Монотипия: уникальность и простота в одном флаконе. Монотипия картины
Учимся создавать монотипии: my19edwin
Монотиипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.
Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.
Техника создания
Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста – главное тут разбудить воображение ребёнка и обрать рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ничем не ограничен – потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…
Для работы стоит вооружиться красками (какими именно – поговорим далее) и гладкими поверхностями – это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу – в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).
Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику – это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска – можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что прфессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета – это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.
Какие использовать краски?
Акварель – хорошо подходит для детсткого творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.
Гуашь – тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими – нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».
Тушь – только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям – вряд ли.
Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей – ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.
Акрил – тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.
Монотипия в изобразительном искусстве
Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадлся соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотопии только ленивые.
Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальнаядендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом – их так же окрестили «стохатипиями». природа многих монотопий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин «фрактальная монотипия». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются
Монотипия в психологии
Яркий пример монотипий – пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов – но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного – они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову.
Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру – он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видиние в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест – полюбопытствуйте!
Опубликовано: http://www.kalyakimalyaki.ru/paper257.htmlP.S. - И ещё немного удивительных работ в этой технике:
my19edwin.livejournal.com
ФРАКТАЛЬНАЯ МОНОТИПИЯ - ВОТ УЖЕ ПОДРЯД ДВА ДНЯ Я СИЖУ РИСУЮ. МНОГО КРАСОК У МЕНЯ-ВЫБИРАЙ ЛЮБУЮ!
Вчера я выставила фотку с фоном сделаным в технике фрактальной монотипии. И мои друзья заинтересовались- как можно сделать такой фон? всё очень просто. вам понадобится мелованая бумага ( гладкая) и краски. Акварель, гуашь, тушь. на один лист наносим краску. как душа пожелает. можно заранее рисунок придумать ( см. горы с озером) можно на обум ляпать. потом берём чистый лист бумаги и гладкой стороной прилепляем его к листу с краской. можно немного провести рукой. а потом сверху вниз аккуратно открепляем . Получаются такие неповторимые разводы.Фон, куда будет перепечатываться рисунок, можно брать любого цвета. А сверху можно нанести кисточкой брызги. Можно дофантазировать и нарисовать сверху ляпок что нибудь ( см. пальмы)
А если такую красоту оформить в рамку и паспарту- то вполне можно дарить знакомым или украсить стены своего дома.Буду надеятся, что сегодня куча народу начнёт эксперементировать с монотипией :-)Всем привет!
А это из Википедии
Фракта́льная моноти́пия (англ. fractal monotyping) — вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии.
Впервые применил технику монотипии в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Монотипию изготавливают так: на твердую поверхность наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником.
В своей основополагающей работе по фрактальной геометрии Бенуа Мандельброт воспроизводит фрагмент картины Леонардо да Винчи, на которой художник изобразил фрактальные структуры. Можно ли привести еще примеры изобразительного искусства, содержащие фракталы? Да, можно.
На некоторых монотипиях видны характерные для фракталов структуры, например, дендритные образования, которые при отрыве бумаги от поверхности структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около 1 минуты). Это свидетельствует о протекании процесса самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой, вследствие ее разрыва. Фрактальные монотипии относятся к классу стохастических фракталов.
Фрактальная природа монотипии была обнаружена в 2000 г. химиком В. М. Лившицем и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией.
Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.
toniacat.livejournal.com
... RoseJam's live ...: Обзор по технике монотипии
В последнее время меня очень интересовала техника монотипии, я собрала довольно много информации о ней, попробовала почти все, что можно воспроизвести и решила поделиться этим с вами. Это не мастер-класс, ничего нового я не придумала, техники существуют много веков, я лишь частично адаптировала их под применение в домашних условиях и сделала несколько примеров, как можно использовать в скрапбукинге.
Монотипия как искусство появилась в XVII в благодаря Джованни Кастильоне. Её применял в своих работах, например, Эдгар Дега (все помнят его балерин?).
"Хореограф". Около 1876 г. Монотипия. Национальная галерея искусств, Вашингтон, собрание Розенвальда.
В современном искусстве интересные работы у Арины Даур:Существует по меньшей мере шесть способов монотипирования, мы рассмотрим несколько.Списки материалов будут не очень четкими, в процессе постараюсь давать пояснения.
Первый способ. Фрактальная монотипия. Самый простой и распространенный.
Материалы:
1. Бумага
2. Краски (акварель, гуашь, акрил, темпера, тушь, чернила и любые другие)
3. Кисть
4. Гладкая поверхность (в идеале стекло)
5. Вода
6. Бумажные полотенца или салфетки
Наносим краску на стекло:
Прикладываем бумагу, убираем, любуемся результатом:
Результат будет зависеть от многих факторов: качество бумаги, степень разведения краски, увлажненность бумаги, а также от того, как вы будете бумагу снимать. Можно делать это со сдвигом, поворотом, прикладывать один лист несколько раз под разными углами. Я сделала несколько примеров.
1. Акварельная бумага, предварительно увлажненная, акварель
2. Акварельная бумага сухая, акварель
3. Акварельная бумага, предварительно увлажненная, акрил
4. Бумага для черчения ГОЗНАК, акрил, три отпечатка под разными углами
5. Акварельная бумага сухая, акрил
6. Акварельная бумага сухая, чернила для перьевой ручки
Можно оставить, как есть и использовать, например, для фона, но мне нравится дорабатывать отпечаток прорисовкой, например, так:Примеры готовых работ: Акварельная бумага сухая, акварель: Акварельная бумага сухая, акрил:Второй способ. "Карандашная" монотипия.
Материалы:
1. Бумага для черчения
2. Бумага для принтера
2. Краски масляные
3. Мастихин (необязательно, просто им удобно работать с маслом)
4. Гладкая поверхность. По технологии необходима металлическая пластина, я использовала то же стекло.
5. Валик для краски (велюровый или паролоновый)
6. Печатный станок (если вдруг он у вас есть) или прижимной валик (можно приобрести в строительной магазине, применяют при приклеивании обоев)
7. Бумажные полотенца или салфетки Равномерно накатываем валиком краску на стекло, не нужно стараться делать слишком толстый слой:Кладем бумагу, не прижимаем! Держа руку на весу, наносим изображение ручкой или карандашом, ручка дает более четкий контур. Там, где нужны тени, продавливаем пальцами. Рисунок можно нарисовать заранее: или тонкой линией на бумаге, или на кальке и затем продавливать через нее. Учитывайте, что изображение в итоге будет зеркальным! Для того, чтобы масло из краски не перешло на работу, необходимо или слегка увлажнить бумагу, которой вы будете снимать отпечаток, или заранее выложить краску на гигроскопичную поверхность: салфетку, газету.Аккуратно снимаем бумагу. Получаем позитивный отпечаток:
Далее попробуем получить негативный.Для этого на стекло кладем новый лист бумаги, здесь лучше использовать бумагу потоньше, приличный результат получается с обычной офисной, с более плотной бумагой отпечаток будет совсем слабым.Затем подразумевается пропустить это через типографский станок, для этого и нужна металлическая пластина. Но его найти довольно сложно, поэтому с силой прокатываем прижимным валиком:
Снимаем: По моим ощущениям, результат напоминает что-то между отштамповкой и гравюрой. Пример готовой работы:Третий способ. Монотипия на воде или аквамонотипия.
Это не совсем, конечно, монотипия, но тоже получение отпечатка. Произошла от древнего турецкого искусства Эбру. Суть в том, чтобы использовать краску, которая бы и не растворялась, и не тонула. В Эбру применяют краски (бойалар) на основе растения гевен и природных пигментов.Можно приготовить растворы масляной краски на скипидаре. Я этого не делала. А взяла лак для ногтей.
Материалы:
1. Емкость с водой. Желательно, чтобы она была прямоугольной или квадратной формы.
2. Лак для ногтей
3. Бумага (лучше плотная)
4. Одноразовые шпажки или зубочистки ВНИМАНИЕ! Большая площадь испарения пахучего вещества! Работать в хорошо проветриваемом помещении в отсутствии детей!Капаем лак на поверхность воды:Аккуратно проводим деревянной палочкой по каплям. Если вы когда-нибудь занимались нейл-артом, самое время вспомнить приемы.Накладываем бумагу на поверхность воды и сразу убираем - одним движением!Получается примерно так:
В этом способе главное все делать достаточно быстро. Бумага должна примерно совпадать по форме и размерам с емкостью, поэтому проще взять квадратную или прямоугольную форму, чем вырезать кружочки:) Первые капли расходятся по всей поверхности, образуя пленку, если кусок бумаги будет намного меньше по размеру, свободная часть этой пленки повиснет на крае некрасивым комком.Можно вместо бумаги взять пленку, тогда получится что-то вроде оверлея.
Существуют также специальные краски для марморирования, ими можно обрабатывать предметы: рамки, шкатулки и т.д.
Пример готовой работы. Вишня справа - лак на пленке.Надеюсь, что-то из этого окажется для вас полезным. Если возникнут вопросы, с удовольствием отвечу!
blog.ideastime.ru
Рисунок в технике монотипия
Лисята всерьез увлеклись рисованием, и не просто рисованием, а в технике монотипия. Оказывается, это очень просто — нужны лишь альбом, кисточка и акварельные краски. А дальше — дать простор воображению. Малышам такой вид рисования особенно понравится.
Монотипия – это нетрадиционная техника изобразительного творчества. Другим словом это «отпечатывание», но не штампами. Для отпечатывания используется любой материал с гладкой поверхностью: бумага, клеенка, стекло, пластмасса, пластика и др. Рисование в такой технике развивает воображение ребенка: попробуйте отпечатать любое пятнышко, выполненное красками на листе бумаги, на другой лист. А теперь простор для фантазии: на что похоже пятно? Недостающие детали можно дорисовать.
В этом мастер-классе мы выполним несколько композиций на тему «Летний пейзаж с бабочками». В технике монотипия будут выполнены бабочки.
Для работы потребуются:
• акварельные или гуашевые краски• кисть мягкая (№ 3-4)• баночка с водой• альбомные листы• ножницы• клей-карандаш
Как сделать монотипию
1. Один альбомный лист делим пополам и разрезаем.
2. Каждую половинку снова делим пополам и разрезаем. Получилось четыре листочка. На каждом из них мы нарисуем бабочку.
3. Теперь работаем с одной четвертинкой. Сгибаем ее пополам и разгибаем.
4. На кисточку берем много воды и много краски. На одной половинке листа рисуем одно крылышко так, чтобы туловище приходилось на линию сгиба. Вторую половинку оставляем чистой.
5. Вторую половинку прижимаем. Хорошо приглаживаем рукой.
6. Раскрываем: у бабочки появилось два крылышка! (обычно, в этот момент дети выдыхают: «Ах!»)
7. Продолжаем работу в том же духе. Узор рисуем только на одном крылышке.
8. На второе его отпечатываем.
9. Повторяем эти этапы, пока крылышки не станут полностью цветными.
10. Чтобы отпечатки были яркими, нужно брать много воды и много краски.
11. Так же рисуем туловище и усики. Усик рисуем только один – второй отпечатываем.
12. Остальные три бабочки (всего их 4) выполняем таким же образом. Готовые бабочки пусть сохнут.
13. Пока бабочки сохнут, нарисуем несколько фонов летнего пейзажа. Один очень простой: низ зеленый (трава), верх голубой (небо). С таким пейзажем справится и трехлетний ребенок.
14. За то время, как мы рисовали пейзаж, бабочки, вероятно уже успели высохнуть. Вырезаем их.
15, 16. Приклеиваем бабочек к фону. С обратной стороны бабочки клеем смазываем только середину – по линии сгиба. Прижимаем. Крылышки отгибаем, чтобы они были приподнятыми. Именно эта приподнятость крылышек («как живые») и привлекает в это работе детей.
17. Для другой работы выберем фон – цветок на весь лист.
18. На цветок так же посадим бабочку.
19. Третий фон – букет цветов. Цветы должны быть, по крайней мере, не меньше бабочек. Чтобы бабочка, сев на цветок, его не скрыла.
В моей практике не было ни одного ребенка, кому бы эта работа не понравилось. Дети появление второго крылышка воспринимают как чудо, волшебство, конечно, при условии, что они видят это впервые.
Данная работа под силу детям с четырехлетнего возраста.
Так можно познакомить ребенка с таким математическим понятием как «симметрия». И выполнить таким же образом изображения других симметричных предметов: лист, птицу, стул и т. д.
Малышам наверняка понравится и рисование витражными красками по стеклу.
Приятного вам совместного творчества с вашими детьми!
Автор: Екатерина Маракова
lisyata.info
Монотипия - это радость творчества
Монотипия является одним из самых востребованных направлений арт-терапии. По убеждению тех, кто ею занимается, монотипия – это и полноценный вид искусства, и метод психотерапии. Заниматься этим искусством может каждый независимо от возраста. Ведь одной из главных потребностей человека является стремление к самовыражению через творчество.
Искусство монотипии
Автором метода считается Елизавета Кругликова, художница, создававшая офорты еще в начале ХХ века. Однажды она случайно пролила краску на печатную доску и, приложив к получившемуся пятну лист бумаги, вдруг заметила интересный образ, проявившийся на нем. Впоследствии художница стала использовать полученный эффект в своих работах.
В переводе с греческого монотипия – это техника единственного отпечатка. Чтобы его получить, можно применять любые краски и поверхности, а специальных навыков рисования при этом не требуется.
Монотипия для детей: начало
Ребенок во многом копирует поведение окружающих его взрослых, поэтому, чтобы заинтересовать его рисованием, родители могут поиграть в художников и попробовать разные способы изобразительного творчества вместе со своими детьми.
На первом занятии можно попытаться сделать рисунок на простой бумаге. Пусть ребенок нарисует гуашью то, что умеет. Затем, пока не высохла краска, нужно быстро накрыть картинку другим листом и разгладить его ладошкой. Потом верхний листок отлепить от основы, на нем получится забавная картинка. Этот процесс очень нравится малышам.
По более сложной технологии проводится монотипия в детском саду. Для этого нужно приготовить пластиковую доску или оргстекло. Кроме гуаши, можно использовать масляную краску. На заготовленной плоскости рисуется все, что захочется, используя кисть или валик, а затем делается завершающий бумажный оттиск. Потом можно дорисовать полученную картинку кисточкой.
Техника монотипии для дошкольников
Монотипия в детском саду все чаще включается в обязательную программу по ИЗО. Если в младших группах для получения картинок чаще используются собственные пальчики и ладошки, то начиная со средней группы репертуар изобразительных средств становится все более разнообразным.
С детьми старше 5 лет можно использовать предметную монотипию для изображения симметрии. Для этого подойдет плотная бумага типа ватмана. Нужно сложить лист пополам и на нижней части нарисовать, к примеру, бабочку с одним крылом. Затем прижать верхней половинкой листа полученный рисунок. На нем получится симметричный отпечаток, а у бабочки появится второе крыло. В такой же технике можно рисовать отражение пейзажей в воде.
Самый простой вариант монотипии - кляксография, нравится детям больше всего. Для получения картины гуашь разных цветов набирается ложкой и выливается на плотную бумагу. После этого делают отпечаток уже описанным способом. Рассматривая изображение, дополняют его, чтобы получился целостный образ.
Узоры на окне
Как узнать, для чего применяется монотипия? Мастер-класс по избранной тематике позволяет получить исчерпывающую информацию и необходимые навыки для использования этой техники.
Например, воспитатель на своем мастер-классе предлагает сделать праздничную открытку «Морозные узоры» в технике монотипии. Для этого понадобятся бумажные листы – будущие окна, гуашь и гелевые краски бело-голубой гаммы, полиэтиленовый пакет, нитки, трубочка и запись «Времен года» Чайковского.
Вначале всем дается задание разглядывать морозные узоры везде, где только можно. На самом занятии в сопровождении музыки читаются стихи по заданной теме. Затем ведущий рассказывает, что монотипия – это волшебная техника, при помощи которой участники смогут расписать морозным узором свои окошки.
Красочные пятна наносятся на пакет, а бумага прижимается к нему. Пока полученный отпечаток сохнет, нужно выложить на нем узоры раскрашенными нитями и с помощью трубочки нанести капельки серебристого геля на свой узор.
Монотипия – это простая и привлекательная техника для развития творческих способностей детей. Она позволяет им свободно выражать свои эмоции и фантазии, так как не требует долгого обучения. Дети учатся свободно выбирать краски и темы для рисунков, а в конечном итоге избавляются от страха самостоятельного выбора.
fb.ru
Монотипия. Мастер-класс
Что это: неземной пейзаж или грозовое небо, складки бального платья или нежный женский силуэт, роскошный цветок или затейливый фон для надписи? Только вы решите, что будет нарисовано на картине в технике монотипии!
Как понять, подойдет ли Вам этот урок?
- если вы брали краски в руки последний раз в школе и сейчас завидуете своим детям, когда они делают домашку по рисованию;
- если вы в магазине товаров для творчества внезапно поддались внутреннему порыву и непонятно зачем купили краски,
- если вы начали рисовать совсем недавно и у вас мало что получается,
- если вы рисуете уже давно, но чувствуете, что копируя окружающий мир, упускаете что-то существенное,
- если вы хорошо владеете техникой работы с любимой краской, но любите пробовать новое…
Тогда это занятие точно для вас!
Художник Арина Даур известна в Европе как «Королева монотипии». Этот «титул» ей дали в 2002 году, во время выставки работ в Совете Европы в Страсбурге. Монотипии Арины поразили тогда европейский бомонд и были мгновенно раскуплены. Откуда такой успех? Все потому, что эта техника включает человеческое сознание в игру, будит ассоциации, дает простор фантазиям и воображению, именно так, как это бывает в детстве.
Мастер-классы Арины «на ура» проходят у взрослых и детей, а получившиеся картины зрители и участники процесса уносят с собой как величайшую ценность.
Многие участники этих занятий впервые соприкасаются с красками, и при этом получают прекрасный результат, а самое главное – у них включается новое зрение, способность видеть прекрасное, именно то, что отличает художника от не-художника.
Этот мастер-класс предлагает вам включиться в игру с красками, линиями, кляксами, пятнами, разводами. Сложить из них изображение может каждый, результаты будут у всех разные и они удивят вас самих!
Включайся в творчество, разбуди в себе художника!
А для вдохновения - этот видеосюжет с работами Арины Даур и высказываниями великих людей прошлого об этом уникальном способе смотреть и видеть.
Материалы и инструменты
Материалы для работы могут быть любые. Не надо специально покупать краски и кисти, возьмите то, что есть у вас дома. Это может быть гуашь или акварель, тушь, акрил или маслом. Арина использует гуашь черного цвета, но можно взять и любого другого цвета.
Понадобится пара кисточек: одна потолще, другая потоньше.
Автор показывает мастер-класс на гладкой мелованной бумаге (подойдет бумага для графики, графических работ или акрила), но можно взять и любую другую плотную бумагу, например, для акварели, или белый картон для детского творчества.
Для создания изображения в этом мастер-классе Арина использует бронзовый или золотой порошек, который продается как в художественных, так и в хозяйственных магазинах. Если у вас его нет - вполне можно обойтись и без него.
Продолжительность - 40 минут. Вам потребуется больше времени для освоения материала.
Есть художники, которые чувствуют призвание к одному виду творчества и увлеченно им занимаются всю жизнь. Они достигают высот в избранном направлении, но известны в одном единственном амплуа. Есть и другие мастера, которые пробуют многое и совершенствуются в нескольких видах искусства. Мир знает их одновременно как акварелистов и витражистов, архитекторов и графиков, иллюстраторов и скульпторов. Арина Даур – именно такой многосторонний художник.
Арина родилась в Краснодаре, но уже в раннем детстве оказалась в Ленинграде. По ее собственному признанию, художником ощутила себя в четыре года. И с этого момента делом жизни стало созидание.
Потом были яркие годы в художественной школе, трудное поступление в училище имени В. И. Мухиной в Ленинграде, было непонимание в Союзе Художников и счастливые стечения обстоятельств, которые давали надежу быть понятой зрителем и коллегами по профессии. Разными сложными путями жизнь привела к признанию обществом ценности того, во что Арина вкладывала силы и время, знания и энергию души.
Как художник Арина занималась многим: рисовала находки и земляные стены в раскопах археологических экспедиций, работала над созданием мультипликационных фильмов, увлекалась лепкой и литьем из глины. Ее творческая энергия находила применение в создании кукол и театральных костюмов, в живописи и в графике. А вдохновение черпалось в культурной атмосфере тех мест, куда приводила судьба.
Одним из таких знаковых мест в ее жизни стали Пушкинские горы, где Арина проводила летние месяцы, «отдыхая» за работой в мастерской. Здесь она учила детей «всяким изобразительным штукам»: работать с особенной глиной тех мест, искать образы в бесформенных кляксах монотипий. Одновременно проникалась «духом места», вчитывалась в Пушкина. Как результат этого погружения появились иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича. А в 2012 году роман «Евгений Онегин» был издан с рисунками Арины Даур.
Человек с философским складом ума, Арина старается осмыслить каждый свой практический опыт, «взять» тему глубокого и широко, изучая работы предшественников, устанавливая связи с разными явлениями в истории культуры, собирая вокруг единомышленников. Когда ее внимание привлекли силуэтные рисунки, за собственными упражнениями с бумагой последовали исторические изыскания. И закономерно случай свел Арину с потомками знаменитой художницы «Серебряного века» Елизаветой Кругликовой, гравюры, монотипии и силуэтная графика которой стали яркой страницей в истории отечественного искусства. А в апреле 2009 года Арина организовала в Петербурге Четвертый международный фестиваль монотипии, посвященный памяти знаменитой художницы.
Арина Даур умеет «заразить» своим интересом других – многих. Ее искренняя увлеченность, доброжелательность, понимание глубинной сути искусства поражают и привлекают не только творческих людей, но и совсем не-художников. Вокруг Арины бурлит и кипит энергия человеческих взаимоотношений, и совместные усилия дают поразительные результаты. Так были организованы множество фестивалей, в том числе международные, посвященные монотипии. Эта техника, которой всерьез занимаются профессионалы, привлекала многих художников прошлого, и просто приворожила Арину. С детства привлекала ее возможность «достать» образ из красочного хаоса. Умение смотреть и видеть, помноженное на художественный опыт и многолетнюю практику, дали свои результаты: в 2002 году на выставке в Совете Европы в Страсбурге имя Арины Даур прогремело и стало буквально открытием для европейской публики. «Королева монотипии», как ее презентовали на этом мероприятии, окрыленная успехом в дальнем зарубежье, основательно «погрузилась» в тему, изучив историю, найдя единомышленников. Выставки, мастер-классы, лекции, организация фестивалей заполнили 2000-е годы.
А в 2013 Арина открыла собственную студию, в которой преподает технику живописи старых мастеров. И это не внезапная смена интересов, это – другая грань жизни одного и того же человека.
Каждый разговор с Ариной открывает ее личность с неизвестной, часто неожиданной стороны: например, ее дипломный проект – фаянсовый сервиз для парусного судна «Надежда» из тридцати шести предметов находится в коллекции музея родного училища, уже давно сменившего имя на первоначальное - художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Еще она иллюстрирует сказки и ведет авторскую передачу на «Радио России», рассказывая о художниках в цикле «Наше Вам с кисточкой». Работы Арины находятся в коллекциях музеев разных стран. Фильм «Из дома вышел человек», в создании которого она участвовала как художник-мультипликатор, в 1990 году получил Большую золотую медаль на кинофестивале стран Балтии. Это – лишь некоторые яркие факты из биографии художника. Она работает в разных видах, техниках и жанрах искусства и увлекает ими других. Дети и взрослые постигают в общении с Ариной главное – умение видеть красоту: в картинах старых мастеров и в черной кляксе на бумаге. И увидев один раз, остаются увлечены бесконечным процессом познания художественного творчества в самых разных его проявлениях.
Хотите стать творческой личностью? Смотрите уроки Арины Даур.
Работы Арины Даур
Сохранить
Сохранить
Тут скоро будут отображаться ваши работы.
horizontum.ru
Монотипия: уникальность и простота в одном флаконе
Существует множество различных графических техник, монотипия – одна из самых интересных из них. Сам термин «монотипия» состоит из двух греческих слов, которые можно перевести на русский язык как «единый отпечаток». Монотипия соединяет в себе элементы не только графики, но также живописи и эстампа. И хотя с первого взгляда техника монотипии напоминает веселую игру, однако данный вид изобразительного искусства имеет множество поклонников, среди которых также и признанные, всемирно известные художники.
Для того чтобы получить красивый рисунок или покрасить лист бумаги в технике монотипии понадобятся разноцветные гуашевые, акриловые, акварельные или масляные краски, лист бумаги, а также любая гладкая поверхность, которая не будет впитывать краски или изменять их цвет, например, стекло или пластик. Важно, чтобы эта поверхность была прозрачной, иначе она будет искажать цвета, нанесенных на нее красок.
Также надо выбрать или придумать определенный сюжет, который и будет переноситься на рабочую поверхность. Наносить краски следует как можно быстрее, чтобы они не успели засохнуть. Рисуя картину, следует помнить, что в конечном результате полученное изображение будет зеркальным к тому, что наносилось на стекло.
Наша задача — покрасить лист бумаги, используя технику монотипия. Поэтому наносить краску можно не планируя сюжета, но яркость и сочетание красок нужно продумывать, чтобы не получить «грязное» изображение.
Заключительный этап в создании картины или окрашивании листа бумаги в технике монотипии – это перенесение краски с рабочей поверхности на бумагу. Для этого, бумагу аккуратно прикладывают к разрисованному стеклу или пластику и прижимают на несколько секунд.
В результате на бумажном листе появляется зеркальное изображение того сюжета, что был нанесен на рабочую поверхность. Такой рисунок отличается легкими, воздушными акварельными чертами, но главной особенностью является само изображение. Такие отпечатки можно дорисовывать, как на открытке, или использовать как фон.
И ещё пример. На стекло нанесены акриловые краски. Они гуще акварельных и быстро сохнут. Поэтому работать нужно быстро. Густые акриловые краски дают интересную, немного объёмную фактуру поверхности бумаги.
В результате получаем такой отпечаток — яркий и сочный, из которого можно вырезать цветы, бабочек или использовать часть бумаги для изготовления открытки или странички альбома.
Благодаря особой технике исполнения в рисунке появляются новые элементы, оригинальные линии, некая фантазийность. Именно поэтому часто даже сам художник точно не знает, какой именно получится его картина.
Монотипия дает отличный простор для креативности, импровизации и оригинальных идей. Благодаря простоте своей техники она отлично подходит для занятий с детьми, а многие психотерапевты считают монотипию одним из инструментов психокоррекции, так как, на их взгляд, она является способом самовыражения, своеобразной проекцией внутреннего мира.
Всё это Вы можете сделать своими руками для семьи и друзей с сайтом @Домашний Декор
Также читайте на сайте "Калейдоскоп декора"
henddecor.ru