Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Лес». Картины чюрлениса


Живопись | M. K. Čiurlionis

Творческий мир М.К. Чюрлениса формировался в конце XIX века, на рубеже художественных идей неоромантизма, символизма и art nouveau. Начав заниматься живописью в 1903 г., Чюрленис не прекратил  композиторской деятельности. Этим видом искусства (живописью, графикой) он занимался на протяжении шести лет (1903-1909). Значительная часть работ живописи создана летом, в те периоды, когда Чюрленис отдыхал в родительском доме в Друскининкай. В 1908-1909 г. с перерывами проживая в Петербурге, художник создал свои последние произведения живописи, среди которых и наиболее известная картина Rex (1909).

Творческое наследие М.К. Чюрлениса – более 300 произведений живописи и графики. Значительная их часть хранится в Каунасе, в Национальном художественном музее им. М.К. Чюрлениса, одиночные работы – в музеях Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга. Несколько работ – в частных коллекциях.

Живопись М.К. Чюрлениса восхищает не только таинственным содержанием, убедительностью изображений, но и оригинальной художественной формой. Его картины весьма близки европейскому символизму – их связывают похожие идеи, мотивы, образы. В то же время важно подчеркнуть способность художника мыслить достаточно независимо от авторитетов живописи того времени и создавать произведения совершенно новой пластической формы – живописные сонаты, прелюды, фуги. Этими необыкновенно оригинальными, живопись и музыку синтезирующими работами литовский творец сильно обогатил живопись европейского модернизма. Большое внимание уделяя пластическому языку живописи, Чюрленис проник в модернизм глубже нежели любой другой художник Центральной и Восточной Европы.

Картины М.К. Чюрлениса 1907-1909 годов являются весьма новаторскими в контексте живописи эпохи 1900-ых, поэтому этот живописец причисляется к родоначальникам абстрактной живописи. М.К. Чюрленис выявил не столько цветовой, сколько графически-пространственный способ абстрагирования и предоставил один из интереснейших принципов использования возможностей музыки в живописи. С этой точки зрения, он принадлежал кругу художников, участвовавших в авангардных процессах начала XX века, которые привели к абстрактной живописи.

М.К. Чюрленис пытался рисовать и писать картины еще будучи студентом Лейпцигской консерватории (1901-1902). Сохранились его творческие пробы 1903 года – композиции будущих картин, нанесенные на почтовых открытках, пересланных брату Повиласу.

В 1904 г. М.К. Чюрленис, дипломированный композитор, начал обучение в Варшавской художественной школе. Там он создал первые композиции живописи (Опасность, 1904, Шум леса, 1904, Дудорюс, 1904, цикл Сутки, 1904-1905, и др.). В раннем творчестве (1903-1906) доминируют образы ночи, сумерек, закатов. В них – переплетение тайн мрака, элегии природы и необьяснимых человеческих страхов, странных настроений – от нежного лиризма до фатального ужаса. Художник любил символистический принцип «анимирования». Формы природы и вещей – гору, колокол, облако, вершины деревьев – он часто изображал похожими на силуеты человека или животного (День из цикла Сутки, Спокойствие, обе 1904-1905, Гора, 1906). Однако Чюрленис избегал конкретных изображений, формы обобщал. Двоякость изображаемых обьектов на первый взгляд зачастую незаметна. В ранний творческий период (1903-1906) художник любил символистические мотивы – это лес с вдалеке сверкающим таинственным светом, море, кораблики, фантастические врата, музицирующие ангелы. Такая иконография сближает М.К. Чюрлениса не только с  символизмом Западной Европы, но и с art nouveau и культурой fin de siècle вцелом.

М.К. Чюрленис интересовался не только литературными произведениями современников, но и научной литературой по истории, философии, астрономии. Читал произведения И. Канта, Р. Декарта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Его также привлекали теории анализа образов фантазии, размышления, как пробудить творческую силу воображения. Во всем творчестве М.К. Чюрлениса важной является философская проблематика: человек как часть Вселенной, взаимоотношение человека с Абсолютом (божеством, владыкой, Rex). Этим темам посвящено немало произведений, самые значимые из которых – Сотворение мира (1905-1906), Зодиак (1906-1907), Rex (1909).

В период 1906-1907 г. сильно менялись принципы художественного мышления живописца: от литературного символизма он перешел к пластически выразительной живописи. Яркие перемены в его живописи на пути к профессионализму иллюстрируют циклы Искры (1906) и Зима (1907). Особенно в картинах цикла Зима осталось немного обыденных «повествующих» элементов: мотивы природы смело трансформированы и абстрагированы, им созданы новые ассоциативные смыслы. Природа для М.К. Чюрлениса часто была важнейшим источником творческих инспираций. Целью художника в живописи при написании мотива природы практически всегда была только лишь фиксация пейзажа, но и его философское осмысление. Поэтому живописец легко трансформировал мотив и часто импровизировал, придавая мотиву природы глубокий философский смысл. Например, центральная композиция триптиха Мой путь (1907) удивляет сочетанием конкретного и обобщенного образа, развитым линейно-ритмическим началом. Используя графическую линию, в центральной части триптиха Чюрленис словно пытается удалиться от реальности, следом которой в композиции является мотив цветка-звезды. В этом триптихе художник выполнил интуитивный эксперимент, будто бы проверял возможности формы, линии и их взаимодействия. Именно на их познании и использовании основана уникальная часть творчества М.К. Чюрлениса – композиции живописных сонат.

В 1907-1909 годах в темперой на бумаге написанных сонатах, прелюдах, фугах, живописец показал уникальную способность в живописи использовать визуальный аналог формы музыкального произведения. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства (например, Соната № 2, Allegro, 1907).

М.К. Чюрленис создал семь живописных сонат: Соната № 1 (Соната солнца, 1907), Соната № 2 (Соната весны, 1907), Соната № 3 (Соната ужа, 1908), Соната № 4 (Соната лета, 1908), Соната № 5 (Соната моря, 1908), Соната № 6 (Соната звезд, 1908), Соната № 7 (Соната пирамид, 1909). Их оригинальные названия цифровые (словарные названия появились позже), что свидетельствует о современном мышлении художника. Живописные сонаты М.К. Чюрлениса связаны с в начале XX века актуальной проблематикой синтеза искусств и идеей Gesamtkunstwerk (всеобщего произведения искусств), которую пропагандировал Р. Вагнер. И в то же время живописные сонаты Чюрлениса являются совершенно оригинальным способом решения проблематики синтеза искусств. Литовский творец в живописи использовал принципы компонирования, характерные принципам компонирования музыкальных форм (сонаты, фуги, прелюда). В одну композиционную систему (цикл), основанную на динамике ритма (Allegro, Andante, Scherzo, Finale), он обьединил мотивы реальности, различные планы пространства и времени, а также контрастные символические образы. М.К. Чюрленис создал своеобразную систему, синтезирующую принципы компонирования музыки и живописи, основанную на соответствиях: громкости музыкального тона соответствует интенсивность цвета и контура, музыкальному темпу – пластически-линейный ритм, музыкальной части произведения – циклическая структура произведения.

Использование структурных и композиционных музыкальных элементов придало живописи М.К. Чюрлениса черты абстрактности. И в то же время ни одну, так называемую музыкальную картину, нельзя считать произведением абстракционизма, так как для художника всегда важной была идея цикла, «сюжет», реализованный при помощи связи раздельных символистских мотивов. Идеи картин обобщены (путь, сотворение мира, владыка мира, природные стихии, космос), связаны с мировой мифологией, литовскими легендами, сказками, фольклором. Мысль М.К. Чюрлениса как правило философская и символистская, структура образа абстрактная, а мелкие элементы – всегда конкретные. Эту достаточно противоречивую триаду обьединяет уникальный принцип соединения музыки и живописи, а также способ пространственного абстрагирования живописи, созданные М.К. Чюрленисом. Все это основано на глубоком знании музыкальных принципов.

В 1909 году, вместе с живописными сонатами, художник создал несколько неоромантических работ, с более простой образной структурой. Одни из них характеризуются ретроспективизмом, близким  1900-ым или так называемой эпохе fin de siècle (Сказка крепости, 1909, Ангел, 1909, Алтарь, 1909), другие – удивительно точно отображают литовскую природу, менталитет, каким он в те времена воспринимался, дух (Литовское кладбище, 1909, Мотив кладбища, 1909).

Живопись М.К. Чюрлениса является очень важным свидетельством начала модернизма в литовском искусстве начала XX в. Опыт Чюрлениса-композитора, его символистские визии, ощущение стиля art nuoveau в его творчестве соединились в своеобразное явление, представляющее в себе зачатки некоторых направлений европейского модернизма. С эпохой абстракционизма, начавшейся в европейском искусстве в первом десятилетии XX в., творчество Чюрлениса обьединяет композиционная структура картин, уровень абстрагирования мотивов, подчеркивание пластики живописи. Однако творчество Чюрлениса-художника все же больше принадлежит европейскому символизму, с которым его обьединяют похожие духовные установки, значимость символов, темы и мотивы, доминирующие в творчестве. Творчество Чюрлениса особенно близко той ветви символизма, которая распространилась в России, Польше, странах Скандинавии и акцентировала стремление через природу соприкоснуться с метафизическим миром. Фактически мы сталкиваемся с традицией северного неоромантизма, которая в нач. XX в. имела значительное влияние на литовскую и русскую культурную среду. Творчество М.К. Чюрлениса обьяло, обьединило и по-своему передало множество основных художественных идей рубежа XIX и XX в., имевших большое гуманистическое и общекультурное значение и для людей XXI в.

Раса Андрюшите-Жукене

ciurlionis.eu

Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса - Воздушные замки

С 1889 по 1893 год  Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского  в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора  музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где  становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.

Через год в  1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.

Здесь он  продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые  являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году  в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты»,  сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.

В Петербурге у них  не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.

В Петербурге Чюрленис  познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге.  Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать  в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.

Начиная с 1909 года художник  все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает  башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он  возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.Источник

Потоп (I) 1904 г. Цикл из 5 картин - Ливень

Рекс III Триптих Король 1904 г.

Козёл 1904 г.

Утес над морем 1905 г.

Утес над морем 1905 г.

Замок (Сказка о замке)  1909 г.

Деревня под снегом 1909 г.

Сказка II 1909 г. Триптих Волшебная сказка

Короли (Сказочные Короли) 1909 г.

Прелюдия (Рыцарская прелюдия) 1909 г.

Рекс 1909 г.

Демон 1909 г.

zharevna.livejournal.com

Музыка живописи Микало́юса Константи́наса Чюрлёниса.

  Сегодня познакомимся с творчеством одного очень необычного человека  Микалоюса  Константинаса  Чюрлениса.Он  был  музыкантом,  художником,  поэтом.Родился в 1875 году в Литве.

     Мечта о единении искусств (идея "синтеза искусств") нашла в Чюрленисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".

             Чюрлёнис прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и 36 лет. Егобиография могла бы уложиться в несколько строчек: постоянные бедствия, нищета,непонимание, болезнь, ранняя смерть, посмертная слава. Но за короткий срок,отпущенный ему судьбой, Чюрлёнис успел сделать очень многое. Он создал свойсобственный мир в искусстве. 

              Вкусы и увлечения Чюрлёниса нельзя вместить в рамки какого-либо определённого течения в искусстве. Его влекло и восхищало всё, что было по-настоящему талантливым.         Тем не менее существует немало оснований полагать, что наибольшее воздействиена молодого Чюрлёниса оказал символизм. 

КАРТИНЫ -СОНАТЫ

Соната весны.Анданте

  

Соната лета.Скерцо

               Среди поклонников Чюрлёниса такие деятели искусства, какГорький, Р. Роллан, А. Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Рерих,  Александр Скрябин,  Игорь Стравинский…

     Прежде,чем мы приступим к рассмотрению его живописи,Хотелось бы обратить внимание на его мысли.Мне они очень понравились.

               Человек, живя среди   людей, всегда должен вершить добро, и его жизнь никогда не будет прожита зря, даже если в глазах других он – ничто.  Согласитесь,что порою доброе, благосклонное слово значит больше, чем воз золота, а тёплый искренний взгляд – больше, нежели тома механики».

              Есть у Чюрлёниса и строки, содержащие предсказание собственной судьбы, написанные, когда счастье казалось таким близким, а жизнь обманула: любимую девушку Марию Моравскую родители выдали замуж за другого:

        "Ведь я представлял себе счастье таким близким и возможным. Однако решил: счастлив не буду, это столь же верно, как и то, что «умру». Сие меня как бы утешилонесколько… Так и есть, счастлив не буду, иначе и быть не может.

     Слишком легко ранимый,слишком близко всё принимаю к сердцу… Деньги меня не привлекают, ожидает меня нужда. Сомневаюсь в своём призвании и таланте и ничего не достигну… Перестану мечтать, но запомню мечты своей юности».

           Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты»,  сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

Одна из ранних картин художника «Покой» 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Чюрлёнис. Покой.

Поверх уснувших вод возвышается остров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище,«чудо-юдо рыбу кит».

           Рыбацкие костры  у самой воды напоминают два глаза, которые взирают куда-то в пространство,завораживают, притягивают взгляд. Это знакомая всем игра природы: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах.                      Картина  приобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожно мал человек перед вечным безмолвием. Образ, положенный в основу композиции,навеян Чюрлёнису очертаниями островка, который лежит рядом с Друскининкаем на Немане. Островок этот носит романтическое название - «остров любви».

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Чюрлёнис. Истина.

        "Истина". Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем,слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина?Путь к ним тернист. И всё же: "А ты иди, иди без устали...

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

 

Чюрлёнис. Тишина.

              Картина поражает гениальной простотой замысла и исполнения. На тускло-желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. И всё. Тишина. Малейшей дуновение – исчезнут и они. Глядя на эти беззащитные создания природы, испытываешь горечь, нежность и надежду.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Цикл из 13картин

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

  

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

                Холодная безбрежная тьма.  Её властно прорезает исполинская рука – символ созидания и творчества. Внизу надпись по-польски: «Да будет!» И вот хаос рассеивается, из космической мглы возникает небо с рассыпанными по нему мириадами звёзд и планет. Широко разливается море с далёкими, еле видными берегами. И восходит красный диск солнца. Это рождаетсясвет. А свет – это жизнь. 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Жизнь торжествует. Тянутся к солнцу диковинные растения. Возникают лёгкие воздушные

города, сказочные замки. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Этот циклрассказывает о том, как возникла красота. 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Микалоюс Константинас Чюрлёнис  Микалоюс Константинас Чюрлёнис

 

 В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.

               В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа  в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

ЗНАКИ ЗОДИАКА

«Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь извёздное небо, как это сделал Чюрлёнис в серии своих картин "Знакизодиака"». (К. Паустовский)

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Водолей

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Рыбы 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Лев 

 Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Весы

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

 

Чюрлёнис. Стрелец.

            В 1918 году Советское правительство Литвы специальным декретом национализировало картины Чюрлениса, причислив к "творениям гениев человеческой мысли". Вскоре был учрежден Государственный художественный музей Чюрлениса в г. Каунасе.

В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.Он автор более 300 живописных произведений.

    Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

           "Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске!

      Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрленис!", - так оценивал самобытный талант автора музыкальной живописи один из крупнейших писателей нашего века Ромен Роллан.

Источники.

http://art.mirtesen.ru/blog/43281363544/Mikaloyus-Konstantinas-CHyurlyonis

http://www.bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/

http://ciurlionis.eu/ru/zhivopis/

http://www.chaskor.ru/hub/mikaloyus_konstantinas_chyurlenis_20057

maxpark.com

Персональный сайт - Картины Чюрлёниса

Любовь — это восход солнца, полдень

долгий и жаркий, вечер тихий и

чудный. А родина его тоска.

Любовь — это старая песенка.

Любовь — это качели радуги,

подвешенные на белых облаках.

Любовь — это мгновение блеска

всех солнц и всех звезд.

Любовь — это мост из чистого золота

через реку жизни, разделяющую

берега «добра и зла».

Любовь — это крепкие белые крылья.

Любовь — это старый сосновый лес

в жаркий полдень, это отдых в лесу

под убаюкивающий шум сосен.

Любовь — это дорога к солнцу,

вымощенная острыми жемчужными

раковинами, по которым ты должен

идти босиком.

Помнишь ли ты море, черный закат?

...Слышишь, как шумят волны?

И играют, и поют. Помнишь?

А большие волны помнишь?.. Помнишь,

какой шар света ты принесла

мне тогда, когда я еще не знал тебя?

Говори со мной, говори много, часто,

как говорила еще до нашей встречи.

И всегда держи в своих ладонях

этот великий огонь...

...Помни, что исполнятся все наши

желания, все мечты. Счастье с нами,

а если судьба слегка мешает и стесняет,

то уж такая у нее привычка...

Я вижу, как горят твои светлые глаза,

как мысль твоя летит метеором,

и, ощущая бескрайнюю радость,

свято, твердо верю, что серость, жалкая

проза никогда не проникнут в наш

Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь,

ты, чудесная моя Жрица! Вся наша

жизнь сгорит на жертвеннике Вечного

и Всемогущего искусства. И скажи —

разве не мы самые счастливые люди на свете?

Я полечу в очень далекие миры,

в края вечной красоты, солнца и сказки,

фантазии, в зачарованную страну,

самую прекрасную на земле. И буду

долго, долго смотреть на все,

чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах...

nowymir.narod.ru

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Лес»

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Лес»

Микалоюс Константинас Чюрленис – художник, который воспевал красоту природы Литвы, но не в привычном для нас смысле.

Многие критики видят в его картинах нечто космическое, борьбу неба с землёй. Он ставит изобразительное искусство на новый уровень, представляя эволюцию не как естественный процесс, а как влияние высших сил. Влияния космоса чувствуется в его картинах, обладающие особым притяжением для взора зрителей.

Картина «Лес» отличное тому доказательство. Он ищет гармонию: тёмный лес и серебристая дымка, окутывающая деревья, как будто стараются стать одним целым. Небо же украшено яркими и красочными элементами и даёт человеку понять, что без него ничего бы не происходило. Это также говорит о том, что художник больше тяготеет к небесным проявлениям.

По сути, в небе пляшут огни, как на северном полюсе, создавая неровное сияние по всей поверхности. Многие народы, видевшие это явление природы, приписывали к могучим духам. Для одного племени это было убежище предков, для других – отсвет от мечей, например как у викингов.

Художник стремится показать, что наш мыслящий лес мешает нашему духовному развитию, представленное красочным небом, которое развивает границу сознания. Деревья подавлены своим чёрным гнетом реальности.

Лес изображён, как некое волшебство удивительной формы, а над ним небо – светящиеся и таинственные «звезды», прозрачные и неуловимые светила непостижимого космоса.

В картине все объекты подчинены единому целостному процессу цикла инобытия. В его картине чувствуется некая отрешённость от мира людей. Еще при жизни многие критики и ценители искусства считали художника странным. Часто Чюрлениса не понимали вовсе. Его философия была слишком тонка, и чтобы воспринимать это удивительное творчество, необходимо было обладать таким же тонким мироощущением или хотя бы понимать его.

Свои картины художник писал не столь высокой техникой, как глубокой душою. Можно разглядеть размытость форм, которые лаконично ложатся на общее восприятие сюжета. Они позволяют поэтично рассмотреть картину с разных сторон.

opisanie-kartin.com

Чюрлёнис. Музыка живописи или живопись музыки? : enigma_vita

«...Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, аесли судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка...»(Чюрленис).

Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять имешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это незатрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудножить.

Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул быни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А гдеже мечта? Мечта где? Фантазия где – я спрашиваю? Почему у насЧюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальшепроповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразныхформ самовыражения в искусстве.

  "Соната весны"

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты».(Чюрленис).

Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя.Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянскойсемьи, работал органистом в церкви. Мать – из немецких переселенцев, оназанималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим.Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать – немкой, роднымиего языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства сбудущей женой он начал изучать литовский язык).

  " Соната звёзд"

Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года вгороде Варена (сейчас – Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года вПустельнике Миньски (ныне – Польша). В этом году – столетие со днясмерти.

Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (илислучалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто могпомочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детстваполучил возможность заниматься музыкой.

    " Соната моря."

Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печатьспецифики места рождения. Он учился в двух консерваториях – в Варшавскойи в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве.Композитор, художник, поэт, даже философ – одно неотделимо от другого.Чюрленис – автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300картин – как тут определишь? Невозможно «определить» его и встилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма,модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма ипрочих «-измов» – в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.

В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условияхнищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимаюти признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст,Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочьс выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союзарусских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его ктеатрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он(Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.

  " Соната пирамид"

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делалиЧюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим заузкий круг национального искусства», – писал М.В. Добужинский.

Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись.В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. Послепрогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.

«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежнымикрасками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композициейкакие-то космические симфонии», – писал Вячеслав Иванов и добавлял:«Чюрлянис несомненно музыкант… по общей музыкальной стихийности, как быразлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис – прежнее написаниефамилии).

Ритм, пластика, архитектоника – все эти понятия одинаково применимы кразным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти икраски музыкальных гармоний. Форма, композиция – само собой. Даже слова«тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многиекартины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты,картины-прелюды. И наоборот – музыка переходит свои границы:«Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», –писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.

  " Соната лета"

Вопрос о синтезе искусств – вопрос очень старый. Почему именно напереломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал передмногими деятелями – сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветнойслух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Нодостаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенскогомистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническимиспециалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. Впартитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партиюсветовой клавиатуры – ее расшифровали. Идею «Мистерии» – действа звуков,красок, запахов, движений – Скрябин реализовать не успел.

Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности естьчуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей.Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с«музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» – Чюрленис.Происходило это в одно и то же время – в первом десятилетии 20 века. Приэтом – знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Еготворчество – музыка в той же степени, как живопись».

То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать,расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мывоспринимаем любые другие образы.

Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятивему многие строки: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этимпоистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, нои расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики.Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописибольших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовныйконтинент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис…Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение,которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим ввоздухе».

Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда,нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве – все этоЧюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке –это ощущение внутренней чистоты.

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44742/© Shkolazhizni.ru

  М.Чюрлёнис. " Автопортрет."

enigma-vita.livejournal.com

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Рай»

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Рай»

Микалоюс Чюрленис известный литовский художник и композитор. Картина открывает перед нами прекрасный неизведанный для нас мир, показывает зрителям всю красоту потустороннего мира. Эта работа наполнена чистотой и красотой, необыкновенностью пейзажа и персонажей, изображенных на полотне. Чюрленис объединил свои таланты к живописи и к музыке и воплотил все свои мечты и фантазии на картине в единое целое.

Художник видит мир совсем по-другому, не так как все люди. Всем поклонникам молодого художника, наверное, известно, что сначала он учился музыке, а потом уже позже увлекся сильно и живописью, так что смеем заметить его художественные и музыкальные навыки идут рука об руку творя такие шедевры.

Чюрленис стремится, чтобы картина зазвучала как музыкальные нотки, а краски подчинились музыкальному ритму. Картина в основном написана в оранжево-золотой гамме, посмотрев на нее кажется, что она нас согревает до глубины души. Автор показывает зрителям не наш реальный мир, а другой совсем загадочный и фантастический, в котором можно увидеть много света и чистоты.

На полотне художник четко вырисовывает даже самые малейшие детали, такие как листики травы, лепестки ромашек, одуванчики и много других цветов, так же красиво рисует разноцветных бабочек, кружащих над поляной.

Прекрасные ангелы бродят по поляне, ни о чем не беспокоясь, их души чисты и прекрасны, рядом ступени, ведущие прямо к Богу. Синеватое небо затянуто белыми облаками, кругом нежно летают белоснежные голуби, спокойное море омывает берег, оно отражает небеса.

Всмотревшись в облака странной формы и пробившееся сквозь них небо кажется, что это все зовет нас обратно, туда, к старой обыденной жизни, на мгновение хочется вернуться, но тут же посмотрев на ступени, ведущие наверх, понимаешь, что нет жизни прекрасней и спокойней чем здесь.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта