И.Н. Крамской «За чтением». Описание картины. Н картины
Ге Н.Н. «Что есть Истина? Христос и Пилат». Описание картины
«Что есть Истина? Христос и Пилат» 1890 г.233×171 см. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия
В 1860-х годах Николай Николаевич Ге стал обращаться к религиозной тематике, тем самым продолжив традицию, которая сложилась в творчестве А.А. Иванова.
На хуторе Ивановское в Черниговской губернии Ге жил до самой смерти. Здесь он размышлял о последних днях Христа и приступил к созданию евангельского цикла произведений.
В 1860-1880-е годы русское общество волновали вопросы о морали, добре и зле, о несовершенстве природы человека, вариантах перерождения человека в этом мире. Всё это было выражено в литературе и живописи. Эти вопросы Ге поставил в своём евангельском цикле настолько остро, что его картины или вызывали полное неприятие или восторг некоторых ценителей живописи. Его картины запрещалось показывать в частных собраниях и на выставках.
Общество в первую очередь шокировал образ Христа. У Ге он не богочеловек, а обычный человек со всеми противоречивыми стремлениями души.
В произведении «Что есть истина? (Христос и Пилат)» Ге в самом названии обозначает главный вопрос эпохи. Композиция строится на противопоставлении двух противоположных мировоззрений. Пилат, проходящий мимо Христа, не намерен вести длительный спор, так как решение им уже принято. Пилат размещён на переднем плане в залитом солнечным светом пространстве. Художник изображает его со спины, благодаря складкам его одежд фигура напоминает античную колонну. Христос же напротив, изображён в тени. Он словно загнан в угол, но выражение его лица говорит о готовности противостоять злу. Христос далёк от смирения и верит в свою истину. Но его истина для Пилата расположена во тьме, где он её не видит. Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.
Целью художника было создать такое произведение, которое способно пробудить душу к размышлениям и заставить задуматься о проблемах бытия.
Лучшие картины Ге Н.Н.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
И.Н. Крамской «За чтением». Описание картины
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника.
1863 год был ознаменован для живописца Крамского не только созданием вокруг себя группы художников, отказывающихся писать по сюжетным академическим канонам, кои вскоре будут именоваться «передвижниками», но и женитьбой на Софье Николаевне Прохоровой.
Сохранились свидетельства современников мастера, которые подтверждают, что брак этот был счастливым и гармоничным. Крамской через всю жизнь пронёс любовь, уважение и нежность к своей супруге-музе, родив шестерых детей, из которых до жили до взрослого возраста лишь четверо.
Особые отношения в семье обусловили то, что часто её члены нередко становились героями картин Крамского. Очень любили писать художник свою жену, и самым известным полотном, посвящённой Софье Крамской является портрет «За чтением».
Картина относится к раннему периоду творчества, но уже здесь прослеживаются многие характерные черты, которые будут отличать стиль мастера в будущем.
Перед зрителем предстаёт молодая женщина в красивом платье. Она склонилась над большой книгой, подперев высокий лоб рукой – взгляд её сосредоточен, а поза расслаблена. Удивительно – мы невидим её взгляда, который может многое рассказать о человеке, но, тем не менее, угадываем характер героини. Крамской хотел показать на её нежной, чувственной, мягкой – такой, какой он её любил. Однако образ не лишён чувства достоинства и большой внутренней силы.
Картина очень гармонично решена – главную героиню мы застаём в саду или парке на каменной скамье, и в изображении фона преобладают тёмные тона, отчего портретируемая в роскошном белом платье как будто «светится» на тёмном фоне. При этом самая яркая полоска света пролегла на её спокойном лице. Для изображения своей супруги Крамской выбрал пастельные карандаши – именно эта техника придаёт портрету мягкость, пластичность и нежность.
Супруги Крамские прожили вместе всю жизнь, до самой смерти художника. Софья Николаевна пережила талантливого мужа на 32 года.
Посмотреть еще картины Крамского И.Н. с описаниями
1863 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Русский художник Неврев Н.В. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Николай Васильевич Неврев родился 3 мая 1830 года в Москве в семье купца. Некоторое время состоял на службе в должности канцеляриста. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Неврев поступил в 1850 году, когда ему уже был 21 год. В течение пяти лет художник получал знания под руководством М.И. Скотти. В 1855 году Неврев решил оставить это учебное заведение, получив звание свободного художника.
Ранними работами художника в основном были портреты. Колорит этих произведений был не очень примечательным, однако портреты отличались психологизмом и правдивостью изображения. Среди первых работ Неврева известен портрет М.И. Третьяковой, написанный в 1860 году. Настоящая слава пришла к художнику только в середине шестидесятых.
В 1859 году он становится классным художником. От портретов Неврев постепенно отходит, начиная заниматься преимущественно картинами, изображающими сцены народного быта. Именно эти работы и стали визитной карточкой художника. Среди них «Торг. Из недавнего прошлого», «Воспитанница», «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах». Особую известность имела первая картина. За эту работу Неврев был удостоен премии Общества любителей художеств. Картина посвящена торгу о продаже крестьян в доме помещика. Художнику удалось выразить свое отвращение к жестокости и глупости такого общества. Неврев проявил себя как мастер сатиры и картинной драмы. Эту работу художника вскоре приобрел П.М. Третьяков.
На картине «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» Неврев показывает присущее ему отличное знание быта купцов. В результате полотно получилось ярким и реалистичным, с нотками сатиры, как и многие другие работы художника.
С семидесятых годов художник обращается к исторической тематике, изображая в основном сцены из отечественной истории. В это время появляются картины «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого», «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию», «Захар Ляпунов и Василий Шуйский», «Патриарх Никон пред судом». Однако основными работами, принесшими известность Невреву, остались жанровые картины. С 1881 года Неврев становится участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок.
Последние годы художник жил в своем имении Лысковщина в Могилевской губернии. В это время Неврев имел очень мало средств к существованию. Художник покончил с собой 3 мая 1904 года в Лысковщине.
Лучшие картины Неврева Н.В.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
"Что есть истина?". Христос и Пилат. Описание картины Н.Ге
Николай Ге. «Что есть истина?». Христос и Пилат.1890. Холст, масло. 233 x 171. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
На полотне «Что есть истина?» Христос и Пилат» (1890) Ге представляет зрителю конфликт двух личностей, двух мировоззрений – Пятого прокуратора Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа. Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Пилату, сильному, волевому и решительному, облаченному властью и богатством, противопоставляется Христос – спокойный и уставший. Он невозмутимо встречает решительный, даже где-то резкий и насмешливый вызов – вопрос прокуратора: «Что есть истина?». Желая придать изображенному конфликту оттенок вневременности, Ге намеренно не показывает богатых интерьеров дворца Пилата, а переносит действие в уединенный уголок.
Сцена разворачивается на фоне простой, практически ничем не декорированной стены. Благодаря этому композиционному решению полотно приобретает вселенское значение и масштаб.
Колористическое построение картины переворачивает традиционное понимание добра и зла, света и тени. Ге представил зрителю Пилата, облаченного в белую тогу, стоящим в мощном потоке солнечного света, тогда как измученный пытками Христос в потрепанных серых одеждах находится в тени. Но это только на первый взгляд кажется, что мастер обеляет римского наместника. На самом деле прокуратор стоит против солнца, поэтому вся его фигура находится в тени, и только активные светлые рефлексы заставляют обманчиво светиться его тогу. Темные узкие складки, словно веревки, опутывают Пилата.
Христос изображен в тени, но стоит приглядеться, как Его одежда приобретает пурпурный цвет, лицо освещено (в то время как лицо римского наместника полностью погружено в тень). Светлые рефлексы, как мандорла (сияние славы), окружают фигуру Христа, тем самым словно показывая Божественный свет истины, идущий от Него.
Представители духовенства не приняли это произведение. Их шокировал образ Спасителя, который абсолютно расходился с церковной и многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного внешне. Ге же осмелился изобразить Господа в лохмотьях, стоящим в тени, измученным и истерзанным. Третьяков не захотел купить картину, и тогда Толстой написал ему: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорблю вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело».
Резкие и точные метафоры, а также глубокое уважение к писателю заставили Третьякова изменить мнение и приобрести шедевр, но он еще долго был в запасниках, прежде чем попасть в экспозицию музея.
Источник: http://www.tanais.info/art/gay14more.html
Похожие статьи.
Гефсиманский сад.
Христос с учениками входит в Гефсиманский сад. Картина Н.Ге
Христос в Гефсиманском саду. Описание картины
Христос в Гефсиманском саду. Описание картины Перова.
Похожие записи
design-kmv.ru