Франц Марк: жизнь и творчество художника. Картина марка


Франц Марк, картины и биография художника

Франц Марк (нем. Franz Marc, 8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник-экспрессионист, основавший вместе с Василием Кандинским художественное объединение и альманах «Синий всадник».

Особенности творчества Франца Марка: художник всю жизнь писал животных, считая их высшими существами и пытаясь найти в их жизни особое ощущение себя внутри природы, утерянное современным человеком. Марк не наблюдал за животными со стороны, а смотрел на мир их глазами. Для живописи Франца Марка характерны резкие переходы цвета, яркая, чистая палитра, напряженные, резкие формы, часто кубистические — на поздних картинах.

Известные картины Франца Марка: «Судьбы животных», «Башня синих лошадей», «Лисицы», «Тироль», «Косули в лесу».

Франц Мориц Вильгельм Марк всегда был мечтателем, который любил лошадей и разговаривал со своей собакой. В детстве он мечтал о работе сельского священника, в юности — о браке из жалости, к концу своей недолгой жизни — об очищении мира войной. Ни одна из этих фантазий не воплотилась — Франца Марка ждала совсем другая судьба, которая и знать ничего не хотела о его сумасбродных мечтах.

Художник, а не священник

Маленький Франц был очень умным, тихим и вдумчивым, еще в гимназии увлекся Ницше. В самом деле, сложно представить сорванца в семье отца-юриста и матери-кальвинистки. Его старший брат Пауль стал ученым-византинистом, а Франц без раздумий выбрал теологию и философский факультет Мюнхенского университета. В этой семье все было очень серьезно.

Невозможно сейчас угадать, какие впечатления или события произошли во время прохождения Францем Марком срочной службы, но после нее он вернулся с совершенно твердым решением бросить философию и заняться живописью. Потом последует добрый десяток лет напряженного поиска своего пути: он поступит в Академию художеств и разочаруется в академическом образовании, он поедет в Париж копировать полотна старых мастеров и онемеет в восторге перед картинами Ван Гога и Гогена, он совсем ненадолго увлечется модерном и романтизмом.

К моменту встречи с Василием Кандинским в 1911 году Франц Марк уже выяснил о себе все: его настольной книгой была «Жизнь животных» Брема, любимым местом для упражнений в рисунке — зоопарк, главным источником в изучении натуры — экспонаты зоологического музея, а каждый цвет на его палитре обрел собственный характер и смысл. «Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе… Я не знаю лучшего способа подобного „оживления“ искусства, чем изображение животных».

Сколько бы лошадей, косуль и собак ни написал Марк, ни один толковый искусствовед не называл его «анималистом» — изображение животных для художника становится новой мечтой, попыткой посмотреть на мир глазами зверя.

Первый альманах «Синий всадник» Кандинский и Марк создавали вдвоем. Они придумали название (потому что оба любили синий цвет, Кандинский — всадников, Марк — лошадей), отбирали и редактировали материалы и замахнулись создать первую в мире «синтетическую книгу». Рукописные музыкальные партитуры, детские рисунки, народное творчество, авангардная живопись и скульптура, философские и искусствоведческие эссе — все это встало рядом, разрушая границы искусств.

«Синим всадником» позже начали называть художественное объединение молодых художников, собравшихся вокруг Марка и Кандинского. А через несколько лет началась Первая мировая война, навсегда оставив первый выпуск альманаха единственным. «Синий всадник» — это мы оба, я и Марк" — сказал Кандинский позже и даже после войны отказался возрождать этот проект. Без Марка.

Не та Мария

Мало кто знал Марка ближе, чем Василий Кандинский: «Он выглядел как житель гор с его необыкновенным ростом, широкими плечами, худым лицом, черными волосами, с его манерой размашисто шагать. В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов. Там он был „дома“. Всегда его сопровождала большая белая собака по имени Русси, которая походила на хозяина беспорядком внешнего вида, силой и некоторой треугольностью облика… Они чудесно дополняли и понимали друг друга. Черный говорил что-нибудь Белому ласковым голосом, и Белый кивал головою в ответ». С животными у Марка всегда складывалось проще, чем с людьми.

Личная жизнь Марка была путанной и изматывающей, ему было неудобно и тесно в этих отношениях, как тесно бывало в городе. Ни бурный роман с замужней художницей Анеттой фон Экардт, ни загадочный брак из милосердия с Марией Шнюр не принесли Францу счастья, он никогда не был с ними «дома». Другая Мария, Мария Франц не была богемной красоткой, не отличалась особой утонченностью, курносая и круглолицая, походила на крестьянку. Но именно она, искренняя и открытая, стала его прибежищем, его домом и его счастьем. Четыре года влюбленным пришлось ждать расторжения первого брака, чтобы наконец-то пожениться и больше никогда не расставаться.

Страшная война вместо обновления

Франц Марк не единственный молодой искренний немец, который пошел воевать в Первую мировую за идею глобального обновления и очищения Европы. Эти мысли витали в воздухе — просто Марк в отличие от многих других отчаянно красиво их формулировал: «война станет прорывом к новой Европе, прорывом, пусть даже и жестоким, но благотворным», «сейчас нам нужно замолчать и дать слово мировой истории», «война не превращает меня в реалиста — наоборот… Сражения, раны, движения — все кажется таким мистическим, нереальным». Кроме всех прочих способностей он имел талант между прочим, в каком-нибудь личном письме, высказать важные для всего поколения идеи очень емко и в точку. Именно поэтому о его жизни пишут не только арт-критики, но и историки, исследователи этой всемирной кровавой мясорубки.

Самые близкие друзья восторженных ожиданий Марка не поддерживают: Пауль Клее презирает даже его военный мундир, Кандинский вынужден уехать в Россию и не принимает ту цену, которую придется заплатить Европе за очищение, 27-летний Август Макке погиб в бою и обессмыслил своей смертью любые доводы в пользу войны. Прозрение пришло к Францу вместе с первыми серьезными боями: «трупный запах на километры вокруг невыносим» — пишет он в письме к жене.

Смерть вместо жизни

Немецкое правительство в 1916 году подготовило список важных для страны художников, которых следовало освободить от военной службы. Франц Марк был в списке, но так и не узнал об этом. Как в классическом кино, где факта смерти самого по себе мало для эффектного ухода героя, Марк погиб за несколько дней до того, как приказ доставили на фронт. Его ранили в сражении под Верденом — одном из самых кровавых за всю историю Первой мировой войны. Тогда обе стороны потеряли около миллиона человек — но даже смерть большого художника и мечтателя Франца Марка не принесла Европе ожидаемого очищения. Надежда осталась только на искусство, о котором он говорил: «Искусство — ни что иное, как выражение мечты. Чем больше мы предаемся ему, тем ближе подступаем к внутренней правде вещей».

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Франц Марк: жизнь и творчество художника

Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Франца Марка

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Мюнхене 8 февраля 1880 в семье художника. Мечтал стать священником, но в 1900 обратился к искусству и до 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств.

Побывав в Париже (впервые в 1903), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).

В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В.В.Кандинский. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.

Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). 

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

После начала Первой мировой войны Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа. 

Deer at Dusk 1909 Deer at Dusk 1909 Jumping Dog Schlick 1908 Jumping Dog Schlick 1908 Small Horse Study 1905 Small Horse Study 1905

В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.

The Large Blue Horses 1911 The Large Blue Horses 1911 Horse in a landscape 1910 Horse in a landscape 1910 Weasels Playing 1911 Weasels Playing 1911

Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

In the Rain 1912

Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

«Синий конь»

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1911 Франц Марк и В.Кандинский основали альманах «Синий всадник». В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению «Синий всадник».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Newark, Tim (2007). Camouflage. Thames and Hudson / Imperial War Museum. p. 68
  • Dantini, Michele, Modern & Contemporary Art, (Sterling Publishing Inc., 2008), 29
  • Cooper, Philip. Cubism. London: Phaidon, 1995, p. 98
  • Kleiner, Fred S. Gardner’s Art Through the Ages. 2008, page 916
  • Rookmaaker, Hendrik Roelof. Modern Art and the Death of a Culture. 1994, page 136
  • Rosenthal, M. Franz Marc, Prestel, 2004
  • «Day of German and Austrian Art Sales at Sotheby’s in London Raises £18,350,091» Sotheby’s, October 6, 1999, retrieved September 4, 2006

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, krugosvet.ru, smallbay.ru, opisanie-kartin.com, en.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Франц Марк: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Франц Марк: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Немецкий художник Франц Марк: биография, творчество

Картины экспрессионистов всегда завораживали и удивляли почитателей искусства. Это течение появилось в конце 19 века, но наибольшего расцвета достигло в начале 20-го. Наиболее яркие представители этого направления рождались в Австрии и Германии. Франц Марк не стал исключением. Он, наряду с другими творцами, старался выразить в своих картинах свой взгляд на те уродства цивилизации, которые вызвали события 20 века, в частности Первая мировая война.

Рождение

Родился Франц Марк в 1880 году. Его отец также был художником, что напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Несмотря на то, что он в юношестве мечтал стать священником, уже в 20 лет решил обратить внимание именно на искусство.франц марк

Обучение

Живописец прожил недолгую жизнь. В 1900 году Академия художеств стала для него родным домом, где он занимался и знакомился с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Тогда это место было некой обителью мирового творчества. Мюнхенская академия художеств собирала под своей крышей будущих знаменитых художников. Рядом с Францом учились Хакль и Диц. Хотя они и стали известными, все равно Марка им было не догнать.

Молодой художник старался не сидеть на месте, а изучать искусство не только в своей стране. Это объясняет его поездки в Париж, где он как раз и знакомился с французскими направлениями в искусстве. Тут он мог видеть творения великого Ван Гога и Гогена.

Вторая поездка живописца в Париж повлияла на тематику его будущих творений. Вернувшись в Мюнхен, он стал углубленно изучать анатомию животных, чтобы изобразить свой взгляд на природу в своих картинах.

«Синий всадник»

"Новое мюнхенское художественное объединение" привлекло внимание Франца после знакомства с Августом Маке. Тогда, в 1910 году, он решил быть частью этой организации. Длительное время он не мог познакомиться с главой сообщества Василием Кандинским. Спустя год они наконец-то встретились. Через 10 месяцев художники Кандинский, Маке и Франц решили создать собственную организацию «Синий всадник».академия художеств

Тут же они смогли организовать выставку, где Франц и представил свои работы. Тогда в галерее Тангаузер были собраны лучшие немецкие картины экспрессионистов. А трио мюнхенских живописцев работало над продвижением своего общества.

Кубизм и последние годы жизни

Последним этапом жизни Франца Марка можно считать его знакомство с творчеством Робера Делоне. Его итальянский кубизм и футуризм внес значительную долю в будущие работы немецкого живописца. Под конец своей жизни Марк поменял направление в творчестве. Его полотна изображали все более абстрактные детали, рваные и блочные элементы.

Начало Первой мировой войны вдохновило многих творцов искусства и литературы на свои работы. Но с течением времени творцы разочаровывались в событиях и реалиях войны. Франц Марк добровольно ушел на фронт. Там он, как и многие другие творческие люди, разочаровался в событиях. Его ранило кровопролитие, жуткие картины и печальный исход. Но художнику не суждено было вернуться и воплотить все свои творческие идеи. В 36 лет живописец погиб от осколка снаряда под Верденом.

Полотна и стиль

Жизнь влияет на художника, на его творчество и стиль. С Францом также происходили изменения, которые вливались в его полотна новыми красками. Немец по своей природе был мечтателем. Он страдал за человечество и грустил по утраченным ценностям в современном мире. В картинах он старался отобразить нечто фантастическое, мирное, красивое, но невооруженным глазом видно, что каждое полотно было наполнено тоской.картины экспрессионистов

Писатели и художники начала 20-го века пытались найти и воссоздать золотой век, но война превращала все в груду обломков, а творческие люди пытались залечить раны. В своих работах Франц Марк старался отобразить прежде всего философское начало. Причем все, что было изображено на картинах, имело значение. Каждому цвету давались свои символы, каждый предмет был наделен чем-то особенным. Цвета и формы влияли на психику человека, на его настроение и самоценности.

«Синий конь»

Всегда отличался особым подходом к созданию своих полотен Франц Марк. «Синий конь» стал чем-то символическим в творчестве живописца. Эта картина наиболее популярна среди остальных. Кроме того, на ряду с другими она выделяется особым стилем. Один только взгляд на нее приводит человека в состояния очарования и пронзительности.

На картине изображен конь, который полон сил. Он символизирует юношу. Тело лошади имеет несколько изломанные формы и интересный пересвет. В грудь словно впивается белый луч, а грива и копыта, наоборот, окутаны синевой.

То, что цвет лошади синий, вызывает необычный интерес. Но стоит отметить и не менее привлекательный фон. Итог: конь дополняет фон, а фон дополняет коня. По замыслу живописца эти два объекта не могут существовать отдельно, они связаны между собой и являются одним целым, хотя и выделяются между собой.франц марк синий конь

После творения этой картины Франц пытался объяснить Маке свою идею. Он утверждал, что синий цвет – это строгость мужчины, желтый – женская мягкость и чувственность, красный – материя, которая подавляется двумя предыдущими оттенками.

«Птицы»

Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» - еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.

«Птицы» – это тот самый стиль, который появился после Робера Делоне. Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.франц марк птицы

Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.

fb.ru

Мистические картины Марка Тоби | Artifex.ru

«Моё – это Восток, Запад, наука, религия, города, просторы и создание картины...» © Марк Тоби

Он чувствовал искусство в себе, а себя в искусстве. Простое полотно в его умелых руках превращалось в настоящее произведение, аналогов которому нельзя найти, а религия становилась источником вдохновения. К слову, если вы до сих пор не были знакомы с творчеством этого выдающегося американского художника, пора исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию представляется Марк Тоби (Mark Tobey).

 

Родившись в штате Висконсин, США, в 1890 году, Тоби всю жизнь отрицал клеймо «американец». Себя он позиционировал как «гражданин мира». Словно перелётная птичка, Марк путешествовал по свету в поисках идеального места для творчества. Перемещался художник и по Америке (юность он провёл на Среднем Западе, побывал и в Сиэтле), затем совершал поездки на Ближний Восток и в Европу и даже определённое время жил в благородной Англии. Меняя страны и города, Тоби постепенно переходил от традиционного письма к поиску собственного стиля. Однако, географической точкой на земном шаре, где закончил в 1976 году свою жизнь Марк Тоби, стала Швейцария.

Вера. Нет, это не имя возлюбленной художника. Это то, что давало ему силы и желание творить. Приняв в 1918 году религию бахаи, оставаясь ярым её сторонником вплоть до самой смерти, Марк Тоби не раз открыто заявлял о высокой значимости религии в своём творчестве: «Учение бахаи утверждает, что все великие пророки едины, что наука и религия – это две мощные силы, которые должны быть уравновешены, чтобы человечество достигло зрелости. Я чувствую, что эти убеждения сильно повлияли на моё творчество». Тоби признавал полезным диалог культур и являлся космополитом. Именно в таком настроении и создавались его знаменитые полотна.

Марк Тоби прославился благодаря созданию уникального стиля «белой записи». Все довольно просто и сложно одновременно. Стиль представляет собой нанесение на абстрактный фон, состоящий из тысяч мазков, белых или окрашенных в «уютные» светлые тона каллиграфических символов. Причём символы отличаются своей красотой и неповторимостью. Как говорится: «Взгляни на свой почерк и на каллиграфию Тоби и рыдай». Именно создание «белой записи» положило начало вечному сравнению Марка Тоби с другим, не менее именитым, американским художником Джексоном Поллоком.

Дело в том, что Поллок являлся основателем «крытого» стиля живописи. Безусловно, никто не станет говорить здесь о грубом плагиате. Изначально историки либо закрывали глаза, либо вовсе не замечали того факта, что художники были давними знакомыми. И безусловно, на творчестве Марка Тоби сказывалось влияние опытного наставника. Так, «Белая запись», являясь самостоятельным стилем, стала ещё и разновидностью стиля Поллока.

Когда речь идёт именно о «мистических» картинах Марка Тоби, не значит, что сейчас перед зрителем предстанет изображённая на полотне сцена восстания мертвецов или полёт привидений. Мистическим сам художник признавал своё искусство потому, что всегда верил в уникальное магическое значение каллиграфии. Работы Тоби действительно завораживают. Написанные акварелью или маслом, углём или темперой, совершенно разные, они всегда потрясают человеческое воображение.

Абстрактные картины не всегда понятны рядовому зрителю, но пройти просто мимо не получится. Только взгляните на творение с неприхотливым названием «Голова» (Head). Тысячи размашистых и мелких мазков постепенно обрели форму настоящей человеческой головы. Да, именно человеческой, если с первого взгляда было не ясно. Изображение странное, а линии запутаны точно так же, как и мысли, которые ютятся в ней.

 Mark Tobey. Head

 Вы никогда не думали о том, кто такой «современный человек»? В каком мире он живёт? Марк Тоби не просто размышлял, он изображал это. Странная и мрачная, на первый взгляд, картина «Движение человека XX века» (Movement of 20th Century Man ) показывает нам совершенное земное создание, окружённое пространством света и тепла, которое защищает его от тёмного внешнего мира. Кажется, что этим светом человек пробивает себе путь и расчищает пространство вокруг. С другой стороны, может показаться, что тьма поглощает свет и все живое. А что, если это вовсе и не свет? Вдруг это всего лишь отражение того, что все мы живём в вымышленном мире собственных иллюзий и отрешены от реальности?

 Mark Tobey. Movement of 20th Century Man

 Как говорят мудрецы: «Случайности не случайны». Ещё одна картина Марка Тоби с «неожиданным» названием «Случайность» (Eventuality) в очередной раз доказывает нам древнюю истину. Случайность, судя по полотну, это закономерный путь с разными поворотами, перипетиями и зигзагами. Да, это обычный путь, где каждое действие влечёт за собой новое или обладает противодействием. Путь, который ведёт нас именно к тому, что мы и называем «случайностью».

 Mark Tobey. Eventuality

 Всего три картины уже показали нам, что творчество Марка Тоби – это не просто сочетание линий, не куча мазков кистью по холсту, а цельное абстрактное представление жизни, единства и человека.

Работы художника обладают весомым авторитетом в мире. Кульминацией растущего признания стала ретроспективная выставка в испанском национальном музее Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia (с 11 ноября 1997 года по 12 января 1998 года). Здесь было собрано около 130 различных работ великого художника.

А о самом Тоби многие деятели искусства неоднократно высказывались как о выдающемся и уникальном в своём роде человеке. «Он был чуткой личностью, самоучкой, человеком духовным. Он открыл себя духовности и познал чувственность и утонченность Востока, а благодаря вере бахаи он постиг волшебство каллиграфии», − говорил в одном из своих интервью художник Ферран Рока Бон.

Широкое международное признание Марк Тоби обрёл на закате жизни. Главной наградой, которая оказалась в руках художника, стал «Приз за живопись», полученный на Венской Биеннале в 1959 году.

Таким образом, после Джеймса Вистлера Марк Тоби стал вторым деятелем искусства, который был удостоен этой высокой награды. При жизни художник собирал сразу несколько крупных выставок. Ретроспективная выставка в Лувре (1961) стала пиком признания творчества художника. За ней последовали не менее крупные − в нью-йорском музее современного искусства (1962) и в Национальной галерее изобразительного искусства в Вашингтоне. Сейчас, спустя десятки лет после смерти художника, его творчество продолжает жить. Может, и нам пора впустить в свой размеренный, обычный мир «мистическую» вселенную Марка Тоби?

artifex.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта