Малороссийские казаки на картинах Сергея Васильковского (19 октября 1854 - 7 октября 1917). Казаки картина


Самая знаменитая казачья картина

4302 Самая знаменитая казачья картинаЗапорожцы пишут письмо турецкому султану, самая знаменитая казачья картина. Автор величайший русский художник Илья Репин 1891 год. Все знают кому пишут казаки, но не все знают над чем казаки так смеются.

17 век, забавный исторический факт, казаки отвечают на письмо грозного турецкого султана. Султан требует больше не беспокоить его своими набегами и добровольно отдаться под его власть. На что казаки пишут: Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта сын і брат, самого Люцеферя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою їжака не вбъешь?! … Дальше по цензурным соображениям цитату прекращаем. Из оставшихся 94 слов, 84 ругательные и 8 матерные.

Музей Репина «Пенаты» под Санкт Петербургом. В экспозиции настоящие казачьи вещи, их Репин специально купил во время экспедиции по Запорожью. Репин был очень трудолюбивым, картину писал 11 лет, сделав по ходу сотни набросков.

4300 Самая знаменитая казачья картинаГлавный прикол, главной казачьей картины.

На ней 24 персонажа, из них 14 — это друзья Репина, сплошь известные люди: 

— казак с повязкой на голове — художник Николай Кузнецов;

— толстяк с вислыми усами — профессор консерватории — Рубец Александр Иванович;

— писарь — историк казачества — Яворницкий;

— в центре казак с трубкой — генерал Михаил Драгомиров — герой Русско-Турецкой войны. Говорят, он то и нашел на картину покупателя — Царя. Алекскандр III заплатил Репину огромную сумму 35 000 рублей. Площадь картины 7 квадратных метров.

Картина для Репина имела гораздо большее значение, чем просто исторический сюжет. «Запорожцы» являлись для него источником веры в силу народную, живым богатством народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).

Смотрите также

kazaki-marino.ru

Казаки на полотнах русских художников

Две картины Василия Сурикова

 

Василий Суриков родился в Красноярске, в казачьей семье. Двоюродный брат его деда был атаманом Енисейского Казачьего полка. Предки Суриковых пришли с Дона вместе с Ермаком и сражались с татарским ханом Кучумом, а потом осели в Сибири. Они считаются одними из основателей Красноярска.

Известно, что художник гордился своим происхождением. Сурикову доставляло удовольствие изучать историю казачества, двум эпизодам которой посвящены его масштабные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин».

 

«Покорение Сибири Ермаком», 1895

Холст, масло

Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)

Источник

 

«Покорение Сибири Ермаком»  изображает решающий момент важного исторического события – сибирского похода Ермака. На картине столкнулись две противоборствующие стихии: православные казаки и татары под предводительством хана Кучума.

 

Две армии движутся в лодках навстречу друг другу, но лица казаков спокойны и суровы, без лишнего геройства выполняют они свое дело. На втором плане видим мы и самого Ермака, твердой рукой отдающего приказания. Лица татар, напротив, дики, перекошены от злобы и предсмертного ужаса.

 

Благодаря своей отваге и искусству ведения военного дела казаки полностью разбили войско Кучума в этой схватке, заняли его столицу и основали там город Тобольск. На картине Сурикова на поражение хана намекает разорванный силуэт татарской конницы, виднеющейся на горе.

 

 

«Степан Разин», 1906 (частично переписана художником в 1910)

Холст, масло

Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)

Источник

 

«Степан Разин» - совершенно иное полотно, здесь нет батальных сцен. Струг атамана донских казаков рассекает необъятный простор Волги. Впереди – только бесконечная водная гладь, сливающаяся с небесами.

 

На корме группа из четырех человек весело празднует успех похода. На носу сидят гребцы, и лица их, напротив, задумчивы и сосредоточенны. Разин полулежит между двумя этими группами и попирает рукой захваченные у персов богатства. Весь он – воплощенная мысль. Очевидно, душой атаман с гребцами, не пирующими на корме.

 

Глубокие морщины прорезают задумчивое чело Разина, нет ему веселья. О чем думает он? В какую сторону плывет? Куда заведет его казачья вольница?

 

Дерзкий ответ запорожцев турецкому султану

 

В 1675 году турецкий султан Магомет IV прислал запорожским казакам письмо с предложением сдаться на его милость. Казаки возмутились и, не стесняясь в выражениях, написали дерзкий ответ, содержащий не одно оскорбление в адрес мусульманского владыки.

 

Этот исторический факт и лег в основу картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

 

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880 - 1891

Холст, масло

Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)

Источник

 

В центре полотна - ухмыляющийся казак, пишущий под диктовку товарищей. Вокруг него расположились заразительно хохочущие запорожцы. Каждый предлагает словцо посолонее, состязается в остроумии и довольно смеется.

 

Вот один казак в припадке веселости хватил своего соседа кулаком по спине. Другой довольно ударяет себя в бока. Атаман Иван Серко с люлькой в зубах хитро сверкает глазами, и видно, что он тоже едва удерживается от смеха.

 

Подумать только: малочисленный народ осмеливается писать столь дерзкое послание! И кому - султану Турецкой Порты, одного из сильнейших государств XVII в.! Какой силой духа и любовью к свободе нужно было обладать, чтобы совершенно искренне состязаться в остроумии,  не думая о последствиях!

система комментирования CACKLE

www.kazaki-lefortovo.ru

Исторические фотографии XIX века!! Жизнь и быт донского казачества!! : kartam47

Представляю вам интересную подборку фотографий жизни и быта донских казаков в основном станицы Цимлянской и некоторых других!!Фотографии сделал русский "Кулибин" Иван Болдырев! Благодаря ему мы сможем увидеть сцены из жизни казачьих станиц позапрошлого века!! Кроме того он увлекался этнографией!

На фото яркие образы представителей славного казачьего племени!

Иван Болдырев был простым донским казаком и удивительным самородком-изобретателем. Он изобрёл собственный фотоаппарат, с помощью которого делал великолепные снимки.

Он впервые предложил использовать плёнку в фотоаппаратах, причём задолго до того как это изобрёл Джордж Истмен, создатель фирмы «Кодак».

Смотрим, комментируем !!

Донской казак тридцати лет, от которого Иваном Васильевичем Болдыревым записаны песни, 1875-1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казаки, возвращающиеся с охоты.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казаки перед выходом на службу.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Смотр казаков атаманом. Сентябрь 1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Маленький казачок.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донской казак-стрелок.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казак 75-ти лет.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Пастухи. Цымлянская станица, 1975-1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Стасов В.В. с поднесённым ему адресом, 1886 год.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Сбор казаков на службу.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Проводы казака в поле.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Цымлянская станица, 1975-1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачье семейство. Цымлянская станица. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Сборы на службу.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казаки сносят арбузы. 1875-1876 год.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Станичные работы. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Сбор казаков на хуторе Гнутовом Есауловской станицы. 1875-1876 (скорее всего современный В.Гнутовский, Чернышковского р-на)

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казак, запрягающий лошадь. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Дон у Цымлянской станицы. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Двор казака. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Улица в Кумшацкой станице.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Девочки шьют платья. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казак, продающий цымлянское вино. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачье семейство в праздник

Донские фотографии Ивана Болдырева

Стрижка овец

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачки в праздник. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачки поливают огороды

Донские фотографии Ивана Болдырева

Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачки сносят кизяки в катух (сарай). Цымлянская станица. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачка чинит окно. Цымлянская станица. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачка 72-двух лет ссыпает овёс. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цымлянская. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Улица Цымлянской станицы в праздник. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачье семейство. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачьи старики с атаманом. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Источник: http://re-actor.net/

kartam47.livejournal.com

Малороссийские казаки на картинах Сергея Васильковского (19 октября 1854

Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

Бандурист с мальчикомБандурист с мальчиком

Весенний день в МалороссииВесенний день в Малороссии

Войсковой писарь, 1900Войсковой писарь, 1900

Гармаш (казак-артиллерист) времен гетмана МазепыГармаш (казак-артиллерист) времен гетмана Мазепы

Задунайский запорожец, 1900Задунайский запорожец, 1900

ЗапорожецЗапорожец

ЗапорожецЗапорожец

Запорожец в дозоре, 1899Запорожец в дозоре, 1899

Казак в степи. Тревожные знаки, до 1917Казак в степи. Тревожные знаки, до 1917

Казак часовойКазак часовой

Казачий дворКазачий двор

Казачий пикет. 1888Казачий пикет. 1888

Казачья левада. 1893Казачья левада. 1893

Малороссийский пейзажМалороссийский пейзаж

ОколицаОколица

ПодарокПодарок

Полковник реестрового левобережного полка в кунтуше, 1900Полковник реестрового левобережного полка в кунтуше, 1900

Портрет гетмана Конашевича-Сагайдачного, ок. 1900Портрет гетмана Конашевича-Сагайдачного, ок. 1900

Посполитый козакПосполитый козак

СвиданиеСвидание

Сельская улицаСельская улица

Сечевой дед (отставной), 1900Сечевой дед (отставной), 1900

Сторожа Запорожских вольностей. 1890Сторожа Запорожских вольностей. 1890

Тип запорожца, 1900Тип запорожца, 1900

Тип запорожца, 1900Тип запорожца, 1900

Тип запорожца, 1900Тип запорожца, 1900

Уманский сотник Иван ГонтаУманский сотник Иван Гонта

ХорунжийХорунжий

Чумацкий Ромодановский шлях 1890-еЧумацкий Ромодановский шлях 1890-е

humus.livejournal.com

история одной картины :: SYL.ru

Одним из самых удачных полотен гениального российского живописца можно по праву считать холст под красноречивым наименованием «Казаки пишут письмо турецкому султану». В ней отображено все: и веселый нрав казаков, и чувство оскорбленного достоинства, и уверенность в своих силах. А еще поражает удивительное мастерство художника, который скрупулёзно и очень тщательно выводил колоритные образы запорожцев.казаки пишут письмо турецкому султану

Немного об авторе

Автором многих гениальных полотен был И. Е. Репин. «Казаки пишут письмо турецкому султану» – титаническая работа, которой он посвятил много усилий и времени. Многие считают его исконным русским художником, поскольку большую часть жизни он провел в Российской империи. Однако Репин родился на Украине, в деревне Чугуево, что в Харьковской губернии, в семье отставного военного.

Жил Репин в период 1844–1930 годов. Первое знакомство с красками и кистями произошло довольно рано: родной дядя Ильи привез их, когда приехал в гости. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему. С тех пор юное дарование, перемазанное красками, не выпускало из рук кисть, за что нередко его ругали родители. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Репин покинул родной дом в поисках наставника, параллельно обучаясь у многих мастеров своего дела. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Он писал портреты, иконы, исторические и бытовые сцены. А в конце своей жизни, проведенной в Финляндии, знаменитый живописец создавал не только картины, но и мемуары.картина казаки пишут письмо турецкому султану

Наиболее популярными произведениями считается картина «Казаки пишут письмо турецкому султану», а также «Садко» о былинном герое в подводном мире; «Иван Грозный убивает сына» – сложная работа, в которой показан суровый царь в безумной горечи; «Бурлаки на Волге», которая произвела фурор в международном художественном сообществе, и целый ряд портретов известных личностей того периода и друзей Репина.

Вдохновение от исторического наследия предков

Картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» основана на реальных событиях далекого прошлого. Случилось это в семнадцатом столетии, когда Запорожская Сечь переживала пик своего расцвета. Двенадцать лет Иван Серко был кошевым атаманом. Он отличался удивительным талантом военачальника, был честным и отважным человеком. А еще он командовал почти 250 сражениями и ни разу не проиграл. Турки за это называли его русским чертом, а запорожцы обожали атамана.

Османский султан прислал казакам письмо, где требовал преклонить свои головы перед ним и не совершать набеги на их территорию. На что получил отказ, полный иронии, сарказма и откровенной насмешки. А ответ, текст которого сохранился, подписал лично атаман Иван Серко. Этот эпизод украинской истории вдохновил художника, который и написал удивительную картину под названием «Казаки пишут письмо турецкому султану».запорожские казаки пишут письмо турецкому султану

Как все начиналось

Вдохновенный славным прошлым, И. Е. Репин приступил к написанию холста. «Казаки пишут письмо турецкому султану» в его воображении была сложной работой, однако и интересной. Первый эскиз появился в 1878 году, но до полного воплощения панно оставалось целых двенадцать лет. Гениальную работу размером 2,03×3,58 м мир увидел только в 1891 году на персональной выставке живописца.

Репин целиком и полностью погрузился в свою идею. Как потом вспоминала его дочь, вся семья жила казаками долгое время. Художник читал все подряд о Запорожской Сечи, изучал историю вместе с Д. И. Яворницким, дети играли в тематические игры и декламировали стихи. Также Илья Ефимович дважды посещал Украину, чтобы зарисовать многие этюды, которые могли бы понадобиться ему для картины.

Персонажей своего будущего холста «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» живописец называл «весёлым народом», а натурщиков для них он искал среди всех своих знакомых.репин казаки пишут письмо турецкому султану

Сюжет великого шедевра

На полотне Репин изобразил тот момент, когда казаки обдумывают свой ответ турецкому султану, некий мозговой штурм. Сочинение записывает молодой писарь белым гусиным пером. Персонажи собрались вокруг стола и дружно хохочут на каждую остроумную фразу.

Писарь расположился в центре. Очевидно, что он семинарист, который обучался грамоте. Задание доставляет ему удовольствие, но он улыбается сдержанно. Над ним застыл казак с трубкой – вдохновитель пламенной речи, Иван Серко. По кругу расположились другие казаки, среди которых - Тарас Бульба и его сыновья.

Однако внимательный зритель заметит, что не все радуются. Есть воины суровые, словно окаменевшие: они представляют себе опасность, какую может таить в себе дерзкий ответ запорожцев. Во взглядах некоторых читается тревога за будущее и даже осуждение. А вокруг стола кипит жизнь: те, кто не принимает участие в составлении ответа, чистят оружие и готовятся к дальнейшим походам.

Художественная выразительность картины

Картина «Казаки пишут письмо турецкому султану» очень красивая и содержательная. По задумке автора она отображает вольный и непокоренный дух украинского народа, его стремление к независимости. Обитатели Запорожской Сечи показывают свое отношение к происходящему с помощью позы и мимики. Многие персонажи полотна имеют длинные усы и чубы, они одеты в характерные одежды того времени и имеют оружие. картина запорожские казаки пишут письмо турецкому султану

Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Атамана Серко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова М. И., Тараса Бульбу он увидел в облике журналиста Гиляровского, а в роли писаря выступал Яворницкий Д. И. Некоторых своих героев живописец рисовал тайком, со спины, что было довольно обидчивым для натурщиков. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.

Вместо заключения

Несомненно, что произведение «Казаки пишут письмо турецкому султану» уникальное и гениальное. Игра цвета, мастерские штрихи и интересный сюжет благоприятствовали успеху картины. Ее выставляли во многих городах России и Европы, и каждый раз она собирала большое количество зрителей. За рекордную для того времени сумму – 35 тысяч целковых – полотно было куплено царем Александром III. Сегодня оно украшает собою один из залов Русского музея. И увидеть его может каждый ценитель истории, искусства и живописи.

www.syl.ru

Походная жизнь казаков на литографиях художников из стран Западной Европы начала 19 века

26-янв-2013 03:12 pm

Подборка изображений Сибирский казак с пикой, скачущий на коне

Сибирский казак с пикой скачет на коне

Возле полевой кухни в походном лагере войск русской армии (1815 год)

Возле полевой кухни в походном лагере войск русской армии (1815 год)

Донской казак, скачущий верхом на коне

Донской казак, скачущий верхом на коне

Донские казаки под Нюрнбергом (1814 год)

Донские казаки под Нюрнбергом (1814 год)

Казак, спешившийся с коня

Казак, спешившийся с коня

Казаки на привале

Казаки на привале

Казак со своей добычей, убегающий от погони

Казак со своей добычей, убегающий от погони

Казаки на привале (1816 год)

Казаки на привале (1816 год)

Калмыцкий всадник в момент наступления его неожиданной смерти

Калмыцкий всадник в момент наступления его неожиданной смерти

Донской казак с оружием и в походном снаряжении

Донской казак с оружием и в походном снаряжении

Казак иррегулярной кавалерии русской армии

Казак иррегулярной кавалерии русской армии

Казаки в процессе выполнения тренировочного упражнения на лошадях

Казаки в процессе выполнения тренировочного упражнения на лошадях

Казаки гуляют

Казаки гуляют

Казачье счастье

Казачье счастье

Казак спрашивает у встречного французского крестьянина о том, как ему добраться до Парижа

Казак спрашивает у встречного французского крестьянина о том, как ему добраться до Парижа

Казачий офицер с пикой и шашкой

Казачий офицер с пикой и шашкой

Казаки в Германии: торговка вином (1813)

Казаки в Германии - с торговкой вином (1813)

Казак с пикой, шашкой и пистолетом

Казак с пикой, шашкой и пистолетом

Казаки в Германии - развлекаются с женщинами (1813)

Казаки в Германии - развлекаются с женщинами(1813)

Пеший казак в накидке

Пеший казак в накидке

Конный казак с пикой

Конный казак с пикой

Стычка между казаком и польским уланом

Стычка между казаком и польским уланом

Казаки: перед дальней дорогой

Казаки: перед дальней дорогой

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Солдаты" и "Россия до 1917 года"

tipolog.livejournal.com

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

01:55 pm - Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Одна из моих самых любимых картин... часами готов перед ней сидеть...Когда-то мне стала интересна ее история, а потом скомпонованная информация превратилась в такой вот пост...Информацию о картине, кстати, найти было очень легко - в интернете ее очень много. Поэтому я просто структурировал и оформил...

казаки пишут письмо султану
История письма казаков султану
История этого письма такова. В 1667 году было заключено соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. По этому договору Левобережная Украина стала принадлежать России, а правобережная оставалась у Речи Посполитой. Правобережная Украина заключила мир с Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны. В 1675 году турецкий султан Мухамед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.Султан турецкий Мухаммед IV.»

Казаки же написали султану ответ... В интернете есть три разных варианта, я привожу так называемый "украинский", потому что он мне нравится более всего. Текст и так понятен, а некий колорит сохранен:

"ОТВIT ЗАПОРОЖЦIВ МАГОМЕТУ IV.Запорожские казаки турецкому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будемо битися з тобою, распро#б твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х$я крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою въ#б. От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у кнызи, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!

Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм"

Другие варианты, а так же примечания по содержанию можно найти в статье "Письмо запорожцев турецкому султану" на википедии.

Тем не менее есть мнение, что письмо это - никогда написано не было, а если и было, то никогда не было отправлено. И уж тем более так и не попало в руки султана. Однако сей документ, ставший красивой легндой отражает отчаянную храбрость и грубоватый юмор казаков. И уж тем более показывает отношение вольных людей к иноплеменным правителям.

История написания картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Мой основной источник, делаю небольшую выдержку из него, отредактировав и сдобрив ссылками.

В 1878 года Илья Ефимович Репин проводил лето в подмосковной усадьбе Абрамцево, в доме известного мецената С. И. Мамонтова. Радушный и гостеприимный хозяин, сам живший интересами искусства, превратил бывшую аксаковскую усадьбу в своеобразный художественный центр, в котором всегда царило творческое оживление. Как-то за чайным столом на одном из таких дружеских собраний Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану.

Репин заинтересовался сюжетом и тогда же, в Абрамцеве, он сделал первый карандашный эскиз, который во многом определил композицию будущей знаменитой картины.

Летом 1880 года он совершает со своим любимым учеником, пятнадцатилетним Валентином Серовым, увлекательное путешествие на днепровские пороги, в те самые места, где некогда была Запорожская Сечь, и пишет там много акварельных этюдов, зарисовывает пейзажи и исторические памятники. Из этой поездки он привозит несколько альбомов, испещренных зарисовками оружия, костюмов, посуды. Но одной ознакомительной поездки было явно недостаточно. Много позднее, в 1888 году, Репин едет на Кавказ и на Кубань, где с упоением пишет потомков переселившихся сюда с Днепра запорожцев.

Бывая в деревнях Запорожья, Репин жадно слушал красноречивые рассказы местных жителей про дедов-сечевиков. Как кропотливый исследователь, он тщательно изучал всевозможные материалы о прошлом запорожцев, их историю, быт, памятники материальной культуры.

В 1887 Репин закончил первый эскиз маслом, работу над которым начал еще в 1879 году. Репин подарил его Д.И.Яворницкому. Позже Яворницкий продал его Третьякову, который включил его в свою коллекцию. Эскиз и поныне висит в Третьяковской галерее, я видел его лично. Сам Репин, уже после окончания большого полотна говорил: «эта первоначальная композиция все еще конкурирует с моей картиной своей цельностью, жизнью и экспрессиями».

Первый вариант картины "Запорожцы пишут письмо султану". Ныне храниться в Третьяковской галерее (604x473, 89Kb)

Работа над "Запорожцами была художнику в радость, отвлекаясь на другие работы он неизменно возвращался к ней и работал с упоением.«Ну и народец же!— писал он В. В. Стасову.— Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму... Я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться — веселый народ...Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»

Об увлечении Репина картиной пишет и его дочь Вера:«Почти каждый день папа читал вслух о запорожцах по-малорусски в стихах... и рассказывал о Сечи... Мы уже знали постепенно всех героев: атамана Серко с седым усом... казака Голоту — «не боится ни огня, ни меча, ни болота»... Тараса Бульбу с Остапом, Андреем и кузнеца Вакулу. Моему маленькому брату Юре выбрили голову и оставили чуб; на круглой голове его сначала висел маленький, а потом вился длинный «оселедец», который он заматывал за ухо. И костюм ему сшили желтый жупан с откидными рукавами, когда крестный его Мурашко привез ему малороссийскую рубашку и шаровары. Жупан ему дали заносить, чтобы походил, больше на настоящий...»

Любопытно отметить, что в поисках наибольшей выразительности композиции Репин лепил из глины небольшие фигурки запорожцев в различных позах и компоновал их в группы. Многочисленные детали картины — костюмы, утварь, старинные пороховницы, люльки, сабли, турецкие ружья с инкрустацией, бандура, баклага, белая свитка — все написано с натуры, с подлинных исторических предметов.

Над «Запорожцами» Репин работал в общей сложности тринадцать лет. Картина была уже в основном закончена, а художник все вносил да вносил в нее изменения. Так, например, справа на холсте, где стоит казак в серой бурке, обращенный спиной к зрителю, раньше был написан толстый хохочущий запорожец с черными усами. Репин решил, что этот персонаж повторяет казака в белой папахе и отвлекает внимание от центральной группы. Во имя цельности всей композиции он пожертвовал одной из лучших фигур и записал ее.

«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины! — писал Репин А. С. Суворину.— Чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся — великолепная фигура,— все не удовлетворяло, пока я не остановился на этой дюжей простой спине,— мне она понравилась, и с ней я уже быстро привел всю картину в полную гармонию. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем; я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

Переходя в дальнейшем от эскиза к картине, Репин пишет ее первый вариант, принадлежащий ныне Харьковскому государственному музею изобразительных искусств. В 2009 я был в Харькове и видел ее лично - очень интересный вариант. Это полотно было закончено в 1893, вернее в этом году Репин прекращает работу над ним. Этот вариант — значительный этап в работе над «Запорожцами», намечающий переход к эпическому, монументальному решению темы.

Первый вариант картины "Запорожцы пишут письмо султану". Ныне храниться в Харьковском государственном музее запорожцы пишут письмо турецкому султану

После всех исправлений «Запорожцы» впервые появились на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника. Картина была горячо принята зрителями и получила высокую оценку в печати. «Всмотритесь попристальнее,— писал рецензент газеты «Новости»,— вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту».

Особенно мастера хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха — от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы — все он переданы Репиным с совершенным мастерством художника-психолога. «Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха,— писал И. Э. Грабарь,— Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный "атлас смеха"».

Наряду с похвалами раздавались и отдельные голоса, порицавшие Репина за то, что в «Запорожцах», якобы, «первое место принадлежит не духу, а плоти».Особенно возмущен был Репин замечаниями одного крупного художника, сравнившего хохочущих запорожцев с кутилами из ресторана Палкина. «Он не понимает и не верит в запорожцев,— жаловался Репин Стасову.— Он все забыл, или ничего не знает из русской истории. Он забыл, что до учреждения этого рыцарского народного ордена наших братии десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго, была даже установившаяся цена на славянина и на немца (немец ценился дороже). И вот выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан — выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. «Довольно,— сказали они туркам,— мы поселяемся на порогах Днепра и отныне — разве через наши трупы вы доберетесь до наших братьев и сестер». И если Вы вспомните, что даже в последний свой поход в Крым Серко вывел оттуда до 6000 пленных христиан».

В «Запорожцах», в противоположность другим своим историческим картинам («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»), Репин сосредоточил свое внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил сам государь — император Александр III. Художник был счастлив! Еще бы! Ведь помимо почета он получил не плохие деньги - 35 000 рублей. Картина оставалась в царском собрании до 1917, а затем, после пары революций и реквизиций она оказалась в собрании питерского Русского музея, где и находится по сей день.

Прототипы персонажей картины
Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Его друзья, знакомые, а порой и просто случайные встречные. Из вот этой статьи я узнал о том, с кого Репин рисовал казаков.

ян ционглинскийНапример, загорелый усатый казак, радостно отклонившийся от стола срисован с художника Яна Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения "Мир искусства". Кстати родился он в Варшаве, и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам.

андрий бульбаА этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. А нашел Репин молодого человека в Петербурге — в те времена Глинка был камер-пажем. На картине юноша представлял собой образ Андрия - младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушке

остап бульбаА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Кстати, несмотря на одесское происхождение и русскую фамилию — по национальности он был греком.Микола Кузнецов - это старшый сын Тараса Бульбы - Остап. Я его представлял немного иначе... но Репин видел его таким..

тарас бульба Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. Его проще всего узнать и смеется он от души...

Прототипом его оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода. Рубец был талантливым музыкантом и педагогом, прекрасно играл на многих инструментах, включая фортепиано и бандуру. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч!) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать...Не могу не отметить - образ ненависника ляхов Тараса Бульбы Репин рисовал с человека польского происхождения....

федор стравинскийИз-за Рубца-Бульбы уныло выглядывает худой, высокий длинноусый казак. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. Между прочим, Ф.И.Стравинский был еще и неплохим художником, и в свое время долго колебался — куда поступать: в консерваторию, или в Академию художеств. Любовь к музыке победила....

казакБеззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины.

бурсакТипичный бурсак, подстриженный под макитру (под горшок), и не успевший еще отрастить усов — художник Порфирий Демьянович Мартынович. Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А персонажа "Запорожцев" он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого!) снимали маску, усмехнулся, и усмешка так и осталась на маске. Так ее Репин и срисовал.

тарновскийА для этого хмурого типа с сумеречным взором позировал ни кто иной, как Василий Васильевич Тарновский, украинский коллекционр и меценат, владелец известного имения Качановка. Был, кстати, по совместительству предводителем дворянства Борзнянского и Нежинского уездов Черниговской губернии. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея.

никишкаНа картину попал не только В.В.Тарновский, но и его кучер, Никишка. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Репин, будучи восхищен Никишкиными щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел его зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.

сиркоНу, а вот и сам атаман — тогдашний кошевой Сечи, Иван Дмитриевич Сирко — одна из центральных фигур картины. Историчесеий персонаж

Художник долго искал для него походящий образ, остановившись, в конце концов, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе. Герой русско-турецкой войны, шутник, весельчак и балагур, М.И.Драгомиров был необыкновенно популярен среди киевлян. О нем ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру: "Третий день пьем здоровье Вашего Величества". В общем, генерал, как и И.Д.Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра...О Иване Дмитриевиче Сирко

татаринА вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были "позаимствованы" художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи....

лысинаНу, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок - они, как не удивительно, тоже имеют "владельца". Это Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего...

казакПолуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.

яворницкийНу и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина кстати нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины.

Так же Репину позировали для картины такие личности, как Гиляровский, и Мясоедов, и Мамин-Сибиряк, а может, и еще кто-либо из известных людей. Попали они в окончательный вариант картины, или нет — это вопрос, который еще ждет своего ответа. Кто его даст, и даст ли его кто-нибудь — время покажет...

Отражение картины в искусстве
Этой весной довелось мне побывать в Краснодаре. В числе прочего сфотографировался я с казаками, да не простыми, а теми самыми, которые пишут письмо турецкому султану. Вместе мы посидели за столом, ну и сочинили пару строк для Мухаммеда. Кто не верит, смотрите:Краснодар, запорожцы пишут письмо султану

Сей памятник "Запорожцам, пишущим письмо турецкому султану был установлен не так давно, чуть более года назад. Его автор - талантливый кубанский скульптор Валерий Пчелин, уже создавший для родного Краснодара памятник "Собачкина столица". У себя в ЖЖ автор написал, как он "лепил казаков" (вот тут вот).

Так же в великолепном фильме Владимира Бортко "Тарас Бульба" картина Репина буквально оживает. К сожелению я не обнаружил в интернете ни видео отрывка с этим эпизодом ни кадра из фильма.. Так что рекомендую посмотреть картину...

Такие вот дела..

Музыка: ДДТ - Летели облака

d-stroz.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта