Описание картины Альбрехта Дюрера «Портрет Максимилиана І». Картины альбрехт
Альтдорфер, Альбрехт. Все картины художника
ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА(ПОЭМА)
…грехи дают тяжёлые плоды –они преобразуют образ яви…Запутаны звериные следы,Отряд надолго стал на переправе.Воители в объятиях беды…
Властители в мечтах о громкой славе,Не помнят свет единственной звезды.
Разбитый, еле тащится обоз.Ругается с солдатом маркитантка.В глазах скорее голод, чем вопрос.О чём бормочет старая крестьянка?Сгибает пополам незримый груз.Помилуй, Отче, ибо я боюсь…
Меня страшит внезапное увечье –Меня пугает пуля или нож –Калекою сейчас не проживёшь.Мешаются различные наречья.И тащится в неведомую дальОбоз, опровергая вертикаль,Поскольку победит горизонталь.
…в котле похлёбка булькает вовсю,обеденное варево пахуче…Всё небо перечёркивают тучи.Дорога верит только колесу.…всему виной амбиции паучьи…
Деревня стала лакомством огня.Чернеет сумма брёвен обгорелых.Терзает это зрелище меня:Деревни поджигать – моё ли дело?И смотрит ошалело человекНа пепел, что похож на грязный снег.
Дороги, и обозы, и костры.Измотанность, растерянность и спешка.Правители коварны и хитры –Их вражеская радует огрешка.И рушатся и церкви, и мосты.И люди в злой игре всего лишь пешки.
Сознание захлёстывает бред,Когда встречаешь факты одичанья.Кромешный шум заполнил белый свет,А хочется хрустального молчанья –Его не дарит сумрачный сюжет.И сильно утомляют расстоянья,И выхода уже по сути нет.
Где бюргерская тишь да благодать?Вельможа остаётся без обеда.В сумятице, увы, не осознатьТяжёлое дыхание победы.Не стоит победителей встречать! Приём назначен в ратуше на среду.Не надо на помпезный уповать.Лилово расплывается печать.
Доскачет ли гонец? Но конь хорош.Гонец искусен в деле фехтованья,Такого без сраженья не возьмёшь,Мелькает городишко без названья.Безжалостны войска. Бездарна ложь.Бесплодны и надежды, и мечтанья.Завшивел мир. Грядущего не ждёшь.И месса не воротит упованья.
Дымит костёр. – Ты кто? – Хорват. А ты?- Я генуэзец…Оба так небриты! Жестоки, беззаботны и просты…И оба чудом выбрались из битвы.И оба церкви грабили не раз,Насиловали женщин, поджигалиДома и нарушали тот приказ,Которой дурью старшего считали.
Ударит пуля в шлем, не тронув кость.Судьбы на две понюшки остаётся.Хранит судьбу невидимая ось.Но хочется напиться из колодца.И бродят бестолковые стадаЛюдей сперва туда, потом сюда.Не блеет только разве только это стадо.Нам пастыря не надобно – ни-ни…Забыть бы поскорее эти дни.А большего на все века не надо.
Ах, очень долго тащится обоз.Он снова голодранцами оброс –Небритыми, немытыми и злыми.С крикливой шлюхой справиться легко –Пускай она от страсти далеко,Пусть пялится глазищами косымиВ дыру, откуда капает вода –Пусть пялится бессмысленно туда:На серое бессмысленное небо.В холстине много дыр, и в ней потом,Должно быть, обретёшь могильный дом,Когда тебе в пути не хватит хлеба.
А хлеб – он самый главный из владык.
-Ну что, бродяга, выплюнул язык?И пыточные греют инструменты.А пленник – совершенно не герой –За собственную жизнь стоит горойВ условиях жестокого момента.
Предательство – не следствие войны:Никто не застрахован от вины.Лютует боль – вот это вне сомнений.Смеётся нелюбезная юдоль,Подсунув издевательскую рольИ смерть соткав из адовых мучений.
Саксонец, друг, я тоже ведь, я то ж…Я тоже немец, мой наряд не гож,Хватаю воздух пыльными губами.Бывало мясо жадно пожирал,Теперь кору глодаю…Брось же нож! Мы – немцы, нам пристало быть друзьями!..…мелькают огонёчки вдалеке…И медленно спускается к рекеУбийца, ибо хочется напиться…
Но горечью пропитана водица.
Разъезжена дурная колея.-Ты слышал? Это выстрел из ружья! В ухабах и колдобинах дорога.От пули не удасться уклониться,И смертного не избежать итога.
…а лес – как будто сумеречный фон.Неистовство представленных времёнОтягощает души.Что обрящем?В огне метафизическом горим,И противу врага не устоим –Мы, знать, не из породы настоящих.
Летит стрела, и падает гонец –Погибель пригласила под венец.Посланье не прочитано.И сбилисьВойска с пути. И самый путь убог.С Всевышним не построить диалог.Но я хочу рассчитывать на милость!
А милость – это самый щедрый дар.
Как лабиринт устроен этот город,Не отгадаешь правильный маршрут…Строения лизал большой пожар.Солдат устал, хоть он довольно молод –Его извёл кровавый ратный труд.
Судить ли мародёров? Но кому?…уйдём в метафизическую тьму.У дома – старец мрачный, как сова,Роняет бесполезные слова.Ведь годы, состоящие из тризн,Не ценят чью-то маленькую жизнь.Ты слышишь? Это просто женский крик! Проклятьями заходится старик.Молчи, пока не вырвали язык!
Из храмов драгоценности несут.(Вы это назовёте ратный труд?)Согласен бедолага на обмен –Ведь сало лучше светлых перемен,Рубаха без заплат ценней ружья.Ворьё солдаты. То есть ты да я…И мрак давно царит в любой душе.И каждый миг ты сам на рубеже,За коим – пресловутый, смрадный ад.Тела смердят.Но и дела смердят.
И некогда убитых хоронить! Об этом неохота говорить! Ведь мы идём вперёд –Всегда вперёд! Там слава ждёт! Заманчивей теплоДомашнее – кто сдюжит – обретёт!
Раздавленное брызнуло стекло.Прошёл ещё один проклятый год.
Ещё один закончился. Итак,Вступаем в неизведанный этап,Какой не расстреляем из мортир,Как хочет сумасшедший бригадир.Деревья – будто серенький пунктир…
…кто хочет добрых рыцарей принять?А впрочем, где же добрых отыскать?
Сырые вётлы. Серый тёплый пар.Осенний полдень, У вояки – жар:Глаз выбит саблей…- Ты теперь циклоп! –Хохочет генуэзец. Сразу – в лоб:Гельвет в атаке прошлой окривел,Но сил не растерял, Лицо – как мел.Здесь верит всякий, что страдал не зря –Стрелял, бежал, за годы постарел…Деревья мокнут. Мокнет и земля,Которую никто уже не пашет.…вон высится неведомая башня,какую окружают тополя.И день почти не помнится вчерашний.
Мы знаем, как витийствует огонь.Он запросто способен опалить.Он – вестник зла! – поэтому не тронь! И будешь жить.
Солдаты старый город потрошат.Где прячет ростовщик своё добро?Старик! В чём только держится душа,Но в доме – изобильно серебро:Подсвечники, подносы и ножи.Разбиты в дивной церкви витражи.Низвергнут крест – как будто мусульманеВорвались в город – а на деле те жКрещённые.Свинью, трактирщик, режь! Ворованное золото в кармане.И всякая добыча хороша.Молчи, неугомонная душа! Солдаты, гогоча, хватают девок.Гибриды Босха ожили вокруг.…и кровью наливается паук,он знает, что на белом свете делать.
Гибриды. Полу, полу…Только злоДаётся в чистом виде.Тут алхимикБессилен…камень, олово, стекло,Столетник, ступа, пестик и пустырник……изломы яви – парусник, тростник…Поруганные символы и знаки.И ходит ходуном чужой кадык.И мяса ждут бездомные собаки.Здесь словно облик мира искажён.Мы жили хорошо – и вот обрушенОбжитый и такой уютный дом –Налётом моментально разорён.Не спрятаться от пули за углом.Припарками, увы, не лечат души.
Здесь медики нужны, как никогда.Обозник отстаёт. Теряют знамя.Проходят сокровенные года,Замаранные чёрными делами.
Но пёстрая картина бытияСложилась из различных матерьялов.Серебряная ниточка ручьяЕсть чудо из разряда небывалых!
Как пыл военный снова пробудить?Чума лишает воинов покоя –Отчаянья уже почти не скрыть –Болезнь ведь претендует на чужое!
Дурное время. Сломаны часы,Стучавшие в висках неугомонно.У смерти не отнимите косы –Её пожива выглядит законно.Качаются аптечные весы.Разрушены житейские каноны.В пределах очень чёрной полосыНе мучает крушенье легиона –
Не Древний Рим…Увы, его чертыПорою проступают в каждом жесте.Войска внезапно сходятся, и тыБежишь да и кричишь со всеми вместе.Хороших не предвидится известий.Но гибель вас спасёт от суеты.
На части распадается война,Не выверены сумрачные части.Болит душа – натянута струна.…неправедна любая форма власти.Горит в ночи банальная луна.…не светит нам обыденное счастье…
Над картою склоняясь, офицерТеперь уже победою не грезит.Сейчас не до изысканных манер,И снова в мозг заманчивое лезет –Он думает о доме, о тепле,О женщине…кругом сплошные смерти.И мысли неприятны о земле –В какую неохота – уж поверьте.
Рисунок карты сложен как узор,Сплетённый злонамеренным фантомом.…но сколько бы не грезил отчим домом,войны не отменяем приговор.Бежать от настоящего нельзя! А в штабе устаёшь от словопрений.Считай: главнокомандующий – гений,И станет триумфальною стезя.Ржут кони. Разрывается ядро.И краденый табак, как труп, воняет.Грохочет дождь, и ржавое ведроВ себя ту влагу вряд ли собирает.…а город между делом разорён,и рухнул безымянный бастион,и каждый в суматохе обречён…
Один поэт идёт среди солдат.Обычный человек – устал не меньше.Кудлат. Щекаст. А попросту мордат.Он любит пиво. И дородных женщин.Условия похода тяготят,Но всё-таки созвучьями гудят
Дороги, и посёлки, и страданья…Чеканит дукатоны государь.А ты чекань сонеты в оправданьеТому, что не удержит календарь.
Где хроники? Хранит ли их архив?Придуманы газеты – или рано?Окрестный мир достаточно красивно мы его калечим постоянно.И мы бредём неведомо куда,И вновь роняем бранные слова.А тучи – словно горная гряда.Едва соображает голова.Тебя же, мой любезнейший живот,От голода подводит…Не рискуетУже ничем разбитый в драке взвод.И ангелов давно не существует.
А вдруг один окажется в толпе,На крик случайный резко обернётся?По виду – человек. С мечём в рукеИ жаждущий напиться из колодца?Он в облике обыденном для насБредёт среди солдат обыкновенных.…я слышу голоса в закатный час –они твердят о важных переменах…Невероятно! – в уголке ВселеннойУвидеть в откровенном оборванцеВысокого небесного посланца.! И снова ночь за ночью, день за днёмК победе иллюзорнейшей идём.
Что видно Пантократору с небес?Пугает темнотой осенний лес,Зверьё в себе таит с людскою злобой.Простор вокруг настырен и глазаст,Следит за каждым шагом и не дастУкрыться за горою крутолобой.Былое отпадает будто пластИсточенной годами штукатурки.И тело – это в сущности балласт.И мечется бесхозная каурка.
Что видно Пантократору? – да всё…Шаги, движенья, выстрелы, убийства.Достанет полководцу олимпийстваГлядеть, как вертит это колесо?С ума сейчас сведёт избыток свинства.К победе надо воинство привесть! Победа – это радостная весть.Ты выиграл – и значит взятки гладки.Не ценится в кромешном мраке честь! Здесь выжить бы! И шанс как будто есть…Приходиться играть с судьбою в прятки.
У нас уже украдены слова,О нас идёт недобрая молва.Эфес рука сжимает слишком нервно.Куда уполз ободранный обоз?Напрасно душу мучает вопрос.К чему приводят сложные маневры?Вот жемчуг италийский – просто речь.…кафтан с весьма изодранной изнанкой…Храни меня, Господь, от лишних встреч –Особенно с жестокою испанкой.Случайный неизвестен диалект.Вообще-то подозрительный субъектЕст с нами недоваренную кашу.Хорват и скандинав, напившись, спят.На брата точит нож негожий брат.Без крови не бывает рукопашной.
Теперь повсюду торжествует боль,Она одна преследует идущих,Лежащих и едящих, отстающих…Мура – когда раздавлена мозоль,Другое – если меч ожог плечоИ стало под кирасой горячо…Что видит всемогущий Пантократор?Деревня состоит из головней.Смущает блеск отточенных мечей,Курчавый итальянец – имитатор Знакомых голосов – забавит их –Солдат, давно уставших, но живых.А Пантократор видит каждый шаг,Любой нюанс, любой дырявый стяг…А дождь умолк, истратив бездну влаги.Леса стоят дремучею стеной.Напиться бы водицы ключевой.А битва невозможна без отваги.Леса, увы, не ценим в мирный год,Считая, что забот невпроворот.
Считая, что тяжёл житейский крест,Не видим красоты обычных мест,Не ищем смысла в этой красоте.Что видит Пантократор?. А не теСолдаты – разорившие базар?Мне кажется, вот этот слишком стар,И слишком молод раненый – другой.Где сыщешь Пантократора? В какойИз множества разграбленных церквей?Мы слишком далеко от Византии –Иная сумма страхов и страстейСгибает выи.
…попали в окруженье – нашим швах! …но в двадцать лет не думают о смерти! Из праха создан – обратишься в прах,Таков закон всеобщей круговерти.Страх плещется в синеющих глазах.Вопросов много к безответной тверди,Но все вопросы заданы в сердцах.
…не вавилонской сутолки плодынаследуют герои рукопашной?…осколки судеб, крошево звезды,вчера благоприятной проигравшим.Отныне – проигравшим навсегда.…мерещится кошмарное растенье –сложилась подходящая среда:и вот она питает ответвленья:гордыня, зависть, спесь – они ведутк убийству – там и тут, и снова тут…
История – забава простака,Идут однообразные века.И только Симплициссимус смеётсяНад суммою одержанных побед.…не радует уже осенний свет –ведь смерть и зазевавшихся дождётся.
Война, в которой вязнет старый мир –Вернее только части мира, ибоЧто Персии с Японией до них –Грабителей соборов и домов?Мы отравили солнечный эфир,Мы сделали отнюдь не лучший выбор,И голос правды чрезвычайно тих,И бесит свистопляска ложных слов.
…до отдыха, наверно, далеко,кровь проливать всё время нелегко.Поэтому – споём,споём,споём.Вдвоём, втроём:
До победы, до победыБудем биться – русы, шведы,Чехи, немцы и поляки –Мы не выдержим без драки.Не боимся, не боимся –Будет чёрт – и с ним сразимся.Алебарды или пики.Полководец нас великийПриведёт к успеху, толькоВ нём довольно мало толку.А в беседе – и подавно.Лучше шутка. С нею славно.Лучше чаша. Или кубок.Да приятство тех голубок,Что встречают нас по сёламНа подмогу нам – весёлым.Будем топать, будем лопать.Мы – Европа, мы – Европа,Мы разделим кус пространстваБез геройства или чванстваНа кусочки, что поменьше.Мы не можем жить без женщин.Без сражения – тем паче.Пожелайте нам удачи.Пожелайте нам вернутьсяНевредимыми из боя –Будет всё тогда другое:Дом, жена, тепло и дети,А сейчас – война на свете.
Вот Энциклопедический словарь,Раскрытый на подсказанной странице.…не скоро изменяется букварь,но страсти переделывают лица…В борьбу вступили светлые князья.Германия, Испания и Польша.Темна национальная стезя,На тридцать лет расписана, не больше.Война. Католицизм. Протестантизм.Разгром неподчиняющихся чехов.Отважный Валленштейн крушит датчан.Потом разбиты шведы – ибо имДостаточно значительных успехов.Бурлит невероятный этот чан –Котёл, в котором нации кипят.Французское участие решаетИсход войны, не отменяя ад.Вестфальский мир, однако, наступает.…кошмар тянулся тридцать лет подряд…
Опять идут дожди. Промок обоз.Обижена солдатом маркитантка.Вина не остаётся в бурдюке.Желтеют листья – власть метаморфоз.К солдату будет ластиться крестьянка,Раз муж погиб в глобальном бардаке.
Приходит осень не в последний раз.Буксует колесо в раскисшей жиже,И ночь уничтожает денный свет.Картины неприятны без прикрас –Ведь просто жизнь тебе намного ближе,Чем сумма поражений и побед.
gallerix.ru
Описание картины Альбрехта Дюрера «Портрет Максимилиана І»
А.Дюрер был рожден в многодетной семье и его путь к признанию был тернистый. Женился художник в основном для понятия своего социального статуса, долгое время его доходом было продажа гравюр. В зрелом возрасте художник обзавелся покровителем, которым стал Максимилиан І. Под его контролем автор работал над Триумфальной аркой. В этот период Дюрер рисовал несколько картинами с изображением императора. Одна из таких работ это портрет Максимилиана І.
На картине изображен император. Он одет в роскошную мантию с меховым воротником. На голове классическая для того времени шляпа. Надменное выражение лица привлекает внимание. Император чем-то недоволен, это было свойственно правителю, у него был очень непростой характер. Губы у Максимилиана сжаты, а глаза полузакрыты. От портрета веет высокомерностью. Император был доволен живописью Дюрера.
Казна была пуста, не всегда правитель мог вовремя оплатить услуги художника. Он даже предложил избавить его от налогов, но сенат отказал этой просьбе. Тогда щедрый покровитель назначил художнику пожизненную пенсию. Если портрет удовлетворил Максимилиана, то император видел себя именно таким, какого его изобразил Дюрер. В руке покровитель держит гранат. Еще с древних времен этот фрукт считался символом бессмертия, возрождения и изобилия.
Максимилиан считал себя великим и непобедимым, он верил в бессмертие. Он как правитель держит в руке плод, который сулит плодородие и достаток. Именно император контролирует эти процессы, он всевластен. Часть кожуры на фрукте очищена и виднеются сочные зерна. Это обозначает многоликость личности, что и является для Максимилиана мучением.
Еще гранат символизирует объединение множество людей под патронатом церкви. Именно Максимилиан держал всю власть в своей руке, что так точно и реалистично отобразил Дюрер.
opisanie-kartin.com
Описание картины Альбрехта Дюрера «Портрет венецианки»
О это дивное лицо простой наивной венецианки! Долгое время в Европе считалось что нет прекрасней девушек на свете, чем истинные венецианки. Город любви и греха всегда славился женской красотой, даже старушки выглядели там благородно и прекрасно, чего уж говорить о молодых венецианках.
Перед нами одна из молоденьких красоток. Хотя сложно её назвать красавицей, но есть что-то неуловимо симпатичное в ней. Она опрятна, она стройна, она следит за модой – во всяком случае, причёска самая модная в средние века. Она возможно не замужняя, потому что нет чепца или гребня, который определённо намекал прохожим о статусе девушки. Она, скорее всего весёлая и очень острая на язычок барышня.
По крайней мере, её лицо как раз выдаёт весёлый нрав. А вот чёрный бант у сердца может говорить о том, что она потеряла какого-то близкого для неё человека. Потому что именно таким образом в Венеции выражали скорбь. Не платком, не нарукавником и даже не самой одеждой чёрного цвета, а достаточно было просто навязать бант у сердца, и было понятно, что в семье горе. А что именно случилось, по портрету не поймёшь. Но и художник особо не влезал в её личное пространство, ему было достаточно понять внутреннее.
Кстати, по рисунку платья и ожерелью на шее можно прийти к выводу, что девушка из известного рода. Если быть совсем точным, то скорее всего из того самого среднего класса. Нельзя сказать, что она плоха, она всё же великолепна. Иначе художник бы наверно не стал тратить время на неё.
Дюрер вновь и вновь доказал своё мастерство портретиста, хотя он мог прекрасно изображать и пейзажи и просто делать великолепные эскизы растений, животных или мимических движений человека. Например, молитвенно сложенные кисти рук. С такой документальной точностью мог рисовать только да Винчи, да и то не всегда успешно. Дюрер же и в этом был первоклассный мастер.
opisanie-kartin.com
Описание картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет в образе Христа»
«Автопортрет» (другое название картины «Автопортрет в одежде, отделанной мехом») является одной из известных картин художника, долгое время хранившейся в его семье и не предназначенной для широкой публики.
На автопортрете мы видим еще достаточно молодого человека с красивым лицом (художнику во время написания работы не было и 30 лет). Его умные и чуть усталые глаза внимательно смотрят на зрителя, полноватые губы, обрамленные небольшой бородкой и усами, свидетельствуют о чувственности и жажде любви. Завитые волосы аккуратными локонами спускаются ниже плеч на отделанные мехом дорогие одежды, правая рука приподнята к груди.
Новаторством Дюрера было изображение себя в анфас на светском портрете (напомним, что в этот период (1500 г.) фигуры на светских портретах изображались в профиль или в полупрофиль и только религиозные изображения могли быть выполнены в манере анфаса).
Подобное изображение прямо пересекается с иконописным изображением Иисуса Христа, тем более, что можно заметить сходство лица художника и облика Спасителя (те же длинные волнистые волосы, небольшая борода и усы, худое лицо с классическим чертами и т. д., надписи на потрете как на иконе в правой и левой части картины). Подобные художественные полотна были характерны для художников эпохи Возрождения, провозглашавших идеал человека, сравнивавших его с земным богом.
Таким образом, художник приподнимает себя самого как представителя этого нового времени, которое возводит на пьедестал человека-творца (недаром он так тщательно выписывает свою правую руку, создавшую это изображение). Сам он, по воспоминаниям современников, признавался, что хотел увековечить свое имя и молодое лицо, написав его «вечными красками», которые не способна стереть смерть.
opisanie-kartin.com