Композиция. Тематическая картина, ее жанры и основные компоненты. Сюжетные картины


Тематическая (сюжетная) картина. Урок изобразительного искусства в 7 классе.

7 класс

7 класс

Тематическая (сюжетная) картина В основе ее лежит определенный идейный замысел и конкретное содержание или тема, выраженные средствами рисунка и живописи. Такие картины называются тематическими.  « На причале» Василевич В.1967).

Тематическая (сюжетная) картина

В основе ее лежит определенный идейный замысел и конкретное содержание или тема, выраженные средствами рисунка и живописи. Такие картины называются тематическими. 

« На причале» Василевич В.1967).

Темы картин Темы картин весьма разнообразны, как разнообразна действительность. Соответственно тематические картины подразделяют на ряд так называемых жанров в зависимости от их содержания. 

Темы картин

Темы картин весьма разнообразны, как разнообразна действительность. Соответственно тематические картины подразделяют на ряд так называемых жанров в зависимости от их содержания. 

Так, обычно картины, изображающие какие-либо исторические события, относят к историческому или историко-революционному жанру. „ Утро стрелецкой казни

Так, обычно картины, изображающие какие-либо исторические события, относят к историческому или историко-революционному жанру.

„ Утро стрелецкой казни" В. И. Суриков

Если в картине изображена бытовая сцена, как это мы видим в „Сватовстве майора

Если в картине изображена бытовая сцена, как это мы видим в „Сватовстве майора" Федотова, то ее относят к бытовому жанру. 

„ Сватовстве майора"

Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Изображение боевых эпизодов относится к военному, или батальному жанру. Верещагин  В.В.. У крепостной стены.

Изображение боевых эпизодов относится к военному, или батальному жанру.

Верещагин  В.В.. У крепостной стены.

Особенности Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.

Особенности

Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников.

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим: Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда; Д.И.Хамин Утро  БАМ  1975.

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:

  • Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;

Д.И.Хамин Утро  БАМ  1975.

Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
  • Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
Натюрморт может быть тематическим, если предметы объединены одной темой или сюжетом. Спортивный натюрморт Натюрморт с книгами Театральный натюрморт
  • Натюрморт может быть тематическим, если предметы объединены одной темой или сюжетом.

Спортивный натюрморт

Натюрморт с книгами

Театральный натюрморт

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Композиция Слово „композиция

Композиция

Слово „композиция" в переводе на русский язык означает сочетание или соединение отдельных частей в единое целое, а в данном случае — сочетание отдельных частей картины в единое художественное целое. 

Правильное построение композиции поможет доступно передать зрителю замысел, проникнуться эмоциями и чувствами живописца. Создание сюжетного полотна невозможно без людей, как главных действующих лиц.

Если композиция построена правильно, то все детали изображения представляют единое художественное целое. Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции.

Если композиция построена правильно, то все детали изображения представляют единое художественное целое.

Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции.

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

"Черное золото Татарстана" 

Для правильного построения сюжетной картины необходимо: Грамотно выбрать стиль; Гармонично сочетать цвета и оттенки; Правильно выбрать объекты для передачи идейного замысла; Адекватно использовать средства художественной выразительности.

Для правильного построения сюжетной картины необходимо:

  • Грамотно выбрать стиль;
  • Гармонично сочетать цвета и оттенки;
  • Правильно выбрать объекты для передачи идейного замысла;
  • Адекватно использовать средства художественной выразительности.
Задание: определите тематический портрет. 1. 3 2. 6. 5. 7. 4

Задание:

определите тематический портрет.

1.

3

2.

6.

5.

7.

4

Определите тематическую (сюжетную) картину. Задание: 2. 1 . 3 . 4. 5.

Определите тематическую (сюжетную) картину.

Задание:

2.

1 .

3 .

4.

5.

