«Ожившая точка»: техника «пуантилизм» в детском творчестве. Картины пуантилизм
история, описание метода. Самые известные представители пуантилизма
19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Расскажем о том, в чем состоит его специфика, кто его изобрел и кто особенно отличился в этом стиле.
Значение термина
Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви – пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как «точечный» стиль.
История пуантилизма
В конце 19 века французские художники вели активные исследования в области теории, физики и психологии цвета. Они хотели найти инструменты, которые максимально полно позволили бы автору передать свой замысел и эмоциональный посыл зрителю. Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В это время импрессионисты вели активные исследования возможностей красок для передачи световоздушного и водного пространства. Они стремились передать сиюминутное, живое ощущение движения природных стихий. Классическая техника не давала им такой возможности. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи. В чем же состоит особенность этого стиля?
Метод и техника пуантилизма в живописи
Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими квадратными мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть метода не только в особом наложении красочного слоя на поверхность полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Как рисовать, чтобы передать красоту мгновения природы и ощущение от момента, которое пережил художник? Вот главный вопрос, который задавали себе живописцы в конце 19 и начале 20 века. Французские художники под влиянием научных открытий в теории цвета и света, а также благодаря открытию фотографии, которая фиксировала момент бытия, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. И пуантилизм был одним из вариантов новой техники. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, как это было принято в классической живописи, а накладывались в исходном виде маленькими мазками. Причем рядом всегда соседствовали контрастные, согласно колористическому кругу, тона. Красный накладывался рядом с зеленым, желтый – с голубым и т. д. Это давало возможность глазу воспринимать живое ощущение воздуха и света. При восприятии картины человеческий глаз сам производил смешение красок, и получалось многоцветное произведение. Техника пуантилизма очень сложна и кропотлива. Она сходна по своей декоративности и трудоемкости с мозаикой. Но художников не пугал такой объем работы, так как он позволял решить поставленную художественную задачу.
Основатели
В 1885 году появился новый стиль в живописи – пуантилизм, его рождение связано, в первую очередь, с именем французского художника Жоржа Сера. Он был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой почерк. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. На него большое влияние оказали уже упомянутые работы по физике и химии, а также исследования Шарля Блана по колористике. Сера решительно отказался от импрессионистского подхода к живописи, основанного на мгновенном ощущении. Он считал, что художник должен исходить из научных открытий. Творец, по его мнению, не должен полагаться на вдохновение или сиюминутное ощущение, а должен каждый свой шаг тщательно рассчитывать, исходя из психофизиологических и физических знаний. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход – дивизионизм или пуантилизм. В 1884-86 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым – «Воскресный день на острове Гранд-Жат». Ее размер – два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии. Работа стала классикой пуантилизма. К сожалению Сера не успел полностью развить свою теорию и воплотить ее в работах, он умер в молодом возрасте, и в дальнейшем направление связано с именем его ученика, бывшего импрессиониста Поля Синьяка.
Художники-пуантилисты
Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи. Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В. Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.
Работы в стиле пуантилизм
Классический пуантилизм в живописи представлен работами Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». А также экспериментальными работами Ван Гога «Сеятель и закат», А. Матисса «Попугайные тюльпаны», картинами К. Писсарро «Хэмптон», «Сенокос в Эраньи», «Дети на дворе усадьбы». Сегодня работы в этой технике – шедевры, за которыми охотятся музеи и коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.
fb.ru
история стиля и фото :: SYL.ru
В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.
Значение термина
Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи - пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.
Название происходит от французского слова pointel - точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название - дивизионизм, что означает "разделение". Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.
Возникновение стиля и теория цвета
Техника пуантилизма в живописи - это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная - с зеленой. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом. Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.
Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании. Находясь под их влиянием, он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета - красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.
Пуантилизм в живописи Жоржа Сера
Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был "Воскресный день на острове Гранд-Жатт".
Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.
Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент. Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.
Последователи
Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света. Поль Синьяк также написал трактат, обосновывая новое направление в живописи.
Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, в том числе и за пределами Франции, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.
Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.
Пуантилизм в наше время
В современном искусстве вновь стали возвращаться к пуантилизму в живописи. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.
Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.
Пуантилизм в живописи для детей
Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.
Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.
www.syl.ru
Пуантилизм в живописи: история стиля художники картины
Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.
Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.
Происхождение
Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.
Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.
Представители направления
Основателем пуантилизма был Джорж Сера, получивший образование в Школе изящных искусств в Париже. Традиционный классический художник отверг импрессионизм, в пользу научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал «хромолюминаризм». На основе научной теории цвета французского химика Шевреля а также американского физика Огдена Руда. Метод применялся ранее, но систематически применять его как основной способ рисования изображений на полотне начал именно Сера. Главным учеником Сера был бывший импрессионист Поль Синьяк. Пейзажиста Синьяка привлекли методы пуантилизма и дивизионизма, и после смерти Сера в 1891 году, он продолжил дело учителя. Кроме картин маслом и акварелью, он создал офорты, литографии, работы пером, чернилами. Интересно, что Синьяк был одним из первых покупателей полотна Анри Матисса.
Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.
Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.
Другие известные представители стиля:
Шарль Ангран
Экспериментировал с основными приемами направления. В некоторых работах он использовал тонкие, маленькие точки краски. В других – он использовал большие мазки краски, чтобы получить специфический эффект.
Максимилиан Люс
Французский неоимпрессионист, использовали пуантилизм во многих произведениях. Его самые известные картины – серия работ «Нотр-Дам».
Тео Ван Рейссельберге
Написал несколько картин с использованием техники пуантилизма. Наиболее известная и знаковая работа – портрет его жены и дочери. Техника художника развивалась в направлении увеличения мазков, их более грубой передаче.
Винсент Ван Гог
Эксперименты с пуантилизмом принадлежат Винсенту Ван Гогу – с использованием точечной техники написан автопортрет в 1887 году.
Камиль Писсарро
На протяжении 5 лет работал в стиле пуантилизм.
Особенности стиля
Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».
Теория цвета
В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.
Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.
Дивизионизм
Сера называл этот стиль живописи «дивизионизм», когда изобрел его, название было изменено через длительное время. Чем меньше точек, тем яснее картина и более резкие линии, так же, как с разрешением экрана на мониторе компьютера. Во многих отношениях, пуантилизм можно называть наукой также правомерно, как и искусством. Пуантилизм использовал оптические иллюзии для создания изображений из многих маленьких точек, расположенных близко друг к другу. При близком рассмотрении картина выглядит размытой, нечеткой, издалека – точно просматривается объект, изображенный художником. Технику нанесения изображения на холст сравнивают с пикселями на экранах компьютерных мониторов.
Энергия мира
Идея пуантилистов – передать энергию окружающего мира при помощи необычной техники написания полотен. Шокировать или удивить зрителей они не планировали, но необычная техника вызвала критику и непонимание. Суть критики – использование точек для написания картин превращает живопись в механическое, нудное занятие, что убивает творчество, индивидуальность.
В детском творчестве
Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.
Психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию.
Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием.
Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе.
Рекомендуем публикации
- Импрессионизм как стиль в живописи
- Поп-арт как стиль в живописи
- Сюрреализм как стиль в живописи
- Стиль живописи арт-деко
- Неоклассицизм как стиль в живописи
- Реализм как стиль в живописи
artrecept.com
живопись точками. – Ярмарка Мастеров
Когда я только начинала осваивать азы живописи и рисунка, у меня постоянно возникала проблема с четкими ровными линиями. Сложно сказать, что именно являлось большей проблемой - отсутствие опыта, не слишком хорошее зрение или что-то еще. Тешу себя мыслью, что это пробивалось наружу истинное призвание ;-) Но преподаватели меня постоянно дергали по этому поводу, пока я не начала писать живописные работы все более и более мелкими мазками. В итоге пришла к тому, что могу написать любой сложности объект точками, причем сам процесс захватывает и вдохновляет настолько, что куда там тем классическим мазкам. Правда, у меня в итоге сложилась авторская манера, в которой смешаны точки, текстурные мазки мастихином и лессировки, но и чисто точечная живопись периодически оживает в какой-то задумке.
Когда я уже вовсю писала точками, и в глубине души считала себя редкостной оригиналкой, мне посчастливилось познакомиться с замечательным современным художником-пуантилистом Олегом Сёминым. Человек он очень харизматичный и приятный, и хотя в сети регулярно наталкиваюсь на перепосты его картин - они как правило не подписаны, потому как автор совсем не занимается пиаром. А жаль - картины потрясающие.
Олег Сёмин, ''Первая женщина''
К сожалению, мне не удалось найти какой-то разносторонней информации о пуантилизме, его истории, художниках, которые творили и творят в этой манере. Когда заглянула в Википедию, вообще стало грустно, со временем накопилось немножко сведений, и я эту самую вики-статью дополнила, но все равно этого ужасно мало.
Пуантилизм (от фр. pointiller - писать точками) , альтернативное название Дивизионизм (от division - разделение) - стиль письма в живописи, прочно связанный с именем известного французского художника-постимпрессиониста, основателя неоимпрессионизма Жоржа-Пьера Сёра (1859-1891).
Жорж-Пьер Сёра, ''Воскресный день на острове Гранд-Жатт'' (1884)
Сёра положил в основу своего стиля письма теорию цвета и оптику, а точнее принцип аддитивного смешения цветов - метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия (свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета). Смешение трех основных аддитивных цветов - красного, зеленого и синего - в определенном соотношении дает белый цвет. Смешивая их также можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Согласно теории цвета, любой цвет может быть создан из суммы трех любых цветов, каждый из которых не может быть создан сочетанием двух других.
В картинах пуантилистов - последователей Сёра - также использовались чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Оптическое смешение трех чистых основных цветов и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) зачастую воспринимается ярче, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Олег Сёмин, ''Бессонница. ДАО''
В пуантилистической манере творили также Синьяк и Балла. По мнению многих критиков того времени, новый метод должен был свести на нет творческую индивидуальность художника, и превратить его работу в скучное механическое нанесение мазков. Однако, вопреки такому утверждению, пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.
Искусство аборигенов Австралии
Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния. Хотя основоположником научно обоснованного стиля пуантилизма является Жорж Сёра, метод нанесения красок точками или мелкими раздельными мазками встречался еще в древности, в частности в искусстве аборигенов Австралии. Картина, написанная в пуантилистической манере, воспринимается зрителем как декоративная, практически близкая к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену. Сложно придумать более гармоничную технику живописи для декоративного, абстрактного сюжета, подчёркивающую контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающую контуры и пластику.
Олег Сёмин, ''Рыбы не плачут''
www.livemaster.ru
Картины в технике пуантилизм от художника Жоржа Сёра | DesigNonstop
Картины в технике пуантилизм от художника Жоржа Сёра
0
Жорж Сёра (Georges-Pierre Seurat, 1859-1891) — известный французский живописец, основатель стиля пуантилизм. Суть созданной им оригинальной техники заключалась в рисовании маленькими мазками чистых цветов, смешанных только с белилами. Еще одно название техники — дивизионизм. Именно такое определение использовал сам художник, а также его последователи. Этот прием используется в расчете на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии. Стремление Сёра к жесткому порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов — поэтому для обозначения созданного им метода возник еще один термин — неоимпрессионизм.
Ниже представлены уменьшенные варианты работ этого художника. Нажмите на понравившееся вам изображение и вы перейдете на сайт, где сможете рассмотреть картину в большем размере.
1. Гранд-Жатт
2. Воскресный день
3. Цирковой парад
4. Модели
5. Кабаре
6. Пудрящаяся девушка
7. Цирк
8. Каменотесы
9. Купание в Ансьере
10. Рыбак
11. Берег Сены
12. Каноэ
13. Отлив в Гранкане
14. Марина, Онфлёр
15. Гавань в Порт-ан-Бессен
16. Воскресенье в Порт-ан-Бессен
17. Гавань и причалы
18. Сена у Гран-Жатт весной
19. Вид на Кротой
20. Эйфелева башня
Оцените, пожалуйста, статью!- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
www.designonstop.com
техника «пуантилизм» в детском творчестве – Ярмарка Мастеров
Когда-то стихийно возникшее увлечение рисованием постепенно из хобби превратилось в род профессиональной деятельности. А ведь это здорово, когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, творишь, узнаешь новое, общаешься с единомышленниками.
Изобразительное искусство охватывает очень широкий круг видов, течений, направлений. Пуантилизм, о котором я хочу сегодня поговорить, лишь одно из них, это разновидность постимпрессионизма. Я подготовила к публикации книжку (пособие), которую так и назвала «Живая точка», она предназначена для занятий с детьми в этом стиле и похожем графическом — используя в рисовании одну фактуру — точку. Сегдня я вкратце расскажу, каким способом можно «оживить» обычную точку.
Дети талантливы изначально, словно сама природа, потому что «произведения» природы возникают аналогично детским рисункам: как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса.
Рисование для ребенка — это часть его многостороннего развития. Во все времена детскому рисунку специалисты придавали большое значение, потому что ребенок через рисунок показывает свои мечты, восприятие окружающего мира, свое настроение.
И педагоги, и медики считают, что рисование для детей отражается на их развитии, оказывая положительное влияние на центральную нервную систему. Соответственно этому разрабатываются методики рисования для детей.
В практике педагогов, занимающихся с детьми, большое место занимают нетрадиционные методики, в частности — рисование отпечатком пальца, ладошки, кляксами, оттисками. Их упрощенно можно классифицировать как рисование отпечатком, упрощенно — точкой, только точка при этом ставится разными средствами (принятый термин — рисование штампами, где в данном случае в роли штампа выступают ладошка, клякса, мятая бумага). Это поможет объяснить более узкое и сложное течение живописи пуантилизм, познакомиться с основами которого я предлагаю. Используя выдержки из своей книги.
Рисунок точками с детьми можно выполнять в монохромной гамме (это будет, собственно, графический рисунок с использованием одной фактуры — точки, что сейчас часто тоже называют пуантилизмом, хотя это не верно и противоречит самой идее, выдвинутой основоположниками направления). При выполнении живописных работ в стиле пуантилизм разными цветами гуашью, маслом, акрилом и даже акварелью используют чистые, не смешиваемые на палитре краски: по теории пуантилизма смешение цветов и получение задуманного художником эффекта происходит при оптическом восприятии человеком изображения с дальнего расстояния (особенно это касается больших полотен).
Для младших школьников и обучающихся основной школы предлагается освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов — цветных маркеров (фломастеров). Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику обучающихся, их усидчивость, восприятие контрастов в картине, но и создавать общий положительный эмоциональный фон, поскольку изображение, полученное с помощью фломастеров (цветных маркеров), не требует высыхания, исключается растекание красок или их неаккуратное смешивание. Вот такие работы можно выполнить с детьми, используя лишь одну фактуру — точку, одного цвета, или выполняя настоящие живописные картины в многоцветной гамме, следуя или частично используя принципы и идеи пуантилизма.
Освоение техники «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие шедевры живописи. Именно такие работы создаются педагогами при прохождении этой темы в рамках Школы живописных и графических техник, а потом воплощаются на уроках. Так как исполнение любого известного художественного произведения в другом стиле позволяет считать подобное произведение авторским, можно попытаться воспроизвести самостоятельно картину известного художника. В этом случае основная задача — построение композиции — уже решена, остается ее перенести и преобразовать стиль изображения, это очень важно для начинающего художника. На занятиях мы используем художественную гуашь. Вот такие замечательные работы получаются (они не полностью завершены, но тем не менее дают полное представление о технике). Результат получается у всех разный, даже если образец был взят один - а получается он из индивидуального видения, особенностей характера, знаний, навыков и умений, творческого восприятия каждого художника.
Хороши для выполнения в технике пуантилизм пейзажи с изображением округлых форм: облаков, леса, деревьев.
Сейчас очень модно в точечной технике расписывать предметы обихода: бутылки, тарелки, шкатулки и прочую домашнюю мелочь. Смотрятся такие расписанные акриловыми и витражными красками предметы очень красиво (техника point to point).
www.livemaster.ru
Пуантилизм: история мирового искусства
Georges Seurat A Sunday on La Grande Jatte 1884–86
Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.
Пуантилизм как стиль живописи
Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».
Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.
Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы. И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.
Жорж Сёра и другие пуантилисты
Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая. Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном. В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной. Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.
Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.
Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891
Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886
Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.
Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892
Пуантилизм для развития творческого восприятия в рисунке у детей
Уже то, что контрастные по цвету точки, расположенные рядом, при удалении от них будут казаться единым по цвету пятном, вызывает неподдельный восторг у детей. И потому пуантилизм широко используется в детском творчестве.
Немало времени нужно малышу, чтобы обрести умения и навыки правильно держать в руке карандаши и кисти, наносить плавные линии на бумагу. Неудачи в традиционном рисовании нередко приводят ребенка к отказу от занятий. Но работа с цветом – важнейшая часть обучения, развивающая творческое мышление, внимание и память. На помощь приходят приемы пуантилизма. Самый простой из них – пальчиковое рисование, когда малыши наносят краску на бумагу подушечками пальцев.
myshulka.ru