Моисеенко Евсей Евсеевич: картины. Моисеенко картины
|
all-paintings.livejournal.com
Евсей Евсеевич Моисеенко (1916–1988). Мастера исторической живописи
Евсей Евсеевич Моисеенко
(1916–1988)
Война, на которой ему пришлось побывать, навсегда оставила след в его душе. Сам Евсей Евсеевич говорил: «Я помню, как мать провожала меня на войну; будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин! Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда…» После окончания войны он написал множество картин, стараясь выразить в них чувства, связанные с этими печальными днями.
Русский художник Евсей Евсеевич Моисеенко родился в селе Уваровичи недалеко от Гомеля. В 1931 году он поступил в Московское художественно-промышленное училище, которое окончил в 1935 году. Через год Моисеенко успешно сдал экзамены и был зачислен на факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Однако завершить образование он не успел — в 1941 году началась война, и он ушел добровольцем на фронт.
После возвращения с войны Моисеенко окончил институт и занялся творчеством. Он писал картины на исторические сюжеты (наиболее часто изображал события 1917 года), портреты, пейзажи, натюрморты. Среди его произведений наиболее известны «Красные пришли» (1961, Русский музей, Санкт-Петербург), «Матери, сестры» (1967, Русский музей, Санкт-Петербург), «Комиссар», «Черешня» (обе — 1969), «Победа» (1970–1972, Русский музей, Санкт-Петербург), «9 мая» (1973–1975, Русский музей, Санкт-Петербург).
Е. Е. Моисеенко. «Генерал Доватор», 1947, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Е. Е. Моисеенко. «Красные пришли», 1961, Русский музей, Санкт-Петербург
Во второй половине 70-х годов Моисеенко совершил много поездок по Европе. Он побывал в Испании, Франции, Бельгии, Нидерландах, Греции. Во время этих поездок он не прекращал работать.
К этому периоду относятся его многочисленные наброски, рисунки, а также картины «В мастерской Эль Греко», «Гренада» (обе — 1975) и «Антигона» (1977). В 80-х годах он создавал произведения в несколько экспрессивной манере. Такова его картина «Памяти поэта» (1982–1985), посвященная А. С. Пушкину, и многие другие.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Евсей Евсеевич Моисеенко — Циклопедия
Евсей Евсеевич Моисеенко
Род деятельности | живописец |
Евсей Евсеевич Моисеенко (English: Evsey Moiseenko) — советский российский живописец, график и педагог, Народный художник СССР (1970), Академик АХ СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1974), лауреат Государственной премии СССР (1983) профессор института имени И. Е. Репина, представитель ленинградской школы живописи.
Евсей Моисеенко родился 28 августа 1916 г. в селе Уваровичи Гомельского уезда Могилёвской губернии. После окончания семи классов в 1931 г. поступил в Москве в Художественно-промышленное училище им М. И. Калинина на отделение росписи по металлу и папье-маше. Занимался у педагогов Ланге, Филимонова, Николаева. По окончанию училища в 1935 г. поступил в ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Большое влияние на формирование художника оказал А. А. Осмёркин, в мастерской которого обучался Моисеенко.
Красные пришли. 1961. ГРМОбучение в институте прервала Великая Отечественная война, 5 июля 1941 г. Моисеенко ушёл добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе с частью попал в окружение и оказался в плену. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, Моисеенко по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе.
После демобилизации Моисеенко возвратился в институт и в 1947 г. окончил его по мастерской А. А. Осмеркина с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Генерал Доватор»[1].
С 1947 г. Моисеенко участвовал в выставках. Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Наибольшую известность принесли Моисеенко картины на темы Гражданской и Великой Отечественной войны: «Красные пришли»(1961), «Матери, сёстры» (1967), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975)[2], в которых художник философски переосмысливает тему войны.
Для манеры Моисеенко характерна острая графичность, доходящая до экспрессии в сочетании со свободной работой кистью, мастерская композиция, яркие, чистые цвета. В 1962 г. Моисеенко был удостоен серебряной медали АХ СССР. В том же году он был избран член-корреспондентом АХ СССР. В 1963 г. ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. В 1966 г. картину «Красные пришли» был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.
В 1970 г. за картины «Первая конная», «Красные пришли», «Вестники», «Черешня» Моисеенко был удостоен звания Народный художник СССР. В 1974 г. за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли», «Товарищи», «Черешня», «Победа») был удостоен Ленинской премии. В 1983 г. за серию картин «Память» («Из детства», «Ветераны», «Песня», «Память», «Август») был удостоен Государственной премии СССР.
Моисеенко был награждён орденом «Дружбы народов», орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Ленина», в 1986 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На протяжении четверти века Моисеенко руководил мастерской в институте имени И. Е. Репина, воспитав несколько поколений художников.
Евсей Евсеевич Моисеенко скончался 29 ноября 1988 г. в Ленинграде. Похоронен в на Литераторских мостках Волковского кладбища. Его произведения находятся В Русском музее, в Третьяковской галерее, в крупнейших художественных музеях и частных собраниях в России, Украины, Белоруссии, Китая и других стран.
- ↑ Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, 2007. С.58.
- ↑ Художник. 1976, №2. С.8.
- Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
- Шведова В. Над чем работают ленинградские художники // Художник. 1959, №9.
- Герман М. Первые впечатления. Заметки о живописи и графике на осенней выставке // Вечерний Ленинград, 1961, 23 сентября.
- Григорьева Н. Всесоюзная художественная // Ленинградская правда, 1963, 26 декабря.
- Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории // Вечерний Ленинград, 1964, 28 января.
- Аникушин М. Солнце на полотнах // Ленинградская правда, 1964, 3 ноября.
- Колесова О. Две тысячи встреч. На выставке «Ленинград» // Ленинградская правда, 1964, 4 ноября.
- Буткевич О. От находок к открытиям. Заметки с выставки «Ленинград» // Советская культура, 1964, 26 декабря.
- Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. 1965, №3. С.27-36.
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М., Советский художник, 1965. С.6,27.
- Леонова Н. Живописец Моисеенко // Художник. 1965, № 7. С.13-19.
- Иванов П. Лицо современника // Искусство. 1965, № 8. С.5-10.
- Третья Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., МК РСФСР, 1967. C.38.
- Аникушин М. О времени и о себе. // Вечерний Ленинград, 1967, 17 октября.
- Щеглов Е. Эпоха Ленина в творчестве художников России // Советская культура, 1970, 28 февраля.
- Колесова О. Широка страна моя … Творческий отчёт ленинградских художников, посвящённый 50-летию образования СССР. // Ленинградская правда, 1972, 23 сентября.
- Богданов А. Славя страну труда. // Вечерний Ленинград, 1972, 10 октября.
- Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда, 1972, 10 октября.
- Богданов А. Ярче, но и глубже // Вечерний Ленинград, 1973, 25 декабря.
- Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
- Губарев А. На полотнах — человек труда. Выставка «Наш современник» // Ленинградский рабочий, 1975, 11 октября.
- Дмитренко А. Мир современника // Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
- Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество // Вечерний Ленинград, 1976, 26 января.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.23,73.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.3,17.
- Кекушева-Новосадюк Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. Л., 1977.
- Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда, 1977, 20 ноября.
- Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981, №1. С.8-17.
- Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981, №2. С.62.
- Кекушева Г. В. Евсей Моисеенко. Альбом. М., Сов. художник, 1981
- Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1982.
- Герман М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. Л., Аврора, 1985. С.514—529.
- Кекушева Г. В. Картина Е. Е. Моисеенко «Матери, сёстры». Путь к картине. Л., Художник РСФСР, 1982.
- Моисеенко Е. В неустанном поиске и совершенствовании // Искусство. 1986, №5. С.14
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.87.
- Юрьева Т. Самоотверженность // Советская культура, 1987, 15 октября
- Горчакова Э. Жду разговора трудного // Советская культура, 1988, 19 января.
- Леонова Н. Г. Евсей Моисеенко. Л., 1989
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.9, 15, 19-21, 371, 387, 388, 390—399, 401—403, 405—407.
- Дмитренко А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб, 2007, Вып. 9. С.195—202.
- Шаманов Б. Уроки мастера // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб, 2007, Вып. 9. С.187—194.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, 2007. С.58.
- Литовченко Е. Н. Евсей Моисеенко. Коллекция из мастерской. Живопись, рисунок. СПб, Историческая иллюстрация, 2012.
- Кудреватый, М. Г. К вопросу о творческом методе Е. Е. Моисеенко // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 33. СПб, 2015. С.96—110.
cyclowiki.org
Моисеенко Евсей Евсеевич: картины
Моисеенко Евсей Евсеевич никогда не помнил, когда начал рисовать. Родившись в 1916 году в семье крестьян, он с раннего детства привыкал к сельскому труду на холмистых полях. Живя самой простой жизнью среди покосившихся одноцветных избушек, он умел находить прекрасное и в мужественности односельчан, каждый день уходящих работать под жарким солнцем, в лесах и бескрайних полях, в ночном звёздном небе, которое он разглядывал, сбегая вместе с соседскими мальчишками, даже в церквушках – старых и покосившихся со временем. Именно всё это оставило самый сильный отпечаток в памяти будущего художника, своё обычное детство, ничем не отличавшееся от детства других ребят его возраста, он вспоминал с особым трепетом и переносил впоследствии на свои картины.
Начало жизненного пути
Родился Евсей Евсеевич в Уваровичах, Гомельский уезд Могилёвской губернии 28 августа. Свой путь Моисеенко Евсей Евсеевич начал с юного возраста, когда особый взгляд на вещи начинал только формироваться. Духовно развиваться ему помогал его дедушка Прокофий, став первым, кто начал приучать его к прекрасному, чувствовать природу и познавать законы жизни. В школе Евсей изучал картины русских художников и учился рисовать сам, а после её окончания отправился получать образование в Москву. Евсею на тот момент было всего 15 лет, но решение стать художником было твёрдым как никогда.
Дорога к творчеству
Отправившись за своей мечтой, ещё юный и неопытный подросток, стал впитывать новые знания в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. Он открывал для себя новое, фанатично изучая всё, что могли дать ему преподаватели, знакомился с формой, цветом и композицией, изучал историю живописи и изучал постановку натюрморта. Благодаря профессионализму педагогов училища Моисеенко учился анализировать и изучать работу, прежде чем приступать к ней, обуздывал свою увлечённость и направлял вдохновение в нужное русло. Дни напролёт изучал художник все азы искусства живописи, трудясь, как приучали с детства родители, всё свободное от учёбы время.
Знакомство со знаменитыми художниками того времени, их советы и наставления, походы в театр и на выставки, культурная жизнь в самом сердце России помогали Евсею оттачивать своё мастерство всё больше и больше. Обладая тягой ко всему героическому, глубоким душевным эмоциям, он останавливал на своих картинах время, изображая моменты порывистых движений.
Поиск места в искусстве
После окончания училища, Евсея Евсеевича приняли на факультет института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его наставником стал педагог А. А. Осмеркин, к которому Евсей очень хотел попасть. Как и в училище, одним из лучших учеников среди всех снова стал Моисеенко Евсей Евсеевич. Картины, которые он писал под внимательным наблюдением наставника, становились более осмысленными. Рука Моисеенко обрела твёрдость и уверенность, в работах появились чёткость и организованность. Юный художник продолжал учиться смотреть в глубь вещей, познавать их смысл и переносить на холст в соответствии с законами композиции и цвета. Каждая творческая личность формировалась Осмеркиными индивидуально, строился фундамент, со своим особенным подходом, в том числе и к Евсею. Вскоре, работы Моисеенко стали заслуживать похвалы педагогов и особого внимания со стороны студентов.
Для Евсея период обучения в институте стал решающим в его становлении. Определились его цели и методы работы. Картины художника заговорили своим, неповторимым стилем.
К концу учёбы он взялся за выполнение довольно сложной преддипломной работы, но закончить её так и не успел, помешала Великая отечественная война.
Начало творческого пути
Вернувшись с фронта, с отличием и похвалами окончив институт, Моисеенко Евсей Евсеевич начал свой творческий путь. Первой его серьёзной работой стала картина «Генерал Доватор», написанная в 1947 году. Именно участие в войне, где Евсей столкнулся лицом к лицу с опасностью, воочию увидел и сам стал участником подвигов советских солдат, помогло ему закончить работу. Главным героем картины является генерал и полководец Лев Михайлович Доватор, окружённый пленными фашистами, позади которых освобождённая земля. В работе Моисеенко смог отразить восторг от победы и величественность войск, добился абсолютного единства между композицией, цветами и правильной расстановкой акцента, чем заслужил высшую похвалу от преподавателей института.
После такого триумфа, уже полноправно носивший звание художник, Евсей Евсеевич Моисеенко, углубился в работу с 1950 по 1954 года, в результате которой общественностью были признаны работы «За власть Советов», «Партизаны», «В степи». Но и на этих работах Моисеенко не останавливался, продолжая пробовать себя в разных стезях, ища своё, индивидуальное совершенство.
Художник продолжает обращаться к военной теме. Снова и снова переживает свои воспоминания Моисеенко Евсей Евсеевич. Произведения, которые он создаёт, образуют серию, посвящённую Красной Армии и наполненную романтикой героизма: «Орлёнок», «Трубач первой конной», «Прощание».
«Красные пришли»
Совсем близко видны лица, вернувшегося с войны отряда конников. Коснувшиеся их болезни и страдания не стирают слабых улыбок на лицах, ведь они, наконец, вернулись домой, к семьям, с победой. И снова грубыми мазками Моисеев как будто вырывает картинку из реальности и помещает её на полотно, вот-вот, и красные всадники движутся дальше, покинув пределы холста.
Картина «Красные пришли» стала одной из значимых картин в истории и лучшей в истории живописи времён Советского союза. Холст побывал на многих выставках, Моисеенко Евсей Евсеевич был удостоен премии имени И. Е. Репина за неё. На создание этого шедевра у Моисеенко ушло много времени, проведённого в раздумьях над работой. Это картина стала не первой, что принесла ему почёт и уважение, но первой на пути ко всеобщему признанию.
Воспоминания о войне
Отдельно он уделил время и своим воспоминаниям о Великой Отечественной войне, где участвовал в битвах под Ленинградом, попал в плен и был освобождён союзными армиями. Из этих воспоминаний и родилась серия картин «Этого забыть нельзя». Евсей Евсеевич Моисеенко,написав множество полотен о жизни в плену в фашистских лагерях, бараках, однополчанах, радости освобождения и долгожданной свободе, 15 лет воссоздавал по памяти моменты из своей жизни, не давая ранам в душе зажить. Вошедшие в эту серию холсты назывались: «Ополченцы», «Барак», «Песня», «Он победил», «Свобода».
Спустя 15 лет
На протяжении всей жизни Евсей не переставал трудиться, он не раз возвращался в родное село, где всплывали детские воспоминания, невинные, ещё не тронутые суровым бытом жизни. Он рисовал полотна с пейзажами, которыми часто любовался в юном возрасте, ещё до отъезда в Москву.
Спустя 15 лет художник вернулся к теме колхозов, полевых работ, деревне. Теперь он тщательно изучает человеческую натуру обычного крестьянина, его жизнь и быт. Создаются картины "Земля", "Товарищи", "Сергей Есенин с дедом", впоследствии выставленные на выставке "Советская Россия-65".
"Матери-сёстры"
Не останавливаясь на чём-то одном, следующей целью Моисеенко поставил себе портрет. И непросто портрет, а изображение русской женщины, со свойственной ей силой духа и храбростью. В результате в свет вышла новая работа художника "Матери-сестры". Евсей Евсеевич Моисеенко снова обращается к воспоминаниям о женщинах, что провожали своих детей и мужей на войну, и о своей собственной матери. Главной задумкой произведения стала трагедия прощания, и всё в картине указывает на скорбь: длинные фигуры, занимающие собой почти всё полотно, и строгие лица, наблюдающие, как уходят на смерть их родные, неподвижные и молчаливые.
загрузка...
fjord12.ru
Евсей Евсеевич Моисеенко - Биография художника, известные произведения, выставки
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессор. Портретист, пейзажист. Автор произведений, посвященных темам гражданской и Великой Отечественной войн, жизни современной деревни. Родился в 1916 году в местечке Уваровичи (б. Гомелев-ский уезд). Учился в 1931 —1935 гг. в Московском художественно-промышленном техникуме им. М. И. Калинина у Б. Н. Ланге, С. Ф. Николаева, в" 1935—1941 гг. (окончил в 1947 г.) Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина у А. А. Осмеркина. Основные произведения: «Красные пришли» (1961, ГРМ), «Земля» (1964, ГРМ), «Сергей Есенин с дедом» (1964, ГРМ), «Товарищи» (1964 ГРМ), «Земля» (1964, ГРМ), «Из детства» (1964, ГРМ), «Вестники» (1967, ГТГ), «Черешня» (1969, МК РСФСР), «Победа» (1972, ГРМ), «Озеро» (1973, ГТГ), «Яблони» (1973, ГТГ), «Открытое окно» (1973, ГТГ), «Мальчишки» (1974, ГТГ), «Пушкин в Михайловском» (1974, ГТГ), «В Болдино» (1974, ГТГ).
Е. Е. Моисеенко — художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино, Палех.
Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?
Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А. А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.
Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.
После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.
Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение.
В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин «Годы боевые» ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. — орден Дружбы народов.
С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.
В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.
Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист (портреты Н. Н. Золотарева, 1967; художника А. А. Осмеркина, 1970; искусствоведа Г. В. Кекушевой, 1971; «В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)», 1978; «Портрет матери», «Автопортрет», «Портрет жены», все 1979, и др.), автор поэтических пейзажей («Пейзаж. Стежки», «Суздаль», оба 1968; «Цветет яблоня», «Озеро», «Дождик», «Вечер. Старые липы», «Ночной поселок», все 1973; «Зима. Серый день», 1977; «Темные деревья», «Зеленый май», «У пруда», все 1978) и плотно, размашисто написанных натюрмортов («Натюрморт с античным торсом», 1971; «Гитары», 1972; «Натюрморт с жасмином», 1977; «Натюрморт с фреской», 1980, и др.).
И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника. Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ — от явно биографических («Из детства», «У колодца», обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек — купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С. А. Есенина художник также представил подростком («Сергей Есенин с дедом», 1964).
На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Он воспроизводит увиденное и пережитое (серия «Этого забыть нельзя», 1960−62; «Матери, сестры», 1967; «Победа», 1970−72; «Ветераны», 1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты. Через романтическую поэзию Э. Г. Багрицкого, И. П. Уткина, М. А. Светлова воспринял и запечатлел художник эпоху гражданской войны. «Нас водила молодость» (1972−75) — назвал он одну из своих картин, акцентируя внимание на поэзии как источнике вдохновения.
И другие его работы, посвященные теме гражданской войны, также овеяны романтикой поэтического восприятия мира («Красные пришли», 1961; «Товарищи», 1963−64; «Вестники», 1967; «Черешня», «Комиссар», обе 1969; «Песня», 1978−80). Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно. В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени — и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами. И что бы в дальнейшем ни писал художник — солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия — как атмосфера.
От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе — не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт — А. С. Пушкин. К его образу художник возвращался постоянно, возможно ощущая некое родство с мятущейся душой поэта («Пушкин в Болдине», 1974; «Пушкин», «Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина», обе 1976; «Вечер. Пушкин», 1978). Одна из последних значительных работ Моисеенко посвящена умирающему Пушкину.
artchive.ru
Моисеенко Евсей Евсеевич: картины
Моисеенко Евсей Евсеевич никогда не помнил, когда начал рисовать. Родившись в 1916 году в семье крестьян, он с раннего детства привыкал к сельскому труду на холмистых полях. Живя самой простой жизнью среди покосившихся одноцветных избушек, он умел находить прекрасное и в мужественности односельчан, каждый день уходящих работать под жарким солнцем, в лесах и бескрайних полях, в ночном звёздном небе, которое он разглядывал, сбегая вместе с соседскими мальчишками, даже в церквушках – старых и покосившихся со временем. Именно всё это оставило самый сильный отпечаток в памяти будущего художника, своё обычное детство, ничем не отличавшееся от детства других ребят его возраста, он вспоминал с особым трепетом и переносил впоследствии на свои картины.
Начало жизненного пути
Родился Евсей Евсеевич в Уваровичах, Гомельский уезд Могилёвской губернии 28 августа. Свой путь Моисеенко Евсей Евсеевич начал с юного возраста, когда особый взгляд на вещи начинал только формироваться. Духовно развиваться ему помогал его дедушка Прокофий, став первым, кто начал приучать его к прекрасному, чувствовать природу и познавать законы жизни. В школе Евсей изучал картины русских художников и учился рисовать сам, а после её окончания отправился получать образование в Москву. Евсею на тот момент было всего 15 лет, но решение стать художником было твёрдым как никогда.
Дорога к творчеству
Отправившись за своей мечтой, ещё юный и неопытный подросток, стал впитывать новые знания в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. Он открывал для себя новое, фанатично изучая всё, что могли дать ему преподаватели, знакомился с формой, цветом и композицией, изучал историю живописи и изучал постановку натюрморта. Благодаря профессионализму педагогов училища Моисеенко учился анализировать и изучать работу, прежде чем приступать к ней, обуздывал свою увлечённость и направлял вдохновение в нужное русло. Дни напролёт изучал художник все азы искусства живописи, трудясь, как приучали с детства родители, всё свободное от учёбы время.
Знакомство со знаменитыми художниками того времени, их советы и наставления, походы в театр и на выставки, культурная жизнь в самом сердце России помогали Евсею оттачивать своё мастерство всё больше и больше. Обладая тягой ко всему героическому, глубоким душевным эмоциям, он останавливал на своих картинах время, изображая моменты порывистых движений.
Поиск места в искусстве
После окончания училища, Евсея Евсеевича приняли на факультет института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его наставником стал педагог А. А. Осмеркин, к которому Евсей очень хотел попасть. Как и в училище, одним из лучших учеников среди всех снова стал Моисеенко Евсей Евсеевич. Картины, которые он писал под внимательным наблюдением наставника, становились более осмысленными. Рука Моисеенко обрела твёрдость и уверенность, в работах появились чёткость и организованность. Юный художник продолжал учиться смотреть в глубь вещей, познавать их смысл и переносить на холст в соответствии с законами композиции и цвета. Каждая творческая личность формировалась Осмеркиными индивидуально, строился фундамент, со своим особенным подходом, в том числе и к Евсею. Вскоре, работы Моисеенко стали заслуживать похвалы педагогов и особого внимания со стороны студентов.
Для Евсея период обучения в институте стал решающим в его становлении. Определились его цели и методы работы. Картины художника заговорили своим, неповторимым стилем.
К концу учёбы он взялся за выполнение довольно сложной преддипломной работы, но закончить её так и не успел, помешала Великая отечественная война.
Начало творческого пути
Вернувшись с фронта, с отличием и похвалами окончив институт, Моисеенко Евсей Евсеевич начал свой творческий путь. Первой его серьёзной работой стала картина «Генерал Доватор», написанная в 1947 году. Именно участие в войне, где Евсей столкнулся лицом к лицу с опасностью, воочию увидел и сам стал участником подвигов советских солдат, помогло ему закончить работу. Главным героем картины является генерал и полководец Лев Михайлович Доватор, окружённый пленными фашистами, позади которых освобождённая земля. В работе Моисеенко смог отразить восторг от победы и величественность войск, добился абсолютного единства между композицией, цветами и правильной расстановкой акцента, чем заслужил высшую похвалу от преподавателей института.
После такого триумфа, уже полноправно носивший звание художник, Евсей Евсеевич Моисеенко, углубился в работу с 1950 по 1954 года, в результате которой общественностью были признаны работы «За власть Советов», «Партизаны», «В степи». Но и на этих работах Моисеенко не останавливался, продолжая пробовать себя в разных стезях, ища своё, индивидуальное совершенство.
Художник продолжает обращаться к военной теме. Снова и снова переживает свои воспоминания Моисеенко Евсей Евсеевич. Произведения, которые он создаёт, образуют серию, посвящённую Красной Армии и наполненную романтикой героизма: «Орлёнок», «Трубач первой конной», «Прощание».
«Красные пришли»
Совсем близко видны лица, вернувшегося с войны отряда конников. Коснувшиеся их болезни и страдания не стирают слабых улыбок на лицах, ведь они, наконец, вернулись домой, к семьям, с победой. И снова грубыми мазками Моисеев как будто вырывает картинку из реальности и помещает её на полотно, вот-вот, и красные всадники движутся дальше, покинув пределы холста.
Картина «Красные пришли» стала одной из значимых картин в истории и лучшей в истории живописи времён Советского союза. Холст побывал на многих выставках, Моисеенко Евсей Евсеевич был удостоен премии имени И. Е. Репина за неё. На создание этого шедевра у Моисеенко ушло много времени, проведённого в раздумьях над работой. Это картина стала не первой, что принесла ему почёт и уважение, но первой на пути ко всеобщему признанию.
Воспоминания о войне
Отдельно он уделил время и своим воспоминаниям о Великой Отечественной войне, где участвовал в битвах под Ленинградом, попал в плен и был освобождён союзными армиями. Из этих воспоминаний и родилась серия картин «Этого забыть нельзя». Евсей Евсеевич Моисеенко,написав множество полотен о жизни в плену в фашистских лагерях, бараках, однополчанах, радости освобождения и долгожданной свободе, 15 лет воссоздавал по памяти моменты из своей жизни, не давая ранам в душе зажить. Вошедшие в эту серию холсты назывались: «Ополченцы», «Барак», «Песня», «Он победил», «Свобода».
Спустя 15 лет
На протяжении всей жизни Евсей не переставал трудиться, он не раз возвращался в родное село, где всплывали детские воспоминания, невинные, ещё не тронутые суровым бытом жизни. Он рисовал полотна с пейзажами, которыми часто любовался в юном возрасте, ещё до отъезда в Москву.
Спустя 15 лет художник вернулся к теме колхозов, полевых работ, деревне. Теперь он тщательно изучает человеческую натуру обычного крестьянина, его жизнь и быт. Создаются картины "Земля", "Товарищи", "Сергей Есенин с дедом", впоследствии выставленные на выставке "Советская Россия-65".
"Матери-сёстры"
Не останавливаясь на чём-то одном, следующей целью Моисеенко поставил себе портрет. И непросто портрет, а изображение русской женщины, со свойственной ей силой духа и храбростью. В результате в свет вышла новая работа художника "Матери-сестры". Евсей Евсеевич Моисеенко снова обращается к воспоминаниям о женщинах, что провожали своих детей и мужей на войну, и о своей собственной матери. Главной задумкой произведения стала трагедия прощания, и всё в картине указывает на скорбь: длинные фигуры, занимающие собой почти всё полотно, и строгие лица, наблюдающие, как уходят на смерть их родные, неподвижные и молчаливые.
загрузка...
aikido-mariel.ru