Зурабу Церетели 83 года: чем гениальный скульптор прославился в мире? Картины церетели


4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители

11 апреля 2016, 17:08

Телеканал «360» вспомнил самые спорные работы скульптора.

4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители

Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. Скульптор уже давно носит негласное звание главного "кремлевского ваятеля". При этом слава Церетели в стране и за ее пределами весьма неоднозначна. Телеканал "360" вспомнил спорные памятники Церетели, от которых отказались заказчики.

Петр в юбке

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

Еще до установки в 1997 году многострадальный памятник вызвал много споров. По слухам, изначально на лодке красовалась статуя Колумба, и Церетели безуспешно пытался продать скульптуру  США, Испании и странам Латинской Америки.

 

В дальнейшем, уже после установки, памятник Петру пытались передарить Санкт-Петербургу, но культурная столица от презента отказалась. Скульптуру даже пытались взорвать, но теракт удалось предотвратить по звонку анонима, и с тех пор доступ к Петру закрыт.

Кроме того, памятник уж очень не понравился обычным москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами "Вас здесь не стояло" и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру первого российского императора с набережной Москва-реки.

 

А в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте "Виртуальный турист".

"Луи", или "памятник жандарму"

Фото: РИА Новости

У гостиницы "Космос" в Москве стоит еще один отказник - 10-метровый памятник лидеру французского Сопротивления. Монумент задумывался как подарок, однако Париж вежливо от него отказался. Но зато на открытие памятника Шарль де Голлю у "Космоса" в  2005 году приехал президент Жак Ширак, которому впоследствии сочувствовали многие французские СМИ.

Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало. Или на робота. Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов. Но вблизи лицо генерала пугает, все муки ада сразу проносятся перед глазами… Некоторые сострадательные души, проходя мимо памятника, сочувствуют Шираку. Сможет ли он удержаться от смеха? Не обидится ли он? А вдруг такое совсем не лестное изображение героя, который 18 июня 1940 года призвал французов сражаться с нацистами, вызовет скандал? Или дипломатический инцидент? Русские обожают все драматизировать. "

 "Слеза скорби"

Фото: Public domain

"Размер имеет значение" - таким правилом Зураб часто руководствуется при исполнении работ. Бронзовую скульптуру с титановой каплей посередине художник отправил в Нью-Йорк в знак солидарности с трагедией 11 сентября. По замыслу автора монумент, символизирующий башни-близнецы, должен стоять на месте трагедии. Однако американцы увидели в этом творении совершенно другой символ.

Вот что пишет издание Hudson Reporter: "…монумент похож на гигантскую вульву и будет оскорбителен для женщин", "что-то среднее между шрамом и женским половым органом", "…в скульптуре используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером".

 

Группа активистов написала петицию властям Нью-Йорка с просьбой не устанавливать сооружение на месте теракта. Власти навстречу жителям пошли, тогда Церетели предложил установить памятник городу Джерси-Сити, находящемуся на другом берегу Гудзона. Но и там от подарка отказались. В конце концов, творение удалось пристроить в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси, и теперь оно красуется на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон.

"Трагедия народов", памятник жертвам Беслана или шествие гробов

Фото: РИА Новости

Колония 8-метровых жертв фашистского геноцида выходит из могил и направляется к Кутузовскому проспекту. Надгробные плиты на Поклонной горе вызвали ужас у москвичей и просьбы  "перенести зомби куда-нибудь за музей". Поэтому памятник даже было решено передвинуть внутрь парка, подальше от глаз прохожих. Однако критики назвали эту скульптурную композицию "лучшей работой Церетели". 

Гробами Зураб Константинович в последствие воспользовался еще раз, при создании памятника жертвам Беслана. По замыслу, ангелы из гробов возносят детей на небо. На пьедестале скульптуры разбросаны детские игрушки. Этот монумент ни у кого критики бы не вызвал, но пользователи интернета от души прошлись по сидящему на постаменте Буратино. 

 

Загадки от Церетели

И напоследок предлагаем вам подумать над вопросами, которые возникают у многих, глядя на некоторые работы Зураба Церетели 

Загадка от Церетели №1:  как Георгий Победоносец нашинковал змея на чести тоненьким копьем?

Фото: Public domain

Загадка от Церетели №2: Чем занимаются люди на фото

Фото: Public domain

Загадка от Церетели №3: сколько будет котят? 

Фото: Public domain

 

360tv.ru

Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2018

Биография Зураба Церетели

Детство и семья

Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного времени Константин Иванович трудился в Народном Комиссариате Грузии в должности главного технического инспектора. После отец Церетели был назначен главным горным инспектором республик Закавказья.

Церетели-старший принимал участие в Великой Отечественной войне. За отличную службу был награжден орденами, медалями и благодарностями. Но из-за ранения его уволили в запас в звании полковника. Церетели Константин Иванович после войны принимал участие в восстановлении разрушенных объектов. В это же время он преподавал в Политехническом институте в Тбилиси.

Мать Зураба – Нижарадзе Тамара Семеновна происходила из княжеского рода. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию своих детей, как это принято на Кавказе. Зураб рос в обстановке художественного творчества. Его дядя, брат матери – Георгий Нижарадзе – известный художник-живописец, постоянно брал племянника к себе в дом. Здесь Георгий познакомил мальчика Зураба с деятелями культуры, грузинскими художниками: Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с таким контингентом людей не прошло для Зураба Церетели бесследно.

На уроках в школе юный Зураб много рисовал. Во многих его работах уже тогда зародилось ощущение принадлежности к истории, к жизни страны. Часто на летние каникулы Церетели уезжал в Западную Грузию к своей бабушке, она жила в селе Губи. Здесь будущий художник увидел народную культуру, красоту бытовых предметов, разнообразие природы. Только в Губи Зураб чувствовал себя свободным без городской суеты. Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества.

Академия художеств

Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал. Часто вместе со своими однокурсниками, которые в будущем стали известными художниками: Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки, Зураб путешествовал по Грузии.

В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты. Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Таким образом, Церетели обошел привлекавшие художников места: Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия.

Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку.

Работы Зураба Церетели

После института Зураб устроился на работу в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве.

В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Художник прочувствовал детскую фантазию, где присутствуют сказки, выдумки, но роспись не была выполнена в натуре.

Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. В этой работе он предстал как художник-монументалист. Все Зураба Церетели в Пицунде стали новым шагом в развитии монументального искусства России.

Далее следовали крупные мозаичные работы художника Церетели во многих районах Грузии. Знаменитой работой стало мозаичное панно «Человек, труд - смысл и красота бытия», расположенное на фасаде Дворца культуры профсоюзов. После появилось декоративное оформление ресторана в Тбилиси «Арагви». Эта работа была отмечена Государственной премией. Зураб Церетели принимал участие в оформлении курорта «Боржоми» . В 70х годах скульптор участвовал в создании парка Победы в Тбилиси, его работа «Знамена» вывешена в парке на облицованной стене. Зураб Константинович так же работал в Адлере над монументальным комплексом. Художник применял новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели рисовал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед. Рельеф был крупным и хорошо воспринимался с большого расстояния.

По новой технологии были сделаны работы: монумент в Абаши, композиция «Колхида», «Человек и солнце», «Узы дружбы». Зураб Церетели принимал участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве. Скульптор широко известен за границей. Он был лично знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Политики и деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них. Церетели работал в разных странах мира. Он оформил интерьер здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. Огромное панно «Москва-столица, моя Москв» из нержавеющей стали украшает посольский зал в Токио. В США успех работ Церетели был огромен. Творец работал преподавателем на факультете искусств. За преподавательскую работу Церетели Церетели в Москве создал монументальные произведения.

Он принимал участие в реставрации Храма Христа Спасителя. По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым.

Награды

Скульптор удостоен большого количества наград и званий. Художник является Героем Социалистического труда. Зураб Константинович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1,2,3 степени. Ему был вручен орден «Дружбы народов». Церетели является народным художником РФ, народным художником СССР, народным художником Грузинской ССР. Зурабу Константиновичу вручили «Государственную премию РФ», «Ленинскую премию». Художник является кавалером ордена «Почетного легиона», офицером ордена «Искусств и литературы». Церетели имеет в своей копилке медаль «Во славу Осетии», знак отличия «За заслуги перед Москвой».

Личная жизнь Зураба Церетели

Церетели Зураб Константинович в браке с Инессой Александровной Андроникашвили. У супругов есть дочь Елена. Также художник счастливый дедушка. У него два внука: Василий и Зураб. Внучка Виктория.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

интересные факты из жизни и творчества

4 января выдающемуся грузинскому и российскому живописцу, известному скульптору и педагогу Зурабу Константиновичу Церетели исполняется 83 года.

Sputnik Грузия вспоминает, чем прославился в мире этот талантливый человек. 

Зураб Церетели родился в грузинской семье, в Тбилиси. Его отец Константин Георгиевич (1903—2002) — известный в Грузии инженер-строитель, происходил из старинного грузинского рода Церетели. Мать — Тамара Семеновна Нижарадзе (1910—1991), также представительница княжеского рода. 

© photo: Sputnik / Александр Макаров

Зураб Церетели

Исключительное влияние на молодого Зураба оказал его родной дядя по матери — живописец Георгий Нижарадзе, в доме которого часто бывали самые именитые грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Именно они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши и показали ему удивительный мир живописи. 

© photo: Sputnik / РИА Новости

Советский живописец Давид Несторович Какабадзе

Выпускник живописного факультета Тбилисской академии художеств, Церетели сначала работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, а потом, в 1964 году, обучался во Франции. Именно здесь молодой Зураб общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Художник Пабло Пикассо

С конца 1960-х годов Церетели окончательно решил посвятить себя монументальному искусству и начал активно работать в этой области. Сегодня его скульптурные произведения помимо Грузии и России, находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Беларуси, Литве и многих других странах.

В 1988 году Зураб Церетели был избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1997 же года он является Президентом Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство.

© photo: Sputnik / Владимир Федоренко

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели

Церетели также является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели. В феврале 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почетного легиона. А в июне того же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую "Медаль Почёта". Так Зураб Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды.

Зураб Церетели — президент Российской академии художеств, а также лауреат всех возможных премий и званий. Наиболее известные его работы — памятник Петру Великому, Иоанну Павлу II, монументы "Дружба навеки" и "Добро побеждает Зло". 

© photo: Sputnik / Игорь Михалев

Монумент Зураба Церетели "Добро побеждает Зло" перед зданием ООН в Нью-Йорке

Церетели – автор одной из самых больших статуй Иисуса Христа в мире (80 метров). О статуе известно, что в 2013 году она была отлита именно в городе на Неве, на заводе "Монументскульптура". Однако места памятнику пока до сих пор не нашли – рассматривались варианты установления памятника в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове и Ленинградской области. Как признался маэстро, создание фигуры Христа являлось его давней мечтой и едва ли не главным итогом его творческого пути.

Наряду с бесспорными заслугами Церетели, скульптора часто и много критикуют за его гигантоманию, обвиняют в "монополизации" монументальных проектов в Москве, а также в диспропорциональности и в общем безвкусии. 

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Памятник Петру I в Москве

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге открыли памятник Шота Руставели, автору знаменитой поэмы "Витязь в тигровой шкуре", которую еще называют "грузинской Библией". Поэт изображен в полный рост и держит в руках свой самый известный труд, который занял место в перечне мировых литературных шедевров. Автору монумента Зурабу Церетели удалось передать в памятнике атмосферу эпохи XII столетия: это был золотой век грузинского государства, расцвет культуры и письменности. В Петербурге имя Руставели теперь увековечено дважды — памятник поэту установлен на улице, которой 50 лет назад было присвоено его имя.

Памятник Шота Руставели в Санкт-Петербурге

В Тбилиси на главной площади столицы стоит 40-метровый памятник Святому Георгию Победоносцу, созданный Зурабом Церетели. Именно эту 27-тонную скульптуру в последние годы столичные власти традиционно стали превращать в новогоднюю елку. Кстати, эта новогодне украшенная скульптура-елка не раз попадала в рейтинги стран с самыми необыкновенными и красивыми новогодними деревьями. 

© Sputnik / Levan Avlabreli

Новогодние украшения на Площади свободы

Интересный факт – Зураб Константинович фигурирует в качестве неутомимого жизнерадостного художника-скульптора Звиада Цуриндели в романе писателя Сергея Соколкина "Русская чурка".

Но прежде всего Зураб Церетели — художник. Его живописные полотна – это истинные оды колориту, красоте натуры человека и природе. Церетели очень любит рисовать подсолнухи, портреты случайных и неслучайных людей, а также неожиданные и всегда важные сюжеты из жизни. Вечным же вдохновением творчества Церетели, разумеется, была и остается Грузия и ее неповторимая, богатая и красочная культура.

sputnik-georgia.ru

Не только скульптор. В Петербурге открылась выставка картин Зураба Церетели | События | КУЛЬТУРА

Выставка, на которой представлены сто картин Зураба Церетели, открылась накануне в залах Мраморного дворца Русского музея. Экспозиция состоит из работ, написанных художником в 90-х годах прошлого столетия, а также его последних произведений из циклов «Сны и сновидения», «Цирк», «Хорватия». 

Церетели-живописец

Зураб Церетели больше известен как выдающийся скульптор. Все знают его стометровый памятник Петру I в Москве или монумент с Георгием Победоносцем «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке. Однако этим творчество мастера не ограничивается.

«Церетели мало известен как живописец, - объяснила заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – Русский музей проводит подобные выставки не в первый раз, тем самым открывая великого мастера для публики как художника. Его картины яркие, сочные. Он фантазирует, и на холсте появляется удивительный мир. Несмотря на свою славу, Зураб Константинович очень много работает – с пяти часов утра и до позднего вечера. Живопись – часть его жизни».

В живописи другим жанрам Церетели предпочитает портрет. Мастер рисует своих реальных знакомых и вымышленных персонажей, артистов и ремесленников, красивых женщин и молодых влюбленных.

В своих работах художник часто рисует подсолнухи. Фото: АиФ / Яна Хватова

Позитивный гротеск

На выставке представлены карандашные эскизы и наброски Церетели. Эта серия работ, выполненных в технике шелкографии, так и называется – «Листы из альбома». Здесь изображены разные типажи людей – музыканты, сапожники, торговцы и шуты. В других залах – работы в цвете. Для картин Церетели характерно заполнение всего холста яркими цветами. Его полотна словно сочятся позитивом. Мастер использует гротеск, например, превращая два профиля в одно лицо и окрасив их в синий и зеленый цвета. Всех персонажей Церетели изображает с большими глазами.

В серии «Старый Тифлисъ» изображены яркие грузинские персонажи. Фото: АиФ / Яна Хватова

В серии картин «По Хорватии» представлены пейзажи, выполненные широкими мазками. На них изображена балканская природа, которую художник часто видел во время своих путешествий. В серии «Старый Тифлисъ» Церетели рисует ярких персонажей Грузии, а в «Цирке» обращается к абстракционизму. Например, на картине «Представление №4» изображена ваза, на которой нарисована человеческая голова. Цветок, стоящий вазе, как будто растет прямо из головы.

Выставку, представленную в восьми залах, начинают и завершают скульптурные композиции. Сначала посетителей встречают «Василий Кандинский» и «Казимир Малевич». Именно их творчество во многом отражается в живописи Церетели. Огромный, под потолок, Малевич держит в руках картину «Черный квадрат», а рядом с ним стоят безликие герои других работ художника. Кандинский - в центре между двумя своими картинами. Завершает выставку композиция «Мои любимые художники». Она состоит из бронзовых фигурок Ван Гога, Модильяни, Матисса, Шагала и Пикассо – авторов, черты творчества которых также можно найти творчестве Церетели.

Медный Малевич держит в руках «Черный квадрат» . Фото: АиФ / Яна Хватова

Церетели проведет мастер-класс

К сожалению, сам мастер не смог приехать на открытие выставки в Петербурге. Вместо него присутствовали дочь Елена и внук Василий. «Я очень рад, что эта выставка, одна из лучших выставок моего дедушки, проводится именно в Мраморном дворце, - подчеркнул внук Зураба Константиновича. – Русский музей – красивейший музей России. Я уверен, когда дедушка поправится, он обязательно приедет сюда и проведет для всех мастер-класс».

Экспозицию посетил и Георгий Полтавченко. По словам губернатора, он уже давно знаком с живописью Церетели. «Зураба Церетели настолько знают и любят, что рассказывают про него анекдоты, - отметил Полтавченко. – В нашей стране анекдоты сочиняют только про тех людей, которых уважают».

На открытие выставки приехали Георгий Полтавченко и внук Церетели. Фото: АиФ / Яна Хватова

Выставка картин Зураба Церетели будет представлена в Мраморном дворце Русского музея по адресу ул. Миллионная, д. 5/1 с 28 мая по 11 августа.

www.spb.aif.ru

Искусство Зураба Церетели. Галерея искусств Зураба Церетели

Зураб Церетели — это имя стало почти нарицательным! Его искусство сложно отнести к какому-то конкретному направлению. Искусствоведы считают, что Церетели из тех творцов, которые исповедуют собственную «религию», вовлекая в нее окружающих. Кому-то нравятся работы мастера, а кому-то нет, в любом случае, скульптор Церетели создал большое количество работ украшающих различные города мира. Власти Москвы художника оценили, и выделили под его музей старинный особняк Долгоруковых, где выставлены теперь его произведения. Галерея искусств Зураба Церетели находится по адресу ул. Пречистенка д.19. Вход украшают скульптуры. Билет стоит 300 руб. Дети посещают галерею бесплатно. Заходя внутрь сперва попадаешь в длинный коридор. Здесь и касса, и гардероб. Чуть дальше находится салон, где выставлены художественные изделия. Насколько я понял, это работы не Церетели, и что-то из этого можно купить. В тот момент, когда мы осматривали салон, нам в некотором роде повезло. К нам подошла женщина, и предложила пройти в мастерскую Зураба Церетели, Сказав, что там будет проходить мастер-класс. Мастерская художника находится на третьем этаже, и, как заверила женщина, занятие для начинающих художников будет проводить сам Зураб Церетели. Так мы, ещё даже не успев ознакомиться с музеем, оказались на мастер-классе. Если говорить честно, то мастерская фактически это уже музей, тут есть на что посмотреть. Начинающих художников здесь много, причём под руководством Церетели учатся рисовать, как дети, так и взрослые. Специальный человек выдаёт желающим краски и кисточки. Далее ученики садятся за полотно, и пишут картины на свободные темы. Наш сын решил нарисовать сундук. Когда в мастерской появился Зураб Константинович, он некоторое время с интересом наблюдал именно за нашим художником. Далее он прошёл на рабочее место, и начал рисовать что-то своё. Маленькие дети вполне спокойно подходили к мастеру, о чём-то советовались, и получали от него пятёрки. Зураб Константинович показался мне вполне обычным человеком. Со своим помощником он долгое время обсуждал исторические нюансы взаимоотношений России и Англии, при этом он не отказал мне в фотосъёмке. Рисунок нашего маленького художника в итоге вышел обычным каля-маля. Масляные краски сохнут долго, и забирать произведение мы не стали.... Ну а тем, кого заинтересовал мастер-класс от Зураба Церетели, могу сказать, что здесь на Пречистинке в пятницу, в субботу и в воскресенье всегда проходят занятия. Если Церетели в Москве, то в один из этих дней он обязательно приходит в мастерскую, где что-то всегда подсказывает ученикам. Одна взрослая женщина рассказала мне, что талант к рисованию открылся у неё 5 лет назад, совершенно неожиданным образом. Она также как и мы, пришла сюда в музей, посетила мастер-класс, и с тех пор живопись стала её основным жизненным хобби. После мастерской мы отправились осматривать уже сам музей. Немного забегая вперёд, хочу сказать, что княжеский особняк слегка перестроили. Внутренний двор накрыт теперь большим стеклянным куполом. Рядом интересная скульптурная композиция. Однако, самое главное конечно же находится под куполом — ради всех этих скульптур он и был построен. Заходя сюда из тесного здания, невольно поражаешься величине фигур и авторскому размаху художника. В центре пространства гигантское яблоко. По бокам такие же гигантские барельефы, а также скульптуры людей, оставивших культурный и политический след в истории России. Есть здесь и знаменитые мушкетёры, которых Церетели изготовил для французского города Кондом. На душе становится грустно, когда видишь композицию "Ипатьевская ночь". И всё же, если все персонажи здесь кажутся знакомыми, что же тогда обозначает яблоко? в чём его секрет? Внутрь яблока можно войти. У входа две большие ладони. Рядом табличка со стихами Андрея Дементьева, которые он написал специально для Зураба Церетели. Внутри в полутьме две скульптуры — это Адам и Ева. Они познали тайны бытия.... Впрочем, эти тайны не для детей.... Идём осматривать другие этажи музея. Лестничный проход отнюдь не пуст, здесь тоже есть на что посмотреть. Поднимаемся на второй этаж, где гуляем по залам. Именно здесь я реально понял, что художник Церетели действительно имеет свой неповторимый стиль, и определённое настроение его работы конечно же создают. Нам особенно понравились объёмные картины. Не часто художник является скульптором, как и наоборот. Думаю, сочетание одного с другим как раз и есть неповторимый стиль Церетели. Его картины как будто созданы специально ради скульптур, а скульптуры ради картин.... И даже его "знаменитый" Пётр отнюдь не показался мне страшным и ужасным. Хотя, есть конечно и скульптурки для меня непонятные.... Но есть и классические... Чарли Чаплин – один из самых любимых героев в творчестве Зураба Церетели. Во время поездки во Францию в 1960-е художник увидел огромную книгу о Чарли Чаплине и навсегда заболел искусством этого гениального комика. В галерее есть залы, где периодически проходят выставки других художников.

Если не ошибаюсь, это картина художника Головко?...

Если посетитель устал, он может сесть и полистать журналы и книги посвящённые Зурабу Церетели. Зураб Константинович традиционно уделяет большое внимание библейской тематике. Его барельефы украшают воссозданный из небытия Храм Христа Спасителя. Спускаемся на первый этаж.

turbina.ru

Скандально известные памятники Зураба Церетели

Работы Церетели знают не только в России и бывших союзных республиках, но и во всем мире. Правда, не всегда появление очередного памятника проходит тихо-гладко, а жители города принимаю подарок с распростертыми объятиями.

Памятник Петру в Москве

Бронза, высота - 96 м. Москва

Скандал вокруг этого памятника разгорелся не сразу. Почти десять лет ушло, прежде чем угли заполыхали пламенем. Монумент официально называется «Памятник, посвященный 300-летию Российского флота, или императору Петру Первому». Это бронзовое изваяние, высотой в 96 метров. Появился он там по заказу московского правительства, однако в 2010-м, когда Лужков освободил кресло мэра почти сразу же заговорили о переносе памятника в другое место.

По версии сайта для туристов, Петр работы Церетели вошел в список самых уродливых памятников не то что России, а мира, закрепившись на десятой строчке. Но москвичей возмущал не только внешний вид памятника, 40% ругались на то, что его установили именно в Москве, а не в Петербурге. Однако питерцы от памятника отказались.

Через год после начала бурных осуждений по поводу дальнейшей судьбы памятника, от монумента все-таки отстали. Возможно, на это повлияла сумма, озвученная властями Москвы, которую нужно было бы потратить на демонтаж, транспортировку и установку в другом месте, - 1 миллиард рублей. В любом случае префект Центрального округа заявил, что Петр будет стоять, где стоит.

Сам Зураб Константинович к ситуации отнесся достаточно философски и заявил, что это хорошая реклама для него, а скандал разгорелся из-за того, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II

Высота 3,6 метра

Памятник папе Римскому должен был появиться в Париже еще четыре года назад, тогда с просьбой посодействовать установке монумента в мэрию Парижа обратилась польская католическая миссия. Однако власти французской столицы заявили, что памятник нарушает архитектурный стиль церкви.

Хотели найти монументу другое место, однако дальше разговоров дело не продвинулось, даже несмотря на то, что парижане собирали подписи за то, чтобы установить памятник.

Статуе Папы нашли место в городе Плоэрмель.

Статуе Папы нашли место в городе Плоэрмель.

Слеза скорби

Бронза, хром, никель, титан. Высота - 30 метров, город Байон (США).

После трагедии 11 сентября Зураб Церетели задумал сделать композицию, которая отражала бы масштабы и самой трагедии, и скорбь по погибшим. Монумент получился в виде небоскреба, расколотого посередине. А внутри раскола – гигантская слеза, которая непрерывно омывается водой. Первоначально подарок от России должны были установить на Манхеттене, но незадолго до открытия разгорелся спор, а стоит ли американской стороне вообще принимать этот подарок. В итоге от подарка Манхеттен отказался. А в американских газетах началась целая кампания против и монумента, и самого художника. А в Нью-Йорке и Джерси проходили акции протеста. Еще один ключевой момент, который волновал американцев – стоимость установки. На это нужно было потратить около 3 миллионов долларов. Однако монумент все-таки установили и 11 сентября 2006 года он был торжественно открыт в городе Байон.

"Слеза скорби" в США

"Слеза скорби" в США

"Слеза скорби".

Фото: tsereteli.ru

Статуя Колумба

90 метров, Пуэрто-Рико.

Статую Колумба Церетели создал еще в 1991 году. Тогда скульптор хотел подарить ее США, в честь 500-летия со дня открытия этого континента. От композиции отказались Балтимор, США, Майами и некоторые другие города. Согласились ее установить в Пуэрто-Рико. Кстати, именно с этой статуей сравнивают печально известного Петра в Москве.

Церетели всегда стремится к масштабности.

Церетели всегда стремится к масштабности.

Трагедия Народов

Скульптурная композиция «Трагедия народов». Бронза, высота - 8 м. Москва, Россия

В 1996 году на Поклонной горе установили памятник «Трагедия народов». Монумент представляет из себя шеренгу истощенных 8-метровых людей, которые постепенно превращаются в надгробные плиты. Композиция вызвала неоднозначное мнение у москвичей. Жители писали обращение Лужкову, чтобы памятник перенесли в другое место. Позже композицию перенесли туда, где он не так бросается в глаза.

- Они требовали – если уж нельзя ее уничтожить совсем, то убрать подальше с глаз, в глубь парка, за «спину» здания музея, куда не всякий посетитель и заглянет. Не учли они лишь одного: художественная сила Зураба Церетели так велика, духовное напряжение образов, им созданных столь мощно, что где бы ни стояла группа, она неизбежно будет вплетать свою скорбную мелодию в победную симфонию комплекса на Поклонной горе, - сказано на сайте Российской академии художеств о спорной работе Зураба Константиновича.

Памятник пришлось перенести.

Памятник пришлось перенести.

Памятник Шарлю де Голлю

Высота памятника 8 метров

Сейчас этот монумент красвуется перед гостиницей «Космос» в Москве. Открыли его в 2005 году, однако, когда создавался монумент, планировалось подарить его французам. Но Франция от подарка отказалась. Правда, москвичи, памятник тоже не полюбили. А в народе его называют Луи, поскольку многие думают, что это изображение Луи де Фюнеса в роли жандарма.

Шарля де Голля приняли за Луи де Фюнесса.

Шарля де Голля приняли за Луи де Фюнесса.

Большая тройка

Высота памятника достигает 8 метров.

Скульптура «Большая тройка», на которой изображены Сталин, Рузьвельт и Черчиль, никак не найдет себе место. Композицию хотели установить и в Крыме, и в Благовещенске, и в Волгограде. Но нигде она так и не появилась. Прежде всего это связано с огромными затратами на транспортировку монумента и с идейными соображениями, не все жители однозначно положительно принимали эту новость. Тем более, в последнее время вокруг личности Сталина разворачиваются большие дискуссии.

В Волгограде композиция могла появиться на Набережной, которую специально хотели переименовать в Набережную Мира.

"Большой тройке" пока нигде не нашлось места.

"Большой тройке" пока нигде не нашлось места.

Дерево сказок

Высота - 16 метров

В 1996 году в Московском зоопарке появилась скульптура «Дерево сказок». В 16-метровом изваянии соединены воедино герои различных сказок, а также фигуры животных. Правда в октябре 2013-го года директор зоопарка заявила, что эта композиция, скорее всего, из зоопарка исчезнет.

"Дерево сказок2 может навсегда покинуть Московский зоопарк.

"Дерево сказок2 может навсегда покинуть Московский зоопарк.

"Дерево сказок" может исчезнуть из Московского зоопарка.

Фото: .tsereteli.ru

Дружба навеки

Этот монумент, который был возведен к двухсотой годовщине присоединения Грузии к России, в народе прозвал «шашлыком». Композиция составлена из русских и грузинских букв, складывающихся в слова "Мир", "Труд", "Единство", "Братство". А коллеги-художники обвинили Церетели в страсти ко всему большому. После конфликта с Грузией в августе 2008-го отношение к монументу стало и вовсе неоднозначным. Кстати, памятник этот был парным. Вторая часть «Узы дружбы» была установлена в Тбилиси, но в 1991 году памятник взорвали.

Вторую часть монумента в Грузии взорвали.

Вторую часть монумента в Грузии взорвали.

www.kp.ru

Церетели — Lurkmore

Такой роскоши, как нынче, я давно не встречал. Сидели мы на террасе, куда вели двери только из наших номеров. Лучших номеров лучшей в городе гостиницы «Геллерт». Сидели втроем: я, Жерар и Антуан. Аквиникум встретил нас почти по-летнему теплой погодой, и сидеть в четырех стенах не хотелось. На столе было и белое и красное вино, и персиковая наливка, и изобилие легких закусок: от знаменитой на всю Державу гусиной печенки по-гечейски до сыра на палочках по-аквиникумски. Для серьезной еды время еще не пришло, мы только что проснулись после последнего, самого долгого и тяжелого перегона. В город мы приехали глубокой ночью, разглядеть его толком не удалось, да и глаза уже слипались. — Вот эта гора, — протянул руку Жерар, — носит имя Святого Геллерта. Терраса выходила как раз на эту гору… ну, может, и не гору, а высокий крутой холм. Очень живописный, украшенный во многих местах беседками, виадуками, скульптурными группами. — Давным-давно проплывал по Дунаю епископ Геллерт, — продолжал рассказ Жерар. — Увидел он Аквиникум и вышел на берег, чтобы проповедовать здесь Слово Божье. Но в ту пору Аквиникум был как раз под османскими язычниками, и они схватили епископа. Засунули его в бочку, не поскупились — вбили в бочку сто одиннадцать гвоздей и, насмехаясь: «Спасет ли тебя твой Бог»? — скатили вниз с откоса. Но епископ Геллерт и впрямь имел Слово сильное и праведное. Произнес он Слово и взял на него все гвозди из бочки, ничуть при этом не поранившись. А потом, когда бочка упала в воды Дуная, взял он на Слово и все клепки из бочки, развалилась она, и вышел Геллерт на берег целым и невредимым. Увидав это, поганые язычники устыдились и испугались. А епископ Геллерт построил храм, употребив для того все сто одиннадцать гвоздей из бочки, и проповедовал там веру в Искупителя и Сестру. С тех пор в Аквиникуме вера укрепилась и прирастала непрерывно. — Красиво, — согласился я. — Только с такой горы скатиться в бочке, пусть даже без гвоздей, мало не покажется. Все кости переломает. И от этого, уж поверьте, ваше преосвященство, никакое Слово не спасет! — Это предание, — согласился Жерар. — Что-то в нем, быть может, искажено или приукрашено. Аквиникум — красивый город. Ну, не самый красивый из тех, что мне доводилось видеть, но все-таки шарм в нем был. Величественная Буда, встающая на холмах по левому берегу Дуная, деловой Пешт, район мастеровых и торговцев, множество мостов занятных конструкций, обилие скульптур — были тут и обычные, полководцам и наместникам, а были и занятные: к примеру, памятник тому самому Геллерту — циклопических размеров каменная бочка, раздирая которую, вылезал на свет Божий мускулистый, словно борец, епископ. Размером бочка была с дом в три этажа, и выглядела устрашающе. Памятник делал какой-то знаменитый руссийский скульптор, за большие деньги выписанный в Аквиникум, но восторга у жителей он явно не вызывал.

lurkmore.to


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта