Романса трепетные звуки. Картины романсы


Образы романсов и песен русских композиторов

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Романс (от испанского romance) – камерно-вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин “романс” возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском (“романском”, отсюда название – “романс”) языке, а не на латинском, принятом в ту эпоху в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название “романсеро”. Распространившись в других странах, термин “романс” стал обозначать с одной стороны поэтичный жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а также стихотворение, предназначенное для музыки, а с другой стороны – жанр вокальной музыки. Эта вокальная форма включала в себя песни любовно-лирического или элегического характера, в основе которых лежала не церковная, а “мирская”, бытовая тематика. Романсы сочинялись как анонимными, так и известными авторами; в последнем случае вокальная мелодия сопровождалась обычно различными музыкальными инструментами: скрипкой, флейтой, арфой, клавесином, гитарой и, наконец, роялем.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России. Песенное творчество середины XVIII—XIX века в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия.

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М. Глинка — А. Пушкин), “Голос из хора” (Г. Свиридов—А. Блок), “Титулярный советник” (А. Даргомыжский—В. Курочкин), “Для берегов отчизны дальней” (А. Бородин—А. Пушкин). 

Новой ступенью в развитии русского романса является сентиментальная песня “Стонет сизый голубочек” Ф. Дубянского на стихи И. Дмитриева. Здесь музыка удивительно сливается со стихом и дышит искренностью. “Голубок” объединил интонации, ладовое своеобразие, приёмы сопровождения многих лирических песен, подняв всё это на значительную художественную высоту.

К концу XVIII века Россия узнала имя ещё одного талантливого создателя российских песен – Ю. Козловского. Выходец из Польши, он внёс в мягкие очертания своих песен стройную поступь полонезных ритмов, наполнил мелодику присущей польской музыке элегичностью и драматизмом. Одним из его шедевров стал романс “Прежестокая судьбина”.

С конца XVIII века в России процветает любительство как одна из форм художественной жизни. Одним из композиторов-любителей был генерал-майор А.Титов. Генерал был автором нескольких бытовых опер, песен и романсов. Его романс “Кукла” звучит нередко в концертах и в наше время. А.Титов избирает для своих произведений преимущественно декламационный характер мелодии, развивающейся последовательно от безмятежных начальных образов к драматической кульминации в конце. Возрастает в его романсах и роль фортепианного сопровождения. Создавая родственное сюжету настроение, оно как бы “окутывает” мелодию голоса. Позже этот приём особенно ярко прослеживается в романсе “Зимний вечер” М.Яковлева на слова А.Пушкина. М.Яковлев тоже относится к музыкантам-любителям. Работая в департаменте юстиции чиновником, он часто бывал на музыкальных вечерах в доме А.Дельвига, на стихи которого написал свою “Элегию”. Искренняя, исповедальная поэзия А.Дельвига обогатила романс, и его русские песни обрели в народе широкую известность.

На смену “российской песне” приходит жанр “русской песни” - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Многие из его песен навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. Самая знаменитая песня А. Мерзлякова – “Среди долины ровныя...” вышла в народ, как и многие другие “русские песни”.

Высшего расцвета жанр “русской песни” достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова (“На заре туманной юности...”, “Ах ты, степь моя...”) и Н. Цыганова (“Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...”, “Что это за сердце...”).

В начале XIX века складывается русский бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей, стилистически близкий песне. Творчество А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилёва, П.Булахова, А.Дюбюка стало значительным явлением в русской музыке. Огромная популярность песен и романсов этих композиторов была связана с чутким воспроизведением чувств и мыслей “среднего” человека. Отзвуки “последекабристских” настроений и острое чувство социального неравенства, образ страдающей женщины в конфликте с окружающей средой и стихийная сила народа в символе “доброго молодца” - все эти темы властно вторгаются в городской романс, определив на десятилетия его тематику.

Основными интонационными истоками городского фольклора являются: крестьянская песня, популярные арии итальянских и французских опер, цыганская таборная песня. Талантливые композиторы, авторы бытовых романсов отбирают в этом пёстром сплаве наиболее ценное, создавая демократический песенный стиль, на котором в дальнейшем выросло творчество П.Чайковского и С.Рахманинова. Характерной чертой их творчества было умение чутко раскрывать “волновавшие людей чувства” простым песенным языком.

Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема, в отдельных произведениях появляются образы "маленьких" людей (романс "Нищая" А.Алябьева на стихи Беранже в переводе Д.Ленского).

Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века.

В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства.

Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны имена М.Глинки и А.Пушкина, П.Чайковского и А.Толстого, Н.Римского-Корсакова и А.Майкова, С.Рахманинова и Е.Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А.Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В творчестве М. Глинки поэзия А. Пушкина впервые получила совершенное выражение в форме таких романсовых шедевров композитора, как “Адель”, “Мери”, “Я помню чудное мгновенье”.

Русские композиторы XIX века уделяли особое внимание проблеме декламационности (А.Даргомыжский, М.Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театрально сценки, исполняемой конкретным персонажем (А.Даргомыжский: “Червяк”, “Титулярный советник”, М.Мусоргский: “Семинарист”, “Светик Савишна”, “Озорник”).

Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальные циклы, создавая относительно крупные и тематически богатые "сюитного" типа произведения, в которых, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжета.

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П.Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием (“День ли царит”). Этот тип романса характерен и для С.Рахманинова (“Весенние воды”).

Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой (“Вокализ” С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.

Развитие романса в XX веке, уже в первые его десятилетия, представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX века композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения – “стихотворение с музыкой”. Подобного рода сочинения есть у С.Танеева, С.Рахманинова, С.Прокофьева.

На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (С.Прокофьев: “Гадкий утёнок”, А.Даргомыжский: “Каюсь, дядя, чёрт попутал”).

С другой стороны, в романсе XX века интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре "романса-прелюдии" (“Сирень”, “Маргаритки” С.Рахманинова). Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, главным образом народных музыкально-речевых жанров (И.Стравинский: “Прибаутки”, “Весна (монастырская)”).

Большое количество стилистических находок в романсе XX века не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров (Ан.Александров, H.Мясковский, Ю.Шапорин, Ю.Кочуров) и обновление их путём усиления песенного начала (Г.Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С.Прокофьев, Д.Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнительских средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Романса трепетные звуки | Музыкальная Фантазия

Романса трепетные звуки

Содержание:

  1. Мир образов, запечатлённый в звуках романса.
  2. Черты общности и отличия между романсом и песней.
  3. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание, пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
  3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Что не выскажешь словами,Звуком на душу навей....А. Фет

Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.

Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.

Огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями - всё звучит в романсе, всё оказывается близким исканиям музыкантов.

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!

Между небом и землёйПесня раздаётся,Неисходною струёйГромче, громче льётся.Не видать певца полей!Где поёт так громкоНад подруженькой своейЖаворонок звонкий.Ветер песенку несёт,А кому, не знает…Та, кому она, поймёт.От кого – узнает!Лейся, песенка моя,Песнь надежды сладкой,Кто-то вспомнит про меняИ вздохнёт украдкой…

Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.

Вопросы:

  1. Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?Выберите подходящие характеристики для песни и для романса:   а) отличается простотой;   б) развитый, утончённый жанр;   в) связь с народным творчеством не очевидна;   г) связь с народным творчеством выступает явно;   д) характер мелодии обобщённый;   е) характер мелодии индивидуальный, личный;   ж) используется куплетная форма;   з) часто встречается трёхчастная форма;   и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна;   к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки;   л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения (а капелла).
  2. Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? Почему композиторы не пишут романсы, например, на спортивную тему?
  3. Песня уместна и на улице, и на площади. А романс? Почему?
  4. Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихотворению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А. Фета:   Что не выскажешь словами,    Звуком на душу навей ...
  5. Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»?
  6. Правильно ли считать, что сопровождение в романсе только поддерживает певца? Какой инструмент оказался идеальным аккомпаниатором?

Презентация

В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки:    Глинка. Жаворонок (3 варианта исполнения: БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;3. Сопровождающая статья, docx.

music-fantasy.ru

Описание картины Иллариона Прянишникова «Жестокие романсы» Картины художников

Описание картины Иллариона Прянишникова «Жестокие романсы»

Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году. Автор вновь обращается к бытовому жанру, изображая сюжет произведения сатирическим. Стоит заметить, что художник практически всегда писал людей, но не просто портреты, а какие-то события, несущие в себе смысл, заставляющие задуматься над представленной ситуацией, даже погрузиться в нее.

В своих произведениях Прянишников достигает максимальной естественности, сочетая мгновения прекрасного и классические бытовые композиции. Каждый образ несет в себе какое-то настроение, характер, определенную атмосферу.

«Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. Прянишников изображает комичную сцену: молодой парень довольно нелепого вида, с завивающимися кудряшками и в новеньком сюртуке громко распевает песни, играя

на гитаре. Герой пытается очаровать находящуюся рядом девочку, завоевать ее сердце.

Позиция, эмоциональный настрой молодого человека, чем-то ассоциирующимся с завывающим псом, провоцируют в наблюдателе насмешку, чувство отвращения, жалость. Девушка явно смущена и растерянна таким поступком, поэтому сидит, опустив голову и отвернувшись от своего обожателя.

При взгляде на это полотно многие начинают сравнивать нарисованных героев с героями литературными. Таким образом при упоминании «Вишневого сада» Антона Павловича Чехова персонажей визуализируют в варианте Прянишникова. Замешательство на лице девочки сродни ощущениям чеховской Дуняши, пытающейся копировать некое благородство, изображает мнительность и готовиться свалиться в обморок от любого волнения.

Яша, исполняя жестокие романсы под гитарное сопровождение, стремится заполучить расположение горничной. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 22:22:08

opisanie-kartin.iusite.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта