Особенности древнерусской живописи. Древнерусская картина


Названия произведений древнерусской живописи. Образы древнерусской живописи

Искусство и развлечения 11 марта 2015

Древнерусская живопись напрямую связана с искусством Византии, точнее является ее мощной ветвью. Так как ее развитие связано с крещением Руси, то основные рисунки изображали лики святых и библейские сюжеты. Названия произведений древнерусской живописи тому подтверждение: "Благовещенье Устюжское", "Богоматерь Оранта", "Рождество Христово". Это направление существовало несколько веков.

Названия произведений древнерусской живописи

Живописная эпоха

История древнерусской живописи условно делится на два крупных периода. Первый продолжался с середины IX до XIII века. Он называется искусством Киевской Руси.

Второй период связан с формированием Московского государства. За время его развития (с XIII по XVII вв.) написано невероятное множество ценнейших произведений искусства. Крупные периоды, в свою очередь, делятся на более мелкие этапы, которые связаны с определенными историческими событиями, наложившими свои отпечатки на изображения и сюжетные линии. Названия произведений древнерусской живописи, которые были созданы еще в дохристианский период, неизвестны.

Языческая вера в духов стихий, поклонение им, оставила нам в наследство рога тура, инкрустированные тонким серебром, различные изображения солнца, птиц, цветов - все то, во что верили люди того времени. В Киеве сохранились капища с идолами, датируемые 980 годом. Образы древнерусской живописи связывались с Перруном, Хорсом, Макошей и другими языческими богами.

Древнерусская живопись

Роль Византии в художественном развитии Руси

История развития византийской ветви началась с крещения Руси князем Владимиром. Было приглашено множество мастеров, воздвигавших храмы и обучающих этому ремеслу и иконописи местных умельцев. Самая древняя церковь была деревянной. Она, к сожалению, не сохранилась.

В начале XIII века войско Батыя разорило почти все русские города. В уцелевших Пскове и Новгороде продолжали творить умельцы. Одним из них был знаменитый Феофан Грек, уроженец Византии. Он трудился сам и обучал подмастерьев, одним из которых был Андрей Рублев. Названия произведений древнерусской живописи иконописца - "Благовещенье", "Архангел Гавриил", "Сошествие во Ад" и многие другие - широко известны даже тем, кто не увлекается искусством глубоко.

Видео по теме

Иконопись Рублева

История древнерусской живописиИконы и фрески Андрея Рублева стали образцом для подражания всем остальным поколениям. Все они пронизаны созерцанием и смирением, теплотой и любовью к Христу. Это характерно отличает его работы от произведений Феофана Грека, который обучал Рублева. Византийский мастер писал напористо и трагично, он творил. Андрей Рублев вкладывал часть собственной души в каждый свой сюжет. Древнерусская живопись иконописца не оставляет равнодушным ни ценителей, ни обывателей.

К концу XV века, когда Россия избавилась от ига татаро-монгол, Москва стала расцветать и превратилась в настоящий центр - столицу мощнейшего государства. Зодчество шло полным ходом. Московский Кремль расстроился до неузнаваемости. Появился большой архитектурный ансамбль, украсивший Соборную площадь. Храмы украшались огромным количеством икон и фресок необычайной красоты.

Всем миром

В этот момент снова расцветает прикладное искусство. Княжеские и боярские семьи стали заказывать мастерам уникальные резные предметы, кубки, посуду, большинство из которых преподносилось в монастыри и храмы.

Образы древнерусской живописиШироко известно шитье древней Руси. Значительная его часть представлена в Соловецком монастыре. Мастерицами вышиты пелены "Кирилл Белозерский", походные иконостасы, "Богоматерь Неопалимая" и другие. Все они представлены в Русском музее и составляют значительную часть художественного достояния Российского государства.

XVII век знаменит художественным всплеском в архитектуре. Важнейшим достоянием является Оружейная палата, создаваемая лучшими мастерами. Это же время ознаменовано началом портретного творчества в России. Царские лица изображались в технике иконописного письма. Названия произведений древнерусской живописи в парсунном творчестве широко известны, например, "Китайский крест" Богдана Салтанова.

События 1917 года привели к господству атеизма. Многие памятники древнерусской живописи и архитектуры были потеряны навсегда, что привело к невозможности изучать великую православную эпоху. Однако, спустя много лет, интерес к своей истории взял верх и сейчас, на его пике, иконы снова занимают свои законные места в русских храмах.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Франческа да Римини: исторические факты, образ в произведениях литературы, живописи и музыкиНовости и общество Франческа да Римини: исторические факты, образ в произведениях литературы, живописи и музыки

Франческа да Римини - известная итальянская знатная женщина. В европейской культуре она стала одним из вечных образов. Ее трагическую жизнь запечатлели многие писатели, композиторы, художники и режиссеры.Истор...

Искусство и развлечения "Сказание о Кожемяке" как произведение древнерусской литератры

Около тысячи лет назад стали появляться первые рукописи на Руси, авторами которых в основном были монахи - малочисленная рать грамотных людей. Одна из них, «Повесть временных лет», содержит описание истори...

Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописиИскусство и развлечения Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи

Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали несколько знаменитых художников. Самые известные портреты классика принадлежат кисти И.Е. Репина, И.Н. Крамского, М.В...

Древнерусская литература - что такое? Произведения древнерусской литературыОбразование Древнерусская литература - что такое? Произведения древнерусской литературы

Древнерусская литература - что такое? Произведения 11-17 веков включают в себя не только литературные труды, но и исторические тексты (летописные повести и летописи), описания путешествий (которые назывались хождениям...

Сочинение по произведению «Недоросль» Фонвизина. Образы героевИскусство и развлечения Сочинение по произведению «Недоросль» Фонвизина. Образы героев

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написана во времена литературной моды на классицизм. Интересной особенностью этого произведения стали, так сказать, «говорящие» фамилии. Глав...

Смысл названия повести Искусство и развлечения Смысл названия повести "Капитанская дочка". Образ Маши Мироновой

В знаменитой повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина изображено несколько главных персонажей. И все они довольно привлекательные: решительные, справедливые, мужественные. Но почему повест...

Из какого произведения Очумелов? Характеристика образаИскусство и развлечения Из какого произведения Очумелов? Характеристика образа

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря испол...

Древнерусская посуда: названияДом и семья Древнерусская посуда: названия

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим ...

Древнерусский писатель Даниил Заточник: биография, произведенияИскусство и развлечения Древнерусский писатель Даниил Заточник: биография, произведения

Даниил Заточник – автор одного из самых известных произведений в древнерусской литературе. Его сочинение является предметом долгих научных дискуссий, оно включено в программу образования на исторических факульте...

Портрет в живописи. Женские образыИскусство и развлечения Портрет в живописи. Женские образы

Портрет в живописи – это жанр изобразительного искусства, при котором художники добиваются не столько внешнего сходства, сколько стараются отразить внутренний характер изображаемого человека. Портрет может быть ...

monateka.com

Древнерусская живопись

Тема: Отечественная живопись в допетровскую эпоху

Особенности древнерусской живописи

1. Наличие многочисленных религиозных символов, т.е. условных знаков или образов, за которыми скрываются сложные религиозные идеи. Например, самый распространённый символ – нимб – сияющий круг вокруг головы, символизирующий святость, или крест – символ мученической смерти распятого Иисуса Христа и др.

2. Наличие многочисленных религиозных атрибутов, т.е. предметов, принадлежащих какому-либо святому. Например, крест – атрибут мученика, свиток – пророка, связка ключей – атрибут апостола Петра, которому, согласно Священному писанию, Иисус Христос, по вознесению на небо оставил ключи от небесного царства – рая и др.

3. Яркий чистый свет и его определённая символика. Ещё византийцы разработали учение о цвете: белый цвет – символизирует нравственную чистоту и святость; чёрный – смерть, загробное царство, силы зла; зелёный – молодость, юность, надежду; голубой – небесность, божественность; червлёно –красный – мученически пролитую кровь; тёмно-вишнёвый – любовь; золотой – вечность, божественность, это как бы даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир.

4. Своеобразная, специфическая форма изображения. Во-первых, вместо «линейной» перспективы существует «обратная». Если на привычных картинах мысленно провести линии, продолжающие линии предметов, то они должны сойтись в точке на линии горизонта. При помощи такой «прямой» перспективы достигается ощущение глубины картины, которой на самом деле нет, ведь картина плоская. В иконе, фреске – наоборот. Линии, если их продолжить, сходятся впереди, на молящемся. Это и есть «обратная» перспектива. Средневековый живописец словно пытается увидеть предметы не с одной, а с нескольких точек зрения. Такое изображение не просто неумение живописца или неправильность. Икона, фреска будто открываются навстречу человеку, помогают ему войти в свой, особый мир.

Во-вторых, отсутствует трёхмерность пространства, объём в изображении, т.к. не используется светотень, т.е. характерна своеобразная передача объёма и пространства. Персонажи средневековой живописи кажутся помещёнными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Изображение фигур и предметов также остаётся плоскими. Это объясняется тем, что объектом изображения в средневековой живописи является не реальный, а небесный, божественный мир.

В-третьих, характерна своеобразная передача времени – одновременная передача разных событий.

В-четвёртых, статичность, неподвижность изображения. На иконах и фресках фигуры, как правило, лишены какого-либо движения, т.к. изображённые святые, чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые мёртвенно застывшими.

В-пятых, для средневековой живописи характерна условность в изображении. Наиболее значимые персонажи – Христос, Богоматерь – всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Как правило, условен пейзаж, это, скорее всего, некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходит то или иное событие Священного писания. Такая особенность опять же объясняется тем, что средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру, изображает мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы времени, пространства, движения. В нём многое условно и понятно только для посвящённых.

5. Строгое следование канону, т.е. определённым строгим правилам изображения святых в средневековой живописи. Эти правила освящались церковью и были обязательны для исполнения всеми художниками. И церковь строго следила за этим. Создавались специальные прориси или подлинники – контурные рисунки с короткой подписью. В них подробно объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды святых, содержались отрывки богословских произведений, приводились цитаты, которые художники должны были воспроизводить в своих работах.

Но по этой «канве» каждый художник «вышивает» свой узор, в каждое изображение он вкладывает свои переживания, мысли, представления. Поэтому, несмотря на строгую каноничность средневековой живописи, большие мастера умели, не отступая от правил, создавать уникальные, совершенные произведения. Свобода средневекового живописца проявлялась в выборе композиции, ритма. В зависимости от этого икона или фреска получалась драматически напряжённой или спокойной, радостной.

Русская средневековая живопись позаимствовала канон из Византии.

Согласно канону, каждый святой наделялся только ему присущими чертами и деталями. Так, Илья Пророк всегда изображался суровым старцем со строгим взглядом, длинными и прямыми космами и бородой. А Николай Чудотворец наоборот – с добродушным выражением лица, высоким лбом с глубокими залысинами и небольшой курчавой бородой. Богоматерь (Богородица) – всегда изображалась молодой женщиной с огромными миндалевидными глазами, тонким носом, едва обозначенными красными губами, узким, округлым подбородком.

Согласно канону, имя автора того или иного творения, не принято было указывать, поэтому искусство древней Руси было анонимным.

6. Русская средневековая живопись имела специфическое содержание. Она была религиозная по своему характеру, главным образом изображались: Иисус Христос, многочисленные святые и различные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, составляющих Библию. Прежде всего, это «двунадесятые праздники», т.е. 12 самых важных событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богоматери, которые отмечают ежегодно и в определённые дни.

Наиболее распространёнными на Руси были изображения Иисуса Христа (Спас в силах, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный), Богоматери ( Богоматрь Оранта-знамения, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Элеуса-Умиления), Святого Николая Угодника, Святого Георгия, Святой Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых складывался на Руси постепенно заметно расширялся и в тоже время унифицировался для всей страны во времена Ивана Грозного.

Таблица «Виды древнерусской живописи»

Вид живописи

Определение
Характерные особенности

Мозаика

Вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты, керамической плитки.

Мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи, пришедшая на Русь из Византии. Исходное сырьё – смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску. Стены и своды церквей в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором, поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Самое ценное качество мозаики – светоносность (игра света и цвета), для чего кубики смальты вдавливались в цемент под разными углами.

Фреска

с итальянского

- «свежий»

Вид монументальной живописи, произведения которой создаются с помощью красок, разведённых на воде, по сырой штукатурке.

Фреска – менее сложный и дорогой вид живописи, требующий большого мастерства, быстроты и точности в работе. Исправления не допускались. Испорченное изображение удалялось вместе со штукатуркой. При несомненных достоинствах, существенным недостатком фрески является то, что содержащаяся в штукатурке и краске известь, частично съедает цвет, отчего она выглядит поблекшей, особенно по сравнению с мозаикой.

Икона

С греческого –

«образ»

Произведение иконописи, «живопись на досках» в православии и католицизме. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение.

Это как бы окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир.

studfiles.net

Древнерусские художники

Живопись русских художников берёт своё начало с древних времён древнерусского искусства – иконопись X-XVII веков. Археологами были определены такие виды иконописи, как новгородская, московская и суздальская. Тогда еще она носила религиозный характер, причём была строго канонична, образы были символичны. Развитие древнерусской иконописи тесно связано с культурой Византии.

Древнерусская живопись X – середины XIII веков (фрески, иконы, книжные иллюстрированные миниатюры) создавалась безвестными мастерами. В это время христианство изображало луну и солнце в виде символов Римской империи, Византии. Древние иконы пишутся в византийском стиле – сухость и утонченность фигур, пропорции узки, драпировки натянуты, неестественный поворот фигур. И все же зрителя поражают  - детальность изображения, узоры, колорит.

Выработанный канон впоследствии повторялся, был обязательным. Это было связано с тем, что святые наделялись чертами, которые были узнаваемыми верующими. Так христиане отличали святых по возрасту, одежде, цвету волос, обстановке и надписям.

Фрески писали по сырой извести, быстро, так как роспись невозможно было исправить, затем работа покрывалась олифой, которая со временем темнела, в наше время иконы восстанавливались путем снятия более поздних нанесенных слоев краски. Храмы расписывали несколько художников, можно сказать у них было разделение труда, каждый выполнял свою работу.

Вместе с канонами иконописи из Византии на Руси применяли технику письма темперой, в качестве холста использовали обработанные и покрытые грунтом деревянные доски.

Так вот развивалась древнерусская живопись – из Византии приглашали мастеров и художников для росписи храмов, обучения русских художников. Если верить сохранившимся летописям, то первый русский художник в Киевской Руси – преподобный Олимпий. В дальнейшем Киевская Русь делится на  русский, украинский и белорусский народы.

rus-artist.ru

Особенности древнерусской живописи — МегаЛекции

1. Наличие многочисленных религиозных символов, т.е. условных знаков или образов, за которыми скрываются сложные религиозные идеи. Например, самый распространённый символ – нимб – сияющий круг вокруг головы, символизирующий святость, или крест – символ мученической смерти распятого Иисуса Христа и др.

2. Наличие многочисленных религиозных атрибутов, т.е. предметов, принадлежащих какому-либо святому. Например, крест – атрибут мученика, свиток – пророка, связка ключей – атрибут апостола Петра, которому, согласно Священному писанию, Иисус Христос, по вознесению на небо оставил ключи от небесного царства – рая и др.

3. Яркий чистый свет и его определённая символика. Ещё византийцы разработали учение о цвете: белый цвет – символизирует нравственную чистоту и святость; чёрный – смерть, загробное царство, силы зла; зелёный – молодость, юность, надежду; голубой – небесность, божественность; червлёно –красный – мученически пролитую кровь; тёмно-вишнёвый – любовь; золотой – вечность, божественность, это как бы даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир.

4. Своеобразная, специфическая форма изображения. Во-первых, вместо «линейной» перспективы существует «обратная». Если на привычных картинах мысленно провести линии, продолжающие линии предметов, то они должны сойтись в точке на линии горизонта. При помощи такой «прямой» перспективы достигается ощущение глубины картины, которой на самом деле нет, ведь картина плоская. В иконе, фреске – наоборот. Линии, если их продолжить, сходятся впереди, на молящемся. Это и есть «обратная» перспектива. Средневековый живописец словно пытается увидеть предметы не с одной, а с нескольких точек зрения. Такое изображение не просто неумение живописца или неправильность. Икона, фреска будто открываются навстречу человеку, помогают ему войти в свой, особый мир.

Во-вторых, отсутствует трёхмерность пространства, объём в изображении, т.к. не используется светотень, т.е. характерна своеобразная передача объёма и пространства. Персонажи средневековой живописи кажутся помещёнными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Изображение фигур и предметов также остаётся плоскими. Это объясняется тем, что объектом изображения в средневековой живописи является не реальный, а небесный, божественный мир.

В-третьих, характерна своеобразная передача времени – одновременная передача разных событий.

В-четвёртых, статичность, неподвижность изображения. На иконах и фресках фигуры, как правило, лишены какого-либо движения, т.к. изображённые святые, чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые мёртвенно застывшими.

В-пятых, для средневековой живописи характерна условность в изображении. Наиболее значимые персонажи – Христос, Богоматерь – всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Как правило, условен пейзаж, это, скорее всего, некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходит то или иное событие Священного писания. Такая особенность опять же объясняется тем, что средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру, изображает мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы времени, пространства, движения. В нём многое условно и понятно только для посвящённых.

5. Строгое следование канону,т.е. определённым строгим правилам изображения святых в средневековой живописи. Эти правила освящались церковью и были обязательны для исполнения всеми художниками. И церковь строго следила за этим. Создавались специальные прориси или подлинники – контурные рисунки с короткой подписью. В них подробно объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды святых, содержались отрывки богословских произведений, приводились цитаты, которые художники должны были воспроизводить в своих работах.

Но по этой «канве» каждый художник «вышивает» свой узор, в каждое изображение он вкладывает свои переживания, мысли, представления. Поэтому, несмотря на строгую каноничность средневековой живописи, большие мастера умели, не отступая от правил, создавать уникальные, совершенные произведения. Свобода средневекового живописца проявлялась в выборе композиции, ритма. В зависимости от этого икона или фреска получалась драматически напряжённой или спокойной, радостной.

Русская средневековая живопись позаимствовала канон из Византии.

Согласно канону, каждый святой наделялся только ему присущими чертами и деталями. Так, Илья Пророк всегда изображался суровым старцем со строгим взглядом, длинными и прямыми космами и бородой. А Николай Чудотворец наоборот – с добродушным выражением лица, высоким лбом с глубокими залысинами и небольшой курчавой бородой. Богоматерь (Богородица) – всегда изображалась молодой женщиной с огромными миндалевидными глазами, тонким носом, едва обозначенными красными губами, узким, округлым подбородком.

Согласно канону, имя автора того или иного творения, не принято было указывать, поэтому искусство древней Руси было анонимным.

6. Русская средневековая живопись имела специфическое содержание. Она была религиозная по своему характеру, главным образом изображались: Иисус Христос, многочисленные святые и различные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, составляющих Библию. Прежде всего, это «двунадесятые праздники», т.е. 12 самых важных событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богоматери, которые отмечаютежегодно и в определённые дни.

Наиболее распространёнными на Руси были изображения Иисуса Христа (Спас в силах, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный), Богоматери ( Богоматрь Оранта-знамения, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Элеуса-Умиления), Святого Николая Угодника, Святого Георгия, Святой Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых складывался на Руси постепенно заметно расширялся и в тоже время унифицировался для всей страны во времена Ивана Грозного.

Таблица «Виды древнерусской живописи»

Вид живописи Определение Характерные особенности
Мозаика Вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты, керамической плитки. Мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи, пришедшая на Русь из Византии. Исходное сырьё – смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску. Стены и своды церквей в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором, поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Самое ценное качество мозаики – светоносность (игра света и цвета), для чего кубики смальты вдавливались в цемент под разными углами.
Фреска с итальянского - «свежий» Вид монументальной живописи, произведения которой создаются с помощью красок, разведённых на воде, по сырой штукатурке. Фреска – менее сложный и дорогой вид живописи, требующий большого мастерства, быстроты и точности в работе. Исправления не допускались. Испорченное изображение удалялось вместе со штукатуркой. При несомненных достоинствах, существенным недостатком фрески является то, что содержащаяся в штукатурке и краске известь, частично съедает цвет, отчего она выглядит поблекшей, особенно по сравнению с мозаикой.
Икона С греческого – «образ» Произведение иконописи, «живопись на досках» в православии и католицизме. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение. Это как бы окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир.

 

 

Древнерусская живопись

Принятие христианства в 988 году положило начало удивительному явлению духовной и художественной жизни Руси - древнерусской живописи. На протяжении восьми веков (X-XVII вв.) происходила ее эволюция, наполненная поисками наилучшего выражения образов, рожденных византийским богословием. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль. Средневековая живопись Руси стремилась воплотить в себе христианское вероучение, создать «умозрение в красках». Икона немыслима без подписи - для того, чтобы не случалось ошибок в толковании сюжета, зритель всегда мог прочитать имя святого, предстающего перед ним или другие надписи, повествующие об изображении. Первым, наиболее полно сохранившимся до наших дней, памятником древнерусской живописи стали комплекс (1,2)мозаик и росписей храма Святой Софии в Киеве (XI в.). Внутреннее пространство собора Святой Софии было полностью покрыто фресками и мозаиками по подобию византийских церквей. Причем мозаикой выкладывались самые важные части росписей, чтобы еще более подчеркнуть их значение. На центральной абсиде (алтарный выступ, покрытый полукуполом) помещалась икона Богоматери-оранты с раскинутыми вверх руками, она должна была символизировать «земную церковь». Переход от XI к XII веку был отмечен сменой приоритетов. Вместо доминирующей роли государства приходит индивидуализм княжеского и игуменского заказа. В этот период появляются росписи(3) новгородских соборов Рождества Богоматери Антониева монастыря,(4) Георгиевского в Юрьевом монастыре, Софийского, а так же Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве. Появляются и первые иконы,(5) такие как «Святые Петр и Павел» из Софийского собора и «Устюжское Благовещение» в Новгороде. В этот период мастера в основном приходили из Константинополя. В связи с тем, что ранние иконы выполняли функции монументальной живописи, иконы XI века отличаются крупными размерами. В начале XIII века происходит расцвет русской живописи, возникают масштабные по значению стенописи в храмах, создаются иконы нового, монументального стиля. В результате татаро-монгольского нашествия (1234-1480 гг.) культурная жизнь замирает, но, несмотря на это уже во второй половине XIII столетия выявляются два основных центра иконописи - Новгород и Ростов. Появляются произведения с упрощенными приемами письма и преувеличенной тяжеловесностью форм, напряженными ликами. Здесь уже нет прежней гармонии, свойственной искусству домонгольского периода. Первая половина XIV века ознаменована переносом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву и возобновлением связей с Византией. Судя по упоминаниям летописи 1395, 1399, 1405 гг.. ведущую роль в живописи Москвы играл Феофан Грек, чье имя всегда стоит первым в перечне мастеров-его учеников. (6)Феофаном Греком создается роспись церкви(7) Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.). Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. В 1405 году в летописи появляется первое упоминание, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (8)Андреем Рублевым был расписан Благовещенский собор в Московском Кремле. Андрей Рублев — один из тех мастеров, имя которого вспоминается одним из первых при упоминании о живописи XV века. (9)Иконы «Живоначальная Троица», (10)«Спас», (11)«Апостол Павел», (12)«Архангел Михаил», относимые к авторству Рублева, являются важной составляющей наследия всей русской культуры. В конце XV - начале XVI века крупнейшим мастером московской школы живописи становится(13) Дионисий. Вместе с сыновьями он создает иконостас Успенского собора Московского Кремля. Письмо Дионисия отличается легким, ритмичным характером и тонким колоритом. В конце XVI века происходит разделение среды иконописцев на «годуновскую» и «строгановскую» школы, где первая продолжала традиции Дионисия, а вторая искала новые средства выразительности. Следующий, заключительный этап - живопись XVII века. Время перемен и смуты привнесло в живопись стремление освободиться от устаревших традиций, новые жанры и сюжеты. С другой стороны, в этот период появились попытки превратить традицию в догму. Известные мастера этого этапа — Назарий Истомин Савин, Симон Ушаков. С началом последовательной ориентации России на культуру Западной Европы в эпоху Петра I завершается основной этап истории древнерусского искусства. Заключение Икона - это не просто «картина» с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана. Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души и духовность.  
Богоматерь. XIX в.
Богоматерь. Ткань, бисер, жемчуг, темпера, левкас, дерево.XIX в. Фото В.В. Чистякова
Распятие. Дерево, левкас, темпера.XIX в.Фото В.В.Чистякова
Икона Сергия Радонежского. Литье. XIX в. Россия. Фото В.В. Чистякова

 

1)Храм святой софии в киеве(современный вид)

2)фрески храма святой софии в киеве

3)соборов Рождества Богоматери Антониева монастыря

4)Георгиевского в Юрьевом монастыре

5)святые петр и павел икона

6.феофан грек

7.Спаса Преображения на Ильине

8.Андрей Рублев

9. Икона «Живоначальная Троица»

10.спас вседержитель икона андрея рублева

11.Апостол Павел

12. Архангел Михаил

13.Дионисий

megalektsii.ru

Древнерусская иконопись | История искусства

Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния, как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги. Что же это за символы? Звезда,например означает обоготворение. Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер. Женщины, держащие амфоры, из которых льется вода -реки, потоки воды. Круг- вечность, вечную жизнь. Дева на троне в венце и мантии - весна. Люди с крестами в руках- мученики. Волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами, - слухи, обозначающие высшее видение, знание.

Цвет -также своеобразный опознавательный знак изображений: по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь, по светло — малиновому - апостола Петра , по ярко — красному фону - Илью пророка. Краски как азбука : красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый -выражение юности,жизни; белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога. Золотой цвет также являетсяцветом Бога.

Древние русские мастера расточали краски с такой простодушной детской щедростью, на которую никогда не решится ни один взрослый художник,по-видимому, это должно было соответствовать евангелистским словам:»Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.

Наши предки относились к святым образам с большим благоговением: их не продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе. «Без Бога — ни до порога» — так отражала реальный быт людей того времени эта поговорка. Иногда иконы объявлялись чудотворными, чудесными, на их счет относили военные победы, прекращение эпидемий, засух. К иконам до сих пор относятся бережно, они источают радость, наслаждение жизнью, силу и чистоту.

cvetamira.ru

Международный интернет - проект 'Образование'

skachat_Материал переработан в рамках проекта «ОБРАЗОВАНИЕ», реализуемого торговой маркой WEB-DNK, Евгенией Вячеславовной Цветковой, по заявке педагога дополнительного образования Елены Ивановны Матвеевой. Данный материал предназначен для использования в образовательных целях на базе любых ОУ. Материал создан по слайдам и слайд - книге Государственного Русского музея, Российского научно – практического центра по проблемам музейной педагогики. По программе художественного воспитания «Древнерусская живопись». Автор – составитель Б.А. Столяров. Материал не предназначен для извлечения коммерческой выгоды и распространяется исключительно и только авторами и только на безвозмездной основе на сайте www.proekt-obrazovanie.ru.

Древнерусская живопись

Русская икона! Как много включает в себя это понятие! Попробуйте представить историю древней Руси, ее человека без иконописи - вряд ли это возможно. Ведь не случайно икону называли в старину и "книгой для тех кто грамоте не разумеет", и "памятником прежде жившим", а значит, каждое произведение древней живописи заключает в себе це¬лый мир образов и идей близких и понятных людям тех времен.Давайте приблизимся к нашему бесценному духовному богатству и войдем в залы Государственного Русского музея, располагающего богатейшим в мире собранием древнерусской живописи — около шести тысяч икон. Но сначала немного истории.Икона (название это происходит от греческого слова эйкон, что означает изображение), пришла на Русь из Византии с принятием в 989 году христиан¬ства. Высокоразвитая и цельная художественная сис¬тема, которой обладала эта могучая держава, была по-своему осмыслена на Руси и претворена в храмо¬вой архитектуре, живописи (фреска, мозаика и ико¬на), книжном деле и т.д. При этом икона становится самым распространенным и любимым видом живо¬писи. Ею украшают храмы, жилища знатных и про¬стых людей, хотя технология ее изготовления была непростой. Мастера специально готовили деревянные доски, стирали на яичном желтке минеральные кра¬ски, которыми затем наносили изображения. Кстати, писать образы можно было только в соответствии с регламентами, которые устанавливала церковь, соб¬ственно пришли они из Византии в X веке, а позже приобрели русскую специфику. Но и в рамках этих регламентов талантливые мастера выразили в иконах свои представления о красоте, высоком строе челове¬ческих чувств, событиях времени, что определило глубокую связь древнерусской живописи с миром живых людей. Правда, язык этого выражения был ус-ловен, символичен (расположение фигур, жесты, цвет), что определялось складом мышления средне-векового человека, характером мировоззрения эпохи.

