В каких направлениях работают современные художники. Направления картины


СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЖИВОПИСИ: kovlam

Авангардизм, авангард (от фр. avant-garde - передовой отряд) - общее название художественных направлений в искусстве XX века, для которых характерны поиск новых форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства.

Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.

Акционизм (от англ. action art - искусство действия) - хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма художник должен заниматься организацией событий, процессов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью.

Ампир (от франц. empire - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир - финал развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши, мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству: древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы...), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансных фрескам и орнаментам. Главным представителем этого стиля был Ж.Л.Давид (картины "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789))

Андеграунд (от англ. underground - подполье, подземелье) – ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму. Андеграунд отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение. В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом.

Ар нуво (от фр. art nouveau, буквально - новое искусство) - распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого направления живописи: Альфонс Муха.

Арт деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif) - направление в искусстве в середине 20 века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898-1980).

Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый или от порт. perola barroca - жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Вудленд (от англ. - лесная земля) - стиль в искусстве, берущий начало в символике наскальных изображений, мифах и легендах североамериканских индейцев.

Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине XIX века, главной целью которого была передача мимолетных, изменчивых впечатлений.

Китч, кич (от нем. kitsch - безвкусица) - термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. По сути, китч - разновидность постмодернизма. Китч - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В китче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий и откровений.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в искусстве, основой которого являлось обращение, как к идеальному эстетическому эталону, к образам и формам античного искусства и эпохи Возрождения, требующий строгого соблюдения ряда правил и канонов.

Космизм (от греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - художественно-философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Космизм связан с астрономическими знаниями о Вселенной.

Кубизм (от фр. cube - куб) - модернистское направление в искусстве, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Леттризм (от англ. letter - письмо, послание) - направление в модернизме, основанное на использовании изображений похожих на шрифт, нечитаемый текст, а также композиций на основе букв и текста.

Метареализм, метафизический реализм (от греч. meta - между и геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, основная идея которого выразить сверхсознание, сверхфизическую природу вещей.

Минимализм (произошло от англ. minimal art - минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.

Модерн (произошло от фр. moderne - новейший, современный) - художественный cтиль в иcкyccтвe, в котором пepeocмыcливaются и cтилизуются чepты иcкyccтвa paзныx эпox при помощи xyдoжecтвeнных пpиeмов, ocнoвaнных нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Примитивизм, наивное искусство, наив - стиль живописи, в котором картина намеренно упрощается, её формы делаются примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека.

Оп-арт (от англ. optical art - оптическое искусство) - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, в котором эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигаются введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Ориентализм (от лат. oriens - восток) - направление в европейском искусстве в котором используются тематика, символика и мотивы Востока и Индокитая

Орфизм (от фр. orphisme, от Orp?ee - Орфей) - направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 французским поэтом Аполлинером живописи художника Робер Делоне. Орфизм связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Основные особенности живописи этого стиля эстетизм, пластичность, ритмичность, изящество силуэтов и линий.Мастера орфизма: Робер Делоне, Соня Терк-Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел.

Поп-арт (от англ. pop - отрывистый звук, лёгкий хлопок) - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, в котором реальностью являются типичные предметы современного урбанизированного быта, образцы массовой культуры и всей окружающей человека искусственной материальной среды

Постмодернизм (от фр. postmodernisme - после модернизма) - новый художественный стиль, отличающийся от модернизма возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и субкультур.

Реализм (от лат. геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.

Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость.

Символизм (от фр. symbolisme - знак, опознавательная примета) - художественное направление в искусстве, основанное на воплощении основных идей произведения посредством многозначной и многоликой ассоциативной эстетики символов.

Социалистический реализм, соцреализм - художественное направление в искусстве, представляющее собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленное эпохой социалистического общества.

Гиперреализм, суперреализм, фотореализм (от англ. hyperrealism - сверх реализм) - направление в искусстве, основанное на точном фотографическом воспроизведение действительности.

Сюрреализм (от фр. surrealisme - сверх + реализм) - одно из направлений модернизма, основная идея которого выразить подсознание (совместить сон и реальность).

Трансавангард (от лат. trans - сквозь, через и фр. avantgarde - авангард) - одно из современных направлений постмодернизма, возникшее как реакция на концептуализм и поп-арт. Трансавангард охватывает смешения и трансформации стилей, родившихся в авангарде, таких как кубизм, фовизм, футуризм, экспресионизм и др.

Экспрессионизм (произошло от фр. expression - выразительность) - модернистское направление в искусстве, рассматривающее изображение внешнего мира лишь как средство для выражения субъективных состояний автора.

kovlam.livejournal.com

Направления современного искусства. Музеи мира

Изображать не оригинал, а отношение к нему (Пабло Пикассо)

Добро пожаловать на блог!

Направления современного искусства и музеи мира. Всем нам хронически не хватает времени на «поглощение» всей информации во всех интересных для нас областях, поэтому я решила подготовить этот гид по современному арту.

Он будет максимально лаконичным. Мы рассмотрим основные направления современного искусства, а также самые известные музеи мира современного искусства, в которых они представлены. Кстати, это может послужить дополнительным стимулом к новым путешествиям!

В конце статьи вы найдёте видео обзор одного из самых интересных музеев — Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе (Испания).

Вы узнаете из статьи:
  • где и как появилось каждое из направлений современного искусства, его идеи
  • кто самые яркие представители направления
  • места, где можно увидеть их работы

Мы рассмотрим 50 самых значимых и ярких направлений 20-21 веков, которые стали революционными и определили ход событий в будущем. Пожалуй, не получится вместить всю информацию в одну статью, поэтому придётся разбить её на 3 части по периодам зарождения каждого из направлений современного искусства.

Гид по современному арту будет включать 3 статьи:

Если Вы захотите углубиться в каждое из направлений современного искусства (в каждом есть ответвления) и увидеть множество работ их самых ярких представителей, очень рекомендую Вам воспользоваться проектом  Гугла Google Art Project. Также рекомендую Вам эти блоги, чтобы разобраться, что происходит в современном искусстве и дизайне: But Does It Float, Them Thangs, iGNANT, American Suburb X, M U S E O.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

  • Направления современного искусства 1-й половины 20 ВЕКА. Самые известные музеи мира современного искусства.
    • 1. МОДЕРНИЗМ. Художники модернисты. Новаторское направление конца 19 — начала 20 века, поставившее под сомнение традицию реалистичности изображения
    • 2. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ. Постимпрессионизм в живописи отталкивался от импрессионизма, но передавал не состояние, а отдельный момент
    • 3. АВАНГАРДИЗМ. Самые новаторские направления, которых в 20 веке можно было насчитать 15, от фовизма до поп-арта
    • 4. ФОВИЗМ. Направление, к которому принадлежала группа художников «Дикие звери»
    • 5. АБСТРАКЦИОНИЗМ. Первое в истории арта направление живописи, которое отказалось изображать мир реальным
    • 6. ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Художники экспрессионисты изображали яркие картинки с муторными сюжетами.
    • 7. КУБИЗМ. Французские художники кубисты попробовали изобразить мир с помощью геометрических фигур.
    • 8. ФУТУРИЗМ. «Искусство будущего» начала 20 века, которое повлияло на искусство будущего во всем мире.
    • 9. КУБОФУТУРИЗМ. Направление, объединившее многих восточноевропейских абстракционистов.
    • 10. ФОРМАЛИЗМ. Направление, которое подразумевало преимущество формы перед смыслом
    • 11. НАТУРАЛИЗМ. Направление в литературе и арте, которое возникло под влиянием идей позитивистов
    • 12. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ. Неоклассицизм — представлен творчеством немецких художников 20-30 гг
    • 13. ДАДАИЗМ. Антикультурное и антивоенное движение, названное французами в честь деревянной лошадки
    • 14. СЮРРЕАЛИЗМ. Мощное направление 1-й половины 20 века, которое вдохновлялось грезами, снами и галлюцинациями.
    • Резюме

Направления современного искусства 1-й половины 20 ВЕКА. Самые известные музеи мира современного искусства.

Направления современного искусства

В этой части мы рассмотрим эти самые яркие направления первой половины XX века:

  1. Модернизм
  2. Постимпрессионизм
  3. Авангардизм
  4. Фовизм
  5. Абстракционизм
  6. Экспрессионизм
  7. Кубизм
  8. Футуризм
  9. Кубофутуризм
  10. Формализм
  11. Натурализм
  12. Новая вещественность
  13. Дадаизм
  14. Сюрреализм

20 век — время самых неожиданных, а иногда даже сумасбродных идей. Но без них искусство скорее всего пошло по другой дороге развития. И осталось бы преимуществом небольшого числа посвященных. Но новые направления в искусстве «приблизили» искусство к жизни и можно сказать «вывели» его на улицы, к обычному прохожему. Сделали этого прохожего соавтором своих работ. Возможность творить и понимать искусство стала доступна не только элите, а многим.

Девизом арта 20 века века стали слова «Искусство — в жизнь»

Искусство жеста, реди-мейд, инсталляции актуальны до сих пор. Нет-арт, и массюрреализм, и суперплоскость — адекватные своему времени направления искусства, потому что обращаются к современному человеку на языке, который ему понятен.

В нашем веке похожая история произошла с профессией фотографа. Благодаря появлению цифрового фото, интернету и соц сетям, доступности фотоаппарата (он просто стал дополнением к телефону), сейчас эта интереснейшая область деятельности стала доступна абсолютно всем. Сейчас каждый второй — это талантливый фотограф, имеющий красивый эккаунт c  фотографиями в Instagram, Pinterest, Facebook, др. соцсетях. Детальнее об этом феномене нашего века читайте в статье о технологическом социализме (Затраты на базовые потребности человека стремятся к нулю).

1. МОДЕРНИЗМ. Художники модернисты. Новаторское направление конца 19 — начала 20 века, поставившее под сомнение традицию реалистичности изображения

Пабло Пикассо. Девушка перед зеркалом, 1932Пабло Пикассо. Девушка перед зеркалом, 1932

Модернизм — это все направления в арте, которые появились после 1863-го и до середины 20 века. В 1863-м году в Париже открылась выставка Салон отверженных — альтернатива официального Салона. Целью нового искусства было создание произведений не с реальным изображением, а с учётом видения мира автора.

Художники модернисты — Шагал, Пикассо, Модильяни, Борисов-Мусатов, Климт и другие художники от импрессионистов до сюрреалистов сделали прорыв, революцию в искусстве. Считали: взгляд человека на мир уникален и неповторим. И традиция реалистично изображать в скульптуре и живописи устарела.

Дальше больше — дадаисты вообще поставили под сомнение значимость и сущность искусства. Их сомнения привели к появлению концептуального искусства, которое обсуждало не исполнение произведения, а его идею. Импрессионисты стали устраивать свои выставки, появился арт-рынок и искусство стало одной из форм капиталовложений.

2. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ. Постимпрессионизм в живописи отталкивался от импрессионизма, но передавал не состояние, а отдельный момент

Поль СиньякПоль Синьяк. Сосна в Сан-Тропезе, 1909

Постимпрессионизм в живописи стал связующим звеном между 19-м и 20-м веками. Это направление не принадлежало ни к импрессионистам, ни к реалистам. Эти художники искали середину, каждый по своему, изобретая новые техники: пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сёра), символизм (Поль Гоген и группа Наби), линейно-живописный стиль модерн (Анри де Тулуз-Лотрек), конструктивная основа предмета (Поль Сезанн), и предвещающая экспрессионизм живопись Винсента Ван Гога.

Смотреть. Художники постимпрессионисты представлены во многих музеях. Картины Жоржа Сёра — в Королевском музее изящных искусств (Брюссель, Бельгия), Эмиля Бернара — в Музее Орсе (Париж, Франция), Винсента Ван Гога — в одноименном музее (Амстердам, Голландия), Анри де Тулуз-Лотрека — в музее его имени (Альби, Франция), Анри Руссо — в Московском музее современного искусства (Россия).

3. АВАНГАРДИЗМ. Самые новаторские направления, которых в 20 веке можно было насчитать 15, от фовизма до поп-арта

Ожидание. Лучо Фонтана, 1964Лучо Фонтана. Ожидание

Художники авангардисты понимали, что рисовать мир таким, каким он есть, стало бессмысленно. Поразить зрителя, который верил в прогресс и сверхчеловека Ницше, можно было только чем-то экстравагантным. Но не пейзажами.

Поэтому авангардисты отказались абсолютно от всего, что было «классическим» и выглядело «красивым». И теперь, всё, что выглядело эпатажным и требовало ассоциаций и воображения, стало называться авангардом. Авангардисты презирали детали, потому что верили, что мир универсален.

Это авангардистам принадлежит девиз «Искусство — в жизнь!». Ключевые направления авангардизма — инсталляция, реди-мейд, хеппенинг, энвайронмент, а также электронная музыка, фотография, кино.

Смотреть: Авангардизм в живописи представлен работами Марселя Дюшана, Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Матисса — в Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия), Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ФОВИЗМ. Направление, к которому принадлежала группа художников «Дикие звери»

Анри Матисс. Розовая обнаженная, 1935Анри Матисс. Розовая обнаженная, 1935

Фовизм стал самым 1-м авангардным направлением в искусстве 20 века. От него до абстракционизма оставался 1 шаг.

«Дикими» художники фовисты были в первую очередь в цвете. Анри Матисс, лидер группы, использовал в своих работах модные тогда мотивы цветных японских гравюр. Для усиления эффекта фовисты использовали довольно часто цветной контур. «Дикие» очень повлияли на немецких экспрессионистов.

Смотреть: Фовизм в живописи представлен в Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музее Орсе (Париж, Франция), Музее современного искусства (Балтимор, США).

5. АБСТРАКЦИОНИЗМ. Первое в истории арта направление живописи, которое отказалось изображать мир реальным

Казимир Малевич. Красный квадрат и черный квадрат, 1915Казимир Малевич. Красный квадрат и черный квадрат, 1915

Художники абстракционисты, основоположники направления — Кандинский, Малевич, Мондриан, Делоне. Они назвали абстракцию новым этапом в живописи. Утверждали, что теперь абстракция может создавать формы, которые существуют только в искусстве. Например, Черный квадрат Малевича может вместить в себя всё, что вмещает черный цвет и форма квадрата, например, всю историю искусства.

Различают лирический и геометрический абстракционизм. К геометрическому абстракционизму относятся супрематизм Малевича, орфизм Делоне, неопластицизм Мондриана. К  лирическому — работы Кандинского, некоторых экспрессионистов (Поллока, Горки, Мондриана), ташистов (Вольса, Фотри, Саура), информалистов (Тапиеса, Дюбюффе, Шумахера).

Смотреть: Государственный русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Третьяковская галерея (Москва, Россия), Национальный художественный музей и Киевский музей русского искусства (Киев, Украина), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США).

6. ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Художники экспрессионисты изображали яркие картинки с муторными сюжетами.

Эгон Шиле. Валли в красной блузе, с поднятыми коленямиБ 1913Эгон Шиле. Валли в красной блузе, с поднятыми коленями, 1913

Экспрессионизм в живописи связан с творчеством 2-х арт объединений. «Мост» — основано в 1905 году Кирхнером, Шмидт-Ротлуфом и Хеккелем и «Синий всадник» — в 1911-м Марком и Кандинским.

«Мост» опирался на африканскую скульптуру, немецкую готику и народное творчество, а «Синий всадник» — на космологию и мистические теории, которые привели их к абстракции. Язык экспрессионистов — это деформации, яркие краски, экзальтированные образы.

Оба объединения имели довольно болезненное мировосприятие, которое было доведено до предела их последователями — Эдвардом Мунком, Максом Бекманом и Джеймсом Энсором.

Смотреть: Музей Эдварда Мунка (Осло, Норвегия), картины Джеймса Энсора — в Королевском музее изобразительных искусств в Антверпене (Бельгия).

7. КУБИЗМ. Французские художники кубисты попробовали изобразить мир с помощью геометрических фигур.

Жорж Брак. Женщина с гитарой, 1913Жорж Брак. Женщина с гитарой, 1913

Подобно другим направлениям, кубизм в живописи прошел развитие от грубых массивных форм до мелких, а затем, ушел с головой в коллаж. Опыт показал, что простых геометрических фигур слишком мало и они грубы для того, чтобы отобразить мир. А вот в коллажах кубисты могли использовать яркие, объемные, фактурные предметы и тем самым на некоторое время продлили жизнь этому направлению.

Очень интересные высказывания о кубизме написаны его современниками, например, русский философ Бердяев назвал кубизм «самой радикальной революцией со времён Ренессанса». Хэмингуэй сказал: «Чтобы понять кубизм, нужно увидеть, как выглядит земля из иллюминатора аэроплана».

Смотреть: Пикассо лучше всего смотреть в музее его имени (Барселона, Испания), Маркуси, Брака и Леже — в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Александра Архипенко — в Украинском музее искусств (Нью-Йорк, США), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США),   Национальном художественном музее (Киев, Украина).

8. ФУТУРИЗМ. «Искусство будущего» начала 20 века, которое повлияло на искусство будущего во всем мире.

Джакомо Балла. Влюбленные цифры, 1924Джакомо Балла. Влюбленные цифры, 1924

Впервые в истории художники официально отреклись от всего, что было создано до них и взялись за изображение мира по-новому. Они считали, что артист должен держать руку на пульсе своего времени.

Художники футуристы рисовали и реалистичные пейзажи, и абстракции с изображением скорости, энергии и движения. Футуризм в живописи отталкивался от предшествующих направлений —  фовизма (в плане цвета), кубизма (в плане формы).

Футуристы прославились своими провокационными выступлениями и акциями. Они по сути были первыми перформансами и арт-жестами. Идеи итальянцев подхватили русские и украинские художники и поэты.

Смотреть: Работы Джакомо Баллы, Фортунато Деперо, Умберто Боччони, Джино Северини — в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Роверето, Италия), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия). Русских и украинских футуристов можно посмотреть в Музее изобразительного искусства им. Пушкина (Москва, Россия), Национальном художественном музее Украины (Киев, Украина), Днепропетровском художественном музее (Днепр, Украина).

9. КУБОФУТУРИЗМ. Направление, объединившее многих восточноевропейских абстракционистов.

Любовь Попова. Скрипка, 1915Любовь Попова. Скрипка, 1915

Кубофутуризм в живописи стал смесью идей кубизма, футуризма и народного примитивизма. «Русский кубизм» прожил всего 5 лет, но благодаря ему появились такие яркие направления прошлого века, как супрематизм (Малевич), конструктивизм (Лисицкий, Татлин), аналитический арт (Филонов).

Художники кубофутуристы  сотрудничали с поэтами-футуристами (Хлебников, Гуро, Крученых), от них они получали новые идеи.

Смотреть: Малевича — в Муниципальной галерее Амстердама (Голландия), Государственном русском музее (Москва, Россия), Третьяковской галерее (Москва, Россия), Работы Бурлюка, Экстер, Гончаровой — в Национальном художественном музее (Киев, Украина).

10. ФОРМАЛИЗМ. Направление, которое подразумевало преимущество формы перед смыслом

Пабло Пикассо. Сон, 1932Пабло Пикассо. Сон, 1932

Кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм схожи тем, что изображают мир отличным от реальности. Над теорией формализма работали многие немецкие искусствоведы — Фидлер, Ригль, Вёльфлин, Они обосновали доминанту формы в искусстве, при помощи которой создаётся «идеальная действительность».

На основе этой идеи в 1910-х в России появилась лингвистическая школа формализма. Благодаря ей литературоведение стало наукой мирового значения.

Смотреть: Музей Матисса в Нице (Франция), Музей Пикассо в Барселоне (Испания), Галерея Тейт (Англия).

11. НАТУРАЛИЗМ. Направление в литературе и арте, которое возникло под влиянием идей позитивистов

Макс Либерман. Купающиеся мальчики, 1900Макс Либерман. Купающиеся мальчики, 1900

Американские и европейские художники натуралисты, сторонники модных тогда идей позитивистов Спенсера и Конта, стали подражать науке, изображая мир без прикрас, бесстрастно, объективно. Очень скоро они скатились к социалке и биологизму: стали изображать портреты маргиналов, патологии, сцены насилия.

Смотреть: Картины художников натуралистов Макса Либермана — в картинной галерее Кунстхале (Гамбург, Германия), Люсьена Фрейда — в Музее современного искусства (Лос-Анжелес, США).

Натурализм в живописи повлиял на творчество таких художников, как Дега и Мане. Фотографичность и деэстетизация натурализма в 20 веке проявится в гиперреализме, но тут она несет другой смысл. Художники гиперреалисты не стремятся копировать повседневную реальность. Объекты их живописи очень детализированы и создают иллюзию реальности. Ложную, но убедительную.

12. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ. Неоклассицизм — представлен творчеством немецких художников 20-30 гг

Георг Гросс. В кафе, 1930-еГеорг Гросс. В кафе, 1930-е

Директор галереи в Мангейме назвал «новой вещественностью» творчество юных дарований, которые выставлялись у него в галерее в 1925 году. Они отрицали идеи экспрессионизма и пропагандировали возврат к реалистичности передачи действительности.

Они считали, что изображать мир на холсте надо фотографически точно, во всей его неприглядности. Но их реалистичность скорее можно было отнести к гротеску, чем к правде.

Новые вещисты Георг Гросс, Макс Бекман, Отто Диск — мастера статичных композиций и преувеличенных форм.

Смотреть:  Георг Гросс, Отто Диск — в Новой национальной галерее (Берлин).

13. ДАДАИЗМ. Антикультурное и антивоенное движение, названное французами в честь деревянной лошадки

Единственным смыслом творчества дадаисты считали создание чего-то смешного, поскольку мир безумен. Первые дадаисты — жители Цюриха Гюльзенбек, Балль, Янко, Арп устраивали шумные и веселые вечеринки, издавали журнал, читали лекции.

У них были последователи в Берлине (больше были вовлечены в политику), Кельне (прославились выставкой, на которую можно было попасть только через туалет), Париже (увлеклись провокационными акциями). Главным дадаистом стал Марсель Дюшан, автор концепции «реди-мейд» и первый смельчак, который дорисовал Джоконде усы. А также Пикабиа, выставлявший фантастические конструкции, которые были одновременно и приговором, и гимном индустриальному обществу.

Смотреть: Работы Дюшана и Пикабиа — в Английском музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия), Национальном музее искусства Каталонии (Барселона, Испания), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, Сша), Арт-Институте Чикаго (США).

14. СЮРРЕАЛИЗМ. Мощное направление 1-й половины 20 века, которое вдохновлялось грезами, снами и галлюцинациями.

Рене Маргаритт. Условия человеческого существования, 1935Рене Маргаритт. Условия человеческого существования, 1935

Художники сюрреалисты, называвшие себя прямыми последователями дадаистов, провоцировали зрителей, меняли сознание, переворачивали традиции с ног на голову.

Изначально сюрреализм появился в литературе (журнал Литература и Сюрреалистическая революция, автор Андре Бретон). Художники зачитывались Фрейдом и Бергсоном и считали источником творчества подсознательное — сны, галлюцинации.

Представители первого направления сюрреализма в живописи (Эрнст, Миро, Массон) изображали размытые образы. Второго (представители Дали, Дельво, Магритт) — правдоподобные, точные, но нереальные ландшафты, персонажи. Красивый обман моментально покорил мир. Сюрреализм дал толчок появлению поп-арта, хеппенинга и концептуального арта.

Смотреть: Театр-музей Дали в Фигерасе (Испания), Музей-квартира Рене Магритта в Брюсселе (Бельгия), музей Метрополитен и музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Галерея современного искусства Тейт  (Лондон, Великобритания).

В этой части мы познакомились с самыми яркими направлениями арта 1-й половины 20-го века. В следующей публикации мы с вами рассмотрим направления середины прошлого века.

Резюме

1) Из статьи вы узнали об основных самых ярких направлениях арта 1-й половины XX века: Модернизм, Постимпрессионизм, Авангардизм, Фовизм, Абстракционизм, Экспрессионизм, Кубизм, Футуризм, Кубофутуризм, Формализм, Натурализм, Новая вещественность, Дадаизм, Сюрреализм.

2) Думаю, у вас появилось желание отправиться в путешествие, чтобы посетить самые известные музеи мира, в которых представлены все направления современного искусства. Даже если у вас сейчас нет такой возможности не огорчайтесь, главное: мечтайте и ваша мечта сбудется! Проверено!

Посмотрите для вдохновения видео обзор необыкновенного, потрясающего Музея-Театра Дали  художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, расположенный в городе Фигерасе, в Каталонии (Испания). От Барселоны до Фигерас доехать можно всего за 53 минуты. Цена билета начинается от 20 евро. Как спланировать идеальное путешествие в Барселону читайте в этой полезной статье Как оформить путешествие самостоятельно.

От всей души желаю Вам поскорее отправится в путешествие, чтобы увидеть работы Ваших любимых мастеров!

Желаю всем радоваться и мечтать!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ. Новая эпоха: этика, бизнес, образование, технологии

P.S.

Если Вы нашли что-то интересное для себя, не забудьте поделиться с друзьями в соц сетях

Пишите свои мысли и вопросы в комментариях, что Вы думаете о современном искусстве?

Подпишитесь на самые интересные статьи — форма подписки под статьей

alenakraeva.com

В каких направлениях работают современные художники

На сегодня самым развивающимся искусством является живопись. Художники разных времен видят и изображают окружающий мир по-разному. Время идёт, и с каждым годом зарождаются и появляются новые направления современного искусства.

Работы современных художников очень содержательны. Они чаще всего используют популярную, эффективную и эстетичную технику в живописи – масло. Именно этот способ выбирают в качестве основного направления современной живописи, и многие современные картины выполнены им. И не важно, над какой картиной трудиться мастер, будь то авангардные работы нынешних художников или репродукции. Современный художник – это человек, который занимается современной живописью с 1960 года по сегодняшний день.

Основные направления современной живописи

Количество направлений очень велико, если не сказать что бесконечно. В основном живопись имеет развитие в двух направлениях. Первое – это минимализм и концептуальное искусство, где отсутствует эмоциональность и мало деталей. Второе – это возвращение к романтизму, импрессионизму и классическому направлению.

При возникновении этнических, а так же социальных групп, применении новейших технических возможностей и техник, изменении сфер использования и стилей создаются разноплановые современные направления в живописи. Современные живописцы всегда поражают своим полетом фантазии, как и модные модельеры, придумывая невероятную и оригинальную одежду, как например, на этом сайте http://shopomio.ru/category/women-tshirts-tanktops/tag/wmn-tanktop, художники воплощают невероятные идеи в жизнь при помощи своего таланта.

Основные направления в современном художественном искусстве:

  • Поп-живопись;
  • Минимализм;
  • Фотореализм.

Поп искусство возникло в 1950-х годах и имеет отображение не только в картинах, но и в обычной жизни: реклама, комиксы и т.д. Данное направление вернуло к реализму, и разбавило собой абстрактную живопись. Известными художниками поп искусства являются Энди Уорхол и Уэйн Тибо. Направление минимализма со своими простыми цветами и линиями является целым арт-движением. Мастер пишет только необходимые элементы для законченности работы. Картины, выполненные в стиле фотореализма, очень похожи на фотографии. Художник может выполнить картину в этом направлении, если имеет современнее технические возможности.

Современная живопись удивляет разнообразием сюжетов и выполняемой техникой. Ведь сегодня любой художник имеет прекрасную возможность не только работать в любом направлении и стиле, но и развивать их.

Наталия Пешкова © Gallerix.ru

gallerix.ru

Учимся разбираться в искусстве

Итак, уважаемые дамы и господа, леди и джентльмены, сегодня мы расскажем и покажем Вам как не заблудиться в классификационных лабиринтах искусства, поможем научиться хоть чуточку разбираться в колорите живописных направлений.Учимся разбираться в искусстве

Первым добровольцем, вступающим в этот информационный и весьма познавательный арт-батл, станет реализм.

Реализм. Копнем немножко в глубинки научно-художественной терминологической этимологии. Согласно трактовке мировых словарей, реализм в живописи – эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Грубо говоря, реализм –  талант воспроизводить окружающий нас с вами мир всевозможными художественными способами с максимальной точностью. Скромная (на первый взгляд) «персона» реализма на самом деле невероятно сложна и противоречива, многолика и многовариантна. Гранями этой эстетической позиционной догматы можно смело считать преционизм Эдварда Хоппера, нюненские работы Ван Гога, импрессионизм Мане и Дега ну и естественно барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса.

Исторические данные о  реализме: Впервые термин «реализм» был употреблен неким Шанфлёри (если мне не изменяет память, то это был один из весьма влиятельных французских литературных критиков 19 века) дабы обозначить искусство, противостоящее двум творческим ипостасям – романтизму и академизму. Но сам факт рождения реализма (как направления живописи) привязывают к периоду становления творчества французского живописца, пейзажиста, жанриста и портретиста Гюстава Курбе.

Поехали дальше. Экспонат номер два  – импрессионизм.

Если реализм – художественная подача внешней оболочки мира, то импрессионизм – талантливое изображение его души. В кругах творцов искусства импрессионизм известен как направление живописи, позволяющее  передать жизнь в живой, непосредственной форме, как отражение собственных впечатлений.  Если судить по картинам мировых импрессионистов, то  человеческое существование  — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении. Сторонники этого направления всячески отрицают существенность религиозных, исторических, литературных и мифических сюжетов, присущих официальному академизму. Важней всего чувственно-эмоциональный аспект бытия, а не строгий практицизм и ограниченный прагматизм. В свое время эти мастера отказались од душных стен мастерской, выпустили себя и собственное творчество на волю (то есть начали рисовать непосредственно на воздухе, избегая любых доработок в мастерской).  Кстати, вот таким образом и возник пленэр, ребятки. Еще одна черта, отличающая импрессионизм от академической живописи – замена строгости контура мелкими, раздельными и контрастными мазками, которые художники накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда (деление цветов на основные и сдвоенные: голубой — оранжевый; красный — зелёный; жёлтый — фиолетовый). И на этом мы заканчиваем с  первичными азами импрессионизма.

Фовизм. Поскольку это направление живописи просуществовало не очень-то долго (с 1898 по 1908 г), то и особо разглагольствовать о нем не буду. Скажу единственное, что вам нужно знать о фовизме: если Вы смотрите на полотно и в нем точно можете подчеркнуть такие черты, как упрощенные формы и яркие цвета, будьте уверенны – перед вами один из представителей школы фовизма.

История*. Вообще история фовизма началась с группы художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Экспонированные полотна оставляли у зрителя настолько сильные ощущения энергии и страсти, что французский критик Луи Восель ну просто не смог не назвать этих живописцев дикими зверями (в конце то концов, а как еще он мог отреагировать на поразительную экзальтацию цвета и «дикую» выразительность палитры?). Вот так вот случайное высказывание и закрепилось как название всего живописного течения. Сами же художники никогда не признавали данного метафорического эпитета, как точное определение результатов их творчества.

Кстати, вдохновителями развития фовистского направления живописи послужили два знаменитых импрессионисты – Ван Гог и Гоген (предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному).

Модерн (ар-нуво, югендстиль). Основными контрапунктами, объединявшие все полотна этого направления в одну творческую касту, являются: четко выраженный символизм представленных в сюжетной линии образов, специфическая плавность форм, отсутствие уже привычного для каждого из нас эффекта глубины. Так, если приглядеться к картине, созданной рукой модерниста, то можно узреть филигранную плоскость, присущую каждой фигуре, яркие контуры, поданные на одноцветной, немного скучноватой поверхности. Культовыми представителями школы модернизма являются такие мировые классики холста и кисти, как П. Гоген и П. Боннар, Г. Климт и Э. Мунк, М. Врубель и В. Васнецов.

Экспрессионизм. О, наверное, и днем с фонариком трудно найти более эмоционально и чувствительно насыщенное направление живописи, нежели экспрессионизм. Во все века он символизирует остроту восприятия мира, выражает тонкую грань драматизма социальной конфликтологии, микрокосм своеобразного бунта против уготовленных миром стандартов. В общих чертах  – живописный анархизм во всей своей красоте. Картину экспрессионистов Вы узнаете с легкостью – каждый холст насыщенный эфемерными деформациями, грубыми, слегка вычурными резкими диссонансами, предельной контрастностью цветов и крохами кричащего колорита. Им так же присущая угловатость линий и фамильярная быстрота мазков.  Творения, которые точно не оставят равнодушными.

Кубизм. Как распознать полотна, принадлежащие к данному направлению живописи? Все очень просто! В композиции кубистических произведений воплощено совершенство геометризованных условных форм,  наблюдается «раздробление» реально существовавших объектов на стереометрические примитивизмы.  Концептуальная основа картины превалирует над ее художественной ценностью. Одним словом, кубизм –  художественное проявление суровости аналитической  системы математики, геометрия сквозь вуаль живописи.

Футуризм. Это символическое движение авангардизма черпает собственные целевые идеи из страниц литературы. В его формах затаился ярко выраженный переплет цветовых находок фовизма и художественных форм кубизма. В каждом произведении авторы стремятся разорвать банальную цепь стереотипов, вырваться из объятий пережитков прошлых столетий, с максимальной точностью представить современному зрителю возможный вариант урбанистического будущего. Живописным произведениям футуристов присуща энергичность композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение

Абстракционизм. Являясь направлением нефигуративного искусства, абстракционизм отрицает любую приближенность к действительности изображения форм.  Цель, которую преследует каждый абстракционист в собственных произведениях – достичь гармонизации единения цветовых сочетаний и геометрических форм. И, как свидетельствует художественная практика и научные исследования, во всем мире нет прелестнее катализатора ассоциативного развития человеческого разума, нежели живописные абстракции.

Дадаизм. Хотите – верьте, хотите – нет, но гарантирую – Вы точно пересекались с этим понятием! Как вы думаете, к какой творческой категории принадлежит популярный нынче коллаж? Правильно, коллаж – одна из самых распространенных форм творчества именно дадаистов! Для тех, кто не в курсе, что собой являет этот «коллаж», даю краткую наводку: в изобразительно искусстве коллаж – это один из технических приемов создания произведения путем компоновки и наклеивания  на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супрематизм. Разновидность абстракционизма, идеология которой  концентрируется на комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Проще говоря, картины из серии супрематизма – талантливое сочетание разноцветных и разнообразных геометрических фигур, которое образует целый ряд ассиметричных супрематических композиций. В свое время именно эти произведения и стали крохотным шажочком к «чистому творчеству», то есть художественным проявлением акта, уравнивавшего творческую силу человека и природы.

Метафизическая живопись. О метафизической живописи можно говорить невероятно долго и очень-очень много. Но ведь нам нужно главное, не правда ли? Так вот, о главном. Даже если взглянуть на полотно, являющееся произведением метафизической живописи, неопытным взглядом отдаленного от живописи человечка – можно подчеркнуть несколько особенных изюминок. Первое – этим творениям свойственно изобилие ассоциаций и художественных аллегорий. Абсолютный эклектизм мечты и метафоры становится основным рычагом преодоления реальностью любых границ логики. Второе – интенсификация ирреального эффекта. Достигается за счет усиления контраста между реалистичной подачей предмета и абстрактной лирикой иллюзорной атмосферы. Творцы метафизических произведений всячески стремятся отыскать  метафизический рубеж между двумя мирами: миром живого и неживого. Поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью.

Сюрреализм. Направление в искусстве, занимающее первое место в рейтинге мировой анормальности. От всех остальных живописных течений отличается парадоксальностью сочетаемых форм и динамичным  использованием аллюзий. Каждый художник, который хотя бы на миллиграмм считает себя сюрреалистом, всецело отдается художественному исследованию бессознательного.  Жонглируя собственным подсознанием, они создают полотна, полны чудных галлюцинаций. Главный смысл  композиционной линии картины – совмещение сна и реальности, абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов и сюжетов, которые являются всего лишь плодом воображения, результатом восприятия окружающей среды создателем сего произведения.   Игры чьего-то безумного разума или стопроцентная свобода иррациональности…как этот процесс назвать, решать уже Вам.

Активная живопись.  Весьма специфическое течение западноевропейского абстракционизма 50-60-х годов. Почему специфическое? Все дело в технике исполнения произведений, принадлежащих к этой творческой нише. Активная живопись – живопись пятнами, которые не воссоздают реальных образов, а формализуют активность художника на бессознательном уровне души и разума.  Каждое пятно, мазок или линия наносится на холст быстрым движением руки без  каких либо планов или зарисовок. Творческая экспрессия во всей своей прелести.

Поп-арт. Самый яркий представитель массовой культуры. Талантливое сочетание символических и знаковых объектов рекламной продукции или любых других элементов массовой культуры – вот она, душа и основа поп-арта! Каждый представитель этого течения пытается сотворить «естественное, популярное искусство» из самых банальных, привычных для нас  предметов быта и потребления. Источниками вдохновения творческим гениям служат глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Результатами соединения (даже если это единение – пик абсурда)  всех этих объектов являются коллажи, ассамбляжи, комиксы, комбинированные картины, карикатуры и прочие  весьма затейливые произведения. Следовательно, поп-арт можно смело рассматривать как логическое продолжение канонов дадаизма. Именно благодаря поп-арту обыкновенные предметы обрели свою этическую ценность.

Ну вот, уважаемые, мы и добрались до последнего километра нашего пути. Поприветствуем бурными аплодисментами –  минимализм!

Минимализм (известный еще под амплуа минимал-арта) – течение живописи, которое проповедует минимальную трансформацию используемых во время творения промышленных и природных материалов, поддерживает простоту и монохромное однообразие форм, нейтральность поверхности, ограничение сюжетной композиции. Являясь самым экономным видом живописи, минимал-арт очищен от всякого метафорического символизма и повторяемости, иллюзионизма и репрезентации, дарит великолепную возможность создать поистине оригинальное пространственное решение.

madeart.biz


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта