Две картины. Два картина


Две картины

«ДЯДЯ ВАНЯ», Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2003г. (8)

Я дважды смотрел спектакль: в МТЮЗе, где спектаклю было неуютно (черный сарай зрительного зала, слишком большая сцена, плохой свет) и в театре на Таганке, где он прошел значительно лучше (и зал уютнее и сцена меньше и техническое оснащение лучше).

«вафли» и Женщина

Первым впечатлением было отсутствие цельности, единого визуального и смыслового решения. Стога, висевшие над актерами и потом опустившиеся на сцену, образ недостаточный, слишком невнятный – эрзац-сценография. Актеры не составляли ансамбль, Ксения Рапопорт, игравшая Елену Андреевну, сильно выделялась – роскошная женщина, рослая, свежая, чувственная, немного в стиле «модерн». Она прекрасна – особенно во втором действии – маета в ночном доме, опостылевший муж с подагрой, пьющий мужиковатый Астров, ноющий пошлый Войницкий и воспоминания о музыке, о Петербурге (Универститет, салоны, театры, «общество»). Здесь же ее окружают одни заурядные ильи иванычи, или иваны ильичи (она путает имена), в общем «вафли». Всеобщая «вафлизация» коснулась всех мужских персонажей пьесы. Такое впечатление, что актеры, которые 10 лет назад были азартными интересными молодыми сильными (Иванов-Лопахин, Семак-Септимус, Курышев-Платонов это были «Герои»), сейчас превратились в потертые, расплывшиеся, скучные «штаны». То ли это волшебная сила искусства (и причина в режиссерской концепции «мельчания», такой подход у Додина заметен начиная с «Чевенгура»), то ли они уже по жизни такие.

Две картины

Во второй раз единый визуальный образ возник сразу, с первых минут. Тонкая работа со светом создала живописную среду, в которую оказались погружены чеховские герои. Две картины в рамах — два этажа. На втором — постоянный пейзаж – стога и часы (равнодушная природа, унылая, постоянная и все-таки одухотворенная, содержащая смысл, который не понятен людям), на первом — сцены в комнате – мягкий теплый желтый свет.

Сначала похоже на жанровые сцены, как на картинах старых мастеров — хорошо передана фактура старого деревянного дома, особая тишина – сверчки, шум дождя за окном, темная мебель, стены, пол. Герои – персонажи картины, что создает сильный эффект отстранения, они словно вырезаны из бумаги и помещены в декорацию игрушечного театра. Высокая дама в белом платье, господин в сюртуке, мужик с большими усами, в грубых сапогах, еще несколько «домашних», измятых, словно заспанных персонажей.

В парадной зале 3-го действия — натертый паркет, белая занавеска. И люди рассаженны в комнате чуть отдельно друг от друга, словно на картинах Магритта, что еще усиливает эффект отстранения.

В финале второй этаж декорации опускается и две картины совмещаются. Верхняя картина – пейзаж — написана на стекле. Сквозь стекло просвечивает вторая картина – вечер, три человека в комнате — старуха, девушка (о чем-то бубнит) и мужчина (повернул голову и с отчаянием в глазах смотрит прямо на зрителя).

teatr-live.ru

Филемон и Бавкида или Питер и Изабелла? Две картины Рубенса | Культура

Час пусть один унесет нас обоих, чтоб мне не увидеть, Как сожигают жену, и не быть похороненным ею. (Овидий, «Метаморфозы»)

У Питера Пауля Рубенса есть две картины, объединенные именами героев. Одна из них — «Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды», вторая — «Горный пейзаж с Юпитером, Меркурием, Филемоном и Бавкидой».

Литературная основа для этих картин — восьмая глава «Метаморфоз» Овидия. Два бога — Юпитер и Меркурий — вдруг решили проверить, насколько греки гостеприимны. Пришли они как-то вечерком в человеческом обличьи как простые путники в деревню и начали стучаться во все ворота подряд — просить приюта. Никто им не открыл, хотя дома по внешнему виду были небедными.

Открыли в самом неказистом доме. Им сразу предложили сесть, накрыли стол, чистой тряпкой застелили единственную кровать, дали тазик с теплой водой обмыть ноги. Рубенс изобразил момент разговора богов с хозяевами — Филемоном и Бавкидой, стариками, которые всю жизнь прожили вместе.

Рубенс. Юпитер и Меркурий у Филемона и БавкидыХозяева подали на стол все, что у них было в тот момент. Боги ели и пили, как простые смертные, без претензий. Но изумленные старики видели, что вино в чашах не иссякало. Более того, когда хозяева решили принести жертву в честь бога гостеприимства, гости не дали зарезать единственного на хозяйстве гуся и открылись, что они — боги.

Гости заявили хозяевам, что за их гостеприимство им полагается исполнение самого заветного их желания. А тем, кто не оказал почета странникам, они (боги) принесут большие неприятности. В итоге: деревню затопили напрочь (никакой логики в поступках: гуся пожалели — и утопили всю деревню!). Дом стариков превратился в храм в честь этих богов, и старики были поставлены там служителями (куда девался гусь — неизвестно; может быть, он сторожил храм — как это было в бедной избушке).

Рубенс. Грозовой пейзаж с Юпитером, Меркурием, Филемоном и БавкидойА самое заветное их желание — умереть одновременно — боги выполнили. Через несколько лет (через сколько — неизвестно) старики одновременно превратились в деревья. Такова легенда.

Что побудило Рубенса обратиться к этому рассказу? Возможно, что это были семейные события, причем далеко не благоприятные. Можно сказать, трагические: первая жена Рубенса Изабелла Брант умерла в возрасте 34 лет в 1626 году, а картины с богами датируются 1620−1625 годом.

Рубенс. Изабелла Брант

Если посмотреть на портреты Изабеллы Брант, то можно предположить, что она была больна несколько лет. Первые портреты — молодая, цветущая женщина, обаятельная, красивая, очаровательная.

Через 10 лет черты лица изменились очень резко: выделились скулы, поредели волосы. Рисунок, сделанный в 1621 году, за 5 лет до ее смерти, говорит о заболевании Изабеллы. Портрет, написанный перед ее смертью, в 1626 году, — скорее, попытка приукрасить действительность. Очень похоже, что он был сделан не с натуры, а по эскизу 1621 года. Можно понять художника: уход любимой женщины для него был очевиден, и он должен был скрасить ее последние дни хотя бы тем, что не обнажил правды.

Со смертью Изабеллы заканчивался очень счастливый период жизни: любимая женщина родила ему двух детей — и уходит совсем молодой. Что значила для Рубенса Изабелла: «Я потерял добрую подругу, которую любил и не мог не любить по той естественной причине, что она была совершенно лишена недостатков, свойственных ее полу: она не была ни суровой, ни слабой, а доброй, честной и столь добродетельной, что все любили ее при жизни и оплакивают после смерти».

Видимо, любовь была настолько сильна, что его преследовало желание умереть одновременно с любимой женщиной: «Час пусть один унесет нас обоих, чтоб мне не увидеть, Как сожигают жену, и не быть похороненным ею».

Возможно, что, когда Рубенс работал над этими картинами, близкий конец Изабеллы не был очевиден или сохранялась надежда на ее исцеление. Именно этим можно объяснить вторую картину, когда боги и старики стоят на горе и наблюдают за наводнением:

Ветхая хижина их, для двоих тесноватая даже,Вдруг превращается в храм; на месте подпорок — колонны,Золотом крыша блестит, земля одевается в мрамор,Двери резные висят, золоченым становится зданье.

Рубенс. Изабелла БрантЭта фраза по сути — отголосок мечты Рубенса построить богатый дом (что в конце концов он и выполнил), в котором он мог бы отдаться полностью любимому делу.

А что бы могло значить наводнение и всеобщее разрушение рядом с храмом, посвященном Юпитеру и Меркурию? Почему Рубенс воспроизвел в своей картине этот момент? Может быть, он полагал, что всех его недругов поглотит забвение, и что он сможет целиком посвятить себя любимому делу, а после смерти останется его храм искусства?

«С 1610 года Рубенс владеет домом на улице, идущей вдоль канала Ваппер возле площади Мэйр. Он пристроил к этому зданию новый флигель, этажом выше старого, в нем пять высоких окон, а над ними пять окон поменьше. Венчает это здание крыша с карнизом, который украшен солнечными часами. Сомневаться не приходится, Рубенс не забыл Рим, Венецию и Геную. Он хочет построить дворец, который ни в чем не уступит этим величавым образцам.

Входная дверь открывается в большую просторную прихожую. Направо монументальная лестница ведет во второй этаж. Двор замкнут портиком, который соединяет старое и новое здания. Портик смахивает на триумфальную арку. На венчающей его балюстраде стоят статуи Минервы, Живописи и две гигантские вазы.

В глубине сада по оси двора — маленький павильончик, украшенный статуей Геракла; между колоннами — фигуры Вакха и Цереры, а в нише над входом — Изобилие. Наконец, слева, между двором и садом, «зал круглой формы, похожий на храм Пантеона в Риме, куда свет проникает только сверху через единственное отверстие в центре купола».

Какое великолепие декора! Скульптура от пола до потолка: барельефы, горельефы, круглая скульптура, фестоны, гирлянды. Колонны и ниши, фронтон, балюстрады, консоли и вазы, бюсты и статуи". (Роже Авермат)

Судьба распорядилась так, что в этом дворце искусства он остался один, без той женщины, которая была его верным товарищем и спутником. Свидетели этого трагического поворота — две картины о Филемоне и Бавкиде.

shkolazhizni.ru

"Раз - картина, два - картина, только посмотри..."

Это запись под тегом "Детям об искусстве", но сначала случай из жизни. :)

Произошол это два месяца назад. Я уже зарекалась водить ребенка по музеям, потому что поведением он не блещет, и мне часто приходится то краснеть, то бледнеть. Но в этот раз нужно было, потому что приезжала родственница мужа и эта была часть культурной программы. Ребенка оставить было не с кем. Вот так и оказались мы вчетвером в Царицыно. Вообще там здорово, если просто по парку гулять, даже зимой. Там детвора, визги, хохот и куча-мала на горках. Веселье не прекращаается даже в сильный мороз. Пока мы дошли до Большого дворца, я совсем заледенела, а вот ребенок, скатившись со всех горок, ошалел от счастья и в музей не хотел. Но в музей было надо, хоть чуть-чуть погреться, пока мы совсем не превратились в снегурочек и снеговиков. И, о счастье, даже там ребенок был почти всем доволен. Он увидел кафе и еще ему, как большому, выдали бахилы. :) Но счастье не может быть вечным. Отличился он и там. Но надо отдать ему должное - держался он достаточно долго. Я даже успела какое-то время походить по залам в полном одиночестве, потому что он был с папой. Но потом то ли папа утомился, то ли ребенок по мне соскучился, деть оказался рядом со мной и начал каниючить, что он хочет в кафе есть мороженое. А я-то, дура, начала ему показывать на картину с Павлом I в детстве и говорить: посмотри какой царевич! хочешь, я тебе про него историю расскажу? Это было первой моей ошибкой. И ребенок выдал мне все, что он думал об этой в картине в частности и картинах вообще. Сначала он сказал: не хочу про царевича и эту дурацкую картину, расскажи мне лучше сказку. Когда я сказала, что расскажу... потом (это было второй ошибкой), он устроил настоящий спектакль. Зрителей было предостаточно - все смотрители и посетители этого зала и из соседних заглядывали. В его программе сначало прозвучало стихотворное приозведение неизвестного автора следующего содержания:Я приехал к вам с подружкойС будущей женой Лягушкой.Я царивич, я из сказки,Младший сын царя, Иван.Счастья и добра и ласки Пожелать хочу я вам! Потом сказка "Колобок" в его вольной обратке. И пока он не начал плясать и петь (а репертуар у него немаленький - каждую неделю по паре-тройке новых песенок учится в музыкалке) пришлось хватать его в охапку и спасаться бегством. Только пирожки и мороженое смогли его утихомирить и примирить с искусством и историей. :)

Еще стоит добавить, что ребенок рисовать не любит, к моему сожалению.

Исходя из вышесказанного можно подумать, что искусство ему вообще неинтересно, он его терпеть не может... Но каждое утро меня будит песенка, первые строчки из которой я вынесла в заголовок поста, - из музыкальной заставки к передаче "В музей без поводка". (Да-да, мы после достаточно большого перерыва, начали опять ее смотеть!) Я про эту чудесную передачу упоминала уже не раз, поэтому не буду повторяться, а расскажу о том, что начали смотреть на этой неделе. Это цикл передач "Русский музей - детям".

Всего в цикле 20 фильмов продолжительностью 25 минут. Для детей от 6 до 14 лет. При их создании использовалась методика, разработанная Российским центром музейной педагогики и детского творчества при Русском музее.

СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА:Введение в музей: Ты пришел в музей. Фильм 1 Ты пришел в музей. Фильм 2

Рождение картины: В мастерской художника От натуры к художественному образу Этюд, эскиз, композиция От замысла к воплощению Как смотреть картину.

Виды и жанры русского искусства:Акварель Пейзаж Натюрморт Портрет Художник и время. Фильм 1 Художник и время. Фильм 2 Рисунок. Фильм 1 Рисунок. Фильм 2 Гравюра. Фильм 1 Гравюра. Фильм 2 Скульптура. Фильм 1 Скульптура. Фильм 2. Народное искусство http://rusmuseum.ru/editions/video/deti/

Мы пока чуть-чуть посмотрели. И начали с конца. :) Сейчас объясню, почему так получилось. Скачали и большинство передач оказалось в недоступном для просмотра формате. А вот у двух последних фильмов - про гравюру, формат был удобоваримый, с них и начали. Инициатором просмотра был ребенок, потому что он увидел что-то новенькое в той же папке, что и "В музей без поводка" и заинтересовался. Знаете, я в комментариях к раздаче читала, что фильмы цикла для учащихся художественных школ в возрасте 11-12 лет, и поэтому не собиралась их пока показывать сыну и тем более не расчитывала, что они ему понравятся. Но оказалось, что зря я так думала. Ничего запредельно сложного и заумного там нет. В общем, я не очень поняла, что там может не понять ребенок младшего школьного или старшего дошкольного возраста. За всех детей поручиться не могу, но моему скучно точно не было. Посмотрел 25 минут первого фильма, хотел сразу же второй начать, но я отговорила и мы его посмотрели на следующий день с неменьшим интересом. В фильмах показывают, как работают художники-граверы, рассказывают на чем, какими инструментами, какие бывают гравюры, как вырезают, как делают оттиск, чем отличается черно-белая гравюра от цветной, об известных художниках, которых работали в этой технике, и даже есть немножко о художниках-иллюстраторах. Например, в первой передаче было о Фаворском и его цикле иллюстраций к "Слову о полку Игореве". До этого я про гравюры только читала, а увидела как все это делается впервые. Будем продолжать смотреть и остальные передачи. :) Только их надо будет сначала отформатировать.

Да, когда закончился фильм, я еще достала "Слово о полку Игореве" и мы посмотрели иллюстрации, о которых шла речь. Совместили приятное с полезным. :) Самое приятное, что ребенок так изумляется, когда он посмотрит какой-нибудь фильм или мультик, а я говорю: а у нас такая книга есть, (и как по волшебству) - вот она! Это так непривычно и приятно - чувствовать себя хоть капельку волшебницей, пусть только для своего ребенка. :))

Кстати, два года назад "Слово...", оформленное гравюрами В.А.Фаворского и М.И.Пикова, было переиздано "Детской литературой". Книгу в руках не держала, так что рассказать, что там и как, не могу, в Лабиринте хвалят - http://www.labirint.ru/reviews/goods/187183/. У нас старое издание.

И вот еще! Есть такая книга:Собственно, после нее я и вспомнила, что надо бы скачать и посмотреть этот цикл. Книги в Лабиринте не наблюдается, но в Озоне и у Розового жирафа она вроде бы есть. Мне читать было интересно, но с ребенком проще посмотреть в видеоформате.

remochka.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта