Брюллов Карл Павлович (1799-1852). Брюллов картина


Карл Брюллов – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения

Карл Брюллов: биография

Карл Брюллов — именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл Брюллов в детстве
Карл Брюллов в детстве

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.

Карл Брюллов в молодостиКарл Брюллов в молодости

Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду — малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»
Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.

Картина Карла Брюллова «Всадница»Картина Карла Брюллова «Всадница»

Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.

Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»

Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»Картина Карла Брюллова «Вирсавия»

Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».

Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»

В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.

Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»
Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.

Юлия СамойловаЮлия Самойлова

В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.

Эмилия Тим
Эмилия Тим

Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.

Автопортрет Карла Брюллова 1848 годаАвтопортрет Карла Брюллова 1848 года

Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет

Фото

24smi.org

Брюллов Карл. Биография, названия, описание картин.

Bryullov-Karl-opisanie-kartinКарл Павлович Брюллов (23.12.1799, Санкт-Петербург — 23.06.1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

 Биография Карла Брюллова.

Карл Брюллов родился в такой семье, в которой почти каждый ее член обладал способностями к живописи. Он и четверо его братьев стали замечательными художниками, но слава, выпавшая на долю Карлу, затмила успехи его братьев. В детстве он часто болел, был слабым и тщедушным, но с самого раннего возраста его тянуло к рисованию, он делал заметные успехи, и уже в 10 лет его приняли в Петербургскую академию художеств.

После окончания академии с большим количеством медалей и поощрений, он отказывается оставаться в ее стенах и получать пособие и зарабатывает на жизнь написанием заказных портретов. после написания великолепных по своей композиции картин «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», Брюллов получает возможность изучить искусство Италии, заслужив пенсионерскую поездку сроком на четыре года.

В Италии молодой художник впитывает впечатления и полностью отдается изучению живописи прошлого. Мастерски выполнив копию знаменитой картины Рафаэля «Афинская школа», он просто поражает зрителей своим профессионализмом. Напряженная работа валила его с ног, вызывая мучительные приступы лихорадки, но художник уже не мог остановиться — за годы, проведенный в Италии, Карл Брюллов пишет большое количество самых разнообразных по стилю и жанру произведений. Наиболее заметные из них — «Итальянский полдень», «Вечерня» и, конечно, «Последний день Помпеи».

Полотно «Последний день Помпеи» стала вершиной творчества, таланта и мастерства живописца. Множество завороженных зрителей собирала она и в Риме, и в Милане, и в Париже, и в Петербурге. Картина была подарена Николаю I.

После написания величайшего своего полотна, Карл Брюллов испытывает какую-то душевную пустоту. Множество картин, которые он начинает в тот период, остаются неоконченными. В конце концов, он отправляется в путешествие по Греции и Малой Азии. Там он создает душевные, мягкие работы «Развалины храма Зевса в Олимпии», «Утро в греческой деревне Мирака» и другие. К сожалению для художника, закончить это путешествие ему не удалось, строгое послание царя заставляет его вернуться в Россию.

Но в России, где он не был 13 лет, Карл Брюллов чувствует себя чужим. Пылкая любовь и последовавший неудачный брак с Эмилией Тимм, дочерью бургомистра, оставили художнику боль и горькие воспоминания. Тогда он решает для себя, что «моя жена — художества», и с головой погружается в работу.

Напряженный труд ухудшает и без того слабое здоровье художника. В 1849 году по совету врачей Брюллов уезжает из России на остров Мадейра, где, однако, лечение не приносило заметных результатов. И в 1852 году сердце художника останавливается навсегда.

Описание картин Карла Брюллова:

opisanie-kartin.ru

Русская живопись. Художник Брюллов Карл Павлович. Биография. Картины

Брюллов Карл Павлович

Известный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина «Последний день Помпеи». Просмотреть картины Брюллова

Биография и творческая деятельность

Великий русский художник Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге. Его отец Павел Иванович Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры. Поэтому неудивительно, что все дети, а их было семеро, обладали художественными способностями. Пятеро сыновей: Карл, Федор, Александр, Павел и Иван стали художниками. Однако наибольшая слава выпала на долю Карла. Карл был очень болезненным ребенком, семь лет он практически не вставал с постели и страдал золотухой. Выдающиеся способности к живописи у мальчика проявились рано. С детства занимался с ним Павел Иванович, он был настолько строг, что мог оставить больного сына без завтрака за невыполненное домашнее задание по рисованию.

В десятилетнем возрасте Карл Брюллов поступает в Академию художеств в Петербурге. С первого года обучения юный художник стал выделяться среди своих сверстников ярким талантом и серьезной подготовкой, полученной в результате занятий под руководством отца. Карл настолько любил рисовать, что мог сымитировать приступы золотухи, чтобы в лазарете писать портреты своих друзей.

Среди его преподавателей в Академии были А. Иванов, А. Егоров, В. Шебуев. Первым признанным произведением Брюллова стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В основу сюжета этой картины лег греческий миф о прекрасном юноше, пленившемся своим отражением в воде. За эту работу в 1819 году художник получил золотую медаль 2-й степени. А в 1821 году за картину «Явление Аврааму трех ангелов» Карл Павлович был удостоен Большой золотой медали. В 1819 году Брюллов поселяется в мастерской своего брата Александра, который работает на строительстве Исаакиевского собора помощником у Монферрана. Художник зарабатывает на жизнь тем, что пишет портреты на заказ. Среди заказчиков оказались люди, впоследствии вошедшие в Совет Общества поощрения художников. По их просьбе Карл Павлович создает произведения «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», получая за это право на пенсионерскую поездку для себя и брата в Италию на четыре года.

В 1822 году Карл и Александр Брюлловы отправился в Рим для изучения искусства мастеров Эпохи Возрождения. Несмотря на то, что художник много времени посвящал обучению, вел активную светскую жизнь, за годы, проведенные в Италии, он создал большое количество разнообразных произведений. В картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», которые Карл Брюллов написал для отчета Обществу поощрения художников, он обратился не к историко-мифологическим сюжетам, а к будничным сценам утреннего умывания и сбора винограда. Полотно «Итальянское утро» Николай I подарил императрице. В итальянский период творчества Брюллов значительное место уделял портретной живописи. Из портретных произведений этого периода следует отметить портреты музыканта М. Виельгорского (1828), графини Ю. Самойловой с арапчонком (ок. 1832), знаменитую картину-портрет «Всадница» (портрет Джованины Паччини, 1832), автопортрет (ок. 1834). После возвращения в Россию в Москве художник написал несколько прекрасных портретов более интимного характера: И. Витали за работой (1836-37), А. Погорельского, А. Толстого. Затем, живя в Петербурге, художник пишет портреты В. Жуковского (1838) и И. Крылова (1841). Примечательно, что портрет Жуковского Брюллов написал специально для лотереи, организованной с целью сбора денежных средства для выкупа из крепостной зависимости Т.Г. Шевченко.

В 1827 году на одном из приемов художник знакомится с графиней Юлией Павловной Самойловой, ставшей для него художественным идеалом, ближайшим другом и любовью. Вместе с ней Карл отправляется в Италию осматривать развалины античных городов Помпеи и Геркуланума, погибшие в результате извержения вулкана в 79 году н. э. Впечатлившись описанием очевидца трагедии римского писателя Плиния Младшего, Брюллов понял, что нашел тему для своего следующего произведения. Три года художник собирал материал в археологических музеях и на раскопках, чтобы каждый написанный на полотне предмет соответствовал эпохе. Вся же работа над картиной, получившей название «Последний день Помпеи», продолжалась шесть лет. В процессе работы над картиной было сделано множество эскизов, набросков, этюдов, а сама композиция несколько раз перестраивалась. Когда в середине 1833 года произведение было представлено широкой публике, то оно вызвало взрыв восторга и преклонения перед художником. Ранее ни одной картине русской школы живописи не выпадала такая европейская слава. В 1834 году на выставках в Милане и Париже успех картины был потрясающим. В Италии Брюллова избирают почетным членом нескольких академий искусств, а в Париже ему была присуждена Золотая медаль.

Успех картины предопределил не только удачно найденный сюжет, отвечающий романтическому сознаю эпохи, но также и то, как Брюллов делит толпу гибнущих людей на локальные группы, каждая из которых иллюстрирует тот или иной аффект - любви, самопожертвования, отчаяния, алчности. Показанная на картине губящая все вокруг сила, вторгшаяся в гармонию человеческого бытия, вызывала у современников мысли о кризисе иллюзий, о неосуществившихся надеждах. Это полотно принесло художнику всемирную славу. Заказчик картины - Анатолий Демидов – подарил ее царю Николаю I.

После написания «Последнего дня Помпеи» Брюллов впадает в творческий кризис. Художник одновременно начинает несколько полотен и ни одно из них не заканчивает. Поэтому в мае 1835 года Карл Павлович с радостью примыкает к экспедиции В.П. Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию. Путь из Афин в Константинополь Брюллов совершает на бриге «Фемистокл», которым командовал адмирал В.А. Корнилов. Написанный художником портрет Корнилова (1835) — одна из лучших его акварелей. Под впечатлением от поездки на восток Карл Павлович впоследствии пишет серию графических рисунков, картин и акварелей, среди которых можно отметить «Раненый грек» (1835), «Турок, садящийся на коня» (ок. 1835), «Турчанка» (1837-39), «Бахчисарайский фонтан» (1849), «Гавань в Константинополе», «Сладкие воды в Константинополе» (1849).

Осенью 1835 года Брюллов, вынужденный подчиниться приказу царя, возвращается в Россию. Первым русским городом, в который приехал художник, была Одесса. Здесь прославленному мастеру был устроен торжественный прием. Одесский генерал-губернатор граф М.С. Воронцов стал хлопотать о продлении срока пребывания художника в Одессе, однако сам Брюллов задержаться в городе не захотел. 25 декабря художник приехал в Москву. Древняя столица произвела на художника грандиозное впечатление. Больше всего Карла Павловича поразил Московский Кремль. Брюллов, рискуя навлечь гнев царя, требовавшего немедленного возвращения художника в Петербург, решил задержаться в Москве. Важным событием в жизни художника было его знакомство с Пушкиным.

После приезда Брюллова в Петербург царь потребовал от него писать портреты императорской семьи. Однако художник каждый раз находил причины и не исполнял работу. Все поражались дерзости, с которой Брюллов позволял себе относиться к высокопоставленным особам. Отстаивая свою творческую независимость, художник заставил всех уважать себя.

В 1836 году Карл Павлович Брюллов становится профессором Петербургской Академии художеств. Работая в Академии, он много сил отдавал обучению молодых художников, создав целую школу своих последователей, так называемую «брюлловскую школу». Под влиянием творчества Карла Павловича выросли такие известные мастера как П. Федотов, Т. Шевченко и многие другие. Занимаясь с молодыми художниками, Брюллов в этот период также пишет около 80 портретов. Среди самых известных работ 1830-х годов — портреты В.А. Перовского (1837), сестер Шишмаревых (1839), Ц.В. и Пл.В. Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я. Петровой (1838). Также художник участвует в росписи строящегося Исаакиевского собора.

Во второй половине 1830-х годов в личной жизни живописец был одинок: Юлия Самойлова находилась за границей. В сорок лет Брюллов знакомится с очень одаренной пианисткой, ученицей Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра. Но у Эмилии было горькое прошлое — связь с родным отцом, в чем она честно призналась Карлу. Тем не менее, художник был ослеплен любовью и жалостью и понадеялся, что его искренние чувства все одолеют. Они обвенчались, однако через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику, и скандал в обществе, их брак был расторгнут. Вскоре в Россию возвращается графиня Самойлова. Брюллов выходит из угнетенного состояния. Художник пишет ее парадный портрет — картину «Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1841).

В 1847 году тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали Брюллова к постели. Тем не менее, даже будучи больным, художник продолжал много работать. Замечателен его «Автопортрет», написанный в 1848 году.

В апреле 1849 года по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило. Художник пишет несколько портретов, среди которых наиболее известен портрет археолога и ориенталиста Микельанджело Ланчи (1851). Но удовлетворения от работы Брюллов не получал. Весной 1852 года живописец переезжает в местечко Марчиано под Римом. 23 июня 1852 года великий русский художник Карл Павлович Брюллов уходит из жизни. В его мастерской осталось множество набросков, изображавших сцены народной итальянской жизни («Возвращение римского пастуха домой», «Полдень»).

Картины Брюллова  

art19.info

Кто нашел картину Брюллова?

Отгадайте загадку: калининградка нашла, москвичка взяла, а заплатил за нее Путин. Что это?

Картина Карла Брюллова "Вид форта Пику на острове Мадейра ".

Телеканал «Россия» показал недавно документальный фильм «Последняя тайна Карла Брюллова». Желая придать фильму сенсационности, в рекламном тексте на сайте телеканала авторы не скупились на завлекательные метафоры:

«Впервые на экране… удивительные детективные приключения картины Карла Брюллова… Cотрудники Третьяковской галереи провели за рубежом многоходовую "спецоперацию", которой могли бы позавидовать секретные службы... Автор и режиссер фильма Михаил Роговой подал в восторженном стиле и тот факт, что «неизвестное произведение Брюллова было обнаружено научным сотрудником Третьяковской галереи Е. Бехтиевой, изучающей португальский период творчества художника». Картину удалось приобрести за счет средств Резервного фонда президента России Владимира Путина.

Всё, вроде бы, правильно. Но история эта, действительно незаурядная, требует некоторых уточнений.Почему-то некоторым авторам, начиная рассказывать о подобных открытиях, поневоле хочется, чтобы они были связаны с приключениями, пропажами, похищениями, погонями, подменами и тому подобными вторичными признаками авантюрно-детективного жанра... Помните? …«Место было настолько безлюдным и темным, что невольно хотелось совершить преступление…»Речь пойдет, слава богу, не о преступлении. Речь пойдет всего лишь о предательстве.

Авторы сценария, увы, не знали главного в этой истории!История действительно могла бы стать детективной. Историей о том, как у человека украли честь открытия. По сути, украли честь. И финалом истории, по всем законам жанра, должно было бы стать разоблачение. Но не стало. Скорее всего, и не станет.

Тем не менее, мы считаем, что народ должен знать правду. Правда состоит в том, что отыскала картину Брюллова на острове Мадейра и, фактически, привела к ней за руку сотрудников Государственной Третьяковской Галереи вовсе не Елена Бехтиева, а Ольга Макарова, энтузиаст-исследователь из Калининграда.

Ольга Макарова несколько лет провела на Мадейре, где выучила португальский язык, успешно работала гидом - переводчиком и целенаправленно изучала архивные документы и публикации, связанные с тремя русскими именами: Платон Ваксель, Максимилиан Лейхтенбергский и Карл Брюллов, собирая материал для будущей книги.

На наличие неизвестных искусствоведам картин Брюллова указывал в своей статье, опубликованной еще в 1950 году в местном культуроведческом журнале, его редактор Луиш Петер Клод, ссылаясь при этом на воспоминания Платона Львовича Вакселя, знаменитого русского искусствоведа и коллекционера, неоднократно бывавшего на Мадейре (Платон Ваксель, якобы, сам видел эти картины в одном из домов Мадейры.):

«Карл П. Брюллов жил на острове с 1849 по 1851 г., оставив на Мадейре некоторые работы, заслуживающие внимания. Среди них: два эскиза крепостей Пику и Ильеу, одна акварель и портрет…» (Перевод О. Макаровой).И далее: «Было бы очень любопытно знать нахождение тех его работ, которые он оставил на Мадейре и которые подтверждают его проезд через Фуншал» (главный порт о.Мадейра).

Картины как будто пропали на долгие 150 лет. Да их никто и не искал, заметим, кроме пытливого и любознательного гида из России Ольги Макаровой, оказавшейся на Мадейре в 2000 году!

Что ей было известно о последних португальских работах Карла Брюллова? Лишь то, что в конце 19 века они, скорее всего, по предположению Л.П.Клода, находились у кого-то из трех дочерей мадейренского профессора Ж.Ф.де Оливейра.

Одну из этих картин, точнее, не саму картину, а репродукцию «Портрета доктора да Силва» сенсационно «разыскал», с помощью корреспондента «Правды» в Португалии О.Игнатьева, в 1984 году искусствовед Н. Прожогин (публикация в «Советской культуре» от 10.01.1984). Сама же картина так и не была явлена свету.Странно? – но лишь для тех, кому не знакомы нравы острова Мадейра!

Ольга Макарова объясняет это крайней замкнутостью образа жизни местных аристократов. Их дома – это действительно крепости, куда посторонних не пускают. Семейные реликвии хранятся в таких домах веками, и никому о них ничего неизвестно. Кроме того, местным аристократам свойственно некое средневековое кастовое высокомерие, которое не позволяет им общаться с людьми «не своего круга». Тем более, никаких журналистов и иностранных авантюристов в дом никогда не пригласят.

Для простого общения – и то нужна соответствующая рекомендация.

Ситуация почти анекдотичная, но даже уважаемый директор местного художественного музея узнал о том, что картина великого русского художника находится в коллекции одной его знакомой только после того, как этой знакомой сообщила ее подруга, что к картинам Брюллова проявляют интерес приезжие русские дамы, одна из которых заслуживает того, чтобы с ней на эту тему поговорить…

А случилось так потому, что Ольга совершенствовала свой португальский, общаясь с одной пожилой синьорой, которая была вхожа в некоторые аристократические дома…

От нее об интересе «русской синьоры» к истории и искусству острова Мадейра и к деталям биографии русского художника, гостившего полтора века назад на Мадейре, стало известно достойной донне Марии Маргариде де Лемош Гомеш, супруге одного из сыновей Клода…Напоминаем, что Клод – это человек, писавший в своем журнале о неизвестных картинах Брюллова... Одну из неизвестных картин хранила жена его сына! Мир тесен, но отнюдь не прозрачен…

Вернемся к искусствоведу из Москвы. Каковы были бы ее шансы обнаружить хоть какие-то, кроме общеизвестных, следы пребывания Карла Брюллова на острове, не зная ни языка, ни людей, ни их обычаев, ни хранящихся в архивах документов? А авторы фильма заявляют, что Е.Бехтиева занималась таким поиском! Каким образом? В действительности, она занималась активным отдыхом, попутно знакомясь с местными красотами, в чем ей помогала хорошо ориентирующаяся на местности и знающая историю лучше многих местных жителей гид-переводчик О.Макарова.

Однажды они зашли в музей «Кинта даш Крузеш», где Ольга сообщила хорошо ее знающему директору, что не только она, но и дама из Москвы интересуется португальским периодом творчества Карла Брюллова, поскольку работает в Третьяковской галерее научным сотрудником.О! В Третьяковской галерее!

Что случилось дальше, мы уже знаем. Круг замкнулся, зверь побежал на ловца.

Директор музея привел женщин в дом типичной потомственной аристократки донны Марии де Лемош Гомеш, которая позволила осмотреть некоторые семейные реликвии. Ольга Макарова рассказывает, что увидела в затененной комнате картину в простой деревянной раме, внешне ничем не примечательную. Это был пейзаж с видом на горную крепость Пику. Но уже в самой композиции картины и в свето-цветовом решении сразу узнавалась рука великого мастера.

Пейзаж… Если бы это был просто пейзаж! Бывают разные пейзажи. Данный неизвестный пейзаж Брюллова, как выяснилось, оказался единственным в своем роде чисто романтическим пейзажем этого автора. Написан он был незадолго до смерти художника, и в нем нашла выражение сила внутреннего сопротивления, которую автор увидел в маленькой крепости на скале.

Это не просто вид… Достаточно сравнить картину Брюллова с добросовестным и беспомощно-подробным изображением того же самого ландшафта английским натуралистом и художником James Bulwer (1826 г.), чтобы согласиться с тем, что великолепный рисовальщик – это еще не художник! 

Сам необычный ракурс, в котором показана крепость, говорит о том, что для Брюллова не форт как таковой является главным объектом изображения, а нечто большее.

В картине Брюллова ощущается трагическая и завораживающая мощь природы (истинно романтический пейзаж в самом высоком понимании), вздыбившееся, фантастическим светом освещенное небо (как в картине «Последний день Помпеи»), словно стремящееся подавить своей мощью всё, что меньше его, всё, что ниже его,- и бросаемый горам и небу вызов: маленькая, сверкающая крепость, твердо стоящая на краю скалы. Дух сопротивления – вот что символизирует «Вид на форт Пику».

Творчество Брюллова относят к стилю русского романтизма 30-40 годов, но как истинный романтик он проявился, пожалуй, именно в этой картине – одной из последних своих работ.Брюллов не писал пейзажей – но этот им созданный пейзаж можно поставить вровень с картинами Эль Греко,- считает Ольга Макарова.

О творчестве Брюллова отзывался почти пренебрежительно авторитетный критик В.В.Стасов: «…будто не бывало никогда на свете Брюллова с его фальшивым и фольговым направлением, точно будто и не видано было всех его лжетурчанок, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».Но если бы Стасов видел этот романтический пейзаж, он простил бы Брюллову всю остальную фольгу!

Е. Бехтиева, будучи штатным сотрудником ГТГ, естественно, не могла пройти мимо такого потрясающего открытия, и вплотную занялась переговорами по поводу оценки и покупки картины, организовала проведение экспертизы.Она была чрезвычайно благодарна своей подруге Ольге (еще бы!), в телефонных разговорах постоянно звучало: «мы нашли, мы обнаружили», - но прошло некоторое время – и местоимение «мы» необъяснимым образом превратилось в «я». О том, что сделала Ольга, и о самой Ольге было ЗАБЫТО. Так было удобнее для научной карьеры.

Единственным документом, в котором Ольга оказалась как-то упомянута, осталось письмо к ней, напечатанное на бланке ГТГ и подписанное Генеральным директором Третьяковской галереи В.А.Родионовым:

«Уважаемая Ольга Павловна! Руководство Третьяковской галереи сердечно благодарит Вас за помощь, оказанную нашему научному сотруднику Бехтеевой Елене Владимировне в поиске материалов, связанных с жизнью и творчеством Карла Брюллова…»К слову сказать, документ этот - фальшивый, не зарегистрированный в канцелярии, с ошибкой в фамилии, а приложенный к нему в качестве благодарности пригласительный билет на посещение Третьяковской галереи – просроченный…Такая вот простая человеческая благодарность.

В общем, открытие состоялось, а вся лаврушка досталась Бехтиевой. Теперь везде так и пишут: «Картина была обнаружена сотрудником Третьяковской галереи…» и т.д. Об участии Ольги Макаровой – ни слова.

Неужели она не заслужила хотя бы упоминания? Ольга – вдумчивый исследователь и прирожденный следопыт, человек, самозабвенно увлеченный историей и культурой португальской Мадейры, отыскавшая немало редких документов о жизни и деятельности великих русских людей, в том числе – свидетельств, о которых никто ничего не знал.До сих пор не существовало, например, никаких документальных подтверждений пребывания Брюллова на Мадейре – только косвенные сведения из воспоминаний современников. Но когда именно он прибыл на остров? На каком виде транспорта? С кем? Ольга нашла старую регистрационную запись в местном архиве: 

Это журнал регистрации порта Фуншал. Прибывшее среднее полугрузовое (почтовое) судно Паташьо (это тип бригантины) - не пассажирского класса, поэтому пассажиров – всего 32. Из них из России – 3. 27 июня 1849. Пассажиры (Россия): Мистер Брюллофф, Мистер Лукашевич, Мистер Железнофф.. (это ученики и помощники Брюллова, оба художники). 

Эти документы, безусловно, имеют определенную историческую ценность. Ольга с удовольствием передаст их заинтересованному музею или архиву.

Цитата из «Известий»: «Для советских музеев «Евангелиста Луку» открыла в 1958 году сотрудница Государственного Эрмитажа Ирина Линник. Картина находилась в запасниках Одесского государственного музея…» и т.д. Как видим, даже такие «открытия» добросовестно отмечаются в искусствоведческих текстах. Очень хотелось бы,чтобы в связи с упоминанием прекрасного пейзажа Карла Брюллова было бы хоть какое-то упоминание об Ольге Макаровой, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОМОГЛА НАЙТИ эту картину.

 

www.litteatr.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта