Мученики Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картина мученик
Святой Себастьян в шедеврах мировой живописи
В истории искусства есть сюжеты, вдохновлявшие художников в течение многих веков. Святой Себастьян, предание о котором возникло в эпоху раннего Средневековья, изображен на полотнах и фресках тысяч мастеров из разных стран. О чем эти картины? В чем привлекательность этого образа?
Воин и мученик
События, о которых повествует легенда о святом Себастьяне, происходили в конце третьего века, в эпоху жесткого преследования христиан. Честный и мужественный Себастьян был командиром когорты в личной охране императоров Диоклетиана и Максимилиана. Будучи тайным сторонником учения Христа, он обращал в новую религию своих солдат, поддерживал в вере тех, кто подвергался гонениям со стороны язычников.
Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы. Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Святой Себастьян был найден пришедшими его хоронить живым, и мать друга, святая Ирина, выходила его. Себастьян не захотел тайно покинуть Рим и смело выступил против Диоклетиана, бросив ему в лицо обвинения в жестокости. По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами. Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян. Она похоронила тело около Аппиевой дороги и на месте захоронения впоследствии появился собор святого Себастьяна.
В годы жестоких эпидемий чумы, поражавших Европу в Средние века, царило убеждение, что болезнь передается по воздуху. Летящие стрелы, поразившие святого, стали символом жестокой болезни, а Себастьян явился олицетворением защиты от неумолимого бедствия. В седьмом веке стал известен случай, когда по знамению свыше один горожанин выстроил в зачумленной местности часовню, посвященную Себастьяну, и мор прекратился. С тех пор культ святого стал повсеместным. Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе.
Огромная иконография
Подсчитано, что создано около 6000 изображений святого Себастьяна. Каждый художник отражает свое видение образа, используя художественные средства своего времени.
Одно из канонических изображений принадлежит кисти мастера Раннего Возрождения Антонелло да Мессина (ок. 1429/1431-1479). На его картине мы видим юношу, привязанного к столбу и пораженного стрелами, на фоне перспективы прекрасного городского дома с высокими арками, над которым бездонное голубое небо. Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. Фигура героя похожа на античную статую, лицо выражает неприятие всего земного, он не замечает ни боли от ран, ни красоты пейзажа. Убежденность в истинной вере и устремленность к богу придает человеку красоту и духовную чистоту - в этом суть картины.
Красота истинной веры показана на многих других полотнах, героем которых был святой Себастьян. Их писали такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли (1445-1510), Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520), Пьетро Перуджино (1446-1523), Джованни Больтраффио (1466-1516).
Тициан Вечеллио (1488/1490 - 1576)
Совсем другого героя изобразил на своей картине титан Возрождения – Тициан. Святой Себастьян – могучий воин, с уверенным спокойствием противостоящий злу. Драматизм надвигающейся кончины подчеркивает темный колорит, присущий окружению. Но живописный строй не мрачен, он богат множеством оттенков огня, дыма, пламенеющего закатного неба.
Тициан – истинный художник эпохи Ренессанса. Его отношение к гармонии человеческого тела берет начало из античных традиций, возрожденных мастерами той эпохи. А смелость и свобода живописных средств открывают путь живописцам следующих поколений.
Старый сюжет, новая живопись
В семнадцатом столетии рождается другой стиль живописи. Мастера барокко продолжают традиции, которые заложили Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан. Святой Себастьян также изображается прекрасным юношей, античным героем. Но теперь значительно усложняется композиция, форма и живописная палитра. Лица на картинах – это лица людей из жизни. Они чувствуют и действуют не как герои мифов и легенд, они взяты художником из своего окружения, из реальности.
Гением, который повел за собой других, стал Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610). Его картины на библейские сюжеты долго не признавались официальной церковью. Его буйство и неукротимость лишили его долгой творческой жизни. Но он оставил после себя целое течение в живописи – караваджизм.
Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо. «Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи. Характерный темный фон объединяет освещенные плотным боковым светом фигуры в сложную уравновешенную композицию. Великолепно написанные тело пораженного мученика, лицо святой Ирины, парящий ангел сразу привлекают внимание. Именно рисующий, дающий глубину, зажигающий краски на темном фоне свет характерен для караваджистов.
Иногда используется только один источник света, как на картине Жоржа де Латура (1593-1652) «Святой Себастьян и святая Ирина». Пламя свечи выхватывает из тьмы невыразимо прекрасное женское лицо Ирины, фигуры лежащего юноши и плачущих женщин. Такое освещение подчеркивает тонкую игру цветовых нюансов и придает всей сцене особую значимость.
Сюжет на все времена
Художников всегда интересуют сильные чувства, которые рождаются на грани жизни и смерти, в борьбе добра и зла. Символом этой борьбы стал святой Себастьян. Картина с таким сюжетом есть у многих великих мастеров живописи. Эль Греко (1541-1614), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Эжен Делакруа (1798-1863), Камиль Коро (1796-1875), Сальвадор Дали (1904-1989) по-разному изображали сцены из жития святого Себастьяна.
Общее в них – высокое искусство, рожденное вдохновляющим сюжетом и гением художника.
fb.ru
Первые христиане и мученики в русской живописи
Первые христиане зачастую жили в условиях жестоких гонений во всех странах, где новое учение еще не было признано на государственном уровне. Они молились тайно, а если их арестовывали, то публично мучили и казнили с показательной жестокостью, но своей стойкостью в вере они, наоборот, обращали зрителей-язычников, а порой и своих палачей, в христианство. Тема первомучеников нашла широкое отражение не только в мировой, но и в русской живописи.
Выход из катакомб после моления.Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1903 г. Этюд. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
Самый ранний из сохранившихся академических эскизов, написанных в первые годы учебы в мастерской И.Е.Репина, за который Николай Фешин 30 марта 1903 года получил Первую премию академического совета в 100 рублей. Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.
Христианские мученики в Колизее. Флавицкий Константин Дмитриевич (1830 - 1866). 1862 г. Холст, масло, 385x539.Государственный Русский музей, С.-Петербург
Мученик на арене цирка. Бронников Федор Андреевич (1827-1902). 1869 г. Картон, масло, 27x42.Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, Курганская обл.
Перед выходом на арену. Бронников Федор Андреевич (1827-1902). 1873 г. Холст, масло, 46x69.Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, Курганская обл.
Выход на арену цирка. Бронников Федор Андреевич (1827-1902). 1869 г. Картон, масло, 25x42.Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, Курганская обл.
Сожжение христиан. Факелы НеронаГ. И. Семирадский. 1876 г. Холст, масло. 385х704Национальный музей, Краков
Факелы Нерона. ЭскизГ. И. Семирадский. Около 1876. Холст, масло.Национальный Музей, Варшава
Светочи христианства (Факелы Нерона)Уменьшенное повторение одноименной картины 1876 годаГ. И. Семирадский. 1882 г. Холст, масло. 94х174,5 смЧастное собрание Д. П. Боткина, Москва
Сидя в своих садах, Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают завёрнутых в tunica molesta христиан вместо факелов для освещения.
Мученичество святого Тимофея и Мавры, его жены.Г. И. Семирадский. 1885 г. Холст, масло.Национальный музей, Варшава
Дирка христианская. (Христианская Дирцея в цирке Нерона).(Картина иллюстрирует казнь христианки во время игр).Г. И. Семирадский. 1897(8) г. Холст, масло. 237х534Национальный музей, Варшава
Евстафий Плакида в Колизее.Марков Алексей Тарасович. 1836 г. Холст, масло, 98x136,5.Государственная Третьяковская галерея
Евстафий был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых). Во время празднования императором Адрианом, сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином. Евстафий, осуждённый со своей семьёй на растерзание диким зверям, не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскалённого медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть.
Первые христианские мученики при Св. Владимире. Сорокин Павел Семенович (1833-1886). 1852 г. Холст, масло, 179x225.Академическая программа.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первые христиане в Киеве. Перов Василий Григорьевич. (1834-1882). 1880 г. Картон, масло, 156x247. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Убиение язычниками первых христиан на Руси.Суриков Василий Иванович. Эскиз.Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
ros-vos.net
Описание картины Сальвадора Дали «Мученик»
Картина принадлежит кисти известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Полотно было создано в 1982 году. Изображение волею руки художника легло на холст масляными красками.
После того как Сальвадор Дали достиг среднего возраста в его работах стала проявляться религиозная тематика. Ранее сам художник точно также как его отец был сторонником атеистических взглядов. Однако немного позже старший Дали перешел на сторону католицизма. Собственно также поступил и сын.
Художник пытался стать продолжателем религиозной тематики в живописи. Однако в своих работах Дали воплотил свое собственное виденье этого вопроса, придав картинам новое содержание и образ.
Сальвадор Дали создал целый ряд картин посвященных религии. Одним из этих холстов является полотно «Мученик». В образе мученика предстает перед зрителем Себастьян — персонаж христианской церковной литературы. В период ренессанса это был довольно популярный сюжет в живописях. Существует множество вариаций с изображением страданий мученика.
По одной версии известно, что Себастьяна знали как защитника от чумы, которая часто окутывала Европу. Однако другая версия говорит о том, что сюжет с изображением мученика стал популярным среди живописцев из-за того, что церковь позволяла рисовать его тело обнаженным. Себастьяна изображали умирающим и пронизанным множеством стрел.
Хоть сюжет и был одним и тем же, образ Себастьяна у каждого художника был неповторим. Вот и через несколько столетий Сальвадор Дали сотворил своего мученика в абсолютно иной интерпретации.
Картина пронизана тусклыми серыми красками, словно намекая на приближение скорого конца. Обнаженное тело, искаженное в страданиях. И в этот раз не обошлось без костылей – своеобразного автографа художника. И неспроста, ведь они символизируют смерть.
Описание картины Сальвадора Дали «Мученик» | источник
sochinenie-o.ru
Картинки мученики, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения мученики
klevit.shaw.ca
4497 x 6000
klevit.shaw.ca
4900 x 4900
klevit.shaw.ca
4004 x 6000
klevit.shaw.ca
4900 x 4900
ru.depositphotos.com
Образ мучеников в живописи
Тема мученичества, пыток и казней в живописи чаще всего представлена циклом картин, посвященных святому Себастьяну. Именно поэтому их нет в этой подборке. Я постаралась собрать те картины, которые не так часто встречаются в различных подборках и виртуальных галереях. Картины расположены с приблизительным соблюдением хронологической последовательности и там, где это было возможно, сгруппированы по темам.
Апостол Петр (ум. ок. 64) – один из 12 апостолов Христа. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Мазаччо (1401 – 1428). Распятие святого Петра.
Дирк Баутс (1415 – 1475). Мученичество святого Ипполита (триптих)
Святой Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) – раннехристианский мученик, первый антипапа. Был четвертован.
Мученичество святого Ипполита (деталь)Дирк Баутс. Мученичество святого Эразма (триптих)
Святой Эразм (Святой Эльм) — христианский святой, почитается как мученик. Умер около 303 года. Согласно легенде, палачи вынули его внутренности, намотав их на лебёдку.
Никола Пуссен (1594 – 1665). Мученичество святого Эразма (1628-29)�
Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480 – 1538). Мученичество святого Флориана.
Святой Флориан Лорхский – раннехристианский мученик. Жил во время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. За свои военные подвиги он был назначен командующим в Норике. Тайно принял христианство. Узнав об аресте и приговоре к смерти нескольких десятков христиан в Лорхе, приехал туда, чтобы их спасти, но был арестован и по приказу римского наместника Аквилина лишён всех наград и должности и приговорён к смерти. Казнь состоялась 4 мая 304 года. Сначала Флориану выдернули крюком лопатки, а потом навесив на шею жёрнов, утопили в реке Энс.
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Мученичество десяти тысяч христиан (1508)
Михель ван Кокси (1499 – 1592). Пытка святого Георгия.
Святой Георгий – христианский святой, великомученик. В 303 (304) году после восьмидневных пыток был обезглавлен. На второй день его подвергли пытке на колесе, утыканном ножами. Этот момент и запечатлел художник на картине.
Караваджо (1571 – 1610). Мученичество святого Матфея (1598-1605)
Левий Матфей – один из 12 апостолов Христа. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.
Караваджо. Распятие святого Петра (1600-01).
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Прометей прикованный.
Прометей – герой древнегреческой мифологии, титан. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала.
Аньоло Бронзино (1503 – 1572). Прометей прикованный (1542)
Аньоло Бронзино. Мученичество святого Лаврентия.
Святой Лаврентий Римский (ок. 225 – 258) – архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом. Был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»
Тициан (1477 – 1576). Мученичество святого Лаврентия (1551-59)
Тициан. Сдирание кожи с Марсия (1570-76)
Марсий — в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на флейте до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.
Хосе де Рибера (1591 – 1662). Аполлон сдирает кожу с Марсия.
Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа.
Святой Филипп – один из 12 апостолов Христа. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
Хосе де Рибера. Иксион под пытками (1632)
Иксион – в древнегреческой мифологии герой, царь фессалийского племени лапифов, или флегиев. Женился на Дие, дочери Эионея. Иксион не дал ему обычного свадебного дара, и Эионей забрал в залог коней. Тогда Иксион бросил Эионея в яму с огнем. Это было первым на Земле убийством родича. У Пиндара и других позднейших авторов Иксион, в наказание за свои нечестия, прикован в Тартаре к огненному колесу, вечно вертящемуся с неимоверной быстротой. На картине Риберы черт раскручивает колесо, к которому прикован цепями Иксион.
Хосе де Рибера. Мученичество святого Варфоломея (1624).
Святой Варфоломей – один из 12 апостолов Христа. Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Варфоломей был казнён в городе Великой Армении Альбане (Албанополь, Урбанополь). Его распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, содрали кожу, а затем обезглавили. На гравюре и полотне Риберы запечатлен тот момент, когда с него сдирают кожу.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770). Мученичество святого Варфоломея (1722)
Шарль Лебрен (1619 – 1690). Мученичество Иоанна Богослова (ок. 1641-42)
Иоанн Богослов – один из 12 апостолов Христа. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако он вышел невредимым из котла с кипящим маслом. На картине Лебрена Иоанна собираются опустить в котел с кипящим маслом.
Алессандро Маньяско (1667 – 1749). Допрос с применением пыток.
Гюстав Доре (1832 – 1883). Мученичество Елеазара.
Елеазар – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Скончался в мучениях.
Гюстав Доре. Мученичество святого Стефана.
Стефан Первомученик – первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме ок. 33-36 года.
Ловис Коринт (1858 – 1925). Ослепленный Самсон (1910).
Самсон – библейский герой, богатырь, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Усыпив Самсона, она отрезала его волосы, и сила покинула богатыря. Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Этот момент и запечатлел на картине Коринт.
gorodnaneve.com
Образ мучеников в живописи
Тема мученичества, пыток и казней в живописи чаще всего представлена циклом картин, посвященных святому Себастьяну. Именно поэтому их нет в этой подборке. Я постаралась собрать те картины, которые не так часто встречаются в различных подборках и виртуальных галереях. Картины расположены с приблизительным соблюдением хронологической последовательности и там, где это было возможно, сгруппированы по темам.
Апостол Петр (ум. ок. 64) – один из 12 апостолов Христа. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Мазаччо (1401 – 1428). Распятие святого Петра.
Дирк Баутс (1415 – 1475). Мученичество святого Ипполита (триптих)
Святой Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) – раннехристианский мученик, первый антипапа. Был четвертован.
Мученичество святого Ипполита (деталь)Дирк Баутс. Мученичество святого Эразма (триптих)
Святой Эразм (Святой Эльм) — христианский святой, почитается как мученик. Умер около 303 года. Согласно легенде, палачи вынули его внутренности, намотав их на лебёдку.
Никола Пуссен (1594 – 1665). Мученичество святого Эразма (1628-29)�
Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480 – 1538). Мученичество святого Флориана.
Святой Флориан Лорхский – раннехристианский мученик. Жил во время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. За свои военные подвиги он был назначен командующим в Норике. Тайно принял христианство. Узнав об аресте и приговоре к смерти нескольких десятков христиан в Лорхе, приехал туда, чтобы их спасти, но был арестован и по приказу римского наместника Аквилина лишён всех наград и должности и приговорён к смерти. Казнь состоялась 4 мая 304 года. Сначала Флориану выдернули крюком лопатки, а потом навесив на шею жёрнов, утопили в реке Энс.
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Мученичество десяти тысяч христиан (1508)
Михель ван Кокси (1499 – 1592). Пытка святого Георгия.
Святой Георгий – христианский святой, великомученик. В 303 (304) году после восьмидневных пыток был обезглавлен. На второй день его подвергли пытке на колесе, утыканном ножами. Этот момент и запечатлел художник на картине.
Караваджо (1571 – 1610). Мученичество святого Матфея (1598-1605)
Левий Матфей – один из 12 апостолов Христа. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.
Караваджо. Распятие святого Петра (1600-01).
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Прометей прикованный.
Прометей – герой древнегреческой мифологии, титан. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала.
Аньоло Бронзино (1503 – 1572). Прометей прикованный (1542)
Аньоло Бронзино. Мученичество святого Лаврентия.
Святой Лаврентий Римский (ок. 225 – 258) – архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом. Был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»
Тициан (1477 – 1576). Мученичество святого Лаврентия (1551-59)
Тициан. Сдирание кожи с Марсия (1570-76)
Марсий — в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на флейте до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.
Хосе де Рибера (1591 – 1662). Аполлон сдирает кожу с Марсия.
Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа.
Святой Филипп – один из 12 апостолов Христа. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
Хосе де Рибера. Иксион под пытками (1632)
Иксион – в древнегреческой мифологии герой, царь фессалийского племени лапифов, или флегиев. Женился на Дие, дочери Эионея. Иксион не дал ему обычного свадебного дара, и Эионей забрал в залог коней. Тогда Иксион бросил Эионея в яму с огнем. Это было первым на Земле убийством родича. У Пиндара и других позднейших авторов Иксион, в наказание за свои нечестия, прикован в Тартаре к огненному колесу, вечно вертящемуся с неимоверной быстротой. На картине Риберы черт раскручивает колесо, к которому прикован цепями Иксион.
Хосе де Рибера. Мученичество святого Варфоломея (1624).
Святой Варфоломей – один из 12 апостолов Христа. Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Варфоломей был казнён в городе Великой Армении Альбане (Албанополь, Урбанополь). Его распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, содрали кожу, а затем обезглавили. На гравюре и полотне Риберы запечатлен тот момент, когда с него сдирают кожу.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770). Мученичество святого Варфоломея (1722)
Шарль Лебрен (1619 – 1690). Мученичество Иоанна Богослова (ок. 1641-42)
Иоанн Богослов – один из 12 апостолов Христа. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако он вышел невредимым из котла с кипящим маслом. На картине Лебрена Иоанна собираются опустить в котел с кипящим маслом.
Алессандро Маньяско (1667 – 1749). Допрос с применением пыток.
Гюстав Доре (1832 – 1883). Мученичество Елеазара.
Елеазар – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Скончался в мучениях.
Гюстав Доре. Мученичество святого Стефана.
Стефан Первомученик – первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме ок. 33-36 года.
Ловис Коринт (1858 – 1925). Ослепленный Самсон (1910).
Самсон – библейский герой, богатырь, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Усыпив Самсона, она отрезала его волосы, и сила покинула богатыря. Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Этот момент и запечатлел на картине Коринт.
www.gorodnaneve.com
Иконография святых мучеников. Часть 1 - Духовное просвещение - Статьи
Автор: епископ Балашихинский Николай
Кровию твоею честною землю освятил еси,и венец нетленный приял еси…Служба мученику общая,стихира на "Господи, воззвах"
Какие удивительные слова слышим мы в "Чине освящения храма, от архиерея творимого"! Яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши… Господь утверждает храм Свой - Дом небоподобный- на святых мучениках.
Высота мученического служения становится понятной уже из самого значения греческого слова μάρτυς - "свидетель". Прежде всего, мученичество есть следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христовой. Единородный Сын Божий выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью - вспомним Его ответ Пилату: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μάρτυρήσω) об истине (Ин. 18:37).
Это слово относится и к апостолам - свидетелям жизни и воскресения Христа: явившись им после воскресения, Христос говорит: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μάρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). В. В. Болотов называл мученичество продолжением апостольского служения в мире: с распространением гонений на христиан подвиг свидетельства принимают на себя мученики, которые своей добровольной смертью за веру Христову свидетельствуют о победе Христа над смертью.
Св. архидиакон Стефан, XVI в.
Священное Писание содержит описание подвига первого христианского мученика, архидиакона Стефана. Предстоя пред осудившим его синедрионом, первомученик Стефан, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55-56). Этим Стефан свидетельствовал о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само мученичество Стефана напоминает страсти Христовы. Когда его побивали каменьями, он воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7:60). Сравним его слова с тем, что говорил Христос на Кресте: Отче прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). Начиная со Стефана, в своем мученичестве следуют путем Христа и все свидетели - мученики последующих времен.
Первые изображения святых мучеников в христианской традиции появляются практически одновременно с развитием их почитания. Первоначально это были, видимо, надгробные изображения, смысл которых заключался в победе над смертью и спасении для Царства Небесного. Такими свидетельствами для раннехристианского искусства были ветхозаветные сюжеты: Даниил во рву со львами, три отрока в пещи огненной,
"Три отрока в пещи", XVII в.
а также Ной, пророк Иона и другие.
Первые изображения собственно мучеников появляются в мартириумах - храмах, возведенных над могилами мучеников. Ранние фрески изображали там святых мучеников в их прославленном состоянии - смерть побеждена, торжествует вечная жизнь. Такова была иконография мучеников от времени утверждения в IV-V вв. до периода иконоборчества.
В куполе храма св. великомученика Георгия в Салониках (конец IV в.) сохранились мозаичные изображения мучеников Онисифора, Порфирия, Косьмы, Приска. В сочетании с изображением окруженного ангелами Христа Спасителя с крестом в руке эти образы символизировали Горний Иерусалим. Изображения мучеников - свидетелей Христовой победы, занимают прочное место в системе храмовой росписи: в армянском трактате "Против иконоборцев", написанном в начале VII в. Вртанесом Кертохом, наряду с сюжетами христологического цикла упоминаются присутствовавшие в храмовых росписях изображения пророков, апостолов, архидиакона Стефана и других мучеников.
Избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, ГРМ, XVI в.
Циклы росписей исторического характера, иллюстрирующих житие того святого, чьи мощи находились в данном сооружении, появляются уже в мартириумах. Следует упомянуть некоторые особенности иконографии мучеников раннего периода. Почти на всех изображениях, начиная с первомученика Стефана, присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.
Как известно, начиная со времени правления императора Декия (249-251) и вплоть до Миланского эдикта 313 г., преследования христиан имели своей целью не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению - отсюда изощренные пытки (причем выдержавшие их не всегда подвергались казни), описание которых мы находим во множестве житий. Гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников. Преследованию подвергались в это время прежде всего предстоятели церквей.
Наиболее жестокими были гонения в конце царствования Диоклетиана (284-305) и последующие годы: был издан ряд эдиктов, лишавших христиан всяких гражданских прав; в тюрьму заключали всех представителей клира - от них требовали отказа от христианства и принесения жертв. Эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, применяя любые пытки. Мученичество не прекратилось даже после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость. Страдальцы за веру появлялись при императорах-арианах в Персидской империи, в различных странах, где христианство сталкивалось с язычеством, в ходе борьбы ислама с христианством и т. д.
После прекращения гонений развившееся в IV-V вв. почитание мучеников определенным образом регламентировалось. Празднование памяти святого становилось торжеством общецерковным; дни памяти различных мучеников (dies natalis - дни рождения для жизни вечной) объединялись в годовой цикл, составлялись мартирологи. Складывалась и общепринятая иконография.
Святые мученики на иконах предстают не в своем земном служении, а в своей небесной славе, предстоящими Богу в Царстве Небесном. Появляющиеся позднее на иконах житийные клейма служат лишь дополнением к основному образу, изображающему святого во славе. Вырабатываются определенные типы изображения, позднее (начиная с XVI в.) фиксируемые в иконописных подлинниках.
Первые изображения святых мучеников на Руси представляли собой типичные для византийской иконографии послеиконоборческого периода изображения святых в небесной славе. Вот несколько примеров.
Хранящееся в Третьяковской галерее мозаичное изображение великомученика Димитрия Солунского начала XII в. из соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (взорванного в 1935 г.) представляет собой ростовую фигуру полностью вооруженного воина в доспехах золотого цвета, на золотом фоне. Великомученик Димитрий предстает здесь не столько как мученик, скорее это мужественный воин-победитель - славянские народы почитали его как своего небесного покровителя. Отметим, что в традиционной иконографии великомученика Димитрия - в том числе, в базилике св. Димитрия в Салониках V в., великомученик изображался в хитоне и плаще с тавлием.
Вмч. Георгий, ГТГ, XVII в.
Таковы же и две иконы великомученика Георгия - из Третьяковской галереи и музеев Московского Кремля.
Вмч. Георгий, ММК, XVII в.
Разница лишь в том, что вместо золота для этих икон характерен цвет красный - мученический. Но это, прежде всего, воин-победитель - покровитель русского воинства.
Совсем по-иному представлены великомученики Димитрий и Георгий, да и другие мученики, на иконах с житийными клеймами. Здесь мы видим, что именно и какой ценой они преодолели. Это наглядная иллюстрация жития.
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу, будущий святой своим умом, храбростью, физической силой достиг звания тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца римских богов. Диоклетиан пытался реанимировать в Римской империи отмирающее язычество и вошел в историю, как уже указывали выше, в качестве одного из самых жестоких гонителей христиан.
Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого была полна сильных и убедительных возражений против бесчеловечного императорского указа о преследовании христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Его заключили в темницу, где положили спиной на землю, ноги заковали в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Подвижник мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда палачи Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. Видя бесполезность дальнейший истязательств, император приказал отрубить мечом голову святому. Святой великомученик Георгий отошел ко Христу в Никомидии в 303 г.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от веры Христовой, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца находились в палестинском городе Лидде в храме, носящем его имя, а честная глава его - в Риме в храме, тоже посвященном ему.
Традиционное для русской иконописи изображение великомученика Георгия - сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия: в окрестностях города Бейрута в озере жил змей, часто пожиравший людей той местности. Суеверные жители для смягчения ярости змея стали приносить ему человеческие жертвы, и однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Внезапно появившийся воин на белом коне копьем поразил змея и спас девицу. Это был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он не только прекратил человеческие жертвоприношения, но и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Святой Георгий почитается и как покровитель русского воинства. Изображение святого Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - "древним змием" (Откр.12:3; 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.
Икона великомученика Георгия в житии (начала XIV в.) из Государственного русского музея в среднике имеет изображение великомученика, поражающего змия, а в клеймах - последовательный рассказ о перенесенных великомучеником страданиях.
Вмч. Димитрий Солунский в житии, Ростовский кремль, XIV в.
Иконы великомученика Димитрия Солунского, также начала XIV в., из государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" и великомученика Феодора Стратилата конца XIV в. из Новгородского музея-заповедника столь же подробны (даже количество клейм совпадает - их 14). В среднике - ростовые изображения святых.
Упомянем здесь основные моменты жития великомученика Димитрия с тем, чтобы понятнее были сюжеты клейм иконы. Святой родился в городе Солуни в Греции; родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 г., назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать ко Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов, населявших причерноморские степи, Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов германец Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Ученик Димитрия, юноша Нестор, навестил Димитрия в темнице, и святой благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 г. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе святого совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. С VII в. из раки святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, что было засвидетельствовано в летописных источниках того времени. По этой причине великомученик именуется Мироточивым.
Великомученик Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески - "стратилатом") в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 гг.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Феодор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.
Вмч. Феодор Стратилат в житии, Новгород, XV в.
Святого Феодора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Феодора, и он умер в 319 г.
Епископ Балашихинский НиколайИсточник: www.mepar.ru
ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ
О мученичествеАвтор: протоиерей Борис БалашовМудрые христианские родители, воспитывая детей, готовили их не только для земной жизни, но и для Вечной. Если мы рождаем детей только для земной жизни, значит, мы даем им жизнь для того, чтобы они умерли. Ведь всё земное смертно. Подлинный же смысл деторождения…
Возможно ли мученичество в современном мире и в чем оно может заключаться?Автор: Протоиерей Алексий ТюковВспоминаются строки из письма священномученика Вениамина митрополита Петроградского, которое он написал после вынесения ему смертного приговора, незадолго до расстрела, из тюрьмы своим духовным чадам. Там были примерно следующие слова: «Когда я в юности читал жития древних мучеников Христовых, я очень печалился, что ныне другое время и что сейчас уже невозможно пострадать за веру Христову так, как исповедовали ее древние мученики. Но вот времена изменились, и Господь зовет нас к этому страданию, исповеданию истины»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
www.pravklin.ru