Король живописцев и живописец королей: великий Тициан. Картины королей
великий Тициан – Ярмарка Мастеров
У всех на слуху имена Леонардо, Микеланджело, Рафаэля. Искусствоведы назовут тысячи имен художников, от знаменитых до известных лишь узкому кругу специалистов. Но много ли среди тех, чье имя осталось в веках не только как автора замечательных картин? Думаю, очень не много. Один из них — великолепный Тициан.
Да, да, тот, чье имя сегодня можно прочитать на коробке с краской для волос "цвет тициан".
"Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения. Он родился примерно в 1477 году и прожил почти сто лет, невероятный срок для того времени. Сто лет, которые по значимости для искусства равны тысячелетию.
Ему повезло сразу, еще когда он поступил учеником в мастерскую к знаменитому венецианскому художнику Джованни Беллини. Здесь юный Тициан знакомится со своим ровесником и соперником Джорджоне,
который, как бы предчувствуя свою раннюю смерть, очень быстро раскрывает свой талант. В 1510 году Джорджоне умирает от чумы и его знаменитую «Венеру»
дописывает Тициан. С этого времени Тициан работает за двоих, никогда не забывая того, кто жил грезами и так рано ушел на небеса.
Перенимая опыт других мастеров, овладевая разными техниками живописи, художник создает свою, неповторимую манеру письма. Примерно с 1530 –гг. в каждой картине Тициана проявляется неповторимое индивидуальное колористическое решение: подчиненная приглушенному золотистому тону, гамма строится на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного и блекло-зеленого.
Так рождается новая техника живописи.
Картины Тициана копировали тысячи раз, но так и не смогли передать небесное сияние, которое исходит от полотен.
Очень важным оказался вклад Тициана в развитие портрета. Итальянский художник был крупнейшим портретистом своего времени, а его работы на многие века стали эталоном. Для полного оживления изображенным на портретах людям не хватало только дыхания. Тицианом создано более сотни портретов: прекрасные женщины и гордые мужчины, дожи и герцоги, императоры и короли, римский папа, но все они выглядели земными.
Дж. Вазари писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.
Прожив почти сто лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил оказавшийся последним очередной творческий замысел – картину «Пьетà», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V и Аретино. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке.
А цвет «тициан», написанный на коробках с краской для волос —
это всего лишь попытка, далеко не всегда удачная, воплотить и передать шелковистость и сияние золотисто-каштановых прядей на полотнах великого художника.
www.livemaster.ru
“Галерея красавиц” Людвига I Баварского
По заказу короля Людвига I немецкий художник Йозеф Карл Штилер написал серию портретов самых красивых женщин Германии. Написанные в 1827—1850 годах картины ориентировались на идеал красоты Людвига I, а не на социальный статус портретируемых. Там есть и немецкие принцессы и простые горожанки как например, Хелена Зедльмайр, дочь мюнхенского сапожника…
Людвиг заказывал Штилеру портреты женщин, которых считал красавицами - причем важным компонентом их красоты должна была быть высокая мораль (целомудрие).
Если король выбирал для портрета дочь почетного гражданина, она получала в подарок платье, в котором позировала художнику. Именно поэтому многие дамы на портретах одеты намного богаче, чем позволяло их социальное положение.
Штилер был модным портретистом, и в его "портфолио" не только красавицы: он писал портреты большинства известных людей своего времени, включая Гёте и Бетховена. Многие из написанных им дам также были широко известны современникам, причем далеко не только своей красотой.
Princess Marie, painted in 1843. Since 1848 Queen of Bavaria, mother of the Kings Ludwig II and Otto III) - Принцесса Мари, портрет написан 1843 году. С 1848 года королева Баварии, мать королей Людвига II и Отто III
Amalie von Schintling. She died shortly after this painting, 19 years old. 1831) - Амалия фон Шинтлинг. Она умерла вскоре после написания этой картины, ей было - 19 лет.1831 г.
(Nanette Kaula, daughter of Banker-Raphael Kaula 1829.) - Нанетт Каула, дочь банкира-Рафаэлья Каула, 1829 г.
"Галереи красавиц". В этом собрании, расположенном во дворце, находились портреты всех женщин, которых король любил или которыми просто восхищался. Несколько раз в неделю этот селадон обходил галерею, любуясь прекрасными лицами и черпая вдохновение в их прелести, чтобы создавать свои "отвратительные стихи", как назвал его вирши один биограф.
Известно, что Г. Гейне зло высмеивал этого "великого поэта" - короля, усиленно домогавшегося славы и выпустившего четыре тома своих стихотворений. По поводу королевской «Галереи красавиц» Г. Гейне писал:
(Portrait of Marchesa Marianna Florenzi, 1831, Schönheitengalerie. Marianna was an Italian noble woman, translater and live time friend of Ludwig I. von Bayern (but probably they never had sex together) - Портрет маркизы Марианна Флорензи 1831 год. Марианна была итальянкой, переводчицей Людвига I.
(Sophie, Archduchess of Austria (nee Princess of Bavaria). 1832.) - Софи, эрцгерцогиня Австрии (урожденная принцесса Баварии).1832 г.
(Lola Montez,1847) - Лола Монтес,1847 г.
(Amalie, Freiin von Kruedener.1827) - Амалия Крюденер, одна из возлюбленных Тютчева.1827 г.
Ее жизнь окутана легкою дымкою тайн. Полна страстных писем, неоконченных романов, дуэльных историй, шума балов, блеска драгоценностей, загадочных улыбок . Бесед- полунамеков. Путешествий. Таинственного блеска зеркал. И отражения в них ее силуэта: Гордый, царственный поворот головы. Безупречный французский. Холодновато - изящные, светские манеры.
Она - незаконнорожденная дочь владетельной немецкой принцессы Турн унд Таксис и графа Максимилиана Лерхенфельда, дипломата во втором поколении, баварского посланника в Берлине и Вене - воспитывалась в семье графа на правах родной и могла даже не высказывать желаний: Они угадывались по взмаху ресниц, выражению глаз и жестам маленькой ручки!
(Katerina Rosa Botzaris, daughter of Markos Botsaris,1841.) - Катерина Роза Ботцарис, дочь Маркос Ботцариса, 1841 г.
Её отец - известный греческий военачальник, герой Освободительной войны Греции 1821-1829 гг.
(Lady Jane Elizabeth Digby, painted in 1831 as Lady Jane Ellenborough) - Леди Джейн Элизабет Дигби, написано в 1831 году, как леди Джейн Элленборо.
Когда Людвиг I услышал о красоте леди Элленборо, прибывшей в его «Новые Афины», он изъявил горячее желание встретиться с ней. Она была представлена королю, и тот приказал своему придворному художнику Карлу Штилеру увековечить ее классические черты для «Галереи красавиц».
Ей не раз предлагали написать книгу воспоминаний и всякий раз она отказывалась. «Список моих мужей и любовников будет читаться как испорченное издание готского альманаха». Леди Джейн Элленборо недвусмысленно намекала, что дипломатический и статистический ежегодник, издававшийся в немецком городе Готе, не намного длиннее перечня ее интимных друзей. И уж точно менее увлекателен.
В «друзьях» у нее числились немцы, французы, австрийцы, англичане, греки, итальянцы… Поговаривали, на родине бессмертного Данте леди Джейн как-то особенно везло на мужей и их насчитывалось не то трое, не то пятеро. В общем, страсти вокруг нее бушевали.
Среди ее любовников и мужей были дипломаты, аристократы всех мастей и короли с принцами, но свое счастье она нашла на Востоке, выйдя замуж за бедуина. Живя с ним в шатре, Джейн наравне со всеми вступала в схватки – ее прозвали «белым дьяволом». Когда ей стукнул 51 год, некий шейх пытался отбить ее от мужа. Джейн деликатно ему намекнула, что не стоит переоценивать свои силы.
Ей было 67 лет, когда путешествующий англичанин о ней написал: «В комнату вошла высокая женщина, поразившая меня своей красотой». Когда Джейн завалило за 70, ее безуспешно пытался совратить юный переводчик. Наконец, в 73 года леди Джейн недоумевала: «Что бы могло быть причиной того, что уже прошло два месяца почти, как в последний раз Миджваль спал со мной?»
(Anna Hillmayer. 1829) - Анна Хиллмаэр. 1829 г.Она никогда не была замужем.
(Helene Kreszenz Sedlmayr.1831) - Элен Зедлмайр. 1831 г.Служанка в игрушечном бизнесе торгового дома "Auracher Briennerstrasse", дочь сапожника. Она была изображена художником костюме девушки из состоятельной семьи города Мюнхена.
В 1831 году ёе портрет был помещен в "Галерею красавиц" короля и она, считалась воплощением красивейшей из женщин Мюнхена. Через год она вышла замуж за камердинера короля Людовика, Гермес Миллера и родила десятерых детей (девять сыновей и одна дочь). Брак считался счастливым. Их потомки, семья Миллер сегодня живем в Берхтесгадене.
(Charlotte von Hagn in her costume of Wallenstein's daughter "Thekla" in Schiller´s , 1828) - Шарлотта фон Ханг- немецкая актриса, в ее костюме Валленштейна "Текла" Шиллера, 1828. г.
(Regina Daxenberger painted in 1829) - Регина Драхенберг, портрет написан в 1829 году
(Rosalie Julie Freiin von Bonar, painted for the Schönheitengalerie in 1840) - Баронесса Розали Джули Бонар, написано в 1840 году для "Галереи красавиц"
(Irene, Graefin von Berg, nee Marchesa Pallavicini 1834) - Ирен, графиня, урожденная Берг, маркиза Паллавичини. 1834 г.
(Caroline von Holnstein. 1834.) - Каролина фон Холнштейн. 1834 г.
Auguste Strobl 1831
Caroline Lizius 1849
Nanette Kaula 1838
Auguste Strobl, erste Fassung, gemalt im Dezember 1826 г.
Alexandra Amalie von Bayern
(Maria Dietsch 1850) - Мария Дайтш. 1850 г.
Швея. Ее портрет является последним (написано два её портрета), написанным художником для "Галереи красавиц". Ее отношения с королем Людвигом I Баварским в настоящее время неясно, тем более что она, по словам Иосифа Карла Стиэлер "небыла обладательницей большой красоты"
Людвиг I Баварский
P.S. "Галерея красавиц" Людвига I Баварского находится на юге Германии в павильоне в Нимфенбурге, недалеко от Мюнхена. Два дополнительных образа в галереи красавиц были созданы Фридрихом Дюрком.
Его самые известные работы портреты дочь сапожника Элен Зедлмайр , актриса Шарлотта фон Хагн, и любовниц короля - Лола Монтес и Марианна Флорензи. В галерее красавиц - и супруга Людвига, и дочь, но они там просто указаны, как принцессы Баварии.
storyfiles.blogspot.com
Портреты английских королев
В коллекции представлены портреты английских королев из "Книги красоты" ("The Book of Beauty, or Regal Gallery"), издававшейся Маргерит Гардинер, графиней Блессингтон, урожденной Пауэр (Marguerite Gardiner, Countess of Blessington) и Летиция Элизабет Лэндон (Letitia Elizabeth Landon), 1849.
Портреты выполнены по рисункам У. Фрита, Дж. Райта, Э. Корбульда, А. Бувье и других художников начала викторианской эпохи.
Анна Датская - Anne of Denmark (1574 — 1619), супруга Якова VI, рис. Г. Уоррен
Беренгария Наваррская - Berengaria of Navarre, супруга Ричарда I (Ричарда Львиное Сердце), рис. Д. Райт
Вильгельмина Шарлотта Каролина фон Бранденбург-Ансбахская - Wilhelmina Charlotte Caroline von Brandenburg-Ansbach (1683—1737), супруга Георга II, рис. Д.Райт
Генриетта Мария Французская - Henriette Marie (1609—1669), супруга Карла I, рис. Ф.Эгг
Королева Виктория - Alexandrina Victoria (1819—1901), рис. У.Росс
Ее величество королева Виктория с принцем Уэлльским и принцессой Викторией, рис. У. Друммонд
Екатерина Валуа - Catherine de Valois (1401—1437), супруга Генриха V. рис. А.Бувье
Елизавета Йоркская - Elizabeth of York (1466 — 1503), супруга Генриха VII.
Изабелла Ангулемская, супруга короля Джона (Иоанна), рис. А.Бувье
Изабелла Французская - Isabella of France(1295—1358), супруга Эдварда II, рис. Д.Райт
Королева Елизавета I - Elizabeth I of England (1533—1603), рис. Э.Корбулд
Королева Мария I Тюдор - Mary I of England (1516—1558), рис. А.Бувье
Маргарита Анжуйская - Margaret of Anjou (1429—1482), супруга Генриха VI, рис. А.Бувье
Маргарита Французская - Marguerite de France (1282—1317), cупруга Эдварда I, рис. Э.Корбулд
Матильда Шотландская - Matilda of Scotland (1080—1118), первая супруга Генриха I, рис. Д.Райт
Филиппа Хайнолтская (1314-1369), супруга Эдварда III, рис. Э. Корбулд
Элеoнора Кастильская - Eleanor of Castile (1241–1290), супруга Эдварда I, рис. Д.Райт
Элеонора Прованская - Еlеonore de Provence (1223–1291), супруга Генриха III, рис. Д.Райт
Элизабет Вудвиль - Elizabeth Woodville (1437—1492), супруга Эдварда IV, рис. Д.Райт
Анна Богемская - Anne of Bohemia (1366—1394), первая супруга короля Ричарда II, рис. А. Бувье.
Изабелла де Валуа - Isabelle de Valois (1387) 1389—1409), вторая супруга короля Ричарда II, рис. Э. Корбулд
Екатерина Арагонская - Catherine of Aragon (1485—1536), первая супруга Генриха VIII, рис. Ф. Ньювенхем
Анна Болейн, (1507 - 1536), вторая супруга Генриха VIII, рис. О’Нейла
Джейн Сеймур - Jane Seymour (1508) 1509—1537), третья жена Генриха VIII, рис. Д.Райт
Анна Клевская - Anna von Jülich-Kleve-Berg, (1515 — 1557) — четвёртая супруга Генриха VIII
Екатерина Говард - Catherine Howard (1520/1525 — 1542) — пятая жена Генриха VIII.
Екатерина Парр - Catherine Parr (1512—1548), шестая и последняя жена короля Англии Генриха VIII, рис. Д.Райт
subscribe.ru
Вам срочно нужно сделать солидный и дорогой подарок, который будет не стыдно преподнести на самое важное торжество? АртФото предлагает Вам простое решение этого вопроса, а именно, заказать портреты королей в подарок на любое торжество. Портреты королей в красивых резных рамах становились с давних пор символами могущества и стабильности всего государства. Каждая компания – королевство в миниатюре, со своим королем – руководителем. Поэтому портреты королей, вошедшие в историю изобразительного искусства, будут идеальным подарком шефу, став символом стабильности и респектабельности всей фирмы. Или можем предложить Вам, или виновнику торжества самому предстать в образе величественного монарха. Достаточно лишь заглянуть в галерею образов на нашем сайте. АртФото предоставляет Вам огромное количество готовых изображений, среди которых портреты королей и королев занимают не последнее место. Исторические портреты королей проникли во многие сферы нашей жизни. Так, в колоде карт, каждому карточному королю соответствует реально существовавший монарх. Король пик имеет своим прототипом Царя Давида, трефовый король – Александра Македонского, бубновый – Юлия Цезаря, а король червей – Карла Великого. И ничего не мешает Вам предстать в юмористическом образе карточного короля. Вы можете примерить на себе строгий реалистичный образ, оригинальный фэнтезийный или любой другой. Все зависит лишь от Вашей фантазии, а мы обязуемся профессионально исполнить ее на натуральном холсте. См. статью "Портрет с фотографии" Портреты королей в подарокПортреты королей в подарок подойдут для любого торжества. Так, портреты королей – хороший презент для ребенка. Такая картина с историческим персонажем, не только украсит детскую, но и заставит ребенка невольно заинтересоваться личностью изображенного монарха, прочесть о нем. Это уже не говоря о том, что Вы сами можете стать монархом, всего лишь заказав портрет с образом короля. В мужских образах Вы найдете изображения королей и императоров всех эпох и времен. Так, Вы можете отдать предпочтение солидному и сдержанному образу Николая II (М_91). Или примерить венценосный облик Наполеона, в золотом лавровом венке (М_97). Или примерить образ фэнтезийный – Арагорна, правителя славного Гондора из бессмертного произведения Толкина (М_386). А может, к Вашему характеру, или характеру виновника торжества, больше подойдет образ правителя островов Туманного Альбиона, не чуждого романтизма (М_427)? Как видите, в АртФото Вы можете подобрать любой образ в портреты королей в подарок как близкому человеку, шефу, другу, так и самому себе. Мы рекомендуем Вам приобрести у нас портреты в подарок, и обязательно сделать их большого масштаба. Эти полотна с давних пор было принято создавать большими и величественными. К тому же, картина большого размера в помещении гораздо лучше и полнее раскроет свой живописный потенциал – создаст атмосферу роскоши и древности ярче, чем миниатюрное полотно. Живописцы, которые писали портреты королей и монархов, носили гордое звание придворных художников. Одним из самых знаменитых из них является Диего Веласкес, изобразивший Филиппа 4-го на нескольких портретах, а также создавший «Конный портрет королевы Маргариты» (ок. 1634-1635, Мадрид, Прадо) и «Конный портрет королевы Изабеллы Бурбон» (ок. 1634-1635, Мадрид, Прадо) и т.д. На первом портрете Филиппа королю 18 лет, на последнем работы Веласкеса – 50. Если проследить за изображениями монарха работы знаменитого художника, заметна эволюция как живописной техники Веласкеса, так и облика Филиппа. Заказать портреты королейЗаказать портреты королей – значит приблизиться к культуре и истории различных стран и эпох. Портреты королей – кусочек истории, которые Вы можете всегда иметь рядом, расположив картины в любом помещении. Заказать портреты королей или иные картины, можно просто позвонив по телефонам, которые Вы найдете на нашем сайте. Также Вы можете оставить свой заказ, отправив запрос на нашу почту. Вы можете приобрести картину в АртФото, даже проживая за чертой Москвы. Мы работаем по всей России, за рубежом и в странах СНГ. Ваша картина будет выполнена в самый короткий срок – от 1-го до 4-х дней. Наша продукция славится своим качеством, которое нарицательно прозвали уникальным качеством АртФото. См. также "Портрет с фотографии на заказ" |
www.fotokartina.com
Портреты английских королев | World of Art
Элеонора Аквитанская, герцогиня Аквитании и Гаскони, графиня Пуатье с 1137 года, королева Франции в 1137—1152 годах, королева Англии в 1154—1189 годах. Одна из богатейших и наиболее влиятельных женщин Европы Высокого средневековья. Алиенора была супругой двух королей — сначала короля Франции Людовика VII, а затем короля Англии Генриха II Плантагенета, матерью двух английских королей — воспетого средневековыми балладами английского короля Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Женщина удивительной красоты, характера и нравов, выделяющих её не только в ряду женщин-правителей своего времени, но и всей истории.
Беренгария Наваррская, жена Ричарда Львиное сердце
Матильда Шотландская? первая жена английского короля Генриха I
Изабелла Ангулемская, жена Иоанна Безземельного
Элеонора Прованская, супруга Генриха III
Элеонора Кастильская, первая жена Эдуарда I
Маргарита Французская, вторая жена Эдуарда I
Изабелла Французская, позднее прозванная Французской Волчицей, дочь французского короля Филиппа IV Красивого и Иоанны I Наваррской, с 1308 года — жена английского короля Эдуарда II, мать короля Эдуарда III
Филиппа де Авен, королева Англии, жена Эдуарда III. От четырнадцати детей Эдуарда и Филиппы происходят основные участники войн Алой и Белой розы.
Анна Чешская (чеш. Anna Lucemburská, англ. Anne of Bohemia; 11 мая 1366 — до 3 июня 1394) — королева-консорт Англии, первая супруга короля Ричарда II
Изабелла де Валуа, вторая супруга короля Англии Ричарда II. После его смерти вернулась во Францию и вышла замуж за Карла, герцога Орлеанского
Жанна Наваррская, жена Генриха IV
Екатерина Валуа, жена Генриха V
Анна Невилл, королева Англии (1483—1485), супруга короля Ричарда III
Маргарита Анжуйская была выдана замуж (1445) за английского короля Генриха VI и фактически сразу стала играть решающую роль в английской политической жизни. Её амбициозность и властность стали одной из причин восстания йоркистов и начала войны Алой и Белой Розы.
Елизавета Вудвиль, жена короля Эдуарда IV
Елизавета Йоркская, супруга Генриха VII. Единственная королева, которая была дочерью, сестрой, племянницей, женой, матерью и бабушкой английских королей.
Екатерина Арагонская, первая жена Генриха VIII
Анна Болейн, вторая супруга Генриха VIII
Джейн Сеймур, третья жена Генриха VIII
Екатерина Парр, шестая жена Генриха VIII
Джейн Грей, королева Англии с 10 июля 1553 года по 19 июля 1553 года. Известна также как «королева на девять дней». Казнена по обвинению в узурпации власти 12 февраля 1554 года
Мария I, также известна как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри, англ. Bloody Mary), Мария Католичка
Елизавета I
Анна Датская, королева-консорт Шотландии, Англии и Ирландии, жена короля Якова I
Генриетта Мария Французская, младшая дочь французского короля Генриха IV и Марии Медичи, выданная замуж в 1625 году за Карла I Стюарта, короля Англии, Шотландии и Ирландии. Мать двух английских монархов (Карла II и Якова II) и бабушка ещё троих. По женской линии от неё ведут происхождение Людовик XV и ещё четверо королей Франции. Её именем в США назван штат Мэриленд
Вильгельмина Шарлотта Каролина Бранденбург-Ансбахская, супруга Георга II
Королева Виктория
worldartdalia.blogspot.com
Франсиско Гойя Король Испании Карл IV и его семья: Описание произведения
Испанский король Карл IV, его супруга Мария Луиза Пармская, их разновозрастные и многочисленные «чада и домочадцы»… Перед нами знаменитый семейный портрет испанских монархов кисти придворного живописца Франсиско Гойи. Портрет, самую едкую и ёмкую характеристику которому дал французский поэт-романтик Теофиль Готье. Он сказал, что на этой картине видит не короля и королеву, а «булочника с женой, получивших крупный выигрыш в лотерею».Кто изображён на картине?
Грузная фигура испанского короля Карла IV в чёрном камзоле, усеянном орденами, парике и белых чулках сдвинута немного вправо от центра картины. В самом же центре изображена королева, его жена Мария Луиза, что и неудивительно: именно ей, властной, сластолюбивой и жестокой и её фавориту Мануэлю Годою, а вовсе не мягкотелому, безвольному Карлу, принадлежала фактическая власть в стране.Рядом с монархами – их младшие дети, 6-летний инфант Франсиско де Паула и 11-летняя инфанта Мария Изабелла. Слева – 16-летний принц Астурии, будущий король Фердинанд VII (в дальнейшем постаревший Гойя застанет и его правление тоже, а от его жестокости сбежит во французский Бордо, где встретит смерть). Принц одет в тёмно-синий камзол и выглядит на картине значительно более самоуверенным, чем его отец, как, собственно, и было в действительности. За левым плечом инфанта из темноты фона, подобно кошмару из офортов Гойи, возникает лицо пожилой инфанты Марии Хосефы, сестры королевы, с крючковатым носом и запавшим ртом.
Кроме того, слева на картине есть 12-летний инфант Карлос Мария де Исидро, второй в очереди престолонаследования после Фердинанда. Так он и изображён: позади наследника № 1. Кем является женщина, стоящая рядом с инфантами и отвернувшаяся от зрителей, – загадка. На сайте музея Прадо её обозначают как «неизвестную молодую женщину».
Позади короля изображён 45-летний инфант Антонио Паскуаль де Бурбон, брат Карла IV, в профиль рядом с ним – старшая дочь монархов Карлота Хоакина, королева Португалии. Правее – 18-летняя инфанта Мария Луиза, её сын, младенец Карл Луис и её муж Луис де Бурбон, будущий король Этрурии.
«Семья короля Карла IV» – ода или насмешка?
«Семья короля Карла IV» – парадный портрет, и в то же время в нём легко считывается ирония Гойи. С одной стороны, испанские правители, нынешние и будущие, показаны в блеске королевской славы. Гойя тщательно воспроизводит их одежду, обильно украшенную придворным ювелиром драгоценными камнями. Женские украшения, ордена короля (среди них – недавно учреждённый орден Марии Луизы и Золотого руна, а также Крест Непорочного зачатия) – всё это Гойя выписывает, кажется, с каким-то особым удовольствием. С не меньшим вкусом и знанием дела передана фактура тканей: тяжёлой золотой парчи, мягкого и вкрадчиво-матового бархата, лёгких кружев. Однако роскошь нарядов только оттеняет физические несовершенства героев. По воспоминаниям, король был феноменально рыхл, а королева-распутница – и вовсе безобразна. И Гойя не стремится дать их в идеализированном виде. Он изображает не богоподобных венценосцев, а заурядных смертных из плоти и крови.В демократической критике принято будет писать о семье Карла IV чуть ли не с отвращением: духовное убожество, мещанская заурядность, семья лавочников, вульгарность, невежество, вырождение и прочая, и прочая. В работе Гойи видели чуть ли не карикатуру. Вряд ли это и в самом деле так. Скорее, мы имеем дело с критической крайностью. А Гойя оставался художником, он создал остро-характерные портреты, раскрывающие в нём знатока человеческой природы. И, кстати, монархами портрет был воспринят благосклонно.
Но вот что еще интересно: на этом портрете изображены люди, близкие по крови – король с королевой, три их дочери, три сына, внук, зять, сестра королевы и брат короля. Как это было принято среди европейских правящих династий, многие из них связаны двойной родственной связью: муж Марии-Луизы – одновременно её же кузен; брат короля Антонио Паскуаль был женат на королевской дочке, своей племяннице Марии Амалии (её на картине нет – она умерла за два года до её создания, в 1798-м; и может быть, это её Гойя изобразил отвернувшейся к стене?). Но несмотря на кровную близость, люди эти выглядят удивительно отчуждёнными, разрозненными, замкнутыми в себе, словно их собрала для позирования художнику простая случайность. А еще на картине есть тот, кто внимательно наблюдает за всеми ними.
Автопортрет Гойи в картине «Семья короля Карла IV»
Франсиско Гойя говорил: «Я признаю трёх учителей - Рембрандта, Веласкеса и природу». В этом парадном портрете короля Карла IV с его близкими есть прямая отсылка к веласкесовым «Менинам» – знаменитой картине-иллюзии, где в окружении королевских особ (инфанты Маргариты и отражающихся в зеркале короля и королевы, её родителей) кумир Гойи Веласкес изобразил себя самого за работой. Гойя здесь без стеснения подражает Веласкесу. Точно так же в групповое изображение семьи Карла IV Франсиско Гойя вписывает автопортрет: в затемнённом левом углу, позади королевских особ, за мольбертом, можно разглядеть по-рембрандтовски задумчивое лицо художника.Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Питер Пауль Рубенс. Король художников и художник королей
Любимец богов, Рубенс прожил яркую и счастливую жизнь, полную великих свершений как в искусстве, так и в личной и деловой жизни. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Добившись невероятных успехов в творчестве, Рубенс стал и весьма удачливым в дипломатической службе. В должности посла он посетил многих сильных мира сего и добился решения важных политических вопросов.
Рождение РубенсаВеликий фламандец родился 28 июня 1577 года в городе Зиген, Германия. Его отец Ян Рубенс – антверпенский адвокат, эмигрировавший во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. В 1589 году, когда скончался отец Рубенса, его мать с детьми вернулась в Антверпен. Здесь мальчик окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников, а в 1598 году был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.
Итальянский периодС 1600 по 1608 год Рубенс жил и работал в Италии – в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. В это же время он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаги. Уже в 1603 году Гонзага отправил Рубенса с дипломатическим поручением в Испанию. Годы, проведенные в Италии, Рубенс заполнил не только работой над алтарными картинами и портретами, но и изучением творчества величайших мастеров Ренессанса – таких как Микеланджело Буонарроти, Тициан.
Антверпенский период. Мастерская РубенсаБыстро завоеванная известность, множество заказов, работа придворным живописцем у испанских наместников Южных Нидерландов ознаменовали блестящий период творчества художника1610–1620-х годов. Уже в первые годы своего пребывания в Антверпене Рубенс открыл мастерскую, можно даже сказать художественную школу. Ее особенностью стало не только огромное количество написанных картин, но и молодые талантливые мастера, тянущиеся к совместной работе с Рубенсом. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Немало поспособствовал успеху художника брак с Изабеллой Брант, дочерью Яна Бранта, статс-секретаря Антверпена. Первая жена знаменитого фламандского живописца родила ему троих детей – Клару Серену, Альберта и Николаса.
Техника письмаРубенс чаще всего наносил на светлый грунт основной рисунок коричневыми мазками и строил цветовую композицию при помощи редких светлых красок – таким образом создавался эскиз будущей картины. Эскизы художник писал быстро, для него главное было – запечатлеть свой замысел. Создавалась картина усилиями многочисленных учеников, а в завершение мастер лично проходил ее кистью. Но все свои величайшие работы Питер Рубенс создавал всегда сам, без чьей-либо помощи. Картины Рубенса часто создавались посредством старонидерландского способа – на деревянных досках, покрытых по светлому грунту красочным слоем, что создавало эффект зеркальной, сияющей поверхности.Темы и жанры работ Рубенса
Ветхий и Новый Завет, изображения святых – темы, к которым Рубенс обращался наиболее часто. Также излюбленными темами художника являются античная мифология и исторические сюжеты, он является величайшим мастером портрета и пейзажа. Рубенс изображал своих героев в расцвете тяжеловесной телесной красоты, поражающей невероятным напором живой действительности.Неистовая схватка человека с дикими животными нашла воплощение в сценах охоты. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов»), иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана).Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом».В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Во Франции Рубенс создал серию из двадцати одной картины для галереи Люксембургского дворца в Париже. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Новый тип исторической картины просто поражал правдивостью изображения обстановки и персонажей и в то же время аллегорическими формами. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы).Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Рубенса отвлекала от тяжелой утраты только активная дипломатическая деятельность, предписывающая ему посещать Испанию, Англию и Голландию.
Поздний периодВ 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, племяннице первой жены. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. «Я решил снова жениться, – писал Рубенс другу, – потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Не чувствуя удовлетворения от придворной карьеры и дипломатической службы, он целиком посвятил себя творчеству. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Рубенсовские женщины – белокурые красавицы с пышным чувственным телом и большими блестящими глазами. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Но она воплотила идеал в действительность.Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Очень много портретов Елены создал Рембрандт: в свадебном наряде, с детьми, со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка».Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Великий живописец изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»).В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Вследствие болезни он был практически парализован. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.
Последнее изменениеПятница, 05 Сентябрь 2014 16:45
eair.kz