Миллиардер Алексей Ананьев: «От картин в хранилище удовольствия не получаю». Хранилище картин
Хранилище картин и предметов искусства
Вы являетесь коллекционером дорогих произведений искусства? Любите живопись и дорогие интерьерные предметы? Желаете разместить свою коллекцию в специализированном помещении прямо у себя дома? Тогда наилучшим решением для вас станет оборудование хранилища для картин и предметов искусства.
В современном мире становится всё больше любителей разнообразных увлечений, связанных со сбором и хранением дорогих изделий. Кто-то любит коллекционировать часы, другие предпочитают ювелирные изделия и драгоценности. Охотники нередко размещают в своих домах целые арсеналы разнообразного оружия. Безусловно, своё место в жилищах поклонников находят картины, статуи, сувениры и другие изделия. Нередко коллекции предметов искусства насчитывают десятки, сотни и даже тысячи экземпляров, представляющих не только материальную, но и историческую ценность. Также эти изделия могут являться семейной реликвией, хранящей память о предках. Чтобы защитить предметы от посягательств грабителей, максимально продлить срок их существования, а также эффектно презентовать свою коллекцию, поместите её в специализированную комнату.
Площадь такой комнаты может достигать 60 квадратных метров, а конструкция содержать:
- дополнительное усиление стен;
- бронированные панели пола и потолка;
- скрытый вход;
- охранную систему;
- грамотно подобранные источники света;
- системы кондиционирования, вентиляции и другие коммуникации.
Особенности хранилищ для картин и предметов искусства Среди особенностей специализированных хранилищ живописи и старинных предметов искусства является наиболее удачное их размещение в цокольных этажах частных домов, загородных особняков, коттеджей и т.д.
Важнейшим предметом, обеспечивающим безопасность и надёжность хранения предметов искусства, является входная дверь в такую комнату. Зачастую она изготавливается из нескольких слоёв высоколегированной стали, пространство между которыми заполняется вязким материалом. Прочный металл способен предотвратить попытки алмазного бурения, в то время как наполнитель противостоит обычному высверливанию и распиливанию двери. Изделия также дополняются электронными, механическими, биометрическими, кодовыми, ключевыми замками. Большинство дверей для таких хранилищ содержат несколько запорных устройств с механизмами различного типа, что предотвращает или усложняет попытки взлома.
Внутреннее содержание хранилища картин и предметов искусства выбирают, исходя из пожеланий заказчика. Интерьер комнаты может быть дополнен отделкой из дорогих пород дерева, высококачественной мебелью, стеклянными витринами, шкафами, стеллажами, сейфами с элементами подсветки. Нередко просторные помещения включают в себя зону отдыха с мягкими креслами, диваном и столиком для комфортного созерцания предметов живописи и искусства.
Как заказать хранилище для картин и предметов искусства?Если вы хотите обустроить в своём доме специализированную комнату для хранения предметов живописи и искусства, но не знаете где можно заказать такую услугу, то можете смело обращаться в компанию «Мир сейфов».
Среди наших преимуществ стоит выделить:
- индивидуальный подход к каждому клиенту;
- соблюдение всех правил, норм и требований к безопасности;
- максимальное соответствие пожеланиям заказчика;
- широкий диапазон цен от доступных до элитных.
www.mirseifov.ru
Компания «Арт-Курьер» открыла в Москве специальное хранилище для картин
«Русский фрипорт» не обладает особым налоговым режимом, но в остальном суть та же: многоуровневая охрана, защищенные помещения, особый климатический режим, газовая система пожаротушения и максимальный комфорт по транспортной логистике произведенийУслуга специализированного хранения произведений искусства предназначена для организаций и частных владельцев. По факту все уже работает, но официальная презентация намечена лишь на середину октября. Так что для ARTinvestment.RU директор «Арт-Курьера» Александр Зарецкий практически устроил экскурсию за кулисы.
«Русский фрипорт» не обладает особым налоговым режимом, но в остальном суть та же: многоуровневая охрана, защищенные помещения, особый климатический режим, газовая система пожаротушения и максимальный комфорт по транспортной логистике произведений искусства.
Хранилище состоит из нескольких помещений разного назначения.
Первый зал конструктивно представляет собой железобетонную капсулу, построенную внутри здания. В капсуле расположены 93 выдвижные секции для хранения, что дает около 2 100 квадратных метров площади для развески картин. На климатической установке Liebert выставлен режим 18 градусов и влажность 54 процента. В углу — баллоны системы пожаротушения на газе 3M Novek, не ядовитого для человека. Сейфовые двери хранилища оборудованы биометрической системой доступа. Но допуск в помещение осуществляется только в сопровождении сотрудников «Арт-Курьера», таковы правила, поэтому владельцам картин оставить отпечатки никто не предложит.
Помещая картину на хранение, клиенту не нужно искать страховую компанию на стороне. Уровень оснащения зала одобрен страховой компанией Lloyd’s. Страховку может выписать «Арт-Курьер» от страхового брокера Marsh. Перед размещением на хранение картины обязательно осматриваются в специальном зале, где составляется акт об их состоянии. Стоимость услуг непосредственно по хранению определяется индивидуально, в зависимости от объема и уровня сложности задачи. Точных цен «Арт-Курьер» не называет, но рыночные ориентиры в принципе известны: около 100 евро в месяц за предмет, плюс налоги, плюс страховка. На круг можно предположить, что в среднем ориентировочно получится около 5000 рублей за картину.
Второй зал, который удалось посмотреть, — это большая транзитная зона. Там ночуют термо- и простые ящики, ожидающие дальнейшей транспортировки. Все погрузочно-разгрузочные работы осуществляются внутри помещения, грузовик заезжает прямо внутрь здания.
На втором этаже есть еще и третий зал. Своими глазами посмотреть его не удалось, там завершаются монтажные работы. Но назначение его не секрет. Там будут арендуемые «комнаты» для хранения любых ценностей.
На этом пока все, остальные подробности узнаем после официальной презентации.
Владимир Богданов, AIФото автора
О фрипортах читайте на AI:
В Москве представили фрипорт Люксембурга
Фрипорт Сингапура. Возможности для русских коллекционеров
«От картин в хранилище удовольствия не получаю» • ARTANDHOUSES
Один из первых частных музеев современной России — Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), расположенный в Замоскворечье, в этом году отмечает свое пятилетие. Создатель и владелец музея — миллиардер из списка Forbes (состояние оценивается в $1 млрд), председатель совета директоров Промсвязьбанка и коллекционер Алексей Ананьев. Именно ему принадлежит рекорд аукционной цены на картину советского официального художника — почти $3 млн бизнесмен выложил за работу Георгия Нисского «Над заснеженными полями» на Sotheby’s в 2014 году.
В преддверии юбилейной смены экспозиции в музее Алексей Ананьев рассказал ARTANDHOUSES, зачем ему музей и почему людям сегодня интересно реалистическое искусство.
Почему вы решили создать музей? Ведь многие крупные коллекционеры участвуют в культурной жизни, просто давая свои картины для выставок, устраивая временные выставки своих собраний, — без хлопот, связанных с собственным музеем.
Конечно, можно было бы продолжать коллекционировать и не открывая музей, но тогда знаковые работы, да и большую часть коллекции, можно было бы увидеть только на стеллажах, в хранении. А когда работы в хранилище, то формально они твои, а фактически ты не получаешь от них удовольствия. И это первый аргумент в пользу открытия музея. А кроме того я, как и многие коллекционеры, столкнулся с тем, что художники крайне неохотно продают свои работы без гарантии того, что эти произведения будут выставляться публично. Художники и семьи художников предпочитают продавать картины в серьезные коллекции. В начале 2000-х мое собрание не было так известно, как сейчас, люди не приходили ко мне сами с предложениями. В то время мне нужно было объяснять, почему продать свои лучшие работы они должны именно мне, а не кому-то другому. Это стало еще одним аргументом в пользу создания музея. И главное — я взвесил свои возможности и понял, что могу себе позволить создать профессионально организованное пространство, которое бы представляло русскую и советскую реалистическую живопись в том формате, который был мне понятен и интересен, а именно — реалистическое искусство ХХ века с акцентом на вторую его половину.
Как начиналась коллекция? Менялись ли ваши вкусы, менялось ли «направление» коллекционирования?
Нет, я сразу начал собирать советское реалистическое искусство, и первым крупным приобретением стала «Свадьба» Юрия Кугача, авторское повторение работы 1960-х годов, которая считается утерянной. Сегодня в моей коллекции всё то, что не относится к советскому периоду, является логическим дополнением «ядра» экспозиции. Это либо те художники и те работы, которые представляют истоки, скажем так, корни советской реалистической живописи, либо работы художников — наших современников, которые живут в постсоветское время, но продолжают традиции, заложенные художниками ХХ века.
Вся ваша коллекция представлена в музее или есть какая-то совсем «личная» часть, которая не включена в экспозицию? И каков общий объем коллекции?
Коллекция музея и моя личная коллекция тождественны, они совпадают. На сегодняшний день в постоянной экспозиции музея около четырехсот полотен, в фондах — более шести тысяч произведений русской и советской живописи конца XIX — начала XXI века.
В середине 2000-х уже был всплеск интереса к искусству соцреализма. Насколько он интересен сегодняшней публике?
Позвольте уточнить. В конце 1990-х — начале 2000-х годов интерес появился, скорее, к работам, напоминавшим по своему содержанию, по сюжетам об ушедшей эпохе. К крепким произведениям в духе знаменитой картины Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле», известной в народе как «Два вождя после дождя». В постоянной экспозиции было пять – семь произведений такого рода — заказные, исполненные в рамках академической традиции, мастеровито сделанные, но фальшивые по смыслу. Они были представлены, чтобы зритель увидел разительный контраст между настоящей реалистической живописью (пусть и выполненной в советское время) и этими ходульными, пошлыми, лживыми вещами. Сегодняшний интерес к живописи советского времени — это интерес именно к искусству, а не к приметам времени.
Если бы вы проводили экскурсию по музею, то на каких авторов обязательно обратили бы внимание гостей?
Есть мастера владимирской школы. Довольно широко представлена ленинградская школа — Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников. Нельзя не упомянуть Алексея Грицая и Александра Грицая, Вадима Дементьева, Михаила Изотова, Вячеслава Стекольщикова.
Словом, мы уделяем большое внимание авторам второй половины ХХ века. Однако без работ их учителей — Аркадия Пластова, Игоря Грабаря, Александра Герасимова, Исаака Бродского, Сергея Герасимова — представление о реалистической школе живописи не было бы полным.
Если говорить о наших современниках, то назову молодых авторов, чьи работы заслуживают внимания, — это Антон Стекольщиков, Егор Зайцев, Владимир Янаки.
Как происходит пополнение коллекции — с финансовой точки зрения: есть определенный бюджет, за рамки которого музей не выходит?
Задачи приобрести за год картин на определенную сумму нет. Всё зависит от предложения. Я лично принимаю решение — покупать или нет. Сейчас предложений стало больше. Это связано с кризисными явлениями. Люди готовы расставаться с вещами, которые не продали бы пять – десять лет назад. А в целом ситуация на рынке такая: цены, конечно, увеличиваются, но предлагается и продается или что-то совсем дешевое, или топовые вещи, это процента три от общей массы. Всё остальное находится без движения — так всегда происходит во время кризиса.
Фраза «из собрания Института русского реалистического искусства» — это хорошее дополнение к провенансу картины. Предлагают ли вам продать какие-то работы из собрания музея?
Такие предложения поступают, но произведения художников первого ряда из своей коллекции я принципиально не готов продавать. А работы, у которых нет шансов войти в постоянную экспозицию музея, сейчас — в силу спада покупательского спроса — нет смысла предлагать покупателям.
ИРРИ дважды представлял международные проекты. Что на ваш взгляд было интересно зарубежной аудитории?
Оба проекта были исключительно успешны и очень важны для нас. Зимой 2013–2014 года мы представили в Лондоне выставку «Soviet Art. Soviet Sport», и она стала откровением даже для профессионалов. Ведь в подавляющем большинстве зарубежная аудитория не подозревает о существовании такой живописи — высочайшего уровня и при этом не агитационной, не пропагандистской, поражающей жизнелюбием и энергией. В конце 2015 года в Риме мы показали выставку «Russia on the Road», кураторы которой с итальянской стороны хорошо знали советское искусство. Они делали выставки «Александр Дейнека» и «Социалистические реализмы». Совместно мы сформировали очень сильную подборку картин, и отклик был колоссальный: за два с небольшим месяца на выставку пришло около шестидесяти тысяч человек, появилось более ста пятидесяти публикаций. И простых зрителей, и профессионалов, как и в Лондоне, интересовала именно живопись, эмоциональный посыл. Ну и, конечно, их подкупала интернациональность темы — транспорт, дороги, освоение новых территорий, романтика путешествий.
Экспозиция временной выставки«Советский спорт»
С какими сложностями сталкивается сегодня частный музей?
К сожалению, частный музей с точки зрения законодательства и надзорных органов рассматривается как бизнес-структура, хотя мы официально зарегистрированы как частное учреждение культуры и не занимаемся деятельностью, предполагающей получение прибыли. При постоянно растущих затратах у музея нет никаких льгот, все коммунальные тарифы мы оплачиваем полностью. Возникают сложности по привлечению спонсорских взносов от частных лиц или организаций, которые готовы их сделать. Их сложно принять, большой процент съедают налоги. При этом государство по-прежнему воспринимает создание частного музея как попытку уйти от налогов. Об этом мы можем судить по той строгости, которая предъявляется к отчетности. Было бы здорово, если бы частные учреждения культуры уровняли в этом отношении с государственными музеями. Для нас, например, чрезвычайно важно принятие поправки об отмене таможенных пошлин при временном ввозе-вывозе экспонатов на выставки. Это довольно большие деньги, и мы бы с большей радостью вложили их в производство новых экспозиций, в новый свет, в качество архитектуры, в издательские и образовательные программы.
Экспозиция временной выставки «Россия в пути»
Как вы планируете развивать музей, допустим, на следующую пятилетку?
За предыдущие пять лет у нас однозначно получилось донести до аудитории музея понимание того, что русская реалистическая живопись советского периода это не пропаганда, которую кто-то и не готов называть искусством, а кто-то, даже называя искусством, относит к разряду каких-то идеологизированных плакатов. Мы видим, что люди даже разного уровня подготовленности понимают, что это — настоящее искусство, это наша история, наша жизнь, они чувствуют мастерство художников, видят художественные достоинства произведений.
Экспозиция временной выставки «Россия в пути»
Если говорить о планах, то я думаю, что для музея было бы очень интересно пополнить коллекцию работами мастеров первого ряда советской живописной школы 1930–40–50-х годов, таких как Александр Дейнека, Георгий Нисский, Юрий Пименов, программными произведениями мастеров, сформировавших основу нашей изобразительной культуры, которая дальше развивалась уже в 1960-е годы. Наша задача постоянно повышать качество наших проектов и основной экспозиции — и хотелось бы, с учетом возможностей наших площадей и месторасположения, выйти на уровень ста тысяч и более посетителей в год. Сейчас мы готовимся отпраздновать пятилетие и работаем над переэкспозицией всех трех этажей.
Планируете ли вы продолжать международные проекты?
Мы постоянно общаемся на эту тему с коллегами из зарубежных музеев, и, хотя планы не конкретизированы, основная интересующая нас идея — показать в рамках совместных инициатив общность подходов и жизненных интересов западных и наших художников, работавших в одно и то же время в 1950–70-е годы ХХ века. Их разделяли идеологические преграды, но творчество их развивалось параллельными путями. Не так давно в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы меня заинтересовала выставка «Реалисты Мадрида». Работы испанских художников перекликаются с работами наших художников, хотя, возможно, наши интереснее по глубине и охвату жизненной проблематики, а испанцы сильнее в художественном «ремесле». В те годы между художниками наших стран не было практически никакого общения, и тем не менее мастера из разных стран, носители разных культур, сочли для себя важным и нужным работать в реалистическом направлении.
art-and-houses.ru
Хранилище картин и предметов искусства
Вы являетесь коллекционером дорогих произведений искусства? Любите живопись и дорогие интерьерные предметы? Желаете разместить свою коллекцию в специализированном помещении прямо у себя дома? Тогда наилучшим решением для вас станет оборудование хранилища для картин и предметов искусства.
В современном мире становится всё больше любителей разнообразных увлечений, связанных со сбором и хранением дорогих изделий. Кто-то любит коллекционировать часы, другие предпочитают ювелирные изделия и драгоценности. Охотники нередко размещают в своих домах целые арсеналы разнообразного оружия. Безусловно, своё место в жилищах поклонников находят картины, статуи, сувениры и другие изделия. Нередко коллекции предметов искусства насчитывают десятки, сотни и даже тысячи экземпляров, представляющих не только материальную, но и историческую ценность. Также эти изделия могут являться семейной реликвией, хранящей память о предках. Чтобы защитить предметы от посягательств грабителей, максимально продлить срок их существования, а также эффектно презентовать свою коллекцию, поместите её в специализированную комнату.
Площадь такой комнаты может достигать 60 квадратных метров, а конструкция содержать:
- дополнительное усиление стен;
- бронированные панели пола и потолка;
- скрытый вход;
- охранную систему;
- грамотно подобранные источники света;
- системы кондиционирования, вентиляции и другие коммуникации.
Особенности хранилищ для картин и предметов искусства Среди особенностей специализированных хранилищ живописи и старинных предметов искусства является наиболее удачное их размещение в цокольных этажах частных домов, загородных особняков, коттеджей и т.д.
Важнейшим предметом, обеспечивающим безопасность и надёжность хранения предметов искусства, является входная дверь в такую комнату. Зачастую она изготавливается из нескольких слоёв высоколегированной стали, пространство между которыми заполняется вязким материалом. Прочный металл способен предотвратить попытки алмазного бурения, в то время как наполнитель противостоит обычному высверливанию и распиливанию двери. Изделия также дополняются электронными, механическими, биометрическими, кодовыми, ключевыми замками. Большинство дверей для таких хранилищ содержат несколько запорных устройств с механизмами различного типа, что предотвращает или усложняет попытки взлома.
Внутреннее содержание хранилища картин и предметов искусства выбирают, исходя из пожеланий заказчика. Интерьер комнаты может быть дополнен отделкой из дорогих пород дерева, высококачественной мебелью, стеклянными витринами, шкафами, стеллажами, сейфами с элементами подсветки. Нередко просторные помещения включают в себя зону отдыха с мягкими креслами, диваном и столиком для комфортного созерцания предметов живописи и искусства.
Как заказать хранилище для картин и предметов искусства?Если вы хотите обустроить в своём доме специализированную комнату для хранения предметов живописи и искусства, но не знаете где можно заказать такую услугу, то можете смело обращаться в компанию «Мир сейфов».
Среди наших преимуществ стоит выделить:
- индивидуальный подход к каждому клиенту;
- соблюдение всех правил, норм и требований к безопасности;
- максимальное соответствие пожеланиям заказчика;
- широкий диапазон цен от доступных до элитных.
spb.mirseifov.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ В ЗАПАСНИКАХ | АРТконсервация
Большая часть музейных экспонатов находится в запасниках. Поэтому каждый запасник должен быть приспособлен для хранения и с точки зрения экономии места, и с точки зрения удобства для музейных работников и, что самое основное, с точки зрения хорошей сохранности произведений искусства. Хранилища произведений живописи необходимо размещать в сухих, хорошо проветриваемых помещениях, желательно с дневным освещением.
Для хранения живописи должны быть устроены стойки, обтянутые металлической сеткой, на нее с двух сторон вешают произведения в рамах. К верхней или боковой планке рамы прикрепляются специальные крючки, которые цепляются за ячейки сетки. Если картина без рамы, следует обнести ее по краям планками; крючок в этом случае крепится вверху боковой стороны планки. Крепить крючок к подрамнику запрещается. При такой повеске картины касаются друг друга либо рамами, либо планками, а сетка не позволяет им прикасаться друг к другу обратной стороной. Иконы подвешиваются на сетку с помощью плоских зажимов, они «надеваются» на икону сверху и снизу, скрепляются металлическим тросиком, цепляющимся за сетку. Между сетками оставляется расстояние, необходимое для подхода к картине.
Кроме таких стабильно установленных стоек с сетками практикуется развеска живописи в запасках на щитах, они устанавливаются или подвешиваются в простенках и других свободных местах. Размер такого щита определяется размером свободного места в хранилище. Принцип устройства этих щитов тот же — на деревянную раму натянута металлическая сетка. Щиты могут быть изготовлены и полностью из дерева. На раму (толщина ее планок 4—5 см) набиваются с обеих сторон через интервалы в 8—10 см горизонтальные планки сечением 2х2 см. Наружная сторона планки закругленная. В верхней части щита укрепляются кольца или крюки для штанг. В качестве штанги может быть использована и каждая планка. Щиты легки и удобны, могут устанавливаться стационарно и временно.
Очень целесообразно делать щиты выдвижными (илл. 5).
Они двигаются на роликах по рельсам, проложенным под потолком или по полу. Внизу (или вверху) щиты свободны, но направляющие бруски не дают им касаться друг друга. При подвижных щитах расстояние между ними сокращается до 20—30 см, что позволяет при одной и той же площади, отведенной под запасник, разместить в нем значительно большее количество произведений при свободном доступе и рассмотрении каждого из них.
Очень распространено, хотя и менее удобно, хранение в стеллажах с ячейками для каждого произведения. Они делаются из гладкого, сухого, незараженного вредителями проолифленного дерева и должны быть подняты от пола не менее чем на 25 см, а основание их должно быть решетчатым для обеспечения циркуляции воздуха. Чтобы картины не прикасались друг к другу, на основание и вертикальную стену набивают рейки, образующие гнезда, в которые и вставляется картина. Гнезда стеллажей для икон делают шире — по 8—10 см, так как иконные доски толще, чем планки подрамников, и часто бывают покороблены. Так как хранить в таких стеллажах картины в рамках неудобно (ширина рам различна, а стеллажи с гнездами делаются, как правило, стандартных размеров), рамы приходится снимать и хранить отдельно, а чтобы не терлись и не портились кромки живописи, картину по краям следует обнести планками. Стеллажи можно делать и небольших размеров, устанавливая их в целях экономии места в свободных местах.
Крайне нежелательным является хранение произведений живописи в штабелях. При таком хранении всегда существует опасность нанесения травмы, особенно произведениям, выполненным на холсте: прорыв холста, удар по холсту и красочному слою, нанесение царапин и пр. При таком хранении картины лишены доступа воздуха и света, а сотрудники музея испытывают огромные неудобства. Если необходимо достать нужный экспонат, приходится передвигать и переставлять весь штабель.
Хранение в штабелях можно допускать лишь как временную меру с условием строгого соблюдения основных требований: картины на холсте подбираются по размерам, ставятся в штабеле в рамах лицевой стороной друг к другу, между рамами кладутся амортизационные подушки из холста и ваты, сшитые попарно лямками. Если в штабель ставятся картины без рам (что бывает при снятии выставок, при отборе на выставку и т. д.), следует ставить их по размеру лицом к лицу без прокладок, почти параллельно друг другу, наклон должен быть как можно меньше, что ослабит давление картин друг на друга. Прикасаться одна картина к другой может лишь твердыми частями, чтобы не вызвать вмятин, царапин, прорывов. Из подрамника предварительна, следует извлечь гвозди, кольца и проч.
Иконы в штабелях также ставят лицом друг к другу, чтобы шпонки, выступающие над тыльной поверхностью, не касались красочного слоя; между иконами помещают амортизационные подушки.
Картины и иконы в штабелях должны стоять не на полу, а на подставках высотой не менее 25 см. Нужно следить, чтобы подставки делались из сухого, гладкого, не зараженного вредителями дерева. Для хранения экспонатов небольших размеров используются витрины и шкафы с дверцами и выдвижными полками. Дверцы должны быть застеклены, чтобы не лишать экспонаты доступа света и иметь возможность наблюдать за их состоянием через стекло. Для уплотнения витрин целесообразно употреблять фильтры Петрянова: материалы ФПП-Т и ФПП-15-1,5, предохраняющие от проникновения атмосферной пыли внутрь витрин.
Полотна больших размеров часто хранятся в музеях без подрамников, накатанными на вал. Иногда накатанными на вал транспортируют большие картины. На вал накатываются картины, красочный слой которых не имеет повреждений. Поэтому перед накаткой состояние картин тщательно проверяется и фиксируется. В случае наличия повреждений красочного слоя необходимо провести реставрацию или наложить профилактическую заклейку на участки красочного слоя, имеющие разрушения. Раз в год валы раскатывают и проверяют состояние сохранности картины. Для того чтобы сгиб красочного слоя и грунта и их натяжение были наименьшими, во избежании сломов и других повреждений живописи длина вала должна соответствовать размеру картины, а его диаметр должен быть не менее 60 см. Дерево берется для вала сухое, не зараженное вредителями. Фанерную поверхность вала обклеивают бумагой или обивают картоном. В последнем случае края листов не должны находить друг на друга.
Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания— ответственное дело, выполняют его квалифицированные работники с участием хранителя и реставратора. Пол, на котором раскладывается картина, должен быть сухим и чистым, его покрывают чистой бумагой или тканью, на которые кладется холст, лицевой стороной вниз. Если на один вал накатывается несколько картин, между ними прокладывают чистую сухую и мягкую белую бумагу(1.
По окончании накатывания вал завертывают плотной мягкой бумагой и «бинтуют» полосой ткани не менее 10 см шириной. Шнуром или веревкой этого делать нельзя во избежание вмятин на холсте.
Хранить валы с накатанными на них картинами надо в горизонтальном положении, высоко от пола. Целесообразно для этой цели делать специальные стеллажи, позволяющие хранить на них одновременно несколько валов (рис. 2).
Рис. 2. Станок для хранения валовВал имеет стержни, вставляющиеся в гнезда стеллажа, который можно разбирать, удлинять или суживать с помощью продольных планок в зависимости от размеров помещения и длины валов. Стеллаж с валами покрывается чехлами для защиты от пыли. Нельзя ставить валы вертикально, так как холсты могут сползти, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение на валах не рекомендуется, так как живопись в этом случае абсолютно лишена света.
____________
1) Подробно о процессе накатывания на вал см. в кн. «Реставрация произведений станковой масляной живописи». М., «Искусство».
Первоисточник:
ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976art-con.ru