Слайд№ 4. «Ангел. Златые власы», XII век

Юношеское лицо с правильным овалом, переви¬тые золотыми нитями пряди волос и огромные печальные глава — средоточие внутренней жизни. Состояние грусти мастер подчеркнул легким наклоном головы. Тонкая цветовая гамма, построенная на сочетании золота и охры, "аккомпа¬нирует состоянию образа". Из далекого XII века об¬ратил к нам свой лик "Архангел Гавриил". Не в этом ли поэтически одухотворенном образе, получившем название "Ангел Златые Власы", безвестный мастер раскрыл свое представление о высшей красоте.

Слайд№ 5. «Иоанн, Георгий и Власий», XIII век

В XII веке начинается период феодальной раз¬дробленности Киевского государства, — появляются новые центры русской художественной культуры — Владимир, Ярославль, Новгород, Псков, где форми¬руются свои живописные школы с ярко выраженными характерными признаками.Так новгородская живопись, прекрасной коллекцией которой располагает музей, яркая по краскам, сильная и мужественная, очень близка по своему ха¬рактеру народному искусству. Показательна в этом отношении икона XIII века "Иоанн, Георгий и Власий". На ней изображены святые — покровители торговли, земледелия и скотоводства (основное занятие новгородцев). Главная фигура Иоанна (первого новгородского епископа) выделена центральным положением и размером. По сторонам приземистые фигуры Георгия (в доспехах) и Власия. Рисунок иконы энергичен и угловат, цветовой строй контрастен.

Слайд№ 6. «Чудо Георгия о змие», XVI век

Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий. Сохранилось большое количество его изо¬бражений. В иконе "Чудо Георгия о змие", конец XIV — начало XV века, он представлен как отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того времени Егорий Храбрый (как называли его в народе) был воплощением светлого начала, поражающего враж-дебную человеку силу. Икона отмечена высоким ком¬позиционным и колористическим мастерством.

Слайд№ 7. «Богоматерь Умиление», XIII век

В числе лучших и древнейших памятников нов¬городской живописи нужно назвать икону "Богоматерь Белозерская" XIII века из Успенского собора старинного русского города на Белом озере. Этот тип изображения, когда младенец Христос своей щекой касается щеки матери, получил назва¬ние "Умиление" и был особенно любим и распрост¬ранен в народе.

Слайд№ 8. "Битва новгородцев с суздальцами", XV век

Строго и печально лицо Марии. В ее глазах любовь и скорбь, внутренняя сила и страда¬ние, вечная боль матери за судьбу сына. "Битва нов¬городцев с суздальцами", конец XV века - икона, легендарный сюжет которой основан на реальном историческом событии: победа новгородцев над суздальцами, осадившими Новгород в 1169 году. Так как в иконе допускалось изображение разновре-менных событий, то здесь мы видим и новгородцев, молящихся об оказании помощи, и переговоры с суздальцами, и победу над ними. Ценность данного произведения определяется не только высоким мастерством художника, — перед нами один из пер¬вых памятников исторической живописи на Руси.

Слайд№ 9. «Архангел Гавриил, из деисусного чина», XIV – XV век

Большой выразительностью и художественным своеобразием отмечена иконопись "меньшого брата" Новгорода Великого — Пскова. Суровая жизнь приграничного города, оберегающего западные границы Руси от врага, определила характер псковской живописи. "Архангел Гавриил, из деисусного чина", ко¬нец XIV — начало XV в. дает наглядное об этом представление. Помимо характерного для псковской живописи приема объемного моделирова¬ния живописной формы, здесь обращает на себя внимание психологическая напряженность образа, довольно сумрачный колорит, построенный на соче-тании зеленых, красных, коричневых, охряных и золотых тонов.

Слайд№ 10. «Сошествие во ад с избранными святыми», XVI век

К числу классических образцов псковской живо¬писи относится икона XVI века "Сошествие во ад с избранными святыми". Излюбленный местными мастерами сюжет повествует о сошествии Христа после его смерти в преисподнюю и победе над сатаной. В иконе мы видим Христа в красном хитоне и золотом гиматии (одежды мученика и побе¬дителя), изображенного на фоне мандорлы — "божественной славы". Христос, попирая ногами врата ада, помогает подняться прародителям Адаму и Еве. Здесь же ветхозаветные пророки и праотцы, предска¬завшие это событие. Примечательной чертой псковской иконы является изображение в нижней ее части ряда избранных святых.-На рубеже XIV и XV веков достигает расцвета московская школа живописи, впи¬тавшая в себя лучшие художественные достижения древнейших русских городов. Она отмечена не только возросшим уровнем мастерства, но и большим разнообразием сюжетов.

Слайд№ 11. «Борис и Глеб», XIV век

Икона "Борис и Глеб" - середина XIV века, представляет одно из самых ранних дошедших до нас изображений первых русских святых братьев Бориса и Глеба. Сыновья киевского князя Вла¬димира были вероломно убиты братом Святополком. Канонизированных в 1037 году в Константинополе князей чтили как святых заступников Руси. Согласно традиции, Борис и Глеб представлены в рост. Красоч¬ная одежда и золотой фон, на котором изображены их стройные силуэты, придают иконе особую торже¬ственность. В руках мучеников атрибуты: крест — символ мученической смерти и меч —- символ княжеской власти и оружие воина.

Слайд№ 12. «Апостол Павел из деисусного чина», 1408 год

Высшим достижением искусства Москвы, равно как и всей русской средневековой художественной культуры стало творчество Андрея Рублева. Великий мастер жил в эпоху объединения русских земель вокруг Москвы. Глубокий интерес к славному прошлому Руси, героическим страницам ее истории, вера в единство, в человеческую мудрость, способную пре¬одолеть ненавистную рознь были характерны для то¬го сложного времени. И не случайно Великий князь московский отправляет лучших мастеров во Владимир для реставрации древнего Успенского собора. Рублев с товарищами (Даниил Черный, Прохор с Городца) расписал стены храма фресками и выполнил иконы для иконостаса, среди которых "Апостол Па¬вел" (около 1408 г.) стала как бы воплощением фи¬лософских раздумий мастера о человеке. Павел, согласно евангельским легендам, был натурой сильной, незаурядной. В иконе Рублева он предстает перед нами словно ушедшим в глубокие думы. Со¬стояние отрешенности от окружающего мира переда¬но выражением лица, жестом руки, поддерживающей книгу, всем композиционным строем произведения. Здесь важно отметить энергично очерченный, замкнутый силуэт фигуры, сдержанный колорит. Самым ярким цветовым акцентом выделена в иконе книга — символ духовности, источник премудрости божест¬венной и человеческой. Рублев и художники его круга оказали решающее значение на формирование мос¬ковской школы, крупнейшим представителем кото¬рой был Дионисий (род. около 1440 г., умер в нач. XV в.). Он жил в эпоху торжества объединившейся Руси, когда искусство становится выразителем идей государственности и приобретает черты парадности и величавости. У Дионисия, который со своими сы¬новьями Владимиром и Феодосием расписал многие храмы, рублевская, философская сдержанность усту¬пает место праздничности и нарядности. Самая зна¬менитая работа мастера -- росписи собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, посвященного Рождеству Богоматери, почитавшейся как покровительница Москвы.

Слайд№ 13. «Богоматерь Одигитрия», 1502-1503 год

Икона "Богоматерь Одигитрия" из иконостаса Рождественского собора. В ней орга¬нично соединились вечная женственность с велича¬вой гордостью материнства. Монументальность и строгость композиции, легкая удлиненность фигур богоматери и младенца Христа дают ощущение тор-жественности и праздничности, а нарядные одежды и чистые звучные краски — радости.

Слайд№ 14. «Притча о слепце и хромце», XVI век

В середине XVI века в иконах усиливается иллюстративность и многословность изобразительного языка. Они превращаются зачастую в назидательные поучения. Такова "Притча о слепце и хромце", являющаяся иллюстрацией к одноименному сочинению Кирилла епископа Туровского (XII век). Так как в иконе время бесконечно, то мастер предста¬вил на доске сразу несколько эпизодов. В средней ча¬сти Христос (хозяин сада) сажает виноград, нанимает слепца и хромца сторожить его и изгоняет их за неправедность службы (обобрали сад). Внизу изгнание согрешивших и наказание их, завершающееся отделением души от тела. В верхней части иконы Христос "во славе". Окруженный архангелами, он судит хромца и слепца. В притче затрагивается философская проблема о соотношении духовного и телесного (небесного и земного), ибо под образами хромца и слепца подразумеваются тело и душа чело¬века.

Слайд№ 15. «Троица ветхозаветная», XVII век

Искусство XVII века отмечено в русской художе¬ственной культуре противоборством устоявшихся традиций и стремлением к их обновлению. В иконописи появляются бытовые детали, получают распро¬странение парсуны — изображения конкретных лиц, выполненные иконописными средствами. Эти осо¬бенности нашли свое отражение в творчестве Симона Ушакова - - жалованного иконописца "Оружейной палаты Московского Кремля". В его иконе "Троица ветхозаветная" сохранена традиционная композиция (фигуры ангелов вписаны в круг, их изображения плоскостны), в то же время художник ввел конкретные детали, элементы глубокой перспек¬тивы. В колорите стали преобладать зеленые краски, Новаторские приемы Ушакова обозначили перелом¬ный этап в развитии русской средневековой живопи¬си в момент перехода к новому, светскому искусству.

Завершая разговор о древнерусской живописи, отметим, что долгим и трудным был путь ее развития. Терялись в глубинах веков имена художников, исчезали в пучине событий их произведения. Откры¬тие исторической значимости и художественной ценности древнерусской живописи пришло лишь в конце XIX — начале XX века. Сегодня мы вновь открываем эту значимость, ибо при всем своеобразии религиоз¬ных представлений о мире, в иконах отразился ре¬альный человеческий опыт, извечная мечта о мире и справедливости на земле, раздумья о самоотвержен¬ной материнской любви, о жизни и смерти — все то, что так волнует человека на исходе XX века. И в этой связи времен великий гуманизм древнерусской ико¬ны.

 

proekt-obrazovanie.ru

Древнерусская живопись.

Количество просмотров публикации Древнерусская живопись. - 261

Христианство приняли из Византии, оттуда приходят и новые виды искусства: монументальные (то, что нельзя нести: фреска, мозаика), станковые (иконы, живопись, шитье иголкой, миниатюры книжные).

Иконографический канон тоже пришел из Византии. С каноном мы восприняли строгие законы, что данный канон нельзя нарушать.

Традиционным материалом для создания мозаики была смальта. (До этого использовали камушки + вода). Смальта - кусочки стекла, сваренные с металлами, которые (металлы) при нагревании дает особые цвета͵ но это довольно дорого, в связи с этим были они только в основном в Киеве (Киевская Русь). Смальта - цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Техника мозаики уступает технике фрески.

Техника фрески (яичные краски) - растираются минœералы, разводятся яичным желтком, наносится на сырую штукатурку.

Техника фрески:На стену наносится слой штукатурки, состоящей из смеси речного песка и измельченного известняка. Этот состав отличает достаточно долгий период высыхания, в процессе которого происходят химические реакции, придающие ему исключительную прочность. Далее на еще влажную поверхность наносятся минœеральные краски. Обязательным условием является естественное просушивание завершенных фресок под лучами солнца (использование искусственной тепловой обработки или химических средств исключено). Благодаря такой технике готовые фрески не подвержены влиянию ни природных явлений, ни времени.

Смотреть в Храме нужно с левого угла. Программа росписи всœегда создается заранее. Как какой храм расписывать - опять каноны. Росписи стен - Библия для неграмотных.

Задолго до крещения Руси, в Византии канон:

- кто написан

- какой разворот тела

- цвет одежды

- цвет фона, глаз

Икона - видимый символ невидимого мира. По преданию, самые древнейшие иконы те, что сделаны не руками (Спас Нерукотворный) + то, что написано евангелистами (теми, кто знали и Христа͵ и Богоматерь). С веками целая система повествовательных норм, особая символика:

- главные действующие лица изображаются в фас или в 3/4

- второстепенные герои меньше ростом, ем главнее и изображаются в профиль

- ровный божественный свет

- четыре времени года, один из евангелистов (их 4), месяцы пишется один из апостолов (12)

- золотой: божественное сияние

- пурпурныйили багряный: царственный, у Христа всœегда хитон пурпурного цвета͵ в одеяние богородицы есть (родила царя царей)

Стандартно атлантическая иконография Иисуса Христа. Очень часто он изображается в типично атлантических одеяниях – Пурпурном хитоне и синœем гиматии, с книгой в руке.  

- красный: кровь, любовь, жертва (Благовещение - красная нить, связь с будущей жертвой Христа)

- белый: - божественный свет (Божественный свет отличается от божественного сияния (золотой) тем, что белый изображался вокруг святых, необязательно божеств), чистота (Святых в белых одеждах изображают). Младенец в белое пелœене - чистота души и помыслов Богородицы

- синий, голубой - небо

- зелœеный - юность, надежда, природа, обновление

- коричневый - земля, прах

- черный - зло, смерть, ад, монахи

Золотые нити: А́ссист (лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света͵ заменяя пробела

Святые образы:

Неподвижны, бестелœесны, телœеса угадываем по складкам одежды. Ассист - золотые нити (тонкой кисточкой), по прядям Христа, к примеру, или узор на Хитоне Богоматери - это такое божественное сияние.

Пейзаж:

Часто присутствует в иконе, своеобразный пейзаж. Часто это горы, или простые деревья (не яблоня), города, которые изображаются сплошными фантастическими постройками.

(Горка, Дуб, Постройка - Троица Рублева)

Символы:

- круг - вечность, сияние святости

- вокруг головы - нимб - с латыни - облако, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обозначает его святость.

- прошлое и будущее на иконе: ранние слева, поздние справа.

Обратная перспектива - крупное сзади, потому что важен тот, кто с той стороны иконы, к нему должно быть ближе изображение, он главный зритель (до 17 века так, потом прямая перспектива)

Образы Спаса - то, как изображен Христос:

1. "Спас Нерукотворный"

2. "Христос Вседержитель" или "Пантократор" - бог отец - всœегда в куполе (в Софийском Киевском соборе - вершитель судеб, описан по пояс, всœе время смотрит на нас, суровое лицо - судья, пришло из Византии изображение, но русские потом мягче рисовали)

3. "Спас на престоле" (престол символ всœелœенной и царственной власти)

4. "Спас в силах" - в образе судии. В яйце - символ возрождения - овал синим цветом, ромб - красный + 4 евангелиста͵ но не они, а их символы, те существа, которые их сопровождают, сама икона на золотом фоне.

5. "Спас Эммануил" (Эммануил - перевод - с нами бог - 12-летний мальчик - изображение заключено в круг + свиток + верующих благословляет)

6. "Спас благое молчание" - образ Христа до прихода к людям - в белой мантии с молитвенными руками

7. "Спас недреманное око" - редкое изображение, лежит с открытыми глазами, не на минуту не забывает, что будет искупать жертву людей (вокруг него бывают волхвы, животные, святые данное местности)

Феофан Грек (фрески) - тоже большие глаза, зрачки, всœе видит.

Образы Богоматери:

1. "Оранта" - молящаяся, изображается одна, с молитвенно воздетыми руками, часто называют "Нерушимая стена" - защищает верующих, изображают обычно в конхе апсиды.

2."Одигитрия" - с греч - путеводительница, изображение Богоматери с младенцем на левой руке, во фронтальной позе, на левой руке Христос, правая к младенцу поднята с молящим жестом, младенец в левой руке держит свиток, правой рукой - благословляющий верующих, свиток - текст будущей Библии.

3."Елеуса" или "Умиление" - Богоматери и Младенец сидят щека к щеке

4. "Панагия" - с греч - всœемилостивая, всœесвятая, изображение в полный рост с молитвенно поднятыми руками, от оранты отличается тем, что в лоне нарисован Христос. Лоно - круг на груди у Богородицы.

5. "Знамение" - редко встречается - поясное изображение Панагии

6. "Агносфитисса" ʼʼАгиосоритиссаʼʼ (Я думаю, что Короткова ошиблась в названии) - с греч - заступница, в полный рост, обращенный вправо без младенца, иногда со свитком в руке

Ангелы - семь чинов ангельских

Атрибуты ангела: крест и меч, потому что это символы духовной борьбы, иногда ангелы держат за руку младенца - изображение человеческих душ.

Архангелы - 7, Михаил и Гавриил, Рафаил и т.д.

Серафимы(с греч.) - пламенный - это высший ангельский чин - шесть крыльев - символ высших духовных способностей, обычно на иконах закрывают лица (даже они не достойны видеть бога - крыльями закрываю) Васнецов изобразил лица, но это как бы критиковалось

Херувимы (с древнееврейского) - мудрость - пишут в виде открытых человеческих лиц

referatwork.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта