Портрет фаюмский: шедевры мировой живописи. Египетская картина


Каноны живописи Древнего Египта

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью архитектуры в Древнем Египте. Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. Храмовая живопись отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу египетские художники рисовали довольно схематично.

drevniy-egipet.ru

Портрет фаюмский: шедевры мировой живописи

В начале XVII века в одном из исследуемых захоронений итальянский путешественник обнаружил экзотические портреты, которые вызвали у европейцев настоящий шок – настолько они отличались от других.

Важная историческая находка

Однако настоящую известность получила археологическая находка мумий в 1887 году вблизи города Фаюм, заселенного в древности египтянами. После завоеваний А. Македонского свое место там заняли и греки с римлянами. Погребальный культ, связанный с бальзамированием умерших, претерпевает свои изменения. Если раньше египтяне клали на лицо мумифицированного тела, заключенного в саркофаг, различные маски, не являющиеся реалистичными изображениями покойного, то местные художники писали объемные портреты восковыми красками на устойчивом к гниению дереве, иногда на холстах, которые наклеивались на дощечку.

погребальные портреты

Фаюмский оазис, приоткрывший неизвестные стороны творчества древних художников, и дал название живописным изображениям умерших, которые произвели поистине настоящую культурную революцию в то время. Портреты, обрезанные под нужный размер, крепились к голове мумии: на фоне белых бинтов, словно из окошка, смотрело реалистическое изображение покойного человека.

Техники нанесения красок

Художники применяли особую технику энкаустики, которая предполагала нанесение красок сразу на дерево без предварительной его обработки. Портрет фаюмский представлял собой изображение покойного, которое наносилось кисточками и нагретыми металлическими стержнями. Работа эта была весьма трудоемкой, требующей особых навыков, поскольку исправления в портрете не допускались. За счет высокой температуры тщательно приготовленные восковые краски плавились, образовывая при застывании неровную поверхность, создающую эффект объема. Кроме этого, мастера использовали золотые листы, подчеркивая фон, венки на голове или какие-либо детали одежды.

художественная галерея

Еще одной техникой, использованной в написании погребальных портретов людей, является темпера. Изображения, созданные на основе пигментов, смешанных с животным клеем, выполнялись на матовой поверхности кистями с менее заметным контрастом света и тени. Ученые отмечают долговечность таких изображений: фаюмские портреты Древнего Египта из античной живописи сохранились лучше всего, и до наших дней они дошли, не потеряв яркости цвета и не поддавшись временным изменениям.

Римское искусство изображения мертвых

Нельзя забывать, что написание ритуальных портретов входило в традиции и Римской империи, только изображения не становились частью погребального культа, а образы покойных предков и почивших императоров хранились во дворах, называемых атриумами. Стилистические особенности были схожи с живописью фаюмских портретов, однако археологи обнаружили малую толику произведений римского искусства, а вот древние шедевры мировой живописи египтян, как считают ученые, дошли в таком хорошем состоянии до потомков благодаря не только уникальной технике нанесения красок, но и засушливому климату страны.фаюмский оазис

Схожесть с иконописью

Созданные тысячелетия назад портреты, ставшие настоящим чудом в мировом искусстве, донесли до потомков живые образы людей. Уникальные изображения древних египтян, живших во времена эллинизма и римской власти, не просто передавали облик человека. Огромные печальные глаза, смотрящие сквозь наблюдателей, как будто видят то, что неподвластно взорам ныне живущих.

Не случайно под влиянием таких реалистичных изображений, находящихся по другую сторону жизни, стали формироваться каноны иконописи. Но не стоит забывать, что это все-таки ритуальные портреты, не предназначенные для созерцания живыми, а создавались они исключительно для погребения, ведь египтяне всегда уделяли огромное значение загробной жизни.

Погребальный портрет как предшественник иконописи

В дальнейшем византийская иконопись испытывает влияние творчества древних мастеров, пишущих на дереве восковыми красками и использующих тончайшие пластинки сусального золота. Взгляд на ритуальных портретах, устремленный в другой мир, постепенно перекочевывает в религиозное искусство Византии. По стилистике принято считать фаюмский портрет проиконой, погребальный образ печален и призван сохранить в памяти любимые черты ушедшего человека. На иконе жизнь побеждает смерть, а лицо повернуто к Богу, и смысл ухода заключается не в расставании, а в пасхальной радости от встречи. Художники словно вглядывались в душу, передавая не сиюминутный образ, а рассматривая его с точки зрения бессмертной личности, преображенной в свете вечности.

От реалистических портретов – к идеальному лику

Исследователи убеждены, что все изображения писались с живого человека, так как доступ к покойным и работа с ними были строго запрещены египетским мастерам. Поэтому погребальный портрет (фаюмский) заказывался заранее, нарисованный еще при жизни, он висел в доме до кончины человека. Некоторые ученые предположили, что, возможно, были еще изображения на папирусе, с которых и изготовлялись посмертные копии для мумий.

фаюмские портреты пушкинский музей

Если говорить о реалистичности облика покойных, то она, безусловно, обманчива, все-таки это вневозрастные изображения некоего идеального образа, словно застывшего в вечности. Известны мумии, с погребальных портретов которых смотрели молодые лица, хотя в действительности люди умерли в преклонном возрасте. Византийская иконопись двигалась от реального портрета к идеальному и вечному лику, придерживаясь определенных правил написания святых образов.

Стилистические изменения

Стоит упомянуть, что с развитием христианства в написании фаюмского портрета происходят глобальные изменения, в нем осмысляется изображение человека, а духовное начало все более преобладает над телесным. Творцы Римской империи ощущают заметные перемены в восприятии мира, выражающиеся в условной манере выполнения обликов, отдается предпочтение аскетичным контурам, нежели объему.

Носящий культовый характер портрет фаюмский меняется стилистически, переосмысляя человеческий образ. Христианство, утвержденное в IV веке в Египте, прекращает практику бальзамирования, а техника энкаустики постепенно забывается вместе с исчезновением погребальных изображений.

Особенности ритуальных портретов

Исходя из негласных правил живописания ритуальных образов, отмечаются следующие особенности, характеризующие погребальные портреты той эпохи:

  • Источник света находится сверху, правая от смотрящего зрителя сторона лица расположена в тени.
  • Головы повернуты на три четверти, прямые изображения практически отсутствуют.
  • Взгляд устремлен поверх наблюдателей, а не в глаза зрителя.
  • На лице не отображаются эмоции, широко раскрытые глаза печальны.
  • Фон портрета – однотонный: либо светлый, либо золотой.
  • Асимметричность левой и правой сторон лица (уголки губ, брови, уши отличаются ракурсами и изображаются на разном уровне). Считается, что это новое веяние в живописи стало попыткой передать перспективу изображаемого образа.

шедевры мировой живописи

Так как погребальный портрет (фаюмский) писался еще при жизни человека и, возможно, долгое время находился в его доме, то практически все нарисованные на нем предстают молодыми людьми. После смерти изображение вкладывалось в бинты мумии, а на голову тщательно наносили через трафарет венок из золота, символизирующий вечную жизнь.

Погребальные портреты как отражение веяний моды

Погребальные изображения – это настоящая художественная галерея, создающая уникальную атмосферу причастности каждого зрителя к великому искусству, дарящая эстетическое наслаждение. По фаюмским портретам легко можно проследить эллинистическую моду того времени. Мужчины изображались в светлых одеждах, а женщины – в красных, белых или зеленоватых одеяниях. Украшения соответствовали определенной эпохе, точно так же, как и прически. Считалось, что особый стиль задавала семья императора, изобретавшая новые способы укладки волос, особенно для женщин, а вот в провинции из столицы мода доходила крайне медленно.византийская иконопись

Музейные шедевры мировой живописи

Ученые насчитывают не более 900 фаюмских портретов, производящих неизгладимое впечатление и ставших вполне самостоятельной категорией в искусстве. Думается, что даже небольшая художественная галерея мечтала бы обладать древним сокровищем погребального культа древних египтян. Такие портреты сейчас очень дорогие на различных аукционах, а интерес частных коллекционеров к ритуальному искусству возрастает с каждым годом. Нельзя не упомянуть о большом количестве подделок и копий, но искусно сделанные полотна в стилистике погребальных образов не соблюдают традиций изображения посмертного облика.

Некоторые уникальные произведения, дошедшие до наших дней, сейчас хранятся в коллекциях больших мировых музеев, в том числе в Пушкинском. В зале античного искусства каждый интересующийся культурой и живописью сможет рассмотреть невероятные по глубине передачи образов фаюмские портреты. Пушкинский музей в Москве хранит более 20 погребальных изображений, полюбоваться на которые специально приезжают даже иностранцы. На самом известном портрете юноши изображен настоящий красавец с мужественными чертами лица и горящими, как угольки, глазами. Весь его облик предполагает горячий темперамент и своенравный характер, а сочетание контрастных цветов словно нагнетает внутреннее напряжение.

портрет фаюмский

Египетское искусство навсегда останется настоящей сокровищницей всех времен и народов, а фаюмские портреты, художественная значимость которых невероятно велика, по праву считаются подлинными шедеврами искусства. Их можно назвать вратами, открывшими для будущих мастеров новые пути творчества, выразившиеся в создании византийской иконы.

fb.ru

Каноны египетской живописи | Искусство Древнего мира

каноны египетской живописи

В древнеегипетской живописи способ изображения человеческой фигуры не был ориентирован на воспроизведение реальных форм: в его основе лежала определенная схема, канон. От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности. Поэтому художники творили в рамках строгого канона, который оставался неизменным на протяжении столетий.

В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные неизменно во цвете лет. Формы тела выглядят намеренно упрощенными, схематизированными.

Трактовка пространства Древнеегипетский художник не изображал пространство таким, каким он его видел в реальной жизни. Он не стремился посредством перспективы создать иллюзию глубины пространства или трехмерных объемов; напротив, все фигуры и предметы располагались в одном пространственном слое параллельно плоскости изображения, при этом учитывались все детали, которые в трехмерном построении оказались бы скрытыми.

Большую роль играет стилизованная линия контура, место внутри которого принадлежало раскраске (мужские фигуры обычно обозначались красной охрой, женские — желтой). Фигуру изображали в профиль, однако корпус (торс и плечи), а также глаза показывали фронтально.Пропорциональное построение человеческой фигуры также следовало определенному канону – набору правил, согласно которым фигуру делили на 18 частей. Согласно некоторым исследованиям, модулем служил размер пятки или сжатый кулак.

Похожие записи

ancientart.ru

Живопись Древнего Египта

Древнеегипетское искусство целиком было посвящено религиозному культу. Одной из его целей становилось создать благоприятные условия для потусторонней жизни умершего фараона. Поэтому все правители и их чиновники заранее готовили себе место для жизни после смерти. Сотни тысяч строителей возводили для них места погребения – пирамиды, тысячи зодчих, скульпторов, художников украшали место загробной жизни владыки. 

росписи гробницОсобого мастерства требовалось от живописцев, которые расписывали стены и потолок погребального места. Многочисленные рисунки передавали цепь реальных событий из земной жизни умершего. Здесь же встречаются изображения процесса мумифицирования тел. И обязательно художник фантазировал на тему, какой будет жизнь фараона после погребения. Сказать фантазировал не совсем верно, поскольку у любого древнеегипетского мастера были незыблемые правила создания изображения. Строгие каноны препятствовали проявлению творческого начала. Но всё же потомки могут гордиться грандиозными шедеврами древнеегипетских художников. 

На стенах, кроме живописных изображений, можно увидеть длинные тексты. Искусно выведенные иероглифы рассказывают о том, что нарисовано на конкретном рисунке, дополняют его рассказом о заслугах похороненного здесь человека, о его семейной жизни, государственной службе. 

Если гробницы фараонов тщательно и неоднократно исследованы, то о погребальных местах чиновников известно не всё. Как и жизнь правителей, земное существование государственных мужей представлялась во всех подробностях. Эти изображения позволяют судить о строении государственной власти, о жизненном укладе людей, проживавших в Древнем Египте. Некоторые росписи говорят, что ожидает чиновника после смерти. Например, в погребальной камере с мумией астронома Натха («сильный») нарисованы сельские пахари. 

Как изображали людей в Древнем Египте 

Известно, что в создании росписей применялись строгие каноны. Люди, животные, природа рисовались по правилам, утверждённым для всех авторов. Роспись «Охота на птиц в зарослях папируса» показывает, как художники рисовали людей и животных. Все живые существа изображены настолько реалистично, что при внимательном рассмотрении можно различить их вид. Это подвижные создания. Что не скажешь о людях, которые находятся в статичном положении.

Внешность человека очень искажена, голова, руки, ноги могут находиться на любом месте туловища. Для древнеегипетских художников главным было не точное изображение человека, а только наиболее выгодные, выигрышные моменты, связанные с его жизнью. Соответственно, живописцы рисовали ту часть тела, которую с лёгкость можно узнать. 

mithology.ru

Египетские изображения на плоскости – стиль, особенности, недостатки.

5 – Изображения на плоскости

Египетские изображения на плоскости в своем историческом развитии подчинялись также известным общим законам. Несмотря на немногие позднейшие усовершенствования, вызванные стремлением к свободе, эти изображения постоянно сохраняли свой силуэтообразный характер. Почти незаметен также переход от живописи на плоскости, которая, однако, вследствие резкой определенности контуров походила скорее на раскрашенные рельефы, чем на настоящую живопись, к изображениям со слегка углубленными контурами, а от этих последних к койланаглифам, или впалым рельефам (reliefs en creux), очертания которых настолько углублены, что можно было моделировать изображенные фигуры и предметы, не касаясь фона (рис. 93), и, наконец, к настоящим барельефам, то есть изображениям, слегка выступающим на выдолбленном фоне. Во всяком случае, сами египтяне, как заметил Эрман, не видели существенной разницы между живописью, впалыми рельефами и барельефами; да и в настоящее время едва ли можно с полной уверенностью сказать относительно многих памятников, каковы были основные мотивы, побуждавшие художников избирать тот или другой из этих родов техники.

 Рис. 93 – Впалый рельеф Абидосского храма (Гор и Анубис).

Рис. 93 – Впалый рельеф Абидосского храма (Гор и Анубис).

Рис. 93 – Впалый рельеф Абидосского храма (Гор и Анубис).

Образчиками этих различных приемов искусства являются главным образом монументальные изображения на внутренних стенах гробниц, внутренних и наружных стенах храмов, рисунки на папирусных свитках - древнейшие из миниатюр и иллюстраций, наконец, изображения на саркофагах, сосудах и разной утвари. Содержание рельефной живописи и пластики доносило жизнь изображенных лиц во всей ее полноте: тут были и религиозные церемонии разного рода, и большие исторические картины, прославлявшие деяния египетских царей, и сцены сельского, ремесленного, торгового и домашнего быта, к которым для украшения присоединялся нередко пейзаж, а также картины идиллического характера; но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все эти воспроизведения жизни в ее разнообразных проявлениях имели одну цель, а именно должны были прославлять умершего на земле и оказывать ему услуги в загробной жизни. Жанровые картины на фоне пейзажа, равно как и сцены сельского и охотничьего быта, играют ту же роль, как и изображение съестных припасов, необходимых для тени умершего. В идиллических картинах мы находим опять-таки ту же идею, что и в изображении разных кушаний и напитков.

 

Поступательное развитие египетского изобразительного искусства.

Законы стиля египетской живописи и пластики обусловливались частью известными требованиями обычая, частью несовершенствами техники. И здесь мы видим, что умение изображать различные явления жизни на плоскости моложе, чем искусство правильно воспроизводить отдельные человеческие фигуры во всем их объеме. Но техническая неумелость в большинстве случаев прикрывается условными правилами приличия, служа, таким образом, добродетели в силу необходимости. Если присмотреться поближе к отдельным фигурам, то окажется, что во все продолжение существования египетского искусства в нем господствовало правило изображать лица в профиль. Вместе с дальнейшей историей развития искусства мы познакомимся с более совершенными его образцами, представляющими исключения из этого правила. Но и профильное изображение фигур удавалось египетским художникам только отчасти, что зависело от их стремления выражать все точно и ясно. Голова, руки и ноги давались в профиль, плечи и глаз видимыми спереди. Между верхней частью груди, представленной en face, и ногами, изображенными в профиль, находилась середина туловища, часть которого была нарисована в прямом положении, а часть сбоку. Руки поражают своей неестественностью: первые четыре пальца имеют всегда одинаковую длину; ладони и верхние части рук нередко оказываются одни на месте других; но еще более поразительно полное пренебрежение правильностью положения ног. В египетском искусстве, на всех стадиях его развития, соблюдалось правило изображать ноги в профиль, стоящими одна подле другой, и притом с внутренней стороны, так, чтобы был виден только один большой палец, закрывающий все остальные. Но во все времена бывали, если верить снимкам, единичные исключения из этого общего правила; так, например, ближайшая к зрителю нога иногда сохраняла естественное положение, при котором видимы все пять пальцев. Это случалось тогда, когда художнику вдруг приходило в голову считаться с действительностью. Однако памятники, известные автору настоящего сочинения в оригиналах или копиях, не свидетельствуют о существовании подобных исключений в древнейшем периоде египетского искусства. В эпоху же Нового царства верная постановка ног является довольно часто и соблюдается заметнее, хотя все еще не составляет общего правила. Руки не имеют органической связи с туловищем, и их движения обычно неестественны и угловаты. Если надо было представить какой-нибудь член тела, руку или ногу, вытянутыми, древние египтяне постоянно изображали вытянутую ту руку или ногу, которая более удалена от зрителя. Если у египетских художников не было каких-либо причин, которые побуждали их изобразить данную фигуру смотрящей влево, то они всегда повертывали лицо вправо. Оба этих правила были открыты Эрманом. Со своей стороны заметим, что ввиду множества исключений эти правила перестают быть таковыми. Но Эрман прав, поскольку дело касается изображения высокопоставленных особ, к которым постоянно применялся этот обычный, освященный преданием, первобытный художественный прием.

 

Силуэтообразные изображения.

Этот силуэтообразный стиль, образцом для которого послужила, быть может, настоящая живопись силуэтов, таков, что его несовершенство выказывается в группах сильнее, чем в изображениях отдельных лиц. Затруднение должно было неизбежно встречаться уже при изображении двух фигур, стоящих рядом. По правилам надо было изобразить одну фигуру над другой так, чтобы ноги той, которая дальше от зрителя, приходились над головой передней фигуры и были одинаковой с ней величины. Часто, а в древние времена постоянно, верхние ряды отделялись от нижних чертами, обозначавшими собой разные планы (передний, средний и задний) в виде полос. Часто также, особенно в позднейшие времена, когда пластически изображались массовые движения, задние фигуры высовывались наполовину из-за голов передних фигур, и нередко изображение фигур, стоящих рядом, благодаря удвоению контуров приближалось к настоящему перспективному изображению, причем, конечно, повторялась прежняя ошибка в перспективе - увеличенность размера задних фигур.

 

Перспектива в египетской живописи.

Насколько далеки были египетские художники от понимания законов перспективы в своих изображениях на плоскости, о том свидетельствует прежде всего их способ изображать пейзаж, окружающий предметы. Автор настоящей книги уже имел случай раньше, по другому поводу, подробно выяснить, что пейзаж играл видную роль в значении заднего плана во многих фигурных изображениях Древнего Египта, но никогда не был в нем самостоятельной отраслью искусства; представляя собой задний план, он в лучшем случае передавал лишь отдельные части неодушевленной природы, намечая их как на географической карте: воспроизводил множество хорошо схваченных подробностей, но никогда не представлял законченного и притом перспективного целого. Например, окруженный деревьями четырехугольный бассейн с водой, изображенный в погребальном покое в Адд-эль-Курна, имеет вид чертежа, представляющего правильный квадрат, а его вода, по обычаю, существовавшему с незапамятных времен в Египте, обозначена рядом зигзагообразных линий, проведенных перпендикулярно по синему полю; 24 дерева, окружающие бассейн со всех сторон, хотя изображены по краям рисунка именно на тех местах, где им должно быть, своими верхушками обращены во все четыре стороны. Изображение священного сада в гробнице Элейфии времен 17-й династии представляет смещение чертежа с перспективным видом.

 Рис. 95 – Волшебный сад, изображение на одной из гробниц Элавин.

Рис. 95 – Волшебный сад, изображение на одной из гробниц Элавин.

Рис. 95 – Волшебный сад, изображение на одной из гробниц Элавин.

Прочие особенности и недостатки живописи.

О воспроизведении атмосферных явлений в египетских изображениях на плоскости, конечно, не может быть и речи. В египетском искусстве мы не находим признаков ни правильной передачи света и тени, ни верного распределения и сочетания красочных тонов. Каждая краска накладывалась на предназначенном для нее пространстве ровно, не смешиваясь с другими. Цвета, встречающиеся в природе, передавались только приблизительно. Мужчины-египтяне и лошади изображались красновато-коричневыми; мужчины-азиаты и египетские женщины - желтыми. Пестрые костюмы чужеземцев (сами египтяне предпочитали носить одежду из совершенно белой льняной ткани) воспроизводились со всем разнообразием своих цветов Многие изображения богов роскошно иллюминировались желтой, красной, зеленой или синей красками, представляя, таким образом, целую символику колеров, недоступную, впрочем, нашему пониманию. Наконец, замечательно, что египетское искусство, на всех ступенях своего развития, с самой эпохи своего зарождения, оказывалось совершенно бессильным, когда требовалось выражать душевные движения в мимике; нравственные волнения оно изображало с помощью движений тела, причем лица имели одно и то же выражение, похожее на вынужденную улыбку.

www.verman-art.ru

Египетские символы. О смысловом содержании древне-египетской символики

02.09.08О смысловом содержании древне-египетской символики

О смысловом содержании древне-египетской символики

В.А. Никонов

Аннотация

Несмотря на долгую историю изучения наследия Древнего Египта, оставалось неясным и даже загадочным смысловое содержание многих древне-египетских предметов, скульптур и изображений. В ходе исследования древне-египетских гороскопов стал понятен смысл значительной части древне-египетских изображений и скульптур и назначение многих  предметов.

В данной работе показано, что бывшие загадочными изображения и скульптуры описывают священные события, связанные с Осирисом, Исидой и Гором. 

Содержание 

Изучение наследия Древнего Египта началось почти три столетия назад. За это время найдены и описаны десятки тысяч предметов,  скульптур и изображений, прочтены многие иероглифические надписи и целые тексты. Изучение Древнего Египта выделилось в отдельное направление, которое получило название египтологии. В итоге стало ясным очень многое из жизни Древнего Египта, но многое при этом оставалось неясным. Например, непонятно было, что изображают сфинксы – изображения львов с головами людей или львов с головами баранов. Неясно было, что изображают бараны с диском на рогах или кобры с диском над головой или что изображают хищные птицы.

Список загадочных изображений Древнего Египта очень велик и в одной статье объяснить  смысловое содержание каждого изображения невозможно, но возможно раскрыть основные идеи, используемые их создателями, т.к. после прочтения древне-египетских гороскопов на стеле Меттерниха смысловое содержание многих древне-египетских изображений перестало быть тайной. (Об исследовании гороскопов на стеле Меттерниха смотри статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха» и «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха»).Далее кратко приведены результаты исследования стелы Меттерниха.

Изображения на стеле Меттерниха описывают священные события, происходившие с Осирисом, Исидой и Гором. Одна сторона стелы посвящена возрождению Осириса, другая рождению Гора. Сторону, посвященную возрождению Осириса, в дальнейшем будем называть стороной Осириса, другую сторону, посвященную рождению Гора, будем называть стороной Гора.

На стороне Осириса описываются события, связанные с возрождением Осириса. Как стало ясно из гороскопов на стороне Осириса, возрождение Осириса началось со сбора семи планет – семи богов Древнего Египта: Солнца, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна в зодиакальном созвездии Льва.

Основной гороскоп на стороне Осириса показывает, что Осирис возродился, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Овна. Возможно, это было вознесение Осириса на небеса. Необходимо отметить, что Осирис возродился в полнолуние.

Почему возрождение Осириса было долгим и что происходило между началом событий в середине августа и возрождением в конце апреля из гороскопа на стеле Меттерниха неясно.

На стороне Гора описаны астрономические события, происходившие в год рождения Гора и год возрождения Осириса. Основной гороскоп на стороне Гора стелы Меттерниха показывает, что рождение Гора произошло в полнолуние во время летнего солнцестояния. На стеле изображено, что Исида родила Гора в зарослях лотоса.

Для понимания смысла древне-египетских изображений нам необходимо знать, что возрождение Осириса связано с зодиакальными созвездиями Льва и Овна, а рождение Гора связано с летним солнцестоянием, полнолунием и цветами лотоса.

В дальнейшем древне-египетские изображения условно разделим на символы возрождения Осириса, символы рождения Гора и совмещенные символы. Начнем описание с символов  возрождения Осириса.

Символы возрождения Осириса

Ниже приведены фотографии сфинксов – фигур львов с головами людей. Головы принадлежат потомкам Осириса и Гора, на это указывают поднявшие голову кобры – символы солнцестояния, во время которого родился Гор.

символика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никонов

Сфинксы. Львы с головой человека

Фигуры львов у потомков Осириса показывают их связь с Осирисом, лев изображает зодиакальное созвездие Льва, в котором собрались семь планет – семь богов Древнего Египта, чтобы возродить Осириса. Особенно интересна фигура льва, изготовленного из синего камня, что, видимо, должно показывать связь льва с небом. Два одинаковых сосуда в  руках льва, возможно, являются указанием на зодиакальное созвездие Близнецов, в котором происходило солнцестояние, во время которого родился Гор.

символика древнего египта, Никонов

Большой сфинкс

Т.к. у малых сфинксов лица потомков Осириса, то, возможно, у Большого сфинкса около Великих пирамид лицо самого Осириса, а не бога Солнца, как предполагалось в статье автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной в гороскопе тайной гробницы Сененмута». При исследовании гороскопов на стеле Меттерниха и гороскопа тайной гробницы Сененмута не было ясно, насколько важен был сбор планет у созвездия Льва именно для Осириса, поэтому было высказано предположение, что у льва, который смотрит прямо на восход, лицо бога Солнца.

Три Великие пирамиды, видимо, принадлежат Осирису, Исиде и Гору, о чем прямо говорят иероглифические надписи.

Далее приведены фотографии сфинксов другого вида, они имеют вид львов с бараньими головами и составляют целую аллею в Карнакском храме.

символика древнего египта, Никонов

Львы с головами баранов

Между лапами львов под головами баранов стоят фигуры потомков Осириса.Ниже приведена фотография сфинкса с другого направления, чтобы лучше была видна человеческая фигура под головой барана.

символика древнего египта, Никонов

Сфинкс

Изваяния львов с бараньими головами и фигуры потомков Осириса показывают их связь с Осирисом, лев изображает зодиакальное созвездие Льва, в котором был сделан первый шаг к возрождению Осириса, голова барана изображает зодиакальное созвездие Овна, в котором  произошло возрождение Осириса. Человеческие фигуры являются символами самого Осириса, возрождение которого связано с зодиакальными созвездиями Льва и Овна.

Ниже показана фотография сидящей фигуры человека с головой барана, которая также является символом возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Овна.

символика древнего египта, Никонов

Баран

К сожалению, неясно, что  находилось в руках Овна, видимо, какие-то дополнительные указания на возрождение Осириса.

Изготовление символов возрождения Осириса большого размера требовало, конечно, больших затрат. Но потомки Осириса находились на вершине древне-египетского общества и могли себе позволить большие затраты. Но есть много небольших предметов, изготовление которых не требовало значительных затрат.

Ниже приведена фотография одного из таких предметов.

символика древнего египта, Никонов

Овен

Мы видим голову барана на основании, на котором вырезана сидящая на троне фигура с уреусом – символом рождения Гора на голове. Этот предмет показывает связь владельца предмета с Осирисом и Гором. Баран изображает зодиакальное созвездие Овна, в котором  произошло возрождение Осириса, а фигура, вырезанная на основании, видимо, изображает одного из потомков Осириса и Гора.

Ниже показан еще один символ возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Овна.

символика древнего египта, Никонов

Баран

Это фигура человека с головой барана, на рогах которого находится солнечный диск и сложный головной убор. Все изображение символизирует возрождение Осириса во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Овна.

Таким образом, бывшие загадочными изображения Древнего Египта оказались символами первого шага к возрождению Осириса, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Льва или символами возрождения Осириса во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Овна. 

Символы рождения Гора

Как показано на стеле Меттерниха, Гор родился в зарослях лотоса, поэтому изображение цветка лотоса является символом рождения Гора. Приведенные ниже фотографии изделий Древнего Египта показывают символы рождения Гора в виде цветов лотоса. 

символика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никонов

Лотос

Гор родился ночью во время полнолуния и первое, что он увидел, была Луна, поэтому широко известный «глаз Гора» является символом Луны, полнолуния и рождения Гора.Несколько фотографий «глаза Гора» приведены ниже.

символика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никонов

Глаз Гора

Конечно, это простые символы рождения Гора, изготовление которых не требовало больших затрат, поэтому они были широко распространены в Древнем Египте.

Но для потомков Гора затраты не имели значения, т.к. они составляли вершину древне-египетского общества, поэтому они заказывали более сложные символы рождения Гора.Ниже показан замечательный образец символа рождения Гора.

символика древнего египта, Никонов

Глаз Гора

На правом краю изображена кобра в солнечной шапке, которая является символом летнего солнцестояния.

На левом краю изображена птица-Солнце в сложном головном уборе. Крылья птицы-Солнца скрещены. Если обратиться к описанию гороскопа Гора в статье автора «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха», то там в гороскопе Гора с такими крыльями была изображена Венера, а скрещенные крылья показывали, что Венера находится в зодиакальном созвездии Близнецов. По-видимому, и в этом случае скрещенные крылья у птицы Солнца показывают, что Солнце находится в созвездии Близнецов.

Основную часть изображения занимает «глаз Гора», который указывает на полнолуние и на рождение Гора.

В целом здесь показано, что Гор родился в полнолуние во время солнцестояния, при этом солнцестояние происходило в зодиакальном созвездии Близнецов.

Ниже показан еще один замечательный символ рождения Гора. 

символика древнего египта, НиконовРождение Гора

Это браслет, на котором изображен новорожденный Гор на цветке лотоса. То, что это Гор показывает цветок лотоса, на котором он сидит, и уреус – символ солнцестояния на его голове. Чтобы показать, что Гор только что родился, создатель браслета изобразил Гора голым ребенком, сосущим свой палец, что часто делают маленькие дети. Над головой Гора диск Солнца, который показывает, что Солнце в момент рождения Гора находилось высоко.

С двух сторон от Гора изображены две одинаковые кобры с солнечными дисками над головой, которые являются символами летнего солнцестояния. Хвосты кобр подняты к диску Солнца над головой Гора. Две одинаковые кобры – это символ близнецов, а хвосты, поднятые к диску Солнца над головой Гора, связывают близнецов с рождением Гора во время солнцестояния. Таким образом, создатель  браслета показал, что Гор родился во время летнего солнцестояния, которое происходило в созвездии Близнецов.

Поднявшая голову кобра, т.н. уреус, является символом рождения Гора во время летнего солнцестояния. Такой символ можно видеть на изображениях потомков Гора. Видимо, потомки Гора хотели, чтобы все знали, что они являются продолжателями рода Осириса и Гора.

Ниже приведено несколько изображений потомков Гора. 

символика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никонов

Уреус

Среди потомков Гора были не только мужчины, что показывают приведенные ниже изображения.

символика древнего египта, Никоновсимволика древнего египта, Никонов

Уреус

Теперь становится понятным, почему потомки Гора заключали браки между собой. Видимо, таким образом они хотели сохранить прямую линию от Осириса и Гора.

Поднявшие голову кобры – символы рождения Гора изображены и у сфинксов с головами людей, поэтому их можно отнести к совмещенным символам, но т.к. деление условно, сфинксы с головами людей в этой статье отнесены к символам возрождения Осириса.

Ниже показан еще один интересный символ рождения Гора.

символика древнего египта, Никонов

Крест

Это крест, на котором изображены: планетный посох, столб и сидящая фигура человека.Крест в Древнем Египте является символом рождения и в данном случае крест также показывает чье-то рождение. Планетный посох связывает предмет с небом, т.к. в гороскопах он находится в руках фигур, которые изображают планеты.

В данном случае планетный посох показывает принадлежность новорожденного к небожителям. Продолжением ручки креста является столб – символ целого года. На столбе изображены четыре поперечные линии, которые означают два солнцестояния и два равноденствия. На вершине столба, т.е. на вершине года, изображена сидящая фигура, над головой которой находится солнечный диск.

Фигура держится руками за изогнутую линию, вершины которой касается солнечный диск. Изогнутая линия, видимо, изображает небосвод. Диск Солнца, касающийся вершины небосвода показывает высокое положение Солнца во время летнего солнцестояния.

В целом здесь описано рождение в конце года, что показывает сидящая фигура на вершине столба, во время наибольшего подъема Солнца, т.е. летнего солнцестояния, что показывает солнечный диск над головой фигуры. Напомню, что в Древнем Египте окончание старого года и начало нового года происходило во время летнего солнцестояния.

Планетный посох показывает, что родившийся принадлежит к небожителям.

Т.к. именно Гор родился в конце года во время летнего солнцестояния и позже стал небожителем, то рассматриваемый крест является символом рождения Гора.

Еще одним символом рождения Гора являются священные сосуды, так называемые канопы, которые устанавливали в гробницу.

Ниже приведена фотография таких сосудов. 

символика древнего египта, Никонов

Канопы

На стеле Меттерниха в гороскопе рождения Гора эти четыре фигуры показывают, какие мужские планеты находились на небе в ночь рождения Гора. В гороскопе Гора изображение  фигуры с головой человека плохо различимо, поэтому при исследовании гороскопа (см. статью «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха») не удалось точно определить, какую планету изображает фигура.

Позже стало ясно, что поскольку Исида-Венера родила Гора в полнолуние, т.е. присутствие Венеры и Луны не вызывает сомнений, то создателю гороскопа осталось показать мужские планеты, которые присутствовали в ночь рождения Гора.  В ночь рождения Гора на небе находились: Марс, у него голова хищной птицы, Сатурн, который изображен с головой лисы, Меркурий, он изображен с головой павиана, и  Юпитер, у него голова человека. Все четыре фигуры изображены с длинными женскими волосами, причем голубого цвета, видимо, таким образом показана связь этих планет с Венерой-Исидой.

Рассмотрим символы Гора и Осириса, не связанные с рождением или возрождением.

Гора часто изображали в Древнем Египте в виде птицы. Это связано с тем, что новорожденный Гор считался птенцом в гнезде Осириса. Также и Осирис заново родился в гнезде Осириса, поэтому его тоже изображали в Древнем Египте в виде птицы. Например, на стеле Меттерниха Гор и Осирис изображены в виде птиц, выглядывающих из гнезда, которое находится на столбе летнего солнцестояния. Кроме того, Осирис и Гор стали небожителями, т.е. как-бы стали летать в небе.

Ниже показаны фигуры Осириса, Гора и Исиды, причем Гор изображен с головой птицы. 

символика древнего египта, Никонов

Осирис, Исида и Гор

Ниже приведена фотография еще одного  изображения Гора в виде птицы.

символика древнего египта, Никонов

Гор

То, что это Гор, показывает уреус – символ рождения Гора на головном уборе птицы. Между лап птицы стоит фигура одного из потомков Гора. Здесь показана связь Гора с его потомком, который изображен между лап птицы.

Ниже показан другой вид изображений Гора в виде птицы.

символика древнего египта, Никонов

Гор

Здесь хищная птица обнимает крыльями голову одного из потомков Гора, тем самым, показывая связь Гора и его потомков.

Есть и более простые изображения Гора в виде птицы.

Ниже показана фотография навершия, на вершине которого изображен Гор в виде птицы.

символика древнего египта, Никонов

Гор

То, что это Гор, показывает уреус – символ рождения Гора на головном уборе птицы. Скорее всего, это навершие использовалось на празднике дня рождения Гора и начала нового года, т.к. новый год в Древнем Египте начинался с летнего солнцестояния, т.е. в день рождения Гора.

В виде птицы может быть изображен и Осирис. Ниже приведена фотография интересной скульптуры, где Осирис изображен в виде птицы, а Гор изображен в виде мальчика.

символика древнего египта, Никонов

Осирис и Гор

На переднем плане между лап птицы изображен маленький мальчик, который сидит и сосет свой палец. Правой рукой мальчик держится за цветок лотоса – символ рождения Гора. На голове мальчика поднявшая голову кобра и большой солнечный диск – символ солнцестояния, во время которого родился Гор. Птица, которая изображает Осириса, как-бы прикрывает своего сына от опасностей. Создатель этого изображения показал связь Гора и Осириса.

Далее рассмотрим совмещенную символику Осириса и Гора.

Совмещенные символы

Как можно видеть на примере сфинксов, египтяне не разделяли символы, связанные с Осирисом и Гором, поскольку священные события, связанные с Осирисом, Исидой и Гором, составляют  одно целое. Поэтому используемое в этой статье деление очень условно.Ниже изображен замечательный пример совмещенного символа. 

символика древнего египта, Никонов

Овен

Здесь изображена голова барана, между рогов которого находится поднявшая голову кобра, на голове которой находится солнечный диск. Баран является символом возрождения Осириса, он указывает на время, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Овна. Поднявшая голову кобра с солнечным диском на голове является символом солнцестояния, во время которого родился Гор. Таким образом, здесь показана связь возрождения Осириса и рождения Гора.

Ниже изображен еще один замечательный пример совмещенного символа, но уже со львом.

символика древнего египта, Никонов

Лев

Здесь изображен лев, на голове которого находится поднявшая голову кобра с  солнечным диском. Лев является символом первого шага к возрождению Осириса. Поднявшая голову кобра с солнечным диском является символом солнцестояния, во время которого родился Гор. Таким образом, здесь показана связь возрождения Осириса и рождения Гора.

Ниже приведена фотография такого же символа, показывающего связь возрождения Осириса и рождения Гора.

символика древнего египта, Никонов

Шест

Мы видим человека, который держит шест, на вершине которого находится голова льва, а на голове льва находится поднявшая голову кобра с  солнечным диском. Лев является символом первого шага к возрождению Осириса. Поднявшая голову кобра с солнечным диском является символом солнцестояния, во время которого родился Гор. Т.е. здесь также показана связь возрождения Осириса и рождения Гора. Этот шест, видимо, использовался на праздниках возрождения Осириса и рождения Гора.

Ниже изображен еще один  интересный совмещенный символ.

символика древнего египта, Никонов

Кресло

Это кресло, ножки которого сделаны в виде лап льва. Под подлокотниками кресла изображены цветы лотоса. Т.к. изображение льва является символом возрождения Осириса, а цветы лотоса являются символом рождения Гора, то кресло в целом показывает связь сидящего на ней человека с Осирисом и Гором.Ниже показано изображение Исиды с младенцем Гором.

символика древнего египта, Никонов

Исида и Гор

Подлокотники у кресла, на котором сидит Исида, сделаны в виде львов, которые являются символами возрождения Осириса. Гор ногами опирается на голову одного из львов, тем самым показывая связь своего рождения и события, когда семь планет собрались в зодиакальном созвездии Льва для возрождения Осириса. На голове Исиды изображен ухват с солнечным диском. Поскольку Исида связана с планетой Венерой, а как стало ясно после прочтения гороскопов на стеле Меттерниха, ухват с солнечным или лунным диском на голове Венеры показывает расположение Солнца или Луны относительно Венеры, то здесь показано расположение Солнца относительно Венеры в день рождения Гора.

Ниже приведена фотография, по-видимому, надгробия, на котором изображены символы, связанные как с Осирисом, так и с Гором.

символика древнего египта, Никонов 

Надгробие

На надгробии изображен лежащим один из потомков Осириса и Гора, на что указывает уреус – символ рождения Гора на его голове. В углах основания у головы лежащей фигуры находятся львы – символы первого шага к возрождению Осириса. Около рук лежащей фигуры сидят Осирис и Гор, которые изображены в виде птиц. Видимо, создатель надгробия с помощью символов Осириса и Гора хотел показать, что умерший возродится, как Осирис и будет находиться со своими  предками Осирисом и Гором.

Самыми распространенными изображениями событий, происходивших с  Осирисом, Исидой и Гором, конечно, являются рисунки на стенах, на предметах, на посуде и на папирусе.Один из множества рисунков – символов возрождения Осириса и рождения Гора, изображенных на стенах, приведен ниже.

символика древнего египта, Никонов

Осирис с головой барана

На рисунке изображена фигура Осириса с головой барана, на рогах которого находится диск Солнца. Диск Солнца на голове барана показывает время возрождения Осириса, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Овна.

Осирис стоит на подставке, при этом диск Солнца оказался высоко поднят. Осирис на подставке, как стало ясно после прочтения гороскопов на стеле Меттерниха, это символ солнцестояния, поднятый высоко диск Солнца также символ солнцестояния.

С двух сторон от Осириса находятся две почти одинаковые женские фигуры Венеры-Исиды. У левой женской фигуры на голове подставка для Солнца, у правой женской фигуры на голове трон. Две женские фигуры показывают расположение Солнца относительно Венеры во время  возрождения Осириса и во время рождения Гора. Кроме того, две одинаковые фигуры являются указанием на близнецов, тем самым, показывая, что рождение Гора произошло в созвездии Близнецов.

На правом краю рисунка находится планетный посох, который показывает, что изображенные фигуры являются небожителями. За спиной правой женской фигуры находится вертикальный ряд символов, среди которых находятся цветы лотоса – символ рождения Гора, маленький планетный посох – символ принадлежности к небожителям, столб – символ целого года. Над столбом находится крест – символ рождения.

Таким образом, этот рисунок рассказывает о священных событиях – возрождении Осириса и рождении Гора.

Ниже приведена фотография рисунка на внешней поверхности какого-то сосуда.

символика древнего египта, Никонов

Рисунок

Мы видим обнаженную фигуру Нут, которую поддерживает стоящая мужская фигура с двумя крестами – символами рождения в руках. У головы мужской фигуры изображены два «глаза Гора» – символы полнолуния. Под руками мужской фигуры изображены две одинаковые птицы с бараньими головами – символами возрождения Осириса.  Каждая птица держит крест – символ рождения. То, что птицы одинаковые, является указанием на близнецов. Ниже птиц находится полулежащая мужская фигура. Около головы Нут изображена кобра с солнечным диском на голове – символ солнцестояния. С другой стороны от Нут изображен «глаз Гора» - символ полнолуния и рождения Гора.

Полулежащая фигура, видимо, изображает Осириса, который перестал быть опорой для Нут и его место занял Гор, которого изображает стоящая мужская фигура. Но, возможно, стоящая фигура изображает и Гора и возрожденного Осириса, т.к. в руках фигуры два креста.

Таким образом, этот рисунок также рассказывает о священных событиях – возрождении Осириса в полнолуние в созвездии Овна и рождении Гора в полнолуние в созвездии Близнецов.

Ниже приведена фотография рисунка из неизвестного погребального папируса.

символика древнего египта, Никонов

Рисунок

Здесь на фоне солнечного диска изображена сидящая фигура новорожденного мальчика, который сосет свой палец. Создатель погребального папируса изобразил вокруг диска Солнца змею – символ движения планет. Змея в данном случае показывает годовой путь движения Солнца.  На рисунке змея держит во рту свой хвост, при этом ее голова оказывается на вершине получившегося круга. В гороскопе Осириса на стеле Меттерниха такая же змея, но с головой в нижней части круга показывает зимнее солнцестояние, а в этом случае змея с головой в верхней части круга показывает летнее солнцестояние.

Высоко поднятый диск Солнца также является указанием на летнее солнцестояние.Рядом с диском Солнца изображен «глаз Гора» – символ полнолуния и рождения Гора.Солнечный диск опирается на бараньи рога и две одинаковые фигуры львов.

Баран с диском Солнца на рогах – это символ возрождения Осириса во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Овна.

Львы – это символ первого шага к возрождению Осириса, когда Солнце находилось в созвездии Льва. То, что львы одинаковые является указанием на созвездие Близнецов, в котором происходило солнцестояние, во время которого родился Гор.

Таким образом, этот рисунок рассказывает о возрождении Осириса и рождении Гора.

Ниже приведена удивительная фотография предмета, от которого никак не ожидаешь, что на нем будут изображены священные события, связанные с Осирисом, Исидой и Гором.

символика древнего египта, Никонов

Топор

Это золотой топор, на лезвии которого изображена последовательность священных событий.

В основании, около острия изображен лев – символ первого шага к возрождению Осириса. Выше льва изображены два одинаковых куста лотоса – символы рождения Гора. Одинаковые кусты, видимо, являются указанием на близнецов.

На одном кусте лотоса находится кобра – символ солнцестояния, на другом кусте лотоса птица-Солнце сидит в гнезде.

Выше всех находится сидящая фигура с двумя одинаковыми змеями в руках. Видимо, это Гор. Две одинаковые змеи, которые смотрят в разные стороны, видимо, или являются дополнительным указанием на близнецов или показывают два события, возрождение Осириса и рождение Гора.

Таким образом, и этот рисунок на топоре рассказывает о священных событиях – возрождении Осириса и рождении Гора.

Количество древне-египетских рисунков, скульптур и других изображений, посвященных священным событиям – возрождению Осириса и рождению Гора, настолько велико, что если описать смысловое содержание каждого, то статья вырастет до размера нескольких книжных томов и в большом объеме может быть утеряно само смысловое содержание этой статьи. Поэтому оставим продолжение описания древне-египетских изображений для последующих статей и, возможно, для других исследователей.

Заключение

В ходе изучения «загадочных» древне-египетских изображений оказалось, что все они являются символами, описывающими священные события, происходившие с Осирисом, Исидой и Гором.

Главными священными событиями для Древнего Египта были возрождение Осириса и рождение Гора, поэтому эти события постоянно изображались древне-египетскими художниками и скульпторами.

Поскольку возрождение Осириса и рождение Гора было духовной основой древне-египетского общества, то простые символы возрождения Осириса и символы рождения Гора или объединенные символы, не требовавшие больших затрат, были широко распространены в Древнем Египте. Например, таким символом является «глаз Гора» – символ рождения Гора, который очень часто изображали в Древнем Египте.

Основными заказчиками сложных символов возрождения Осириса и символов рождения Гора, требовавших больших затрат, видимо, были потомки Осириса и Гора, которые стояли на вершине древне-египетского общества и могли себе позволить большие затраты.

Как показывает данное исследование, смысловое содержание древне-египетской символики вполне естественно, а загадочность ей придавало непонимание астрономической символики, используемой в Древнем Египте.

Автор текста: В.А. Никонов

www.ankxara.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта