Франция Фото со стоков и изображения. Картины франции


Французская живопись 18 века — Artrue

История и характеристика изобразительного искусства Франции в 18-м веке.

Праздник любви. Ватто.Праздник любви. Ватто.Праздник любви. Ватто.

Историческая справка

Конец XVIII века отмечен сильнейшими потрясениями. Французская революция 1789 года была завершением целой эпохи. А начиналось все весьма безобидно. Людовик XIV правил до 1715 года. Он взошел на французский трон еще ребенком в 1643 году, и к началу XVIII века его лучшие годы в качестве главы государства были уже далеко позади. Его правнуку, ставшему его приемником под именем Людовика XV, в 1715 году было всего пять лет. Регентом несовершеннолетнего государя до 1722 года становится герцог Орлеанский. Эпоха регентства, так называемая эпоха «Regence», стала временем «оттепели», а, может быть, именно тогда XVIII век начался по-настоящему.

В XVII веке успехи абсолютистской власти не подлежали сомнению, и пока продолжались военные победы и сохранялся экономический подъем, теорию о божественности и всесилии короля нетрудно было поддерживать. Экономические и военные неудачи, постигшие правительство Людовика XIV в последние годы его нахождения у власти, пошатнули верх в традиционные формы государственной власти, общественных структур и образа жизни вообще, который демонстрировал королевский двор Версаля. Критика существующей формы общественной жизни нашла свое выражение, в том числе, и в перемене художественного вкуса: стиль «Louis XIV» сменился стилем «Regence».

Автопортрет Антуана Пена
Автопортрет Антуана Пена Автопортрет Антуана Пена (1728 год).

Культурное влияние

Несмотря на ощутимое ослабление политической мощи Франции, ее влияние на культуру возрастало. В XVIII веке французские язык, мода и искусство задавало тон во всех европейских столицах. Кто из мелких немецких князей не мог содержать придворного живописца из Франции, тот покупал картины французских художников или, по крайней мере, стремился делать все на французский манер. В художесвенно-историческом плане столицей Европы в первой половине века был Париж. И только эпоха классицизма, наступившая в середине XVIII века, снова вернула пальму первенства Риму.

Недотрога. Луи де Сильвестр.Недотрога. Луи де Сильвестр.
Недотрога (1735 год). Луи де Сильвестр.

В первые 25 лет нового века вдали от королевского двора, в узком сообществе парижских живописцев и коллекционеров постепенно формируется иной образ мышления, новый вкус, вкус XVIII века. Версаль, бывший с 1682 года резиденцией французского короля, символизирующий в истории искусств монументальный декоративный стиль, наиболее ярким представителем которого был первый придворный художник Шарль Ле Брун, получил эстетического конкурента — Париж. Начиная с 1715 года в Париже вдруг снова закипает культурная жизнь, начинается движение освобождения, освобождения от париков с локонами и консервативности обычаев, почва, от которой подпитывалась галантно-торжественная живопись XVIII века.

В 1715 году королевский двор прекращает так строго и серьезно контролировать и поддерживать искусства, как раньше. Этим стали заниматься отдельные частные меценаты. Стала приобретать значение торговля предметами искусства: Пьер Кроза поддерживал Ватто, а одна из самых известных работ художника стала эмблемой антиквара Герсана. Обратясь к портретам, мы увидим благородство и величие этой эпохи, рассматривая произведения Ватто, его подражателей последователей, познакомимся с ее изысканной аристократичностью.

Курпринц Саксонский. Пьер Сюблейра.Курпринц Саксонский. Пьер Сюблейра. Курпринц Фридрих Кристиан Саксонский (1739 год). Пьер Сюблейра.

Ватто

Ватто, самый незаурядный представитель нового стиля в изобразительном искусстве, мастер изображения галантных праздников, отстаивал не интересы гражданского Просвещения, а воплощал в своих произведениях образ жизни дворянства, ориентированный не на активное созидание, а на получение удовольствия. «Мир, выражением которого было творчество Ватто, находился на грани своего существования» (польский историк искусств Ян Бьялостокий).

Любовная песня. Ватто.

Любовная песня. Ватто.Любовная песня. Ватто.

Насколько важными были для XVIII века работы Ватто и его последователей, и какое влияние галантно-пасторальные композиции оказали на декоративную живопись, демонстрирует цитата из «Наблюдений за живописью» Кристиана Людвига фон Хагедорна (1762): «Пейзажи надоели! Слышу я со всех сторон. Но вы только всмотритесь в обворожительные миры Ватто или компании Ланкре! Все наши украшения на стенах кричат в голос: это — то, что нам нужно сегодня, это — печать нашего века». Но восторгаясь произведениями Ватто, нельзя закрывать глаза на тот факт, что по мнению многих его современников не галантные приключения, воспетые в картинах Ватто, а только классическая историческая живопись, ориентированная и отточенная на произведениях античности, творчестве великих мастеров Италии и Франции XVII века, имела право называться истинным искусством.

artrue.ru

Искусство Франции: общая характеристика, история

История искусства Франции охватывает огромный исторический период, начиная с эпохи античности и до нашего времени.

Франция - удивительная страна, которой свойственна таинственность и утонченность, блеск и изысканность, возвышенность и особенная тяга ко всему прекрасному. И история формирования ее уникального, ставшего эталоном, такого разнообразного и уникального искусства не менее удивительна, чем само государство.

Предпосылки формирования Франкского королевства

Чтобы разобраться в особенностях возникновения и развития искусства Франции, необходимо совершить экскурс в историю еще античного периода, когда территория современного французского государства входила в состав Великой Римской империи. В IV веке начались активные перемещения варварских племен от берегов Рейна к границам империи. Их нападения и периодические вторжения в римские земли, которые подвергались разорению, сильно подрывали государство латин. А в 395 году и сама Римская империя разделилась между сыновьями действующего императора на две части: Феодосий завещал наиболее богатую восточную часть своих территорий старшему сыну Аркадию, а западную передал младшему сыну - Гонорию. Разделение Великой Римской империи на части ослабило и без того уже непрочное римское государство и сделало его более уязвимым для внешних врагов.

Территория современной Франции входила в состав западной части бывшей Великой Римской империи. Сильный удар в 410 году нанесли Риму войска вестготов, которые возглавлял Алларих. Последний римский император слабого государства спрятался в Равенне, бросив вечный Рим. Именно там его и настигло войско Одоакра - одного из ведущих военачальников вестготского племени. Именно с этим событием, состоявшимся в 476 году, и связывают окончательное падение Римской империи. По отвоеванным землям в результате начавшегося Великого переселения стали возникать варварские государства. В V веке в части Галлии возникло и государство франков.

Франкское государство и развитие французского искусства

Франки - это группа племен, издревле расселявшихся по берегам Рейна в его нижнем течении и у побережья Балтийского моря. Основателем первого франкского королевства в Европе стал молодой вождь франков Хлодвиг Меровинг, который разгромил войско римского наместника в Галии в битве при Суассоне и захватил подвластные ему территории. На новых территориях он расселил своих сподвижников - франков, одарив их земельными наделами, провел ряд государственных реформ как в области государственного управления, так и в судебно-законодательной сфере, введя в действие уникальный документ - "Салическую правду", составленный на основе родовых порядков племени салических франков. Кроме того, особое внимание было уделено Хлодвигом выбору веры. Принятие христианства не только укрепило новое государство, но и повлияло на формирование франкского искусства.

После того как династия Меровингов стала ленивой в делах управления, жизнь в королевстве становилась все более тяжелой. Знать захватывала королевские земли. Процветала вседозволенность в управлении знатью своими наделами и крестьянами. Увеличивалось обнищание населения. В VIII веке нависла и внешняя угроза от кочевых арабских племен. Власть в свои руки взял один из управляющих последнего меровингского короля Карл Мартелл. Он провел ряд реформ, которые помогли укрепить государство и победить арабов. А сын Карла Мартелла Пиппин Короткий был избран на совете знати новым королем франков. Этот выбор был подтвержден и папой римским. А первым франкским императором стал сын Пиппина Короткого Карл, за которым в истории закрепилось прозвище Великий. Именно Карлу франкская империя обязана особым этапом расцвета культуры и искусства, который называют Каролингским возрождением.

искусство франции

Искусство "изначальных" франков

Если понимать особенности рождения и становления франкского государства, то становится понятной и судьба культурного наследия, находившегося издревле на франкских территориях. Это было в основном развитие античной цивилизации: мосты, жилая и храмовая архитектура, скульптура и литература, театр и декоративно-прикладное искусство. Однако христианские церковники не считали необходимым сохранение этих культурных богатств, но пользовались той их частью, которую можно было приспособить к отправлению религиозного культа и к жизни обывателя. Так, богослужение в христианских церквях проходило на латыни, на том же языке писались и церковные книги.

Использовать архитектурные находки Античности пришлось для того, чтобы начать возведение храмов и монастырей, использование знаний по астрономии помогло высчитывать даты церковного календаря, который в эпоху Средневековья декларировал жизнь всего королевства. Также франки приспособили к своим нуждам и систему образования поздней Римской империи. Примечательно, что комплекс учебных предметов, изучавшихся во франкских школах, назывался "Семь свободных искусств". О каких же искусствах шла речь? В так называемый тривиум входили науки о слове: грамматика, риторика и диалектика. В квадривиум включались науки о числах: арифметика, геометрия, музыка как вычисление музыкальных интервалов и астрономия.

В декоративно-прикладном искусстве преобладали традиции варварского творчества, которое характеризовалось использованием в качестве основных мотивов растительных и животных орнаментов и изображений чудовищ или существ, в реальности не существующих и часто имеющих достаточно устрашающий вид. Такой тип искусства и называют терратологический или чудовищный.

Искусство и культура Каролингского возрождения

Период правления Карла Великого характеризуется небывалым подъемом культуры. Одной из причин тому является сама личность императора - хорошо образованного и высококультурного человека. Он свободно говорил и читал на латинском языке, понимал греческий, увлекался богословием и философией. Одним из уникальных архитектурных сооружений этого периода стала удивительная по своему художественному оформлению дворцовая церковь в Ахене.

Развивалось и искусство создания рукописных книг: они писались практически каллиграфическим почерком и украшались прекрасными миниатюрами. Среди книг были как богословские сочинения, так и анналы - повременная по годам запись событий, происходивших во Франкской империи.

В империи открывались школы, ориентированные на начальное и элитарное обучение. Создателем первых был соратник Карла Алкуин. А элитарная школа, открытая в Ахене, объединяла ученых, семью императора и весь двор Карла Великого. В школе, названной "Придворной академией", велись философские беседы, изучали Библию и культуру Античности, загадывали загадки и слагали стихи. А один из членов Академии написал первую светскую биографию "Жизнь Карла Великого".

Именно в эпоху Каролингского возрождения были заложены основы сохранения и возрождения традиций античной культуры и база для дальнейшего развития культуры франков.

Формирование Франции как государства

За время правления потомков Карла Великого созданная им империя все более ослаблялась. Когда империя была разделена между сыновьями Карла, Западная ее часть отошла к старшему сыну Лотарю. А его потомки продолжили ослабление раздробленного государства. Империя пала. Последние из Каролингов окончательно потеряли влияние и были низложены. Знать передала право правления могущественному в то время графу парижскому Гуго Капету. Именно восточная часть бывшей Франкской империи стала именоваться Францией. Благодаря правлению Капетингов новое государство не только возродилось, но и получило новые возможности для своего развития, в том числе и культурного.

Народное искусство средневековой Франции

В театре и музыке средневекового периода тоже произошел ряд изменений по сравнению с античным. Христианская церковь считала актеров пособниками дьявола и всячески преследовала артистическую братию. В результате театр как массовое явление существовать перестал, сооружения театров и стадионов постепенно приходили в состояние разрухи, а актеры стали образовывать бродячие труппы и играли для народа на перекрестках дорог, ярмарках и площадях. Мобильные группы универсальных актеров - гистрионов были менее удобным объектом для преследования церковью и властями, ей подчинявшимися и преследовавшими при этом свои цели в связи с особенностью направленности творчества гистрионов и трубадуров - бродячих музыкантов. Особую группу составляли ваганты - бывшие студенты или монахи, владевшие стихосложением и основами музыкального искусства, которые бродили одиночками по дорогам и в своих произведениях или пели о плотской любви, или обличали разлагающуюся церковь и гнилое государство.

Три сферы развития средневекового искусства

9/10 населения средневековой Франции были крестьянами. Потому основную культуру государства можно определить как крестьянскую. Большую часть дня средневековый крестьянин проводил в трудах на земле феодала. Но это вовсе не означает, что у него не было потребности и времени для общения с культурой и искусством. В основном это были песенное и танцевальное творчество, соревнования в силе и ловкости. Особое место в общении с искусством занимали просмотры представлений гистрионов. Развивалось и устное народное творчество. Мудрость народа нашла свое отражение в фольклоре: сказках, песнях, пословицах и поговорках. Главной темой сказочников было посрамление глупого богача бедным, но добрым бедняком, происходившим, как правило, из крестьянской семьи. Сказки были остросоциальными: вскрывали пороки общества в сфере отношений знати и крестьянства, а также рассказывали о тяжкой доле крестьян. Создавались и легенды, баллады, воспевающие подвиги народных героев, сражающихся за честь и достоинство обычного человека и против феодального произвола.

история искусства франции

Второй стороной средневековой культуры и искусства была жизнь городов, рост и расцвет которых наблюдались начиная с IX века. Появление такого сословия, как буржуа, стало началом развития буржуазной культуры. Быстро совершенствовалось мастерство ремесленников. Видоизменялись принципы их работы и качество создаваемых изделий, многие из которых сейчас имеют высокую ценность как шедевры декоративно-прикладного искусства. Именно из этого времени пришло в наш обиход такое слово, как "шедевр". Каждый мастер, вступающий в цеховое братство, должен был продемонстрировать свое мастерство и изготовить идеальное изделие. Это и был шедевр. Постепенно формировалась система взаимодействия и конкуренции цехов, что первоначально стало мотиватором в развитии ремесел. Однако со временем цеха стали мешать ремеслам развиваться, так как конкуренты не желали, чтобы их обошли наиболее талантливые мастера, а иногда не хотели, чтобы секрет процесса изготовления изделия или материала для него попал в руки конкурентов. Часто члены цехового братства даже уничтожали изобретения, а подчас и преследовали их создателей.

Третьей стороной средневековой культуры и искусства было существование обособленного мира аристократии - феодалов. Как правило, все феодалы несли воинскую повинность перед королем, будучи его личными вассалами. Феодалы помельче были вассалами у своих властителей - баронов, графов и т. д. Неся конную воинскую службу, они представляли собой такое явление средневекового общества, как рыцарство. Рыцарская культура характеризовалась и своим особенным искусством. К таковому относится искусство создания рыцарских гербов - объемных опознавательных знаков рыцарского рода или отдельного рыцаря. Делали гербы из дорогих материалов - золота и серебра, эмали и меха куницы или белки. Каждый герб был важным историческим источником и очень ценным произведением искусства.

Кроме того, в рамках рыцарской культуры мальчиков - будущих рыцарей - обучали и таким искусствам, как пение и танец, игра на музыкальных инструментах. Они были с детства обучены хорошим манерам, знали много стихов, и многие из рыцарей сами писали стихи, посвящая их прекрасной даме. И конечно, необходимо вспомнить об уникальных памятниках средневековой архитектуры - рыцарских замках, возводимых в романском стиле, а также удивительных храмах, возводившихся во всех городах Франции сначала в романском, а позже - в готическом стиле. Самыми известными храмами считаются собор Парижской Богоматери в Париже и Реймский собор - место коронования французских монархов.

изобразительное искусство франции

Искусство Франции: Возрождение

Эпоха Возрождения, связанная с новым витком интереса к античному культурному наследию и искусству, зародилась в солнечной Италии в XIV веке. Во Франции веяния Ренессанса нашли отражение в культуре и изобразительном искусстве только в конце XV века. Но и длился этот период во Франции дольше, чем в Италии: не до XVI, а до XVII века. Подъем в области культуры и искусства во французском государстве был связан с завершением объединения страны при Людовике XI.

Размежевание с готическими традициями в искусстве Франции произошли в связи с частыми походами королей в Италию, где они познакомились с удивительным итальянским искусством эпохи Ренессанса. Однако, в отличие от Италии, искусство этого периода во Франции было более придворным, чем народным.

Что касается народности французского искусства, то ярким представителем его в литературе стал замечательный поэт Франсуа Рабле, создававший образные, остроумные и жизнерадостные поэтические произведения.

Если же говорить об изобразительном искусстве этого периода, то следует отметить, что в богословских миниатюрах и в светской литературе нашли воплощение реалистические тенденции. Самым первым художником этого периода развития искусства Франции стал Жан Фуке, оставивший потомкам огромное наследие в виде портретов аристократов и королевской семьи, книжных миниатюр, пейзажей, диптихов с изображением Мадонны.

Маргарита Наваррская приглашала во Францию и итальянских мастеров эпохи Возрождения: Россо и Приматиччо, которые стали основателями школы Фонтенбло - направления во французском искусстве живописи, возникшем в имении Фонтенбло. Это течение основывалось на принципах маньеризма, представителями которого являлись изначально основатели школы, и характеризовалось использованием мифологических сюжетов и запутанных аллегорий. Сохранились источники, называющие и другие имена мастеров, участвовавших в оформлении замка Фонтенбло: итальянцы Пеллегрино и Жюст де Жюст, французы Симон Леруа, Клод Бадуэн, Шарль Дориньи, фламандец Леонард Тирей и др.искусство франции

В XVI же веке во Франции активно развивался жанр портрета, живописного и карандашного. Особенно интересны работы Жана Клуэ, написавшего портреты почти всего французского двора.

Скульптура этого периода во Франции связана с именем Мишеля Коломба, мастерски выполнявшего в том числе рельефные изображения и философской трактовки надгробия. Также интересны работы Жана Гужона, пронизанные особой музыкальностью и поэтичностью образов и манеры исполнения. искусство франции кратко

Противовесом гармоничного и идеального в своей красоте и изяществе творчества Гужона стали произведения другого скульптора этого периода - Жермена Пилона. Они сродни по своей экспрессии и гипертрофированности передаваемых чувств и переживаний работам экспрессионистов XIX века. Все его персонажи глубоко реалистичны, даже натуралистичны, драматичны и мрачны.

Искусство Франции: 17 век

XVI век был эпохой войн и разрухи для французского государства. В первой четверти XVII века власть во Франции укрепилась. Особенно быстро пошел процесс централизации власти при Людовике XIII, когда всем в стране заправлял кардинал Ришелье. Народ стонал под гнетом аристократии и тяготами ежедневного труда. Однако абсолютистская монархия способствовала не только укреплению и увеличению мощи Франции, но и тому, что в этот период страна стала одной из ведущих среди прочих европейских государств. Это, несомненно, отразилось и на развитии и основных тенденциях культуры и искусства в стране.

Искусство Франции 17 века условно можно определить как официальное придворное, которое было выражено помпезным и декоративным стилем барокко.искусство франции 17 века

В противовес парадности и преувеличенной декоративности барокко в искусстве Франции выделилось два направления: реализм и классицизм. Первое из них было обращением к отражению реальной жизни такой, какой она и была, без прикрас. В рамках этого направления развиваются бытовой жанр и портрет, библейский и мифологический жанры.

Классицизм в искусстве Франции отражает прежде всего тему гражданского долга, победу общества над личностью, идеалов разума. Они позиционируются как противопоставление несовершенству реальной жизни, идеал, к которому нужно стремиться, жертвуя даже личными интересами. Все это в основном имеет отношение к изобразительному искусству Франции. Основой для искусства классицизма стали традиции античного искусства. И это нашло наибольшее отражение в классицистической архитектуре. Кроме того, именно архитектура была наиболее зависима от практических интересов государства и была полностью подчинена абсолютизму. искусство франции 18 в

Период XVII века во французском государстве характеризуется возведением большого количества градообразующих архитектурных ансамблей и дворцовых сооружений. В этот период именно светская архитектура выходит на первый план.

Если говорить об отражении вышеназваных тенденций в изобразительном искусстве, то следует упомянуть творчество Николя Пуссена - удивительного представителя эпохи, живопись которого воплотила в себе одновременно и обобщенность мировосприятия, и неукротимую энергию жизни античного искусства.искусство франции 18 века

Искусство Франции: 18 век

Что касается искусства Франции XVIII века, то это отдельная тема для длительного разговора. Если кратко, искусство Франции этого периода было протестом на негативные явления в государственной жизни: абсолютизм начал разлагаться, аристократия вела расточительный образ жизни, паразитируя на других слоях общества. Недовольство, возникшее в народных массах, вылилось в буржуазную революцию, в результате которой во Франции установилась республика. Все это отразилось и на искусстве Франции 18 века.

Новый подъем культуры был связан с огромным влиянием на творчество народного начала, которое прежде всего было ярко выражено в музыке. В театре главную роль стала выполнять комедия, активно развивался ярмарочный театр масок, искусство оперы. Все меньше творцы обращались к религиозной тематике, все активнее развивалось светское искусство. Французская культура этого периода была очень разнообразна и насыщена контрастами. Искусство реализма обратилось к раскрытию мира человека разных сословий: к его чувствам и переживаниям, бытовой стороне жизни, психологическому анализу.

Искусство Франции 19 века

Двигаемся дальше. Поговорим кратко об искусстве Франции XIX столетия. Жизнь государства этого времени характеризуется очередным витком роста недовольства народа и выраженными революционными настроениями после реставрации французской монархии. Тема борьбы и героизма стала одной из ведущих в изобразительном искусстве. Она отражалась и в новых направлениях живописи - историзме и романтизме. А вот с академизмом в изобразительном искусстве этого периода идет борьба.история франции 19 века

Изучение фактора цвета в живописи приводит к активному развитию пейзажного жанра и к пересмотру всех систем французской живописи.

Особое развитие получает в этот период декоративно-прикладное искусство как наиболее отражающее чаяния народа. Очень популярным становится лубок, позволяющий в простейшей технике при использовании сатирических образов вскрывать пороки и проблемы общества.

Фактически документальным историческим источником эпохи становится офорт. По офортам можно изучать историю Франции XIX столетия.

Искусство Франции, как мы видим, весьма многогранно и разнообразно и тесно связано с особенностями развития французского государства. Каждая эпоха - это огромный блок, требующий особого раскрытия, что невозможно сделать в рамках одной статьи.

fb.ru

ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ. История искусства XVII века

ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ

Особое место среди передовых в области художественного творчества стран Европы занимала в XVII веке Франция. В разделении труда среди национальных школ европейской живописи при решении жанровых, тематических, духовных и формальных задач на долю Франции выпало создание нового стиля – классицизма. Это не только вывело ее живопись со второстепенных позиций, которые она занимала ранее, но и обеспечило ей в Европе ведущее место, которое французская школа сохранила вплоть до начала ХХ века.

В начале XVII столетия окончательно завершилось формирование единого французского государства, французской нации. Прекратились разрушительные междоусобицы и кровавые религиозные конфликты. Итоги победоносной для Франции Тридцатилетней войны также способствовали превращению ее в самое могущественное государство Европы. Абсолютная монархия, заинтересованная в преодолении феодальной раздробленности и объединении страны, играла в то время прогрессивную историческую роль.

Практицизм, развитие естественных наук, вера в силу человеческого разума оплодотворяли всю культуру Франции. Декарт, Паскаль, Гассенди – в науке и философии, Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен – в литературе и театре, Перро, Мансар, Пуссен, Лоррен – в архитектуре и живописи – таким было XVII столетие во Франции.

Шарль Лебрён (1619-1690) был одним из наиболее характерных представителей французского классицизма.

Лебрён работал главным образом в области исторической живописи. Получив звание первого живописца короля, он участвовал во всех официальных проектах того времени, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале. Его росписи прославляли мощь французской монархии и божественное величие Людовика XIV – Короля-Солнца. Конечно, нельзя отказать художнику в довольно высоком уровне техники, но это только сильнее подчёркивает надуманность замысла, который сводится к заурядной придворной лести.

С 1662 г. Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Так, он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира). В то же время он много лет руководил королевской «Мануфактурой гобеленов», изготовлявшей ковры, мебель, ювелирные изделия (все в едином стиле) для строящихся дворцовых ансамблей. За свою жизнь Лебрён создал и множество портретов. Его заказчиками были в основном высшие чиновники и придворная аристократия. Живописец во всём потакал их примитивным вкусам, зачастую превращая свои картины в стандартное парадное театрализованное действо. Таково, например, изображение канцлера Франции Пьера Сегье. Этот политический деятель недаром получил свое прозвище «Собака в большом ошейнике». Но в его портрете не ощущается даже намёка на жестокость характера данного вельможи – с благородной осанкой и улыбкой на приятном лице, исполненный мудрого достоинства, он чинно восседает на коне в окружении свиты (прил., рис. 28).

Написанная по заказу короля серия полотен из жизни Александра Македонского («История Александра», 1662-1668) принесла Лебрёну дворянство и титул «Первого королевского живописца», а также пожизненную пенсию. Разумеется, в этих картинах живописец проводит понятную всем окружающим параллель между деяниями прославленного полководца древности и нынешнего французского монарха.

Благодаря его кипучей энергии и организаторскому дару была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры (1648). В качестве руководителя и педагога академии Лебрен проявил себя подлинным диктатором, настаивая прежде всего на тщательном обучении молодых живописцев рисунку и пренебрегая колоритом. Догмы Академии приводили к господству штампа, нивелированию творческой индивидуальности, способствовали унификации искусства и поставили его (а вместе с тем и теорию классицизма) на службу абсолютизму.

Многолетняя разносторонняя и напряженная деятельность, а также придворные интриги подорвали здоровье стареющего художника, и он умер, не успев завершить росписи Версаля, одним из создателей ансамбля которого он был.

Никола Пуссен (1594-1665). Ведущим стилем художественной культуры Франции XVII века стал классицизм. Величайшим французским художником этого столетия и главой классицистической живописи был Никола Пуссен. В его высказываниях и содержатся основные теоретические положения классицизма.

Фундаментом и сутью теории классицизма стал рационализм.

Разум, мысль провозглашались главными критериями художественной правды и красоты. Требования разума обязывали искусство к логичности, ясности, композиционной стройности. Свой этический и эстетический идеал французский классицизм видел в культуре античности и итальянского Возрождения. Все эти постулаты классицизма нашли яркое и своеобразное воплощение в творчестве самого Пуссена. В его произведениях наглядно отразились и главные противоречия, и основная тематика классицизма – человек и общественная жизнь, человек и природа.

Сын нормандского крестьянина, Никола с юности жил в Париже и был уже довольно известен как живописец, когда в 1623 г. решил посетить Италию. Там он изучает античное искусство и творчество великих мастеров Ренессанса. Вернувшись затем в Париж по личному требованию короля, Пуссен не выдерживает тягостной придворной обстановки с ее вечными интригами и вскоре снова возвращается в Италию, где и проходит большая часть его жизни. Тем не менее при этом Пуссен остается истинно французским художником, решающим задачи, стоящие именно перед французским искусством.

Темы для своих полотен он находил в мифологии, в исторических преданиях и книгах Священного писания. В них художник искал образцы сильных характеров, величественных поступков и страстей, торжества разума и справедливости, выбирая сюжеты, которые давали бы уму пищу для размышлений, воспитывали в человеке добродетель и учили его мудрости, – именно в этом видел художник общественное назначение искусства. Но особенно важно, что при этом он сумел сохранить подлинную эмоциональность, глубокое личное чувство, огонь истинного вдохновения Изображению «героических и необычайных действий» посвящены многие его композиции конца 1620-х-1630-х годов: «Смерть Германика»(1627), «Взятие Иерусалима» (1628), «Похищение сабинянок» (1633). Но, обращаясь к сюжетам древности, Пуссен говорит о них как француз XVII века, для которого все предопределено прежде всего государственной необходимостью и общественным долгом.

Другая ведущая тема в его искусстве этого периода – единство человека и природы. В тот период Пуссену было близко чувство счастливой гармонии и безоблачной радости бытия, которыми исполнены легенды античности («Воспитание Юпитера», «Триумф Флоры», обе – начало 1630-х).

В своих картинах Пуссен стремился к уравновешенности и разумности композиции, выверял расположение фигур на холсте, подобно тому, как геометр рассчитывает чертежи. Но его произведения не превращались в рассудочные схемы благодаря радостным, светлым краскам, четкости и изяществу рисунка, богатству мыслей и чувств. Усвоив уроки венецианской живописи, Пуссен обогащает свою палитру, насыщает свои строго построенные картины светом и цветом, «язык тела» (как называл пластическую композицию фигур сам мастер) полон у него одухотворенности («Венера и пастухи», конец 1620-х; «Ринальдо и Армида», 1625-1627).

Большинство сюжетов его картин имеет под собой литературную основу. Например, картина «Танкред и Эрминия» (1630-е – прил., рис. 30) написана по мотивам поэмы итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествующей о походах рыцарей-крестоносцев в Палестину. Но художника интересовали не военные, а лирические эпизоды, в частности, история любви дочери сарацинского царя Эрминии к рыцарю Танкреду.

На холсте запечатлена сцена того, как после ранения Танкреда в бою Эрминия мечом отрезает себе волосы, чтобы перевязать ими его раны. На полотне господствуют гармония и свет. Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой. Колорит картины построен на гармоничном сочетании чистых красок – синей, красной, жёлтой и оранжевой. Действие сосредоточено в глубине пространства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора. Эпически монументальное, возвышенное, это произведение показывает любовь главных героев, принадлежавших к враждующим сторонам, как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов на земле.

Во второй половине жизни Пуссена вера в способность человека совершить любой подвиг уступают место волевому напряжению, стоицизму, необходимости отстаивать свои идеалы. Торжествующий оптимизм, прямая демонстрация этических и гражданственных идеалов сменяются в его сюжетных композициях раздумьями, исполненными грусти. Эти свои мысли живописец старается предельно ясно выразить на полотне.

Примером может послужить картина «Аркадские пастухи», (1650-1655 – прил., рис. 29). Изображенные на ней счастливые люди, окруженные дивным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии». Это сама Смерть обращается к персонажам, разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Но, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти сдержанно. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, словно пытаясь помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Фигуры, чем-то напоминающие античные скульптуры, написаны с помощью мягкой и выразительной светотени.

Возможно, именно разочарование в окружающей действительности побудило Пуссена в последние годы жизни обратиться к пейзажу. Он создает впечатляющую серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» (все – 1660-е). Пуссену, как никому из его современников, удалось передать в своих пейзажах всю грандиозность мироздания. Правда, и здесь он остался верен своим принципам. Величественная, гармоничная природа, подчеркивал он, должна рождать гармоничные же мысли, поэтому горы, рощи и водные потоки в его пейзажах группируются, как человеческие фигуры в аллегорических композициях. В картинах Пуссена пространственные планы чётко отделены: первый план – равнина, второй – гигантские деревья, третий – горы, небо или морская гладь. Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие.

Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась система, названная позже «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором – тёплые и зелёный, на третьем – холодные, и прежде всего – голубой. Но художник был убеждён, что цвет нужен лишь для создания объёма и глубокого пространства и не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума.

По масштабу дарования, по глубине содержания и широте проблематики, наконец, по тематическому диапазону творчества никто из соотечественников не мог сравниться с Пуссеном, этим подвижником в искусстве, по признанию Делакруа, не знавшим себе равных, как «пристальный и в то же время проникнутый поэзией изобразитель истории и движений человеческого сердца».

Клод Лоррен (1600-1682). Клод Желле, более известный в истории искусства как Клод Лоррен, был наиболее интересной фигурой в живописи французского классицизма после Пуссена.

Родом из провинции Лотарингия (которая именовалась по-французски «Лоррень», что и дало ему это прозвище), он ещё ребёнком попал в Италию, где и начал обучение живописи. Большую часть своей жизни мастер провел в Риме, откуда лишь иногда ненадолго возвращался на родину. Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что для Франции того времени было редкостью. И если пейзажи Пуссена иногда называют героическими, то творчество Лоррена представляет другую, лирическую линию в классическом пейзаже. Его полотна воплощают те же идеи и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой. Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте («Сельский праздник» – прил., рис. 31). В итальянской природе искал он воплощение своего идеала. Но мотивы реальной природы Италии служили ему лишь поводом, отправной точкой для создания собственного идеального, глубоко лирического образа.

Строгость композиции, рассчитанное расположение масс на холсте, четкое разграничение пространства на планы, спокойствие роднят мастера с Пуссеном и позволяют отнести его творчество к классицистическому направлению. Но Лоррена гораздо больше, чем его великого современника, интересовало состояние природы в разное время дня, в частности, эффекты утреннего или вечернего освещения, вибрация воздуха («Полдень», 1657; «Ночь», 1672; «Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674). В его работах захватывает ощущение простора, наполненного воздухом и светом, благодаря которым все элементы картины естественно связаны друг с другом, а композиция получает живописное единство. Причем люди в его пейзажах оставались только стаффажем, поэтому он нередко поручал вписывать человеческие фигуры своим коллегам.

В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645; «Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654). И открывающиеся при этом поэтические возможности занимают живописца гораздо больше, нежели историческая достоверность его картин («Утро», 1666).

Освещение в его работах всегда дается художником в мягких переходах – он избегает контрастов света и тени, чтобы не внести в картину эмоционального напряжения. Поэтому в его пейзажах всегда царит лето, а природа не знает увядания и непогоды, все в ней дышит безмятежностью, все исполнено величавого спокойствия («Ацис и Галатея», 1657; «Очарованный замок», 1664).

Лоррен наблюдает природу восторженными и чуткими глазами, но при этом он всегда остается приверженцем классицизма, для которого важнее всего стройная система мироздания: безграничность природы он заключает в стройные композиционные рамки, а волшебное многообразие ее облика подчиняет устойчивым и рациональным закономерностям.

Тонкая эмоциональность, блестящее живописное мастерство сделали произведения живописца из Лотарингии необычайно популярными, его работы многие десятилетия оставались образцом для европейских пейзажистов.

Несмотря на огромное влияние Клода Лоррена, и особенно Накола Пуссена, было бы ошибочным представлять себе весь XVII век во Франции как безраздельное господство классицизма. Здесь работали и придворные мастера, использовавшие для прославления королевского двора приемы барокко, и последователи Караваджо, велик во Франции был и авторитет Рубенса. Особое место занимала группа так называемых живописцев реальности.

Луи Ленен (1593-1648) был наиболее талантливым из «реалистов». Наравне с голландскими и фламандскими жанристами он первым ввел в европейскую живопись изображения людей из народа с обыденностью их жизни.

Персонажи картин Ленена – простые крестьяне, повседневную жизнь которых живописец хорошо знал, так как сам был родом из небольшого городка в Нормандии. Его герои непримечательны внешне, но исполнены благородства, достоинства и внутреннего покоя. Спокойные, немногословные, сдержанные в своих чувствах, они живут в гармонии с Богом, окружающим миром и собой, проводя свои дни в смиренном, напряженном и кропотливом труде («Возвращение с сенокоса», 1641).

Художник подчеркивает в крестьянской жизни прежде всего ее нравственную основу, ее высокий этический смысл («Посещение бабушки», 1640-е). Отсюда и специфика полотен Ленена: в них нет ни события, ни рассказа. В его картинах отсутствуют сцены, непосредственно изображающие крестьянский труд; не содержат они и отпечатка шумности и жизнерадостности, присущих произведениям фламандских мастеров. Работы Ленена лишены каких-либо черт занимательности или сельской «экзотики», их сдержанность подчеркивают и рассчитанно простая композиция, и пластически четкие формы («Крестьянская трапеза», 1640-е). В то же время каждое такое полотно является типичным эпизодом крестьянского быта, раскрывающим его характерные, устойчивые черты и мельчайшие детали.

В его картинах бытовая атмосфера возвышенна; его герои нередко как бы застывают в величавом покое; их жесты всегда неспешны. Например, низкий горизонт, отображенный на картине «Семейство молочницы» (1641 – прил., рис. 32), укрупняет фигуры крестьян, когда они выстраиваются в ряд, как на античном рельефе. Такая строгость композиции, четкость контура и удивительное чувство достоинства персонажей позволяют ощутить и в этих скромных жанровых сценах дыхание классицизма.

Своеобразие стиля Ленена также в сочетании неприкрашенности изображения персонажей и возвышенного художественного строя. Многие его работы отличаются большой поэтичностью. Так, в «Остановке всадника» (1640-е) крестьяне, запечатленные на фоне великолепного воздушного пейзажа, воспринимаются как прекрасные и простодушные дети природы. А одну из них – стройную девушку, чья фигура исполнена одновременно силы и грации, а улыбка пленяет наивной радостью, – даже сравнивают с древнегреческой кариатидой. Лирическая тема в произведениях мастера связана и с его многочисленными детскими образами.

Ленен мастерски умел с помощью разнообразной техники – от эмалевого сплава красочного слоя до свободных движений – отобразить воздух и землю, грубую ткань и дерево, объединить всю живописную поверхность холста чистым серебристым тоном («Крестьянское семейство», 1645-1648).

В своем стремлении найти гармонию в жизни «простых поселян» Луи Ленен во многом предвосхитил идеи философа эпохи Просвещения Жана-Жака Руссо. А в XIX веке его творчество нашло продолжателя в лице Жана-Франсуа Милле, прозванного современниками «художником-крестьянином».

Таким образом, во второй половине XVII в. живопись во Франции становится все более официальной, придворной и академичной. Творческие методы превратились в жёсткую систему правил, а процесс работы над картиной – в откровенное подражательство. Талант придворных живописцев растрачивался на помпезные композиции и парадные портреты, мастерство художников классицизма начало падать. В итоге к концу этого столетия живопись во Франции, как и во всей Европе, переживала глубокий упадок.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Интересное о мире

Искусство Франции XVIII векаИскусство Франции XVIII века

XVIII в. во Франции начинался смертью престарелого короля Людовика XIV. «Король, так долго царствовавший, умер», — писал один из героев «Персидских писем» Шарля Монтескье. Регентом малолетнего племянника был объявлен герцог Филипп Орлеанский. Период Регентства (1715-1723) вошел в историю как время крайнего падения нравов, когда аристократия вознаграждала себя за долгие годы лицемерного смирения при ханжеском дворе старого Людовика XIV.

Вкусам аристократии отвечал стиль рококо, который проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратил присущие барокко монументальность и размах, связь с торжественной парадностью. Искусство рококо сближалось с бытом, пресыщенность глаз требовала все больше раздражителей в виде живописи, лепки, позолоты, мелкой пластики, изысканной утвари. Мебель, посуда, декоративные ткани, бронза, фарфор, статуэтки оформлялись светлыми, яркими красками, завитками. Дробность формы, ажурный орнамент, строящийся на игре сложных изогнутых линий раковин, цветочных букетов, лент и арабесок — особенность декора рококо.

Решетчатая дверь в стиле рококо. Консоль в форме рокайля, давшая название стилю Рококо (фр. rococo) от орнаментального мотива рокайль (rocaille — осколки камней, раковины ) — характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины.

Решетчатая дверь в стиле рококо.Консоль в форме рокайля, давшая название стилюРококо (фр. rococo) от орнаментального мотива рокайль (rocaille — осколки камней, раковины ) — характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины.

Мебель делалась из лимонного, красного, палисандрового дерева, украшалась резьбой и позолотой, вставками из фарфора, применялся наборной узор из дерева. Изделия из фарфора приобретают форму цветков, они покрыты лимонно-желтой, розовой или сиреневой росписью.Стиль рококо был обращен к домашнему обиходу и его нуждам. Для французского рококо характерны отказ от ордера в интерьере, внимание к удобству и комфорту и утонченности каждодневного быта. Изобразительное искусство рококо отличает асимметрия композиции, демонстративное легкомыслие сюжетов, изящество, легкие, светлые краски.Франсуа Буше (1703-1770) был связан с аристократическим обществом. Писал мифологические картины, пасторали, был первым живописцем короля.

Ж.-А. Ватто. Жиль. Ок. 1717-1719 гг.

Ж.-А. Ватто. Жиль. Ок. 1717-1719 гг.

Одним из художником, в чьем творчестве проявляются изысканность и фривольность рококо, был Жан-Антуан Ватто (1684-1721), сын кровельщика из Валансьена. Почти ребенком Ватто отправился в Париж, где работал на рыночного торговца картин. Ценой невероятного напряжения Ватто выбился из нужды, добился славы. Неуживчивый, легко ранимый, не имеющий семьи, Ватто был неизлечимо болен, предчувствовал свою раннюю смерть. Он умрет в 36 лет, работая до последнего дня. Мизантроп в жизни, Ватто писал галантые сцены, для которых Академия живописи специально ввела это жанровое обозначение. «Галантныеь празднества» — лирические сцены, полные утонченной грации: кавалеры и дамы встречаются в парках, слушают музыку, танцуют и поют. Одна из прославленных сцен — «Отплытие на остров Киферу» изображает влюбленных, которых ожидает корабль, следующий на остров, где любовь никогда не умирает. Ватто любил изображать и такие будничные сцены войны, как привалы, бивуаки и походы. Среди его друзей были актеры парижских театров, им, а вернее их персонажам, посвящены такие театральные сцены, как «Жиль», «Актеры Французской Комедии». В театральных сценах все чувства заключены в традиционные актерские амплуа. В конце жизни он создает свой шедевр для друга, владельца магазина по продаже картин — «Вывеску Жерсена».

Ж.-А. Ватто. Капризница. . Ок. 1718 г.

Ж.-А. Ватто. Капризница. . Ок. 1718 г.

Скульптура Франции начала XVII в. представлена творчеством Гийома Кусту (1678-1746), чьим лучшим творением стали группы укротителей коней для садов Марли, позже перенесенные на Елисейские поля. Жан-Батист Пигаль (1714-1785) прославился мраморными фигурами Меркурия и Венеры. Этьен-Морис Фальконе (1716- 1791) в 1757 г. назначается начальником скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он исполняет в бисквите десятки моделей — отдельных статуэток и групп. Сюжеты его бесконечно разнообразны — сцены из сказок Лафонтена, из опер и пьес. В 1765 г. русский посол в Париже обратился к мастеру с предложением создать памятник Петру I.

Г. Кусту. Укротитель коней.1745 г.

Г. Кусту. Укротитель коней.1745 г.

Вся образованная Франция 60- 70-х гг. XVIII в. находилась под влиянием учения Руссо о преимуществах естественного состояния человека. Под влиянием идей Руссо рождается сентиментализм. Жан-Батист Грез (1725-1805) становится самым популярным художником-сентименталистом. Любая картина Греза — это и жанровая сцена, и некое моральное поучение, отсюда такие названия его картин, как «Паралитик, за которым ухаживают его дети, или плоды хорошего воспитания ». Выразительность колорита или самой манеры живописи недоступны для Греза. Колорит его картин однообразен, мазок безлично ровен. Соединение сентиментальности и завуалированной эротики характерно для его жеманных и манерных изображений так называемых «женских головок».

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), наделенный художественной впечатлительностью, впитавший многие влияния, начинал как исторический живописец, но его бурный темперамент проявлялся и в других жанрах. Он мог быть и рассказчиком, и тонким поэтом, и декоратором.

Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. 1768-1778 гг.

Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. 1768-1778 гг.

Жан-Батист Грёз. Деревенский свадебный сговор. грез, лувр

Жан-Батист Грёз. Деревенский свадебный сговор. грез, лувр

Пейзаж втррой половины XVIII в. представлен творчеством Клода- Жозефа Верне (1714-1789), стихией которого было небо и море. В 1753 г. Верне получил заказ на серию полотен портов Франции. В изображение пейзажа Верне вводит отдельные фигуры и группы. Другой пейзажист Франции Гюбер Роббер (1733-1808), проведший в молодости несколько лет в Италии, писал античные руины, изобретательно соединяя античные колонны, статуи, фонтаны, каскады, обелиски.Портрет достигает развития в творчестве Элизабет-Луизы Виже- Лебрен (1755-1842), которая наделяла своих героинь нарочитой простотой. Поза, жест и декор — вот основные составляющие парадного репрезентативного барочного портрета, перешедшего в XVIII в. из предшествующего столетия. Портрет должен был говорить зрителю, кто перед ним — непобедимый полководец, великий министр. В обществе того времени существовал строжайший этикет, в портрете художник также руководствовался определенными правилами. Верность правде для портретиста заключалась в умении наилучшим образом воплотить социальный статус и роль своей модели. В середине века в моду входит «мифологический портрет».Великим художником Франции XVIII в., который прославил быт французского третьего сословия, опоэтизировал простой быт людей, был Шарден.

К.-Ж. Верне. Парк виллы Памфили. 1749 г.

К.-Ж. Верне. Парк виллы Памфили. 1749 г.

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779) вышел из зажиточных слоев третьего сословия. Свою жизнь в искусстве Шарден начал как мастер натюрморта. Термин «натюрморт» еще не был устойчивым, то, что мы сейчас именуем натюрмортом, в XVIII в. называли «неодушевленными предметами». Замечательным натюрмортистом Шарден стал не сразу, сначала увлекался декоративными эффектами, стремясь изображать дорогие красивые вещи, перегружая картину большим количеством предметов. С годами язык Шардена упростился и достиг классической ясности. К 50-60-м гг. им были созданы лучшие натюрморты, в которых небольшое количество предметов дано в скупых сочетаниях, композиция подчинена строгой закономерности. До 1737 г. он вообще не писал картин с человеческими фигурами. Особую выразительность у Шардена имеют сами вещи повседневного обихода — баки, связки лука. Они могут говорить о занятиях своего хозяина («Атрибуты наук», «Атрибуты искусств»). Шарден пишет простые обычные вещи необычайно изысканно, тонкими стежками краски. Красочные оттенки становятся неуловимыми.

Ж.-Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.

Ж.-Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.

Юлия-Аделаида Рекамье, жена парижского банкира, хозяйка знаменитого салона. Изображена в тунике на античный манер, на кушетке, выполненной по античным образцам

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев.

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев.

В последней четверти XVIII в. Франция переживает грандиозную встряску всех основ жизни, начало которой положили революционные события 1779 г. Эпоха революции, гражданской войны и отражения внешней угрозы поставили перед искусством задачу прославления человека, который исполняет свой долг перед отечеством. Идеал такой личности был воплощен в искусстве Рима, ставшем для классицизма XVII в. объектом подражания. Теперь, в конце XVIII в., искусство классицизма повторяло эволюцию Рима — от республики к империи.

Г. Роббер. Пирамиды и храм. 1-ая пол. 1780-х гг.

Г. Роббер. Пирамиды и храм. 1-ая пол. 1780-х гг.

В отличие от придворного классицизма XVII в. классицизм конца XVIII в. называют революционным. Его самым ярким представителем стал художник, чья судьба неотделима от событий этого времени. Это был Жак-Луи Давид (1748-1825), член революционного Конвента, художник, перед которым заискивали члены Директории, а затем попавший в немилость у ставшего императором Наполеона. В 1800 г. Давид написал портрет мадам Рекамье в античной тунике и на кушетке с плавно изогнутоым изголовьем, которая получит название «рекамье».

Ж.-Б. Симеон Шарден. Автопортрет с зеленым козырьком.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Автопортрет с зеленым козырьком.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. Ок. 1733 г.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. Ок. 1733 г.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Прачка. 1730-е гг.

Ж.-Б. Симеон Шарден. Прачка. 1730-е гг.

Архитектура Франции XVIII века.

В середине XVIII в. классицизм — господствующий стиль архитектуры.Классицизм стал стилем официальных построек. В европейских странах сооружаются величественные архитектурные ансамбли, парадные площади оформляются колоннадами.Огромное значение придается идее единой планировки города. Жак- Анж Габриэль (1698-1762) получил заказ на застройку площади, в центре которой должен был быть памятник Людовику XV (ныне — площадь Согласия). Он создает площадь нового типа, не замкнутую, а свободную и динамично развивающуюся.

Ж.-А. Габриэль. Малый Трианон в Версале Круг и квадрат — вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений. Клод-Никола Леду

Ж.-А. Габриэль. Малый Трианон в ВерсалеКруг и квадрат — вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений. Клод-Никола Леду

Ж.-А. Габриэль. Площадь Согласия

Ж.-А. Габриэль. Площадь Согласия

С двух сторон к площади подступают Елисейские поля и парк Тюильри, которые Габриэль оставляет неприкосновенными, также оставляет он и природную границу набережной Сены. В результате этого пространство площади раскрывается.Четвертая сторона оформляется следующим образом: два одинаковых корпуса разделяет улица.

К.-Н. Леду. Проект дома служащего для города Со. 1773 г.

К.-Н. Леду. Проект дома служащего для города Со. 1773 г.

К.-Н. Леду. Ротонда де ла Вилетт. Париж

Шедевр Габриэля — Малый Трианон, загородный дворец Людовика XV в Версале, не рассчитанный на званые приемы. В соразмерности всех членений фасада архитектором положено простейшее математическое соотношение один к двум. Так, длина здания вдвое больше его высоты, высота двери вдвое больше ширины, первый этаж вдвое выше второго.Утопизм, стремление к социальному идеалу, так свойственные эпохе революции, воплотил в своем творчестве Клод-Никола Леду (1736-1806), демонстративно отвергавший архитектурные приемы прошлых эпох. Леду создал проект эллиптического в плане города. Леду признавал только «формы, которые создаются простым движением циркуля». Зданиям Леду придавал формы кубов или параллелепипедов. Своей целью Леду считал создание «говорящей архитектуры», суть которой должна была открываться через природную среду. Так, проектируемый им в городе Шо «Дом садовника» представлял собой огромный шар, лишенный окон, «Дом директора источников» представал как монолит, с вписанным полым цилиндром, куда устремляется текущий с горы поток. В городе Леду планирует «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания». От центральной площади круглой формы должны были радиально расходиться обсаженные деревьями улицы.

mirxenia.com

фото городов, курортов и достопримечательностей Австралии

Фотографии Франции. Качественные фотографии городов и курортов. Фотографии событий, мест, замков, парков, заповедников, достопримечательностей Франции и развлекательных мест страны.

Лучшие фото Франции.

Аквитанский мост

Анси, церковь Святого Мориса (Франция)

Величественный кафедральный собор Св. Стефана

Водопад Гаварни в Пиренейском заповеднике, Франция

Второй город Франции по величине - Лион

Выставка механических аттракционов в Нанте, Нант, Долина Луары, Франция

Город Анси — французская Венеция

Дворец изящных искусств в Лилле, Франция

Диснейленд – мир сказки

Диснейленд во Франции

Достопримечательности Франции, Мулен-Руж

Замок Шамбор

Замок Шамбор

Замок Шато де Пьерфон

Казино Монте-Карло

Кале, Франция

Кафедральный собор Марселя, Прованс, Франция

Кольмар. Дома на набережной канала (Франция)

Лавандовые поля в Провансе, Франция

Лазурный берег, Франция

Лимож, Франция

Ментон, Франция

Меца, Франция

Мон-Сен-Мишель Нормандия, Франция

Музей Карнавале

Париж ночью

Париж, панорама

Сан-Тропе, Франция

Собор Нотр-Дамм

Триумфальная арка

Тулон, Франция

Удивительный Версаль

Фонтенбло, Здесь жили все короли Франции — от Людовика VII и до Наполеона III.

Фонтенбло, Франция

Французский мост по высоте превзошел даже Эйфелеву башню, высотой 342 м.

Футуроскоп – это знаменитый на весь мир тематический парк развлечений в 10 км от Пуатье

Через Безье проходит грандиозный Canal du Midi, созданный в 17-м веке. Это канал длиной 240 км, соедияющий Тулузу с городом Сет

Шварцвальд или Реку Рейн

Эйфелева башня

besttur.net

Франция Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

map of france. map concept #36426213 - map of france. map concept

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

art beautiful old town of Provence Фото со стока

#21862004 - art beautiful old town of Provence

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

vector france Иллюстрация #40253671 - vector france

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

aerial view of the city of Nice and the harbor

#5757186 - aerial view of the city of Nice and the harbor

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

View of Saone river in Lyon city at evening, France Фото со стока

#28419359 - View of Saone river in Lyon city at evening, France

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Notre Dame of Paris: Famous Chimeras overlooking the skyline of Paris at a summer day

#38325830 - Notre Dame of Paris: Famous Chimeras overlooking the skyline..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

wine-growing areas in France #33557325 - wine-growing areas in France

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cannes bay in alpes maritimes french riviera France Фото со стока

#16820729 - Cannes bay in alpes maritimes french riviera France

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Spring morning with Eiffel Tower, Paris, France

#12159201 - Spring morning with Eiffel Tower, Paris, France

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

tour eiffel in Paris

#10919863 - tour eiffel in Paris

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

A vector illustration of Infographic elements for traveling to France Иллюстрация #36982759 - A vector illustration of Infographic elements for traveling to..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Marseille, France panorama at night. The famous european harbour view on the Notre Dame de la Garde Фото со стока

#16196581 - Marseille, France panorama at night. The famous european harbour..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The beach and the waterfront of Nice at night, France. Фото со стока

#22635755 - The beach and the waterfront of Nice at night, France.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Montpellier France Place de la Comedie Opera square Редакционное

ru.123rf.com

Живопись Франции II-й половины XIX века

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство со стилем реализм на примере развития живописи Франции II половины XIX века

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с творчеством художников Франции  II половины XIX века,
  • познакомиться с разнообразием жанров этого времени,
  • выявить особенности реализма II половины XIX века,
  • развитие у школьников способностей к анализу произведения,
  • развитие воображения, творческого мышления и умения работать в группах.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать вывод.

Форма урока: комбинированный медиаурок.

ХОД УРОКА

Класс разделен на 4 группы

На экране пейзаж Клода Жозефа Верне

Учащимся предлагается вспомнить особенности пейзажной живописи 18 века, затем сравнить с пейзажем Камиля Коро и увидеть отличия и сделать выводы (обратить внимание на построение композиции, планы, световые пятна, как написаны фигуры на полотне).

Учащиеся делают выводы

Учитель: Меняется политическая и экономическая обстановка в Европе и соответственно меняется искусство, темы и техника. Для Европы вторая половина XIX века – время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленной революцией 1848 года, пришла империя Наполеона III (1852-1870). Франко-прусская война 1870-1871 и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение колоний сделало ее второй после Англии колониальной  державой. Люди искусства стремились уловить и передать в своем творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рожденные прошедшими веками, отметались старые сюжеты. Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживленно обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.  Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. Французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво передать действительность. Ведущим принципом в искусстве этого периода стал реализм (от латинского слова realis – «вещественный», «действительный»). Во французской живописи реализм заявил о себе ранее всего в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленный от общественных бурь  и традиционной направленности жанра. Начинается он с так называемой барбизонской школы, с художников, получивших в истории искусства такое  название по имени деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Это была группа молодых живописцев – Теодор Руссо, Диаз дела Пенья, Жюль Дюпре, Констант Тройон, Шарль Франсуа Добиньи, – которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. Картины они завершали в мастерской на основе этюдов, отсюда законченность и обобщенность в композиции и колорите. Но живое ощущение натуры в них оставалось всегда. Всех их объединяло желание изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять творческую индивидуальность.

Каждой группе предложены изображения картин одного из барбезонцев с заданием увидеть характерное для данного художника. Если школьники справляются с этим заданием, то отвечают следующим образом:

Теодор Руссо тяготеет к подчеркиванию вечного в природе, большинство картин объединены одним колоритом.

Жюль Дюпре часто пользуется светотеневыми контрастами,  его картинах чувствуется напряжение, очень часто присутствуют люди и животные.

Констант Тройон в свои изображения природы любил вводить животных.

У Шарля Франсуа Добиньи высветленная палитра, объёмное нанесение красок и резкие мазки кистью.

Продолжает учитель: Говоря о пейзажистах середины XIX века нельзя обойти молчанием одного из самых тонких мастеров французского пейзажа – Камиля Коро (1796-1875). В Салонах он выставлялся, но всегда помещался в самых темных местах, где пропадает весь его изысканный колорит. Знаменательно, что Коро приветствуют романтики. Не впадая в  отчаяние от неуспеха  у официальной публики, Коро пишет этюды для себя и скоро становится создателем интимного пейзажа, «пейзажа настроения». («Воз сена», «Колокольня в Анжентее»). Он много ездит по Франции, некоторое время следит за развитием живописи барбезонцев, но находит свой собственный «Барбезон» – маленький городок под Парижем Вилль Даврэ, где его отец, парижский торговец, покупает дом. Здесь, в этих местах, Коро нашел постоянный источник вдохновения, создал лучшие пейзажи, которые часто населял нимфами или другими мифологическими существами. Но что  бы он не писал, Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). Человек в пейзажах Коро органически входит в мир природы. Это не стаффаж классического пейзажа, а живущие и делающие свою извечную, простую, как жизнь работу люди: женщины, собирающие хворост, возвращающиеся с поля крестьяне («Семья жнеца»). Однако в восприятии Коро больше созерцательности. Бедные люди, согнутые под грузом непосильного труда, не смеют оглянуться; красоты природы не существует для них как пейзаж. Они еще не оторвались от природы. И это невольно создает дистанцию, мы бы сказали, общественную грань между художником и сельскими тружениками. Он не встает в позу защитника социальной несправедливости, как Милле, не вступает в разговор с бедняками. Он видит, сочувствует и проходит мимо. В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки, предметы у него окутаны легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность. Но главное –  изображение всегда проникнуто личным отношением художника, его настроением. Его гамма цветов как будто не богата.  Это градации серебристо-жемчужных и лазурно-перламутровых тонов. «Чтобы понять Коро, нужно слишком рано вставать», – будто бы сказал Наполеон III, намекая на несоизмеримость мира художника и мира жизненной руины. «Чтобы понять мои картины, – говорит Коро, – нужно набраться терпения и дождаться, пока поднимется туман». Письмо Коро размашистое, свободное. Именно это качество вызывало резкие нападки официальной критики. Наряду с пейзажами Коро писал много портретов. Часто они выполнялись на фоне спокойной природы. Коро не был предшественником импрессионизма. Но его способ передавать световую среду, его  отношение к непосредственному впечатлению от природы и человека имели большое значение для утверждения живописи импрессионистов и во многом созвучны их искусству.

Одно время в Барбизоне работал Жан Франсуа Милле (1814-1878). Родившийся  в крестьянской среде, Милле навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир – основной жанр Милле. Из родной Нормандии он приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х года, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы, особенно с Теодором Руссо. С этого времени начинается зрелый период творчества Милле (Салон 1848 г – картина на крестьянскую тему «Веятель»). Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел нужду, но теме не изменил. «Я крестьянин и ничего больше, чем крестьянин», – говорил он о себе.  В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный     и монументальный образ труженика земли («Сеятель», 1850). Он показал сельский труд как  естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины «Анжелюс» и «Собирательницы колосьев». Для почерка Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милее достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда и при помощи объемно-пластической трактовки, и ровной цветовой гаммой. Он любит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс», когда последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягко сгармонизованных  красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонах. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко читаемые над линией горизонта, еще более усиливают общую лапидарность  композиции, имеющей в целом какое-то эпическое звучание. «Анжелюс» – это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто  работал на этой земле. Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения. В конце жизни художник под влиянием барбизонцев увлекся пейзажем. В «Зимнем пейзаже с воронами» (1866 г.) нет крестьян, они давно ушли, бросив пашню, по которой бродят вороны. Земля прекрасна, печальна и одинока.  «Весна» – последняя работа Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющая яркими красками после дождя, она закончена незадолго до смерти художника. Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь поставили Милле в один ряд с барбизонцами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX века.

В Германии в конце XVIII века был изобретен новый вид графики – литография. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно имитировать карандашный рисунок и набросок тушью. Литография давала множество четких отпечатков, и ее быстро освоила полиграфическая промышленность. Расцвет литографии во Франции произошел в 30-40-е годы XIX века, то было связано с активным участием прессы  в общественной жизни. Сатирические  журнал «Карикатюр»   и газета «Шаривари» высмеивали отрицательные стороны режима Луи Филиппа (1830-1848гг), взошедшего на престол после Июльской революции 1830 г.  Одними из самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье. Все исторические события, происходившие во Франции, начиная с революции 1830 г. и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 года, нашли самое яркое отражение в графике Оноре Домье (1808-1879). Славу Домье принесла литография «Гаргантюа» (1831) – карикатура на Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. За эту карикатуру был приговорен к 6 месяцам заключения и 500 франкам штрафа. Уже в этом графическом листе Домье – график, преодолевая перегруженность композиции и повествовательность, тяготеет к монументальной, объемно-пластической форме, прибегает к деформации в поисках наибольшей выразительности изображаемого лица или предмета. Он осмысливает каждодневные события политической борьбы сатирически, умело пользуясь языком иносказаний и метафор. Так возникает карикатура на заседание министров и депутатов парламента Июньской монархии «Законодательное чрево»: сборище немощных стариков, равнодушных ко всему, кроме своего честолюбия, тупо самодовольных и чванливых. Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» (1834) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1934 г. На улице Транснонен  солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мертвого мужчины в ночном колпаке, лежавшего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные оттенки серого и резкие контрасты черного и белого. После прихода к власти императора Наполеона III  (1852-1870) политическая сатира была запрещена. Домье как живописец был неизвестен современникам; он никогда не выставлял свои картины. Легкие свободные мазки, отдельные контрастные пятна краски, соединяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон Кихота. Он гордо восседает на тощей лошаденке, прямой и самоотверженный, – великий  мечтатель, большой ребенок, искренне верящий в добро и справедливость («Дон Кихот», 1866-1868 гг.). Признание пришло к Оноре Домье уже после смерти. В 1901 году в Париже устроили большую персональную выставку мастера, где были показаны литографии, сделанные им за сорок лет работы, и картины. Благодаря его достижениям техника литографии получила широкое распространение среди французских и европейских мастеров второй половины XIX столетия

Критический реализм как новое мощное художественное направление активно утверждает себя в жанровой живописи. Его становление в этой области связано с именем Густава Курбе (1819-1877). Как справедливо писал Лионелла Вентури, ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один не оказал такого влияния на живопись XIX века. Он правдиво изображал современность как видел. Больше всего наблюдал и знал Курбе обитателей своего родного Орнана и деревень этой местности, поэтому именно жители этих мест, сцены из их жизни и послужили для Курбе теми «портретами своего времени», которые он создал. Простые жанровые сцены он умел трактовать как возвышенно-исторические, и незатейливая провинциальная жизнь получила под его кистью героическую окраску. Родившись в 1819 году на юго-западе Франции, в зажиточной крестьянской семье местечка Орнан, Курбе в 1840 г. перебирается в Париж, чтобы «Завоевать его». В Салоне 1842 года он дебютировал «Автопортретом с черной собакой», в 1846 г. пишет «Автопортрет с трубкой». Лицо полно неги, лукавства, но и поэзии и изящества. Живопись широкая, свободная, насыщена светотеневыми контрастами. Революция 1848 г. обращает к темам труда и нищеты. В его картине «Камнетесы» (1849-1850 гг.)при этом нет социальной остроты, никакого протеста мы не читаем ни в фигуре старика, вся поза которого как будто выражает смирение перед судьбой, ни молодого парня, согнутого под тяжестью ноши, но есть несомненное сочувствие к доле изображенных, простая человеческая симпатия. Но само обращение к подобной теме было задачей социального плана. После разгрома революции Курбе уезжает в родные места, в Орнан, где создает ряд полотен навеянных простыми сценами  быта. «После обеда в Орнане» (1849 г.) –  это изображение себя, своего отца и двух земляков за столом слушающими музыку. Обращение к подобной обыденности показалось публике дерзостью. Самое знаменитое творение Курбе  – «Похороны в Орнане». Художник изобразил в этой большой (6 кв. м холста, 47 фигур в натуральную величину) композиции погребение, на котором присутствует орнанское общество во главе с мэром. Контраст торжественной церемонии и ничтожества людских страстей даже перед лицом смерти вызвал целую бурю негодования публики, когда картина была выставлена в Салоне 1851 года. В ней видели клевету на французское провинциальное общество, и с тех пор Курбе стал систематически отвергаться официальным жюри Салонов. В 1855 г., когда Курбе не был принят на международную выставку, он открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им «Павильон реализма», и предпослал ей каталог, в котором изложил свои принципы реализма. «Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но и человеком; одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель», – провозглашает художник. Декларация Курбе к выставке 1855 г. вошла в искусство как программа реализма. Столь  же программна  и другая картина «Здравствуйте, господин Курбе». Здесь изображен сам художник с этюдником за плечами и посохом в руке, повстречавший на проселочной дороге коллекционера Брюйа и его слугу. Но знаменательно, что не Курбе, некогда принимавший помощь богатого мецената, а меценат снимает шляпу перед художником, идущим свободно и уверенно, с высоко поднятой головой. Идея картины – художник идет своей дорогой, он сам выбирает свой путь – была принята всеми, но встречена по-разному и вызвала неоднозначную реакцию. В дни Парижской Коммуны Курбе становится ее членом, и его судьба переплетается с судьбой пролетарской революции. Последние годы он живет в изгнании, в Швейцарии, где и умирает в 1877 году. В этот период он пишет ряд прекрасных по своей выразительности вещей: охоты, пейзажи и натюрморты. Он уделяет огромное внимание передаче реального ощущения пространства, проблеме освещения. Реалистическая жизнь Курбе во многом определила дальнейшие этапы развития европейского искусства.

Закрепление пройденного материала

Каждой группе учащихся раздаются изображения произведений одного их художников с заданием вспомнить и рассказать о жанре, манере и особенностях живописи мастера.

Домашнее задание

Записать выводы, сделанные на уроке

Список литературы:

  1. Долгополов И.В. Мастера и шедевры т 1, М, 1986
  2. Искусство Книга для учителя ч 2, М 1988
  3. Ильина Т.В. История искусств  Западноевропейское искусство М, 1993
  4. Мастера искусства об искусстве, т 4, М., 1967
  5. Энциклопедия  Аванта+, т 7 ч 2. М., 1999

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта