Глазунов Илья: картины эпох. Глазунов картина


Пять самых известных работ Ильи Глазунова

"Мистерия ХХ века" (1978). Огромное полотно высотой три метра, а длиной целых восемь, написанное в 1978 году, стало программным произведением Глазунова. ("Раньше было так: попроси людей назвать художника - тебе назовут Глазунова. Попроси назвать картину - скажут "Мистерия", - вспоминает писатель Сергей Есин). Кисть художника запечатлела (а на протяжении десятилетий ещё и добавляла) более двух тысяч исторических персонажей, а также Микки Мауса, Сникерс, орбит без сахара, развал Союза, перестройку и самого художника с зеркальцем, чтобы зритель разглядел себя. Все эти не очень приятные существа и лейблы, по мысли Глазунова, и ответственны за ужасы и непристойности прошлого века. Впервые полотно выставлялось в Германии со слоганом "Картина, которую никогда не увидят русские". Ну конечно, немцы были неправы. Не прошло и десяти лет, как картину показали общественности. Причём народ толпился на "Мистерию" сильнее, чем на "Джоконду".

"Мистерия ХХ века"

"Мистерия ХХ века"

"Князь Олег и Игорь». Это детище художника стало известным в 2009 году, благодаря визиту в галерею Владимира Путина (тогда ещё в должности премьера). Взглянув на картину, Путин попенял живописцу на то, что у Олега очень короткий меч, больше похожий на перочинный ножик.

"Такой богатырь, а меч - как будто колбасу резать", - отметил Путин. Глазунов с замечаниями согласился и пообещал исправить.

"Князь Олег и Игорь"

"Князь Олег и Игорь"

"Дороги войны". За эту выпускную работу Илья Сергеевич, выпускник Ленинградского института живописи и скульптуры имени Репина получил "тройку". Не потому, что работа была плоха, а потому что на ней было изображено отступление советской армии в 1941 году. Видимо, с тех самых пор мысль о собственной оппозиционности стала ключевой в рассказах Глазунова о себе.

"Дороги войны"

"Дороги войны"

Иллюстрации к Достоевскому. Многие критики говорят сегодня, что книжная иллюстрация и была лучшим, что создал Глазунов. В своё время художника ругали за "достоевщину", но, как бы там не было, диалог с Достоевским у Глазунова состоялся. - Ему удавалось передать и образы, и необыкновенный духовный эротизм Неточки Незвановой и особый "гул пустоты" Петербурга, - вспоминает поэт, критик и достоевист Игорь Волгин.

Многие критики говорят сегодня, что книжная иллюстрация и была лучшим, что создал Глазунов

Многие критики говорят сегодня, что книжная иллюстрация и была лучшим, что создал Глазунов

"Русский Икар". Конечно, прежде всего Глазунов известен своими монументальными работами. Но истинные ценители особое внимание уделяют его портретам. Причём, речь не идёт о портретах итальянских звёзд и сильных мира сего. Лучше всего Глазунову удавались портреты стариков и детей. К ним относится набросок юродивой поэтессы Ксении Некрасовой и трагичное полотно "Русский Икар", на котором художник запечатлел замечательного поэта Бориса Примерова. "Он был поражён глазами Бориса и предложил ему позировать", - вспоминает вдова поэта Надежда Кондакова. Образ, созданный художником, сыграл роковую роль. Примеров покончил с собой, а портрет, созданный Глазуновым по окончании работы над "Икаром" - выгравирован на могильной плите Примерова.

"Русский Икар"

"Русский Икар"

www.kp.ru

Художник Вечной России / Памяти Ильи Глазунова

Ещё художники

«Я верил, что и один смогу что-то сделать для моей России»9 июля 2017 года ушел из жизни художник Илья Глазунов. Стала известна причина смерти Ильи Глазунова / Народные художники СССР

В возрасте 87 лет скончался советский и российский художник-живописец, сценограф, педагог, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, народный художник СССР Илья Глазунов. ©

Ещё ушедшие известные людиХудожник Илья Глазунов / Фото: Г. РозовО смерти Ильи Глазунова сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в окружении художника. Позже эту информацию подтвердила ТАСС супруга Глазунова. Причиной смерти стала остановка сердца и сердечная недостаточность, передает «Интерфакс». По предварительной информации, прощание с ним пройдет в храме Христа Спасителя, но пока нет данных ни о дате прощания, ни о том, где он будет похоронен.Жизненный путь основателя Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и его главные картины — в фотогалереях «Газета.ру» и «Ъ».
2.Художник Илья Сергеевич Глазунов работает над картиной «Пробудившийся Вьетнам», 1967 год / Фото: Лев Иванов3.В Ленинград Глазунов вернулся почти сразу после снятия блокады с города в 1944 году. Там он поступает в среднюю художественную школу / Портрет Джины Лоллобриджиды / Фото: Girolamo di Majo4.Итальянская актриса Клаудия Кардинале в студии советского художника Ильи Глазунова, 1967 год / Фото: С. Лидов

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. По его собственному признанию, именно этот город сделал его художником.

«Художником меня сделал Ленинград — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер...» — рассказывал он в одном из интервью. Глазунов вспоминал, что рисовал, сколько помнил себя.5.Художник Илья Глазунов, 1973 год / Фото: Лев Иванов6.Известность к Илье Глазунову пришла очень рано, еще в школе, когда в 1948 году «Ленинградская правда» напечатала заметку о нем, после чего он легко смог поступить в Институт имени Репина7.Большой отпечаток на Глазунова и его творчество наложили пережитые им в детстве ужасы войны, и в качестве своей дипломной работы он нарисовал картину «Дороги войны», в которой запечатлел собственные воспоминания. Картина была единодушно отвергнута руководством академии, которое назвало ее антисоветской. «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск — такого еще не было в советском искусстве»,— заявили ему тогда. В 1977 году он попытался выставить ее в Москве, но выставка была быстро закрыта, а картина изъята и уничтожена

Но с Ленинградом у Глазунова была связана и личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья — отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро. Он вернулся в Ленинград в 1944-м, поступил в художественную школу, продолжил обучение живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской Бориса Иогансона, а уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова.

8.Заслуженный деятель искусств художник Илья Глазунов (в центре) раздает автографы посетителям своей выставки, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин9.Первая персональная выставка Ильи Глазунова состоялась в 1957 году в Москве. К этому времени 26-летний художник уже был известен за границей, после того как получил Гран-при на конкурсе в Чехии, но именно после выставки в Москве к нему пришло настоящее признание. Причем в СССР его называли «ответом прогнившему буржуазному искусству», а на Западе видели в нем художника, который разрушил догмы соцреализма / Фото:
10.Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Сергеевич Глазунов. В своей мастерской на Арбате, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин

Формальным поводом к появлению этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при — на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге, где он был награжден за портрет писателя Юлиуса Фучика. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже; но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, — и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины.

Позже Глазунов получил известность как автор больших, монументальных полотен на исторические темы.

В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события; в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, написал «Вечную Россию». Эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий — в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».11.Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Сергеевич Глазунов (в центре). После открытия второй персональной выставки в Манеже, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин12.«История России — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения. Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России — красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое» / Фото: Г.Розов
13.Основными темами работ Ильи Глазунова в 1950-е годы были сельские пейзажи — он много ездил по Центральной России и рисовал терема и церкви. Также он рисовал картины, посвященные Ленинграду

В живописи Ильи Глазунова специалисты выделяют несколько циклов. Например, «Городской цикл», в котором он отразил жизнь своих современников, — «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». Делал он и иллюстрации литературных произведений — Николая Некрасова, Николая Лескова, Александра Островского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна. И, конечно, Достоевского.

14.Народный художник СССР Илья Глазунов в своей мастерской, 1981 год / Фото: С. Тартаковский
15.«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя — рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни — кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: “Живи!”»16.«Я верил в себя. Верил, что и один смогу что-то сделать для моей России»

В четвертый цикл объединяются написанные Глазуновым портреты — рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства. Среди его моделей — Сальвадор Альенде, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов.

Кажется, Глазунов никогда не чувствовал себя «придворным живописцем».

В 60-е он был среди создателей патриотического клуба «Родина» (быстро закрытого властями) и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 70-е был одним из критиков тогдашнего Генплана Москвы, который предусматривал уничтожение старой части города, готовил посвященный «старой» Москве альбом, в котором напоминал о тех зданиях, которые уже были разрушены в результате градостроительной деятельности новой власти, с композитором Вячеславом Овчинниковым писал в Политбюро ЦК КПСС — и в итоге добился того, чтобы мнение общественности было услышано.
17.Народный художник СССР Илья Глазунов пишет портрет своей дочери, 1984 год / Фото: Виталий Арутюнов18.Народный художник СССР Илья Глазунов в мастерской за работой, 1986 год / Фото: Виталий Арутюнов19.Народный художник СССР Илья Глазунов, 1986 год / Фото: Виталий Арутюнов

При этом Глазунов получил звание народный художник СССР (в 1980-м, всего через год после того, как он стал народным художником РСФСР), в 1981-м ему доверили создать и возглавить Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Его, пожалуй, вряд ли кто-то назвал бы оппозиционером — у него сформировались монархические взгляды, на президентских выборах в 2012-м он был доверенным лицом Владимира Путина. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Он возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова, а в 2004-м у него появилась собственная галерея — в Москве, на Волхонке, в особняке напротив Музея изобразительных искусств имени Пушкина и рядом с храмом Христа Спасителя._______20.Илья Глазунов «Вечная Россия»21.Илья Глазунов «На складе» 22.Илья Глазунов «Рынок нашей демократии»

Чем знаменит Илья ГлазуновРоссийский художник-живописец Илья Глазунов умер на 88-м году жизни. Подробности его биографии — в справке “Ъ”

Глазунов Илья Сергеевич родился 10 июня 1930 года в Ленинграде (сейчас — Санкт-Петербург). В 1957 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В том же году состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве.

23.В 1970-е годы Илья Глазунов занимался оформлением произведений русской литературной классики. Самым любимым писателем для художника был Федор Достоевский и Глазунов стремился максимально точно передать в своих иллюстрациях сочетание света и тьмы его книг24.Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Илья Глазунов общается со студентами в мастерской, 1993 год / Фото: Виталий Арутюнов25.Известен Глазунов был как и портретист, который изображал политиков и деятелей культуры. Среди запечатленных им личностей были портреты индийского политика Индиры Ганди, итальянского режиссера Федерико Феллини, итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, российского актера Иннокентия Смоктуновского, оперной певицы Елены Образцовой, космонавта Виталия Севастьянова, генсека СССР Леонида Брежнева

В качестве дипломной работы в институте представил картину «Дороги войны», на которой было изображено отступление советской армии в 1941 году, однако работа была отклонена ученым советом. После вуза был распределен преподавателем рисования и тригонометрии в Ижевск, затем в Иваново, но вскоре вернулся в Москву.

26.«Я — националист. Шовинист бы сказал, что мой русский народ самый лучший из всех других. А я, как патриот, утверждаю: русский народ не хуже других. Но я горжусь, что я русский» / Фото: Григорий Собченко27.В 1980-х годах Илья Глазунов приобретает репутацию самого знаменитого художника в СССР. Он становится народным художником СССР, пожизненным ректором Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, а также преподает в Суриковском художественном училище / Фото: Григорий Собченко28.«Власть должна быть сильной, иначе это не власть!» / Фото: Александр Миридонов

В 1960-е годы путешествовал, создавал портреты политических деятелей в СССР и за рубежом. В 1964 году выставка работ Глазунова, организованная в одном из служебных помещений Манежа, была закрыта по требованию московского отделения Союза художников.

В 1964–1972 годах возглавлял патриотический клуб «Родина», был одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1967 году стал членом Союза художников СССР.

29.Илья Глазунов вел активную общественную деятельность, защищая памятники старины. В частности в 1970-е годы Глазунов выступил против генерального плана реконструкции Москвы, который угрожал практически полным разрушением исторической части города и добился его отмены. Также он участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры / Фото: Дмитрий Духанин30.В 2012 году во время выборов президента России Глазунов был доверенным лицом Владимира Путина

С 1978 года преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1981 году по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, став ее бессменным ректором.

31.Илья Глазунов на встрече Владимира Путина со своими доверенными лицами32.Илья Глазунов умер 9 июля 2017 года на 88-м году жизни / Фото: Сергей Фадеичев

В 1990-е годы участвовал в реставрации зданий Московского Кремля, был художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров 14-го корпуса Кремля.

В 2004 году была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве.

33.Илья Глазунов, «Дороги войны» (1985)34.Илья Глазунов, «Утро»35.Илья Глазунов. Вторжение36.Илья Глазунов. Великий эксперимент (Фрагмент). 199037.Илья Глазунов «А.С. Пушкин. Накануне» (1994 год)

Глазунов является автором более 3 тыс. произведений. Наиболее известные полотна художника — «Мистерия XX века» (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980), «Вечная Россия» (1988), «Рынок нашей демократии» (1999). Широко известен в России и за рубежом как портретист — создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков и др. Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова и других русских писателей. Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.

38.Глава правительства РФ Владимир Путин посетил галерею народного художника Ильи Глазунова, которому исполнилось 79 лет, 2009 год / Фото: Алексей Никольский39.Президент РФ Владимир Путин осматривает экспозицию «Музей сословий России» в Картинной галерее Ильи Глазунова. Слева — художник Илья Глазунов, 2015 год / Фото: Андрей Павлов40.Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985). Имеет государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию».

Автор книг воспоминаний «Дорога к тебе» и «Россия распятая». Был женат на Нине Виноградовой-Бенуа. Двое детей.

© «Газета.ру» / «Коммерсантъ», 9 июля 2017

yarodom.livejournal.com

Глазунов Илья: картины эпох

24 февраля 2017

Великий русский художник, мастер портрета и пейзажа, создающий самобытные полотна, пронизанные русским духом и традициями – Илья Глазунов получил высокое признание не только в России, но и в мировом художественном сообществе.

Глазунов Илья Сергеевич: жизнь и творчество

глазунов илья картины

Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Его родители были представителями российской интеллигенции: отец – ученый-историк, мать – из семьи ученых-китаистов. Творческий талант Глазунова обнаружился в детстве, когда родители отправили мальчика в начальную школу искусств. Великая Отечественная война забрала у Ильи Сергеевича родных, и в возрасте одиннадцати лет он был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Художник Илья Глазунов всегда интересовался жизнью и бытом простых русских людей, он восхищался природой России и первые свои зарисовки, эскизы посвящал именно родным краям. Ничто другое так не вдохновляло Илью Сергеевича, как скромная красота русской земли. Когда война закончилась, Илья Глазунов живопись, к счастью, не забросил, хотя послевоенное время было сложным этапом в его жизни. По прибытии в Ленинград он вновь поступает в художественную школу, уже при Репинском институте искусств.

Студенчество

художник илья глазунов

Обучаясь в Институте Репина, начинающий художник Илья Глазунов проходит практику, не чуждую русскому человеку, попадает в Юкки, путешествует по Поволжью, застает строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Как любой студент института живописи, создает дипломную работу – полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения – Федора Михайловича Достоевского. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».

глазунов илья сергеевич

Художник русской культуры

Глазунов Илья, картины которого являются настоящей рефлексией эпохи, много путешествовал по стране. Это воплотилось в его полотнах. Глубокий психологизм отражают не только его портретируемые модели, но и пейзажи, изображающие жизнь и быть простых крестьян. Особое место в творчестве художника занимает прекрасная половина человечества. Например, на это указывают такие полотна, как «Девушка с Волги», «Незнакомка». С огромным трепетом мастер работал над портретами очаровательных девушек, которые даже получили нарицательное имя «глазуновские», - таким внимательным к женским образам был и остается Глазунов Илья. Картины художника очень скоро заметили за пределами страны Советов. Илья Сергеевич был приглашен в Италию, где он познакомился с творчеством итальянских деятелей искусства, поучаствовал в нескольких выставках со своими работами. Глазунов побывал в Европе и Азии, во время своей поездки во Вьетнам создал цикл «восточных» полотен. Но чем дальше Глазунов уезжал от родины, тем мощнее становилось его вдохновение уникальной русской культурой.

илья глазунов живопись

Особенности художественного стиля

Совершенно уникальным представляется художественный стиль Ильи Сергеевича. Одним только взглядом можно оценить работу любого художественного жанра и установить ее принадлежность: это полотно создал Глазунов Илья. Картины, изображающие святых, советскую номенклатуру, натюрморты, прекрасную наготу нимф, классиков русской литературы, пейзажи города и деревни – все, что создает Глазунов пронизано тонкой нитью его авторского, самобытного стиля. Невозможно не отметить уникальное свечение, создаваемое Глазуновом благодаря игре света и тени. Полотна, насыщенные яркими, сочными красками, одинаково гармонично показывают зрителю и мирские страсти, и смиренное благочестие. Глазунов Илья, картины которого узнаваемы по всему миру, сам не относит себя к какому-то живописному стилю, но его справедливо называют представителем русского салона XIX-XX века и совершенно уникальным художником-социалистом, представителем национального арта. Вспомнить, хотя бы «Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию».

глазунов илья картины

Илья Сергеевич Глазунов – поистине великий художник, патриот русской самобытности, возвышенной культуры России во всех ее проявлениях. Глазунов изображает богатство русской истории, взгляд на ее достояние сквозь призму эпох. Неизменный, но динамично развивающийся до наших дней стиль художника делает его уникальным в своем роде мастером кисти.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Ожоговая болезнь: стадии, осложнения, лечение Ожоговая болезнь: стадии, осложнения, лечение

Сегодня человека на каждом шагу подстерегает опасность. Именно поэтому в данной статье хочется поговорить о том, что же такое ожоговая болезнь: какие у нее бывают стадии, каким может быть лечение, и каковы возможные о...

И. Шишкин: «Утро в сосновом лесу», или картина «Три медведя» И. Шишкин: «Утро в сосновом лесу», или картина «Три медведя»

Удивительно, как может сложиться жизнь произведения искусства, вышедшего из-под кисти мастера. Полотно И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают все и в основном как картину «Три медведя». Парадо...

Веласкес, «Менины»: описание картины. Диего Веласкес: картины художника Веласкес, «Менины»: описание картины. Диего Веласкес: картины художника

Философы, искусствоведы ведут не прекращающиеся споры по поводу картины Диего Веласкеса. Его «Менины» оставили после себя много тайн и загадок. Это полотно является мировым шедевром и находится в музее Пра...

«Сикстинская мадонна» Рафаэля. Описание картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Описание картины

Помните ли вы эти строки А. С. Пушкина:Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений,И сколько неги и мечты!..Потупит их с улыбкой Леля -В них ...

Картины пишут или рисуют? Давайте разберемся Картины пишут или рисуют? Давайте разберемся

У многих людей возникает вопрос: картины пишут или рисуют? Художники неодобрительно относятся к людям, которые не видят разницы между этими понятиями. Чтобы случайно не оскорбить человека, нужно разобраться в этом воп...

Оскар Нимейер: биография и его работы Оскар Нимейер: биография и его работы

Оскар Нимейер - известный архитектор из Латинской Америки. Считается одним из основоположников современной школы бразильской архитектуры. Много экспериментировал в области железобетонной архите...

Проблема истины в философии в понимании ученых разных эпох Проблема истины в философии в понимании ученых разных эпох

На протяжении многих веков философы разных стран пытаются понять, что собой представляет истина. Еще в Древней Греции ученые рассматривали этот вопрос, писали глубокомысленные трактаты с целью передать свои знания пос...

Репродукция картины – это копия или нет? Репродукция картины – это копия или нет?

Люди веками создавали предметы искусства, которые вызывали и продолжают вызывать восхищение и трепет. Особенность и в то же время недостаток шедевра в том, что он существует лишь в одном экземпляре. Любоваться им можн...

Якопо Тинторетто - картины: «Тайная вечеря», «Страшный Суд», «Юдифь», «Поклонение Золотому тельцу». Художник эпохи Возрождения Якопо Тинторетто - картины: «Тайная вечеря», «Страшный Суд», «Юдифь», «Поклонение Золотому тельцу». Художник эпохи Возрождения

Якопо Тинторетто - мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционал...

Жозефина Уолл: картины с названиями. Схемы для вышивки крестом по картинам Жозефины Уолл Жозефина Уолл: картины с названиями. Схемы для вышивки крестом по картинам Жозефины Уолл

Картины Жозефины Уолл поражают богатством фантазии, страстью к свету и цвету, изобилием деталей и визуально рассказанными историями. Жизнь художника – это действительно ее судьба. Очаровательные и подробные изоб...

kak.green

Илья Глазунов и его живопись

Илья Глазунов и его живопись

Солоухин В.А.

Трудно даже представить себе то впечатление, которое производила она на всех! Тогда она производила прямо ошеломляющее действие и одних привела в искреннее негодование, других – в полное недоумение и, наконец, третьих – в глубокий и нескрываемый восторг! Так свидетельствовали современники и очевидцы о впечатлении, которое произвела впервые показанная публике картина Нестерова «Пустынник».

Недоумение, негодование и восторг… Когда я ищу похожий пример в современной живописи, стараюсь представить себе художника с похожей зрительской реакцией на его искусство, я вспоминаю в первую очередь искусство Ильи Глазунова.

Вместе с тем, я давно стараюсь разобраться, что же именно в его искусстве порождает противоречивую реакцию, чем недовольны одни, чем восхищаются другие, что приводит в недоумение третьих и что является характерным и важным для самого художника. Выход монографии об Илье Глазунове – хороший повод для разговоров.

Успех его выставок назывался почему-то всегда шумом вокруг его выставок. Оговорюсь заранее, что я в живописи не специалист, а только зритель. Трудно возражать не специалисту, когда говорят ему, что у такого-то художника хромает рисунок, этот художник – неважный композитор, а третий художник не умеет пользоваться живописной плоскостью.

Но все же какое-то восприятие живописи доступно мне. Я должен вспомнить теперь самое первое впечатление от более чем десятилетней давности встречи с Глазуновым, то есть с его картинами.

Что я тогда увидел? Прежде всего нечто совершенно не похожее на то, что привыкли видеть обычно на выставках того времени. Однако, это не похоже, это выделение из ряда вон шло не за счет экстравагантности, выкрутасов, расщепления формы, но естественно за счет непохожести как таковой, за счет яркой, бьющей в глаза индивидуальности. Она бросалась в глаза всем, но расценили ее все по-разному.

«Желание произвести впечатление». «Стремление к сенсации». «Из молодых, да ранний». «Выскочка». «Спекуляция».

Но какой же художник не стремится произвести впечатление? Только не всегда получается. И чем же он виноват, если его картины не спокойное и ровное, а ошеломляющее впечатление, будоражат умы, порождают споры. И разве мало примеров в истории живописи, литературы, а равно и науки, когда талантливые люди производили сенсации? Если на то пошло, каждая большая судьба в искусстве начинается именно с сенсации. Приход в искусство нового необыкновенного художника является сенсацией по самой своей сути.

Начинаются разговоры. «Он торопится». «Он недостаточно прорабатывает свои картины». «Он небрежен». «Ему не столько важно «как», сколько важно «что». Но разве нечасто в практике живописи впечатление производится внешней стороной формы. Когда художник либо не знает, что ему сказать, либо мелок и вынуждает пустоту содержания восполнять формальным трюкачеством?

За небрежность же, боюсь, принимается феноменальная работоспособность Ильи Глазунова. Из двух не очень продолжительных поездок во Вьетнам и Лаос он вернулся со 150 работами, которые одни могли бы составить целого, при том большого художника. За месячное пребывание на строительстве Нурекской ГЭС он написал больше, чем на эту же тему написали все художники соседних среднеазиатских республик.

Труднее всего мне судить о «непроработанности» картин. Техника есть техника. Но если картина вторгается в меня своей идеей, организует мое сознание, то есть если она по существу достигает своей главной конечной и единственной цели, то за счет чего она этого достигает? За счет небрежности? Не легче ли предположить, что за счет художественной выразительности, то есть за счет мастерства ее автора?

Если же и есть в этих разговорах несколько процентов правды, то она, эта правда, обусловливается следующим: художник так много хочет успеть сказать, желание сказать столь велико, что все работы и вся жизнь приобретают несколько лихорадочный, рваный ритм.

В конце концов, Лермонтов в массе своих стихотворений и особенно поэм гораздо «небрежнее» Бенедиктова, Мея, Майкова и многих, многих поэтов, но он пронзителен и чарующ, а лучшие образцы его творчества чеканны и безупречны.

Продолжаются разговоры: «в некоторых картинах Глазунов очень походит на кого-либо на своих великих предшественников, угадывается влияние то Нестерова, то Рериха, то древних иконописных традиций».

Вступая в спор, открываю том Александра Блока. Читаю одно стихотворение и угадываю влияние Некрасова (ну, скажем «под насыпью, во рву некошенном»), в другом стихотворении слышится интонация Пушкина, даже Полонский влиял на блоковские стихи. Но в целом, это Александр Блок, яркий, единственный, ни на кого не похожий.

Или разве стихотворение Лермонтова «Скажи-ка мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела!» возникла бы на свете, если бы не было пушкинского стихотворения «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я?» Сравните на досуге эти два стихотворения, и вы увидите их родство. Но все же стихотворения Лермонтова окрашены в такие «лермонтовские», а стихотворения Пушкина в такие «пушкинские» тона, что мы имеем право говорить о двух равновеликих и равно прекрасных образцах русской лирики.

Продолжая спор, если в большом зале будет выставлено много разных картин, и среди них окажется только одна (любая) картина Ильи Глазунова отличим мы ее или не отличим?

Все самые яростные спорщики отвечают, что отличим. Непременно. Всегда. Так что же это такое… Многоликость или свое лицо? Очевидно. Свое лицо.

Тематически Глазунов очень широк. Уже упоминавшийся Вьетнам с Лаосом, Нурек, современный город, лирика, родная история, пейзажи, портреты современников, Достоевский (целый ряд картин и рисунков, которые вместе составляют целую поэму о Достоевском), иллюстрации русской классики: Некрасов, Блок, Мельников-Печерский, А. К. Толстой, Лермонтов, Куприн…

При такой широте, при таком разнообразии тем, чем же объясняется некое единство всего творчества, благодаря которому мы и можем всегда отличить работу Глазунова от других работ? В манере, в почерке ли тут дело, в технических приемах, в своеобразии рисунка и живописного колорита? Если да , но не только. Главное дело – в своеобразии и цельности его восприятия мира, в его внутреннем философском идейном порыве, коли можно назвать порывом теперь уже почти двадцатилетний упорнейший труд.

Я, конечно, не умею писать о живописи так, как пишут о ней искусствоведы (все цитаты из монографий И. Языковой «Илья Глазунов», «Изобразительное искусство», Москва, 1972 год).

«…Над изумленными людьми распростер крылья древний русский Икар. В глазах Икара будто отражается звенящая синь неба. Пламенеющий факел его одежды говорит как цвет подвига. Этот контраст яркой красной одежды и холодного фона подчеркивает героическое звучание основной темы картины».

«Если Пимен – воплощение мудрого смирения, душевного равновесия человека, осознавшего свой долг правдивого описателя исторических событий, то лицо будущего самозванца отражает бесовскую гордыню, желание любой ценой, хотя бы преступлением, вписать свое имя в книгу бытия государства Российского».

«Мрачная вереница казенных домов, отражающаяся в холодных водах канала, пустынность улиц с одинокими съежившимися фигурками, промозглая сырость булыжной мостовой, стихия осеннего неба – весь этот типично петербургский пейзаж одухотворен внутренней жизнью героев Достоевского».

«Гоголь в пути. Его взору открывается грустный пейзаж. В коляске, движение которой художник дает почувствовать позой писателя, – случайно оказавшаяся там крестьянская девочка. Остро схваченный образ Гоголя, мучимого безысходной думой о судьбах России, контрастирует с восторженным детским лицом».

«Господин Великий Новгород… Вытянутое по горизонтали, это полотно строго и монументально. На зеленом округлом холме одиноко высится по-былинному могучий Георгиевский собор древнего Юрьева монастыря. Слева голова молодой женщины в синем узорчатом платке. Задумчиво, спокойно ее лицо. Только борение синих туч, низко несущихся над землей, напоминает о бурном кипении ставшей историей жизни, безмолвным свидетелем которой был этот древний памятник».

«Образ страны героического, несгибаемого народа, народа, верящего в свои силы, в свою победу, встает из работ вьетнамского цикла… Серия вьетнамских портретов – это калейдоскоп образов, отличающихся яркой индивидуальностью».

«Глазунов принадлежит к тем советским художникам, поиск которых направлен в сферу эмоционально-философского осмысления жизни… Ему глубоко чужды тенденции дегуманизации образов, нарочитой деформации предметов…Чуждое абстрактному формотворчеству искусство Глазунова впечатляет неожиданностью творческого замысла, где слиты воедино мысль и чувство».

Не претендуя на искусствоведческие формулировки, добавлю от себя, что основное, по-моему, в творчестве Глазунова – это одухотворенность его картин, его кисти. Он идет не от мазка к смыслу, к идее, а от смысла к мазку.

Невозможно представить, чтобы Глазунов написал просто пейзаж, просто городской мотив, просто лицо. Он пишет только то, что помогает ему выразить уже живущее в его сознании и ждущее своего часа. Вот почему все его работы, даже портреты самых разных людей – от Сикейроса и Феллини до Ксении Некрасовой и рязанской доярки – освещены отблеском того единственного огня, который горит в душе, направляя течение мысли, и который можно назвать главным смыслом жизни.

Как писателю мне гораздо легче судить о мастерстве работ, являющихся иллюстрациями к произведениям русской классики. В этой области Глазунов работает особенно много и плодотворно. Уже перечислялись имена классиков, новые издания которых украшены иллюстрациями этого художника. Достоевский в творчестве Глазунова стоит особняком. Это не иллюстрации в строгом смысле слова, но как бы одно цельное произведение (поэма, сюита), которое, может быть, еще будет продолжено. Но и там, где иллюстрации – просто иллюстрации, Глазунов удивляет своим неожиданным прочтением текста. Сила его работ этого плана заключается в том, что они соответствуют не только духу данного иллюстрируемого произведения, но всегда и обязательно духу данного писателя в целом. Иллюстрация становится истинным дополнением к тексту, неотделимым от него. Например, трудно представить себе теперь Мельникова-Печерского без иллюстраций Ильи Глазунова. Представать, конечно, можно, но любой томик как бы обеднеет, утратив долю своего очарования.

Творческое произведение художника иногда совпадает с его жизненным поведением, иногда расходится с ним. Человек скромный и даже тихий в жизни может быть неистовым за рабочим столом. У Глазунова оба эти поведения слиты в одно. Некогда в шутливой анкете, отвечая на вопрос «Предпочтительный образ жизни?», Глазунов написал «вихрь служения».

Это служение есть служение родному искусству.

glazunov.ru

Глазунов Илья Сергеевич. Жизнь и творчество. Лучшие произведения

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay

www.tanais.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта