Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает. Гравюра картина
гравюра Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46693074 - Vector illustration of human eye in engraved styleВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36450849 - flying geese. Hand drawn illustration vintage patternВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34623633 - vector engraving antique illustration of owl on a brench isolated..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36517986 - Ancient style engraving of two vintage ornate scissorsВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35128757 - Vintage baroque floral scroll set foliage ornament filigree engraving..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42027995 - Twig flower coffee and fruit, vintage engraved illustration...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44111904 - Antique Cutlery. Vector spoon, fork and knife in vintage style..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34404877 - Quill Pens and inkwell Vector set of retro inkwell and quill..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47666047 - Vector engraving illustration of highly detailed hand drawn tuna..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#68272222 - Vector seamless vintage floral pattern. Exotic leaves. Botanical..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37956481 - Old engraved illustration of Common hop, leaves and flowers isolated..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40701171 - Vintage baroque frame leaf scroll floral ornament engraving border..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Что такое гравюра и как она изготавливается?
Многих современных ценителей искусства интересует вопрос о том, что такое гравюра, какие имеются техники и виды гравюр.
Содержание статьи
Гравюра — разновидность графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка. В результате получается картина, процесс создания которой не требует применения кистей либо полотен. Для получения гравюры нужно иметь доску с выбитым на ней изображением, краски и материал, на который планируется наносить оттиск.
Историческое прошлое
Первые гравюры появились на Востоке. Примерно в VI веке н. э. китайские мастера использовали технику гравирования для создания печатей, клейм и оттисков. Такой вид гравюры был лишен изящества и мало напоминал произведения искусства, создавались гравюры с чисто практическими целями. Оттиски делались на мягких породах деревьев. Гравирование на дереве получило название ксилографии.
Гравюра
Европейцам искусство гравировки стало известно лишь в конце XIV — начале XV века. Новая техника использовалась для изготовления игральных и географических карт, книг и документов. К примеру, в Германии распространились гравированные листки с оттисками Священного Писания и картинками, изображающими библейские сюжеты.
В России техника гравировки распространилась лишь во второй половине XV века. Тогда же появились первые граверы.
Техника гравировки
Изначально для изготовления гравюр использовались черные краски, с помощью которых нельзя было прорисовывать пятна, создавать светотень и применять иные художественные приемы. Такая ограниченность не позволяла использовать все преимущества гравирования и создавала массу проблем, решить которые удалось венецианцу Уго да Карпи. Изобретатель предложил использовать несколько досок с одинаковым рисунком, но с разными красками, на него нанесенными.
Новая техника получила название цветной ксилографии. Она позволяла использовать гравирование для создания художественных шедевров, но была трудоемкой, потому не нашла широкого применения. Лишь в конце XIX века появилась возможность использовать данный вид гравюры в широких масштабах.
Гравирование, или ксилография, вне зависимости от цвета, использованных красок, позволяло сделать множество одинаковых рисунков. Оригинальный оттиск использовался до тех пор, пока полностью не стиралась картинка, на нем выбитая.
В качестве доски для нанесения рисунка дерево использовалось недолго, уже в конце XV века, граверы научились делать резцовую гравюру на металле, в частности, использовались медные доски. Медь позволяла самостоятельно определять длину и ширину линий, рисунок получался более глубоким, отпечаток — четким и насыщенным. Благодаря овладению техникой гравировки на металле художникам удавалось создавать достаточно сложные рисунки.
Развитие гравировочного искусства не могло остановиться на использовании всего лишь нескольких материалов. В начале XVII века граверами изобретается новая техника создания досок, с которых делался оттиск, получившая название «офорт». С этих пор на доску воздействовали не только механически, прижимая ее к материалу, на котором должен был проявиться оттиск, но и химически.
Новая техника исполнения позволила усовершенствовать граверное искусство, создавая не отдельно взятые образы, а портреты, натюрморты, сатирические рисунки. В особенности если для изготовления оттиска использовалась цветная гравюра. С некоторых пор превратить в гравюру можно было любое произведение искусства.
Разновидности гравюры
В зависимости от характера нанесения рисунка выделяют следующие виды данного искусства.
Выпуклые. Гравюра, выполненная в основном на дереве. Вплоть до конца XVIII века для изготовления таких гравюр использовались плоские отполированные доски продольного распила. Выбранная доска загрунтовывалась, поверх грунтовки с помощью пера наносился рисунок. Линии с обеих сторон отрезались, а дерево между ними выбивалось при помощи долота на глубину до пяти миллиметров. В результате получались выпуклости, на которые при помощи специального валика наносилась краска. Аналогичными качествами обладали:
- Рельефная гравюра. Позволяла сделать всего оттиск.
- Торцовая ксилография. Позволяла сделать до 1500 оттисков.
- Линография. Можно было изготовить до 500 оттисков.
Углубленные. Вид гравюры, получающийся механическим либо химическим способом. В заранее подготовленной пластине из меди, латуни, цинка или железа делается рисунок, состоящий из углубленных комбинаций линий и точек.
В полученные углубления при помощи валика наносится краска, сверху пластина покрывается мокрой бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Разновидностью углубленных гравюр являются:
- резцовая гравюра;
- офорт;
- гравюра сухой иглой;
- мягкий лак;
- пунктирная гравюра;
- акватинта;
- меццо-тинто;
- лавис.
Плоские. Вид гравюры, получающийся при использовании техники литографии. В качестве материала для изготовления данного вида гравюры используется особая порода известняка. Известняковая пластина сглаживается, полируется либо, наоборот, оттачивается до появления шероховатой поверхности.
На подготовленную пластину при помощи специального карандаша наносится литографская тушь. Готовый рисунок покрывается кислотой и гуммиарабиком. Подобное травление делает места, покрытые рисунком, восприимчивыми к краске. При этом свободное от рисунка пространство начинает отталкивать краску.
Готовая доска покрывается краской, после чего с нее можно делать любой оттиск.
Цветные. Техника получения цветных гравюр описана выше. На сегодняшний день цветной вид гравюры можно встретить повсеместно, хотя техника их изготовления практически не изменилась.
Гравюра как вид искусства была популярна в Советском Союзе. Гравирование использовалось для изготовления агитационных плакатов и листовок. Современные художники редко когда практикуют изготовления гравюр, поэтому техника эта вновь используется для изготовления печатной продукции.
dedpodaril.com
Рисунки и гравюры - Артефакты, диковинки, интересности...
Bear Hunt, from the series Venationes Ferarum, Avium, Piscium...
After Jan van der Straet, called Stradanus (Flemish, Bruges 1523–1605 Florence)
Africa
Anonymous, Netherlandish, 16th century
Artist: After Maerten de Vos (Netherlandish, Antwerp 1532–1603 Antwerp) Date: 16th century (?)
America
Anonymous, Netherlandish, 16th century
Artist: after Maerten de Vos (Netherlandish, Antwerp 1532–1603 Antwerp) Date: 16th century (?)
Fiducia
Johannes Sadeler I (Netherlandish, Brussels 1550–1600 Venice (?))
Artist: Maerten de Vos (Netherlandish, Antwerp 1532–1603 Antwerp) Date: 1579
Judah with the Head of Adonibezek, from Willem van Haecht, Tyrannorum proemia, 1578
Hieronymus (Jerome) Wierix (Netherlandish, ca. 1553–1619 Antwerp)
Arion Riding on His Dolphin, from Designs for Circular Plates with Sea-gods
After Adriaen Collaert (Netherlandish, Antwerp ca. 1560–1618 Antwerp)
The Dragon Devouring the Companions of Cadmus
Hendrick Goltzius (Netherlandish, Mühlbracht 1558–1617 Haarlem)
Man Protected by the Shield of Faith
Maarten van Heemskerck (Netherlandish, Heemskerck 1498–1574 Haarlem)
Venus and Mercury
Jan Muller (Netherlandish, Amsterdam 1571–1628 Amsterdam)
The Great Hercules
Hendrick Goltzius (Netherlandish, Mühlbracht 1558–1617 Haarlem)
A Fantastic Creature
Arent van Bolten (Netherlandish, Zwolle 1573–before 1633 Leeuwarden)
Mucius Scaevola, from the series The Roman Heroes
Hendrick Goltzius (Netherlandish, Mühlbracht 1558–1617 Haarlem)
Titus Manlius Torquatus, from the series The Roman Heroes
Hendrick Goltzius (Netherlandish, Mühlbracht 1558–1617 Haarlem)
Oceanus
Hendrick Goltzius (Netherlandish, Mühlbracht 1558–1617 Haarlem)
Panel of Ornament with Two Sirens
Lucas van Leyden (Netherlandish, Leiden ca. 1494–1533 Leiden)
Three Pagan Heroes, Hector, Alexander, Julius Caesar
Lucas van Leyden (Netherlandish, Leiden ca. 1494–1533 Leiden)
Arion on a Dolphin
Cornelis Cornelisz van Haarlem (Netherlandish, Haarlem 1562–1638 Haarlem)
Cupid & Psyche
Bartholomeus Spranger (Netherlandish, Antwerp 1546–1611 Prague)
Hercules Slaying the Hydra
Adriaen de Vries (Netherlandish, The Hague ca. 1545–1626 Prague)
Africa, from the Four Continents
Adriaen Collaert (Netherlandish, Antwerp ca. 1560–1618 Antwerp)
kardiologn.livejournal.com
Детские рисунки, техника Гравюра | Юный Художник – детские рисунки и конкурсы
Новости Конкурсы Помощь О проекте Вопросы и ответы Получение дипломов Провести конкурс рисунков Обратная связь Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности Войти Зарегистрироваться Новости КонкурсыПомощь
О проекте Вопросы и ответы Получение дипломов Провести конкурс рисунков Обратная связь Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности Войти Зарегистрироваться Денис Арапов - 15 летОбитатели морей
62 5 0
Екатерина Крылова - 13 летРассвет
104 14 0
Андрей Птицин - 7 летчудо-дерево
380 35 0
Анна Антонова - 12 летЧерная жемчужина Балтики
379 28 0
Екатерина Степенова - 10 летРусское зодчество
281 34 0
Владимир Ушаков - 10 летЦерковь
321 35 0
Евгения Добкина - 11 летПутешествие по Валдаю
296 34 0
Арина Купенко - 12 летХрам Успения Богородицы на Валдае
316 48 0
Анна Соболева - 9 летПрометей принес огонь людям
400 51 0
Настя Демишкевич - 16 летпрошлое, как диалог культур
323 33 0
Саманта Шарма - 15 летИллюстрация "Маугли" . Цветная линогравюра. Шарма Саманта 15 лет. 2015. ДШИ, Мончегорск, Мурманской области
678 46 0
Саманта Шарма - 15 лет"Маугли" Шарма Саманта 16 лет. Мончегорск
1288 52 0
Саманта Шарма - 15 лет"Маугли" иллюстрация. Шарма Саманта
635 43 0
Айсылу Мухамадиева - 9 лет"Королевич"
406 32 0
Матвей Галкин - 10 летДениска
465 47 0
Валерия Смирнова - 6 летРыбка золотая
485 35 1
Полина Прибыльская - 12 летзаяц
507 42 1
Маргарита Федосеева - 13 летНа Патриарших
440 28 0
Владимир Мухачев - 12 летЛето у бабушки
605 46 0
Алина Смирнова - 13 летРазговор
707 50 0
Елизавета Черепанова - 13 летМаугли с волчонком
885 58 0
анна маркова - 11 летВстреча
732 43 0
анастасия маркова - 11 летCилуэт "Багира и Маугли"
1107 67 0
ксения жарикова - 11 летМаугли верхом на слоне
745 61 0
виктория васильева - 13 лет"Медведь Балу и Маугли" . Иллюстрация к "Маугли" Р.Киплинга
1098 31 1
Дина Макиева - 12 летПортрет
663 38 0
Софья Олейник - 10 летПанда.
608 59 0
Мария Стефания Энн Христакос - 9 летПанда в тростнике.
620 52 0
Диана Адиева - 13 летДракон Дилун
736 43 0
Василиса Алексеева - 8 летЛюбимое занятие-коньки.
869 46 1
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальностиyoupainter.ru
Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает :: SYL.ru
Гравюра – это техника создания и нанесения рисунка, результатом которой является эстамп или печатный оттиск на бумаге или ином материале. Гравюра является частью графического искусства, поскольку основными изобразительными средствами в создании оттисков являются штрихи и линии.
Что такое гравюра
Гравюра – это сложный термин, объединяющий печатные произведения, созданные в различных техниках печати. Оттиск гравюры делается с помощью печатной формы, которая называется доской. Доска может быть как из дерева, так и из других материалов, например, металла или воска. Рисунок на доске является зеркальным отражением эстампа и состоит из пробельных и печатающих элементов.
Примечание: если оттиск является черно-белым и выполнен на белой бумаге, то пробельные элементы на доске - те, что в оттиске получаются белыми, а на печатающие элементы доски наносится краска, которая и «рисует» оттиск.
Техника гравюры разделяется на высокую и глубокую печать. Если гравюра выполняется в технике высокой печати, то на «доске» печатающие элементы находятся выше пробельных, таким образом, чтобы только они касались бумаги. При выборе глубокой печати «доска» выглядит противоположно, то есть пробельные элементы располагаются выше, а печать оттиска основана на контролируемой толщине слоя краски.
Гравюры, выполненные техникой высокой печати, являются плоскими и гладкими, в то время как глубокая печать обеспечивает оттиски неравномерностью и рельефностью изображений.
Кто такой гравер
Гравюра – это вид искусства, требующий больше, чем изобразительный талант художника. Помимо создания рисунка, его идеи и композиции, гравюра требует прикладных умений в создании гравировальных форм и знаний техник работы с печатным станком. Из-за комплексной природы создания гравюры в сегодняшнем искусстве принято разделять значения понятия «гравер».
Общепринятое значение термина объясняет его как создателя гравюры, то есть печатной формы, рисунка на ней и напечатанных оттисков. В этом смысле автором идеи и композиции рисунка может быть как сам гравер, так и другой художник. В узком смысле слово «гравер» является профессиональным и относится к специалисту, владеющему несколькими техниками и приемами гравировки, работающему с различными материалами, такими как стекло, драгоценные металлы, дерево и др.
Виды гравюры
Гравюра – это комплексная техника создания предметов искусства. Существует несколько разделений гравюры на виды:
- Техника выполнения эстампа различает гравюры высокой печати и гравюры глубокой печати.
- В зависимости от материала «доски» или печатной формы различается ксилография (вид гравюры на дереве), линогравюра (на линолеуме), гравюра на металле, картоне, воске и др.
- Способ нанесения рисунка на печатную форму называется техникой гравирования и подразделяется на химическое травление, гравирование резцом, офорт (травление металлической поверхности кислотами), акватинту, или травление с помощью смолы, медерит, или травление спиртом, сухую иглу и другие.
- Вопросы авторства породили еще один вид – автогравюра, то есть созданная одним человеком – автором оригинальной идеи и композиции, который контролировал процесс ее создания от начала и до конца.
Знаменитые граверы
Самым знаменитым гравером в истории искусства является Альбрехт Дюрер, величайший художник Северного Ренессанса, который вывел гравюру, и ксилографию в частности, на новую ступень развития. Благодаря уникальным по своей детализации и сложности исполнения оттискам, таким как «Меланхолия», «Носорог», «Адам и Ева» и многие другие, Дюрер заслуженно был признан лучшим европейским мастером гравюры.
Лукас ван Лейден, современник Дюрера и широко известный датский художник, который также работал и в жанре гравюры, сумел практически самостоятельно изучить технику высокой печати. Лукас ван Лейден занимался ксилографией с раннего детства, его юношеские работы, такие как «Пилигримы» и «Магомет и монах Сергий» (14 лет), поражают зрелостью и высокой техникой исполнения.
Среди великих художников гравюрой увлекались Рембрандт, Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Уильям Блэйк и Иван Шишкин.
www.syl.ru
Укиё-э - технология. - Традиционная японская живопись и гравюра
Этимология слова «укиё» восходит к буддийскому термину, обозначающемубренность быстротекущего мира. Понятие «укиё» вообще тесно связано сбуддийским мировоззрением. В средневековой литературе и эстетике этопонятие означало суетный, бренный, горестный мир. В XV веке оно получилосветскую интерпретацию, его стали понимать как «повседневнуюдействительность». В XVII же веке под «укиё» стали подразумевать мирразвлечений и удовольствий, которые могли получить горожане в «весёлыхкварталах». Не случайно основным видом изобразительного искусствапериода Эдо явилась цветная гравюра на дереве – искусство массовое,репродуцируемое и наиболее известное.История развития гравюры динамична, ярка, в ней отчетливо проявились всеэтапы становления мировоззрения новой эпохи и свойственные имособенности восприятия действительности. В то время как другие жанрыпереживают последний расцвет, появляется новый для укиё-э жанр пейзажафукэй-га. Его место в гравюре укиё-э весьма заметно. Сложный имногосторонний процесс формирования пространства в гравюре укиё-эосуществлялся, прежде всего, как результат взаимодействия культур Западаи Востока.
На рисунках показаны стадии работы над гравюрой Укиё-э.
В отличие от европейской авторской гравюры – гравюра укиё-э быларезультатом коллективного творчества. Каждый из ее участков имел своитонкости и требовал большой специализации. Художник рисовал черно-белуюоснову (сита-э) и обозначал расцветку отдельных деталей, резчикпереносил картину на доску, а печатник подбирал цвета и переносилизображение на бумагу. Чтобы гравюра стала произведением искусства, былонеобходимо настоящее творческое содружество этих мастеров. Художникдолжен был учитывать специфику работы резчика, так как качество линии, вконечном счете, зависело от резчика. Добиваясь виртуозности в работе,резчики вырабатывали свой почерк, который в значительной мере определялстиль гравюры. При большом потоке продукции резчики кооперировались:самые опытные резали лица и прически, их помощники резали менееответственные линии одежды и тела, а самую простую работу выполнялиподмастерья. Общее цветовое решение гравюры во многом зависело отпечатника, поскольку обычно художник следил только за самыми первымиоттисками. Важная роль принадлежала также издателю, изучавшему спрос иопределявшему тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял нахарактер издания, выступая своего рода меценатом талантливых авторов.Авторы гравюры получали заказы от издателей, которые и подбиралирезчиков и печатников. Право на издание гравюры принадлежало издателю;из коммерческих соображений иногда перепечатывались отдельные листы идаже целые серии, нередко с некоторыми изменениями: могло быть опушеноназвание серии, лист мог быть издан в другом формате. Коллективный методработы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров,цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии.
В техническом отношении японская гравюра является высокой печатью.Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Художник делалконтурный рисунок тушью на тонкой, прозрачной бумаге. Гравер наклеивалслегка увлажненный рисунок лицевой стороной на доску продольногораспила. Для этого обычно использовалась древесина вишни, иногда грушиили японского самшита. Деревья рубили осенью и оставляли лежать всюзиму, весной вывозили и выдерживали два года. Поверхность досокобрабатывалась очень тщательно. Она должна была быть такой гладкой,чтобы две доски при соприкосновении слипались без клея.
Затем гравер резал по рисунку доску для контурного отпечатка – «ключевуюдоску», с меткой «кэнто» (по которой и пригонялись все остальные клише).Оригинал при этом уничтожался, поэтому до наших дней дошло так малоавторских рисунков, представляющих собой, по-видимому, предварительныеэскизы. Линии должны были быть очень тонкими, не более трети толщинылинии рисунка, так как при печати они неизбежно расширялись. Нередкорезчики специализировались в какой-нибудь определенной области,например, в изображении людей или животных.
Когда была готова «ключеваядоска», печатник делал пробные оттиски и посылал их художнику, которыйприблизительно намечал раскраску или просто надписывал иероглифаминазвания цветов рядом с каждой деталью изображения. Для каждого цветавырезалась отдельная доска; выпуклая метка в ее верхнем левом углуобеспечивала возможность точного совмещения цвета с контуром. Оченьважным был выбор дерева; доски должны были обладать разными качествами взависимости от их назначения: самое твердое дерево использовалось для«ключевой доски»; для печати фона брали самые мягкие породы дерева.Когда все доски были готовы, работа переходила в руки печатника. Онсоставлял краски, используя пигменты растительного и минеральногопроисхождения. Растительные краски готовились на рисовом клее,минеральные – на животном жире. Работа печатника не была механической –следуя общим указаниям художника, он сам подбирал тона, регулировалинтенсивность цвета, так что от его художественного видения, в конечномсчете, зависела точность воплощения авторского замысла.
На фотграфиях работа печатника
Мастер примеряет шаблон, который закрепляется на шипах, вставляемых в отверстия, просверленные в печатной доске.
Подготовка поверхности - в этом месте будет плавный переход от темного к светлому.
Нанесение краски.
А теперь по шаблну..
И вот - самый ответственный момент..
Чуть влажный лист бумаги, наложенный на доску, мастер приглаживал специальнымприспособлением в виде круглой подушечки, обтянутой плотной оболочкойростка бамбука (барэном). Японцы практически не знали печатного станкадо XIX века.
Это и есть барэн.
Барэн в твердой руке )
Мастер снимает лист - градиентная полоска получилась!Теперь осталось повторить эту операцию с другими цветами ))
Бумага для гравюры должна была быть мягкой, гигроскопичной, с гладкойповерхностью и с длинными крепкими волокнами. Ее нарезали поустановленному стандарту; в Японии приняты следующие форматы гравюр(приблизительные): обан – 38x25 см; обан-ёкон – 25x38 см; сикисибан –20x18 см; тю-бан – 30x20 см.
На каждом листе имеются иероглифические надписи – пояснения сюжетов,стихи, имена персонажей и подписи создателей гравюры. Подписи обычносостоят из имени и традиционно добавляемого иероглифа, говорящего о том,какую работу выполнял подписавшийся.
Кроме надписей, почти на каждой гравюре имеется несколько печатей. Онидают ценную информацию о том, когда тот или иной лист появился и ктопринимал участие в его создании. Как правило, на гравюрах встречаютсяследующие печати: печать художника, ставившаяся непосредственно под егоподписью или рядом с ней; печать издателя встречаются листы,различающиеся лишь издательскими печатями. Это явление может бытьобъяснено существовавшей практикой перепродажи досок одним издательствомдругому. В таком случае новые владельцы доски иногда срезали печатьстарого издательства и добавляли свою печать с датой издания гравюры ипечать цензора. Контроль над гравюрой являлся одним из проявленийвсеобъемлющей регламентации, проводившейся правительством Токугава.Начиная с 1790 года, в целях борьбы с роскошью и падением нравственностиправительство периодически вводило ограничения, касавшиеся тематики итехники гравюры. Кроме именных печатей цензоров, существовали пометки«аратамэ» («проверено») или «кивамэ» («превосходно»), ставившиеся послеэтих печатей. Расшифровка печатей не только помогает установитьподлинность гравюры, но и дает возможность зрителю ощутить живуюатмосферу создания листа.
Гравюры укиё-э издавались в самых разнообразных формах: и в виде книжныхиллюстраций, художественных альбомов и отдельных листов, которые частообъединялись в диптихи, триптихи и серии, а также в виде свитковжанровых зарисовок из театральной жизни (кабуки дзоси эмаки). Ихпомешали в токонома или вешали как украшение на опорные столбы, появилсядаже особый формат узких и длинных гравюр, который назывался хасира-э(вешать на столб, приблизительно 65x12 см).
По материалам: Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». –СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006. – 192 с., ил. Составитель текста А. А. Иванова.
А также материалы сайтов http://art.liim.ru и http://woodblock.com
japan-painting.livejournal.com
это... Описание, особенности, история возникновения и развития
Изобразительное искусство включает в себя большой ряд самых различных техник. Некоторые из них появляются вместе с техническим прогрессом, его изобретениями и открытиями. Как и предмет нашего сегодняшнего разговора. В статье мы расскажем вам, что такое линогравюра, немало интересных фактов о ней. Начнем с общего определения.
Что называется линогравюрой?
Линогравюра - это гравирование на линолеуме, печатная иллюстрационная форма так называемой высокой печати. Изображение вырезается художником на линолеумном полотне, после чего отпечатывается на бумаге, картоне.
Линолеум - отличный материал для больших гравюр. Художники в основном используют полотна толщиной 2,5-5 мм. Необходимые инструменты не отличаются от тех, что применяются для создания гравюры продольной: нож для вырезки мелких элементов, продольные и угловые стамески - для крупных.
Линогравюра - это произведение, для которого используются те же типографские краски, что и для печати ксилографических изображений. Определенное количество пигмента раскатывается по поверхности материала вальцмассным валиком. Необходимо следить за соблюдением необходимого объема нанесенного красителя: когда его много, он может залить мелкие детали, когда мало - будут некрасивые пробелы на отпечатке.
Мировая история линогравюры
История возникновения линогравюры начинается на рубеже XIX-XX вв. - именно тогда и был изобретен линолеум. Впервые материалом для творчества он стал в 1905 году - его использовали германские художники объединения "Мост". Перейти к новинке их сподвигло не только любопытство: для использования техники гравюры в крупноформатной печати площади спила дерева, традиционного для торцовой ксилографии, было недостаточно.
Линогравюра - это техника, в которой работали такие мастера, как:
- А. Матисс;
- Ф. Мазарель;
- П. Пикассо;
- М. Эшер;
- В. Анджело;
- Д. Эриксон;
- Х. Томпкинс;
- С. Пауэр;
- А. Ботельо;
- Т. Биллман;
- Я. Гнездовский;
- Э. Рюсс;
- К. Шмидт-Ротлуф;
- Х. Ювонен;
- У. Кермоуд;
- Ф. Блейль;
- группа Folly Cove Designers и проч.
Позже развилось искусство не только монохромной, но и цветной линогравюры: применялись 4-7 матриц, с которых и делался оттиск. В США пионером такого направления в сороковых годах прошлого века стал Ц. Андерсон. Используются также техники раскраски линогравюры гуашью, акварелью, иными пигментами.
Сегодня в данном направлении работают художники:
- Б. Файк;
- Г. Базелиц;
- С. Донвуд и другие.
Российская история линогравюры
Первым в нашей стране стал создавать гравюры на линолеуме Н. Шевердяев, ученик В. Матэ. Его произведения выставлялись в Париже в 1907 году. Развитие линогравюры можно проследить и в работах И. Павлова. Он стал применять технику с 1909 года для оформления обложек детских книг, создания иллюстраций к ним. Так линогравюра заменила используемую ранее цинкографию и литографию.
В 1914 году был выпущен календарь "Царь-колокол" на 1916 год с 12 цветными линогравюрами авторства И. Павлова. Затем гравер стал применять технику и для украшения переплетов книг. Линогравюра становилась все более популярной в России: сказывался недостаток цинка - материала, необходимого для цинкографии.
В России новая техника успешно применялась как для создания книжных иллюстраций, так и для станковой гравюры. В своем творчестве ее использовали:
- А. Дейнеко;
- Л. Ильина;
- Б. Кустодиев;
- Д. Митрохин;
- Г. Захаров;
- Д. Брюханов;
- К. Костенко;
- И. Голицын;
- В. Фалилеев;
- В. Фаворский;
- В. Замирайло;
- П. Староносов;
- А. Кравченко и другие.
Пионером использования в нашей стране техники цветной гравюры считается В. Фалилеев. Художник трудился в жанре многокрасочной гравюры-пейзажа.
Техника работы
Рассмотрим линогравюру как технику гравирования. Она является одной из самых простых в исполнении, схожа с ксилографией. Процесс работы художника выглядит примерно так:
- Берется пробковый линолеум, толщина которого примерно равна 3 мм. С кальки на него переносится эскиз рисунка.
- По контуру с помощью разных стамесок, ножей художник вырезает фигуры для своего изображения.
- Следующим этапом валиком накатывается специальная пигментная краска (пигмент + жидкое связующее вещество) на рельефные части изображения.
- Окрашенной стороной линолеум отпечатывается на бумагу, в результате чего на ней появляется контрастный рисунок - штрих его черный (или другого цвета), а фон - белый (или иного цвета бумаги).
Необходимые материалы
После того как мы ответили на вопрос "Линогравюра - как ее делают?", разберем материалы, которые необходимы для создания произведения:
- Линолеум. Выпускается специальный материал для творчества, на котором удобно работать штихелями. Для домашнего творчества можно использовать и хозяйственный линолеум, однако инструменты на нем могут повести себя непредсказуемо.
- Для работы необходим набор стамесок (они же - резцы, штихели). В основном применяются следующие формы металлического их наконечника: уголковая, коробчатая, радиусная и плоская.
- Краска - небыстросохнущая, умеренно густая. Под такие характеристики попадает типографская, акрил, гуашь, специальный пигмент для линогравюры. Для акрила дополнительно необходим замедлитель высыхания. Чтобы отпечатать изображение на ткани, нужна текстильная краска.
- Для нанесения красителя используются валики: полиграфический классический, вальцмассный (глицерино-желатиновый), обычный резиновый для обоев.
- Материал для оттиска - бумага, картон, ткань, дерево. Что касается бумаги, то используются сорта с плотностью 160 г/м2.
- Пресс. Для массового изготовления рисунков используется пресс, офортный станок. В домашних условиях - скалка, ложка, валик.
- Дополнительно художники пользуются замедлителем высыхания, медиумом для фиксации красителя на ткани.
Отличительные черты линогравюры
Искусствоведы отмечают, что линогравюра - это техника, которую используют художники, чье творчество экспрессивно, лаконично, контрастно. Выделяются также следующие отличительные черты художественного метода:
- Недороговизна материала.
- Более легкая, по сравнению с другими техниками гравирования, работа с цветом.
- Податливость материала резцу.
- Декоративность изображения выше, чем на деревянной гравюре: штрих изображения более гладкий, чистый, плавный.
- Отличие от ксилографии: штрих не острый, а плавный, более широкий, закругленный на концах, но при этом имеющий жесткие границы.
Некоторую ограниченность техники, проявляющийся резкий контраст художники стараются разнообразить новыми приемами параллельной, перекрестной штриховки, нанесением пятен.
Особенности черно-белых линогравюр
Выделим особенности создания черно-белой гравюры:
- Используется хорошо высушенный, гладкий и достаточно толстый (от 2,5 мм) линолеум. Большую ценность для художников представляет материал из старых квартир. Для небольших гравюр его заменяют пластиком ПВХ.
- Черной тушью на материал наносят рисунок. Толстые линии прорисовываются пером, тонкие - кистью. Иногда художник просто отпечатывает готовый рисунок на линолеум.
- Для вырезки фактуры используется пунктирная манера.
- Изображение вырезается по приемам обрезной ксилографии.
- Отпечаток - использование специального станка или притирка кисточкой.
Особенности цветных линогравюр
Выделим ключевые особенности здесь:
- Для каждого цвета готовится свой линоштамп.
- Изображение пропечатывается слоями. При этом художник учитывает и тот факт, что при наложении двух определенных цветов один на другой появляется новый оттенок.
- Для отпечатка изображения используется инструмент - доска с уголками, выполненными из линолеума. Сначала на уголках накладывается гравюра первого цвета, выравнивается, к ней притирается бумага. Затем лист осторожно отодвигается, на уголки накладывают вторую гравюру и также притирают бумагу. Процесс продолжается до исчерпания всех задуманных цветных штампов.
Теперь вы знаете, что такое линогравюра, ее историю, технику создания, особенности. Попробовать себя в таком деле вы можете и сами, предварительно купив все необходимое для творчества.
fb.ru