Задание: Изображение труда и повседневных занятий человека. (Гуашь, фломастеры)

Задание:

  • Изображение труда и повседневных занятий человека. (Гуашь, фломастеры)
Автор презентации – Сидорова Елена Владимировна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ» с.Гурьевка Прилузского р-на, Республики Коми Источники: http://paintmaster.ru/tematicheskaya-kartina-ee-zhanry-i-osnovnye-komponenty.php http://www.artrecept.com/zhivopis/zhanry/sjuzhetno-tematicheskij-zhanr http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/8593-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-na-urokakh-zhivopisi.html

Автор презентации – Сидорова Елена Владимировна, учитель ИЗО

МБОУ «СОШ» с.Гурьевка Прилузского р-на, Республики Коми

Источники:

  • http://paintmaster.ru/tematicheskaya-kartina-ee-zhanry-i-osnovnye-komponenty.php
  • http://www.artrecept.com/zhivopis/zhanry/sjuzhetno-tematicheskij-zhanr
  • http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/8593-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-na-urokakh-zhivopisi.html

videouroki.net

Тематическая картина и понятие композиции- PAINTMASTER.RU

Знакомство с картиной Федотова „Сватовство майора" приводит к выводу, что в основе ее лежит определенный идейный замысел и конкретное содержание или тема, выраженные средствами рисунка и живописи. Такие картины называются тематическими.

Темы картин весьма разнообразны, как разнообразна действительность. Соответственно тематические картины подразделяют на ряд так называемых жанров в зависимости от их содержания.

Так, обычно картины, изображающие какие-либо исторические события, относят к историческому или историко-революционному жанру (например, „Утро стрелецкой казни" В. И. Сурикова;):

В.Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881.

Если в картине изображена бытовая сцена, как это мы видим в „Сватовстве майора" Федотова, то ее относят к бытовому жанру. Изображение боевых эпизодов относится к военному, или батальному, жанру (картины В. В. Верещагина из эпохи войны 1877 — 1878 годов, „Тачанка" М. Б. Грекова) и др.:

М.Греков. Тачанка. 1925.

Картины названных жанров изображают события или сцены (сюжеты) с участием нескольких или многих людей. Такие картины называются сюжетными картинами.

Но существуют картины, передающие замысел художника не только через образы людей, но и иными средствами. Например, великая перестройка сельского хозяйства Советского Союза, завоевания передовых колхозов и машинно-тракторных станций в их борьбе за высокие урожаи могут быть воплощены и в пейзаже. В самом деле: изображения возделанных полей, бескрайних массивов поднятых целинных земель, полей колосящейся пшеницы и пр. могут правдиво и впечатляюще передавать достижения социалистического хозяйства. Изображения подобного пейзажа, равно как и пейзажа, раскрывающего богатство и красоту нашей родной природы, также являются тематическими картинами, так как они выражают мысли о неразрывной связи жизни народа с вскормившей его природой.

Картиной по праву называется и портрет отдельного человека или группы людей в том случае, когда художник в своем произведении передает типические черты людей определенной эпохи.

Наконец, и изображение натюрморта становится тематической картиной в том случае, если художник вкладывает в это изображение определенную мысль. В таком натюрморте мы видим не только композиционно организованное живописное изображение различных неодушевленных предметов, но и выражение отношения к ним человека: ведь вещи — его творения — несут в своем облике отпечаток интересов и образа жизни людей определенной профессии, определенной среды и определенной эпохи.

Из приведенной краткой характеристики отдельных видов картин следует, что тот или другой вид изображения может быть назван тематической картиной лишь тогда, когда художник, исходя из определенной вдохновляющей его идеи, избирает тему, отвечающую его замыслу, и выражает ее в конкретном сюжете или мотиве, в художественной форме, понятной зрителю.

Таким образом, основными компонентами каждой тематической картины являются:

  • идейный замысел,
  • тема,
  • сюжет или мотив (в пейзаже и натюрморте), то есть явление, событие или факт, в котором выражена тема,
  • художественная форма, под которой разумеются все средства художественной выразительности — рисунок, цвет и пр.
  • Понятие о сюжетной композиции и ее значение в тематической картине

    Вы уже знаете, в чем заключался идейный замысел картины „Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой". Вы также знаете, каким сложным путем художник пришел к решению своей задачи, как все средства художественной формы он организовал на холсте в целях раскрытия содержания картины.

    Вот это организованное сочетание всех средств художественной формы, то есть рисунка, цвета, освещения и пр., направленное на то, чтобы помочь зрителю увидеть в картине самое существенное и тем самым понять ее содержание и проникнуться выраженными в ней мыслями и чувствами,— называется композицией.

    Слово „композиция" в переводе на русский язык означает сочетание или соединение отдельных частей в единое целое, а в данном случае — сочетание отдельных частей картины в единое художественное целое.

    Чем продуманнее, совершеннее композиция картины, тем выразительнее и яснее ее художественная форма передаст зрителю идейный замысел художника и те чувства, которые он хотел вызвать своей картиной.

    Следовательно, в картине любого жанра ее композиционное построение играет первенствующую роль.

    Особенно сложна и ответственна работа художника над композицией сюжетной картины, содержанием которой, в отличие от других жанров, является обширный мир сложных взаимоотношений людей в их общественной жизни, в труде и в повседневном быту.

    Уже на приведенном примере картины бытового жанра вы могли убедиться, какие глубокие вопросы и задачи возникают перед художником при создании сюжетной картины, в которой должны быть правдиво выражены характеры и чувства людей, их субъективные отношения к тому событию, участниками которого они являются, и их роль в нем. Эти задачи еще больше усложняются, когда художник черпает свои замыслы из таких областей жизни, в которых он не является непосредственным участником или непосредственным наблюдателем, и тем более из исторического прошлого.

    Поэтому для успешного творческого труда над сюжетной картиной необходима большая общая культура художника и, конечно, мастерство, к которому он приходит путем длительного обучения и упорной практики, как это мы видим на примере всех больших художников.

    Как же подойти к работе над композицией картины самодеятельному художнику, не имеющему возможности получить систематическое художественное образование? Может ли он научиться писать картины, в частности картины сюжетные?

    Лучшим ответом на эти вопросы служат красноречивые факты из биографии П. А. Федотова, начавшего свою деятельность художника самоучкой и сумевшего упорной волей и усиленным трудом подняться до высокого профессионального мастерства.

    Конечно, чтобы научиться рисунку, живописи и композиции, надо иметь не только склонность к искусству, но и известные способности, и тогда воля и труд обеспечат успех.

    Многолетний учебный опыт всех художественных школ подсказывает те основные первоначальные пути, которыми и самодеятельный художник может постепенно подойти к созданию сюжетной композиции.

  • Прежде всего вам необходимо начинать с развития наблюдательности, то есть способности подмечать среди окружающей вас жизни отдельные факты, явления, характеры людей, и с умения анализировать и обобщать наблюдения, то есть отделять среди них главное, существенное от второстепенного и случайного.

    Это не значит, что вы должны всюду ходить с широко открытыми глазами и без разбору обращать внимание на все, что ни попадет в поле вашего зрения. Вам, конечно, интересны не все явления или факты, но такие, которые могут служить в качестве материала для изображения именно существенных, характерных сторон жизни, активным участником которой вы сами являетесь.

    Для этого ваши наблюдения должны быть целенаправленными, подчиненными определенной задаче. Кроме того, они должны быть достаточно детальными, чтобы путем сравнения возможно большего круга фактов и явлений вы могли бы не только отделять в каждом из них существенные черты от случайных, но и обоснованно обобщать их. Иначе ваши наблюдения окажутся беспорядочной грудой фрагментов, не связанных между собой, не обогащающих вашу мысль и вашу художническую память.

    Для художника развитие наблюдательности достигается повседневными, систематическими упражнениями в фиксации наблюдений путем зарисовок. Рисовать-значит наблюдать и сравнивать именно для того, чтобы выделять и заносить на бумагу самое существенное, характерное в интересующем вас факте или явлении. Но для создания сюжетных картин недостаточно развивать наблюдательность: ведь все ваши наблюдения действительности и найденные в ней темы и сюжеты ничего еще не стоят, пока они покоятся только в вашем сознании или даже в папках и альбомах в виде отдельных зарисовок, то есть пока они не воплощены в художественные образы, выражающие ваши замыслы.

  • Следовательно, овладение техникой, мастерством рисунка и живописи — вот вторая и главнейшая предпосылка постижения вами искусства создания сюжетных картин.

    Учиться же рисованию и живописи надо, все время опираясь на натуру, на саму жизнь, потому что правда природы есть основание правдоподобия в искусстве, как говорил Дидро. Только путем постоянного активного наблюдения, изучения и воспроизведения натуры вы овладеете не только рисунком и живописью, но и необходимыми навыками композиции. „Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, потом, понабравшись довольно, стараться подчинить себе натуру",— внушал своим ученикам замечательный педагог, художник П. П. Чистяков, учитель Репина, Сурикова, Поленова, Серова и других выдающихся художников.

  • Приведенные во „Вводной беседе" примеры и данные в ней указания позволяют вам перейти теперь к исполнению подготовительных к сюжетной композиции заданий.

    Вы на сайте- paintmaster.ru

    paintmaster.ru

    Конспект урока по теме "Сюжетная картина"

    Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».

    Тип урока – интегрированный. Форма урока – индивидуальная.

    Цель урока: повторение, закрепление и контроль теоретических знаний и практических навыков учащихся по теме «Создание сюжетной картины»

    Задачи:

    Образовательные:

    • Сформировать представление о выразительных средствах в тематической (сюжетной) картине, ее видах.

    • закрепить умения поэтапного создания сюжетной картины бытового жанра

    Нарисовать сюжетную картину и придумать название

    Развивающие:

    • развивать память, воображение, мыслительные способности;

    • расширить кругозор детей;

    • формировать умения и навыки работать в группе;

    • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

    Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность и ответственность;

    • желание достичь качественного , законченного рисунка

    • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    Урок проведён в форме т.е. использовалась презентация по теме, отвечали на тестовые задания. Учащиеся работали индивидуально

    Цели:

    Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

    Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

    Оборудование и материалы:

    Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

    Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.

    Художественные материалы для практической работы.

    Тестовое задание

    План урока

    Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

    Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов и анализ работ.

    Ход урока.

    -На прошлых уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

     Наш урок – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа - бытового жанра.

    - Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

       Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.

       Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

       Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

      (Показ презентации о жанрах)

      В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

     

       - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

        Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

        Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

         (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни

         Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота

       -  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

    В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др.   При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)

      - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

        К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

    Домашним заданием было нарисовать 2 эскиза из жизни школы или дома . После того, как педагог выбирает из двух эскизов самый удачный, дети приступают к увеличению рисунка на бумаге и придумывают название своему рисунку.

    Домашнее задание: выполнить рисунок в цвете

    В конце урока дети отвечают на тестовое задание для закрепления знаний по данной теме.

    Тест для закрепления урока

    1. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы

    1. Изделия народных промыслов

    2. Икона

    3. Скульптура

    4. Городской пейзаж

    2.Что относится к жанрам изобразительного искусства

    1. Пейзаж

    2. Графика

    3. Батальный

    4. Скульптура

    5. Натюрморт

    6. Портрет

    7. Архитектура

    8. Исторический

    9. Бытовой

    3.Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике

    1. исторический

    2. батальный

    3. анималистический

      1. бытовой

    4. Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу

    1. натюрморт

    2. пейзаж

    3. портрет

    5.Вставьте пропущенное слово. Живопись означает…, то есть полно и убедительно передавать действительность

    1. писать ручкой

    2. писать живо

    3. писать быстро

    4. писать картину

    6.Живопись – это такой вид изобразительного искусства, где главную роль играет

    1. линия

    2. тон

    3. форма

    4. цвет

    7.Что чаще всего изображали художники каменного века

    1. людей

    2. природу

    3. важные события

    животных

    8.Способ передачи пространства в рисунке – это

    1. пейзаж

    2. аксонометрия

    3. перспектива

    4. пропорция

    9. Горизонтальная плоскость в перспективе, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, - это

    1. предметная плоскость

    2. фронтальная плоскость

    3. перспектива

    4. линия горизонта

    10. К видам изобразительного искусства относятся

    1. живопись, пейзаж, натюрморт

    2. графика, живопись, скульптура

    3. натюрморт, портрет, пейзаж

    infourok.ru

    Сюжетные картинки для составления рассказа

    Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.

    сюжетные картинки по развитию речи

    Как их можно использовать?

    Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

    Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

    Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

    Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

    Развивающие материалы по теме

    Детский сад

    Сюжетные картинки для детей

    Картинки по разным темам

    сюжетные картинки для составления рассказа1сюжетные картинки для составления рассказа2сюжетные картинки для составления рассказа3сюжетные картинки для составления рассказа4сюжетные картинки для составления рассказа6сюжетные картинки для составления рассказа7сюжетные картинки для составления рассказа8сюжетные картинки для составления рассказа9сюжетные картинки для составления рассказа10серия сюжетных картиноксерия сюжетных картинок2серия сюжетных картинок3серия сюжетных картинок4серия сюжетных картинок5сюжетные картинки для дошкольниковсюжетные картинки для дошкольников2сюжетные картинки для дошкольников3сюжетные картинки для дошкольников4сюжетные картинки для дошкольников5

    Составляем истории (для детей от 2-х лет)

    Учимся составлять небольшие рассказы по картинкам.

    Сюжетные картинки для детей

    Другой вариант сюжетных

    Другой вариант сюжетных картинок для детей от 3 до 7 лет:

    Сюжетные картинки для детей

    Очень хорошие сюжетные картинки в двух частях — подойдут для малышей от 2 лет:

    Сюжетные картинки для детейСюжетные картинки для детей

    Загрузка...

    steshka.ru

    Сюжетно-тематические картины, социальные мотивы | Галерея ЦЦ

    Сюжетно-тематическая картина

    Сюжетно-тематическая картина - жанр изобразительного искусства, основанный на смешании традиционных жанров живописи - исторического, батального, бытового, композиционного портрета, пейзажа и др. Благодаря совмещению этих жанров было создано множество масштабных работ социально-значимых тематик. В Сюжетно-тематических картинах четко показаны фабула, сюжет, действие. Обычно это многофигурные композиции.

    Известные мастера Сюжетно-тематического жанра – Диего Веласкес, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Владимир Фаворский и другие.

    006-untittled 006-untittled

    006-untittled, 80х45см, тушь, гуашь, бумага  ..

    02 02

    02, масло, картон, пейзаж, экспрессионизм ..

    03 03

    Фотоискусство ..

    04 04

    Фотоискусство ..

    3. Вечерняя флора 3. Вечерняя флора

    3. Вечерняя флора, 2009, масло, холст, 60х70, без рамы, живопись, сюрреализм ..

    4. Дневная флора 4. Дневная флора

    4. Дневная флора, 2009, масло, холст, 60х70, без рамы, живопись, сюрреализм ..

    Destiny Destiny

    ..

    Акт_1 Акт_1

    ..

    Амур и Психея Амур и Психея

    Амур и Психея, 62х57, картон, гуашь, 2013 ..

    батик-06 батик-06

    ..

    батик-07 батик-07

    ..

    БНК_1 БНК_1

    ..

    В воде В воде

    В воде, 80х60, масло, холст, 2003 ..

    В нирване В нирване

    В нирване, 45х30см, масло, холст ..

    В поисках Истины В поисках Истины

    ..

    Відголосок минулих віків... Відголосок минулих віків...

    "Відголосок минулих віків", размер: 61х57 (холст, масло), 2014г. Автор: Матвиенко Виктор  ..

    Вдохновение Вдохновение

    Вдохновение, масло, холст, 70х50 ..

    Восточный мотив №1 Восточный мотив №1

    Восточный мотив №1, тушь, перо, цветной карандаш, картон, белила 180х150мм ..

    Восточный мотив №3 Восточный мотив №3

    Восточный мотив №3, цветная тушь, фактурная бумага 148х70мм ..

    Горгоны Горгоны

    Горгоны, 62х57, картон, гуашь, 2012 ..

    Городской пейзаж Городской пейзаж

    Городской пейзаж, масло, холст, 55х40, 2013 ..

    Джинн Джинн

    Джинн, 80х50, масло, холст, 2003 ..

    Диалог Диалог

    Диалог, холст, масло, 80×80 см, 2012 ..

    Диалог Диалог

    Диалог, 70х90, масло, холст, 2004 ..

    Елена Троянская Елена Троянская

    Елена Троянская. 62х57, картон, гуашь, 2012 ..

    Зарождение Зарождение

    Зарождение, 80х60, масло, холст, 2002 ..

    Иван Грозный Иван Грозный

    Иван Грозный 70х80см, масло, холст ..

    Итальянское солнце Итальянское солнце

    Итальянское солнце, холст, масло, 50х70, 2012 ..

    Карлов мост Карлов мост

    Карлов мост, масло, холст, 50х40, 2013 ..

    Когда деревья были большими Когда деревья были большими

    Когда деревья были большими, панно, 87х67. 2012, аппликация, войлок, ручная и машинная свободная сте..

    art-cc.com

    СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ ЖАНР - СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - Изобразительное искусство 6 класс - С.Н. Железняк

    Раздел 4. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

     

    Питер Брейгель-старший. Крестьянский танец. Питер Брейгель

    так выразительно изображал быт крестьян, что даже получил прозвище Мужицкий.

     

    22.   СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ ЖАНР

     

    На уроках литературы вам встречался термин сюжет. Его значение, наверное, не вызвало никаких трудностей. Сюжет - это то, о чем рассказывается в произведении. Можно ли употреблять это слово относительно картины или рисунка? Можно, если мы видим на них изображение событий. Сюжет художественного произведения чрезвычайно важен, хотя он и не главный.

    Великие мастера, обращаясь к традиционным сюжетам, каждый раз находят в них что-то новое, важное для своей эпохи. Мастера Средневековья могли объединить в картине несколько событий, произошедших с одним и тем же персонажем. Тогда его изображение возникало в композиции несколько раз. А по краям иконы изображали будто бы окошечка (клейма), в которых размещали разные эпизоды из жизни героя картины, например чудеса, которые сотворил этот святой.

     

    Икона - изображение сцены или персонажа из Святого Писания, выполненное по правилам - канонам, принятым церковью.

     

    Сандро Боттичелли. Сцены из жизни святого Зиновия.

    Художник изобразил своего героя трижды, причем два раза - даже в одинаковой одежде.

    Во времена Возрождения художники стали изображать на картине только один эпизод - тот, который они считали главным и который емко выражал содержание сюжета.

    Художественные произведения, отображающие повседневную жизнь, относятся к бытовому жанру. Иногда их просто называют жанровыми.

    Бытовые сцены появились еще во времена неолита, у первобытных художников. Позднее очень тщательно фиксировали все подробности своего быта и древние египтяне. Бытовыми сценами часто украшали греческие вазы. Во времена Средневековья и Возрождения художники старались приблизить библейские сюжеты к современному им быту. Персонажи Библии и Евангелий были одеты так, как одевались средневековые крестьяне, горожане и рыцари, и жили в таких же замках и домах.

     

    Дионисий. Митрополит Алексий с житием

     

    Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев

    Много картин на бытовую тему создал великий фламандский художник XVI в. Питер Брейгель-старший. Но истинный расцвет бытового жанра наступил в XVII в. Картины небольшого формата для помещений на темы повседневности создавало множество голландских художников, так называемые «Малые голландцы». На их картинах мы можем увидеть семейные праздники, игру в карты, визит врача к больной, события и ситуации, очень распространенные и обычные в жизни человека.

    В творчестве художников XIX в., таких как Жан-Франсуа Милле, картины, рисунки, гравюры обличали недостатки людей и общественной жизни, вызывали у зрителей сочувствие к обездоленным. К бытовому жанру часто обращался Т.Г. Шевченко и другие украинские художники.

    1. Что такое сюжет в живописи? Каковы сюжеты картин, приведенных в этом разделе?

    2. Как изображали жанровые сцены художники разных времен?

     

    Н. Пимоненко. Соперницы. Картина изображает типичную бытовую сцену.

    3. Внимательно рассмотрите предложенную вам картину бытового жанра. Какие события предшествовали тому, что изображено на ней? Что, по вашему мнению, случится потом? Почему художник изобразил именно этот момент?

    Нарисуйте композицию-воспоминание в теплом или холодном колорите.

    Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

    План работы:

    •   На листе бумаги скомпонуйте изображение.

    •   Решите, какие изображения будут большими, а какие - меньшими.

    •   Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.

    •   На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона.

    Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам понятны.

    •   Где создается контраст? Сравните цветовые отношения.

     

    ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!

    КАК ДЕЛАТЬ ЭСКИЗ

    Эскиз - это проект картины, первый этап работы нал ней. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта. В нескольких вариантах эскизов надо добиться наибольшей выразительности решения, правдиво разместить объекты, предметы, сгруппировать фигуры, найти смысловой центр, который будет привлекать основное внимание зрителя. В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к событиям. Каждая фигура должна иметь свое значение в общем замысле, и вся обстановка должна помогать его раскрытию.

    И. Левитан. Эскизы пейзажа. Утро. Опушка

    В отличие от театра и литературы, произведение изобразительного искусства всегда передает только один момент.

    Эскиз можно считать приемлемым, если содержание картины читается с первого взгляда, ее основная мысль понятна.

    Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит, который правдиво характеризовал бы происходящее событие, дополнял эмоциональное влияние картины. Нельзя случайно и необдуманно разрисовывать изображенные объекты и фигуры. Колорит картины должен отвечать тоновым и цветовым требованиям изображаемого момента, времени дня, состояния погоды. В окончательном результате вся цветовая гамма эскиза должна служить выявлению композиционного центра и дополнять эмоциональное влияние картины.

     

    И. Репин. Картина и эскиз картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Созданием этого эскиза художник не ограничился. Известно несколько вариантов самой картины, которые находятся в разных музеях.

    МАСТЕР-КЛАСС

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ

    Самое главное и наиболее ценное, с чего начинается композиция, - это ее замысел. Надо ощутить близость вам выбранной темы, ее отклик в душе. Основной закон композиции - увидеть в природе главное, закономерное и освободить его от лишних, второстепенных деталей.

    1. Первый этап - эскиз-поиск, в котором мы очерчиваем основное композиционное решение, определяем главных героев. Таких поисковых эскизов должно быть несколько, из них потом необходимо выбрать лучший, наиболее выразительный. В эскизе изображать следует не мелочи, а целые фигуры, группы людей, силуэты домов, деревьев и т. п. В этом эскизе- поиске решайте сразу и тональные соотношения будущей композиции.

    2. Второй этап - сбор вспомогательного материала: наброски с натуры, зарисовки пейзажные, интерьерные, костюмов, предметов, работа со вспомогательной литературой. Рисуя композицию на историческую тему, не излишне поинтересоваться, какую одежду носили люди того времени, какими предметами пользовались. А, скажем, если фоном композиции является пейзаж, сделать натурные этюды, поработать на пленэре. Для каждого персонажа полезно найти реальный прототип, сделать набросок с натуры.

    3. Следующий этап - это перенесение эскиза на большой лист. Надо следить за тем, чтобы во время перенесения рисунка не «сбить» композицию. Для этого существует старинный способ, которым пользовались еще художники Древнего Египта, - перенесение по квадратам. Изображения в маленьких квадратах эскиза должны отвечать квадратам главного листа. Потом линии, разделяющие бумагу на квадраты, вытирают и остается только увеличенное изображение. После этого вы можете начинать работать красками.

    Стоит заметить, что цветовое решение вам лучше исполнить заранее также на маленьком цветном эскизе. Покрыв цветом всю поверхность композиции, надо от общего переходить к мелочам.

    Этапы работы над композицией

    Законченная работа

    Микеланджело Меризи да Караваджо. Гадалка

    Микеланлжело Меризи да Караваджо (1573-1610) - выдающийся итальянский художник. Любимым жанром мастера были бытовые сцены. Даже библейские и евангельские события Караваджо изображает как эпизоды из повседневной жизни.

    Картину художника «Корзина с фруктами» считают одним из первых европейских самостоятельных натюрмортов.

    В своих произведениях Караваджо смело объединяет яркое освещение фигур персонажей, особенно их лиц, с глубокой тьмой фона. Эта манера получила название «караваджизм» и использовалась многочисленными художниками XVII в. Известнейшие произведения Караваджо: «Вакх», «Гадалка», «Корзина с фруктами», «Лютнист», «Призвание апостола Матфея», «Успение».

    Н. Пимоненко. Святочное гадание

    Пимоненко Николай Корнилиевич (1862-1912) - украинский художник.

    Родился в семье резчика по дереву.

    Учился в школе М.И. Мурашко, затем - в Петербургской академии искусств.

    Член Общества передвижных художественных выставок. Жил и работал в Киеве. Известен прежде всего как мастер бытового жанра. Н. Пимоненко объединяет сцены повседневной жизни с поэтическими украинскими пейзажами, что придает его произведениям особую обворожительность. Известнейшие произведения Н. Пимоненко: «Святочное гадание», «За водой», «Жертва фанатизма», «В поход», «Перед грозой», «Соперницы».

    Казак Мамай - защитник украинского народа, путешественник, воин, мудрец и сказочник в одном лице. Древний термин «мамаевать» означает странствовать, казаковать, вести казачий образ жизни, «ходить на мамая» - идти наугад.

    www.subject.com.ua


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта