Моисеенко Евсей Евсеевич: картины. Картины моисеенко


Евсей Моисеенко

«Хорошо, если людские горести мучают нас, прорываются к нам беспрепятственно, становятся частью нас самих, скребут по нашим сердцам. Тогда мы, правда, скорее изнашиваемся, раньше седеем, тогда в нашей жизни нет подлинного покоя, но жить иначе нет смысла…»

                                                                                                        Юхан Смуул. Ледовая книга.

 

Евсей Моисеенко

«Иной раз смотришь, читаешь, слушаешь – и удивляешься отрешенности и равнодушию автора к жизни, к тому, что волнует его современников…  Вдруг возрождается салон с будуарной мечтой о красивом. Это чаще – в музыке и поэзии. Бесконечные шторки, занавески из собственного окна. Замыкание в своем, уход в свой чулан. Кружение по собственному следу. Или, как говорил Иван Бунин: «Наши стилисты пишут все более красиво о все менее важном»».

                                                                                                             Евсей Моисеенко. Мысли вслух.

 

   Биографию любого художника можно сделать содержанием целого романа, а можно уместить и в несколько строк. Евсей Моисеенко родился в 1916 году в местечке Уваровичи под Гомелем, в Белоруссии. Учился в Московском художественно-промышленном техникуме. Ездил в Палех, знакомился с народным искусством. Приехал в Ленинград, поступил в Академию художеств. Когда началась война, пошел в ополчение. Попал в плен. Был заточен в лагерь Альтенграбен около Магдебурга. Душевные раны тех дней останутся на всю жизнь: позднее, через полтора десятка лет, художник напишет серию полотен, которую назовет «Этого забыть нельзя». После войны, оканчивая Академию художеств, он выставил дипломную картину «генерал Доватор» - восторженную песнь о герое, признанную одной из лучших работ выпускников. Биографы художника обычно не ставят эту раннюю работу будущего мастера в один ряд с его зрелыми вещами. Но в ней было заложено то, чему посвятит свое творчество на многие годы художник Моисеенко, - восхищение трагическим героем, откровенная поэтизация человека.

   Значительная часть работ Моисеенко находится в Русском музее: «Из детства», «Красные пришли», «Овражек», «Сергей Есенин с дедом», «Земля», «Матери, сестры», «Черешня», «Победа»… В этих полотнах видна не только мастерская рука художника, в них бьется его сердце. В них – его болевой порог.

   Когда возникает это качество в человеке? Когда определяется высота плотины, через которую переливаются в сердце художника человеческие страдания? Может быть, оно пробуждается еще в ночном, когда мальчишка пасет коней, впервые ощущая приступ острой нежности к прекрасному животному? В тихие часы, когда юноша вглядывается в звездное небо и начинает размышлять о своем месте во Вселенной? В минуты ли прощания с матерью, когда война, застав его в родном селе, зовет совсем в другие поля, чем те, где можно слушать тишину? Или, наконец, на плацу фашистского концентрационного лагеря, когда из шеренги узников до смерти – всего шаг?

   В человеческом сердце, в сознании идут процессы нравственного возмужания, духовного возвышения. Суетные заботы уступают место размышлениям о судьбе поколения. Человек, художник овладевает искусством – нет, не только сочетать краски и класть на холст мазки, но и тонко, остро чувствовать. Увы, как часто людям только кажется, что они умеют это! Как часто ремесло выдают за искусство!

    Творчество Моисеенко – поэзия, которую можно видеть. Именно в этом его особенность, отличие и сила.

   - Натолкнуть на какое-то изображение может воспоминание, ассоциация, даже запах, - сказал мне художник.

   И действительно, ощущение свежести первой черешни стало не только толчком, но и поэтическим стержнем замечательной картины «Черешня».

   - Я вспомнил своих ребят, вспомнил друзей детства, которые погибли в эту войну, - рассказывает художник об этой картине. – Для них это короткая пауза. Они как-то отрешились от жестоких будней войны. У них мысли витают где-то впереди, они устремлены туда, в мирное будущее, в мечту. А может, за следующим холмом они полягут все…

   Бойцы отдыхают на пригорке. Это, может быть, последние мгновения их жизни. Эти мгновения прекрасны. «Камертоном» сцены стали цвет и вкус черешни. Картина названа художником не «Отдых между боями» - она названа «Черешня». Черешня – главное «действующее» лицо, важная деталь. Ягода для Моисеенко – поэтический символ жизни, ее расцвета, полноты.

   В холстах Моисеенко имеются все признаки душевной дальнозоркости, чуткости, искреннего интереса к человеческим судьбам. В его картинах читаешь повесть о совершившихся или неизбежных потерях, но эта повесть всегда включает в себя подлинно поэтические «строфы», утверждающие надежду и жизнь. Это действительно оптимистическая трагедия, развернутая на многих холстах, - все они связаны между собой, но не сюжетами, а личным, художническим пониманием жизни, признаками низкого болевого порога их автора.

Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее.

 

Евсей Моисеенко

 Вестники

 

Евсей Моисеенко

Красные пришли

 

Евсей Моисеенко

Товарищи

 

Евсей Моисеенко

Нас водила молодость

 

Евсей Моисеенко

Комиссар

 

Евсей Моисеенко

Сын

 

            Евсей Моисеенко

 Сын

 

Евсей Моисеенко

Ополченцы

 

Евсей Моисеенко

Черешня

 

Евсей Моисеенко

Из собрания РАХ

 

Евсей Моисеенко

Победа

 

Евсей Моисеенко

Дома

 

Евсей Моисеенко

9 мая

 

Евсей Моисеенко

Ветераны

 

Евсей Моисеенко

Автопортрет с женой

 

Евсей Моисеенко

Из детства

 

Евсей Моисеенко

У колодца

 

Евсей Моисеенко

Из детства

 

Евсей Моисеенко

Сергей Есенин с дедом

 

                       Евсей Моисеенко

Сергей Есенин с дедом

 

Евсей Моисеенко

Из детства

 

            Евсей Моисеенко

Юный художник

 

            Евсей Моисеенко

Наташа

 

                       Евсей Моисеенко

Наташа

 

Евсей Моисеенко

Купание

 

Евсей Моисеенко

Мать

 

Евсей Моисеенко

Матери, сестры

 

            Евсей Моисеенко

Матери, сестры. Вариант картины

 

                        Евсей Моисеенко

Женщина в черном

 

                        Евсей Моисеенко

Мать

 

Евсей Моисеенко

Деревня. Этюд

 

Евсей Моисеенко

Дождик

 

Евсей Моисеенко

Осенний пейзаж

 

Евсей Моисеенко

Яблоньки зимой

 

Евсей Моисеенко

Деревня

 

Евсей Моисеенко

Земля

 

Евсей Моисеенко

Пушкин в Михайловском

 

Евсей Моисеенко

Вечер. (А. С. Пушкин)

 

Евсей Моисеенко

Пушкин и цыганка

 

Евсей Моисеенко

Памяти поэта

 

Евсей Моисеенко

Продавцы кувшинов

 

Евсей Моисеенко

Испания. Гончары

 

         Евсей Моисеенко

 В мастерской Эль Греко

 

                     Евсей Моисеенко

Дон Кихот

 

              Евсей Моисеенко

Пьеро и Арлекин

 

          Евсей Моисеенко

Пролог

 

               Евсей Моисеенко

Тульский переулок

 

                Евсей Моисеенко

Автопортрет

 

          Евсей Моисеенко

Яблонька

 

          Евсей Моисеенко

Зима. Березы

 

          Евсей Моисеенко

Яблоня

 

          Евсей Моисеенко

 

 

 

art.mirtesen.ru

Моисеенко Евсей Евсеевич: картины

Моисеенко Евсей Евсеевич никогда не помнил, когда начал рисовать. Родившись в 1916 году в семье крестьян, он с раннего детства привыкал к сельскому труду на холмистых полях. Живя самой простой жизнью среди покосившихся одноцветных избушек, он умел находить прекрасное и в мужественности односельчан, каждый день уходящих работать под жарким солнцем, в лесах и бескрайних полях, в ночном звёздном небе, которое он разглядывал, сбегая вместе с соседскими мальчишками, даже в церквушках – старых и покосившихся со временем. Именно всё это оставило самый сильный отпечаток в памяти будущего художника, своё обычное детство, ничем не отличавшееся от детства других ребят его возраста, он вспоминал с особым трепетом и переносил впоследствии на свои картины.

Начало жизненного пути

моисеенко евсей евсеевичРодился Евсей Евсеевич в Уваровичах, Гомельский уезд Могилёвской губернии 28 августа. Свой путь Моисеенко Евсей Евсеевич начал с юного возраста, когда особый взгляд на вещи начинал только формироваться. Духовно развиваться ему помогал его дедушка Прокофий, став первым, кто начал приучать его к прекрасному, чувствовать природу и познавать законы жизни. В школе Евсей изучал картины русских художников и учился рисовать сам, а после её окончания отправился получать образование в Москву. Евсею на тот момент было всего 15 лет, но решение стать художником было твёрдым как никогда.

Дорога к творчеству

Отправившись за своей мечтой, ещё юный и неопытный подросток, стал впитывать новые знания в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. Он открывал для себя новое, фанатично изучая всё, что могли дать ему преподаватели, знакомился с формой, цветом и композицией, изучал историю живописи и изучал постановку натюрморта. Благодаря профессионализму педагогов училища Моисеенко учился анализировать и изучать работу, прежде чем приступать к ней, обуздывал свою увлечённость и направлял вдохновение в нужное русло. Дни напролёт изучал художник все азы искусства живописи, трудясь, как приучали с детства родители, всё свободное от учёбы время.

художник евсей евсеевич моисеенкоЗнакомство со знаменитыми художниками того времени, их советы и наставления, походы в театр и на выставки, культурная жизнь в самом сердце России помогали Евсею оттачивать своё мастерство всё больше и больше. Обладая тягой ко всему героическому, глубоким душевным эмоциям, он останавливал на своих картинах время, изображая моменты порывистых движений.

Поиск места в искусстве

После окончания училища, Евсея Евсеевича приняли на факультет института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его наставником стал педагог А. А. Осмеркин, к которому Евсей очень хотел попасть. Как и в училище, одним из лучших учеников среди всех снова стал Моисеенко Евсей Евсеевич. Картины, которые он писал под внимательным наблюдением наставника, становились более осмысленными. Рука Моисеенко обрела твёрдость и уверенность, в работах появились чёткость и организованность. Юный художник продолжал учиться смотреть в глубь вещей, познавать их смысл и переносить на холст в соответствии с законами композиции и цвета. Каждая творческая личность формировалась Осмеркиными индивидуально, строился фундамент, со своим особенным подходом, в том числе и к Евсею. Вскоре, работы Моисеенко стали заслуживать похвалы педагогов и особого внимания со стороны студентов.

Для Евсея период обучения в институте стал решающим в его становлении. Определились его цели и методы работы. Картины художника заговорили своим, неповторимым стилем.

К концу учёбы он взялся за выполнение довольно сложной преддипломной работы, но закончить её так и не успел, помешала Великая отечественная война.

Начало творческого пути

моисеенко евсей евсеевич картиныВернувшись с фронта, с отличием и похвалами окончив институт, Моисеенко Евсей Евсеевич начал свой творческий путь. Первой его серьёзной работой стала картина «Генерал Доватор», написанная в 1947 году. Именно участие в войне, где Евсей столкнулся лицом к лицу с опасностью, воочию увидел и сам стал участником подвигов советских солдат, помогло ему закончить работу. Главным героем картины является генерал и полководец Лев Михайлович Доватор, окружённый пленными фашистами, позади которых освобождённая земля. В работе Моисеенко смог отразить восторг от победы и величественность войск, добился абсолютного единства между композицией, цветами и правильной расстановкой акцента, чем заслужил высшую похвалу от преподавателей института.

После такого триумфа, уже полноправно носивший звание художник, Евсей Евсеевич Моисеенко, углубился в работу с 1950 по 1954 года, в результате которой общественностью были признаны работы «За власть Советов», «Партизаны», «В степи». Но и на этих работах Моисеенко не останавливался, продолжая пробовать себя в разных стезях, ища своё, индивидуальное совершенство.

Художник продолжает обращаться к военной теме. Снова и снова переживает свои воспоминания Моисеенко Евсей Евсеевич. Произведения, которые он создаёт, образуют серию, посвящённую Красной Армии и наполненную романтикой героизма: «Орлёнок», «Трубач первой конной», «Прощание».

«Красные пришли»

моисеенко евсей евсеевич произведенияСовсем близко видны лица, вернувшегося с войны отряда конников. Коснувшиеся их болезни и страдания не стирают слабых улыбок на лицах, ведь они, наконец, вернулись домой, к семьям, с победой. И снова грубыми мазками Моисеев как будто вырывает картинку из реальности и помещает её на полотно, вот-вот, и красные всадники движутся дальше, покинув пределы холста.

Картина «Красные пришли» стала одной из значимых картин в истории и лучшей в истории живописи времён Советского союза. Холст побывал на многих выставках, Моисеенко Евсей Евсеевич был удостоен премии имени И. Е. Репина за неё. На создание этого шедевра у Моисеенко ушло много времени, проведённого в раздумьях над работой. Это картина стала не первой, что принесла ему почёт и уважение, но первой на пути ко всеобщему признанию.

Воспоминания о войне

этого забыть нельзя евсей евсеевич моисеенкоОтдельно он уделил время и своим воспоминаниям о Великой Отечественной войне, где участвовал в битвах под Ленинградом, попал в плен и был освобождён союзными армиями. Из этих воспоминаний и родилась серия картин «Этого забыть нельзя». Евсей Евсеевич Моисеенко, написав множество полотен о жизни в плену в фашистских лагерях, бараках, однополчанах, радости освобождения и долгожданной свободе, 15 лет воссоздавал по памяти моменты из своей жизни, не давая ранам в душе зажить. Вошедшие в эту серию холсты назывались: «Ополченцы», «Барак», «Песня», «Он победил», «Свобода».

Спустя 15 лет

На протяжении всей жизни Евсей не переставал трудиться, он не раз возвращался в родное село, где всплывали детские воспоминания, невинные, ещё не тронутые суровым бытом жизни. Он рисовал полотна с пейзажами, которыми часто любовался в юном возрасте, ещё до отъезда в Москву.

моисеенко евсей евсеевичСпустя 15 лет художник вернулся к теме колхозов, полевых работ, деревне. Теперь он тщательно изучает человеческую натуру обычного крестьянина, его жизнь и быт. Создаются картины "Земля", "Товарищи", "Сергей Есенин с дедом", впоследствии выставленные на выставке "Советская Россия-65".

"Матери-сёстры"

матери сестры евсей евсеевич моисеенкоНе останавливаясь на чём-то одном, следующей целью Моисеенко поставил себе портрет. И непросто портрет, а изображение русской женщины, со свойственной ей силой духа и храбростью. В результате в свет вышла новая работа художника "Матери-сестры". Евсей Евсеевич Моисеенко снова обращается к воспоминаниям о женщинах, что провожали своих детей и мужей на войну, и о своей собственной матери. Главной задумкой произведения стала трагедия прощания, и всё в картине указывает на скорбь: длинные фигуры, занимающие собой почти всё полотно, и строгие лица, наблюдающие, как уходят на смерть их родные, неподвижные и молчаливые.

fb.ru

Евсей Евсеевич Моисеенко. - ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

J9Y0icRof9UЕвсей Евсеевич Моисеенко -художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино, Палех.

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А.А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове.

Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину "Генерал Доватор". И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение.

В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. — орден Дружбы народов.

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

nfQ3W3xjM88Уваровичи. Семья Моисеенко. 1933 г.

Евсей Моисеенко. Из детства.

«Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии — первая гроза... Испуганно спешились, накрылись старыми армяками... Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты» (Из воспоминаний Моисеенко)Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических ("Из детства", "У колодца", обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек - купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С.А. Есенина художник также представил подростком ("Сергей Есенин с дедом", 1964).815s1QTTEx4

<lj-cut>

e3r85OAEtE8Евсей Моисеенко в кавалерийском корпусе.

l-pdB09RqzUЕ. Е. Моисеенко в группе студентов в период работы над дипломной картиной. Руководитель мастерской А. А. Осмеркин (второй слева) среди своих учеников. 1947 г.

jHPlwFPL3u4Евсей Моисеенко работает над картиной "Генерал Доватор", 1947 г."Творчество Моисеенко – поэзия, которую можно видеть. Именно в этом его особенность, отличие и сила.

- Натолкнуть на какое-то изображение может воспоминание, ассоциация, даже запах, - сказал мне художник.

И действительно, ощущение свежести первой черешни стало не только толчком, но и поэтическим стержнем замечательной картины «Черешня».

- Я вспомнил своих ребят, вспомнил друзей детства, которые погибли в эту войну, - рассказывает художник об этой картине. – Для них это короткая пауза. Они как-то отрешились от жестоких будней войны. У них мысли витают где-то впереди, они устремлены туда, в мирное будущее, в мечту. А может, за следующим холмом они полягут все…

Бойцы отдыхают на пригорке. Это, может быть, последние мгновения их жизни. Эти мгновения прекрасны. «Камертоном» сцены стали цвет и вкус черешни. Картина названа художником не «Отдых между боями» - она названа «Черешня». Черешня – главное «действующее» лицо, важная деталь. Ягода для Моисеенко – поэтический символ жизни, ее расцвета, полноты.

В холстах Моисеенко имеются все признаки душевной дальнозоркости, чуткости, искреннего интереса к человеческим судьбам. В его картинах читаешь повесть о совершившихся или неизбежных потерях, но эта повесть всегда включает в себя подлинно поэтические «строфы», утверждающие надежду и жизнь. Это действительно оптимистическая трагедия, развернутая на многих холстах, - все они связаны между собой, но не сюжетами, а личным, художническим пониманием жизни, признаками низкого болевого порога их автора."

(Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее.)

Евсей Евсеич Моиссеенко во время ВОВ воевал добровольцем, попал в плен, пробыл в заключении 3,5 года в Германии в концлагере Альтенграбов под Магдебургом.

В 1986 году Моисеенко в интерьвью говорил: «Война – это опыт жизни, жизненный багаж. Видишь людей, открываешь характеры в обстоятельствах непредвиденных, в критические минуты, которые высвечивают человека. Ты не наблюдатель сторонний – все пропущено через твою судьбу, твое сердце. С позиции этого опыта художник имеет основания судить о многих вещах, о проблемах общих, гуманности, патриотизме, стойкости, зависти и подлости…»

biwuzv7ncLI

WLTRAw3vc6g

Из собрания РАХ, серия рисунков Е.Е.Моисеенко о пребывании в концлагере.

«Хорошо, если людские горести мучают нас, прорываются к нам беспрепятственно, становятся частью нас самих, скребут по нашим сердцам. Тогда мы, правда, скорее изнашиваемся, раньше седеем, тогда в нашей жизни нет подлинного покоя, но жить иначе нет смысла…»(Юхан Смуул. Ледовая книга.)

CrJmCYBbChs

"Ополченцы".

15E0BVQGcv0"Победа".

nyUIRF5OeTE"Матери, сёстры".

0ZLYbSBb-dY"Матери, сестры" (Вариант картины).

b0GR4oqDV0Q"Дома".

EvsZPewoRcc"9 мая".

93vGA7WACLY"Ветераны".

Эскизы к картине "В войну".leM2N1BRu6g

GXWyaog-lh0

44Pv0yUZ0JU"Память",

RANNGr2sh9M"Наташа".

gllB-kD5DNA"Наташа".

Женский образ.vfgnavAQMhU

odwfnV0qdfY

8YK7aHayNK4

sfg-JyNfs4I

pB7qKpjIB4Y

nnZhoEyJRWI

yXmpLEX_Ec4

14RpNpEzyCs

063x1MRyr-8

OW7sA16N-Wc

Мать и дитя.

«Иной раз смотришь, читаешь, слушаешь – и удивляешься отрешенности и равнодушию автора к жизни, к тому, что волнует его современников… Вдруг возрождается салон с будуарной мечтой о красивом. Это чаще – в музыке и поэзии. Бесконечные шторки, занавески из собственного окна. Замыкание в своем, уход в свой чулан. Кружение по собственному следу. Или, как говорил Иван Бунин: «Наши стилисты пишут все более красиво о все менее важном»». (Евсей Моисеенко. "Мысли вслух").

Есть в дожде откровенье — потаенная нежность.И старинная сладость примиренной дремоты, пробуждается с ним безыскусная песня,и трепещет душа усыпленной природы.                                                            (Федерико Гарсия Лорка)

Городской пейзаж.TNVVBeT3UY0

AgJulwczpZ0

EJ-4VkHZAZk

FQKS3GBgHkk

habSCjlrbBM

hj2AMGFXT_E

Ih9aGe3VNrk

JvZa4s2ILyU

NI1GKZw-IhY

tEIIhZa4CkE

Натюрморт.

to-priz.livejournal.com

"Евсей Моисеенко. Живопись. Графика". К 100-летию со дня рождения художника

16 декабря в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств открылась фундаментальная выставка живописи и графики крупнейшего мастера ХХ столетия – Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988). Выставка приурочена к столетию великого живописца и является крупнейшим событием, достойно завершающим 2016 год в культурной жизни северной столицы. В Парадных залах Академии художеств будет представлено свыше ста живописных работ и около полусотни рисунков Е.Е. Моисеенко, раскрывающих могучую творческую натуру художника во всём многообразии её проявлений: как автора больших картин, и пейзажиста, как мастера жанровой сцены и непревзойдённого портретиста, как тонкого лирика и блестящего, редкого в ХХ веке  рисовальщика.

Е.Е. Моисеенко – фигура уникальная, по-своему загадочная и, во всяком случае, неповторимая. В Советском Союзе ему принадлежали все возможные для художника высшие почести и награды: Герой социалистического труда, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, профессор-руководитель творческой мастерской, кавалер многих орденов, лауреат всех возможных премий, депутат разных съездов… Работы Е.Е. Моисеенко уже при жизни художника приобретались всеми крупнейшими музеями страны, о нем писали книги, снимали фильмы. Популярность его в 1960-70-х гг. была сравнима с популярностью поэтов-шестидесятников, лучших артистов балета, актеров драматических театров имени А.М. Горького в Ленинграде или «Современника» в Москве…

И при всём этом Е.Е. Моисеенко категорически невозможно назвать «конформистом». Совесть и красота – вот два мерила, две опоры, на которых держались творчество и сама жизнь Е.Е. Моисеенко. Совесть – никогда не позволявшая идти на компромиссы, позволявшая писать и рисовать только то, что он сам видел в жизни, и только так, как он это видел. Красота – то, чему он служил, то, чего он неустанно искал и умел находить в величественном, и в бытовом, в трагическом, и в умиротворённом, находить, и, запечатлев на холсте или бумаге, сохранять и дарить окружающим.

Творчество Е.Е. Моисеенко очень смело и своеобразно – и по изобразительной манере, и по тематике, но самое главное – по глубочайшей смысловой, философской наполненности, неизменно вызывавшей восторженный интерес публики и настороженную реакцию официальных критиков. Моисеенко писал о юности и старости, горе и радости, движении и покое, во всём доискиваясь глубинного, истинного смысла, и во всём неизменно находя красоту. Красота была для него жизнью, а жизнь – красотой. Е.Е. Моисеенко был, пожалуй, самым несоветским художником в последнем поколении больших мастеров советской художественной школы – поколении, молодость которого пришлась на страшные годы Великой Отечественной войны.

Война определила и судьбу Е.Е. Моисеенко. Деревенский мальчишка, уроженец белорусского села Уваровичи, он получил среднее художественное образование в Москве, затем поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В первые  дни войны студент Моисеенко записался в народное ополчение и вскоре разделил трагическую судьбу большинства ополченцев: поражение в первых боях и страшный фашистский плен. После почти четырёх лет неволи, Моисеенко был освобождён союзниками, добровольно интернировался в СССР, вновь призван на военную службу и ещё успел повоевать в рядах кавалерийского корпуса. Затем – возвращение в Ленинград, восстановление в Институте, учёба, блестящий диплом – большая картина «Генерал Доватор» (представлена на выставке), несколько лет тяжёлых творческих поисков (когда в позднесталинские годы от художников жестко требовали работать исключительно в традициях «социалистического реализма», а творческий дар Моисеенко и его художественная совесть требовали совсем другой манеры и стилистики), и, наконец, со второй половины 1950-х гг. – работа, работа неустанная, ненасытная, приносящая признание, но тем лишь подталкивающая требовать от себя ещё больше, трудиться ещё лучше.

Творческое наследие Е.Е. Моисеенко огромно – до 2 тысяч живописных работ и свыше 15 тысяч  рисунков. Крупнейшее собрание его работ храниться в Музее Академии художеств. Именно этим – а также тем, что с Академией Е.Е. Моисеенко был связан гармонично и неразрывно, здесь он учился, стал художником, затем преподавал почти четверть века – объясняется то, что выставка, посвящённая столетию Мастера, будет происходить именно в Академических стенах.

На выставке будут представлены как хрестоматийные, давно и широко известные работы Е.Е. Моисеенко, так и выставляемые впервые. Экспонаты для выставки, помимо Музея Академии художеств, представили Государственный Русский музей, Псковский объединенный архитектурный и художественный музей, Всероссийский музей А.С. Пушкина и частные коллекционеры

Выставка будет сопровождаться специальным экскурсионным обслуживанием, демонстрацией фильмов о Е.Е. Моисеенко, иллюстрированным каталогом, а также специальными программами.

Выставка продлится до 15 января 2017 года.

Фотографии Сидориной Ксении и Васильевой Елизаветы, 

Текст — http://www.nimrah.ru/exhibitions/current/869/

www.vladimirzagonek.com

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916—1988) - Музей рисунка

Голова лошади. Рисунок к картине "Генерал Доватор". 1947

Рисунок к картине "За власть Советов". 1949

Эскиз картины "Сургей Есенин с дедом". 1963

Механизатор. Рисунок к картине "Земля". 1963

Эскиз картины "Земля". 1963

Эскиз картины "Земля". 1963

Эскизы картины "Земля". 1963

Эскизы картины "Земля". 1963

Эскизы картины "Товарищи". 1963

Эскизы картины "Товарищи". 1963

Эскизы картины "Матери, сёстры". 1966

Рисунок к картине "Матери, сёстры". 1966

Девушка. Рисунок к картине "Матери, сёстры". 1966

Голова старухи. Рисунок к картине "Матери, сёстры". 1966

Вера. Рисунок к картине "Матери, сёстры". 1966

Девушка. Рисунок к картине "Матери, сёстры". 1966

Эскиз картины "Вестники". 1966

Эскиз картины "Вестники". 1966

Голова всадника. Рисунок к картине "Вестники". 1966

Эскиз картины "Двое". 1966

Эскизы картины "Двое". 1966

Женский портрет. 1967

Девушка у окна. 1968

Рисунок к картине "Черешня". 1968

Эскиз картины "Черешня". 1968

Рисунок к картине "Черешня". 1968

Эскизы картины "Сын". 1968

Эскиз картины "Сын". 1968

Гурзуф. 1968

Городской пейзаж. 1968

Айва. 1968

Девушка у окна. 1968

Москва. Зарядье. 1970

Цветок в бокале. 1970

Мастерская. 1970

Калы. 1971

Старушка. 1972

Голова лошади. 1972

Оля. Набросок. 1972

Обнажённая. 1972

all-drawings.livejournal.com

Моисеенко Евсей Евсеевич: картины

Искусство и развлечения 23 мая 2016

Моисеенко Евсей Евсеевич никогда не помнил, когда начал рисовать. Родившись в 1916 году в семье крестьян, он с раннего детства привыкал к сельскому труду на холмистых полях. Живя самой простой жизнью среди покосившихся одноцветных избушек, он умел находить прекрасное и в мужественности односельчан, каждый день уходящих работать под жарким солнцем, в лесах и бескрайних полях, в ночном звёздном небе, которое он разглядывал, сбегая вместе с соседскими мальчишками, даже в церквушках – старых и покосившихся со временем. Именно всё это оставило самый сильный отпечаток в памяти будущего художника, своё обычное детство, ничем не отличавшееся от детства других ребят его возраста, он вспоминал с особым трепетом и переносил впоследствии на свои картины.

Начало жизненного пути

моисеенко евсей евсеевичРодился Евсей Евсеевич в Уваровичах, Гомельский уезд Могилёвской губернии 28 августа. Свой путь Моисеенко Евсей Евсеевич начал с юного возраста, когда особый взгляд на вещи начинал только формироваться. Духовно развиваться ему помогал его дедушка Прокофий, став первым, кто начал приучать его к прекрасному, чувствовать природу и познавать законы жизни. В школе Евсей изучал картины русских художников и учился рисовать сам, а после её окончания отправился получать образование в Москву. Евсею на тот момент было всего 15 лет, но решение стать художником было твёрдым как никогда.

Дорога к творчеству

Отправившись за своей мечтой, ещё юный и неопытный подросток, стал впитывать новые знания в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. Он открывал для себя новое, фанатично изучая всё, что могли дать ему преподаватели, знакомился с формой, цветом и композицией, изучал историю живописи и изучал постановку натюрморта. Благодаря профессионализму педагогов училища Моисеенко учился анализировать и изучать работу, прежде чем приступать к ней, обуздывал свою увлечённость и направлял вдохновение в нужное русло. Дни напролёт изучал художник все азы искусства живописи, трудясь, как приучали с детства родители, всё свободное от учёбы время.

художник евсей евсеевич моисеенкоЗнакомство со знаменитыми художниками того времени, их советы и наставления, походы в театр и на выставки, культурная жизнь в самом сердце России помогали Евсею оттачивать своё мастерство всё больше и больше. Обладая тягой ко всему героическому, глубоким душевным эмоциям, он останавливал на своих картинах время, изображая моменты порывистых движений.

Видео по теме

Поиск места в искусстве

После окончания училища, Евсея Евсеевича приняли на факультет института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его наставником стал педагог А. А. Осмеркин, к которому Евсей очень хотел попасть. Как и в училище, одним из лучших учеников среди всех снова стал Моисеенко Евсей Евсеевич. Картины, которые он писал под внимательным наблюдением наставника, становились более осмысленными. Рука Моисеенко обрела твёрдость и уверенность, в работах появились чёткость и организованность. Юный художник продолжал учиться смотреть в глубь вещей, познавать их смысл и переносить на холст в соответствии с законами композиции и цвета. Каждая творческая личность формировалась Осмеркиными индивидуально, строился фундамент, со своим особенным подходом, в том числе и к Евсею. Вскоре, работы Моисеенко стали заслуживать похвалы педагогов и особого внимания со стороны студентов.

Для Евсея период обучения в институте стал решающим в его становлении. Определились его цели и методы работы. Картины художника заговорили своим, неповторимым стилем.

К концу учёбы он взялся за выполнение довольно сложной преддипломной работы, но закончить её так и не успел, помешала Великая отечественная война.

Начало творческого пути

моисеенко евсей евсеевич картиныВернувшись с фронта, с отличием и похвалами окончив институт, Моисеенко Евсей Евсеевич начал свой творческий путь. Первой его серьёзной работой стала картина «Генерал Доватор», написанная в 1947 году. Именно участие в войне, где Евсей столкнулся лицом к лицу с опасностью, воочию увидел и сам стал участником подвигов советских солдат, помогло ему закончить работу. Главным героем картины является генерал и полководец Лев Михайлович Доватор, окружённый пленными фашистами, позади которых освобождённая земля. В работе Моисеенко смог отразить восторг от победы и величественность войск, добился абсолютного единства между композицией, цветами и правильной расстановкой акцента, чем заслужил высшую похвалу от преподавателей института.

После такого триумфа, уже полноправно носивший звание художник, Евсей Евсеевич Моисеенко, углубился в работу с 1950 по 1954 года, в результате которой общественностью были признаны работы «За власть Советов», «Партизаны», «В степи». Но и на этих работах Моисеенко не останавливался, продолжая пробовать себя в разных стезях, ища своё, индивидуальное совершенство.

Художник продолжает обращаться к военной теме. Снова и снова переживает свои воспоминания Моисеенко Евсей Евсеевич. Произведения, которые он создаёт, образуют серию, посвящённую Красной Армии и наполненную романтикой героизма: «Орлёнок», «Трубач первой конной», «Прощание».

«Красные пришли»

моисеенко евсей евсеевич произведенияСовсем близко видны лица, вернувшегося с войны отряда конников. Коснувшиеся их болезни и страдания не стирают слабых улыбок на лицах, ведь они, наконец, вернулись домой, к семьям, с победой. И снова грубыми мазками Моисеев как будто вырывает картинку из реальности и помещает её на полотно, вот-вот, и красные всадники движутся дальше, покинув пределы холста.

Картина «Красные пришли» стала одной из значимых картин в истории и лучшей в истории живописи времён Советского союза. Холст побывал на многих выставках, Моисеенко Евсей Евсеевич был удостоен премии имени И. Е. Репина за неё. На создание этого шедевра у Моисеенко ушло много времени, проведённого в раздумьях над работой. Это картина стала не первой, что принесла ему почёт и уважение, но первой на пути ко всеобщему признанию.

Воспоминания о войне

этого забыть нельзя евсей евсеевич моисеенкоОтдельно он уделил время и своим воспоминаниям о Великой Отечественной войне, где участвовал в битвах под Ленинградом, попал в плен и был освобождён союзными армиями. Из этих воспоминаний и родилась серия картин «Этого забыть нельзя». Евсей Евсеевич Моисеенко, написав множество полотен о жизни в плену в фашистских лагерях, бараках, однополчанах, радости освобождения и долгожданной свободе, 15 лет воссоздавал по памяти моменты из своей жизни, не давая ранам в душе зажить. Вошедшие в эту серию холсты назывались: «Ополченцы», «Барак», «Песня», «Он победил», «Свобода».

Спустя 15 лет

На протяжении всей жизни Евсей не переставал трудиться, он не раз возвращался в родное село, где всплывали детские воспоминания, невинные, ещё не тронутые суровым бытом жизни. Он рисовал полотна с пейзажами, которыми часто любовался в юном возрасте, ещё до отъезда в Москву.

моисеенко евсей евсеевичСпустя 15 лет художник вернулся к теме колхозов, полевых работ, деревне. Теперь он тщательно изучает человеческую натуру обычного крестьянина, его жизнь и быт. Создаются картины "Земля", "Товарищи", "Сергей Есенин с дедом", впоследствии выставленные на выставке "Советская Россия-65".

"Матери-сёстры"

матери сестры евсей евсеевич моисеенкоНе останавливаясь на чём-то одном, следующей целью Моисеенко поставил себе портрет. И непросто портрет, а изображение русской женщины, со свойственной ей силой духа и храбростью. В результате в свет вышла новая работа художника "Матери-сестры". Евсей Евсеевич Моисеенко снова обращается к воспоминаниям о женщинах, что провожали своих детей и мужей на войну, и о своей собственной матери. Главной задумкой произведения стала трагедия прощания, и всё в картине указывает на скорбь: длинные фигуры, занимающие собой почти всё полотно, и строгие лица, наблюдающие, как уходят на смерть их родные, неподвижные и молчаливые.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Как продавать картины через Интернет: пошаговая инструкцияБизнес Как продавать картины через Интернет: пошаговая инструкция

Люди, которые увлекаются творчеством, нередко задаются вопросом о том, как продавать картины через Интернет. Благо, в наше время есть множество возможностей для каждого. Поэтому любители переносить на холсты свои эмоц...

Нетканый гобелен: технология. Гобеленовые ковры и картиныДом и семья Нетканый гобелен: технология. Гобеленовые ковры и картины

Искусство создания гобелена берет свое начало в творчестве древних народов различных стран и религий. Оно формировалось и развивалось в течение нескольких веков от простых тканых ковров до коллекционных произведений и...

Подсветка картин - украшение интерьераДом и семья Подсветка картин - украшение интерьера

Подсветка картин – интересная деталь, используемая дизайнерами в интерьере для привлечения внимания. Правильно подобранное и установленное оборудование помогает выгодно подчеркнуть достоинства пейзажей или портр...

Картины из камней - это стильное и красивое украшение для домаДом и семья Картины из камней - это стильное и красивое украшение для дома

Картины из камней – это удивительный по красоте и необычный по исполнению вид рукоделия. То, что не всегда удается передать при помощи красок, можно блестяще воплотить благодаря оригинальному материалу. Сверкающ...

Стригущий лишай у кошек: клиническая картина патологииДом и семья Стригущий лишай у кошек: клиническая картина патологии

Как известно, болеют не только люди, но и животные, и порой определенные заболевания могут поражать не только домашних питомцев, но и передаваться их заводчикам. Одной из таких патологий считается стригущий лишай у ко...

Свободное дыхание в мире искусства - картины в стиле лофтДомашний уют Свободное дыхание в мире искусства - картины в стиле лофт

Лофт как отдельный независимый стиль начал своё зарождение в Америке в 40-х годах XX века. С каждым годом он становился всё более известным и уже в 50-х годах был на пике своей популярности в США. Изначально этот стил...

Экономный обогреватель настенный электрический в виде картиныДомашний уют Экономный обогреватель настенный электрический в виде картины

Обогреватель настенный электрический в виде картины может стать не только компактным решением для создания комфортного микроклимата внутри помещения, но и украшением интерьера.Почему стоит выбрать настенный об...

Как повесить картину без гвоздей на обои самостоятельноДомашний уют Как повесить картину без гвоздей на обои самостоятельно

Вы приобрели очень красивую картину, но не знаете, что с ней делать? Этот вопрос особенно часто касается людей, недавно сделавших шикарный ремонт с дорогими обоями, или одиноких женщин. Как повесить картину без гвозде...

Профессиональные советы: как повесить картину на стену Домашний уют Профессиональные советы: как повесить картину на стену

Ковры давно уже не в моде, а вот картины и фотографии на стенах – это современно, эстетично и неординарно. Размещение полотен – один из самых выразительных способов проявления своей индивидуальности. С уче...

Картина в спальню: самые распространенные вопросы при декорировании стенДомашний уют Картина в спальню: самые распространенные вопросы при декорировании стен

Какие картины для спальни лучше всего выбрать? Какое изображение станет идеальным дополнением интерьера комнаты, а какое, напротив, разрушит всю гармонию помещения? Попробуем ответить на самые распространенные вопросы...

monateka.com

Евсей Евсеевич Моисеенко - Исчезнувший в пейзаже

Городской пейзаж. 1968

Мальчишки. 1966

Портрет художника Н.Н. Золотарёва. 1967

Наташа. 1967

Девочка в красном. 1968

Мать. 1968

Деревенский натюрморт. 1968

В кафе. 1968

Этюд к картине "Черешня". 1968

Этюд к картине "Черешня". 1968

Черешня. 1969

Сын. Вариант картины. 1968

Сын. Вариант картины. 1968

Сын. 1969

Деревня. Этюд. 1969

Комиссар. 1969

Острова. 1969

Утро. 1969

Окно с лампой. 1970

Натюрморт с обнажённой натурой. 1969

Владимир. 1969

Натюрморт с красной драпировкой. 1969

Нарциссы. 1969

Портрет А.А. Осмёркина. 1970

Яблоня. 1970

Натюрморт с желудями. 1970

Осень. Дубы. 1970

Юный художник. 1970

Натюрморт с апельсинами. 1969

Натюрморт с цветущей веткой вишни. 1970

У реки (Осень). 1970

Клайпеда. Старый город. 1970

У залива. 1970

Женский портрет (Г.В. Кекушева). 1971

Зимний пейзаж. 1969

Натюрморт с грушами. 1971

Зима. (Берёзы). 1971

У окна. 1971

Весенние срезы. 1971

Калы. 1971

Натюрморт с лампой. 1971

Гладиолусы. 1971

Лето. Подень. 1971

Рыбацкий домик. 1972

Шиповник. 1972

Из детства (Вечер). 1972

Стожки. 1972

Старое плунге. 1972

Вечер. 1972

Поля 1972

bukharov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта