ЗНАМЕНИЕ: на портрете Ленина обнаружили изображение Царя. Картина царя


Как умирали Иван Грозный и другие русские цари

Смерть самых могущественных людей Русского царства в шедеврах (и в ширпотребе) от Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Ивана Билибина, Модеста Мусоргского и многих других.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

ПЕТР I.

Хотя смерть императора Петра Великого мы обсуждали в прошлом выпуске (еще был позапрошлый, про 19 век), я забыла там чрезвычайно интересную картинку. И поскольку нынешний пост посвящен царям, а Петр царем, как-никак, побыть успел, пусть и последним де юре, тут вполне ей место.

Называется она "Как мыши кота хоронили".Это лубок.

Уже в 1690-х годах, в самом раннем своде русских пословиц, встречается пословица «Мыши кота на погост волокут», затем она приобретет форму «Мыши кота погребают» и «Мыши кота хоронят».Сохранилось множество лубков на этот сюжет, которые сопровождаются длинным рифмованным текстом

Небылица в лицахъ найдена встарыхъ светлицахъ завернута в Черныхъ трепицахъ жилъ былъ Котъ заморской Ародомъ задонской Котафевна Астраханка Ародомъ Казанка вотъ какъ Мышы ката погребали сваво недруга правожали ему чесь аддавли попразванью Котъ котафеичь Онъ часта пилъ Ерафеичь невзначай онъ многа выпилъ ерошки и вздернулъ кверху ношки Котафевна такъ иахнула Слезами залилась Стала думать игадать куда Котафеича девать ана была нибогата но толька Слишкомъ торавата посылала звать гостей изовсехъ волостей полесамъ и попалямъ поанбарамъ поклетямъ Скора мышы сабралиса изадело принялиса: пашла Стрепня рукава Срехня жарили варили Котафеича хвалили блинки допикали сваво недруга поминали Коту ноги накрипка Свезали инабольшыя дровни Поднимали, акотафевну зъ зади посадили котафевна горька плакала рыдала, ипричоты причетала, изахвостъ Котафеича держала такъ мышы Кота поминали иерофеичь допивали.

А причем тут Петр I?Ученые долго спорили, что эта гравюра иллюстрировала. Царило мнение, что это такая сатира на погребение Петра Великого, придуманная старообрядцами, а в обидных прозвищах других персонажей лубка узнавали его сподвижников.

Окончательного мнения о смысле лубка до сих пор нет. (Есть версия, что так на русской почве преломился сюжет из басни Эзопа, в которой кошка притворилась мертвой, чтобы съесть мышей).

ФЕДОР III АЛЕКСЕЕВИЧ

Как умирал брат-соправитель Петра, царь Иван V -- картин не осталось; происходило это уже в новой России, всем было не до него.Зато вот интересная иллюстрация про смерть их старшего брата Федора.

Клавдий Лебедев. Кончина царя Федора Алексеевича. 1897. Увы, не в цвете.У тела стоит, видимо, царевна Софья, которая и захватит власть.Женщина позади -- царица Наталья Кирилловна, она держит сына Петра.Ее пасынок Иван, предполагаю, второй мальчик, которого уводят прочь.

Сзади справа рыдает женщина -- наверно, это вдовица-царица Марфа Апраксина. Она была выдана замуж совсем недавно, и больной Федор даже не успел к ней "притронуться" (есть доказательства -- когда Апраксина старухой умерла в Петербурге, Петр Великий, вот любознательный такой, присутствовал при ее вскрытии и в сем удостоверился).

А еще у А.Н. Толстого в "Петре Первом" описан этот момент трогательно:"В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и темную роспись на нем: райских птиц, завитки трав. Под темными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Федор Алексеевич. Ждали этого давно: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик, да и свалился. Кинулись — едва бьется сердце. Положили под образа. От воды у него ноги раздуло, как бревна, и брюхо стало пухнуть. Вызвали немца-лекаря. Он выпустил воду, и царь затих, — стал тихо отходить. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Одно время он что-то шептал, не могли понять — что? Немец нагнулся к его бескровным устам: Федор Алексеевич невнятно, одним дуновением произносил по-латыни вирши. Лекарю почудился в царском шепоте стих Овидия… На смертном одре — Овидия? Несомненно, царь был без памяти…"

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Отец трех братьев, второй русский царь из династии Романовых, умер спокойно, своей смертью.Вот единственное изображение на эту тему, которую мне удалось найти.

Михаила Федоровича и Василия Шуйского мы пропускаем (вернее, пропустили все русские художники). Зато вот теперь начинается веселуха.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

"Лжедмитрий и Марина Мнишек", художник Виталий Ермолаев. Конец ХХ - начало XXI века.

За тот неполный год, который "сын Ивана Грозного" сидел на московском престоле, этот рыжий конопатый успел достать всех настолько, что к церемонии его перехода на тот свет русские подошли с чрезвычайным вкусом, толком, расстановкой (как напишет пару веков спустя один, вероятно, потомок Михаила Ефимовича Грибоедова, награждённого чуть позжее лжедмитриевским убийцей Василием Шуйским за то, что «много дородства и храбрости, и кровопролитие, и службу показал»).

Конечно, Василий Шуйский своими руками царя не убивал. Он всего лишь организовал заговор, настроил нужных людей, именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.

Карл Вениг. Последние минуты жизни Лжедмитрия. 1879

Толпа начала ломиться в двери дворца,Лжедмитрий бросился бежать по коридору, выбрался через окно, оступился и упал с высоты во двор.

Советский иллюстратор, фамилия потерялась.

Он был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Его подобрали стрельцы. Когда Лжедмитрий пришел в себя, он начал сулить им много денег за защиту. (Видите, ничего не меняется в стране, людям на госслужбе всегда надо давать взятку, чтобы они выполняли свою же работу).

Стрельцам, очевидно, не очень хотелось вставать поперек предприимчивого Василия Шуйского, и они перевели стрелки на царицу Марию Нагую, "мать" Лжедмитрия. Если она подтвердит, что он настоящий, то они защитят, так уж и быть, а пока посиди голышом в обносках, прикольное зрелище.

Марии Нагой "сын" к тому времени уже тоже разонравился, да и пункт о предприимчивом В.И. Шуйском см. выше. Она сказала, что все вранье. (Подробней читайте во Всеобщей истории, обработанной Сатириконом, у них смешнее).

Царица Марфа обличает Лжедмитрия. Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина.

Ответ экс-царицы снял моральную ответственность с бывших бодигардов. В Лжедмитрия начали стрелять, тыкать мечами и алебардами.

"Убийство Лжедмитрия". 1990-1991 гг. Холст, масло. Художник С. П. Панасенко

Константин Маковский. Убийство Лжедмитрия. 19 век.

Тело убитого царя протащили из Кремля на Красную площадь. (Кстати, на ровно то самое место, куда не так уж давно вывели на казнь Василия Шуйского -- но в последний момент простили, а зря).

Обнаженный труп первый день, согласно популярному народному обычаю "торговой казни", валялся в грязи посреди рынка.На второй день тело подняли на деревянный прилавок, распороли живот, на грудь положили карнавальную, по куртуазному польскому обычаю, маску, которую Лжедмитрий сам же готовил для дворцового праздника (было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни), в рот вокнули дудку.

Сергей Кириллов. Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади 17 мая 1606 года). Вот с другого ракурса более удачно этот же фотограф щелкнул.

Три дня "мимо тещиного дома" москвичи без шуток не ходили -- кто плюнет в усопшего царя, кто навозом кинет, кто дегтем обольет.

Потом Лжедмитрия все-таки похоронили, за городскими воротами, на кладбище для бомжей.

ФЕДОР II БОРИСОВИЧ

Такая судьба Лжедмитрия, впрочем, не кажется такой уж несправедливой, если вспомнить, как он и его приспешники обошлись с предшествующим царем, 16-летним Федором, наследником Бориса Годунова.

Когда власть держал его отец, трон еще достаточно крепко стоял. Но когда царем стал юноша, все враги защелкали клювом. Тем более, что и Лжедмитрий с войсками подходили все ближе и ближе. У самозванца было очень много сторонников в Москве, которые собрались открыть ему ворота, и Лжедмитрий открыто объявил, что он войдет в город и возьмет "отцовское наследие", если к этому моменту Годуновых уже того, ликвидируют.

Так и случилось. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь и его мать были задушены в своём кремлёвском тереме.

Последние минуты семьи Годуновых, рисунок Петра Коверзнева

Крепкий и сильный юноша, Фёдор оказал сопротивление убийцам, которые вчетвером едва  с ним справились. Мать его, царицу Марию (между прочим, дочь Малюты Скуратова), тоже убили. А вот красавицу-сестру Ксению ("бровями обильна" это на самом деле про нее в источниках было сказано), оставили в живых. Она попала в наложницы к Лжедмитрию, и он даже собирался на ней жениться, испугавшись чего Марина Мнишек прискакала в Москву довольно борзо.

Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.Ксения над телом матери, Федор пока еще жив.

Официально было объявлено, что Фёдор и его мать отравились; однако их тела, выставленные на всеобщее обозрение, имели следы борьбы и насильственной смерти, как свидетельствует Петрей: «и следы от верёвки, которой они были задушены, я видел собственными глазами вместе со многими тысячами людей»

БОРИС ГОДУНОВ

Борис Годунов умер, видимо, своей смертью -- довели человека (см. А. Пушкин, "Б. Годунов"). А может, и был отравлен: сказать нельзя, когда мой любимый академик Герасимов вскрывал захоронения Годуновых в их родовой усыпальнице в Лавре, выяснилось, что он успел не первый, и все останки перемешаны (золото наверно искали). Работать с ними оказалось невозможно (кстати, вы смотрите сериал "Кости"? Как там последние сезоны, совсем уже смотреть нельзя?)

Клавдий Лебедев. Смерть Бориса Годунова. Царь обнимает своих детей. Луч света падает на кого? Возможно, это Шуйский, будущий царь? Обратите внимание на иноземца в модных леггинсах у окна, наверно врач.

Смерть Бориса, спасибо Пушкину, дошла до нас и на фотографиях, и на киноленте.

Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова.Большой театр, 1912 год

Сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского.

ФЕДОР I ИОАННОВИЧ

Смерть единственного законного сына Ивана Грозного, которому повезло пережить любимого папочку, случилась, когда головой скорбному Федору было уже сорок. Детей он не оставил, трон получил Пушкин, тьфу Борис Годунов, его многолетний серый кардинал.

Картин про эту естественную смерть нету, зато вот вам восстановленный облик царя  по черепу, вынутому академиком Герасимовым из кремлевской усыпальницы. Академик вообще больше Иваном Грозным интересовался (он любил лепить харизматиков, Тамерлан, вон, например), но Федор просто рядом лежал. Увы, больше никого из более поздних коллег по трону он нам не сделал, не дали ученому поворошить косточки.

(фото мое)(не мое)

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Он умер в 53 года, может, и от яда, как всю жизнь боялся, а может, и нет -- его тело к этому моменту превратилось в настоящую развалину из-за обилия болезней (последние годы его носили на носилках, сам ходить не мог). Может, действительно, эвтаназию гуманисты-бояре применили...

П. И. Геллер. Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму. 1887

Традиционно считается (Горсей насплетничал), что дух он испустил за игрой в шахматы (видимо, от интеллектуального перенапряжения).

Константин Маковский (опять! такой же некрофил, как я, очевидно). Смерть Ивана Грозного. 1888

Иван Билибин. Смерть Ивана Грозного. 1935Реконструкция черепа Герасимовым

(фото мое)не моеКадр из мастерской (не мой), иллюстрирующий стадии создания подобного бюста(судя по останкам, к концу жизни Иван очень разжирел)вот сам Герасимов, душка.

На том свете Ивану, пришлось, очевидно, не сладко.Учитывая, что он наделал при жизни.

Михаил Клодт, "Иван Грозный и тени его жертв" (Ивану Грозному являются тени им убитых)Моя любимая картина, в эстетике фильма "Властелин колец".

На этом цикл про смерть русских правителей в искусстве мы заканчиваем. Придумаю что-нибудь еще, такое же доброе.Предлагайте свои темы!

Ранее в этом цикле

***Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".

Группа "омерзительное искусствоведение" вконтакте. Подписывайтесь!

shakko-kitsune.livejournal.com

ЦАРЬ СОЛОМОН В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ.: picturehistory

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.(Экклезиаст, 4)Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, но и просто всем образованным людям, далеким от религии, но знающим историю. Образ третьего царя объединенного Израильского царства, при котором оно достигло своего наивысшего расцвета, всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов. Сцены из его жизни и деяний встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, в произведениях многих великих художников.

Я уже писала пару лет назад об отце Соломона, великом царе Давиде, смелом воине и строителе Иерусалима, талантливом музыканте и неистовом любовнике, суровом правителе и коварном искусителе. (http://vanatik05.livejournal.com/13262.html).

Помните, как он, увидев моющуся Вирсавию (Бат Шеву), жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина, воспылал к ней любовью и возжелал ее, велел привести к нему, а мужа отправил на верную смерть.

От любви этой и родился Соломон (Шломо) или Иедидия (Возлюбленный Богом), которому Давид по просьбе Вирсавии и по настоянию пророка Натана обещал передать царствование, в качестве искупления своего греха, совершенного по отношению к Вирсавии и ее мужу.

По правилам царем должен был стать Адония, старший сын от Хагит, но он был замешан в заговоре, и после воцарения Соломона был убит за попытку переворота. Еще при жизни Давид выполнил свое обещание и передал власть своему младшему сыну Соломону в 965 году до н.э.

Соломон стал третьим царем государства, объединявшего Израиль и Иудею и простиравшегося от Египта на юге до середины нынешней Сирии на севере. Он был очень молод и попросил Бога дуть ему мудрость для успешного царствования и достижения процветания своего государства. Ответил ему Бог так: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.» (Книга Царств. 3.12).

И мудрый Соломон стал царствовать, используя не столько силу оружия, сколько торговлю и "брачную дипломатию", так для установления хороших отношений с Египтом он сделал дочь фараона своей первой женой, закончив таким образом пятисотлетнюю вражду между евреями и египтянами. И впоследствии Соломон брал в жены представительниц других народов для поддержания добрососелских отношений. Считается, что его гарем состоял из 700 жен и 300 наложниц, и был он неутомим в любви, "потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных".Тут надо упомянуть одно имя, до сих пор вызывающее споры, воспетое самим Соломоном и многими великими мыслителями, поэтами, писателями, художниками - Суламифь, Суламита (‏שולמית)

Главный источник, дающий нам представление о Суламифи, воспевающий ее и прославляющий в веках - Книга "Песнь Песней" Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим."Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! ...Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!.."

Cуществовала ли такая девушка на самом деле, действительно ли Соломон увидел ее в винограднике, влюбился без памяти и описал свою любовь в "Песне Песней", не является ли этот образ собирательным и не отсылает ли нас к имени Соломона само имя Суламифи?"Весенних токов хмель, и цвет, и ярь.Холмы, сады и виноград, как рама.Со смуглой Суламифью — юный царь.Свистит пила, встают устои храма..."Максимилиан Волошин ("Соломон".1924)

Во всяком случае в еврейской традиции "Песнь песней" входит в канон и основным ее смыслом является любовь Бога к еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. В таком случае не очень понятны многочисленные упоминания в тексте частей человеческого тела и описания ласк, но оставим это на совести интерпретаторов, вспомним строчки Пушкина, навеянные великим текстом: В крови горит огонь желанья,Душа тобой уязвлена,Лобзай меня: твои лобзаньяМне слаще мирра и вина.1825. А.С.ПушкинЧерез царство Соломона проходили важные торговые пути, что помогало налаживать связи с соседними и даже дальними государствами и развивать мореходство. Соломон приступил к строительству Храма в Иерусалиме, что из-за божеского запрета не посмел когда-то осуществить Давид.

Кедры для строительства, кипарисы и золото Поступали из Тира финикийского (город на юге нынешнего Ливана), а туда вывозили растительное масло и зерно.

Унаследовав от отца большую и сильнуью, но в основном земледельческую страну, Соломон превратил ее в мощное экономически развитое государство с разветвленными международными связями, расширил Иерусалим и возвел в нем главную святыню еврейского народа - Храм, дважды разрушенный впоследствии врагами (Первый Храм - в 586 г.до н.э. вавилонянами и Второй - в 70 г.н.э. римлянами)

Слухи о богатстве и мудрости Соломона достигли ушей прославленной властительницы легендарной страны Сабы на Аравийском полуострове - царицы Савской, и она решила своими глазами удостовериться в правдивости слухов о необычайной мудрости царя, подготовив для него загадки. Например, в еврейском источнике "Мидраш мишлей" упоминается такая загадка: «Женщина сказала своему сыну: „твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра». Ответ Соломона: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».

Снарядив корабли многочисленными дарами, пряностями и благовониями, которыми славилась Саба, црица (а по другим источникам просто посланница, которой для переговоров с царем придали временно статус правительницы) отправилась к Соломону, от воли которого зависело безопасное прохождение караванов по торговым путям.

Этот сюжет использовали в своем творчестве многие великие художники, он - один из самых распространенных, приведу несколько примеров, а остальные можно увидеть в прилагаемом видеоролике.

Легенды говорят, что любвеобильный царь Соломон не смог устоять пеоед чарами царицы, страстно влюбился в нее, а она ответила ему взаимностью, забыв о мудрости и цели своего визита. "Что тут Савская царица,Соломонова подруга,Эфиопская педантка,Что умом блистать стараласьИ загадками своими,Наконец, уж надоела!" (Г.Гейне "Принцесса Шабаш")

Но ходили слухи, которые вначале мешали Соломону приблизить к себе царицу, будто бы у нее вместо ног козлиные копыта, что свидетельствовало о ее дьявольском происхождении. Поэтому якобы Соломон специально в зале, где он должен был принять царицу, сделал прозрачный пол с водой и рыбками под ним. Царица должна была пройти по нему, обязательно подняв платье и обнажив ноги.

В результате она так и сделала, оказалось, что у нее обычные ножки, только очень волосатые. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается". Но это не помешало ему не только полюбить ее но и стать отцом их общему сыну. Царица Савская уехала через некоторое время к себе на родину, где и родила сына, которого в эфиопских легендах считают родоначальником общины "фалашей" - эфиопских евреев, потомков царя Соломона и некоторых его вельмож, уехавших вместе с царицей Савской.

Широко известен сюжет о Суде царя Соломона, он вдохновил многих художников разных эпох и стилей. Вкратце история такова. У двух блудниц, живших в одном доме, почти одновременно родились младенцы. Одна из них нечаянно придавила во сне ребенка, он умер, и обезумевшая мать подложила его спящей подруге, забрав у нее ее сына.

Обнаружив утром подмену, мать обратилась за помощью в суд, где царь Соломон велел подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой". Одна из женщин не могла допустить гибели малыша и готова была уступить его другой, лишь бы он был жив. "Вот настоящая мать!" провозгласил Соломон, указав на нее, и велел отдать ей младенца.

И не раз еще приходилось Соломону решать возникающие споры , мудр был царь. Но со временем начал он подпадать под влияние своих многочисленных жен, привезенных из разных стран и поклонявшихся разным божествам и идолам.

И случилось так, что Соломон в угоду одной из жен, на то время любимой, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный им Богу, ведь именно верное служение Богу было условием наделения Соломона мудростью, богатством и славой.

Прогневался Бог за это, но не стал наказывать народ его до окончания царствования Соломона, как он обещал некогда Давиду. В последние годы царствования Соломона, а был он властителем почти 40 лет, наметился экономический спад, строительство Храма и дворцов, расширение Иерусалима, содержание большой армии слуг, чиновников, управляющих и надсмотрщиков истощало казну. Он даже вынужден был расплатиться не золотом и товарами, а несколькими городами на севере страны с Хирамом Тирским. Соломон все чаще уединялся, предавался размышлениям, подводил итоги.

Он царь, он маг, он зодчий, он поэт…Но достиженья жизни — иллюзорны,Нет радости: «Всё суета сует».Максимилиан Волошин ("Соломон".1924)

«И предал я сердце мое тому,чтобы познать мудростьи познать безумие и глупость;Узнал, что и это — томление духа.Потому что во многой мудрости много печали;И кто умножает познания, умножает скорбь».( 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим)Соломон умер по некоторым сведениям в возрасте 52 лет (это несколько не соответствует утверждениям, что он правил 40 лет), и почти сразу же после его смерти начался экономический и политический кризис, на севере страны вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).По преданию, в соответствии с притчей, когда-то Соломон попросил одного придворного мудреца помочь ему справиться с гневом и унынием, которые его иногда охватывали. Мудрец дал ему кольцо, на которое он должен был в такие минуты посмотреть. На нем было написано: "Все проходит" (הכל עובר), а на внутренней стороне "Пройдет и это" (גם זה יעבור)

В мае 2012 года в 30 км к юго-западу от Иерусалима, на общей площади в 23 гектара обнаружены во время раскопок остатки древнего города времен царя Давида. Обнаруженные там строения и предметы 3000-летней давности являются самым ранним свидетельством Иудейского царства и показателем еврейской веры в тот библейский период."Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие."Книга Притчей Соломоновых ( 28-я часть Танаха, 2-я книга Ктувим)

Как и всегда, предлагаю посмотреть музыкальный видеоклип по теме:

Ссылки: 1.http://www.jearc.info/wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Queen_of_Sheba?uselang=ru2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0http://www.erusalim.ru/solomon.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0

picturehistory.livejournal.com

ДВА ЦАРЯ | Историк

18 января

Автор: Илья Репин. Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семёновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900

На рубеже веков маститый, на всю Россию гремевший художник Илья Репин обратился не к самому яркому и отнюдь не к героическому эпизоду русской истории. Казалось бы, обыденный случай: наш будущий первый император, ещё не оперившийся, вместе с братом, в окружении придворных, приехал на московский Семёновский потешный двор — туда, где любил охотиться их царственный отец.

Семёновский потешный двор — это не в последнюю очередь Сокольничья слобода. Это было настоящее царство соколиной охоты. Ловчие птицы содержались на Семёновском потешном дворе в так называемых птичьих покоях: зимой — в тёплых «светлицах», а летом — в «птичьих амбарах», в которых они сидели на шестах, обитых ровным холстом. Туда и направились молодые цари московские…

Иван Алексеевич после смерти отца, царя Алексея Михайловича, должен был стать самодержцем как старший сын и наследник. Однако его считали слабоумным, слабым. Куда больше надежд связывали с младшим по возрасту Петром. Сановники нашли компромиссный вариант: двоецарствие.  Ивана и Петра вдвоём венчали на царство в 1682 году. Причём  Иван Алексеевич считался «старшим царём», каковым и был по возрасту. Но он не проявлял интереса к государственной жизни. Стремился ограничить себя семейным кругом. В качестве монарха он лишь принимал участие в ритуалах.

Что же нашёл в этой истории Илья Репин, создавший столь эмоциональную картину? Он показал братьев почти близнецами (хотя матери у них были разные). Они похожи внешне. Тем разительнее различие характеров. Пётр ликует. Буйный, удалой, энергичный. На потешном дворе он весь отдаётся потехам. Его брат выглядит нелепо в золотом царском облачении, которое ему явно не по росту. Он опирается на посох, как старик. Тёплый весенний день его не радует, даже небольшое путешествие в тягость унылому, вечно усталому царю. Иван отстранён от всех, он удручённо глядит себе под ноги. Пётр одет гораздо скромнее чинного брата. Зато он готов продирижировать всем честным народом. Готов к неуёмным делам. Такой внутренний конфликт набросал Репин в этой яркой картине.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

ЗНАМЕНИЕ: на портрете Ленина обнаружили изображение Царя

В последний год Господь показал нам немало знамений о грядущем возрождении Руси и даровании ей Царя. Так почти ровно год назад в 2013 году в праздник Успения Божией Матери в тайнике в Царском селе был обнаружен холст с портретом сына императора Николая II цесаревича Алексея. И вот теперь новое чудесное открытие — явлен неизвестный ранее и тайно сокрытый портрет Императора Николая II, который написан был именно в год коронации Царя.

В актовом зале 206-й школы, что находится на Фонтанке неподалеку от Щербакова переулка, произошел курьезный случай: во время праздника не в меру активный первоклассник буквально влетел головой в стоявший с незапамятных времен на сцене огромный портрет Ленина. Холст порвался. Даже не то что порвался: из портрета выпал целый кусок.

Ситуацию надо было срочно спасать. Пришлось задрапировать поврежденное место темной материей, а директор школы Татьяна Бачурина обратилась за помощью к знакомому реставратору из Русского музея. И вот тут начались настоящие чудеса. Реставратор заинтересовалась куском портрета, отнесла его в мастерскую, стала изучать… Изумлению не было предела: на обратной стороне портрета вождя мировой революции под слоем краски оказалось изображение… сапога. И, как верно предположили, – кого-то из императоров. Сначала думали, что Александра II, при котором было основано Петровское коммерческое училище – предшественник 206-й школы. Но когда нашли дореволюционные фотографии, все встало на свои места: актовый зал, как и положено тому быть, украшал портрет государя императора Николая II.

– Наше учебное заведение, основанное в 1880 году, находилось под покровительством дома Романовых, – говорит руководитель музея школы № 206 Светлана Пасынкова. – После революции в актовом зале решили поместить портрет нового главы государства. Эту работу в 1924 году поручили известному художнику Владиславу Измайловичу, который кроме всего прочего был преподавателем нашей школы и до революции, и после нее.

Что же делает Измайлович? Он не уничтожает портрет Николая II, а переворачивает холст и на обратной стороне изображает Ленина. Причем на фоне Петропавловского собора и великокняжеской усыпальницы, что было очень необычно: как правило, вождя изображали на фоне рабочих и крестьян. Кстати, потом, чтобы придать картине более пролетарский характер, пририсовали пятиконечную звезду над Иоанновскими воротами и красные флаги над городом. А образ Николая II на долгие годы оказался скрыт под слоем специальной краски. Долгие годы это было абсолютной тайной для всех.

– Догадка о «потайном» портрете подтвердилась, когда весной нынешнего года огромный холст размером три на четыре метра, в тяжеленной раме, с огромным трудом сняли со своего места, на котором он провисел многие десятки лет, – рассказала Светлана Пасынкова. – Полотно отвезли в реставрационные мастерские Академии имени Штиглица, бывшего Мухинского училища. И случилось чудо: на обратной стороне портрета сквозь слой потрескавшейся краски явственно стал проступать лик императора.

Исследования картины в ультрафиолетовых, инфракрасных и рентгеновских лучах подтвердили, что на обороте портрета Ленина – изображение Николая II.

– Это как две стороны одной медали – удивительный символ ХХ века, – считает Пасынкова. – На одном холсте – две ключевые исторические персоны, сотворившие время и изменившие его. Историческое пространство Петербурга открыло одну из тайн давно ушедших событий и людей. По стечению каких-то неведомых обстоятельств это произошло именно в год 400-летия дома Романовых…

В нижней части портрета императора в инфракрасных лучах прочитался автограф живописца и год создания работы. Художник Илья Савич Галкин создал картину в 1896 году, когда происходила коронация последнего царя. Нельзя сказать, что Галкин – художник неизвестный: его произведения хранятся ныне в собрании Русского музея и в других галереях России.

Галкин был старше царя на восемь лет. Судьба у художника удивительная: он был родом из бедной семьи Петербургской губернии. Мальчиком его отдали в учение сапожнику, у которого тот в свободное время начал рисовать. Один из заказчиков сапожника обратил внимание на способности талантливого ребенка и устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художников.

Страстью Галкина были охотничьи сюжеты. А с 1894 года он стал вхож к царскому двору, где ему поручили делать портреты членов императорской фамилии. Он запечатлел Николая II, Александру Федоровну и великих князей. Эта работа принесла Галкину не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток. Уже в 1899 году он купил имение в Тверской губернии, где устроил мастерскую. Вспоминают, что он был очень хлебосольным хозяином. Умер Галкин за два года до революции…

Как отмечает профессор кафедры живописи и реставрации Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Татьяна Поцелуева, которая руководит реставрацией картины Галкина, это произведение мастера было совершенно не известно. Работой будет также заниматься ее ассистент – недавняя выпускница академии Мария Игнатьева.

– История очень интересная и загадочная, – говорит Татьяна Поцелуева. – Мы изучили краски на полотне и пришли к выводу, что, хотя портрет Ленина датирован 1924 годом, изображение царя «спрятали» гораздо раньше – скорее всего, после Февральской революции. Причем замазали водорастворимой краской, а под ней – практически неповрежденный портрет царя. Толстый слой лака спас картину. Кстати, удивительный факт – на рентгеновском снимке изображения практически совпали: получилось так, что Ленин и Николай – голова к голове. Из-под кепки Ленина просвечивает лицо Николая.

Те, кто закрасил изображение царя (возможно, к этому приложил руку тот же художник Измайлович), на самом деле спасли картину. Кстати, на той стороне холста, где портрет царя, видны заплатки, все они – на уровне человеческого роста. Не исключено, что после революции картину могли колоть штыками.

По словам Татьяны Поцелуевой, для нее работа над образом последнего царя – как некий знак. Несколько лет назад она изготавливала копию портрета Николая II работы Липгарта для Президентской библиотеки.

– Новая работа с портретом Николая II – творческий подарок, – признается Татьяна Леонидовна. – Я вообще считаю, что все, что приходит к нам, – не случайно.

Реставрация полотна займет до двух лет. Работа проводится по решению реставрационного совета, в который входят реставраторы высшей категории из Эрмитажа и Русского музея.

– Мы ставим задачу не только восстановить портрет Николая II, но и отреставрировать портрет Ленина, – говорит Поцелуева. – Оба портрета останутся на одном холсте, чтобы картину можно было показывать одновременно с двух сторон. Будет отреставрирована и рама: мы хотим восстановить ее в первозданном виде. К этой работе будут привлечены студенты. Кстати, рама оказалась со следами настоящей позолоты, сохранившейся под слоем бронзовой краски.

PS. Слава Богу! Царь грядет!

Источник: www.spbvedomosti.ru

www.ruskmir.ru

Император Александр III в живописи. Краткий обзор.

Думаю, 13-й по счёту Император Всероссийский в особом представлении не нуждается. Посему ограничусь справкой. Итак, Александр III Александрович. Родился 26 февраля 1845 года. Внук Николая I. Сын Александра II от брака его с принцессой Марией Гессенской (Марией Александровной). Со смертью старшего брата – наследник престола. Женат на датской принцессе Дагмар (Марии Фёдоровне). Император Всероссийский с 1 марта 1881 года. Царь Польский, Великий князь Финляндский. Коронован 15 мая 1883. Отец императора Николая II. Скончался в Ливадии 20 октября 1894 года…

Александр III. (1).

Зарянко С.К. Портрет вел. кн. Александра Александровича в свитском мундире. 1867. ГРМ.

Александр III. (2).

Худояров В.П. Портрет вел. кн. цесаревича Александра Александровича. Конец 1870-х – начало 1880-х гг. Эрмитаж.

Александр III. (3).

Соколов А.П. Император Александр III в коронационном одеянии 15 мая 1883 года. Хромолитография из альбома «Описание священного коронования их императорских величеств Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны». СПб., 1883.

Александр III. (4).

Сверчков Н.Е. Портрет имп. Александра III в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1881. ГМЗ «Царское Село».

Александр III. (5).

Туксен Л. Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном Михаилом. 1893 (?).

Александр III. (6)

Туксен Л. Портрет семейства короля Кристиана IX и королевы Луизы Датской. 1883. Дворец Кристианборг. Копенгаген. Дания.

Александр III. (7).

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III. 1886. ГРМ.

Александр III. (8).

Репин И.Е. Приём волостных старшин имп. Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1885 – 1886. ГТГ.

Александр III. (9).

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III и имп. Марии Фёдоровны. 1885. Крепостной музей (?). Лаппеенранта. Финляндия.

Александр III. (10).

Неизвестный художник (?). Портрет имп. Александра III. Около 1890 (?) года.

Александр III. (11).

Сверчков Н.Е. Император Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо. 1888.

Александр III. (12).

Заболотский П.П. Портрет имп. Александра III. 1889. ГРМ.

Александр III. (13).

Корзухин А.И. Портрет имп. Александра III. До 1894. Гос. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Александр III. (14).

Келер И.П. (?) Портрет имп. Александра III. 1890-е гг.

Александр III. (15).

Неизвестный художник. Портрет имп. Александра III. 1895.

Александр III. (16).

Дмитриев-Оренбургский Н.Д. Портрет имп. Александра III. 1896. Гос. Исторический музей. Москва.

Александр III. (17).

Першаков А.Ф. Портрет имп. Александра III. 1890-е гг. Частное собрание.

Александр III. (18).

Серов В.А. Портрет имп. Александра III с рапортом в руках. 1900. ГРМ.

Александр III. (19).

Серов В.А. Император Александр III в форме Датского королевского лейб-гвардии полка на фоне северного фасада замка Фреденсборг. 1899. Собрание офицерского корпуса Датской королевской лейб-гвардии. Дания.

Александр III. (20).

Шильдер Н.Г. Портрет имп. Александра III. Конец XIX века. Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.

Александр III. (21).

Зичи М. Панихида по имп. Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии. 1895. Эрмитаж.

Александр III. (22).

Зичи М. Императрица Мария Фёдоровна рядом с телом Александра III. 1895. Эрмитаж.

P.S.

Буду признателен уважаемым сообщникам за уточнение авторства и местонахождения тех или иных полотен.

ru-history.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта