Жан Франсуа Милле, «Собирательницы хвороста», «Анжелюс». Милле картины
Творчество Франсуа Милле
В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью. Крестьянин-труженик становится героем его произведений.
Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством, из среды которого вышел. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин»,— скромно говорил он о себе. Он родился близ Шербура, рос на природе, помогал отцу в полевых работах, и только в двадцатидвухлетнем возрасте получил возможность поехать учиться в Париж, где поступил в мастерскую Поля Делароша, модного законодателя официального направления в искусстве, автора холодных исторических композиций, которые оказались глубоко чуждыми молодому Милле. Впечатления детства и юности, борьба за существование, которую нормандские крестьяне вели на его родине, наложили глубочайший отпечаток на будущего художника и вызвали к жизни иные образы. Он переехал в Барбизон, где начал вдохновенно писать крестьян, вся жизнь которых проходит в суровом труде на лоне природы.
С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Он воспринимал и воспевал труд как выражение творческой силы, как закон бытия человека, органически связанного с природой. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств; другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Особой значимости, типичности и характерности добивается художник в решении образа сеятеля. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Четким силуэтом выделяется его фигура на фоне светлого неба и сурового, простого, как он сам, пейзажа. Широким жестом руки сеет он зерна, и стайка птиц, летящих за ним, словно подчеркивает то направление, по которому он идет. Обобщенность форм фигуры, отсутствие мелких деталей, сам ритм энергичного движения, четкость силуэта — все способствует выражению монументальности и подлинной жизненности картины.
Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). В этой жанровой картине художник, по существу, дает свое представление о жизненном назначении человека, о его связи с природой, его долге перед потомками. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Милле строит свое произведение не на занимательности жанрового сюжета, а на раскрытии большой идеи — нравственной чистоты образа крестьянина, прививающего дерево, плодами которого будут пользоваться его дети. В обобщенности и приподнятости трактовки сцены он нашел силу образного решения и настоящую глубину мысли. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Развертывая широкую панораму полей и оживленную сцену уборки урожая на дальнем плане, Милле выдвигает на передний план картины крестьянок, которым, согласно старинному обычаю, разрешалось подбирать колоски с убранного поля. Согнувшись, идут две женщины, подбирая колосья, третья на мгновение остановилась, с трудом разгибая спину. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. Четкая построенность композиции, гармония сближенных золотистых оттенков цвета сообщают ей завершенный целостный характер.
Тему непосильного труда развивает художник в картине «Человек с мотыгой» (1863, Париж, Лувр), где образ крестьянина-бедняка, опирающегося на свое примитивное орудие — мотыгу, возвышается на фоне неба и заросшего поля, которое он обрабатывает. Усталость и изнеможение написаны на его лице и на всей фигуре, массивной и угловатой. «Это хлеб в поте лица, это крик земли, я знаю это по себе...— писал Милле,— но именно в этом я и нахожу подлинную человечность и большую поэзию». Милле не был человеком революционных взглядов, но, правдиво изображая жизнь и труд крестьянства, он невольно придавал своим картинам социальный смысл, который улавливался его современниками. Патриархальные воззрения художника нашли выражение в картине «Вечерний звон» («Анжелюс», 1858—1859, Париж, Лувр), словно наполненной звуками колоколов и отблесками заходящего солнца; оно озаряет поля и крестьян — мужа и жену, которые застыли в молитве, спокойные и сосредоточенные. «Жизнь никогда не оборачивалась ко мне радостной стороной,— писал Милле,— я не знаю, где она, я ее никогда не видел. Наиболее веселое из того, что я знаю, это покой, тишина, которыми так восхитительно наслаждаешься в лесах или пашнях». Эти настроения умиротворенности, тишины и покоя пронизывают его лирические картины: «Пастушка овец» (1863, Париж, Лувр), «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей изящных искусств). В последние годы жизни Милле искал в природе гармонию, недоступную, по его мнению, человеческому обществу. Все более значительное место в его творчестве занимал пейзаж. К нему обратился художник, выехавший в Шербур в период осады Парижа и славных дней Коммуны. Но, оставшись чуждым общественно-политической борьбе своего времени, Милле до конца дней сохранил свои демократические убеждения.Милле Жан Франсуа Картины →
История зарубежного искусства. Далее →
smallbay.ru
Милле Жан Франсуа Картины биография Millet Jean-Francois
Милле Жан Франсуа (Millet Jean-Francois) (1814-1875), французский живописец и график, один из основателей барбизонской школы. Родился 4 октября 1814 года в крестьянской семье в деревне Грюши на берегу пролива Ла-Манш. В 1837-1838 годах Жан Франсуа Милле учился в Париже у Поля Делароша; работал в Париже, Шербуре, Барбизоне.
В 1840-х годах Милле писал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Франсуа Буше, к концу десятилетия сблизился с художниками барбизонской школы и обратился к изображению повседневной крестьянской жизни. Милле наделял образы сельских тружеников, изображенных обычно на фоне пейзажа, достоинством и внутренним величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”, 1859, “Человек с мотыгой”, 1863, - все в Лувре, Париж). Высокие нравственные критерии, симпатия и соучастие, простота и поэзия правды определяют существо творчества Милле. Произведениям Милле свойственны торжественная лаконичность монументальной композиции, богатый валёрами землистый колорит. Как график Милле работал главным образом в технике офорта (“Землекопы”, “Сеятель”).
Картина Жана Франсуа Милле “Сборщицы колосьев”. Три крестьянские женщины собирают скудные остатки колосьев на только что сжатом поле. В отдалении видны фигуры жнецов, которые грузят в телегу богатый урожай. Спокойный золотистый свет сообщает фигурам благородное достоинство, однако картина представляет собой нечто большее, чем простое изображение деревенской жизни. Ее можно рассматривать как нелицеприятный комментарий к судьбе бедных крестьянских слоев, вынужденных в поте лица подбирать скудные крохи, оставленные богатыми, чьи фшуры видны на заднем плане. Милле превращает сцены душераздирающей нищеты в образы, полные этическою величия, изображая благородный труд крестьян и их тесную связь с землей с большим реализмом. Хотя это вызывало массу критических оценок у современников, в наши дни картина считается одним из шедевров живописи XIX столетия. Не менее выразительны рисунки Милле, которые отличаются скульптурной лаконичностью форм и монументальностью. Скончался Жан Франсуа Милле 20 января 1875 года.Творчество Франсуа Милле →
smallbay.ru
Милле, Жан-Франсуа — WiKi
Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856). С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне.
В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.
Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в картине «Сборщицы колосьев» (1857 г.). Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне — только так им удастся собрать оставшиеся после жатвы колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.
Картина «Анжелюс» (1859 г.) показала, что Милле способен передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. В поле застыли две одинокие фигуры — муж и жена, заслышав вечерний колокольный звон, тихо молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя.
В 1859 году Милле по заказу французского правительства написал полотно «Крестьянка, пасущая корову». Морозное утро, иней серебрится на земле, женщина медленно бредёт за коровой, её фигура почти растворилась в утреннем тумане. Критики назвали эту картину манифестом бедности.
В конце жизни художник под влиянием барбизонцев увлёкся пейзажем. В «Зимнем пейзаже с воронами» (1866 г.) нет крестьян, они давно ушли, бросив пашню, по которой бродят вороны. Земля прекрасна, печальна и одинока. «Весна» (1868—1873 гг.) — последняя работа Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, она закончена незадолго до смерти художника.
20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.
Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизонцами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.
Марк Твен в рассказе «Жив он или умер?» описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины. Художники руководствовались высказыванием о том, что денег, потраченных на похороны и эпитафии мастеров, умерших от голодной смерти, с лихвой хватило бы им на безбедную жизнь. Выбор пал на Франсуа Милле. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Цена на картины сразу подскочила и художники смогли добиться своей цели — получить за свои произведения реальную цену при жизни.
Алекс Тарн в рассказе «Анжелюс» показывает, как одна картина может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни, к другим людям. «И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами. И они видят, что жизнь — это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это ещё и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…»
ru-wiki.org
Жан-Франсуа Милле (1814-1875) / картины
Вышедший из народа Жан-Франсуа Милле (1814-1875) по праву считается крупнейшим представителем подлинно народного жанра в искусстве Франции ХIХ века.
Жан-Франсуа родился 4 октября 1814 года в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши близ Шербура.
Обнаружив у сына художественные способности, родители восприняли их как дар свыше и в 1833 году отправили Жана в Шербур на учебу к местному портретисту Мошелю.
С 1835 года Милле продолжил учебу уже у Ланглуа, который добился для него стипендии от шербурского муниципалитета, для обучения в Париже.
С 1837 года Милле учился в парижской Академии изящных искусств у живописца Делароша.
С 1839 года молодой художник начал зарабатывать на жизнь заказными портретами.
В ноябре 1841 года он взял в жены Полин-Вирджини Оно. Этот кратковременный брак (в 1844 году Полин умерла от туберкулеза) был, без сомнения, очень счастливым. Именно тогда заканчивается период становления Милле как живописца. Он начинает углубленно изучать крестьянские образы и характеры.
В октябре 1845 года Милле знакомится с Катрин Лемер - будущей матерью его детей.
Летом 1849 года он навсегда покидает Париж и переезжает в деревню Барбизон, расположенную в лесу Фонтенбло. В окружении большой семьи, он с утра работает в поле, а днем пишет картины.
"Художник-богатырь с руками пахаря" - так назвал Милле писатель Ромен Роллан.
Своих "героев" Милле искал в повседневности, различая в самых незаметных тружениках "истинную человечность".
1868 - он стал кавалером Почетного Легиона и получил заказ на оформление Пантеона, который так и остался не выполненным.
Отшельническое уединение мастера все чаще стали нарушать посетители, появляться ученики из разных стран Европы и США.
3 января 1875 года Милле заказал церковный обряд бракосочетания с Катрин Лемер - матерью его девятерых детей, а через 16 дней его не стало.
Перед смертью художник заметил: "Мое дело еще не сделано. Оно только начинается!" Именно в Барбизоне в 30-60-х гг. ХIХ в. предпочитала работать группа живописцев, получившая название барбизонская школа.
Автопортрет. 1845-1846
Полин Оно в утреннем платье. 1843
Лежащая обнаженная. 1844-1845
Женщина с обнаженной грудью. 1849-1850
Сена в Безоне. 1862-1864
Ловчий с собаками. 1854
Волы, идущие в поле (фрагмент). 1855
Сборщицы колосьев (фрагмент). 1857
Швея. 1860
Пастушка овец. 1862-1864
Веяльщик. 1866-1868
Пряха. 1868-1869
Жан-Франсуа Милле с семьей в 1854 году.
Дата сообщения: 20.01.2008 17:19 [#] [@]art-talk.ru
сэр Джон Эверетт Миллес (Милле)
До 22 сентября в ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта выставка членов Братства прерафаэлитовЕго работы принимали за творчество взрослого художника, когда ему было всего 6 лет, он был самым молодым в истории студентом Королевской академии художеств, он первым из английских художников получил титул баронета. События его жизни до сих пор вдохновляют сценаристов, писателей и композиторов. Возможно, его имя не придет вам на ум, если вас спросят о самых известных и знаменитых художниках, но, скорее всего, вы не раз видели его картины, ведь они одни из самых тиражируемых в мире.
В любом случае до 22 сентября вы можете приобщиться к его творчеству, посетив грандиозную выставку прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина, и составить свое собственное мнение об этом мастере, история жизни которого может соперничать в яркости с чистыми красками его работ.
Джон Эверетт Миллес (John Everett Millais) родился 8 июня 1829 года в Саутгемптоне, на юге Великобритании, был третьим, младшим, ребенком в семье Джона Уильяма и Эмили Миллес. Родители его происходили из среднего класса, поэтому семья не испытывала недостатка в средствах и все дети получали разностороннее воспитание с самого раннего возраста.
Известно, что начальное образование Джон получил дома и что рисунком он увлекся в четырехлетнем возрасте. Существует даже легенда, что, когда мальчику было 6 лет и он с семьей жил на острове у самых берегов Франции, юный художник сделал наброски французских солдат; когда солдаты увидели работы Джона, они держали пари, что их не мог нарисовать маленький мальчик, и конечно, проиграли.
Родители всячески поддерживали и развивали интерес юного Джона Эверетта к искусству и, сочтя, что столица может дать больше возможностей для развития таланта мальчика, в 1838 году решились на переезд из Саутгемптона в Лондон.
По приезде в Лондон Джон был представлен президенту Королевской академии художеств Арчеру Ши, который, изучив альбомы с рисунками, отнесся к нему весьма благосклонно. Но для поступления в академию требовалось начальное художественное образование, и девятилетний Джон был определен в художественную школу Генри Сасса, в которой проучился два года и был награжден серебряной медалью Общества Искусств за успехи в учебе.
В 1840 году одиннадцатилетний Джон Эверетт Миллес официально стал самым молодым в истории студентом Королевской академии художеств в Лондоне. За годы обучения в Академии он был награжден серебряной медалью за наброски античных слепков (1843) и получил золотую медаль (1847) за работу «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». Его первое появление на публике тоже было организовано Академией художеств: в 1846 году работа «Писарро берет в плен перуанских инков» с большим успехом была показана на летней выставке Академии в музее Виктории и Альберта.
Однако, помимо наград и признания, Джон Миллес получил в Академии и нечто большее: за время своей почти семилетней учебы он успел познакомиться и подружиться с людьми, во многом определившими его дальнейшую жизнь и творчество, — студентами Академии Уильямом Холманом Хантом (William Holman Hunt) и Данте Габриэлем Россетти (Dante Gabriel Rossetti). Вместе им предстояло ни больше ни меньше как изменить изобразительное искусство Великобритании и оказать влияние на развитие европейской культуры в целом.
«B 1848 году среди студентов и недавних выпускников Королевской академии художеств были четыре молодых человека — Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Томас Вулнер [Thomas Woolner]. Первые трое были художниками, четвертый — скульптором. В январе 1848 года Ханту было 20 лет, Миллесу — 18, Россетти — 19, Вулнеру — 22…
…они назвали себя Братством прерафаэлитов. На протяжении первого года-двух они подписывали свои работы буквами “P. R. В.”, что означало брат-прерафаэлит.
Кроме этих четырех художников, к Братству прерафаэлитов примкнули еще три молодых человека: двое были художниками, третий же художником не был, однако вскоре его ждала судьба художественного критика, — это Джеймс Коллинсон [James Collinson], Фредерик Джордж Стивенс [Frederic George Stephens] и автор этих строк Уильям Майкл Россетти [William Michael Rossetti]. Таким образом, братьев-прерафаэлитов было семеро, и никогда не состояло в Братстве каких-либо иных членов, кроме этих семерых».
Художники ставили своей задачей отойти от традиций академизма — основного художественного направления Великобритании XIX века — и исходить в своих работах из природы, натуры, а не из академических композиционных схем. Сегодня широко распространена точка зрения, что Братство пыталось в своем творчестве подражать искусству средневековой Италии, раннего Возрождения, времени до эпохи Рафаэля Санти. Однако первоисточник говорит всё же о другом. В эссе «Братство прерафаэлитов» один из участников и главных теоретиков Братства, У. Холман Хант, писал, что «Рафаэль в расцвете сил был художником самым что ни на есть независимым и дерзким в своем отношении к условностям». Но вот последователи Рафаэля (Хант назвал их рафаэлитами) «еще при его жизни преобразили рафаэлевские позы в застывшие композиции», заложив традиции, «которые легли в основу всех последующих школ», но для середины XIX века «были пагубны и душили творческий замысел. Название “прерафаэлиты”,— утверждал У. Хант, — отрицает влияние подобных извратителей (пусть даже сам Рафаэль, учитывая некоторые его работы, окажется в том же списке), но признает воздействие более искренних предшественников мастера».
Иными словами, не до Рафаэля, но до рафаэлитов…
Впервые работы прерафаэлитов появились на выставках сезона 1848/1849 года: Хант, Миллес и Коллинсон выставлялись в Королевской академии художеств, а Россетти, успевший к тому времени разругаться с Академией и потому лишившийся доступа в ее залы, — на так называемой «Открытой выставке», впоследствии названной Национальным институтом. Приняты они были вполне благосклонно, а «Изабелла» Миллеса, которую сегодня называют первой работой, выполненной в эстетике Братства, даже удостоилась нескольких персональных одобрительных отзывов.
Отношение и публики, и критики изменилось уже в следующем, 1850 году: в Академии художеств Миллес выставил картину «Христос в родительском доме (Плотницкая мастерская)», Хант — работу «Древние бритты, укрывающие миссионера от друидов», Коллинсон — полотно «Ответ на письмо эмигранта»; в Портленд-галерее Россетти показал «Благовещение». На работы членов Братства обрушился шквал критики: их ругали в музеях, разносили в пух и прах на страницах газет. Больше всего досталось всегдашнему любимцу публики Миллесу: в статье «Старые лампы вместо новых» его работа удостоилась ядовитого сарказма главного редактора «Дейли ньюс» Чарльза Диккенса: «Перед нами плотницкая мастерская. На переднем плане отвратительный рыжий мальчишка в ночной сорочке, заплаканный, с искривленной шеей. Похоже, он играл с приятелями где-то в сточной канаве и получил палкой по руке, а теперь жалуется стоящей на коленях женщине, столь немыслимо безобразной, что на нее таращились бы с ужасом в самом низкопробном французском кабаке или английской пивной — если, конечно, допустить, что человек с такой свернутой набок шеей способен прожить хотя бы минуту. Рядом заняты своей работой два почти голых плотника, мастер и подмастерье, — достойные спутники сей приятной особы. Другой мальчик, в котором все же брезжит что-то человеческое, несет плошку с водой, и никто не обращает внимания на старуху с пожелтевшим лицом, которая, видимо, шла в табачную лавку и ошиблась дверью, а теперь ждет не дождется, когда ей отвесят пол-унции любимой нюхательной смеси...
Вот в каком виде, леди и джентльмены, в девятнадцатом веке на восемьдесят второй ежегодной выставке английской Академии художеств преподносят нам прерафаэлиты самый священный эпизод человеческой истории».
Казалось бы, что после таких разгромных статей крах Братства был неизбежен и карьера молодых новаторов закончена. Однако в дело вмешался Джон Рёскин, один из самых уважаемых художественных критиков того времени и признанный теоретик искусства, который своим письмом в редакцию журнала «Таймс» сделал прерафаэлитов практически непогрешимыми в глазах публики, а затем и критики. «Искренне верю,— писал Рёскин, — что, если смелость и энергия, которые продемонстрировали прерафаэлиты, разрабатывая свою систему, соединятся с терпением и благоразумием и если они под влиянием слишком резкой или легкомысленной критики не откажутся от своих принципов и способов воздействия на умы зрителей, они вполне могут, набравшись опыта, заложить в Англии основу новой художественной школы и стать у истоков искусства, благороднее которого мир не видел в течение трехсот лет». Рёскин всегда выступал за искусство связанное с реальностью, но внутренне романтичное, много внимания уделял мастерству и технике выполнения работы, поэтому идеи и творчество прерафаэлитов как нельзя лучше отвечали его воззрениям. Среди всех прерафаэлитов Рёскин больше всего выделял Миллеса — самого молодого, но и самого признанного члена Братства, — восхищаясь филигранным мастерством его живописи и рисунка.
В 1852 году Миллес создал «Офелию», которую сегодня называют самым ярким и впечатляющим произведением не только ее автора, но и всего английского искусства. Не сразу, но она заставила даже самых ярых критиков идей Братства убедиться в безусловном таланте художника и правоте Рёскина. Художник показал Офелию в смерти, но показал так, что картина откровенно красива, хотя и очень необычна, от нее трудно оторвать взгляд; специалистам же в ней очевидны еще и несколько новаторских художнических приемов. Так, вопреки общепринятому методу написания подобных работ, Миллес сначала занялся фоном и проработал на пленэре пейзаж у реки Хогсмил, в графстве Суррей, проводя за набросками большую часть дня. Фигура Офелии дописывалась позже и тоже с натуры. Моделью для Офелии была 19-летняя Элизабет Сиддал — самая, пожалуй, известная муза прерафаэлитов. Она позировала художнику в оловянной ванне, вода в которой подогревалась пламенем свечей. Легенда гласит, что однажды Миллес так увлекся живописью, что не заметил, как свечи погасли, а Элизабет не решалась его прервать. В итоге Миллес получил свою лучшую картину, а Лиззи Сиддал — пневмонию, которую лечила до самого конца жизни. Больше с Миллесом она не работала.
Оглушительному успеху «Офелии», а также нескольких других полотен, показанных в 1852–1853 годах, Миллес был обязан официальным признанием своего творчества и избранием в члены Академии художеств в 24 года (минимальный разрешенный для этого возраст).
В 1853 году Рёскин, который страстно увлекался геологией и интересовался ботаникой, пригласил Миллеса в совместное путешествие по Шотландии, целью которого было посещение природных памятников, а также создание портрета критика (сегодня специалисты называют его одним из лучших портретов в творчестве художника). Однако во время этой поездки случилось непредвиденное: Миллес влюбился в жену Рёскина Эффи. Чувство было взаимным. В 1854 году брак Джона Рёскина и Эффи Чалмерс Грей был признан недействительным, и в 1855-м она вышла замуж за Миллеса. Пара была неразлучна до самой смерти (Эффи пережила мужа всего на несколько месяцев) и имела восемь детей. А сама эта романтическая история послужила основой для создания трех фильмов, двух пьес, нескольких романов и даже оперы.
- УИЛЬЯМ ХОЛМАН ХАНТПортрет Джона Эверетта Миллеса. 1853Бумага на картоне, карандаш, цветные мелки33,2 × 24,8Национальная портретная галерея, ЛондонИсточник: wikipaintings.org
- ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕСПортрет Эффи Рёскин, позже — леди Миллес(урожд. Эуфимии Чалмерс Грей). 1853Бумага, акварель, 25,5 × 21The Leicester Galleries, ЛондонИсточник: leicestergalleries.com
Середину 1850-х можно назвать временем перелома в творчестве Миллеса. С одной стороны, он создает работы вполне в духе прерафаэлитов, например «Осенние листья» (1855–1856) или «Долина успокоения» (1858–1859), с другой — все больше работает в стиле академизма, много занимается книжной иллюстрацией, а также графикой — рисунком и эстампами.
В 1861 году он с семьей поселился в большом особняке в районе Кенгсингтон; многочисленные детские и светские портреты, созданные там, принесли своему автору славу портретиста. В 1863-м член Академии художеств Джон Эверетт Миллес становится академиком, его слава выходит за границы Великобритании. Одновременно растет количество заказов — и в конце 1870-го семья вынуждена перестроить особняк для расширения мастерской. История искусства знает немало печальных примеров, когда подобное благополучие превращало мастера, особенно портретиста, в «светского ремесленника», но Миллес этой участи избежал: портреты — для денег, а для души — пейзажная живопись, которой он всерьез увлекся именно в этот период.
К концу 1870-х Миллес был самым высокооплачиваемым художником Англии, его годовой доход превышал 30 000 фунтов, а эстампы его картин расходились многотысячными тиражами — известно, например, что гравюра с картины «Спелая вишня» (1879) была отпечатана тиражом в 600 000 экземпляров и в 1880 году распродана всего за несколько дней.
В конце 1880 года мыловаренная компания Пирса поместила работу Миллеса «Мыльные пузыри» на свой рекламный плакат — впервые в истории картина была использована в рекламе!
В 1885 году Миллес (первым среди художников, удостоившихся такой чести) получил титул баронета и почетную приставку «сэр» к имени. А в 1896-м, несмотря на тяжелое состояние здоровья, принял должность президента Академии художеств.
Умер Миллес 17 августа 1896 года и был похоронен в кафедральном соборе Св. Петра среди самых почетных, известных и уважаемых людей Великобритании.
Однако слава его ушла почти что вместе с ним. Как и многие викторианские художники, в начале и середине ХХ века — в период войн и нового искусства — Миллес был забыт. Имя и творчество его было вновь открыто специалистами и публикой в 1960-е годы на волне интереса к викторианской Англии.
Сегодня творчество Миллеса, как и искусство прерафаэлитов, очень популярно. Доказательством тому служат многочисленные выставки их работ в крупнейших музеях мира. Работы Миллеса можно встретить и в каталогах аукционных домов вроде Sotheby’s или Christie’s; и продаются они, большей частью живопись, за миллионы. Однако в среднем ценовом сегменте много графики, встречаются и эстампы, которые, если повезет, можно купить даже не за тысячи, а за сотни долларов.
Рекордная цена за работу Миллеса на сегодняшний день — 2 091 500 фунтов за картину «Спящий» — была зафиксирована в 1999 году на торгах аукционного дома Christie’s. Однако на том же Christie’s эта работа продавалась еще раз: в 2003 году за нее отдали 1 237 250 фунтов. Вообще говоря, 1999-й получился пиковым годом для рынка работ Миллеса: в этом же году, например, за его «Жанну д'Арк» уже на Sotheby’s отдали 1 321 500 фунтов.
Среди более свежих рекордов — результат знаменитой «Спелой вишни», за которую заплатили 1 125 600 фунтов в 2004 году.
Продаются работы Миллеса и сегодня. Его «Портрет Леди Кэмбелл» (1884) и многофигурное полотно «Сестры» (1868) появились на Christie’s 11 июля 2013 года с эстимейтами в 400 000–600 000 и 2 000 000–3 000 000 фунтов соответственно. Учитывая общий рост интереса к творчеству художника и качество самих картин, можно сказать, что эти предварительные оценки оправдали себя. «Портрет Леди Кэмбел» ушел за 481 875 фунтов, а картина «Сестры» — за 2 301 875 фунтов.
Обратите внимание на последний результат: если считать в фунтах, то «Сестры» — самая дорогая картина Миллеса, проданная когда-либо на аукционе, в долларах — вторая по стоимости. Рыночная статистика к подобному разделению мест давно привычна, а для нас важно, что 2,3 миллиона фунтов — это результат нынешнего лета, т.е. работы Милле сегодня интересны не только музейной публике, но и коллекционерам.
Мария Кузнецова, AI
Источники:
- tate.org.uk.
- ru.wikipedia.org.
- И. Светлов. Прерафаэлиты. М.: Белый город, 2007.
- Миллес. Художественная галерея. № 47, 2005.
- Литературный гид. № 5, 2013.
- artinvestment.ru.
artinvestment.ru
Джон Эверетт Милле: жизнь и творчество художника
Джон Эверетт Милле (также иногда Милле́с; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.
Содержание
Биография Джона Эверетта Милле
Творчество Милле
Работы художника
Картины Джона Эверетта Милле
Библиография
Биография Джона Эверетта Милле
Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон.
В декабре 1840 года в возрасте 11 лет Милле поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. В академии Джонни проучился шесть лет.
В 1843 году он получил серебряную медаль за рисунок. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью.
В 1846 году его историческая картина «Писарро берет в плен перуанских инков» была отобрана для летней выставки академии. В итоге критика признала её лучшей на всей академической выставке того года.
В следующем году получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти, и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов.
Творчество Милле
Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Однако Милле это не смутило, и он продолжал свое творчество среди прерафаэлитов.
На самом деле, техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках Академии, какими радикальными бы они ни были.
Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.
Летом 1853 Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас. Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином, поженились.
Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их.
Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма: в частности, картину «Сэр Изюмбрас» (1857), где художник сильно отошел от прерафаэлитской техники, Рёскин назвал «даже не неудачей, а катастрофой».
Взамен Милле обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год.
Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии.
На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.
В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.
Наиболее известная картина — «Офелия» (1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал.
Работы художника
1848 — «Смерть Ромео и Джульетты» / The Death of Romeo and Juliet) (Художественная галерея Манчестера,)1848-49 — «Изабелла» / Isabella1850 — «Христос в родительском доме» / Christ In The House Of His Parents (Галерея Тейт, Лондон,)1851 — «Мариана» / Mariana1852 — «Офелия» или «Смерть Офелии»[2] / Ophelia (галерея Тейт, Лондон,)1856 — «Осенние листья» / Autumn Leaves1862 — «Верь мне» / Trust Me1868 — «Ванесса» / Vanessa1873 — «Дрова на зиму» / Winter Fuel (Художественная галерея Манчестера,)1873 — «Портрет Эффи Милле» / Portrait of Effie Millais1875 — «Октябрьский холод» / Chill October (коллекция Эндрю Ллойд-Уэббера,)1886 — «Мыльные пузыри» / Bubbles (Художественная галерея леди Левер, Ливерпуль, )
Библиография
- Милле, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джон Эверетт Милле: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Джон Эверетт Милле: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Жан Франсуа Милле, «Собирательницы хвороста», «Анжелюс»
Живопись XIX в.
График и живописец Жан Франсуа Милле родился в крестьянской семье в Нормандии, в Грюши. С 1837 г. он учился у П. Делароша в Париже, а в 1849 г. – в деревушке Барбизон около Фонтенбло. На творчество Милле большое влияние оказали работы О. Домье. Свои картины Милле начал выставлять в Салоне с 1840 г., однако художник не сразу пришел к своему основному жанру – изображению крестьянского мира.
В 1837 и 1844 гг. Милле приезжал из родной Нормандии в Париж. Здесь он прославился портретами и небольшими картинами на библейские и античные темы. После сближения с мастерами барбизонской школы, особенно с Теодором Руссо, Милле стал изображать поэтически обобщенные картины крестьянской жизни. Так начинается зрелый период творчества Милле. Главным героем его произведений отныне и до конца его дней становится крестьянин. Такой выбор не отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому живописец всю жизнь терпел материальную нужду, не изменяя при этом своему творческому принципу.
Показывая на фоне живописного пейзажа людей, Милле акцентировал внимание на связи простого труженика с природой, на его достоинстве и величии. Сельский труд изображен здесь как естественная форма бытия человека. Картины луврского собрания-«Собирательницы колосьев» (1857г.), «Анжелюс» (1859 г.) – пронизаны идеей облагораживающего значения труда, созидающего жизнь.
В крестьянских полотнах подчеркивается достоверность изображения, сгущенная материальнось, торжество независимости жизни природы от человека и одновременно ощущение созвучия ее ритмов и трудовых дней народной жизни. Если пейзажи барбизонцев были наполнены романтической отстраненностью взгляда на природу, то Милле относится к ней строго и сурово. Для него природа выступает источником как радости, так и тягот человеческой жизни.
Небольшая картина «Собирательницы хвороста» выполнена почти монохромно. Две пожилые женщины показаны такими же изуродованными трудом, как и старые сучья деревьев с их безжизненными стволами, изуродованными временем. Охристо-коричневые краски, вязкая материя их пастозных мазков ассоциируются с комьями глины. Художник выбрал низкую точку зрения, чтобы не было видно неба, как будто земля и деревья накрывают людей своей тяжестью.
Почерку Милле свойственны лаконизм и умение выделить главное, передать общечеловеческий смысл в самых незамысловатых, бытовых картинах. Он достигает создания впечатления торжественной простоты мирного труда и с помощью спокойной, ровной цветовой гаммы.
Художнику нравилось рисовать зарождающийся вечер. Это стремление хорошо видно в картине «Анжелюс»: последние лучи заходящего солнца согревают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на минуту работу при звуках вечернего благовеста. Неяркая палитра включает в себя мягко сбалансированные красновато-коричневые, серые, голубые, синие и фиолетовые оттенки. Темные фигуры со склоненными головами усиливают общее эпическое звучание. «Анжелюс» – это не просто вечерняя молитва, это еще и молитва за всех умерших, за всех, кто работал и умер на этой земле.
Не менее монолитна фигура, выведенная в картине «Сеятель», поразившей посетителей Салона 1851 г. Как и в других работах Милле, в фигуре, господствующей над бескрайним пространством полей, виделось обобщение извечного единоборства и связи человека с землей, что доводится автором до высокого символа. Именно с появления этой картины перед публикой все работы Милле стали восприниматься как общественное событие. Как по содержанию, так и по композиции, и по цветовой гамме «Сеятель» – наиболее характерная картина для всего творчества художника и один из самых трагических героев Милле, воплощающий в себе образ стихийного социального протеста на грани взрыва.
Stevenvam 17/04/2017КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ http://xurl.es/PR0DAWEZ УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ! KLIENTSKIE BAZY http://xurl.es/PR0DAWEZ Uznajte podrobnee!
jivopis.org