утрат авторского красочного слоя подведен грунт и сделаны тонировки. Картина вернулась к авторскому колориту. Стали видны все миниатюрные живописные детали, демонстрирующие виртуозность автора,появилась глубина и насыщенность цвета.
Рама была заново склеена в струбцинах и восстановлен орнамент. А вот с подбором окраса пришлось достаточно долго поработать, что бы подобрать структуру и цвет бронзы. Так же для выделения и проявление орнамента, было решено с заказчиком,что будет использована зеленоватая патина, в цвет бронзовых окислов.
Галерея
restavratsiya-kartin.ru
Реставрация картин в Москве - «Магнум Арс»
Одним из важных направлений деятельности аукционного дома «Магнум Арс» является реставрация картин. Мы берем на себя все расходы в случае, если произведение искусства поступает в галерею «Магнум Арс» или на проводимый нами аукцион.
Настоящую реставрацию картин способен провести только профессионал высокого класса. Это настоящее искусство, требующее кропотливой работы и скрупулезного подхода, внимательности и ответственности, квалификации и опыта. Именно поэтому мы сотрудничаем с высокопрофессиональными музейными реставраторами. Сроки работы оговариваются в каждом случае отдельно с владельцем картины после обсуждения на реставрационном совете.
Стоимость реставрации картины
Владелец картины может не волноваться по поводу стоимости реставрации. Аукцион все расходы по восстановлению произведения искусства берет на себя. Процесс реставрации в высшей степени ответственный, сложный и иногда длительный, требующий особых материалов и инструментов. «Магнум Арс» обращается только к специалистам с безупречной репутацией, не считаясь с затратами.
Методы реставрации
Методы реставрации зависят от многих факторов. В зависимости от задач, которые предстоит решить в процессе восстановления, комплекс работ может включать в себя:
промывку и расчистку картины,
исправление покоробленности основы,
перетяжку и подведение новых кромок,
заделку прорывов полотна,
дублирование картин,
подведение грунта в места утрат,
общее закрепление красочного слоя и грунта,
восстановление утраченной живописи и многое другое.
Консультации по вопросам реставрации полотен проводятся бесплатно ежедневно с понедельника по пятницу с 11.00 до 19.30. Для взаимного удобства просим согласовать время визита по телефонам:
– тел.: (495) 510-6778, 502-3030;
magnumars.ru
Ю.Е. Шелкова. Вологодский филиал ВХНРЦ им.акад.И.Э.Грабаря. г.Вологда.
Реставрация и уточнение атрибуции картины неизвестного художника "Женский портрет", XIX в. из фондов Вологодской областной картинной галереи.
Картина неизвестного художника "Женский портрет", XIX в. (холст, масло, 93,5х73,5 см, инв.№ 413-Ж ВОКГ) была принята на реставрацию в Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря в 2010 году. По сведениям сотрудников Вологодской областной картинной галереи картина поступила в фонды музея в 1958 г. от Птицыной, Архангельская область, станция Исакогорка по акту № 70 от 22 августа 1958 года. В 1964 году на картине проводились реставрационные работы, на что в базе данных музея указывает реставрационный акт от 10 июля 1964 года. До поступления в Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря картина хранилась в фондах музея без подрамника. Лицевая сторона была полностью заклеена папиросной бумагой. Оборот очищен от загрязнений. На момент передачи картины в реставрацию 1 декабря 2010 года её состояние можно было охарактеризовать как аварийное (илл.1, илл.2). Иллюстрация 1. Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации. Прямое освещение.
Иллюстрация 2. Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации. Боковое освещение. Авторский холст льняной, прямого полотняного переплетения, средней плотности и зернистости, ветхий, неэластичный имел устойчивые деформации в результате длительного хранения в горизонтальном положении без должной натяжки, а также многочисленные изломы и прорывы с усадкой и утратами фрагментов холста, значительные в верхней и центральной частях картины. Слой пожелтевшей папиросной бумаги, состоящий из десяти фрагментов, полностью закрывающий живопись, и наклеенный, вероятно, при предыдущей реставрации в 1964 году, местами отстал от поверхности, а на некоторых участках - с отрывом верхних живописных слоев. На всей лицевой стороне под бумагой просматривались утраты грунта с красочным слоем, многочисленные в центральной части произведения, сетчатый кракелюр грунтового происхождения, сгрибленность верхних живописных слоев на фоне, изображениях красной драпировки и волос портретируемой. Связь грунта с основой была значительно ослаблена, хотя явной угрозы осыпей при условии хранения картины в горизонтальном положении не было, так как бумага, наклеенная на живописную поверхность, служила для неё своеобразным армирующим материалом. При визуальном осмотре тыльной стороны картины в средней ее части была обнаружена полустёртая карандашная надпись в две строки, при прочтении которой были определены несколько букв и цифр, предположительно: «1847» – в первой строке, «Н.К.В (далее неразборчиво) овъ» - во второй (илл.3). Иллюстрация 3. Надпись на тыльной стороне картины. Фрагмент. Тыльная сторона. До реставрации. В процессе исследования памятника до реставрации выяснено, что авторский грунт однослойный, тонкий, красно-коричневого цвета, светлый, водорастворимый, возможно, эмульсионный с добавлением цветных пигментов. Также было выполнено исследование и фотофиксация карандашной надписи, расположенной на тыльной стороне картины в ИК-излучении. Надпись проступила более явно, но какой-либо новой информации по ее содержанию выявлено не было. После проведения визуального исследования и фотофиксации состояния сохранности памятника до реставрации реставрационным советом Вологодского филиала ВХНРЦ решено провести реставрацию картины поэтапно: - на первом этапе выполнить техническую реставрацию, а именно: устранить усадку и заделать прорывы основы методом "встык" с восполнением утрат фрагментов холста, удалить старую папиросную бумагу, укрепить грунт с красочным слоем, устранить деформацию основы, удалить остатки загрязнений с оборота картины, подвести реставрационные кромки, натянуть картину на новый реставрационный подрамник, подвести и выровнять реставрационный грунт в местах утрат авторского, удалить поверхностные загрязнения с живописи; - на втором этапе решено утоньшить и выровнять лаковую плёнку, покрыть картину реставрационным лаком и выполнить тонирование утрат авторского красочного слоя. Поскольку картина поступила в реставрацию без подрамника и не была закреплена на жестком основании, прежде, чем приступать к работе по устранению усадки холста и заделке прорывов методом "встык", ее решено зафиксировать на рабочем подрамнике при помощи бумажных полос во избежание возникновения дополнительных деформаций основы. Учитывая аварийное состояние грунта с красочным слоем на авторских кромках, а также наличие на них многочисленных прорывов с утратами фрагментов холста, существенно снижающих прочность кромок, возникла необходимость провести реставрацию авторских кромок с целью восстановления их функциональности и возможности дальнейшего использования, а именно: удалить старую папиросную бумагу, холст кромок расправить, заделать на кромках прорывы методом «встык» с восполнением утрат фрагментов холста, укрепить грунт с красочным слоем, лежащий на кромках, устранить деформацию основы. Работу по удалению старой папиросной бумаги с авторских кромок решено проводить небольшими участками с заходом на живопись на 2 см. Поскольку грунт с красочным слоем утратил связь с основой настолько, что удалить бумагу, не травмируя живопись, оказалось невозможным, на небольшом пробном участке была отработана методика временного укрепления грунта с красочным слоем без предварительного удаления бумаги с поверхности живописи. В качестве связующего использовался клей, внедрённый в структуру картины при предыдущей реставрации, клеящие свойства которого оказалось возможным восстановить путём осторожного воздействия на укрепляемый участок паров дистиллированной воды, полученных в процессе проглаживания слегка увлажнённого слоя папиросной бумаги тёплым утюжком через фторопластовую плёнку. В результате на пробном участке сцепление грунта с холстом временно восстановилось. Это позволило легко удалить увлажнённую папиросную бумагу с поверхности живописи, не травмируя её. По отработанной методике было выполнено укрепление грунта с красочным слоем и удаление старой папиросной бумаги на всех кромках картины. После заделки прорывов основы методом "встык" с восполнением утрат фрагментов холста, расположенных на кромках близко к живописи и закрепления картины на рабочем подрамнике были заделаны прорывы на живописной плоскости картины, не имеющие усадки. Для того, чтобы не подвергать риску сохранность живописи в процессе устранения усадки холста, там где это необходимо, по отработанной ранее методике была восстановлена связь грунта с основой, а также целостность сохранившегося бумажного слоя и его связь с поверхностью живописи. Стяжка краев крупных прорывов с усадкой холста, расположенных в верхней и центральной частях картины, проводилась при помощи узких влажных полос из крафт-бумаги, используя её свойство сжиматься при высыхании, подтягивая края прорыва друг к другу. После устранения усадки холста прорывы были заделаны методом "встык" с восполнением утрат фрагментов основы там, где это необходимо. В результате закрепления картины на рабочем подрамнике, заделки прорывов и проведения начального этапа укрепления грунта с красочным слоем стало возможным выполнение дальнейших работ по технической реставрации памятника, что и было сделано без особых осложнений. (илл.4, илл.5). Иллюстрация 4. Общий вид. Лицевая сторона. После проведения технической реставрации. Иллюстрация 5. Общий вид. Тыльная сторона. После проведения технической реставрации. Прежде чем приступать ко второму этапу реставрации, было проведено исследование лицевой стороны картины на предмет сохранности покровного слоя в УФ-излучении, показавшее наличие на всей поверхности достаточно плотной, неравномерной лаковой плёнки, имеющей желтоватое свечение. В разрывах верхнего красочного слоя желтоватого свечения не наблюдалось. Утоньшение и выравнивание лаковой плёнки выполнялось при помощи ватного тампона на черенке кисти, смоченного в смеси спирта с пиненом. Состав смеси подбирался в такой пропорции, чтобы воздействовать на лаковую плёнку послойно, не теряя контроля над процессом. После утоньшения и выравнивания лаковой плёнки и покрытия картины реставрационным лаком, начато тонирование утрат авторского красочного слоя по принципу от простого к сложному. В процессе работы над памятником выяснено, что в изображении женской фигуры и некоторых деталей интерьера, пусть и вписанных в малый формат с явным искажением пропорций, наблюдается определённое сходство с произведением кисти придворного художника XIX века Кристины Робертсон «Портрет императрицы Александры Федоровны» (1840-1841 гг., холст, масло, 264х162 см), который сейчас находится в галерее портретов представителей дома Романовых в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге (илл.6, илл.7.)Иллюстрация 6. Кристина Робертсон «Портрет императрицы Александры Федоровны» (1840-1841 гг., холст, масло, 264х162 см) Иллюстрация 7. Кристина Робертсон «Портрет императрицы Александры Федоровны» (1840-1841 гг., холст, масло, 264х162 см). ФРАГМЕНТ. _____________________________________________________________________________________________ Известно, что в своё время портрет императрицы был неоднократно гравирован, повторялся самой художницей, копировался русскими мастерами. Одним из копиистов был Василий Голике, ученик английского художника Джорджа Доу. По словам старшего научного сотрудника отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа, исследователя творчества Кристины Робертсон Елизаветы Павловны Ренне, "с портрета Александры Федоровны писали Ф.М.Славянский, Е.И.Ботман, К.Х.Рейхель, М.Чернышев, Шильцов, Тихобразов, Федоров и, наверное, многие другие. Также известно, что копии с портретов дочерей Александры Федоровны, Марии и Ольги, писал в 1846 году Василий Никифорович Бовин и Александры – Ермилов (имя не удалось установить), которые с середины XIX века и по сей день находятся в Кадриоргском дворце в Эстонии". (Сведения получены из личной переписки автора с Е.П.Ренне). Является ли женщина, изображенная на портрете из Вологодской областной картинной галереи, российской императрицей Александрой Фёдоровной (1798-1860), супругой Николая I, сказать трудно, так как налицо - явное отсутствие портретного сходства с оригиналом. Вполне возможно, что на картине изображена совершенно другая женщина, пожелавшая увидеть себя императрицей, или художник таким оригинальным образом решил подчеркнуть внутреннюю красоту и благородство модели… Резонно возникает вопрос: в связи с чем и по какой причине художник изменил форму украшений и что символизируют введённые в качестве новых элементов композиции цветы лилии? Предположения остаются предположениями. Ясно только одно, что пока не будет точно установлено, что на портрете изображена именно российская императрица Александра Фёдоровна, брать за аналог произведение Кристины Робертсон и приступать к сложному тонированию с реконструкцией утраченных деталей реставратор не имеет права. Учитывая всё вышесказанное и то, что для выработки правильного решения по вопросам реконструкции утраченных деталей изображения на данном портрете необходимо участие таких специалистов, как реставраторы-мастера с большим опытом работы, искусствоведы и историки, на заседании реставрационного совета Вологодского филиала ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря работу над картиной решено приостановить и вернуть ее в фонды музея-владельца в незавершенном виде. На данный момент памятник находится в процессе тонирования утрат авторского красочного слоя (илл.8).
Иллюстрация 8. Общий вид. Лицевая сторона. В процессе тонирования утрат авторского красочного слоя. Наверное, это один из случаев, когда перед реставратором встаёт задача, решить которую самостоятельно, без руководства опытных наставников, он не может. Тем не менее хочется верить, что картина не осядет в запасниках музея, работа над ней будет продолжена и что после завершения реставрации произведение займет свое достойное место в экспозиции Вологодской областной картинной галереи. _____________________________________________________________________________ СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: ПОДРОБНЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РЕСТАВРАЦИИ КАРТИНЫ. ФРАГМЕНТЫ ДО И ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ:
Фрагмент. Лицевая сторона. До реставрации. Фрагмент. Лицевая сторона. После реставрации. На момент передачи картины в музей. Фрагмент. Лицевая сторона. До реставрации. Фрагмент. Лицевая сторона. В процессе реставрации. На момент передачи картины в музей. Фрагмент. Лицевая сторона. До реставрации. Фрагмент. Лицевая сторона. В процессе реставрации. На момент передачи картины в музей. Фрагмент. Лицевая сторона. До реставрации. Фрагмент. Лицевая сторона. В процессе реставрации. На момент передачи картины в музей. |
volrest.ucoz.ru
Реставрация старых картин в СПБ. Реставрационная мастерская Артель
Реставрация картин – одна из самых востребованных услуг. Ведь даже при бережном хранении полотно страдает от солнца, перепадов температур, да и просто времени. К сожалению, часто приносят полотна, которые пострадали от рук плохого мастера или вовсе те, что владелец решил отреставрировать самостоятельно, начитавшись инструкций в интернете. А бывают и вовсе тяжелые случаи, когда картина долго пролежала в самых неблагоприятных условиях до того, как была обнаружена.
Что самое главное в реставрации полотна? Сохранить оригинал и максимально точно восстановить потерянные участки.
Сколько в мире существует копий известных полотен, которые может отличить только специалист? Великое множество! Но оригинал всегда останется только один.
Неумелый реставратор может превратить оригинальное полотно в еще одну копию, уничтожив кисть автора слоем современной краски. Внешне картина будет выглядеть безупречно, но какова после этого станет ее ценность?
Перетяжка полотна – это не самая сложная работа, но при нарушении технологии холст может провиснуть, а в худшем случае произойдет перетяжка и нарушится уже слой краски.
Как ни крути, реставрацию картин нужно доверять профессионалам, даже если случай не очень сложный. Иначе велика вероятность, что вы переплатите в несколько раз или же вовсе лишитесь произведения искусства.
Для того чтобы получить консультацию и предварительную оценку работ, вы можете обратиться в нашу мастерскую или договориться о выезде мастера.
Осмотр и проведение работ на территории заказчика рекомендуется в тех случаях, если габариты холста слишком велики.
Если картина насчитывает не одно десятилетие, а то и столетие, или же повреждения слишком сильны, то также не стоит подвергать ее транспортировке.
Если вы проживаете в другом городе, но хотите воспользоваться нашими услугами – это можно устроить, просто позвонив нам. Мы расскажем вам правила транспортировки и обговорим все остальные детали.
Ежедневные реставрационные задачи, с которыми сталкиваются и борются наши специалисты:
- отслаивание красочного слоя - прорывы холста - провисание холста - мелкие потери (сколы мазков) - утраты/потери грунта - потеря лаковой пленки - загрязнения лаковой пленки - провисание и фалды ("волны" по холсту) - утраты/потери грунта - перенос холста с картона на подрамник и многие другие мелкие и глобальные "болезни" картин.www.restavratsiya-mebeli.ru
ПРОМЫВКА И РАСЧИСТКА КАРТИН | АРТконсервация
Промывка и расчистка картин связана с выявлением самой живописи, с освобождением ее от всевозможных наслоений, портящих впечатление и мешающих видеть настоящий тон ее. Эти процессы относятся к области реставрации живописной (в отличие от технической) и являются делом крайне ответственным.
Известно немало случаев порчи картин, попадавших в руки неопытных людей, всякого рода любителей, начинающих реставраторов, работающих без присмотра опытного глаза. Для того, чтобы промывать картины, нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров — создателей этих картин.
Старые мастера фламандской и итальянской школ, чтобы добиться свечения и прозрачности красок, делали специальные подмалевки на белых и тонированных грунтах красками чрезвычайно ограниченной палитры, часто даже «гризайлью» (1 , накладывали слои краски в светах пастозно, в тенях — тонкослойно (с расчетом на просвечивание грунта) и заканчивали свои вещи цветными лессировками(2. Лессировки делались красками на маслах или лаках. Иногда уже по лессировкам художники делали последние удары густыми мазками. Известно, например, что Тициан наносил до 30—40 лессировок. Рубенс поверх коричневой подготовки писал локально в повышенных тонах, затем лессировал и по лессировкам в светах делал корпусные удары. Рембрандт свою пастозную живопись также завершал лессировками(3.
Традициям старых мастеров следовали многочисленные их ученики и подражатели, а также, несколько видоизменяя их, наши большие художники — Рокотов, Левицкий, Брюллов, Куинджи, Репин, Суриков и др. Поэтому реставратор постоянно может встретиться с образцом сложной комбинированной техники. Положение усложняется еще и тем, что старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Поэтому промывка и расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений является делом чрезвычайно ответственным. Сильно действующими веществами — растворителями - при операциях над лаками можно легко повредить и самую живопись, поэтому от работающего требуется, во-первых, понимание техники реставрируемого произведения, умелый подбор состава, растворяющего загрязненные лаки, осторожность, соединенная с ловкостью и вкусом, опыт, любовь к своему делу и чувство величайшей ответственности.
В руководствах по реставрации имеются указания на некоторые вещества, применявшиеся при чистках картин. В частности, Гупиль(4, профессор рисования, изучивший ряд трактатов по этому вопросу и испытавший многие средства, указывает способы чистки картин. Приведем выдержку из его сочинения, касающуюся промывок картин:
«Чистая вода, как средство для чистки картин, есть одно из невиннейших, в особенности при смывании с них грязи. Воды одной достаточно для освобождения их от всех тел липких, каковы гуммиарабик, рыбий клей, крепкий клей, мед, сахар, леденец и все прочее, растворимое водою.
Яичный белок с течением времени приобретает все более и более способностей сопротивляться воде и действиям кислот, что происходит вследствие несчастной привычки некоторых художников покрывать картины белком чистым без добавления к нему спирта и сахара-леденца.
Из всех допускаемых при чистке картин щелочных солей, каковы древесная зола и жемчужная, поташ и винный камень, должен быть употребляем один последний, растворенный в воде, потому что все другие, действуя вредно на масла и краски, суть настоящие протравы в применении к излагаемому нами делу. Итак, можно пользоваться только винным камнем, начиная сперва растворением слабым и потом усиливая его.
Если, однако, все вышеуказанные средства останутся без результатов для чистки, то можно прибегнуть к буре; действуя медленно, бура, растворенная в воде, дает одну из наиболее безвредных щелочных солей. Рассыпая по картине тонко просеянные древесные золы, смачивая их тепловатой водою и притом легонько смывая губкой, достигают тех же результатов.
Но этому выщелачиванию не должно позволять действовать на краску долго; тотчас же, едва заметится очищение, следует прибегать к помощи сочно смоченной губки. Чистая известковая вода или раствор извести в воде могут оказать те же услуги.
Мыла, получаемые из соединения жира или масла со щелочами благодаря последнему элементу приобретают растворяющую способность, которой не должно, однако, слишком доверяться. В некоторых случаях употребление черного мыла может сделаться опасным; но если уже встретится необходимость пользоваться им, то следует сначала испробовать его на какой-нибудь наименее важной части картины.
Мыло, взбитое на чистой воде, куда добавлено немного обыкновенной поваренной соли, дает пену, которую можно употреблять для очистки сильно закопченных картин. Накладывая эту пену на те части, которые предстоит чистить, ее снимают пропитанной чистой водою губкой в то время, когда она начнет оседать и исчезать.
Обычный состав для чистки приготовляют, соединяя две части очищенного винного спирта с одной частью терпентинного масла; прочие масла: лавандовое, розмариновое, смешанные каждое порознь в той же пропорции со спиртом, дают те же результаты.
При чистке картин, еще не крытых лаком, можно пользоваться более нежным способом; здесь можно употреблять кислоту, растворенную в воде, муку, разведенную в известковой воде, водку или уксус.
Для очень маленьких холстов, некоторые пускают иногда в дело слюну, которая, однако, по причине заключающейся в ней фосфорной кислоты, может действовать на краски вредно.
Один из несчастнейших способов, допускающий употребление урины (мочи) и не пренебрегаемый некоторыми реставраторами, никогда не должен находить себе последователей.
Есть еще господа, пользующиеся хлористою ртутью, сулемой, это яд ужасный, однако, вредный, как для тех, кто прибегает к нему, так и для картины, по тем последствиям, которые может он повлечь своим прикосновением к ней».
П.Я. Агеев в своей статье «Возобновление масляных картин» приводит мнение профессора А. Эргардта.
А. Эргардт, по словам П.Я. Агеева, допускает для чистки картин только воду, мыло, льняное, маковое и ореховое масла, а также терпентин и спирт (отдельно или в смеси), как средства, имеющие научное обоснование.
Далее П.Я.Агеев, основываясь на трактате Паильо де Монтабера, говорит: «Для чистки картин советуют употреблять протертый щавель, кислые яблоки-ранет, лук, перец, поташ, золу, наконец, смесь жира с глиной и белилами, стертыми на ореховом масле. Этот последний состав надо будто бы прикладывать теплым на оборотную сторону картины». П.Я.Агеев, допуская сок лука и чеснока, не оправдывает других, указываемых Монтабером, средств.
Из приведенных выдержек явствует, что вопрос промывки и чистки картин давно волновал ученых и толкал их на поиски пригодных для этого веществ и способов их использования. Средств, как мы видим, рекомендуется не мало, но применять их все мы не можем уже по одному тому, что в данный момент они не все проверены лабораторно и на практике. Со своей стороны мы рекомендуем отнестись к ним критически и не проводить без соответствующей обстановки рискованных экспериментов, твердо помня, что ничто не может принести столько вреда картинам, сколько могут принести его реставраторы мало испытанными методами.
Среди указанных растворителей есть прочно вошедшие в нашу повседневную практику, они не противоречат требованиям технологии, но и их нужно применять умеючи, в каждом отдельном случае по-разному. В данное время у нас в СССР и за границей применяются многие из веществ, здесь указанных; способы их использования мы постараемся изложить ниже.
Промывку и расчистку картин следует подразделить на четыре, вида 1) промывка картин от поверхностных загрязнений; 2) промывка с частичным удалением лака; 3) снятие лака; 4) расчистка живописи от записей.
_________
1) «Гризайль» — одноцветная (монохромная) живопись, при которой применяются черные, белые и коричневые краски. Общий колорит вещи, исполненной техникой «гризайль», обычно серый.
2) Лессировками называются прозрачные сквозные красочные покрытия, протирки.
3) Подробное описание приемов старых мастеров дано в труде Д.И.Киплика «Техника живописи», т. IV.
4) «Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата реставрировании картин». 1898.
Первоисточник:
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002art-con.ru